C сайта"Седьмой канал"-И. Дацковский"Сравнение с древним"..

Атеизм и евреи

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

C сайта"Седьмой канал"-И. Дацковский"Сравнение с древним"..

Post by Weissberg »

Сравнение с древним Египтом
проф. Исраэль Дацковский

На сайте 7-го Канала появилась очередная статья о вечном споре науки и религии (Арье Вудка. “Атеистам”. 7 мая 2009). Статья, с одной стороны, нужная, как и серия вышедших на эту же тему книг (переведенные с иврита на русский пара книг проф. Натана Авиезера, книги проф. Биньямина Файна, Арье бен Эфраима, покойного и очень сложного проф. Иегошуа Лейбовича, еще не переведенные с иврита книги рава Исраэля Лорвербойма и проф. Иегуды Леви). С другой стороны - уже вошедшим в иудаизм эти статьи и книги интересны, но совершенно не определяют их мировоззрение и отношения с Традицией и Тв-рцом, а оставшимся снаружи - чужды и ничего не доказывают, никого серьезно не сдвигают с их взглядов. Потому что для такой сдвижки нужно еще сохранять подвижность мышления, открытость совершенно новым для человека, непривычным подходам, и не только книгам его давать, если оно утеряно, уснуло, заперто нашей инерционностью. Некоторые говорят, что возможности войти в иудаизм из другой религии, например, из атеизма (который совершенно очевидно является одной из весьма примитивных религий с верой уж совсем в маловероятное и недоказанное и простенько скомпилированными догмами и обрядами), нужно удостоиться, получить на это право от Него, а вот Б-годанность Торы тогда уже можно проверить. Но в одном из комментариев на эту статью Арье Вудки прозвучал уж совсем крайний даже по сегодняшним “прогрессивным” меркам взгляд (комментарий номер 7, от псевдонима “Олух”): “С тем что ТАНАХ является гениальным произведением ЧЕЛОВЕКА никто не спорит, но тот факт что он появился не на пустом месте говорит МНОЖЕСТВО более древних артефактов из истории человечества. В появлении ТАНАХа нет НИЧЕГО сверхъестественного - он ПОЛНОСТЬЮ соответствует представлению древних людей об окружающем мире и о модели общественного устройства тех времён. Там нет НИЧЕГО из того что превосходило знания людей того времени. НИЧЕГО! Появись он в более поздние времена, он отражал бы соответствующие тем временам представления и ничего более” (сохранены авторские орфография и использование заглавных букв).

В этой краткой цитате такое количество перлов, что для их даже поверхностного разбора нужно много чернил (порошка для принтера) истратить. Мы их даже не начнем разбирать.

Мы также не будем разбирать ни бесспорную и непоколебимую научность Торы (при том что она почти не претендует на описание физического мира, а потому, на самом деле, очень редко вступает в контакт с современным типом естественно-научного знания), ни ее Б-годанность - уж больно очевидным нам сегодня все это представляется. Откуда-то в памяти всплыла цитата известного ученого, уже не помню кого: “Мы столько лет, напрягая все силы и ломая ногти, взбирались к вершине научного знания. А когда добрались до нее, обнаружили на этой вершине... кучку религиозных евреев, сидящих там уже 3000 лет”. Мы даже не станем сосредоточивать внимание на уж очень многих “странных” фактах, которые плохо вписываются в “Критику Библии”. Ну, хоть упомянем некоторые из них.

Так, столетиями “просвещенные” критики смеялись над тем, что свет создан в первый день, а светила - в четвертый. Ну, помилуйте, может ли быть свет без его источников? Ну, как автор (или редактор) мог пропустить такой ляп! Ничего, прошли эти столетия и гипотеза Большого Взрыва (только гипотеза, как и любое научное построение; просто эта осталась единственной неопровергнутой в космологии) указала, что первичный свет и мог быть только до формирования звезд.

Или такой факт: те же “просвещенные” критики смеялись над тем, что евреи назначают начало месяцев по показаниям свидетелей, видевших молодую луну. Объяснение было очевидным - не было у тех евреев столь развитой астрономии и они просто не могли знать, когда появится на небе молодая луна. Но в это же время, примерно 1500 лет назад, авторы Талмуда (Амораим) записали продолжительность лунного месяца с точностью, которую смогли проверить и удостоверить только во второй половине ХХ века. Значит, они это знали откуда-то еще. Откуда? И при этом назначали начало нового месяца по показаниям свидетелей. Скажем больше - когда был разрушен Второй Храм и через некоторое время стало невозможно больше законно назначать начало месяцев по показаниям свидетелей, мудрецы из Явне рассчитали календарь на 2000 лет вперед. Мы этим календарем до сих пор пользуемся и проверяем его каждый месяц - именно по появлению молодой луны. И он до сих пор работает. А ведь у этих мудрецов была только птолемеевская, гео- (а не гелио-) центрическая модель Солнечной системы (с Землей в центре), которая при тех измеренных данных и способах расчета такой точности - на 2000 лет вперед - заведомо не обеспечивала. А календарь работает.

А такая “мелочь”: древние законы чистоты семьи “почему-то” приводят к уровню заболевания раком женской сферы у соблюдающих евреек на уровне девственниц других народов. А ведь законы-то - алогичные! Да и не могли знать древние евреи о профилактике рака - они и слов-то таких не знали. Правда, современная “светская” психология частично и ограниченно нащупала их из анализа именно психической деятельности.

Можно продолжать еще долго[*], но (да простят меня за цитату из чуждого нам источника - выросший в Союзе неплохо знал христианство как необходимый багаж “культурного” человека, а своего наследия был полностью лишен): “Имеющий очи - да увидит”.

Мы хотели заметить другое - все мы, вернувшиеся к Торе уже в солидном возрасте из далека, из тьмы дикого “научного” атеизма, прошли долгий и нелегкий путь поворота и существенного изменения уже давно сложившегося мышления. На этом пути у нас у всех было много сомнений и открытий, много людей нам помогали на этом пути, много пришлось продумать, прочитать, понять, выучить, на много неочевидных вопросов мы ответили и на много неожиданных и крутых ступеней мы поднялись. Эти ступени были у каждого свои. Опишу одну из своих личных ступеней (не первую; одной из первых была встреча с “правильным”, посланным мне человеком и данная им мне книга д-ра Феликса Кочубиевского “На пути тшувы”). Как-то читая недельную главу “Шмот” о начале периода египетского рабства, мне вдруг пришла в голову мысль попытаться смоделировать проблемы, которые решает в своей жизни египетский надсмотрщик, надзирающий над рабами-евреями. И вот что получилось. Итак, слово надсмотрщику, который жил 3350 лет назад:

- Cкоро старший надсмотрщик уйдет на пенсию. Надо бы подсуетиться, почаще выступать перед ним с правильными идеями, выделиться из ряда надсмотрщиков. Часть моих мыслей будет переданa им от своего имени главному надсмотрщику, но иногда и я выступлю перед главным. А там, глядишь, и при решении вопроса о замене старшего надсмотрщика, может статься, главный и примет правильное решение в мою пользу.

- Oпять вызывают в школу - малец нарисовал карикатуру на бога Ра. Как бы из школы не поперли - столько трудов (и денег) стоило запихнуть дурака в эту престижную школу при храме. И карьера его казалась обеспеченной, но этот глупец не понимает своего счастья, глупо рискует всем без всякого понимания. Да еще своего учителя тихо козлом обозвал, а тот услышал.

- Hужно старшую как-то замуж пристоить - те, что сватаются, нам не ровня, а сынки равных моему высокому положению на нее и не смотрят. Да и денег на приданное и свадьбу с этой мизерной зарплаты надсмотрщика не отожмешь.

- Первенца нужно пропихнуть в школу надсмотрщиков - без специальности сейчас тяжело. А сдаст ли он экзамен по владению плеткой и психотест на понимание психологии еврейского раба? Подготовка-то слабая, в школе-то только бездельничал и дрался. А в другой специальности у меня протекции нет. Ну, куда же сейчас без поддержки родственников? Везде “стеклянный потолок”, продвигают только своих.

- Oпять напасть: еврейских рабов переводят из Рамсеса в Питом. Здесь работы не будет, уволят без выходного пособия и без шансов трудоустройства. Нужно переезжать, а ведь только хижину расширил, двор благоустроил, сколько денег в долг взял! А теперь эту усадьбу не продать за нормальные деньги - промзона-то сворачивается, продавцов жилплощади полно, а покупателей нет. Как долги отдавать?

- Oпять жена злая - денег, видите ли, ей на очередную побрякушку не хватает. А ведь зарплата у меня хоть и небольшая, но устойчивая. Но желания у нее растут быстрее редких прибавок и премий. А мне хочется, чтобы она ласковой была, хорошо меня кормила, улыбалась и восхищалась моим умом, талантами и высоким положением. Хоть дураки-начальники этого за мной почему-то не примечают.

И вдруг я остановился. Вдруг понял, что в несколько иных терминах описываю желания и чаяния своего современника, вооруженного компьютером и самолетом вместо плетки. Оказывается, главные проблемы, взгляды, желания по-настоящему определяющие нашу сегодняшнюю жизнь, совершенно не поменялись за последние 3000 лет, вообще ничего не изменилось. Только ухудшилось - и мораль потрескалась (чтоб не сказать - развалилась), и лозунг “человек человеку - волк” рельефнее проявился, и экология “уплыла”. И цена хваленного “прогресса” оказалась уж очень невелика - ведь он преобразовал только внешнюю оболочку жизни. А насколько она тонка, как быстро она исчезает при легком изменении условий, хорошо показал еще совсем недавно и именно в отношении евреев (да и другим народам мало не показалось) самый культурный, прогрессивный и образованный народ Европы - немцы, быстро и по собственному желанию превратившиеся в диких зверей несмотря на весь их хваленый “прогресс”. Похоже, что в современном мире с обамовским президентсвом и его дружбой с арабами, нам в очень скором времени будет предоставлена возможность увидеть этот ужас еще разок.

Оказалось, что наши отличия от древнего египтянина - минимальны и несущественны. Оказалось, что мы в жизни решаем в точности те же задачи, что и он (а решение систем уравнений и управление машинами, которые ему и не снились - внешнее, способ заработка). И это “открытие” заставило меня о-о-очень серьезно задуматься. Задуматься об основах. Ведь если наш хваленный “прогресс” - фикция (при реальности его огромных технических и научных достижений, при изменении до неузнаваемости условий жизни), внешняя сторона, не затрагивающая истинную суть человека, то где же лежит хоть что-то устойчивое в бушующем море нашей жизни? На что можно опереться (и знать, что опора не покачнется) в зыбкости и неустойчивости нашей жизни?

И вдруг оказалось, что опора есть. Есть огромный пласт еврейского наследия, есть Крепость Израиля, который не предаст и не поменяется. И Тора оказалась не компиляцией древних преданий - уж очень много бесспорных фактов (фактов!) этому противоречит. Но эти факты невозможно увидеть извне, Тору невозможно положить под микроскоп и отвлеченно изучать, как биолог - жука, в ней, в ее атмосфере необходимо жить. И эта жизнь не обещает ни ученых степеней, ни богатсва, ни карьеры (но и не закрывает, не запрещает эти цели). Она всего-то обещает счастье. Простое человеческое счастье. А вам, дорогой читатель, еще что-то нужно от жизни?

А поначалу, в своей безмерной спеси ученого, с высоты знаний “научного” атеизма и я был уверен, что “религия - опиум для народа”, что разница между христианством, исламом и иудаизмом - чисто внешняя, так, порядок и текст молитв несколько иной, напридумали себе для разнообразия несколько разные праздники, но суть-то одна - темнота и незнание, возведенное в идеал. Что религия вообще - удел неграмотных бабушек, но образованному современному человеку, знатоку и пользователю великих достижений прогресса нечего искать в вымышленных преданиях темного средневековья. Но не торопясь, по мере весьма медленного и инерционного движения мысли, все это величественное (и прекрасное!) здание развалилось на глазах.

И выплыли базовые основы мироздания.

“..Нужно только очень верить этим синим маякам,
И тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам...”
Булат Шалвович Окуджава
Post Reply