Jews in medieval Armenia
Михаил НОСОНОВСКИЙ (Бостон)

О ЕВРЕЯХ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ.


 
Армения является одной из немногих стран, о присутствии евреев в которой почти не известно, несмотря на то, что практически все соседние страны (Грузия, Азербайджан, Турция, Курдистан, Персия, северный Кавказ) имеют заметные еврейские общины. Существуют легенды о том, что в I в. н.э. царь Тигран переселил из Иудеи в Армению несколько тысяч евреев. Есть также версия о еврейском происхождении царского рода Багратидов (правили с VIII в. н.э.), но никаких материальных подтверждений у подобных легенд нет. Византийский летописец Фауст сообщает о том, что персидский уарь Сапор II (310-380) увел в плен из городов Армении тысячи евреев [1]. В Талмуде упоминается мудрец Яков из Армении (Гиттин 48а), в трактате Йевамот 45а говорится о выкупе из Армении еврейских пленников. В средневековой еврейской литературе есть отдельные упоминания о евреях в этой стране, однако, следует учитывать, что исторически под Арменией могла понималась территория, включающая весь Кавказ и Курдистан.

В последнее время в прессу просочились сообщения [2] о находке в 1996 году нескольких еврейских надгробий в районе населенного пункта Ехегиз в Сюникской области Армении. О памятниках сообщил армянский священник Абрам Мкртчян, они были исследованы в 2000-2001 гг. группой израильских археологов во главе с проф. Михаэлем Стоуном и Давидом Амитом. Согласно опубликованным сообщениям, одна из надписей на иврите с примесью арамейских выражений гласит: «Niftar Baba bar David be-khodesh Tammuz shenat aleph-taf-resh - dokhran tav lenichot nafshata» («Скончался Баба, сын Давида в месяц Таммуз, год 1600, да упокоится его душа»). Селевкидская эра широко употреблялась на Ближнем востоке, 1600 год соответствует 1289 г. н.э. Еще одна надпись датирована 1266 годом н.э. Всего обнаружено несколько десятков камней. Исследователи отмечают уникальность находки.

Следует сказать, что подобная находка не является единственной. Сейчас практически никто не знает, что в 1912 году в журнале «Христианский Восток» была опубликована заметка об аналогичном памятнике, найденном в том же месте. В 1910 г. крупнейшему русскому востоковеду академику Марру прислали фотоснимок еврейского надгробия, найденного в саду в мусульманской деревне Алагяз в Шаруро-Даралагезском уезде Эриванской губернии, т.е. в исторически известном местечке Ехегисе области Вайоц-Дзора. Камень размером 1.4 на 0.6 м содержит надпись в четыре строки (как и в недавно обнаруженных надписях, две строки на одной стороне камня содержат имя погребенного и две строки на другой - благопожелание). Надпись по просьбе акад. Н.Я Марра была расшифрована профессором П.К.Коковцовым (крупнейшим русским гебраистом) следующим образом:

Niftar ha-bakhur ha-kasher he-‘anaw // mar khawaga Sharaf ’aldin ben ha-zaqen khawaga Sabay S[ofo]”T[ov] // melekh ha-kavod yanikhehu ‘im ’Abraham Yickhaq we-Ya‘aqov // We-Yeqayyem ‘al qavrato yikhyu metekha navlati yaqumun we-g[amre] shenat ATTKh

Скончался честный, праведный, смиренный юноша, // господин наш, хаваджа Шараф-эд-Дин, сын Сабая, да будет ему благой конец. // Царь Славы, да упокоит его вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом // и исполнит в отношении его погребения «оживут мертвые твои, мои трупы восстанут.» [Ис. 26:19] Год 1808 [селевкидской эры = 1496/1497 н.э.].

Таким образом, если датировки памятников верны, можно говорить о существовании еврейской общины в Ехегисе не только в конце XIII века, но на протяжении более 230 лет по крайней мере вплоть до конца XV столетия. Согласно некоторым сообщениям, надпись на стене армянской церкви близ Ехегиза гласит, что земля, на которой она установлена, была приобретена у евреев. Обращают на себя внимание мусульманские имена и титулы в надписях: Баба, Шараф-эд-Дин, Сабай, хаваджа («господин» или «учитель»). Последний заимствован из персидского языка, что, вероятно, свидетельствует о персидском происхождении и разговорном языке общины. Использование библейских цитат и арамейских выражений говорит о высоком образовательном уровне членов общины. Можно предположить, что община в Ехегезе сыграла определенную роль в формировании ираноязычной татско-еврейской общины Азербайджана и Северного Кавказа. К тому же периоду после татарского нашествия первой половины XIII века относятся и древнейшие из надежно датированных памятников из Чуфут-Кале в Крыму.

Сопоставление двух археологических находок позволяет сделать вывод о продолжительном существовании еврейской общины в Армении и добавить эту страну к списку стран средневековой еврейской диаспоры.
 

Памятник 1496/1497 г. из Ехегиза в Армении ("Христианский Восток", 1912, т 1)

ЛИТЕРАТУРА

1. Армения // Еврейская Энциклопедия. – СПб, [1910]. – т. 3. - кол. 145-146.

2. Stones from the River // Jerusalem Report, 24 Sept 2001,  K. Brook. The Unexpected Discovery of Vestiges of the Medieval Armenian Jews // Los Muestros: The Sephardic Voice. - No. 45 (December 2001),  Dafna Levy. The lost Jews of Armenia // Ha-Aretz (цит. по Интернет-сайту http://www.sephardichouse.com/armenia.html accessed 1/30/2002).

3. Еврейская надгробная надпись XV века в Эриванской губернии // Христианский Восток. - 1912 г. – Т. 1. - Вып. 3. - С 353-354

(с) M. Nosonovsky. Feb. 2002



___Реклама___