Жанр? АНЕКДОТ!

Ссылки на интересные книги, статьи, другие публикации

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

МИСТИФИКАЦИЯ КАК ЖАНР.

Мне лет пять, я на плечах у папы. Он расхаживает cо мной по тесной комнате и читает мне сказку. По памяти (с тех пор!):
«За лесами, за горами, за широкими морями, против неба на земле жил старик в одном селе. У старинушки три сына: старший – умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. Они сеяли пшеницу да возили в град-столицу – знать столица та была недалече от села...»

Последние строчки отец в восторге повторяет дважды – так они ему нравятся.
(Много позже я прочёл у Лао-цзы: "Государство должно быть маленьким, чтобы петухи перекликались из одного в другое... Не выходя со двора, можно познать мир... »)

- Пушкин, - кричу я уверенно, потому что Ленин и Сталин стихами, конечно, не баловались (у них иные заботы), а других великих имён я ещё не знаю.
Не вспомню, что ответил папа; скорее всего никак не ответил.
Сказка замечательная - кем бы ни была написана: знаменитым Пушкиным или провинциалом Ершовым.

Папа очень удивился бы, если б ему объясняли, что сочинение Пушкина, отданное – вполне возможный случай – другому поэту, переходит в иной жанр – мистификации.
Да и сокрытие имени - к чему прибегали и прибегают многие авторы - само по себе ещё ничуть не мистификация.

Владимир Козаровецкий: «Первым, кто сказал вслух о версии пушкинского авторства сказки в среде пушкинистов и написал об этом замечательную статью (она была опубликована под названием «Верните лошадь!» в пушкинской газете «Автограф» в 1996 году), был Александр Лацис, автор ряда открытий в пушкинистике, человек неожиданный и парадоксальный, со своим писательским стилем... Что же касается литературных мистификаций, то сначала разберитесь, что такое литературная мистификация, изучите мою теорию литературной мистификации как самостоятельного вида искусства, а уж потом и «ввязывайтесь в полемику»».

Мистификации – один из признанных (прежде всего - читателями) литературных жанров – увлекательный и полезный. Он придаёт литературе дополнительное измерение – допустим, «шестое». Заставляет вернуться к классике – а это сам по себе роскошный процесс.

Мистификация и пародия разные, но очень близкие жанры, и «Дон Кихот», с которого ведётся отсчёт современной европейской прозы, фактически мистификация, хотя автор ничуть не скрывается: мистифицируются/пародируются популярные тогда (как сейчас – дамские) рыцарские романы.

Лоренс Стерн - «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», 18-й в. - посейчас увлекателен именно как мистификация.
Приведу аннотацию к переизданию "Тристрама":
«Сказать, что роман великолепен, - просто ничего не сказать! Ведь это же предтеча модернизма и постмодернизма! Да, Стерн "подрубил" целое литературное течение - английский просветительский роман - ну и что? Зато результат!..
Роман многоуровневый, неоднозначный, многопроблемный, с вполне циничным юмором - и реалистичный. Критикуется всё подряд - государство, король, общество, сословия, церковь, военные, философы (они – особенно!), горе-ученые (и эти!) и т.д. и т.п. - до бесконечности...
Герои романа - "представители" превозносимого или хулимого автором - общее через частное, чему нельзя не радоваться.
Для Стерна в центре мира – человек, создающий в себе самом собственный мир, каждый - в своем особом измерении.
Это ли не торжество индивидуализма?..
Здесь же и оборотная сторона: люди, живя рядом, не слышат, не понимают, порой даже не замечают друг друга. Важнейший вопрос о понимании человека человеком - о самой принципиальной возможности этого понимания.
Мистификационное построение романа: бездна отступлений, перепутанный порядок глав, походя - элементы других знаковых систем, открытый финал... История эксцентричной помещичьей семьи, полная иронических — на грани да и за гранью непристойности — намеков, игрищ лиц и масок персонажей, скепсиса и пародий, — все это "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена".
Роман шедеврален, хотя бы потому, что опередил свое время на 200 лет!»

Не претендуя, разумеется, на лавры Стерна и Сервантеса, я позволил в тексте своего романа (уже с заголовка) «Сплетенье ног» бездну стилистических мистификаций – включений в текст десятков скрытых цитат. Местами целыми абзацами.
Да и закончил так:
«А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - и тут я согласен с классиками, - не так хороша и не так уж плоха, как кажется».

Одного из классиков многие вспомнят, - а второго?..

Я мистифицировал жизнь человека, известного в научном мире, с которым дружил много лет. Сам он, того не зная, поспешествовал написанию романа, не подозревая, что автор - увы, волею ИГРЫ ВООБРАЖЕНИЯ - представит его в виде учённейшего (член-корреспондент!) современного Козьмы Пруткова, озабоченного созданием растворимых презервативов, чтобы избежать загрязнения акватории мирового океана...

Кстати, «сочинения» последнего - самая популярная мистификация в русской литературе, хотя каждому понятно, что герой в действительности не существовал.
Но авторы для усиления комизма (отнюдь не для правдоподобия Козьмы) скрыли свои имена.

Тогда как Пётр Ершов – реальное лицо с известной биографией. Пушкин был знаком с ним и – вероятнее всего – прошёлся по рукописи, представленной юным сочинителем рукой мастера. Подписывать сказку двумя фамилиями - несолидно. Обозначить лишь своё авторство - немыслимо: первоначальная идея да и текст (возможно корявый) доверившегося провинциала.
И мастер, естественно, отказывается в его пользу, поздравив студента с вхождением в русскую литературу.

Не думаю, чтобы я как-то существенно отклонился от случившегося почти два века назад.

Не сравнивая, опять же, себя с классиком и автора бездарного романа «Гриада» - с Ершовым, упомяну своё участие в написании упомянутого опуса. Но даже на суде (см. Форум-Проза – «Моё дело») я нимало не настаивал на том, чтобы на переплёте изданного массовым тиражом романа стояло также моё имя.

Известная мистификация «Поэмы Оссиана» к мифическому гэльскому поэту не имеет никакого отношения; создатель мистификации шотландец Джеймс Макферсон прославлял таким образом кельтское прошлое своего народа...

Похожую цель преследовал и Пушкин («Песни западных славян»), опираясь на тексты Мериме, которые сами по себе были мистификацией, о чём Пушкин не догадывался...

Ни Мериме, ни Пушкин, ни Макферсон не скрывали своих имён, отдавая вместе с тем авторство поэтам других эпох...

«Тень» мистификации в «Повестях Белкина», в пасичнике Рудом Панько - вымышленном издателе гоголевских «Вечеров»...

В середине 50-х в квартире искусствоведов Герчуков (Марина и Юрий) я услышал замечательную историю «найденной» 10-й главы «Евгения Онегина», незавершённой поэтом, вероятно, намеренно.
«Отыскал» главу, находясь в вологодском лагере, историк Даниил Альшиц (д’Аль), осуждённый в 1949 г. на десять лет за антисоветскую пропаганду.

Я попытался написать тогда собственную мистификацию – «История одной находки» - на первичную, из которой (из текста д’Аля) могу вспомнить только немногое – и не самое удачное:
«...Пылал Каховский ярче лавы, Одним желанием горя, Своей рукой забить царя...
...Чинов британских сворой гадкой Он (Наполеон) схвачен был бульдожьей хваткой И похоронен был живьем На душном острове своем...» Т.п.

д’Аль использовал сохранившиеся строки Пушкина, добавляя свои. Меня тогда привело в восторг замечание Юры Герчука (возможно, им самим услышанное), что Пушкин при написании романа в стихах уже был знаком с гениальной работой Ленина «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?»

Мистификация д’Аля понятна. Недавнему узнику- гуманитарию хотелось как-то утвердиться в литературной жизни...
Мистификация «Прогулки с Пушкиным» Синявского-Терца также писана в лагере как письма на свободу – жене. В этом, отчасти, их закодированность.

Обман не имеет ничего общего с мистификацией, хотя мистификация соприкасается с обманом.
МИСТИФИКАЦИЯ всегда - ИГРА!

А многодневная бурная дискуссия по поводу авторства «Конька-Горбунка», да и романов Ильфа и Петрова (Ирина Амлински), - не более, чем буря в стакане воды.

Впрочем... выяснение авторства учённейшими литературоведами само по себе тоже игра.
В известном роде - мистификация.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

- Рабинович - сволочь.
- Какой Рабинович?
- Любой.

В кабинет к урологу вбегает с улицы запыхавшийся мужчина:
- Доктор, помогите: помочиться не могу.
- А ну, попробуйте. Тазик в углу.
Попробовал.
- Вот ведь - можете...
- Когда есть, куда!

-- Мы — представители древнейшей профессии: спим за деньги.
— Путаны, что ли?
— Тьфу на тебя! Сторожа мы.

Страшная штука — понос при склерозе: Бежишь и не знаешь куда!

Девицы на скамеечке в суперминиюбках...
Старый еврей - прохожий:
— Девочки, в наше время это было принято мыть, а не проветривать...

— Вы любите евреев?
— Нет.
— Ах, вы антисемит?!
— Я гетероceкcуал — мне еврейки нравятся.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

- Я тебя, Вася, держу за русского, а гляжу - ты обрезанный...
- А у меня двойное гражданство.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Подсудимый докладывает в суде: «Я её так..., а потом этак... А она меня этак..., а потом так...»
Присяжные даже вспотели от таких подробностей. Судья слушал-слушал и, наконец, спрашивает: «Так скажите же, подсудимый: у вас был половой акт?»
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Ну, почему?.. Не промахнулся Дантес, а памятник - Пушкину!
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Заходит израильтянин в туалет, и вдруг видит - перед ним Натаниягу.
И он его немедленно обнял, и закричал: Биби! Не отдавай Иерусалим!
Вышел из туалета и думает: как удачно получилось - и премьера встретил, и руки не обо что было вытереть...
...Жестоковыйный народ.
* * *
Вот Пушкин, наш общий любимец,
стоит, не боясь никого...
С любовью глядит проходимец
на бронзовый облик его.
* * *
Бог не фраер. Он предлагает проблемы каждому по его силам.
Так что каждый раз решать вам: или проблема по вашим силам - или это не ваша проблема.
* * *
Француз: - У меня член 16 см.
Русский: - А у меня 17 см.
Украинец: - А у американца 27!
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Ребенок не говорил до пяти лет (родители уже отчаялись) потом вдуг сказал:
- Каша подгорела.
- Что же ты раньше молчал?!?.
- Раньше была хорошая.
* * *
На борцовом ринге богатырь против щуплого противника. Исход поединка ясен. Действительно, один так скрутил другого, что ни вздохнуть, ни охнуть.
И вдруг второй как-то извернулся - и положил богатыря на обе лопатки.
Корреспондент спортивной газеты:
- Да как это у тебя получилось? Откуда силы?
- Ну, он так скрутил меня, что я яйца увидел...
- Ну увидел - ну, и что?
- Попробуйте-ка укусить собственные яйца - какие уж тут вопросы?..
* * *
- Господи, смерти взыскую! Умоляю, кланяюсь, челом бью... Снизойди, Господи: не за себя прошу...
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ wrote: Thu Jun 29, 2017 8:13 am Подсудимый докладывает в суде: «Я её так..., а потом этак... А она меня этак..., а потом так...»
Присяжные даже вспотели от таких подробностей. Судья слушал-слушал и, наконец, спрашивает: «Так скажите же, подсудимый: у вас был половой акт?»

- Грешна я, батюшка.
- Знаю.
- Меня все упрекают в беспорядочных связях, а у меня ведь всe-всe в книге записано: кто, когда, сколько.
- Ты опять пришла меня шантажировать?
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Три еврея решили перейти в православие. Пошли в церковь. Первый зашел внутрь, двое остались на улице. Через некоторое время этот первый вышел. Двое подошли к нему. "Ну как там было, Абрам?" -- "Во-первых, я не Абрам, а Иван. А во-вторых, можете вы мне объяснить за что вы распяли Христа?"
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: Жанр? АНЕКДОТ!

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Алия в Израиль...
- ...Но у вас и мама, и папа - не евреи. Бабушки и дедушки тоже не евреи... Кто же у вас еврей?
- Я - первый!
Post Reply