Прощай, пинтеле йид

Всё о языке идиш

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Прощай, пинтеле йид

Post by Архивариус »

БЕЗРОДНАЯ КОСМОПОЛИТКА
Прощай, пинтеле йид
Рут Эллен Груббер


БУДАПЕШТ (JTA) – Идишское выражение «ДОС пинтеле йид» часто переводится как «еврейская искра» -- неразрушимая еврейская сущность, которая сокрыта глубоко внутри даже у тех, кто и не знает, что он еврей, сущность, готовая проявиться в самый неожиданный момент.
Знаток языка газеты «Форвард» -- Филологос однажды посвятил целую колонку этому термину, и описал его как почти мистическое понятие.
«Суть его в том, что все евреи, даже если они о нем не знают или если их воспитывали настолько не по-еврейски, что они даже не догадываются, что они евреи, несут внутри себя еврейскую сущность, которая может активизироваться при определенных обстоятельствах», -- писал Филологос.
Хенрик Халковский, который скоропостижно скончался в первый день Нового года в своем родном Кракове, был, наверное, наименее мистической личностью из всех моих знакомых, но во многих отношениях олицетворял эту идею.
Писатель, переводчик и местный историк, Хенрик был пинтеле йид всего города – города, чье еврейское население, превышающее 65.000 человек, было уничтожено в Шоа, а сегодня живет примерно 200 евреев.
На мой взгляд, Хенрик был одной из самых примечательных личностей новой еврейской реальности, возникшей в Польше после падения «железного занавеса» почти 20 лет назад.
«Он был хранителем краковского еврейского наследия», -- говорит Йоахим Руссек, директор городского Центра еврейской культуры.
Хенрика, который родился в 1951 году в оглушающем вакууме пост-холокостной Польши, преследовали призраки жителей Кракова, унесенных Холокостом, и поколений краковских евреев, ушедших до них.
А он, в свою очередь, гонялся за еврейским Краковом, узнавал его секреты и, становясь так сильно привязанным к нему, что ему было действительно психологически трудно уезжать из родного города даже на несколько дней.
«Вот это была личность, -- говорит Станислав Краевский, лидер польского еврейского возрождения и представитель Американского еврейского объединенного распределительного комитета в Варшаве. – Он был такой краковский – краковская достопримечательность».
Со своими энциклопедическими знаниями еврейской истории, культуры, мифологии и преданий Кракова, Хенрик стал пробным камнем для меня и других евреев-иностранцев, которые начали просачиваться в Краков в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
«Для многих из нас знакомство с Хенриком Халковским было одной из первых значительных встреч с Краковом. И все прошедшие с тех пор годы он, как никто другой, оставался неотъемлемой чертой города», -- говорит Майкл Трейсон, американский адвокат, который долгие годы работал в Польше и спонсировал многие проекты, направленные на сохранение еврейского наследия и на возрождение еврейской жизни.
Невысокий, в очках с толстыми линзами и бородой с проседью, Хенрик был завсегдатаем еврейского квартала города – Казимежа (в 1335 году этот район был основан как самостоятельный город), по улицам которого он бродил без устали.
«Когда бы ты ни шел по Казимежу, днем или ночью, ты обязательно встречал его, потом вы выпивали, потом ели», -- вспоминает клезмерский музыкант и кинематографист Ял Штром, который познакомился с Халковским в 1984 году и не раз снимал его в своих документальных фильмах.
Я впервые встретила Халковского в начале 1990-х.
Тогда Казимеж был трущобным, полуразвалившимся городом-призраком, хранившим шрамы нацистских массовых убийств и коммунистических преследований.
Хенрик, глава еврейского клуба, создал ядро группы молодых евреев, которые пытались возродить идишскую культуру в 1980-е годы.
Он рассказывал мне, что евреи-иностранцы ощущали неловкость, когда встречали в Польше молодых евреев – как они не могли понять их желание и потребность остаться здесь.
«Американские евреи предвзято относятся к польским евреям, оставшимся здесь, -- говорил он мне. – Будто бы нас считают ‘предателями’ народа».
С тех пор Казимеж превратился в оживленный туристический центр с кафе в еврейском стиле, отремонтированными синагогами, вульгарными сувенирами и постоянно топчущимися здесь туристическими группами.
В районе есть постоянный раввин и ХАБАДный центр, огромное множество еврейских культурных и образовательных институтов – даже местный еврейский издательский дом, который выпустил и книги самого Хенрика.
Халковский пристально наблюдал за всеми переменами, даже став одним из их главных символов.
«Взъерошенный и небрежно одетый, он никогда не разочаровывал, когда цинично критиковал абсурдность диснейлендовских выставок еврейского наследия и еврейской трагедии», -- говорит Трейсон.
«Его беседы и труды несли искреннее и уникальное проникновение в краковскую культуру и в особенности в эту неповторимую жизнь Казимежа, возникшую после падения коммунизма. Хенрик был и остается подлинной частью этой среды, -- говорит он. – И если понадобиться охарактеризовать его одним словом, это будет слово ‘настоящий’».
В 1977 году я сфотографировала Хенрика - с кривой ухмылкой на лице он смущенно указывает на краковский сувенирный ларек, торгующий футболками и вырезанными из дерева фигурками евреев.
«Раскрыть тебе мою навязчивую идею?» – спросил он меня однажды, склонившись над тарелкой куриного бульона и креплахом в одном из новых модных стилизованных еврейских ресторанов Казимежа.
«Что нам действительно нужно в Казимеже, так это некий институт, который покажет еврейскую жизнь, какой она действительно была здесь. Как выглядели квартиры, к примеру, что собой представлял хедер, или мастерская. Как на самом деле здесь жили люди. Чтобы вдохнуть немного реальности в этот облагоображенный район».
Хенрик похоронен на еврейском кладбище Кракова. 300 человек не побоялись снега и мороза и пришли, чтобы отдать ему последние почести. Раввины и хозяева кафетериев вместе скорбели над могилой.
Я не смогла приехать. Но я помню, что Хенрик говорил мне много лет назад во время одной из наших первых бесед.
«Казимеж может стать местом, где материализуется смысл».
Это и сейчас так. Но это место просто уже не будет тем же без него.

(В числе книг Рут Эллен Груббер «Путешествие по национальному географическому еврейскому наследию: Путеводитель по Восточной Европе», «Письма из Европы (и других мест)» и «Поистине еврейский: Заново открытая еврейская культура Европы». Она ведет блог по проблемам еврейского наследия по адресу http://jewish-heritage-travel.blogspot.com.)
Post Reply