Виктор Каган. Русские завалинки интернета
Виктор Каган

РУССКИЕ ЗАВАЛИНКИ ИНТЕРНЕТА


         Интернет сегодня – огромный мир, в котором можно найти все, что душе угодно, если, конечно, сумеешь найти. Закрыть его можно, лишь отключив реальный мир от электроснабжения и телефонной связи. В интернете торгуют и покупают, работают, совершают банковские сделки и грабят банки, говорят по телефону, забираются в сейфы секретных служб, слушают музыку, читают газеты и журналы, посещают Библиотеку Конгресса и сотни других библиотек, играют, заглядывают в порноклубы, смотрят кино, пишут друг другу письма, знакомятся и образуют семьи, проводят конференции … - легче сказать, чего НЕ делают в интернете. Интернет трудно доступен контролю государств и правительств, и, не слезая с кресла, можно зайти на сайт борьбы с терроризмом и тут же – на сайт, где вы получите детальные инструкции по изготовлению и закладке бомб. Ему посвящены уже горы литературы, но он ждет новых и новых исследователей. К тому же, пока исследователи исследуют, чешут затылки и описывают, интернет развивается и изменяется, так что пора снова браться за исследования. Взяться в одиночку за его описание может разве что сумасшедший.
         Но одна из самых интересных сторон интернета – разворачивающееся в нем общение: гостевые книги, форумы, политические и литературные клубы и т.п. Ты можешь быть академиком или иметь за плечами четыре класса сельской школы, признанным писателем или графоманом – здесь все равны. Хочешь открыть свой сайт, поместить на нем стишки, которые даже в литературном кружке урюпинского Дома Пионеров слушать бы не стали, и называть себя поэтом - пожалуйста. Именно в интернете сбылась фантазия Маяковского: «Сидят папаши, каждый хитр – землю попашет, попишет стихи». Здесь можно советовать правительствам, сочинять новый гимн России, строить новые теории всего на свете, провозглашать независимость Башкортастана, переводить Конотоп под юрисдикцию Швейцарии, вводить прямое президентское правление Э. Шеварнадзе в штате Джорджия … Но здесь же можно найти интереснейших эрудитов и узнать много нового. Когда оказываешься на таких форумах впервые, начинает кружиться голова, как будто ты оказался среди «пикейных жилетов» Ильфа и Петрова. Потом помаленьку отходишь, начинаешь озираться и обнаруживать массу интересных вещей.
         Это общение, но общение весьма и весьма своеобразное. Живое реальное общение состоит, как утверждают психологи, на 8% из слов, 35% - тона и интонаций, остальное приходится на «язык тела» – позу, мимику, жесты. Интернетовские гостевые книги и форумы содержат только слова. Ну, и еще «смайлики» – условные значки типа «улыбка» и проч., как-то передающие то, что пищущий думает о своих чувствах. Насколько это мало, можно представить себе не только по цифре 8%. Письмо, в котором язык тела и интонации отчасти заменяет почерк, далеко от живого общения. Телефонный разговор передает интонации и тон, но далек от живой беседы, в которой собеседники видят друг друга: это одна из трудностей работы, например, телефонных консультантов-психологов. Я бы сказал, что общение на интернетовских форумах это сухой словесный остаток общения. Но ведь и книга, газета, журнал не подмигивают вам, не берут за пуговицу и не хлопают по плечу, не улыбаются и не играют переливами интонаций.
         Это общение с отставленной обратной связью – реакцию собеседника получаешь не сразу, а потому лишаешься той оперативной гибкости, которая есть в обычном разговоре. В «Звездном билете» В. Аксенова герои обсуждают – на сколько разных ладов можно произнести фразу: «Какая ты собака!». В беседе эти слова могут выразить восхищение; на экране компьютера – рискуют обидеть.
         Наконец, живая беседа всегда происходит в неких границах интимности – между двумя людьми, в группе. Даже телепередачи в прямом эфире, когда герою может позвонить кто угодно, не создают той почти безграничной открытости, когда просто не знаешь – с кем беседуешь и кто в следующий момент отреагирует на твои слова.
         Но границы не просто отсутствуют – они отсутствуют в темноте. Общение в интернете преимущественно анонимно: участники пользуются «nickname» – прозвищами: вымышленными именами, именами исторических и литературных героев, названиями планет, наборами цифр и т.д. Какая-нибудь Наташа Пушкина может оказаться бородатым дядей, Лирик – эмоциональным сухарем, Стоглавый Дракон – застенчивым тихоней. Но вы едва ли когда-нибудь это узнаете. Так же как не узнаете, не скрывается за всеми этими тремя «никами» один и тот же человек.
         Это создает обстановку карнавала, на котором под масками можно позволить себе то, что в реальной жизни позволить невозможно. Но карнавал постоянно рискует превратиться в вакханалию – никакой реальной ответственности за сказанное «ники» не несут. Даже больше – на просторах форумов родилось представление о том, что «ники» – эти виртуальные персонажи – сами по себе, а реальные люди – сами по себе: ничего общего между ними, якобы, нет, а поэтому вы можете быть добрейшим человекам, а ваш «ник» – хоть людоедом. Возможно, истоки этой «теории» в том, что люди действительно не знакомы с тем, что кроется в их неосознаваемом, и наивно видят выплески неосознаваемого как намеренную игру. На самом деле, человек отражается в любом своем действии – и в ненамеренном часто гораздо откровеннее.
         Не удивительно, что «гостиные» форумов и гостевых книг часто превращаются в словесные ристалища, если не побоища. На это тоже есть своя теория: один из участников окрестил происходящее по аналогии с восточными единоборствами «боевым трепом», другие называют это «стебом». Однако, в отличие от восточных единоборств с их непререкаемыми правилами, правило «боевого трепа» состоит в отсутствии всяких правил. Если вы «пробежитесь» по гостевым книгам, то первое, чему поразитесь, это обилие ненормативной лексики, взаимных оскорблений и т.д.
         В каждой гостевой книге вы найдете достаточно узкий круг постоянных участников – обычно не больше 10-15, знакомых по интернету, а иногда – не только, друг с другом. Остальные – шатуны, которых встречают с недоумением: это еще что такое?! Если они продолжают появляться, их подвергают испытанию на умение «держать удар», сильно напоминающему казарменную дедовщину и обряды крещения новичка в тюрьмах.
         Разумеется, все не так ужасно, но крупицы нормального человеческого общения часто трудноразличны в угаре этих словесных потасовок. И тут возникает вопрос об участниках. Что, собственно говоря, влечет людей к такому общению? Нет ли каких-то черт, из которых можно составить обобщенный портрет участников? Психологи из разных стран, в том числе из России, утверждают, что есть. Они говорят, исходя из проводимых ими исследований, что чаще всего постоянные участники гостевых книг – люди, испытывающие трудности в общении, чувствующие себя одиноко, не реализовавшие себя в реальной жизни, нуждающиеся в дополнительном самоутверждении. Именно они склонны «зависать» в виртуальном общении подобно тому, как люди «подсаживаются» на наркотики. Я вспоминаю рассказ своих друзей, живших во время американской стажировки в доме женщины с четырьмя детьми. Они обратили внимание на обилие и высокий уровень компьютерной оснащенности дома. Но по-настоящему они были поражены на ночь глядя, когда четверо детей и пять собак вперемежку улеглись спать на полу и над ними поплыли облака сигаретного дыма матери, засевшей за компьютер часов до трех ночи. Посещая гостевые книги, часто задаешь себе вопрос: когда же некоторые из постоянных посетителей работают и вообще живут? Некоторые, правда, используют почти исключительно рабочие время и компьютеры, но всего этим не объяснишь.
         Давайте, однако, признаем одну важную вещь: если бы людям это не было нужно, они бы этого не делали. Все то, что я сказал выше, констатация фактов, но не осуждение. В бурно текущей, напряженной и быстро изменяющейся жизни гостевые книги, бесспорно, берут на себя функции суррогатного общения, громоотвода и канализации переживаний, своего рода психотерапии. Они позволяют заместить то, чего в жизни недостает, и выместить то, что в ней просто нельзя себе позволить вымещать. Так во времена средневековых карнавалов можно было то, что все остальное время запрещено: обнажение, богохульство и т.д. Только теперь это происходит не в специальное время, а в специальном месте. Беда лишь в том, что когда множество людей с проблемами пытается использовать других для разрядки своих комплексов, ничего хорошего из этого не получается.
         Русскоязычные гостевые книги и форумы в этом смысле едва ли отличаются от всех других. Образовалась широкая сеть таких форумов с сайтами в разных уголках мира, не знающая географических границ. На этапе приспособления к жизни в эмиграции эта сеть может служить изрядной психологической поддержкой – по крайней мере до той поры, пока новичок не уколется об описанное выше или не «зависнет». Именно на этом этапе людям и одиноко, и тревожно, и самоуважение под вопросом, и признания нехватает – весь тот набор, который описывают психологи, налицо. Но имеет смысл не терять бдительности и контроля над собой. Как только вы почувствуете, что какая-то гостевая книга начинает вас притягивать и вы заглядываете в нее часто и регулярно, скажите себе: это первый звонок. Появляется желание высказаться по самым разным поводам – второй звонок. Чувствуете обиду на какие-то письма и высказывания о вас, начинаете вынашивать уничтожающие ответы – третий звонок. После него начинается психологическая зависимость, от которой – труднее или легче – вам придется избавляться, если вы захотите чувствовать себя свободным человеком.
         А избавиться чаще всего захочется. Напряженность и злость «боевого трепа» не проходят даром – они начинают замусоривать душу и вместо разрядки приносить новое и новое напряжение. Очень во многом это связано и с содержанием гостевых книг, с тематическим репертуаром. Он очень не широк.
         Вдрызг заезженный, но не сходящий с круга конек – антизападничество, в центре которого – антиамериканизм. Мне уже приходилось касаться этого (МиА, №3, 2000), и снова копаться в этой столь же ущербной, сколько напыщенно-самодовольной логике я не хочу.
         Другая популярная тема – эмиграция. Как ее только не кроют! И опять-таки, кроют даже те, кто живет в Америке. Довольно распространено деление на «чистых» и «нечистых». Чистые – это приехавшие по рабочей визе или гранту. На самом деле их и бульдозером из Америки не вытолкнуть. Они считают себя интеллектуалами, искателями приключений и патриотами – не чета каким-то там несчастным беженцам, продавшим родину за кусок колбасы. Но неукротимым зудом души заявляет о себе этакая меленькая зависть: иначе откуда бы взяться изобретенному ими термину «льготная национальность» или просто «льготники». Под ними, естественно, имеются в виду евреи – так, будто кроме Jewish Family Service не существуют Catholic Charities и другие организации, принимающие беженцев из любого угла бывшего СССР и мира.
         Ну, а отсюда уже рукой подать до вечной еврейской темы. Нет, пожалуй, ни одной русской гостевой книги, вне зависимости от географии, в которой не цвел бы буйным цветом антисемитизм, причем - очень часто исходящий от эмигрантов из России. Когда сталкиваешься с этим первый раз, застываешь в недоумении – то, от чего ты уехал, опять перед тобой, только в сгущенном, на пределе концентрации виде. Позже начинаешь улавливать, что для некоторых персонажей это «идея фикс» – ни о чем больше они говорить не могут и только в грязной луже этой идеи чувствуют себя мало-мальски уютно. Здесь вы найдете все – и осанну Гитлеру, и байки о всемирном заговоре кагала, и ссылки на употребление слова «жид» А. Пушкиным, Н. Гоголем и другими гигантами русской литературы, и цитаты из «Протоколов сионских мудрецов», и отрицание реальности Холокоста, и Бог весть что еще.
         Периодически вспыхивает ненадолго и довольно вялым огнем какая-нибудь животрепещущая тема. Но будьте спокойны – она очень скоро перейдет в одну из трех описанных. Не рискну утверждать, что это всем нравится. Отнюдь. Но ничего не поделаешь.С одной стороны, на наживку этими «червяками» клюют – разворачиваются бурные обсуждения. С другой, многие «хозяева» сайтов трактуют это как воплощение свободы мнения и слова. Надеяться на изменение положения дел трудно – разве что сайт существует на деньги миллионера, нетерпимого к хамству во всех его ипостасях. Но таких что-то не видно: сайты выживают за счет размещения рекламы, а кто будет давать рекламу в малопосещаемый сайт? Чем больше посещаемость – тем больше рекламы – тем выше финансовое обеспечение и творческие возможности сайта. А скандальность всегда собирает людей. И если оставить в гостиной маленькую группку приличных посетителей, то – прощай, реклама, и конец сайту! Здесь уже не просто единство и борьба противоположностей, а конфликт интересов. В этом смысле интернетовским издателям не позавидуешь.
         Было бы удивительно, когда бы не было закономерно, что русские сайты один к одному отражают ту ломку сознания, которая происходит в постсоветское время. Причем, отражает утрированно до гротеска, что практически неминуемо. Говорим мы об эмигрантской или российской их части, приходится считаться с тем, что участники гостевых книг и форумов составляют малую толику тех, кого берутся представлять. Подавляющему большинству людей по обе стороны океана не до этого: они заняты строительством своей жизни, своим творчеством, своими отношениями – всем тем, что образует живую ткань жизни. Это не значит, что они не заглядывают в гостевые книги. Не только заглядывают, но и образуют некое их здоровое ядро. Однако их голоса очень часто просто тонут в луженоглоточном напоре хамства, которое в реальной жизни постоянно рискует получить отпор, а в жизни виртуальной чувствует себя свободным от какой бы то ни было ответственности. Даже если эта хамоватая безответственность порождается комплексом ущербности как его компенсация, она не становится от этого краше.
         Так что же – «не ходите, дети, в Африку гулять»? Наоборот, ходите. И почаще. Научите пользоваться интернетом пожилых людей – им будет чем скрасить время, пока вы на работе, и им есть чем поделиться с другими. Ходите, потому что замечательные возможности интернета существуют совсем не для размазывания собственной грязи по чужим мозгам. Потому что они – не для замещения жизни, а для ее дополнения и расширения ее перспектив. И тогда, может быть, наши гостевые книги начнут представлять русскую общину Америки, а не только тех, у кого комплексов побольше и голос погромче. Я уже не говорю об использовании огромных ресурсов взаимной помощи и поддержки, которые открываются в интернете. Что же касается особенностей общения в сети, то они могут быть занятной игрой ровно настолько, насколько вы остаетесь самими собой. А пока … пока прогулки по русским сайтам удручают их уныло-беспомощным однообразием – примерно как использование сверхсовременного кухонного комбайна в качестве гнета для квашения капусты.     



___Реклама___