А. И. Хаеш
(Санкт-Петербург)


КОРОБОЧНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО КАК ИСТОЧНИК СВЕДЕНИЙ О ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩЕСТВ И ИХ ПЕРСОНАЛЬНОМ СОСТАВЕ


 

Для еврейских исследований по краеведению, генеалогии и истории семей важно расширять круг используемых источников. Цель предлагаемой статьи – обратить, в рамках этой задачи, внимание на архивные документы коробочного делопроизводства, хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде 1287 - Хозяйственный департамент Министерства внутренних дел (МВД).

 

Общие сведения о коробочном сборе

 

История возникновения и развития коробочного сбора исследована подробно. Этим занимались Комиссия по устройству быта евреев (1872-1881) и наши известные ученые - С. Дубнов и Ю. Гессен[1].

По утверждению Гессена, «Коробочным или кружечным сбором издавна, по-видимому, именовались налоги, взимаемые кагалом с еврейского населения не путем прямого обложения (подушного – с личности, оценочного – с имущества), а косвенного. Коробочный сбор распространялся на предметы первой необходимости, на некоторые отрасли экономической деятельности, а также на принадлежности религиозного культа и религиозно-гражданские акты»[2].

«Первоначально коробочный сбор имел… целью погашать долги еврейских обществ римско-католическому духовенству, каковые образовались двояким путем: с одной стороны, католическое духовенство налагало на евреев денежные взыскания, пользуясь для этого разными поводами (например, после религиозных диспутов, к которым оно принуждало евреев), с другой стороны, еврейские общества, не имея средств, чтобы оплатить чрезмерные государственные и поземельные повинности, делало займы у духовенства»[3].

Первые документальные сведения о коробочном сборе в Литве зафиксированы в материалах Литовского ваада 1647 года[4].

В России в 1839 году было издано положение «О коробочном сборе с евреев», которое в связи с ликвидацией кагалов было заменено одноименным положением 1844 года[5]. Без существенных изменений это положение действовало до 1917 года. Оно регламентировало два вида сбора: общий и вспомогательный:

«§8. Общему сбору подлежат: 1) Убой скота на кошер (с каждой скотины). 2) Резание птиц на кошер (с каждой птицы). 3) Продажа кошерного мяса (с каждого фунта). 4) Пени, штрафы и взыскания за несоблюдение правил по общему коробочному сбору.

§10. Вспомогательному сбору подлежат: 1) Известный процент с дохода от отдачи внаем принадлежащих евреям домов, лавок и амбаров. 2) Известный процент с промышленности евреев… 3) Известный процент с денежных капиталов, остающихся после умерших евреев. 4) Сбор за ношение еврейской одежды, мужской и женской. 5) Пени и штраф с евреев за нарушение правил по сему сбору, которые к оному и причисляются».

В отличие от истории коробочного сбора, его делопроизводство, до последнего времени, почти не привлекало внимания исследователей[6].

Общая схема движения дел была такова.

Городские учреждения, занимавшиеся хозяйственными делами евреев (думы, ратуши и магистраты), сначала «по совещании с оседлыми и зажиточными членами еврейского общества» составляли смету расходов, нужных для удовлетворения общественных надобностей, а также табель предметам, которые предполагается обложить коробочным сбором, и примерную таксу на каждый предмет. Потом проводились торги на отдачу общего коробочного сбора на откуп «сроком на четыре года, считая всегда с 1 января по всей губернии, на каждое общество порознь». Для каждого откупа устанавливалась окружная черта, в пределах которой откупщик имел право требовать в свою пользу коробочный платеж. Список всех поселений евреев в пределах этой черты выдавался откупщику при заключении с ним контракта. Результаты работы: табель предметов обложения, таксу сбора, смету расходов и достигнутую на торгах откупную сумму губернаторы докладывали генерал-губернатору и министру внутренних дел[7].

Думы и ратуши принимали деньги от откупщиков, выдавали им квитанции, полученные суммы заносили в шнуровые книги. Суммы, поступившие в платеж государственных податей и земского сбора, отсылались в уездные казначейства. В сметы закладывалось превышение доходов над расходами. Поэтому ежегодно образовывались остатки коробочного сбора. Они подлежали передаче из дум и ратуш в Государственный банк или приказы общественного призрения для приращения процентами. По мере накопления остатков, деньги могли заимствоваться еврейскими обществами для их собственных нужд. Трудность обществ состояла в том, что эти остатки находились под контролем местной администрации, которая была вовсе не против “прокрутить” их в своих интересах, либо просто сунуть руку в еврейский карман.

Правительство, хорошо знакомое со злоупотреблениями местных чиновников и помнившее о неблаговидной деятельности прежних кагальных, сделало остатки коробочного сбора труднодоступными для обеих сторон. Процедура доступа была такова.

Сначала представители общества, минимум две трети так называемых “пятидворных депутатов”, должны были собраться в мещанской управе или упрощенном общественном управлении (евреи не возглавляли этих учреждений) и обсудить предполагаемый расход. Если он признавался необходимым двумя третями присутствующих, составлялось прошение или мирской (иначе общественный) приговор. В них часто указывались доверенные лица, которым поручено ведение дела. Приговор подписывали все бывшие на собрании депутаты, прошение – они же или только доверенные лица. Поэтому оба типа документов содержат обширную персоналию, как правило, наиболее уважаемых лиц общества. Часто это документы мелких местечек, сведения о персоналии которых трудно найти.

Глава мещанской управы и несколько ее членов заверяли приговор или прошение, скрепляли печатью и со своим рапортом направляли в губернское правление (по вопросам, подведомственным городским управам, документы направлялись им).

Губернское правление обычно запрашивало мнение уездного исправника о состоятельности общества. Он сообщал, сколько в обществе душ, сколько среди них несостоятельных. Когда расход предназначался на погашение недоимки за лечение в иногородних больницах конкретных лиц, исправника запрашивали об их состоятельности[8]. Если предполагалось помочь погорельцам, исправник подтверждал факт пожара и его последствия. Если предполагался ремонт или строительство общественных зданий, исправник описывал состояние существующих зданий, высказывался о необходимости нового строительства.

На любое строительство или ремонт требовалось иметь чертежи и смету. Эти документы проверялись с технической и финансовой сторон в строительном отделении губернского правления. Казенная палата сообщала правлению, какие долги и недоимки податей и сборов числятся за данным обществом и какие остатки коробочного сбора есть на его счету.

При положительных результатах всех проверок, дело шло из губернского правления к гражданскому губернатору. Тот подписывал заключение о наличии или отсутствии препятствий к предполагаемому расходу, часто соглашаясь лишь со значительно урезанной его суммой. Далее дело передавалось генерал-губернатору края, который своим письмом запрашивал мнение министра внутренних дел. Из канцелярии министра письмо направлялось в Хозяйственном департаменте МВД, который готовил ответ министра. Если генерал-губернатор края был против расхода, отрицательный ответ готовился сразу: евреям в расходе отказывали. Если генерал-губернатор не видел препятствий к расходу, Хозяйственный департамент запрашивал мнение министра финансов. Когда дело шло о строительстве училищ, создании в них параллельных классов, о помощи частным школам и тому подобное, до министра финансов запрашивалось мнение министра народного образования. И только когда ни у кого не было возражений, еврейскому обществу разрешалось произвести денежный расход из остатков его собственных коробочных сумм.

Описанные процессы порождали обширное делопроизводство. Поскольку при оплате прошений учитывали число затраченных на их рассмотрение листов бумаги, дела писали подробно, тем более что занятые этим чиновники оплачивались из того же коробочного сбора.

Чтобы упростить делопроизводство, министр внутренних дел издал 25 августа 1900 года циркуляр №2560, которым предоставил право «губернаторам, по предварительному согласованию с управляющими казенных палат, разрешать ассигнования из остатков коробочного сбора, без ограничения суммы, на следующие предметы: а) временные и случайные потребности еврейских обществ, предметы которых точно предусмотрены действующим положением о коробочном сборе[9]; б) меры по устройству и улучшению пожарной части, а равно по оздоровлению и благоустройству городов и местечек с преобладающим еврейским населением…; в) по оказанию помощи евреям, пострадавшим от пожаров, наводнений и других общественных бедствий»[10]. Поэтому последующее дела о коробочном сборе, хранящиеся в фонде 1287, менее информативны.

 

Конкретные сведения из дел о коробочном сборе

(на примере Ковенской губернии)

 

Фонд 1287 состоит из 107641 дела за 1797 – 1904 годы[11]. В описях 13, 21, 22, 23, 38, 39, 42, 43 и 44 отложились сотни дел о коробочном сборе. Они содержат конкретные сведения о жизни еврейских обществ, их общей численности, количестве в них состоятельных и неплатежеспособных членов, доходах и расходах обществ, их задолженности церкви и частным лицам, об экономической конъюнктуре конкретных лет, о бедствиях: пожарах, наводнениях, засухах, градобитиях, о ремонте и строительстве общественных зданий, о плате "охотникам" за добровольное рекрутство, поддержке содержателей частных школ и т. п. Судя по листам использования, дела эти практически не знакомы исследователям.

Рассмотрим дела на примере Ковенской губернии. Их за 1845-1904 годы – 74: 33 губернских: о многих городах и местечках губернии, и 41 локальное: об одном из них. Не имея возможности привести конкретные сведения в полном объеме, представим их примерами и составленными нами таблицами.

Начнем с дела, содержащего табели, таксы и сметы коробочного сбора еврейских обществ губернии на1846-1852 годы[12]. Оно позволяет составить список обществ, указать их класс и количество в каждом душ мужского пола, раздельно состоятельных и несостоятельных (Табл. 1). Налоги за последних уплачивались из коробочного сбора[13].

 

Таблица 1. Еврейские общества Ковенской губернии в 1846 году,

их класс и количество душ мужского пола[14]

Название общества

Класс

Состоятельных

Несостоятельных

Название общества

Класс

Состоятельных

Несостоятельных

Бейсагольское

3

176

52

Оникштинское

1

376

299

Биржанское

2

713

146

Плунгянское

1

682

423

Браславское

4

181

131

Позельвянское

3

106

42

Вевиржанское

2

323

62

Покройское

2

267

92

Векшнянское

2

371

211

Помпянское

1

372

184

Вендзягольское

2

186

68

Поневежское

1

487

320

Видзское

2

763

240

Понедельское

1

349

124

Видуклевское

2

80

31

Посвольское

1

324

155

Вилкомирское

1

560

1197

Ракишское

1

206

120

Вилькийское

3

224

94

Ретовское

2

354

118

Вильямпольское

1

864

473

Роговское

2

224

149

Вобольницкое

3

214

91

Россиенское

1

772

532

Ворненское

2

416

118

Румшишское

2

75

52

Горждовское

2

193

120

Салантское

2

327

138

Датновское

4

113

29

Скавдвильское

4

149

19

Дусятское

2

182

31

Скопишское

3

96

50

Жеймельское

3

354

50

Солокское

2

137

52

Жейменское

4

114

30

Средницкое

3

299

153

Жидиковское

4

492

193

Старожагорское

2

436

196

Кейданское

1

1029

463

Сядское

3

606

213

Кельменское

3

361

141

Таурогенское

1

265

104

Кликольское

3

312

85

Тельшевское

1

434

628

Коварское

4

119

50

Уцянское

1

485

602

Ковенское

1

513

324

Ушпольское

3

151

103

Комайское

1

94

44

Хвейданское

3

83

26

Кракиновское

4

331

104

Шавельское

1

544

799

Кретинговское

1

532

338

Шавкянское

4

212

49

Кроковское

2

143

41

Шавлянское

3

221

43

Крожское

4

293

28

Шадовское

2

455

154

Купишское

2

470

146

Шатское

2

200

133

Линковское

2

329

89

Шидловское

2

90

28

Лукницкле

3

325

165

Шкудское

3

734

201

Немокштинское

2

218

63

Эйрагольское

2

293

257

Новоалександровское

1

66

95

Юрбургское

1

751

559

Новожагорское

1

665

377

Янишское

1

240

192

Новомейское

2

569

112

Яновское

1

207

150

Окмянское

4

275

54

Итого

 

25172

13545

 

Класс общества[15], в данном случае, характеризует принятую высоту таксы общего коробочного сбора (Табл. 2).

 

Таблица 2. Табель и такса предметов общего коробочного сбора

для еврейских обществ разного класса на 1846‑1852 гг.[16]

Табель

Такса для обществ

 

1 класса

2 класса

3 класса

4 класса

а) От убоя скота каждой штуки:

 

 

 

 

    Быка

1 р.75 к.

1 р. 50 к.

1 р.

80 к.

    Коровы

1 р.50 к.

1 р. 30 к.

90 к.

70 к.

    от двухгодовых бычка и коровы

1 р.

80 к.

60 к.

40 к.

    Теленка

25 к.

20 к.

16 к.

15 к.

    барана и овцы

18 к.

16 к.

12 к.

10 к.

    козла и козы

18 к.

16 к.

12 к.

10 к.

б) С рези птиц:

 

 

 

    

    Курицы

3 к.

2 к.

11/2  к.

1 к.

    пары цыплят

3 к.

2 к.

11/2  к.

1 к.

    Гуся

8 к.

3 к.

5 к.

4 к.

    Утки

4 к.

3 к.

2 к.

11/2 к.

    индейского петуха

12 к.

10 к.

8 к.

6 к.

    Индейки

8 к.

6 к.

 6 к.

5 к.

в) С фунта кошерной говядины и мяса

    21/2 к.

2 к.

11/2  к.

1 к.

    с головы, ног и утробей

 11/2 к.

11/4  к.

1 к.

3/4 к.

    с гусиного сала

    21/2 к.

2 к.

11/2  к.

1/2 к.

 

 Из этой таблицы видно, что табель предметов общего сбора одинаков для всех обществ.

Табели предметов вспомогательного сбора у обществ различны. Такса вспомогательного сбора для них одинакова – 2% от суммы годовой производительности. Приведем из табелей вспомогательного сбора сведения о промышленности евреев (Табл. 3).

 

Таблица 3. Промышленность евреев Ковенской губернии в 1846 году[17]

Название общества

Тип промышленности

Количество предприятий

Годовая производительность,

рублей

Биржанское

Кожевенная

?

179

Вилкомирское

Пивоваренная

Кожевенная

?

?

3200

950

Вильямпольское

Пивоваренная

2

1100

Дусятское

Заводы

?

120

Жыдиковское

Кожевенная

?

150

Коварское

Кожевенная

Мельницы

Медных изделий

1

2

?

100

155

160

Ковенское

Пивоваренная

4

4125

Кретингенское

Кожевенная

Медных изделий

?

?

200

60

Купишское

Кожевенная

?

510

Новоалександровское

Пивоваренное

1

300

Новожагорское

Кожевенная

?

9500

Оникштинское

Заводы

Мельница

?

1

800

210

Плунгянское

Кожевенная

?

200

Позельвянское

Кожевенная

Мельницы

?

?

140

950

Помпянское

Гонка дегтя

?

65

Скавдвильское

Фабрики и заводы

?

225

Солокское

Кожевенная

?

150

Таурогенское

Фабрики и заводы

?

150

Тельшевское

Кожевенная

Медных изделий

?

?

105

125

Уцянское

Кожевенная

?

180

Ушпольское

Кожевенная

1

75

Шавкянское

Гонка дегтя и смолы

?

266

Шатское

Кожевенная

Гонка дегтя и смолы

1

?

75

7

Шидловское

Кожевенная

Медных изделий

?

?

500

1500

Шилельское

Фабрики и заводы

?

245

Шкудское

Кожевенная

Медных изделий

?

?

800

150

Юрбургское

Заводы

?

550

 

Сметы, опирающиеся на ожидаемые доходы, ориентированы в основном на уплату общественных долгов и податей, на текущее содержание общественных синагог, молитвенных школ, богаделен, талмуд-тор, на платеж чинша за земли и плацы, занимаемые еврейскими общественными зданиями и кладбищами, на содержание в школах неимущих учеников и другие ежегодно повторяющиеся расходы. Интересны сведения смет о бессрочных долгах бывших кагалов духовенству. Эти долги были обращены в казну, и еврейские общества выплачивали ей по ним проценты (Табл. 4).

Таблица 4. Долги бывших кагалов духовенству и суммы выплат в 1846[18]

Название общества

Кому и с какого времени

Сумма

Р.

К.

Ворнянское

Ворнянскому Рохитанскому монастырю от суммы 300 р. сер.

18

 

Кельменское

Крожскому монастырю Бенедиктинов  с 29 сент. 1762 г.

Кельменской плебании с 20 апреля 1726 г.

Кельменской альтарии с 20 сентября 1757 г.

Ляльской плебании с 20 декабря 1726 г.

Шавкянской плебании с 17 апреля 1792 г.

Цитовянскому монастырю с 9 мая 1762 г.

10

25

18

8

6

80

25

 

64

Крожское

Ворнянской альтарии от суммы 1350 р. сер.

Крожскому монастырю бенедиктинок от суммы 180 р. сер.

81

10

 

80

Россиенское

Доминиканскому монастырю от капитала 495 р.

Лукникской плебании от капитала 115 р.

29

7

70

Салантское

Салантской альтарии с 8 февраля 1746 г.

13

71

Сядское

Сядской альтарии от суммы 133 р.

Салантской альтарии от суммы 360 р.

8

21

 

60

Тельшевское

Тельшевскому Бернардинскому монастырю с 1 января 1700 г.

9

 

 

В сметах изредка встречаются статьи, содержащие фамилии кредиторов, например, в смете:

Сядского общества об уплате: «части общественного долга, следуемого заимодавцу еврею Иоселю Ачкинасу по заемному письму, выданному 16 мая 1841 года, 47 р. 5 к.»[19];

Шатского общества об уплате: «Шатским евреям Израилю Заку, Ицыку Мыселю Курляндскому, Берку Гурвичу и Айзику Левину долга, признанного определением Третейского суда 27 января 1842 г., всего 484 р. 54 к.»[20];

Салантского общества об уплате: «процента по векселю от 22 мая 1845 года на сумму 300 р. еврею Вульфу Гиршовичу Лонде»[21];

Поневежского общества об уплате: «части капитала и процентов еврею Шмуелю Менделиовичу Живу 187 р.15 к. и  на уплату по заемному письму рекруту Гирше Янкелиовичу Мелямеду 30 р.»[22].

В отличие от сметных расходов, остатки коробочного сбора - это реальные деньги, накопленные обществами. Все новое, нерегулярное и чрезвычайное делалось обществами, в значительной мере, за счет этих остатков. Их использование более разнообразно, а соответствующее делопроизводство богаче сведениями, чем сметное. Приведем примеры:

Евреи местечка Дорбян обратились в 1891 г. с ходатайством об отпуске из остатков местного коробочного сбора пособия в размере 2103 р. 40 к. на ремонт синагоги и молитвенной школы. Из собранных губернским начальством сведений оказалось, что «еврейская синагога и молитвенная школа, из коих первая существует с 1751 г., а последняя с 1821 г., действительно требуют ремонта, на каковой предмет местные евреи собственных средств не имеют»[23]. 1751 год - наиболее ранняя дата основания молитвенной школы, встретившаяся в просмотренных делах. Заметим, что в «Еврейской энциклопедии» о Дорбянах 1,5 строки[24], а по «Российской еврейской энциклопедии» «Евреи жили в Дорбянах с XIX века»[25].

Интересны сведения о Россиенах: «Из дел губернского правления видно, что нижеозначенными указами разрешено устройство следующих молитвенных школ в Россиенах:

а) от 25 августа 1850 г. за № 12580 на плацу еврея Комисарука, под названием “Хаи Адам”;

б) от 18 декабря 1850 г. за № 22540 в доме Абеля и Груны Габриеловичей;

в) от 22 апреля 1859 г. за № 6244 в доме еврея Шимеля Гумбанского (коробейников);

г) от 25 сентября 1864 г, за № 21602 на плацу Мовши Натансона и Шимеля Блоха “Ейн Яков”;

д) от 29 декабря 1866 г. за № 24299 на земле, купленной у еврея Шульмана (ремесленников).

Кроме того, в Россиенах существуют молитвенные школы под названием “Бет-Гамедраш” и “Самуила Хасида”, построенные до 1830 г., а также синагога, построенная до 1812 года и перестроенная после пожара в 1865 году»[26].

Прошения и мирские (общественные) приговоры, сохранившиеся в делах, содержат подлинные подписи евреев. Например, когда у откупщиков Оникштинского коробочного сбора, братьев Залкинда и Абеля Вульфовичей Кадышевых в 1845-46 годах возникла большая недоимка, общество обратилось к губернатору, прося о ее сложении. Уполномоченные писали: «когда  в 1845 году, по Высочайшему повелению, сбор за шитье еврейского платья <был> вообще уничтожен и заменен платежом за право ношения еврейской одежды, общество наше воздержалось приготовлением одежды еврейского покроя... и как для выведения из употребления еврейского платья... так и избегая значительного платежа за право ношения еврейского одеяния, нового такового для себя не делало, затем сбор за шитье еврейского платья... почти никакого дохода от общества не приносил, посему откупщики, по сей статье, понесли убытки... в 160 рублей»[27].

Это прошение собственноручно подписали 20 февраля 1848 года: Нохим Носкович Арнос, Лейба Рафаилович Билкис, Абель Шмеркович Виленский, Вульф Годик, Бецель Иоселович, Меер Гиршович Кадышев, Изроиль Ошерович Комайко, Иоель Лейбович, Бениамин Мовшович Лурия и. Шимель Пинхасович Шейнзон. Как известно, в ревизских сказках и метрических книгах подписей регистрируемых лиц нет.

Местечко Купишки. «На бывшем откупщике коробочного сбора Переце Файнберге числится недоимка 1274 р. 33 к. за время с 1 января 1862 по 1 января 1866 года... Еврейское общество... ходатайствует об освобождении откупщика Файнберга от уплаты помянутой недоимки, так как таковая накопилась не по его вине, а по случаю бывшего в то время в этом крае мятежа, чрез что он, опасаясь отлучиться из местечка, не мог иметь за евреями, жительствовавшими в окружной черте, надзора, так равно и жители того местечка не могли приобрести скота»[28]. 

Город Ковна: «В 1869 г., во время наступления необходимости исполнить набор рекрут..., Ковенское еврейское общество, видя, что по случаю сокрытия многих годных членов из семейств, показанных по учету городовой думы на рекрутской очереди, неминуемо встретятся затруднения... признало нужным согласиться с желанием двух молодых людей Ковенского общества Карабанова и Ягодовского... добровольно поступить в военную  службу... за общество, с тем, чтобы они получили денежное вознаграждение... Общество для этой надобности взяло заем... 600 р.»[29].

Местечко Новожагоры «Частное еврейское женское училище Блюмы Рабинович открыто 10 ноября 1894 года в составе двух классов: с приготовительным при них классом. В училище преподаются: закон еврейской веры, русский язык, арифметика, немецкий язык, рукоделие и пение. Контингент учащих состоит из 4 лиц, имеющих надлежащий образовательный ценз и допущенных к преподаванию»[30].

Частой причиной обнищания отдельных обществ были пожары. Ссылки на них обычны в прошениях евреев и донесениях полиции:

Местечко Кретинген «С 11 на 12 декабря 1853 г. сгорело 6 жилых еврейских домов с имуществом и 14 разных других строений. 2 мая 1854 г. сгорело 9 жилых еврейских домов да 50 разных строений... 45 семейств понесли убытки, как во время следствия оказалось... на 16060 р.»[31]. «Днем 20 августа 1854 г. вновь... ужаснейший пожар, обративший в пепел целое местечко.... Сгорело жилых домов с имуществом... еврейских каменных двухэтажных 20 и деревянных 28... кроме разных других строений да амбаров... 189 семейств евреев с малыми детьми не могут в близости приобресть пристанище, яко в 50-ти верстной дистанции от Прусской границы воспрещено в даровании жительства для евреев, и потому все крестьяне, спасаясь штрафов, никого из евреев к себе не принимают»[32]. Генерал-губернатор «по необходимости дозволил... разместить бедных погорельцев евреев на некоторое время по деревням»[33].

Местечко Вобольники «в 1865 и 1869 гг. подверглось пожарам, истребившим 24 дома до основания... В минувшие марте и апреле месяцах [1871 г.] опять подверглось пожарам,  истребившим 33 дома с имуществом... все пострадавшее народонаселение стеснено положением о  паспортах… не имеет средств к заработкам в тесном кругу местечка, благоволите... разрешить о выдаче безденежных паспортов... погорельцам»[34].

Строительство и ремонт общественных зданий отражены, например, в таких документах:

1873 г. «...купец Левин Минковский подарил молитвенному обществу при Ковенском казенном еврейском училище начатую им... постройкой молитвенную школу вместе с плацем, с тем, чтобы общество это озаботилась окончанием таковой постройки. Общество, располагая средствами добровольных пожертвований, возвело уже это здание под крышу, но затем средства сии истощились...»[35].

В связи с предполагаемым ремонтом миквы в местечке Вобольниках, ее в 1874 г. обследовал поневежский уездный исправник, который доносил, что починить ее «крайне необходимо, так как вода, находящаяся в ней, по неимению стоков, заражается и производит зловоние...»[36]. От ковенской полиции в аналогичном случае в 1875 г. губернское правление требовало удостоверить, что здание миквы купца Янкеля Карпеса «действительно неудобно по ветхости своей для посещающих оную евреек»[37].

Попытки администрации воспользоваться еврейские деньгами для своих нужд, отраженные в делах, выглядят, например, так:

«Бывшим 29 июня минувшего 1877 года пожаром в г. Вилкомире истреблено все имущество большей части жителей оного, и в том числе сгорел дом, где помещалась городская дума... с большей частью мебели и канцелярскими принадлежностями...»[38]. Хотя по закону восстановление убытков должно производиться за счет городских доходов, но их мало, а у евреев в остатках коробочных сборов есть 6000 р. Губернское начальство, добившись от евреев мирского приговора, обращается к министру за разрешением одолжить из этих остатков 500 р. на покупку мебели. Министр не возражает.

В 1879-1882 года городской голова Россиен Глодковский растратил крупные суммы из местного коробочного сбора. Расследовать этот факт просили министра внутренних дел россиенские обыватели Хаим Фридман, Нохим Эйнбиндер, Абрам Шмулович, Мордух Липко, Бер Файвисович и Шимель Франк. Следствие выявило растрату в 16449 р. 19 к., за что Глодковский был снят с должности и решением Сената в 1884 году предан суду Виленской судебной палаты без участия присяжных[39]. Возврат растраченных сумм вызвал значительные трудности[40].

Ковенский Губернатор, ссылаясь на пустоту городской казны, в1887 г. просит министра внутренних дел разрешить взять в долг 55000 р. из остатков коробочных сборов по губернии для строительства в Ковне русского театра. Письмо из МВД пересылают министру финансов, но тот отказывает в трате, ссылаясь на плохое состояние ковенской городской казны. Губернатор, а затем генерал-губернатор, пишут снова. Доказывают, что Ковне русский театр остро необходим, так как в городе полно русских офицеров, умирающих от скуки. Министр финансов непреклонен. Попытка взять еврейские деньги в долг с сомнительной отдачей на этот раз не проходит[41].

Донос - нередкое явление в еврейской жизни. Вот примеры тому из рассматриваемых дел:

1888 г.: «В МВД поступили два прошения от проживающего в местечке Солоках мещанина еврея Авербуха с заявлением о допускаемых членом Солокской мещанской управы Голяндом злоупотреблениях по распоряжению суммами коробочного сбора и взимании с местных евреев для уплаты жалования раввину не установленного узаконениями акциза с употребляемых евреями дрожжей»[42]. После следствия по этим доносам Ковенский губернатор «уведомил, что обстоятельства не подтвердились; проживающий в Солоках еврей Симон-Лозер Авербух заявил: что прошений этих он не подавал, кем они посланы не знает и Луцкина подписывать на них за себя не просил, так как сам умеет расписываться по-еврейски. Негласным путем дознано, впрочем, что духовный раввин Солок Герц Крониц, продает некоторым религиозным евреям дрожжи копейкой-двумя дороже за лот, чем в лавках, с тою целью, чтобы они не были трефными и чтобы дать некоторую поддержку в материальном отношении раввину»[43].

Другой пример малограмотного доноса, поступившего к министру внутренних дел 26 июня 1889 г.: «Что это есть, если не можем толку найти. Где девались наши коробочные сборы? Все деньги получаются у нас в Ковне Н. Натансоном и Файвушем Варшавчиком. Где бы ни жаловались, ответа нет. Только что выбрали 3000 рублей, в марте опять требуют, бог ведает на что... Был писец в мещанской управе, который был в союзе с Натансоном, который должен был удирать за разные подлоги, и господин Губернатор не дал ему паспорта, но Натансон дал ему 500 рублей, и он перешел границу. <Подписи> Лейба Леви, Бенцель Харнас, Янкель Шмеркович, Арон Каплан»[44]. Следствие, проведенное по доносу, показало, что «заявление это имеет характер безымянных доносов, так как фамилии подписавших лиц... вымышленные»[45].

Приведенные примеры и таблицы показывают, что коробочное делопроизводство содержит множество конкретных сведений о жизни еврейских общин и их персональном составе.



[1] Записка о коробочном и свечном сборах, с евреев взимаемых // Материалы Комиссии по устройству быта евреев (по Империи). Часть первая. №3.- [Б. м.], [Б. г.]. С. 6 – 14; Дубнов С. Исторические сообщения: №13. Бюрократические упражнения в решении еврейского вопроса (1840 – 1844). // Восход. 1901, кн. IV,V; Гессен Ю. К истории коробочного сбора в России. СПб., 1911.

[2] Гессен Ю. К истории коробочного сбора в России. С. 3‑4.

[3] Гессен Ю. Коробочный сбор // Еврейская энциклопедия. СПб., 1908‑1913. Т. IX. С. 758. О происхождении еврейских долгов см. также Клиер Дж. Д. Россия собирает своих евреев. Происхождение еврейского вопроса в России: 1772‑1825. М. - Иерусалим, 2000. С. 33‑35.

[4] Гессен Ю. К истории коробочного сбора в России. С.4

[5] Высочайше утвержденное положение о коробочном сборе с евреев // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание второе (Далее ПСС-2). 1844 год. СПб., 1845. Т.XIX. Отделение I. №18545.

[6] Одноименный статье доклад прочитан автором на международной конференции "Документальные материалы по истории евреев в архивах СНГ и стран Балтии», проходившей в Петербурге 18‑20 марта 1997 года; также Hoffman D. B., Gircyte V. The Collection of Box Taxes in 19th Century Lithuania // Avotaynu, 2001. Vol. XVII. 3. P. 43‑47.

[7] ПСС-2. №18545. §§ 12, 31, 37, 42 .

[8] Признаком состоятельности в этом случае, по-видимому, считалось владение недвижимостью, или ее аренда.

[9] «1) Учреждение вновь общественных благотворительных заведений. 2) Постройка и починка общественных зданий и т. п.» (ПСС-2. № 18545. § 61 В).

[10] РГИА. Ф. 1297. Оп. 44. Д. 115. Л. 4.

[11] Фонды Российского государственного исторического архива: Краткий справочник. СПб., 1994. С. 27.

[12] РГИА. Ф.1287. Оп. 39. Д. 571 на 375 л.

[13] К несостоятельным положение относит «а) бедных, престарелых и малолетних … б) увечных и убогих, не имеющих средств к пропитанию и не способных ни к какой работе… в) выбылых» (ПСС-2. №18545. § 61).

[14] РГИА. Ф. 1287. Оп. 39. Д. 571. Л. 103‑229 об.

[15] По положению 1844 года «к первому классу относятся общества, имеющие (примерно) от 500 душ и более, ко второму от 200 до 500, к третьему от 100 до 200 и к четвертому, имеющие менее 100 душ». Губернаторы могли, в зависимости от состоятельности общества, назначать ему класс на один выше или ниже, чем следовало по числу душ (ПСС-2. №18545 §13.

[16] РГИА. Ф. 1287. Оп. 39. Д. 571. Л. 2 об., 10 об., 23 об., 94 об.

[17] Там же. Л. 2‑162. Знак «?» в таблице указывает на отсутствие в источнике конкретных сведений.

[18] РГИА. Ф. 1287. Оп. 39. Д. 571. Л. 184, 190 об., 191, 192 об., 204, 206, 207 об., 209 об.

[19] Там же. Л. 224 об. 

[20] Там же. Л. 178 об.

[21] Там же. Л. 207 об.

[22] Там же. 196 -196 об.

[23] Там же. Оп. 43. Д. 1216. Л. 139.

[24] «Дорбяны – местечко Тельшевского уезда Ковенской губернии. В 1897 г. жителей 2069, из них евреев 1129» (Еврейская энциклопедия. Т. VII. С. 303)

[25] Российская еврейская энциклопедия. М. 2000. Т. 4. Историческое краеведение. А‑Й. С. 367.

[26] РГИА. Ф. 1287. Оп. 43. Д. 1216. Л. 77.

[27] Там же. Оп. 39. Д. 1886. Л. 17 об.

[28] Там же. Оп. 43. Д. 174. Л. 2.

[29] Там же. Д. 475. Л. 96 об.

[30] Там же. Оп. 44. Д.58. Л. 316.

[31] Там же. Оп. 39. Д.1579. Л. 1.

[32] Там же. Д.1579. Л. 4 об., 5.

[33] Там же. Д.1579. Л. 9.

[34] Там же. Оп. 43. Д. 409. Л. 4.

[35] Там же. Оп. 43. Д. 590. Л. 43.

[36] Там же. Д. 590. Л. 88.

[37] Там же. Д. 641. Л. 19.

[38] Там же. Д. 828 Л. 3.

[39] Там же. Оп. 39. Д. 2153. Л. 1, 2, 17.

[40] Там же. Оп. 43. Д. 1203. Л. 1‑4.

[41] Там же. 43. Д. 1074. Л. 9, 25, 73‑75, 79.

[42] Там же. Д. 1094. Л. 7.

[43] Там же. Л. 45 об., 46.

[44] Там же. Д. 1141. Л. 1‑2.

[45] Там же. Л. 6 об.


    
___Реклама___