История казанской еврейской общины

История страны, сионизм

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
galinaS
участник форума
Posts: 2
Joined: Mon Sep 01, 2008 6:18 am

История казанской еврейской общины

Post by galinaS »

Возможно, не верно выбрала место для размещения темы, простите.
Разыскиваю книгу:
Алексеев И.Е. Еврейский крест. (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.
Одна из первых в изучении истории казанской еврейской общины.
Мой прадед был взят в кантонисты в 1856 году из Фастовского еврейского общества Васильковского уезда КИевской губернии, обучался в III Учебной бригаде, Казанского баталиона военных кантонистов.
Интересует все по теме книги.
Artur
участник форума
Posts: 13
Joined: Wed Feb 27, 2008 12:49 pm

Re: История казанской еврейской общины

Post by Artur »

Разыскиваю книгу:
Алексеев И.Е. Еврейский крест. (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.
Одна из первых в изучении истории казанской еврейской общины.
Мой прадед был взят в кантонисты в 1856 году из Фастовского еврейского общества Васильковского уезда КИевской губернии, обучался в III Учебной бригаде, Казанского баталиона военных кантонистов.
Интересует все по теме книги.
Уважаемая galinaS. На эту книгу есть рецензия, помещенная в гостевой:
Дети Сиона на берегах Итиля
- Tuesday, October 30, 2007 at 16:17:26 (PDT)

Раис Сулейманов
(Казань, Россия)

(Рецензия на кн.: Алексеев И.Е. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.


Именно под таким названием стала издаваться серия книг Казанского антропологического научного центра. Примечательно и то, что эта одна из первых монографических работ по истории еврейской общины Казани. Историк Игорь Алексеев, активно занимающийся изучением нашего края в дореволюционный период, всегда отличался оригинальным подходом в своих исторических исследованиях, пытаясь лучше понять всю перипетию событий изучаемого периода.

История евреев-военных кантонистов относится к периоду правления императора Николая I, обозначаемого в отечественной историографии как царя-реакционера. Насколько такой ярлык частично имеет основание даваться, можно понять, если взглянуть на политику этого царя в отношении евреев Российской империи. И не все здесь будет так просто, как может показаться на первый взгляд. Игорь Алексеев и попытался показать в своей книге, насколько институт военных кантонистов и обращение их в православие было в духе николаевской реакции. И автор пришел к выводу, что не все здесь однозначно, как традиционно мы представляем.

Жизнь в еврейских местечках в «черте оседлости», управляемых кагалом, своеобразным органом еврейского самоуправления, была чудовищной. Особенно ужасной была практика сдачи 12-летних еврейских мальчиков в рекруты кагалом, учитывая, что сдавали сирот, детей вдов и бедняков в счет семьи богача. Своеобразная классовая борьба в то время! Вот почему Алексеев приходит к выводу, что «обратить еврейских детей в православие не представляло особого труда не только по причине оторванности подростков от привычной этно-конфессиональной среды, но и потому, что большинство из них не питало особой любви к своим соплеменникам, расставшимся с детьми малопочтенными способами» (с.22).

И вот в декабре 1826 года существовавшие до этого отделения военных кантонистов были преобразованы в роты, полубатальоны и батальоны. Тогда и возникли Казанские батальоны военных кантонистов, куда в конце 1820-х - начале 1830-х гг. стали поступать малолетние евреи. «Именно с этого времени, то есть с рубежа 1820-х – 1830-х гг., - пишет Игорь Алексеев, - следует вести и отсчет существования в Казани так называемой «постоянной еврейской диаспоры» (с.26). Кантонисты-евреи были размещены на месте комплекса Артиллерийского двора, располагавшегося на территории Казанского Кремля. Естественно, оказавшись в иной среде, практически многие из еврейских мальчиков, испытывая вполне понятные психологические проблемы, связанные с оторванностью от родного дома и семьи, стремились найти себе новую семью. Крещение в этой связи позволяло получить крестную мать и крестного отца, причем многие из них действительно заботились о своих крестниках, как о родных детях: «Вообще, часто обнаруживавшееся стремление молодых евреев хоть как-то компенсировать «потерю» своей прежней семьи, заведя родственные связи и пустив корни в новой для них среде, было вполне понятным как с чисто человеческой, так и с сугубо прагматической точек зрения, что нередко и предопределяло их выбор в пользу принятия христианства» (с.48). Существующая история о якобы имевшем месте массового суицида еврейских мальчиков, которые в присутствии Николая I, не пожелав креститься, утопились в Волге, является ничем иным как мифом, что убедительно доказывает автор книги.

В обращении в православие участвовали не только настоятель Казанского Спасо-Преображенского второклассного монастыря архимандрит Климент (в миру – П.Можаров), но и православные миссионеры из числа самих евреев-кантонистов. Такими были Николай Кузнецкий (Ицко Берко Лейбович), Александр Софронов (Шемуэль Мошко Лейбович Ройзельман), Николай Громов (Мойше Хаим Давидович), Николай Софронов (Хаим-Иоселя Шмуйлович Зарицин), Николай Кузнецкий (Лейба Бородин) и Александр Алексеев (Вульф Юдкович Нахлас), последний при этом оставил очень много миссионерской литературы, являющейся историческим источником, позволяющем лучше понять весь механизм обращения в православие евреев. В конечном итоге, как пишет исследователь, «Казань превратилась в один из центров, специализирующихся на обращении в православие не только мусульман и язычников из числа татар и представителей других народов местного края, но и евреев» (с.113).

Интересные факты были обнаружены Алексеевым в ходе работы в архивах Татарстана. Так восприемником Лейбы Мордехаева выступил великий ученый Николай Иванович Лобачевский, бывший ректором Казанского университета. Его жена – Варвара Алексеевна Лобачевская – стала крестной матерью Миреры Стеры Экивовой, принявшей после крещения имя Пелагея (с.139).

Хотя к крещеным евреям собственные соплеменники относятся зачастую пренебрежительно, все же отрицать того, что многие из них достигли высот и стали крупными личностями, не приходится. Это тоже часть как еврейской, так и российской истории, замалчивать о которой будет ошибочным делом. В большинстве своем из евреев-кантонистов получались грамотные люди, выбивавшиеся в фельдфебели, писари и унтер-офицеры. А известны и иные случаи достижения высот крещеными евреями и их потомками. Так, например, генерал-лейтенант Василий Александрович Гейман, участвовавший в войнах на Кавказе, вошел в историю как «витязь Ардагана». Или же один из наиболее приближенных к императору Николаю II был генерал Николай Иудович Иванов.

Известные и другие примеры достижения вершины в той или иной области из числа крещеных евреев и их потомков. Например, в стенах Казанского университета учился «вождь мирового пролетариата» Владимир Ильич Ульянов-Ленин, внук крещенного еврея Александра Дмитриевича Бланка (Исраэль Мойшевич Бланк), которому принадлежало имение – деревня Кокушкино – недалеко от Казани. Так, известный актер Василий Качалов, который работал в труппе известного антрепренера М.М.Бородая и артистов «Казанско-Саратовского товарищества драматических артистов», был сыном крещеного еврея Иоанна Шверубовича. Имя Качалова носит с 1948 года Казанский драматический театр. Или другой пример: в Казани родился известный советский драматург Евгений Львович Шварц, автор «Обыкновенного чуда», который был сыном студента-медика Казанского университета Л.Б.Шварца, тоже крещеного еврея.

Выходя в отставку, евреи-кантонисты, получившие право селиться с семьями повсеместно вне «черты оседлости», разбредались по всей стране, становясь мелкими чиновниками, ремесленниками, преподавателями и т.д. Главным образом, они пополняли ряды представителей мещанского сословия, но были и те, кто выбивался в священство и даже во дворянство (с.167).

В итоге, автор приходит к выводу, что местная этническая еврейская община являлась преимущественно православной и в середине XIX века (c.177). В ходе очень скрупулезного и детального исследования архивных материалов Игорь Алексеев насчитал 996 евреев-кантонистов, которые приняли православие. И главный вывод историка таков, что принятие православия евреями в Казанской губернии не носило насильственный характер, а совершалась добровольно. Причины у этого заключались как в оторванности от родного дома, так и отношением кагала, который стремился «сдать» в кантонисты сирот, детей вдов и бедняков, что также откладывалась на психологии еврейских подростков, оказавшихся в Казанской губернии с конца 1820-х годов.

Немного хотелось бы остановиться на численности еврейской общины Казанской губернии. Так, в 1899 году в Казани проживало 1972 еврея иудейского вероисповедания (1121 мужчин и 851 женщина) и 472 еврея православного вероисповедания (252 мужчины и 220 женщин), причем последние были бывшими кантонистами или их потомками (с.177). Причем в Казани тогда было две синагоги: одна «ашкенозим», другая «хасидим», раввином последней был Гершон Менделевич Кассиль (Пинегин М.Н. Казань в ее прошлом и настоящем: Очерки по истории, достопримечательностям и современному положению города, с приложением кратких адресных сведений / Репринтное издание. – Казань, 2005. – с.530). Причем, уже в 1893 году в Казанской губернии проживало 2807 евреев, из которых 440 крещенных и 2367 иудеев (Энциклопедический словарь. Т.XII / Изд.: Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. – СПб., 1894, с.899).

Книга Игоря Алексеева «Еврейский крест» является одной из первых в изучении истории казанской еврейской общины. Ценность исследования состоит и в том, что автор затронул ранний период истории евреев Казани. Богатая на использованный архивный материал, монография все же страдает рядом недостатков, в первую очередь, это доверие автора к воспоминаниям крещеных евреев-миссионеров, в частности тоже Александра Алексеева (Вульфа Юдковича Нахласа), причем без должной критики к тем сведениям, которые они предоставляют в своих сочинениях. Однако, в целом, характеризовать книгу, к сожалению, изданную крайне мизерным тиражом в 200 экземпляров, стоит как важную веху в историографии истории казанской еврейской общины.
galinaS
участник форума
Posts: 2
Joined: Mon Sep 01, 2008 6:18 am

Re: История казанской еврейской общины

Post by galinaS »

Artur
Спасибо огромное за отклик!!! Но мне ТАК ХОЧЕТСЯ книгу!!! Живу в Казани, а вот найти не могу. Наверное, нужно обратиться в Лобачевку или в Нац. библиотеку. Только уверенности нет, что найду там. Сейчас так мало книг попадает в фонды библиотек!

Но спасибо ВАМ большое.
Post Reply