Frenkel1
Виктор Френкель

И просить не надо
(О статье В.Букарского "Прошу считать меня антисемитом")




         От редактора. Предлагаемая читателю статья уважаемого Виктора Френкеля посвящена важной теме "антисемитизм в Интернете", к которой мы уже не раз обращались на страницах нашего журнала.
         Мне кажется, эта тема еще недостаточно осмыслена и само понятие "антисемитский сайт" многими понимается по-разному.
         В мировом Интернете (не только в русскоязычном) существует, к сожалению, огромное число откровенно фашистских, нацистских и неонацистских сайтов. Во многих странах (пока еще не в России) с такими сайтами борются правозащитные органы, иногда сайты закрывают, бывает, что дело доходит до суда, но у гидры нацизма постоянно отрастают новые головы.
         Этот случай, пожалуй, самый понятный, это явный криминал с точки зрения законов большинства демократических государств.
         Сложнее обстоит дело с сетевыми изданиями, которые на словах открещиваются от антисемитизма, но на деле не могут без него существовать, так как их издатели видят в антисемитских публикациях залог высокой "читаемости" их изданий.
         Особую роль при этом играют так называемые "Гостевые книги" или "Форумы", которые стали неотъемлемыми частями сетевых изданий.
         Именно Гостевые книги придают сетевым журналам ту живую связь с читателями, которой лишены традиционные "толстые" и "тонкие" бумажные издания. Но у этой медали есть и вторая сторона. Гостевые книги предоставили их посетителям огромную свободу выражения своих мыслей при практически полной безнаказанности и анонимности. Эта свобода создает благоприятную среду для мелких пакостников и хулиганов, поле деятельности которых ограничивалось ранее стенами поъездов и общественных туалетов. Сейчас выступления подобного "автора" может читать практически весь мир.
         Следить за опрятностью своей "гостиной" должен издатель соответствующего журнала или альманаха. Там, где это действительно происходит, обстановка вокруг сетевого издания сохраняется вполне интеллигентной. Есть немало примеров таких достойных сайтов.
         Но, во-первых, работа по "уборке гостиной" требует много времени и сил. Во-вторых, ограничения "свободы слова" могут отпугнуть многих посетителей Гостевых книг и читателей сетевых изданий. И, в-третьих, состояние "вялотекущего скандала" в Гостевой книге повышает посещаемость сайта.
         Нельзя забывать, что высокая посещаемость сайта приносит его хозяину не только моральное удовлетворение, но нередко и материальное поощрение за счет размещения рекламы (баннеров).
         В силу этих причин хозяева многих страниц в Интернете "сквозь пальцы" смотрят на явно антисемитские высказывания на своих Форумах.
         Часто на таких сайтах складывается почти профессиональная команда "скандалистов", которым для очередного скандала нужен только повод. И его не приходится долго ждать.
         Как в опытной шайке "наперсточников", здесь все роли распределены и хорошо освоены. Есть, обычно, место и для своего, "хорошего" еврея, который складно подпевает команде и создает видимость объективности. Наруку "наперсточникам" играют и те посетители сайта, которые пытаются логикой и здравым смыслом противостоять антисемитам. Результат получается, как правило, противоположным ожидаемому. Склоки - стихия скандалистов. На этом поле их не переиграть.
         Здесь весьма уместно вспомнить мудрого Марка Аврелия: "Лучший способ защиты -- не уподобляться". У наперсточника нельзя честно выиграть, подлеца не убедить, что он подлец.
         Сайт, о котором пишет Виктор Френкель, не относится ни к одному из рассмотренных выше типов. Это "еврейский" сайт, одной из задач которого является борьба с фашизмом и антисемитизмом. Однако стремление опубликовать как можно больше разноообразных материалов по еврейской тематике приводит к тому, что редакция сайта допускает иногда двусмысленные материалы, содержащие спорные или даже антисемитские высказывания. Гостевая книга этого сайта практически не модерируется. Поэтому там встречаются самые грязные и нецензурные записи. То, что процитировал Виктор Френкель, далеко не самый гнусный текст.
         Интернет играет все большую роль в общении, сетевые издания постепенно осваивают территорию традиционных журналов и газет. Важно, чтобы микробы национализма и фашизма не вошли вместе с новыми изданиями в наши дома.
         Евгений Беркович

        Заглянул я как-то на сайт sem40. Моё внимание привлекла статья под интригующим для такого сайта названием: «Прошу считать меня антисемитом». Интересный подход к снаряду, как говорят спортивные комментаторы.
        Ладно. Читаем:
        «Однажды, когда вся страна смотрела съезды…, один из популярнейших в то время "демократов", обладавший характерной крючконосой внешностью, стал поливать грязью свою страну. "Ах ты жид пархатый!" - такова была реакция моей еврейской бабушки».
        «Стал поливать грязью». А что именно он говорил? Вообще, о ком это? Ведь выступления на съездах все известны, известны имена демократов, известна их внешность. Кто, «популярнейший в то время», «поливал грязью»? (Жириновский? Он ведь и либерал, и демократ.) И при чём тут его «крючконосая внешность»? Ведь на съезде было немало кавказцев…
        Эта словцо встречается в статье не раз. Дальше сказано «…о тех крючконосых телекомментаторах CNN и НТВ…» Опять крючконосые... Автор явно убеждён, что форма носа – обязательный признак «еврейской расы». (Николай Васильевич Гоголь переворачивается в гробу. Помните его нос? У него, кстати, есть и повесть «Нос».)
        Всё разбирать нет ни времени, ни сил. В конце автор пишет: «Быть Евреем - это привилегия. И право именоваться Евреем надо заслужить. Еврей - это не обязательно тот, кто сидит в тюрьме и объявляет голодовки, требуя разрешить ему репатриироваться на Родину. Еврей - это не обязательно тот, кто даже будучи американским гражданином, действует на благо своего народа, как Йонатан Поллард. Еврей - это не только тот, кто защищает с оружием в руках собственный дом в еврейском квартале Хеврона или дежурит с автоматом у каравана на холме в Иудейской пустыне. Еврей должен просто любить свою землю и свой народ, не торговать Родиной, не гадить там, где живет.
        Евреям не за что извиняться или оправдываться перед жидовней, место которой - у параши. Простите, в вышеописанной очереди за денежным вознаграждением.»

        Много риторики, но ничего конкретного. Грубая литературщина. Почему же еврей «это не обязательно тот, кто сидит в тюрьме и объявляет голодовки, требуя разрешить ему репатриироваться на Родину»? А кто ещё сидел в тюрьме и объявлял голодовки, требуя отпустить его на Родину? Не Макашов же.
        Если уж применять эпитет «поливает грязью», то это можно сказать именно про самого Букарского, его лексику: жид, жидовня, крючконосые…
        Я подчеркнул выше одно место: « Еврей должен…не торговать Родиной?» Неужели это всерьёз?. Статья ведь начинается с анекдота, где как раз высмеивается это вздорное обвинение против евреев. А оказывается, автор всерьёз зовёт евреев «не торговать Родиной». «Не гадить там, где живёт». Опять риторика того же сорта. Кто конкретно «гадит» и что это значит – не объясняется. И – в завершение – сочный эпитет «жидовня». Кто же это? А так, видимо, можно называть «плохих евреев», которые, конечно, торгуют Родиной, гадят там, где живут и т.д. А звание «еврея» ещё нужно заслужить (У Букарского?) Иначе – жид, да ещё пархатый (хоть ты, возможно, и совсем без волос. Перхоть – по украински «пархоть»).
        Есть ещё такой пассаж: «Пусть простят меня те, у которых слово "жидовня" вызывает тяжелые и неприятные ассоциации. Рожденный становиться и ползать раком никогда не обрастет крыльями». Ах, «те»! А у самого автора это слово разве не вызывает никаких «ассоциаций»? Он сам не относится к «тем»? Ну да, он ведь не ползает, он воображает себя соколом, ничего общего не имеющим с «теми». Им «место у параши» (так в тексте!). А автора место где? Не у параши, значит на нарах, по той же аллегории?
        Хоть автор и клянётся, что он внук раввина, но вся его лексика этому противоречит. Сомнительно.
        Есть и более мелкие нестыковки. О гибели еврейских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде автор «узнал от бабушки». Но ведь это 1972-й год. Смотрел ли автор телевизор? Читал ли газеты? Можно только гадать о возрасте автора. Дед, контуженный фронтовик, парализованный «после войны», умер, когда автору «не было 4-х лет». Почему-то автор избегает называть точные даты, хотя имя деда дано полностью, но не бабушки.
        Так что, на просьбу автора, выраженную в заголовке, нужно ответить – пожалуйста! И просить не надо!
        Вообще, на сайте sem40 печатаются довольно странные материалы. Например, одна рубрика названа «Почему нас не любят?» Казалось бы об антисемитизме, его формах и причинах написано много серьёзных книг и статей. Зачем так поверхностно касаться темы ксенофобии? Не любят ведь многие и многих. Есть и русофобия, и германофобия, и антиамериканизм. Воюют азербайджанцы с армянами, грех геноцида лежит и на турках, сложны отношения поляков с русскими, украинцами, немцами и т.д. Но никогда не найдёшь на русском сайте такой рубрики: «Почему нас не любят?»
        Ещё примечательный факт.
        В форуме сайта опубликовано письмо: «"Жидовское иго, или за что народ любил Сталина." Поместил az`TACC on 24-01-02, 10:26:24» Пересказывать не буду, но и по заголовку видно, о чём речь.
         И это несмотря на то, что администрация предупреждает:
        «Если у вас есть, что сказать - добро пожаловать! Если слово "еврей" вызывает у вас скрежет зубовный и оскомину - ступайте прочь, какое дело еврею мирному до вас?»
        Тем не менее, публикуются и такие материалы, уж не знаю, несёт ли администрация ответственность за это.




___Реклама___