Birstein1
Александр Бирштейн
Еврейская Одесса конца девятнадцатого -- начала двадцатого веков


    
     Я часто думал над тем, что во многих городах бывшего Советского Союза синонимом слова «еврей» служило слово «одессит».
     Впервые я столкнулся с этим «открытием» еще в 1963 году, путешествуя вместе с родителями по Волге. Москва – Астрахань – Москва… Был когда-то такой популярный, и очень неплохой, маршрут. Будучи юнцом довольно любопытным, я с первых минут занялся обследованием теплохода «Иван Сусанин», на котором и совершалось это поучительное путешествие. В своем исследовательском зуде я еще и задавал много вопросов.
     - Ну, вы, одесситы, и любопытные… - протянул как-то в ответ на очередной зряшный, по его мнению, вопрос какой-то их теплоходных чинов.
     Польщенный тем, что важный начальник знает, откуда я родом, сразу же спросил:
     - А как вы узнали, что я одессит?
     На что получил исчерпывающий и тогда обидный ответ:
     - Ну, вашу еврейскую породу сразу видно! – после чего теплоходный деятель презрительно сплюнул за борт.
     Я тогда был просто уничтожен.
     Годы шли, все это как-то подзабылось-притупилось, но не совсем, тем более, что слово «одессит» и его еще более обидные синонимы приходилось слышать довольно часто.
     Но, повторяю, никак не мог понять, почему слова «одессит» и «еврей» так легко взаимозаменяемы в разговорах с иногородними.
     Совсем недавно мне подарил издатель Геннадий Групп книжечку, изданную им же. Книжка называлась загадочно: - 32%…
     32%, альбом иллюстраций, составители Г.Групп и А.Дроздовский, издательство «Инга», Одесса, 2002-й год.
     Взяв в руки книжечку, сразу выяснил, что «… Две главные группы населения Одессы: православные и евреи. Первая составляет 57%, вторая – 32% общего населения города…» Это – данные из книги «Одесса 1794-1894, издание городского общественного управления к столетию города, отпечатано в Одессе, в типографии Шульц, 1895 год».
     Что же выходит? А то, что евреи в конце 19 – начале 20-го веков составляли треть населения Одессы. Более того, следует рассмотреть и цифру – 57%, которое говорит о православном населении города. Но ведь православными являлись и русские, и украинцы, и греки, и армяне… Кстати, греков и армян в городе тогда обитало множество. Стало быть, еврейское население по численности превосходило население любой другой национальности!
     Интересно и… огорчительно! Ибо впоследствии, уже после Октябрьского переворота, цифра процентного количества евреев в Одессе не превышала пресловутые 2%.
     Конечно, это нуждается в отдельном исследовании, но я ставил перед собой совсем иную цель – подробней рассказать об этой интереснейшей книжке с символически грустным названием «32%».
     Книга посвящена жизни и быту этих самых 32% населения нашего города.
     Первое, на что обращаешь внимание, открыв книжку, - обилие синагог и молитвенных домов – около шестидесяти! Список этих духовных учреждений с именами учредителей и членов совета занимает не одну страницу. Наиболее примечательные и важные синагоги представлены и иллюстрациями и краткими описаниями. Указаны годы их постройки, имена строителей, архитекторов… И… неизбежно – годы закрытия. Совершено не удивительно, что годы закрытия синагог совпадают с годами становления и развития советской власти. Бродская синагога, Главная синагога, «Холодная» синагога» – ни одна из них не работала по назначению. Только в наши дни здание Главной синагоги, где располагался факультет физкультуры Педина, передано верующим. Но в каком виде!
     У евреев того времени, кроме возможности молиться, была и возможность учиться. Список еврейских учебных заведений впечатляющ! Коммерческие и ремесленные училища, торговые школы, училища частные мужские и женские и много, много еще. И все эти заведения работали по назначению, а оно было высоким: дать образование, воспитать, научить зарабатывать свой хлеб огромному количеству евреев.
     Ну, то, что при советской власти все эти учреждения закрылись, понятно и так. Учить и учиться разрешалось только на русском языке и, как исключение, украинском.
     Впрочем, имелась еще одна причина сокращения количества учебных заведений, как и количества самих евреев. Причина эта хорошо просматривается при взгляде на цветные открытки, вставленные в текст. На открытках надпись: - Жертвы погрома. Не хочется описывать эти открытки. Да и зачем? Тем, кто читает об этой книге с любовью, это добавит печали, а тем, кто с ненавистью, - торжества.
     В Одессе того периода не только учили, а и, извините за рифму, лечили. В книге отведено значительное место и знаменитой «еврейской» больнице. Больница эта, построенная для евреев, принимала и людей других вероисповеданий и национальностей. Штатных кроватей в ней имелось 250, а неимущие освобождались от любой оплаты за лечение. Работали там знаменитые в городе врачи: профессор Пуриц, Гешелин, Винокуров и многие другие.
     Одесские медики издавали «Еврейский медицинский голос» – орган бытовой и клинической медицины.
     Кроме этого издавались журнал на древнееврейском языке «Гашиолах» и ежедневная газета «Гут морген» на разговорном еврейском языке.
     Не «обижена» была Одесса и литераторами, входившими в «Литературное общество», призванное содействовать изучению еврейской литературы, изданию книг на еврейском языке. В общество входили: П.И. Вейнберг, Х.-Н. Бялик, Шолом Алейхем, О.А. Инбер и многие другие.
     Мы прошли с вами только половину книжки… Вторую ее половину занимает список и характеристики еврейских благотворительных организаций. Анализируя этот список, приходишь к выводу, что в Одессе того времени существовала и развивалась высочайшая культура призрения, не имеющая аналогов даже в современной мировой практике. О нашей практике и говорить не стоит. Благотворительные общества охватывали все стороны жизни и быта еврейского населения города.
     К сожалению, по известным причинам, эта деятельность – благородная и чистая – прервалась.
     Прервемся и мы, читатель. Ведь рассказано о книге уже много. Она прекрасно иллюстрирована, она дорога каждому, кто с любовью и пониманием взял ее в руки.
     Прочтите эту книгу! Она того стоит!
    


   


    
         
___Реклама___