Крепость времен царя Давида: новые свидетельства

Материалы по еврейской истории

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Крепость времен царя Давида: новые свидетельства

Post by Архивариус »

Крепость времен царя Давида: новые свидетельства
Дина Крафт


ХИРБЕТ-КЕЯФА, Израиль (JTA) – Под небом, затянутым серыми тучами, на холме над долиной, где, как гласит традиция, сражался Давид с Голиафом, археолог Йосеф Гарфинкель торжествующе кладет руки на десятитонную глыбу известняка. Это часть только что найденных вторых ворот в древний укрепленный город, который он раскапывает.
Гарфинкель считает, что эти массивные ворота, самые большие из находок того периода, являются новым потенциальным подтверждением того, что первое царство израэлитов было именно таким грандиозным, как о нем повествует Библия.
«Мы стоим на том месте, где ступала нога Давида», -- говорит Гарфинкель, профессор Еврейского университета, и его голос срывается от волнения. Указывая в восточном направлении от ворот, он продолжает: Город смотрит на Иерусалим, что является еще одним доказательством того, что он был частью Иудейского царства».
Эта крепость с двумя воротами, насчитывающая 3.000 лет, и по сей день обнесена стеной, содержащей камни того времени. До сих пор подобных находок история не знала. Гарфинкель убежден, что это могут быть останки города, который в Библии называется Шаараим, в переводе с иврита – «двое ворот».
Двое раскопанных ворот, а также найденный подростком, добровольно помогающим археологам, глиняный черепок с самым ранним ивритским текстом, выполненным протоханаанским письмом, названы значительными историческими находками периода, имевшего до сих пор очень скудные материальные свидетельства – 10 века до новой эры.
Однако это место также дает пищу для более широких дебатов относительно того, насколько обширным и единым было царство, которое Давид построил или не построил так много веков назад. Этот вопрос представляет большой интерес сегодня и является предметом спора, поскольку основатели Израиля провозгласили свое современное государство продолжением (после долгого перерыва) царства, основанного этой древней легендарной личностью.
Некоторые ученые утверждают, что Иерусалим Давида был просто глухой деревней, воспетой и превращенной в мистическое место теми, кто, как говорят эти ученые, написал Библию. Другие полагают, что, как и говорится в Библии, это была истинная власть, контролирующая сильное и единое царство. Нынешняя находка быстро была использована в подтверждение последней версии.
Крепость, расположенная на дороге в Иерусалим, могла быть передней линией обороны города от филистимлян, -- говорит Гарфинкель, -- и является свидетельством могущественного и централизованного царства, нуждавшегося в защите.
Израильская еврейская образовательная организация под названием Foundation Stone поддержала версию того, что это место может способствовать подтверждению исторических следов Библии. Организация участвует в сборе средств на нынешние раскопки и надеется превратить это место в первоклассный туристический объект и образовательный центр для евреев и неевреев.
Foundation Stone хочет, чтобы это место стало обязательной частью экскурсий по Израилю, и даже готова предоставить туристам возможность принять участие в раскопках в качестве добровольцев.
Гарфинкель категорически против школы археологов, он говорит, что Библия оставила хронологически убедительную череду физических свидетельств, и что крепость Элла, расположенная в долине Элла вблизи города Бейт-Шемеш, - новый важный аргумент в продолжающемся споре.
«Это свидетельство их неправоты, -- говорит он. – Определенная часть библейской традиции действительно хранит исторические сюжеты и исторические события. И это первый случай в истории археологии Израиля, когда был найден укрепленный город, относящийся к эпохе Давида».
Даже в Иерусалиме, -- говорит он, -- нет явных физических свидетельств того, что происходило в 10-м веке до новой эры, когда Давид, а потом и его сын Шауль должны были править. В значительной степени это объясняется тем, что в городе, постоянно населенном со времен Давида, трудно проводить раскопки.
«Ни один археологический раскоп не дал нам такой ясной картины о Царстве Давида», как этот, -- сказал он корреспонденту JTA.
Он будет представлять свои находки коллегам из Гарвардского университета в Бостоне 18 ноября.
Однако Израиль Финкельштейн, археолог из Тель-авивского университета, автор книги «Давид и Соломон: В поисках библейских священных царей и корней в западной традиции», не согласен с утверждениями Гарфинкеля.
«Давид и Соломон были историческими персонажами, но мы должны изучать каждое свидетельство предельно аккуратно», -- говорит он, решительно выступая против поспешных заключений, касающихся этого раскопа, который он считает действительно важным для более глубокого понимания того времени.
Финкельштейн, отец научной группы, которая скептически относится к тому, что библейскую историю можно подтвердить археологическими средствами, полагает, что слишком рано считать этот город действительно Иудеей. По его мнению, это скорее город филистимлян в связи с его соседством с Гатом, большим городом филистимлян, где, как гласит Библия, родился Голиаф.
По словам Гарфинкеля, он не исключает того, что это место может оказаться древней Палестиной, но считает это маловероятным из-за того, что на месте раскопа не было обнаружено свиных костей, а также из-за надписи на черепке.
Однако Финкельштейн также высказывает сомнение относительно того, как протоханаанское письмо, обнаруженное на глиняном черепке, будет подтверждено как ивритское и категорически отвергает предположение, что это место может быть городом Шаараим, упоминающимся в Библии.
Он говорит, что это не может быть тем самым городом, поскольку Шаараим назван городом Иудеи в Книге Иисуса Навина вместе с группой других мест, датированных 7-м веком до новой эры, а раскоп крепости Элла, как явствует, был оставлен по меньшей мере на 200 лет раньше.
«Археология всегда использовалась во многих частях мира в защиту той или иной идеи или теории», -- говорит Финкельштейн, который считает, что нынешняя находка – один из подобных примеров.
Барнеа Селеван, содиректор организации Foundation Stone, говорит, что это место значимо для его фонда, потому что «некоторые люди утверждают, что у Библии нет никаких исторических обоснований».
Гарфинкель предостерегает: работы находятся на самой ранней стадии и что потребуется еще десяток лет, чтобы раскопать хотя бы 30-40 процентов города. Он отмечает, что первые исследования этого места провели британские археологи в конце 19 века, но о них многие забыли, пока радиоуглеродный метод не позволил установить возраст этих камней, а именно, что они датируются малоизвестным, но очень важным 10-м веком до новой эры.
«Об этом не помнили на протяжении всего 20 века», и нынешняя находка может стать поворотным моментом», -- говорит он.
«Это же потрясающе. У тебя есть теория, и вот ты получаешь возможность подтвердить ее».
Ховев
участник форума
Posts: 1
Joined: Wed Jan 28, 2009 9:16 pm

Re: Крепость времен царя Давида: новые свидетельства

Post by Ховев »

...когда Давид, а потом и его сын Шауль должны были править...
Скорее всё-таки его сын Шломо ?
Post Reply