Деннис Прейгер, Джозеф Телушкин Антисемитизм Карла Маркса

Атеизм и евреи

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Деннис Прейгер, Джозеф Телушкин Антисемитизм Карла Маркса

Post by Weissberg »

Отец марксистской идеологии Карл Маркс родился в немецком городе Трире в 1818 году. Хотя как по линии отца, так и по линии матери он происходил из длинных династий известных раввинов, в возрасте 6 лет его крестили в лютеранской церкви. Отец Маркса сам обратился в христианство еще до рождения Карла для того, чтобы получить возможность заниматься юридической практикой (что, в соответствии с новыми прусскими законами, евреям было запрещено). Своего ребенка он крестил для того, чтобы избавить его от неприятностей, связанных с антисемитизмом. В этой обстановке самоотрицания и отступничества и воспитывался Карл Маркс.
Зная истоки, нетрудно, понять, почему одной из его первых работ оказалось эссе "К еврейскому вопросу". Эта статья была написана Марксом в связи с появлением работы Бауэра "Еврейский вопрос". Бауэр яростно нападал на евреев и иудаизм и доказывал, что эмансипация евреев недопустима до тех пор, пока они не откажутся от своих "исключительных религий, морали и обычаев".
В своей ответной статье Маркс критиковал некоторые выводы работы, но его критика не коснулась антисемитизма Бауэра. Наоборот, он значительно превзошел того в злобности антисемитских нападок. Маркс критиковал Бауэра за то, что тот направлял свои атаки лишь на религиозных евреев, в то время как без внимания нельзя
было оставлять никого, кто может быть идентифицирован как еврей: "...сущность современного еврея мы находим не только в Пятикнижии или в Талмуде, но и в современном обществе..."
Как замечает историк Роберт Уистрич, "ненависть Маркса сосредоточена не только на «еврее субботы», о котором писал Бруно Бауэр, но главным образом на современном «еврее будней»."
Эссе "К еврейскому вопросу" наполнено такой интенсивной ненавистью к евреям, что в некоторых местах ее можно сравнить лишь с юдофобией нацистов: "Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской бог? Деньги. Но в таком случае эмансипация от торгашества и денег - следовательно, от практического, реального еврейства - была бы самоэмансипацией нашего времени" ..."Деньги - это ревнивый бог Израиля, пред лицом которого не должно быть никакого другого бога".
В заключительном абзаце статьи Маркс доходит до того, что отождествляет эмансипацию человечества с уничтожением иудаизма.
Грубый, открытый антисемитизм статьи "К еврейскому вопросу" всегда шокировал тех еврейских социалистов, которые продолжали относить себя к евреям. Более, чем за 100 лет, прошедших со времени ее написания, еврейские специалисты так и не решились перевести эту работу на идиш или иврит - единственную работу Маркса, посвященную исключительно еврейскому вопросу, - хотя практически все остальные его работы были переведены.
Другие, однако, с большим удовольствием переводили и изучали антиеврейское эссе Маркса. Например, в 1963 году в издательстве Академии наук Украины была издана книга Трофима Кичко "Иудаизм без прикрас", где автор приводил многочисленные цитаты из статьи "К еврейскому вопросу". Книга была настолько антисемитской, что возбудила международные протесты и советское правительство изъяло ее из обращения. Как признавал Гитлер, он тоже изучал эту статью Маркса: "Достаточно того, что научное понимание опасности
иудаизма постепенно углубляется и что на базе этого понимания каждый человек начинает выдавливать из себя еврея. Однако меня страшно пугает то, что эти прекрасные мысли принадлежат не кому-нибудь, а еврею".
Выражение юдофобии в этой ранней работе не было, однако, случайным зигзагом в ходе развития взглядов Маркса. Во всех своих последующих работах, так или иначе затрагивающих евреев, он выражал к ним только презрение. Например, Маркс так описывает обнищавших еврейских беженцев из Польши, находящихся в Германии: "Омерзительнейшая из рас, чью страсть к нечистой наживе можно сравнить лишь с такой же страстью (еврейских капиталистов) Франкфурта". Газета "Нойе рейнише цайтунг", которую в то время редактировал Маркс, в выпуске от 29 апреля 1849 года обвиняла евреев в разграблении церквей, поджогах деревень и избиениях до смерти беззащитных поляков. Эти утверждения были "беззастенчивой клеветой в отношении народа, который жил в постоянном страхе оказаться жертвой тех самых преступлений, в которых обвиняли его самого".
Современник Маркса, читая его работы, пришел бы к выводу, что богатые евреи-капиталисты подрывают общество, в котором живут, а бедные евреи являются такими варварами, что недостойны быть принятыми цивилизованным обществом.
Маркс даже сумел извлечь древнее и всеми забытое измышление Мането, который изображал исход евреев из Египта как "изгнание прокаженных". Согласно Мането, ту операцию возглавил якобы египетский жрец по имени Моисей. А в 1850-х годах Маркс насмехался над теми, кто боролся за право барона Ротшильда занять место в британской Палате общин, куда он был избран от своего округа: "Кажется сомнительным, что народ Британии будет очень обрадован возможностью распространить избирательные права на еврейского ростовщика".
Испытывая одинаковое отвращение как к богатым, так и к бедным евреям, Маркс игнорировал трудности еврейских рабочих, хотя они жили и в Лондоне, совсем
недалеко от него. Точно так же он никак не отреагировал на погромы, которые пронеслись по всей России в 1881 году, хотя часто выступал в защиту преследуемых. Всю свою жизнь Маркс идентифицировал евреев и иудиазм со всем, что ему было ненавистно в капитализме.
Историк Эдмунд Силбернер отмечает два негативных следствия из еврейских сочинений Маркса: эти труды спровоцировали и укрепили антиеврейские предубеждения среди марксистов-неевреев и привели к отчуждению марксистов-евреев от еврейского народа. В особенно обнаженном виде последнее проявилось в 1891 году во время проведения Конгресса Второго Социалистического Интернационала в Брюсселе. Делегат Абрахам Каган призвал членов Интернационала осудить набирающий силу в Европе антисемитизм. К ужасу Кагана, как делегаты-неевреи, так и делегаты-евреи отвергли резолюцию с осуждением антисемитизма. Социалисты так же, как ранее христиане, мусульмане и другие антисемиты (за исключением нацистов), сочли, что единственное средство против антисемитизма состоит в том, чтобы евреи перестали быть евреями и целиком присоединились к антисемитам (в данном случае - к социалистам). Заключительная резолюция Второго Интернационала осудила "проявления антисемитизма и филосемитизма (т.е. иудаизма) как средства, к которым прибегают класс капиталистов и реакционные правительства для того, чтобы отвлечь от своих целей социалистическое движение и расколоть рабочих". Таким образом, оппозиция социалистов антисемитизму свелась к нулю, поскольку антисемитизм они приравняли к иудаизму и заклеймили и тех, и других как врагов социализма.
Post Reply