Farber1
Яков Фарбер

 

Евреи в российской провинции
Заметки по истории тамбовской еврейской общины
(окончание, см. №№ 35,36)



    
    
     С началом перестройки характер антисемитизма в корне изменился. Следует признать, что с государственным антисемитизмом было покончено после отстранения коммунистов от власти. Политические деятели еврейской национальности стали избираться и назначаться на ответственные должности в самые высшие эшелоны власти. Это, конечно, не означает, что антисемитизм прекратил своё существование в России, наоборот, он усилился и принял наиболее зловещие формы. Черносотенная рать вновь подняла голову и, воспринимая демократические свободы, как вседозволенность, развернула невиданную по своим масштабам антисемитскую компанию.
    Конечно, лидирует во всех этих акциях, по-прежнему коммунисты. Они никак не хотят выпускать из рук этот, привычный им, юдофобский жупел, и поэтому у них по-прежнему в ходу набивший оскомину лозунг: "бей жидов, спасай Россию". Никакого осуждения не встречали у лидеров КПРФ, гнусные, антисемитские высказывания "храбрейшего" генерала Макашёва, бывшего Краснодарского губернатора Кондратенко, нынешнего депутата Гос. Думы, "гиганта мысли" Шандыбина и многих других "квасных патриотов". С самого начала перестройки и демократических преобразований в стране, коммунисты потерявшие власть, в бессильной злобе во всём обвиняли евреев. Более того, отзвуки этих громогласных заявлений доходили и до провинций.
    Пользуясь полной безнаказанностью, в период нахождения нашей области в "красном поясе", коммунисты на всех своих сборах убеждали народ в существовании "жидо-массонского" заговора и, что вся высшая власть в стране в руках евреев. На транспорантах обозначалась доподлинная фамилия Президента. Оказывается, что он вовсе не Борис Ельцин, а Борух Эльцин, академик Андрей Сахаров стал Абрамом Цукерманом и т. д.
    Мне как-то довелось понаблюдать со стороны за подобным действом, которое было организовано коммунистами. И где? На Интернациональной улице. У подножия памятника "великому интернационалисту" из уст депутатов Госдумы, руководителей обкома КПРФ звучали антисемитские призывы, способные разжечь межнациональную вражду. После таких "страстных" речей, обстановка в толпе накалялась, и люди были готовы к решительным действиям. Что же мы удивляемся, что на еврейском кладбище с чёткой закономерностью, через каждые три года, устраиваются бесчинства. В период предвыборной компании по выборам депутатов в городскую Думу и Мэра города в ноябре-декабре 1996 года распространялись листовки с такими заголовками: "Вставайте люди русские!" или
    "Кто руководит в русском городе Тамбове?" Листовки были подписаны региональным отделением Русской партии, выступающей вместе с КПРФ в составе оппозиции к действующей в стране власти. С их точки зрения старинным русским городом Тамбовом управляют евреи. В числе перечисленных "управителей", только я один оказался по-настоящему евреем, а упомянутые в этом списке бывший мэр В.Н. Коваль, ныне здравствующий А.Ю. Ильин и другие видные политические деятели никакого отношения к евреям не имеют. Ушаты грязи выливались на упомянутых лиц, и мне тогда подумалось, что у авторов этих "подмётных листовок" нет более важной задачи, чем борьба с моим народом. К концу 90-х годов, антисемитская компания достигла своего апогея, и мне пришлось обратиться в редакцию газеты " Тамбовская жизнь" с просьбой - предоставить мне, депутату Областной Думы, возможность хоть как-то ответить на беззастенчивую клеветническую, антисемитскую компанию. 12 декабря 1996 года ТЖ опубликовала довольно обширное интервью со мной под названием "Тень расизма: выдумка или реальность?" С подзаголовком: "Размышления о межнациональных отношениях в эпоху создания демократического общества".
     В последние годы, в достаточно короткий срок, появились "большие знатоки" еврейского менталитета, берущиеся решать извечный "еврейский вопрос". Некоторые из них, поучающие целые народы, как им "обустраивать жизнь" и претендующие на роль оракулов и провидцев, предсказывают неисчислимые бедствия всему человечеству от "глобального жидо-масонского заговора". Ввиду отсутствия какого-либо контроля за печатной продукцией в народные массы хлынул грязный и зловонный поток антисемитской литературы.
    Передо мной прекрасный образчик подобного рода произведений под названием "Еврейство и Россия", (изд. Тамбов, 2001г., редактор В. Герасин) Автор этого, с позволения сказать "шедевра" полковник Белоглазов, тоже пытается обучить народ, как разрешить "еврейский вопрос". В нумерованном перечне рекомендаций, имеется следующая сентенция: "2. Истреблением евреев - еврейскими погромами, привлечением гитлеровских методов борьбы с еврейством ("айнзацкоманды", "зондеркоманды" и т. п.). Не будет евреев - не будет и еврейского вопроса " Правда, тут же автор, с сожалением добавляет: "…но это из области фантазии." (стр. 137).
    И, в том же заключении далее: "Мы далеки от того, чтобы восхвалять или идеализировать Гитлера, но некоторые моменты из его политических убеждений заслуживают внимания. Именно Гитлер указал и безукоризненно обосновал, что транснациональный финансово-промышленный, в основном сионистский, капитал и талмудо-масонские социально-культовые структуры (?), создавая видимость демократии и свободы, сокрушая национальное единство и самобытность других народов, ввергают человечество в пучину разврата, духовного разложения, нищеты и рабства, то есть, являются той силой, через которую демоны все больше и больше захватывают нашу планету" (стр. 139).
    Далее следовали, просто поражающие своей проникновенностью, мысли: "Надо убедить русских, что никакими особенными умственными способностями еврейская нация не обладает". (выделено автором жирным шрифтом), и далее: "Для евреев характерно хамство, грубость, враньё, круговая порука, открытый национализм и чувство пренебрежения к другим нациям.. Россия для русских".
    Читал, я сей "опус", и своим глазам не верил. Всё время задавался вопросом: неужели этот бред изложен на бумагу и издан в виде книги в третьем тысячелетии, а не во времена средневековой инквизиции? Какой же это великолепный подарок покойнику - Гитлеру, опыт которого, в деле "окончательного решения еврейского вопроса", показался бывшему политруку Белоглазову весьма привлекательным.
    В настоящее время по воле судьбы, а вернее по воле врачей, я живу в Германии, в стране, где во времена фашистского правления антисемитизм был возведен в ранг государственной политики. Вся эта система канула в Лету, и первым законом принятым после войны, был закон о запрете нацизма и экстремизма. Было также принято решение о возрождении еврейства в стране, буквально во всех городах и селениях, там, где имеются еврейские общины, открываются синагоги, издаются еврейские газеты и журналы, создаются самые разнообразные очаги еврейской культуры. Издание здесь книги, подобной "тамбовскому шедевру" здесь просто невозможно. Это, конечно, не значит, что антисемиты исчезли вместе со своим учителем и вождём, но им не дает развернуться, принятый полвека назад Государственный закон.
    Не так давно, здесь в Германии, всё же объявился один последовательный сторонник крайних мер по отношению к инородцам, и, конечно, прежде всего, к евреям. Это был известный, публичный политик, один из лидеров СвДП, депутат Бундестага Мёллеман. Он, за свои антисемитские высказывания был смещён с партийных постов, исключён из парламентской фракции. Собственная партия отвернулась от него. Ему ничего не оставалось, как покинуть этот мир, и он это сделал с показным "нероновским артистизмом" - выпрыгнув из самолёта и, сбросив с себя ранец с парашютом "шмякнулся об оземь, аки мешок с добром". Мне кажется, что это хороший пример для подражания рьяным юдофобам Макашёвым, Кондратенкам, Белоглазовым и иже с ними.
    Год тому назад члены Тамбовской еврейской общины, учитывая моё увлечение журналистикой, обратились ко мне с просьбой внимательно прочитать сей "бесценный труд", дать ему соответствующую оценку и ответить автору через областную газету. Две первые просьбы я выполнил, а вот третью, умышленно, выполнять не стал. Зачем же тиражировать абсолютно безграмотные размышления нездорового человека? Слишком много чести.
    Вдумываясь во всё происходящее на благословенной Российской земле, невольно задаёшься вопросами: 1) кому выгодна развёрнутая, ещё в советские времена и непрекращающаяся по сей день антисемитская пропаганда? 2) Какую цель преследуют устроители этих акций? Ответы на эти вопросы очевидны: вся эта юдофобская компания нужна тем, кто, потеряв власть в Великой Державе, пытается обвинить в этом евреев. На этом привычном настрое сплотить российский народ. А цель одна: изгнать евреев из России. И, с прискорбием, надо отметить, что в этом отношении они преуспевают: Опасаясь погромов и репрессий, евреи покидают Россию, которую всегда они считали своей Родиной и которой посвящали свои ум, честь и совесть, а когда возникали тяжёлые для Отчизны времена, нередко, и жизнь. С тех пор, как приподнялся "железный занавес", Россию покинули 1,5 млн. евреев. Из Тамбовской области выехало более 80 семей, что составляет около 220 лиц еврейской национальности, из них 30% с целью воссоединения семей. Здесь следует отметить некую особенность: несмотря на отъезд значительного (по тамбовским масштабам) числа евреев, общее количество не только не уменьшилось, но даже, несколько возросло, что можно объяснить лишь тем, что часть горожан, в трудные времена, скрывала свою национальность.
    Сейчас обстановка в стране, коренным образом, изменилась. Со всей определённостью можно сказать, что государственного антисемитизма в России нет. Властные структуры теперь вынуждены считаться с международным общественным мнением, и стараются поддерживать дружеские отношения между различными народами, проявлять веротерпимость и уважение к национальным обычаям и традициям представителей различных верований. Если в Великой Державе, её Президент, в национальный еврейский праздник "Ханука" вместе с Берл Лазаром, главным Раввином России, самолично, и принародно зажигает свечу в ханукальном светильнике, то это, безусловно, является добрым признаком, свидетельствующим о коренных изменениях в национальной политике, и возможно началом лояльного отношения властей к еврейскому нацменьшинству.
    Следствием этого явилось возрождение еврейских общин не только в столичных городах, но, практически, во всех регионах России. С огромным удовлетворением мы отмечаем всёвозрастающий интерес к современному еврейскому движению со стороны властных структур в центре и провинции, теперь в синагогах и еврейских культурных центрах мы нередко видим Губернаторов и глав Администрации. Совершенно очевидно, что свою лепту в увеличение интереса со стороны властных структур внёс лично Президент России Владимир Путин. Развитие многонационального и много конфессионального мира в стране он считает задачей первостепенного значения. Своими посещениями Еврейского общинного центра в Москве и "возрождённой из пепла" великолепной синагоги в Марьиной Роще он, можно сказать, открыто поддержал наиболее прогрессивную и активно развивающуюся часть религиозного движения в России, какой является община "Хаббад-Любавич". Возглавляющий эту общину раввин Берл Лазар считает, что "помимо экономики и политики есть не менее важные вещи, такие, как культура и религия народа".
    Основной массе русских людей присуще доброта и открытость души, терпимость к людям иной национальности, в том числе и к евреям. Я прожил на Тамбовщине 70 лет, из них 8 лет в селе. Поэтому, я знаю об отношении тамбовчан к евреям не понаслышке, и это позволяет мне утверждать о том, что у простых людей нет к нам антипатии. Можно вспомнить немало историй, свидетельствующих о том, что русские люди приходили на помощь евреям в трудные минуты. Совершенно бескорыстно тамбовчане оказывали материальную и моральную поддержку беженцам во время I-ой и 2-ой мировых войн.
    Выше я рассказал, о спасении семьи Барк простым тамбовским обывателем Дрыгиным во время мамонтовского рейда, а недавно нам стал известен ещё один эпизод из того же "кровавого времени". Священнослужитель Успенский прятал в Уткинской церкви евреев во время казачьей облавы. Об этом благородном поступке мы узнали из устной легенды, передаваемой из поколения в поколение. К сожалению, документальных доказательств, мы найти пока не можем.
    Рассказывая о россиянах лояльно относящимся к евреям, мне представляется уместным упомянуть добрым словом человека, который прослыл истинным интернационалистом, государственным деятелем, организатором широкого масштаба, немало сделавшим для развития Тамбовской области. Я говорю о Василии Ильиче Чёрном, который руководил Тамбовским облисполкомом с 1961 по 1966 год, а с 1966-го по 1978 год являлся 1-м секретарём обкома КПСС. По производственной необходимости мне довольно часто приходилось встречаться с этим замечательным человеком, и это мне даёт основание утверждать, что он никогда не отличал своих сотрудников по национальности, а только по деловым качествам. Несмотря на указания из ЦК КПСС о строгих ограничениях в назначениях руководителями предприятий и учреждений лиц еврейской национальности, он, тем не менее, не только не препятствовал таким назначениям, но и, в какой-то мере их поддерживал. Кадровая политика на Тамбовщине значительно отличалась от таковой в соседних областях, да и по России в целом. Ведь не случайно в Воронежском обкоме КПСС нашу область называли вторым Израилем, а её первого секретаря Чёрного - Шварцманом. Действительно в то время евреи не только были среди директоров заводов, главных врачей, но и руководили отделами и управлениями Облисполкома, в частности коммунальное хозяйство области возглавлял Семён Ройтман, управления строительства Рувим Шнейдер, торговли Яков Дрябкин, лёгкой промышленности Лев Спектор. Даже в самом обкоме КПСС сектором печати руководил замечательный журналист Григорий Сельцер.
    За мою 50-ти летнюю врачебную деятельность мне доводилось, часто встречаться с руководителями области и города и, как правило, это были люди отзывчивые и доброжелательные с открытой русской душой. Они отлично разбирались в сложившейся обстановке, негативно относились к всякого рода несправедливостям по отношению к евреям, но что они могли изменить, коль существовала секретная директива по кадровой политике, спущенная сверху.
    О том, что такой документ существовал и под особым грифом распространялся по партийной почте, мне впервые довелось услышать в 1952 году от весьма авторитетного человека - заведующего кафедрой хирургии 2-го МГМИ, когда решался вопрос об оставлении меня в ординатуре. В 1967 году заведующим облздравотделом мне была предложена должность главного врача областной больницы, но по той же причине, я, не приступив к работе, получил отставку.
    Взаимоотношение еврейской общины с православной церковью и другими религиозными конфессиями всегда строились на основе полного нейтралитета, но вот в 1987 году к управлению Тамбовской Епархией заступил епископ Евгений. Буквально с первых дней архипастырского правления у нас с Владыкой установились дружеские отношения, и я, как главный врач больницы, носящей имя Св. Луки, безотказно получал от него поддержку и помощь во всех своих деловых начинаниях. Мне часто доводилось присутствовать на богослужениях в православных храмах, и, слушая проповеди Владыки, поражался глубине познания Священного писания, и в том числе Ветхого завета. Он, к моему великому удивлению, говорил об истоках христианства, о его иудейских корнях.
    Истинная вера в Бога всегда способствовала взаимопониманию между народами, а безверие, напротив, порождало ненависть и насилие, и приводило к утере моральных ценностей, свойственных верующим людям. Ведь не случайно выдающийся русский философ В.С. Соловьёв писал: "если бы все евреи были настоящими иудеями, а христиане духовно возрождёнными личностями, то между ними всегда было бы полное взаимопонимание". Прекрасное высказывание мудрого человека, которое говорит о том, что люди могут не только мирно сосуществовать, но и проникаться взаимоуважением и доверием друг к другу.
    Без ложной скромности хочу сказать о том, что мне в жизни довелось немало сделать для возрождения духовности у моих земляков - тамбовчан, главным образом, православной веры. В конце 80-х годов я неофициально разрешил приход в больницу священнослужителей для общения с больными и проведения обряда причастия, и вскоре выделил комнату в кардиологическом отделении, где больной мог бы помолиться, а Епархия помогла нам оборудовать её подобающим образом.
    Более четверти века тому назад я начал собирать материал о выдающемся иерархе русской православной церкви архиепископе Тамбовском и Мичуринском Луке, в миру профессоре В.Ф. Войно-Ясенецком. Заслуги этого священнослужителя и замечательного учёного и хирурга огромны, однако он сполна хлебнул горя за 11 лет пребывания в сталинских лагерях, тюрьмах и ссылках. Имя этого человека искусственно замалчивалось, и, практически, не было никакой биографической литературы о нём. 28 лет тому назад, готовясь к открытию музея истории медицины, мне довелось побывать в Рижском музее, и там на стенде, я увидел портрет архиепископа Луки и тотчас же узнал, т. к. часто видел его в 1944-1946 г.г. Рижане, выслушав мой рассказ о тамбовском периоде архипастыря, охотно поделились с нами своими материалами. Затем наши экспонаты значительно пополнились, и к моменту открытия музея в 1978 году мы обладали самой обширной экспозицией в России. Об этом мне сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, при первом своём посещении больницы в августе 1993 года. И, там же у стенда, в присутствии Архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения и мэра города В.Н. Коваля, было принято решение о присвоении руководимой мною 2-ой городской больнице имени архиепископа Луки. В 1994 году, в первой в России больнице, носящей имя священнослужителя был, воздвигнут памятник архипастырю. В 1998 году, во время второго своего посещения нашей больницы, Алексий II заложил капсулу с обращением к потомкам, в основание больничной церкви. В 1999году я был удостоен Патриаршей награды - медали Благоверного князя Даниила Московского.
    В такой же мере следует оценить деятельность активного члена еврейской общины Семёна Лившица, направленную на возрождение духовности в народе, путем всемерной помощи храмам и церквам. Будучи директором завода, он при поддержке рабочих, во внеурочное время организовал изготовление металлической лестницы с перилами для Горенского монастыря в Иерусалиме и затем, таким же образом изготовили великолепную ограду для Казанского мужского монастыря в Тамбове.
    Некоторые мои знакомые иногда задавали вопрос: не собираюсь ли я подобно знаменитому протоирею Александру Меню перейти в православную веру, и я неизменно отвечал, что предавать веру моих отцов и дедов не собираюсь. А все мои действия по поддержанию христианской веры, основываются на моём твёрдом убеждении - истинно верующий человек духовно богаче атеиста, и он, в силу существующих канонов, не может быть антисемитом. Ведь все наши молитвы восходят к единому Богу. Бог един, и между верующими не должно быть неприязни друг к другу, если, конечно, вера в Бога не принимает искажённые, фанатичные формы.


    После смерти Исроэла Путтера (1969 г.) религиозная деятельность в еврейской общине стала угасать, а после смерти Шимона Фарбы, и вовсе прекратилась. Это произошло по нескольким причинам. Прежде всего, евреи лишились "молитвенного дома". Ещё, какое-то непродолжительное время теплилась надежда найти новое помещение, изредка, они встречались, а потом уже собрать миньян стало невозможным делом не только для читки Торы, но и для исполнения святой обязанности - произнести поминальную молитву "Кадиш". Старики уходили из жизни, унося с собой познания основ иудаизма и опыт в проведении молитвенных обрядов, а молодёжь заражённая "вирусом атеизма", наотрез отказывалась следовать вере своих предков.
    Я, ничем не отличался от моих сверстников и, также, как и они, считал религию "опиумом для народа". Это сейчас, по прошествии шести десятков лет я начал понимать насколько мы обедняли себя, не вникая в суть священного писания. Не прочитав "Моисеева Пятикнижия" человек не может правильно истолковать многие литературные произведения, понять смысл многих художественных полотен и шедевров музыкального искусства, написанных на библейские сюжеты
     Сейчас, я каждую субботу хожу в местную синагогу, и каждый раз испытываю большое эстетическое наслаждение от прослушивания молитвенных песнопений кантора и небольшой хоровой капеллы. И не только это. Когда читается недельная глава Торы я, с каждым разом, по крупицам, начинаю понимать ту мудрость, которую вложили наши предки в Священное Писание. Я также с интересом наблюдаю, с какой страстью молятся гиюры (чистокровные немцы принявшие иудаизм) и молодёжь из общины бухарских евреев. И в эти минуты мне вспоминаются слова моего деда Арона Моисеевича: "без Бога ни до порога!" Во многом я теперь вижу проявление Божьей воли, и когда в нашей семье появилось чудо - наш внук Беньямин, я усмотрел в этом явлении милость Творца. К его годовщине я разразился стихотворением, часть из которого мне хочется вам показать:
    
    Наш первый в жизни юбилей!
    Размышления деда Якова.


"Без Бога, ни до порога" 
Нередко говаривал мне дед,
А я ему всегда в ответ:
Пионеры, дед, не верят в бога!
С тех пор прошло не мало лет,
Неверие моё исчезло безвозвратно,
И убеждался я неоднократно
В том, что правду говорил мне дед.
Вот год назад, по милости творца,
В нашем доме появилось чадо,
Нашим душам и глазам отрада
И  радостью  наполнились сердца.
Конечно же, к его рожденью 
Причастны также наши дети,
Самые лучшие дети на свете,
Но, всё же Божье он творенье!


    
    
     70-80 годы были в тамбовской общине "мёртвым сезоном". Евреи не собирались, ни на субботние, ни на праздничные молитвы. Благотворительность свелась к нулю. Но, слава Б-гу, нашлись энергичные и неравнодушные люди, которые не могли взирать спокойно на всё происходящее. Полустихийно была создана инициативная группа в составе: Вейс Бенцион, Кейзман Анатолий, Фарба Аркадий, Столлер Михаил, Столлер Михаил Зеликович, Шерман Борис, Кейзман Роза, Столлер Владимир, Вольская Лидия и Фарбер Яков. Первым организационным мероприятием стало проведение общего собрания евреев города Тамбова. Но то ли народ отвык от проведения подобных сборов, то ли наше оповещение было недостаточным, соответственной была и явка участников собрания. Как сейчас помню этот день 25 октября 1992 года, на наш призыв откликнулось всего 53 человека. Собрание состоялось в актовом зале культ просветучилища. На повестке дня стояло три вопроса: 1) "О создании общественной организации еврейского населения гор. Тамбова 2) Утверждение устава и 3) выборы правления. По поводу статуса создаваемой организации разгорелась дискуссия. Некоторые из участников настаивали на создании религиозной общины, но присутствовавший на собрании представители ВААД`а и международного Фонда культуры порекомендовали, остановится на статусе центра еврейской культуры, однако собрание проголосовало за создание организации под названием "Тамбовская еврейская община". Был принят устав и избрано правление, которое выдвинуло председателем Шермана Бориса.
     В интернете, в разных поисковых группах (Google, Rambler и др.), на различных сайтах ("Наши города - золотое кольцо)", я нахожу свою фамилию, как "великого организатора", который восстановил в 1992 году еврейскую общину в Тамбове. Мне, конечно, весьма приятно читать про себя подобное, но" надевать на себя лавровый венок" не собираюсь, ибо в составе инициативной группы были товарищи, которые делу организации общины уделили значительно больше внимания, чем автор этих строк.
     Кандидатуру Шермана я предложил не случайно. Я очень хорошо знал Бориса Михайловича, в годы его службы в училище связи. Он прославился, как умелый офицер, которому было "по плечу" решение сложнейших вопросов. К моему великому огорчению мы не увидели этой деловитости у председателя общины Шермана. Скорей всего, она была направлена на ускорение отъезда в края "обетованные". И, всё же мы должны сказать слова благодарности человеку, который начал нелегкую работу председателя, как говорится "с ровного места"
     В 1995 году председателем общины был избран Кейзман Анатолий. Работа несколько оживилась: заработали курсы по изучению иврит, начали читаться лекции по иудаизму. Зачинателями этих добрых опять же выступили продолжатели славного рода Путтеров. Лекции, по своей инициативе читал наш старейшина Пинхас, недавно отметивший почтенное 80-летие, а курсы вела Майя Путтер. После отъезда Анатолия Кейзмана в Израиль. Бразды правления перешли к Клиоту Михаилу.
     8 декабря 1998 года состоялось учредительное собрание религиозной местной организации "Тамбовская еврейская община"
    В повестке дня стояли вопросы: 1) об учреждении и государственной регистрации качественно нового сообщества; 2) о принятии устава; 3) о вхождении в состав централизованной религиозной организации "Федерация еврейских общин России" и, наконец, 4) избрание правления. На этом собрании председателем общины был избран Мишиев Исай, и там же наметился раскол. Некоторые члены общины, особенно молодёжь, ратовали за то, чтобы община пошла по реформистскому пути, но большинство евреев не поддержало этой инициативы, отстаивая позиции ортодоксальной веры.
     Год тому назад председатель общины Мишиев Исай скоропостижно скончался и новым председателем был избран Фарба Аркадий. Он энергично взялся за дело и главную задачу он видит в преодолении разногласий и недомолвок между различными структурами, появившимися за последние 5-6 лет.
    В задачу моего очерка "Заметки по истории тамбовской еврейской общины" не входит детальное освещение жизни современной общины, ибо считаю, что она полнее и точнее будет освещена в информационном издании Тамбовской еврейской общины "Шалом". Выпуск этой замечательной газеты, с моей точки зрения, является событием незаурядным и его надо всячески приветствовать.
    Сейчас в Тамбове функционируют:


    1. МРО "Тамбовская еврейская община". Председатель - Аркадий Фарба.
    2. Общественная организация "Еврейская община города Тамбова". Председатель -Михаил Клиот.
    3. Благотворительный еврейский центр "Наш Дом". Директор - Наталия Серёгина.
    4. Религиозная организация прогрессивного иудаизма. Директор - Наталия Мохова.
    5. Отдел "Алии Еврейского Агенства" в России. Директор Марина Ольшанская
    6 Молодёжный отдел при евр. Агенстве. Координатор - Дмитрий Данилянц
    7. Молодёжный клуб при орг. прогресс. Иудаизма. Координатор Дарья Решетникова.
    8. Воскресная школа. Директор Галина Мечковская.


    Приведенные выше различные организации отнюдь не свидетельствует о разобщённости евреев. Напротив, такое разнообразие говорит о расширившихся возможностях выбрать по своему вкусу то или иное направление в вероисповедании. Это, как раз является положительным моментом. Плохо только то, что ни одна из перечисленных организаций не имеет своего помещения и это, безусловно, снижает возможности эффективной работы.
     И не смотря на все трудности, еврейская община не только существует, но, продолжая традиции своих отцов и дедов, уверенно наращивает свою деятельность. Регулярно проводятся молитвенные собрания по субботам. Как и положено, производится вынос свитка Торы, главы из которой, читает на иврите Лев Долгин. Частым гостем общины стал Раввин Центральной России г-н З. Вагнер. Он, как бы взял негласное шефство над общиной и, в результате этого теперь в Тамбов дважды в месяц приезжают ученики Московской ешивы, владеющие ивритом, прекрасно знающие весь молитвенный ритуал и показательно проводят шаббаты.
     В 2001 году произошло не заурядное событие, о котором следует рассказать. 20 февраля Тамбов посетил один из самых знаменитых и мудрейших теоретиков Иудаизма - Раввин Адин Штейнзальц. Столь Высокий гость не часто посещает провинциальные города России, но с Тамбовом его связывают старинные родовые корни. Оказалось, что на еврейском кладбище похоронен Шмерл Крукович, который приходится ему дедушкой по материнской линии
    
     Известные на Тамбовщине люди
    
    
     Я бы посчитал свою работу не законченной, если бы не рассказал о тех, наших соплеменниках и единоверцах, которые жили и трудились на Тамбовской земле. Конечно, скудость архивных материалов и ограниченные возможности нашей памяти не позволят мне охватить весь период существования еврейской общины и рассказать обо всех её членах. Однако, как мне представляется, читателю будет интересно познакомиться с видными людьми, которые вершили добрые дела, и оставили заметный след в истории нашего края. В первую очередь мне следует начать свой рассказ о медицинских работниках, и не только потому, что я причастен к этой профессии, но еще и потому, что врачебная когорта была, на протяжении многих лет, вплоть до 1917-го года, самая многочисленная, и её представители раньше других появились на Тамбовской земле, используя, при этом, законное право проживания вне "черты оседлости".
    Так в еженедельной Тамбовской газете «Губернские ведомости» за июнь 1850 года напечатано краткое извещение о том, что у мещанина иудейского вероисповедания доктора Берлина Хацке Ицковича родился сын Моисей. По всей видимости, счастливый отец и есть основатель славной врачебной династии, а у сына, наречённого Моисеем в 1885 году тоже родится сын Иезекиль, и который станет главным хирургом области и создаст самую большую школу талантливых учеников за весь советский период. Династия эта, продолжает жить и работать по сей день. Её представитель - активный член еврейской общины Наталия Мохова.
    После Великой крестьянской реформы 1861 года, и особенно в связи с организацией земств выявилась большая потребность в кадрах медицинских работников. Ведь для осуществления заветной мечты земских деятелей - нести в народ светоч разума и культуры, надо было этот народ оздоровить. С учётом этого допускалась некоторая либерализация при приёме еврейской молодёжи в ВУЗ`ы, по окончании которых, они направлялись на работу в земские больницы. По данным "Адрес-календаря" за 1903 год мы находим врачей-евреев на многих земских участках губернии. Из числа врачей преобладали дантисты и зубные врачи. В самом Тамбове из 35 частнопрактикующих врачей обозначен лишь один еврей, специалист по заболеваниям уха-горла и носа - Яков Авраамович Гальперин, а вот среди дантистов несколько другая картина: из 8 практикующих врачей - 6 евреев. Такое же соотношение мы находим и среди провизоров и владельцев аптекарских магазинов. Надо отметить, что, работая в глубинке чернозёмного края, при полном бездорожье, земские врачи - евреи проявляли себя мужественными людьми. Героической можно назвать историю, которая произошла с молодым специалистом Л.П. Рош-Балаховским, который добровольцем приехал на Тамбовщину для борьбы с эпидемией холеры в 1902 году. Верхом на лошади днём и ночью он объезжал крестьянские дворы, выявляя заболевших. Очень агрессивно-активная инфекция и сильное переутомление, в конце - концов, сделали своё коварное дело - молодой доктор сам заразился, и вскоре умер. Он похоронен на крутом берегу Цны, в Сампуре и родственники установили красивый памятник из гранита в виде ствола дерева, который обвивает змея. Надпись на памятнике сделана на русском языке и на иврите. Этот подвиг молодого врача отражён в нашем музее истории медицины. Сейчас уже мало кто знает о том, что перед I-ой Мировой войной в Тамбовской губернии трудились 68 специалистов - евреев: в основном, земских врачей общей практики, дантистов, провизоров, аптекарей и др. Из этого числа только 18 работали в Тамбове, а остальные на периферии. Фамилии этих докторов отражены в "Адрес-календарях", которые до революции издавались ежегодно, но я их не называю, так как период работы в губернии был не продолжительным, и заметного следа в истории они не оставили.
    После 1917 года произошло качественное изменение медицинского обслуживания населения. У истоков организации советского здравоохранения стояли бывшие земские врачи, поэтому они привнесли в новую, развивающуюся систему наиболее гуманные принципы: общедоступность, бесплатность, квалифицированность. Среди врачей, претворявших в жизнь новую эволюционную программу преобразования здравоохранения на Тамбовщине немало врачей - евреев.
    Приоритет организации современной хирургии в Тамбовской области по праву принадлежит Иезекилю Моисеевичу Берлину. Он заведывал хирургичеким отделением областной больницы в течение 35 лет, а затем организовал травматологическое отделение и руководил им более 10 лет. Создал свою школу хирургического мастерства, и многие его ученики успешно работали ведущими хирургами в городских и районных больницах. С 1947 по 1954 год работал главным хирургом облздравотдела. На протяжении всей, богатой событиями жизни, рядом с ним была его верная подруга и помощница, Ида Абрамовна Юровицкая. Она тоже работала хирургом, и в годы ВОВ являлась консультантом многих эвакогоспиталей. В годы войны организовывала вместе с мужем одну из первых в России станций переливаний крови, а в послевоенные годы возглавляла её. Именно на неё выпал жребий при решении вопроса о привлечении к ответственности по пресловутому "делу врачей" в 1953 году.
    В 1927 году начал свою деятельность в Тамбове Михаил Владимирович Лианский, вначале простым врачом, а затем заведующим в организованном им ЛОР отделении совбольницы. В этой должности он проработал более 50 лет. Создал большую школу учеников. Удостоился почётного звания "Заслуженный врач РСФСР". Активно участвовал в работе всероссийских съездов и конгрессов.
    Владимир Абрамович Перлис принял глазное отделение совбольницы (ныне областная больница) в 1929 году, и в значительной мере активизировал глазную хирургию, имел много учеников.
    Агния Моисеевна Писарницкая, главный врач областной психиатрической больницы, Заслуженный врач РСФСР. Её, при жизни называли "человеком-легендой". Всю свою жизнь посвятила любимому делу. За все 50 лет работы в областной психиатрической больнице, она всего 4-5 раз побывала в отпуске.
    Яков Моисеевич Мандель, Заслуженный врач РСФСР. В годы ВОВ был одним из ведущих терапевтов Ленинградского фронта. Многие годы был главным терапевтом облздравотдела.
    Моисей Наумович Футорярянский, организовал стационарное стоматологическое отделение в областной больнице и впервые начал производство сложных челюстно-лицевых операций. В годы ВОВ активно оказывал помощь раненым воинам в эвакогоспиталях.
    Леонид Михайлович Краснянский, известный организатор здравоохранения, в годы ВОВ возглавлял один из эвакогоспиталей, а после войны активно участвовал в организации кардиологического санатория и был его директором.
    Анатолий Александрович Шенфайн, Заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук. Участник ВОВ. В 1958 году прошёл по конкурсу на должность заведующего неврологическим отделением облбольницы. Одновременно стал главным невропатологом облздавотдела. В январе 1977 года, в воскресный день был экстренно вызван к тяжёлому больному. Чтобы не опоздать с медицинской помощью, побежал к стоящему на остановке троллейбусу, успел в него войти, но больное сердце не выдержало нагрузки, и доктор скоропостижно скончался.
    Зинаида Семёновна Бочарникова, Заслуженный врач РСФСР. Много лет возглавляла городскую санэпидстанцию.
    Берта Исааковна Биск, прекрасный специалист по функциональной диагностике, организатор первого в тамбовской области отделения. Постоянно вводила в практику работ новые методики обследования сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Замечательный преподаватель, создала школу повышения квалификации врачей, является автором ряда методических разработок.
    Николай Леонидович Краснянский, Заслуженный врач РСФСР, кандидат медицинских наук, является одним из ведущих психиатров в Тамбовской области, много лет возглавляет областной нервно-психиатрический диспансер.
    Лев Григорьевич Хейфиц, видный стоматолог, организатор первой городской стоматологической поликлиники.
    Ирина Иосифовна Попова. Много лет была главным стоматологом облздравотдела, и в этой должности преуспела в организации службы в Тамбовской области. При её активном участии и под её руководством была построена современная стоматологическая поликлиника, оснащённая по последнему слову техники
    Яков Григорьевич Фарба, организатор и заведующий первым в области детским травматологическим отделением в областной детской больнице. Авторитет д-ра, как опытного специалиста и хирурга был очень высок.
    Жизнедеятельность всех названных врачей достаточно подробно отражена в музее истории медицины Тамбовской области (Территория городской больницы имени архиепископа Луки, Тамбов, ул. Гоголя 6).
    В различных лечебно - профилактических учреждениях области трудились, и работают по сей день, врачи и медицинские сёстры еврейской национальности. Перечислить их в этом перечне не представляется возможным, но о них можно сказать лишь то, что трудятся они с полной отдачей сил. Все они пользуются заслуженным авторитетом у населения и среди своих коллег. Я не знаю ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них нарушил священный обет медиков - "клятву Гиппократа".
    .Весомый вклад в развитие науки внесли учёные Тамбовского педагогического института профессора Александр Лазаревич Хайкин, Лия Соломоновна Кауфман, Иосиф Матвеевич Виш, Израиль Яковлевич Биск, Абрам Яковлевич Киперман, Яков Наумович Циколь и другие.
    Отменным знатоком истории города Тамбова был Марк Яковлевич Гуревич, и всякий раз, когда наш город посещали именитые гости, его неизменно приглашали выступить в качестве гида.
    В институте химического машиностроения организовал кафедру физики твердого тела и успешно трудился профессор Виктор Моисеевич Финкель.
    В имеющихся литературных источниках высоко оценивается роль Соломона Моисеевича Старикова в развитии музыкальной культуры на Тамбовщине. В 1894 году, по окончании Московской консерватории, по рекомендации Русского музыкального общества был определён директором музыкальных классов, которые он вскоре преобразовал в музыкальное училище. С самого начала своей деятельности поставил задачу всемерного развития музыкальной культуры среди простого народа для этого он вместе с женой Софьей Львовной Стариковой-Эпштейн организовывал общедоступные концерты. Добился от властей строительства нового здания музыкального училища и в 1903 году его открыл. Сейчас это здание стало символом нашего города Тамбова. В Тамбов потянулись знаменитости музыкального мира из столичных театров и даже зарубежные маэстро. Оценивая роль Соломона Моисеевича в развитии и процветании музыкального дела, Главная дирекция РМО добилась от правительства очень высокой для него награды - ордена Святой Анны второй степени. После его смерти в 1933 году бурная концертная деятельность стала угасать, но вот в 1944 году директором училища становится замечательный музыкант Марк Наумович Реентович, ещё в 1934 г. за многолетнюю артистическую и педагогическую деятельность, был удостоен почётного звания "Заслуженный артист РСФСР". Вместе с супругой Марией Моисеевной воспитали двух сыновей, Бориса и Юлия, ставших впоследствии знаменитыми в России музыкантами.
    Вокальному мастерству учил Лев Соломонович Коган, он же вместе с С.М. Стариковым, открыл при училище оперную студию, в программе которой были фундаментальные произведения русских и зарубежных классиков.
    Замечательную музыку к драматическим спектаклям писал А.С. Кессельман.
    На протяжении многих лет главным художником города работает Семён Абрамович Гринберг, участник ВОВ. Именно ему мы обязаны восстановлением первозданного вида многим старинным зданиям, украшающим ныне наш город.
    Выше упоминалось о том, что в 60-ые годы XIX века братья Самуил и Яков Поляковы построили очень важную для России железнодорожную магистраль Козлов-Воронеж-Ростов, а в 60-ые годы ХХ столетия Иван Иосифович Левитан построил не менее важную автодорожную магистраль Москва-Волгоград.
    Свой рассказ о видных представителях строительно-промышленной сферы мне хочется начать с имени талантливого руководителя, достигшего в своей жизни правительственных высот. Я говорю о Борисе Сергеевиче Ушакове, которого помню с детских лет, когда ещё мальчишкой ходил к его маме Фаине Григорьевне лечить зубы. После работы на "Апатитстрое" он стал управляющим трестом "Тамбовхимпромстрой" Ступени его дальнейшей карьеры: зам.председателя Облисполкома, председатель Совнархоза, председатель Облисполкома, Заместитель Министра. Конечно, он писал в паспорте национальность отца, однако, когда умерла его мама, он лично попросил меня найти еврея умеющего произнести Кадиш и сам, надев кипу, участвовал в миньяне, на поминальной молитве.
    Опытным организатором был начальник управления лёгкой промышленности Лев Давидович Спектор
    Большим подъёмом строительства в области отмечена деятельность начальника областного управления Рувима Яковлевича Шнейдера.
    В течение многих лет "Сельэлектрострой" возглавлял Александр Лазаревич Ямпольский. Его деятельность в области электрификации сёл и деревень области отмечена неоднократными Государственными наградами.
    В послевоенные годы промышленность Тамбова переживала период бурного расцвета. Создавалось много новых предприятий химического машиностроения, приборостроения и другой направленности, большая их часть имела статус гос.предприятий. В этом процессе принимали участие несколько талантливых организаторов. После того, как они налаживали производство на том или ином заводе, их направляли на прорыв, на более тяжелые участки работ, для помощи отстающим заводам.
    Илья Исаакович Даен был директором машиностроительного завода. Завод преуспевал в выполнении госплана, наладил производство бытовых холодильников. Директора перемещают на завод "Полимермаш". Такая же участь ожидала и Владимира Ильича Вайнштейна. Он успешно работал на заводе "Комсомолец" и за свои успехи удостаивался правительственных наград. Был также награждён и завод. После этого директора перемещают на завод "Полимермаш"
     Семён Ильич Лившиц работал заместителем директора механического завод, а сам, став директором, наладил производство гальванического оборудования и превратил отстающее предприятие в одно из самых известных в стране.
     Борис Ильич Лифшиц, как говорится специалист от Бога. С самого основания работает на заводе "Электроприбор" главным инженером, и уже давно известно и в Министерстве, и местной Администрации, что крупное предприятие держится на нём.
     Маркус Львович Рудой много лет успешно руководил заводом "Тамбовполимермаш".
     На предприятиях пищевой промышленности трудились опытные специалисты такие, как Дора Алексеевна Гольдберг, возглавлявшая очень сложный участок работы - "Птицекомбинат". Под её руководством это предприятие значительно расширилось, и с областной "Доски Почёта", практически, не снималось. Большим авторитетом также пользовался и главный инженер "Мясокомбината" Борис Иосифович Колтунович.
     Одним из видных руководителей общесоюзного масштаба был Соломон Симонович Фарба. В Министерстве сельского хозяйства он занимал ответственные посты в отделах птицеводства, организовывал первые бройлерные птицефабрики на периферии, в т.ч. в Тамбовской области (Инжавино)
     В сфере обслуживания, с полной отдачей сил, трудились Яков Давидович Дрябкин, Владимир Михайлович Райцин и другие.
     Конечно, в приведенном выше перечне не хватает многих фамилий замечательных специалистов, которые трудились на фабриках и заводах, в строительных организациях, в сфере обслуживания. Всех перечислить в небольшом очерке просто не представляется возможным. И мне хочется надеяться, что найдётся человек, который, располагая достоверным архивным материалом, сможет в отдельном труде представить более подробный перечень наших собратьев - евреев, которые трудились и трудятся ныне на Тамбовщине.

 


    
     ПОСЛЕСЛОВИЕ.
    Вот, кажется и всё, что почерпнуто мной из архивных документов, из литературных источников и всё, что выдала "на-гора" моя несовершенная память, я изложил на бумаге. Тем самым, я как бы выполнил когда-то данное мною обещание нашим милым старикам - хранителям нашей истории, написать очерк о жизни еврейской общины в Тамбове.
     Давно, я собирался это сделать. Собирался, собирался, да прособирался…, оглянулся, а уже вокруг никого не осталось, кто бы мог мне рассказать о жизни наших предков, о нашем народе, об их нелёгкой жизни на западных окраинах Российской империи, о трудном их пути на восток, в самый центр державы. И, тут я с особой остротой почувствовал свою ответственность в исполнении данного обещания и потребность поделиться, возможно, не полными моими познаниями.
     Да, простит меня читатель за мои "лирические" отступления, но я полагал, что ему будет интересней воспринимать не сухое хронологическое изложение материала, а "разбавленное" размышлениями автора и дополненное его личными наблюдениями, как свидетеля этих событий. Все эти отступления набраны курсивом, тем самым я облегчаю читателю, возможность их отключения.
     В этом очерке мною названы евреи, проживавшие и работавшие на Тамбовщине и, заранее предвосхищая вопрос: "а были ли они членами общины?" Отвечаю: " нет, не были, по одной простой причине - общины, как таковой долгие годы не было. "Ходили ли они в молельный дом?" Отвечаю: "в большинстве своём не ходили, ибо совершенно очевидно, чем бы закончился этот поход в те далёкие "счастливые" годы. Однако я полагаю, что все они достойны большего к себе внимания из-за широкой благотворительности и за тот добрый след, который они оставили в истории нашего города.
     В заключении мне хочется поблагодарить Аркадия Фарбу, Наталию Мохову, Пинхаса и Самуила Путтер, Рувима Любич за помощь в написании этого очерка.
    Пусть это не удивляет читателя, но я не считаю свою работу законченной, ибо надеюсь на дополнения, которые, несомненно, появятся после нашего коллективного обсуждения на заседании общины.
    
    Я также выражаю надежду на помощь еврейской общине со стороны городских властей в обустройстве собственного помещения. По всей России сейчас происходит процесс возвращения культовых зданий и, насколько мне известно, Тамбовская область в этом благородном деле в числе лидеров. Православной церкви возвращены десятки храмов, восстановлены костёл, строится на городской земле "могучий" храм евангелистов. Конечно, речь не идёт о возврате двух синагогальных домов. Сейчас это совершить невозможно, (в доме по ул. Ленинградской 42 проживает значительное количество горожан, а дом по Интернациональной 12 вообще снесён), но оказать посильную помощь в ремонте выделенного Мэрией дома по ул. Комсомольской 64, возможно. Наверное, настала пора помочь небольшому еврейскому нацменьшинству, живущему на Тамбовской земле более 150 лет.
    
    Яков Фарбер
    Член Союза журналистов России.
    Почётный гражданин г. Тамбова

    
     ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ


   1. Тамбовская губерния. Список населённых мест по сведениям 1862 года.
    Изд. ЦСК МВД, Санкт-Петербург 1866 г.
   2 Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края выпуск IV. Тамбов 1897
   3 Сборник-календарь Тамбовской губернии, 1903 г. Изд. Тамбовского Губернского Статистического Комитета 1903 г.
   4 Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии. Изд. Тамбовского Губернского Статистического Комитета 1914 г.
   5 Справка Совета Тамбовской еврейской общины № 361 от 24 февраля 1919 г.
     С обязательством не занимать здание Синагоги под квартиру
     Приложения: а) список прихожан Синагоги по ул. Семинарской 42
     б) --"-- --"-- --"--- -"- Интернациональной 12
     в) Опись имущества Синагоги по Семинарской 42
     г) --"-- --"-- ---"--- -"- Интернациональной 12
     д) Акт комиссии по отделении церкви от государства
    6 Справка из гос. архива Тамбовской области №540 от19 07 95
    7 Горький М. Еврейский вопрос. Ранняя революционная публицистика ОГИЗ Москва 1938 г.
    8 Гендлер С. Архивные материалы о еврейской жизни в г. Тамбове, Корни №9 январь-июнь 1998 Вестник нар. Ун-та еврейской культуры в центральной России.
    9 Гессен Ю. История еврейского народа в России Изд. Москва-Иерусалим 1993 - 5753 г.
   10 Дубнов С.М. Краткая история евреев. Изд. "Феникс" Ростов на Дону 1997 г.
   11 Кандель Ф. Очерки времён и событий. Из истории российских евреев. Изд. "Тарбут" Иерусалим 1990 Часть вторая 1772-1882 годы
    Часть третья 1882-1920 годы
   12 История еврейского народа. От талмудической эпохи до эпохи эмансипации. Учебник. Изд. "Библиотека Алия" 1993г
   13 Белоглазов Н.В. Еврейство и Россия Изд. Тамбов 2001 г.
   14 Емельянова Н.Н Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни тамбовского края за 100 лет Центрально-чернозем, изд. 1977 г.
   15 Рапопорт Я.Л. На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года. Изд. Москва, "Книга" 1988 г.
   16 Фарбер Я.И. Бог един и нет чувства неприязни.. Русь христианская №1 1994 (Газета тамбовской евангелической общины)
   17 "Тень расизма: выдумка или реальность? Размышления о межнациональных отношениях в эпоху создания демократического общества". Интервью, взятое у Фарбера Я.И. журналистом Сергейчиком М.И. ТЖ. 12 декабря 1998 год
   18 Фарбер Я.И. Праздник торжества справедливости (о "деле врачей 1953г."). Интернет-журнал "Заметки по еврейской истории" № 25 2003 год



   



    
___Реклама___