Tartakovsky1
Маркс Тартаковский

 

ВС-ВЫШНИЙ и мы



    
    
     В №№ 27-28 «Заметок» я писал о том, что идеология иудейских ультра-ортодоксов разделяется, в сущности, русскими шовинистами, и что идеология эта, по сути, враждебна еврейскому государству. Кстати, последние узаконения Кнессета подтверждают мою нехитрую мысль. Из возражений мне постоянного автора «Заметок» Эдуарда Бормашенко (№ 29) можно понять, что, напротив, ортодоксы представляют собой сливки демократического израильского общества. Я указал на передержку (речь шла ведь об ультраправых) и напомнил о квинтэссенции их мировоззрения, выраженной в публичном заявлении председателя парламентской партии ШАС Элиягу Ишая: «Демократы говорят о равенстве людей. Но какое может быть равенство между евреем и гоем!». (Тот же № 29).
     Реагируя на подчеркнутую веру во Вс-вышнего, постоянно декларируемую моим Оппонентом, я задал вопрос, мучающий не меня одного: где был ОН в годы Холокоста?
     Отклик Оппонента (№ 31) почему-то озаглавлен почти вызывающе: «Я не дам им выиграть!» «Им» – это Гитлеру и, надо думать, присным его. Я благодарен Оппоненту за то, что он не обминул главный вопрос, но считать ли ответом следующие слова? (Везде далее стилистика Оппонента). «Итак, где был Он (имеется в виду Вс-вышний) в годы Холокоста? Если оставить ерничество, а тема такова, что его придется оставить, то с этим „шестым доказательством" небытия божьего любому искренне верящему человеку справиться нелегко. Впрочем, как заметил рав Адин Штейнзальц, доставать всякий раз тяжелую артиллерию Холокоста нет надобности».
     Что ж, на нет - суда нет. Ничего не попишешь.
     Обращусь к позитивной информации. Оппонент очень ясно заявляет о себе: «Я – физик, и уважаю эмпирические факты». Не будучи физиком, я тоже уважаю факты, и два абзаца этой пламенной статьи показались мне не совсем соответствующими один другому.
     Первый: «Чего хотел Гитлер: Гитлер хотел чтобы евреев не было. Так вот, если я сегодня начну жрать свинину, перестану возлагать тфилин и изучать Талмуд, то еврея Эдуарда Бормашенко не будет. А это значит, что Гитлер выиграл свою войну против меня. А я не хочу ему помогать. Мне ужасно лень вставать в пять утра и шлепать пешком в синагогу полчаса. Так хочется еще поспать перед работой. Но я не могу себе позволить, чтобы Гитлер выиграл... Я упорно и тупо сопротивляюсь Гитлеру, и после работы иду на урок Талмуда, хотя куда приятнее мне было бы посмотреть старый, добрый фильм. Я не дам им выиграть».
     («Швейцар за стеклянной дверью читал газету в назидание прохожим». Лев Толстой).
     Другой абзац: «Я возлагаю утром тфилин, потому что в этом вижу свой религиозный долг, выполнение прямого повеления Вс-вышнего, а не потому что усматриваю в этом действии «наш ответ Гитлеру» (см. выше! - М.Т.), и Талмуд изучаю не из этнографического или культурологического интереса, а оттого что в этом состоят мои обязанности верующего еврея. Но как ни странно, и лучшего ответа на вызов Катастрофы, и лучшего способа приобщения культуре, нежели выполнение мицвот, я не сыскал».
     Человек слаб, и не станем удивляться тому, что пламенно верующему, оказывается, всё же приятнее посмотреть кино, чем изучать Талмуд. Но в первом случае (абзаце) Э. Бормашенко, по его же словам, выполняет свой религиозный долг для того, чтобы насолить Гитлеру, во втором (напрочь перечеркивая сказанное им выше) – он выполняет прямое повеление Вс-вышнего. Понимать ли так: Э. Бормашенко избран в качестве меча Б-жия, чтобы вопреки собственной слабой природе насолить Гитлеру, посмертно отплатить ему за злодеяния, которые Вс-вышнему в свое время так и не удалось ни предусмотреть, ни отвратить?
     Мне, автору серьезной (как признаётся) работы по теории эволюции («Человек ли вершина эволюции?», М. «Знание», 1991) понятно, как бесконечно трудно объяснить всю невообразимую сложность Мироздания, исключая причастность к сему Создателя. Но понятно и то, что Его присутствие внесло бы еще большее смятение в мою душу: пришлось бы разбираться и с Его собственной физической и духовной сущностью. Физик, уважающий эмпирические факты (а так представляет нам себя Оппонент), должен меня понять.
     И ещё. Веря во Всевышнего и Всеведущего, как допускаете вы (обращаюсь здесь и к другим возможным оппонентам), что Ему нужны (и даже лестны) все эти ваши «ужимки и прыжки» (словами дедушки Крылова): ежеутреннее прикручивание коробочек-филактерий к голове и руке (возлагание тфилин), целование икон с Его предполагаемым обликом, нижайшие поклоны лбом о пол - задницей к небу, свечи, жертвоприношения, все эти молитвы, которые для Вседержителя должны звучать полной нелепицей? К чему постоянные изъявления верноподданничества и униженной благодарности? ОН – кто: столоначальник, ротный старшина, судебный исполнитель?.. Неужели не замечаете, что снижаете Всемогущего до своего собственного небольшого уровня? ЕГО меряете какой-то портновской меркой.
     Вполне возможна вера в Создателя без участия в нелепом и глупом маскараде, позорящем сколько-нибудь мыслящего человека. Недостаточно разве – вести себя достойно, гуманно, разумно, - может быть, и впрямь рассчитывая на загробное воздаяние?..
     Причину теракта в Иерусалиме осенью 2003 свидетель с ухоженными пейсами из-под черной шляпы, объяснил нам в телепередаче «Сегодня в Израиле» (RTVi 26.12): «Взорвался автобус с религиозными евреями, потому что мужчины и женщины ехали вместе. ОН (был поднят указательный палец) этого не любит».
     Идиот видит своего Г-спода таким же мелочным и злобным, как и он сам. Так опорочить религию не смог бы никакой безбожник.
     После вышесказанного несложно возразить Оппоненту с его заботой о подрастающем поколении.: «Факты состоят в том, что третье-четвертое поколение евреев, оторвавшихся от Торы ассимилируются полностью». Странная забота! Сам уважаемый Оппонент жалуется, что над его самоотверженной религиозностью посмеиваются подростки даже на израильской улице. «По-видимому, ему (одному из подростков. – М.Т.), как и г-ну Тартаковскому, не понравилось выражение моего лица» (№ 29).
     (Смиренно принимаю на себя вину, хотя не имел чести видеть г-на Бормашенко с его крепкими кулаками, о которых он тоже пишет, даже на фотографии).
     Да и как быть с нерелигиозной молодежью? Неужели довольно простые мысли, высказанные мной здесь, не приходят в голову никому другому? Неужто мы, евреи, обращены только в прошлое? Неужели само сотворение государства, его великолепная уже более чем полувековая история ничего не говорит нашему юношеству? Кто же, как не она, так самоотверженно защищает страну! Одни ли сплошь верующие? У всех ли еврейские мамы? А если папы?..
     Нет, новую молодежь не загнать уже в смрадное гетто! Что скрывать, наши бонзы первыми сами туда нас загоняли.
     Руководители еврейских общин Германии в панике от того, что никак не удается привлечь новое поколение к их религиозным упражнениям. В Израиле, идущем по пути демократии, религия всё решительнее отделяется от государства. (Хотя сделать предстоит ещё многое). Но мы в нашем рассеянии не окажемся ли в своих нелепых кипах первобытным народцем (как уже бывало в нашей истории) посреди, в общем-то, цивилизованного европейского курятника?..



   



    
___Реклама___