ГОРОД ОТДАЁТ ДАНЬ СВОЕЙ УРОЖЕНКЕ

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

ГОРОД ОТДАЁТ ДАНЬ СВОЕЙ УРОЖЕНКЕ

Post by Лев Гавартин »

Город отдает дань памяти своей уроженке

В центре Штутгарта небольшой площади присвоено имя Gerda – Taro – Platz
Это краеведческое событие произошло в конце 2008 года по инициативе видного общественного деятеля Михаэля Кинцле.
Место для площади выбрано удачно – в неё упирается Alexanderstrasse –улица, названная в 1863 году в честь Российского императора Александра Второго – улица, на которой родилась и провела детство наша героиня. На увековечивание имени Герды прибыли её родственницы – Юдит и Ева Либлихи.
Герда Таро - первая женщина фотожурналист. Её имя в литературе встречается постоянно рядом с Роберто Капа, признанным лучшим военным фотографом 20-го века. Герда, которую часто называли тенью Капы, была самостоятельным фотографом, оставившим небольшой, но яркий след в истории фотожурналистики. Она погибла на гражданской войне в Испании.
Её фотографии были высоким искусством, а судьба недоразумением.
Герда Таро – творческий псевдоним, за которым прячется имя Герты Похорайл, родилась в Штутгарте в 1910 году в либеральной еврейской семье торговца яйцами.
Своё образование получила в привилегированном реальном училище для девушек имени королевы Шарлоты.
В 1929 году семья переезжает в Лейпциг. В ответ на растущий антисемитизм Герта присоединяется к оппозиционным группам левого толка.
С приходом к власти нацистов в 1933 году отец вынужден ликвидировать своё предприятие. Герта эмигрирует в Париж, где вскоре знакомится с еврейским эмигрантом из Венгрии фотографом Андре Фридманом. Их судьбы очень схожи.
Андре приобщает её к фотографии, и они вместе изучают высокое фотоискусство. Герта поступает на работу в фотоагенство и становится профессиональным журналистом.
Весной 1936 года появляются их псевдонимы Роберто Капа и Герда Таро – по имени японского художника Таро Окамото.
Они становятся близкими друзьями и работают вместе.
Она являла собой не только возлюбленную Капы, но и некую музу с определённым политическим оттенком.
С началом гражданской войны в Испании ( 17 июля 1936 года ) Таро и Капа немедленно поехали в Барселону для съемки боевых действий.
После Барселоны они направляются в Кордову, где шли ожесточенные бои. Здесь Капа слелал один из самых известных снимков «Смерть республиканца», который стал иконой века. Поражённый пулей солдат, раскинувший как на распятии руки, кажется продолжает бег, ещё пытается поймать выпавшую из рук винтовку.
Михаил Кольцов в «Испанском дневнике» пишет: «Я знал маленькую Герду Таро в первые же дни гражданской войны. Эта женщина, почти ребёнок прибыла из больших европейских столиц на поля Таловеры, наблюдая своими полными человечности глазами новые формы народной борьбы».
В феврале 1937 года Капа и Таро фотографируют обороняющийся Мадрид.
Их фотоэссе об этих боях заняло разворот в известном французском еженедельнике.
В изображении как военных действий, так и гражданского населения, вовлеченного в войну, Таро никогда не была сторонним наблюдателем – так можно снимать только в непосредственной близости к своим объектам.
Она фотографировала женщин на войне, не стесняясь быть субъективной – ей была интересна именно эта, женская составляющая.
Снимки привлекали своей оперативностью и острой социальной направленностью.
Две недели Таро фотографировала республиканцев, защищавших город Брунете.
Последнее, что она сняла – улыбающийся труп женщины в городском морге и пылающий грузовик на той самой дороге, где вскоре погибла.
25 февраля, когда положение защитников резко усложнилось, Таро оказалась в гуще хаотического отступления. В людской сумятице ей удалось вскочить на подножку автомобиля с ранеными. В этот момент танк случайно протаранил машину и Герду сильным ударом выбросило на землю. Она умерла на следующий день.
Её тело переправили в Париж. На похороны Таро на кладбище Перл – Лашез пришли десятки тысяч людей. В этот день ей исполнилось 27 лет.
Они оба – Таро и Капа погибли в огне запечетляемой ими стихии.
Капа в 1964 году, после того как создал фоторепортажи японо – китайской войны, высадки союзных войск в Нормандии, освобождения Лейпцига в 1945 году и множества других военных операций, снимал во Вьетнаме солдат, ищущих мины, и наступил на одну из них, когда выбирал ракурс, сделал шаг в сторону и подорвался.
В нью – йоркском Международном центре фотографии недавно завершились две выставки, проходившие параллельно:
«Г е р д а Т а р о»
и «Э т о в о й н а» (Р о б е р т о К а п о»
В экспозиции Таро – свыше 80 фотографий, снятых в 1936 – 37 годах в Испании,
а также европейские и американские журналы, книги 30-х годов, иллюстрированные её военными репортажами.
К настоящей выставке издан обстоятельный каталог, впервые наиболее полно представляющий её творчество.
Эти фотографии являются памятью о талантливом фотожурналисте.
Теперь к этой памяти прибавилась G e r d a - T a r o – P l a t z.

.
Post Reply