КАХАНЭ - ХАЙ!

История страны, сионизм

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

КАХАНЭ - ХАЙ!

Post by yehudinfo »

"Лиге защиты евреев" - 40 лет
Ефим Майданик
28.05.2008 http://maof.rjews.net/content/view/21245/21/


Любой еврей, знающий хоть что-нибудь об истории своего народа, вспомнит, что число 40 связано со многими важными событиями в его жизни. 24 мая исполнилось 40 лет со дня создания "Лиги защиты евреев".

"В 13.00 29 декабря 1969 г. в Нью-Йорке группы молодых евреев провели одновременно операции против советских учреждений в городе. Они атаковали отделения ТАСС, "Интуриста" и "Аэрофлота". Кроме того, несколько евреев прорвались на борт советского авиалайнера, только что приземлившегося в аэропорту им. Кеннеди. Все эти молодые люди принадлежали к "Лиге защиты евреев". В тот день открылась новая глава в саге советского еврейства - и в истории американской еврейской общины".

Этими словами начинается первая глава книги "История Лиги защиты евреев" рабби Меира Кахане (да будет благословенна его память!), озаглавленная "СОВЕТСКОЕ ЕВРЕЙСТВО: я - сторож брату моему!" В ней 48 страниц, а всего в книге (на английском языке), опубликованной в далеком 1975 г. одновременно в США и Канаде, - 338 страниц. О борьбе Лиги и рабби Кахане за советских евреев рассказывается и в других главах. К великому сожалению, книга не была переведена на русский язык; и вообще, труды рабби Кахане мало известны тем выходцам из СССР/СНГ, которые владеют только русским языком.

Недавно произошло еще одно важное событие. "Институт издания трудов рабби Кахане" опубликовал книгу "Рабби Меир Кахане. Его жизнь и мысли. Том Первый: 1932-1975 гг." Автор - Либби Кахане, вдова Р. Кахане. Очень важно отметить: ежедневная газета "Джерузалем пост" поместила (22 февраля с.г.) большую рецензию на эту книгу, написанную одним из ее редакторов, Эллиоттом Джейгером, а еще через неделю - два письма (одно - мое) - отзывы на рецензию. Почему это важно? А вот почему. В 1994 г., после известных событий в Хевроне (в пещере праотцев Махпела) правительство Израиля объявило, что движения "Ках" и "Кахане хай!" ("Кахане жив!") признаются террористическими и считаются противозаконными. (Следуя примеру Израиля - "единственного демократического государства на Ближнем Востоке", если верить официальному определению,- в списки террористических организаций "Ках" и "Кахане хай!" позднее включили США и Европейский Союз.) В таких условиях легко понять, что многие евреи в Израиле и в Диаспоре боятся простого упоминания имени Кахане.

Не бойтесь, евреи. Если вы поинтересуетесь творческим наследием рабби Меира Кахане, его сына Биньямина-Зеэва Кахане, также павшего от рук арабов, вам за это ничего не будет. Сказанное выше было одним из главных посылов моего выступления в Иерусалимской Городской Русской Библиотеке 13 мая с.г. Мероприятие организовал "Клуб ветеранов сионистского движения". Пришли около 20 человек, и после того, как я коротко рассказал об этих двух книгах, выступили другие участники встречи: рабби Элиягу Эссас, получивший ввезенную контрабандно в Москву наиболее известную книгу рабби Кахане "Никогда больше!" (ее, как известно, перевел в Москве на русский Авигдор Эскин), бывший редактор еженедельника "Алеф" Владимир Ханелис (он в далеком 1984 г. взял интервью у р. Кахане и опубликовал его в журнале), бывший узник Сиона Яков Сусленский, знавший о деятельности р. Кахане и Лиги еще в Союзе, и еще несколько человек. Можно сказать, что тема "вызвала интерес собравшихся". С другой стороны, бросалось в глаза то, что многие видные бывшие узники Сиона и активисты движения советских евреев не сочли нужным прийти на встречу.

Показав присутствующим те книги р. Кахане и книги о нем и его деятельности, имеющиеся в библиотеке, и рассказав о том, что Либи Кахане готовит вторую часть биографии (из интервью с ней в еженедельнике американских евреев "Джуиш пресс" я узнал, что она рассчитывает закончить ее примерно через четыре года) я упомянул главное, с моей точки зрения: сведения о Лиге в новой биографии дополняют то, что было опубликовано раньше; книга уже переводится на иврит; о переводе на русский даже речи нет; она просит тех, у кого есть какие-то важные материалы о рабби Кахане или замечания по существу темы, обращаться к ней, указывая адреса и номер своего телефона. И еще я упомянул, что на выставке в Бейт аТфуцот в Тель-Авиве ("Музее Диаспоры") и в фильме "Рефьюзник", как и в других местах и источниках, о рабби Кахане и Лиге - ни слова, и что нет у нас бесед на тему творчества и наследия рабби Кахане - а ведь существуют такие понятия, как "Сахаровские чтения", и "Марголинские чтения"...

Времени на беседу и выступления было отведено, конечно, мало. Но, как пел Галич, "'Эрика' берет четыре копии - этого достаточно".

Я всегда готов ответить на вопросы по теме "Рабби Кахане, его наследие и Лига защиты евреев". ВОПРОСЫ ЕСТЬ?

Е. Майданик
02-5856873 или 052-3048078 /не в шабат/
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Re: КАХАНЭ - ХАЙ!

Post by yehudinfo »

Лига Защиты Евреев - 40 лет спустя
Либби Кахане
30.06.2008 http://maof.rjews.net/content/view/21492/21/


Мой муж рабби Меир Кахане основал Лигу защиты евреев (далее ЛЗЕ - перев.) ровно 40 лет назад (24 мая 1968 г. - перев.) в Нью-Йорке. Создание Лиги было реакцией на рост числа преступлений, которые совершали афроамериканцы, несомненно в ответ на трудные социально-экономические условия, в которых они находились. В то время такие вещи, как вырывание сумок и нападения с избиением стали повседневными явлениями. В 1968 г. число ограблений увеличилось на 70% по сравнению с 1967 г., а число нападений - на 25%. Я никогда не выходила на улицу по вечерам одна, и так же поступали многие другие жители Нью-Йорка. Отправляясь за покупками, я всегда держала деньги во внутреннем кармане. Положение в других крупных американских городах напоминало положение в Нью-Йорке. В 1967 и 1968 гг. чернокожие бунтовали более, чем в 150 городах США.

Преступления чернокожих - и пуэрториканцев - часто носили ярко выраженный антисемитский характер (...) Тяжелее всего приходилось жителям еврейских районов, потому что евреи соседствовали с другими меньшинствами и о них сложилось впечатление как о людях, не умеющих давать сдачи.

ЛЗЕ поставила цель: изменить образ еврея. Меир часто говорил: "Подставлять другую щеку – это не наша Библия". Ее члены организовали группы обучения дзюдо, карате и обращению с огнестрельным оружием. В газетах и передачах радио и ТВ стали появляться сообщения об учебном лагере ЛЗЕ и о смелых операциях Лиги в защиту еврейских учителей и владельцев магазинов. Ячейки Лиги возникли в городах по всей Америке (...)

Евреи, принадлежавшие к среднему и нижнему классам, оценили усилия ЛЗЕ, направленные на противодействие преступлениям и дискриминации. В то же время лидеры еврейского истеблишмента заботились только о том, чтобы сохранить свой образ респектабельных граждан. Они называли Меира подстрекателем черни, а ЛЗЕ обвиняли в неоправданной воинственности.

Мне было больно слышать оскорбления по адресу мужа, но я знала, что его обвинители были неправы. Обычные меры защиты, которые обеспечивала полиция, оказывались недостаточными, в результате чего американские города превращались в джунгли. Никто не мог отрицать необходимости в группах самообороны. Самим еврейским лидерам никогда не приходилось появляться в одиночку в опасных районах. На заявления со стороны истеблишмента о том, что насильственные действия ЛЗЕ не соответствовали "еврейскому духу", Меир отвечал: "... С тех дней, когда наш праотец Авраам поднялся на битву против четырех царей, чтобы спасти своего племянника Лота, и с тех пор, когда Моше убил египтянина, вместо того. чтобы создать комитет для изучения корней антисемитизма в Египте... и до событий более позднего времени, когда учеников рабби Акивы оторвали от учебы и отправили сражаться в армии Бар-Кохбы... еврейские лидеры принимали активное участие, включая применение насилия, в борьбе за свободу".

ИДЕАЛЫ, которым Меир учил членов ЛЗЕ, были основаны на Торе. Важным элементом при этом была аhават Исраэль - любовь к собрату-еврею и помощь евреям. Этим чувством руководствовались члены ЛЗЕ, участвовавшие в патрулировании и в стычках, и это же побуждало их действовать в случаях, когда помощь требовалась любому еврею, оказавшемуся в беде - даже если он находился в далеком Советском Союзе.

Во время "холодной войны" контактов с советскими евреями не было. Только в 1964 г. начала просачиваться информация о том, какому угнетению их подвергали. В СССР закон не разрешал обучение еврейских детей их религии, рисковали подвергнуться репрессиям те, кто делал обрезание детям и организовывал выпечку мацы к Песаху. Ни одному советскому гражданину не было позволено эмигрировать, в результате еврей не имел возможности исповедовать свою религию даже за пределами страны. Официальные советские газеты, такие как "Правда", раздували антисемитизм, возлагая на евреев вину за тяжелые экономические проблемы в стране.

Для решения своих экономических проблем и ради того, чтобы иметь возможность покупать американское зерно по низким ценам, Советы стремились установить дружественные отношения с Америкой. Меир увидел в этом благоприятные возможности.

"Разрушенный экономическими проблемами, (Советский Союз) отчаянно нуждается в дружбе с Соединенными Штатами... Если мы сумеем бросить вызов этой эре добрых чувств...может оказаться, что Советы подумают: не стоит преследовать евреев...
Нам необходимо выйти на первые полосы газет, а добиться этого можно только смелыми и драматическими акциями. Если понадобится, чтобы они вышли за рамки приятной респектабельности и законности, - что ж, пусть так и будет... Предстоящая работа - не из приятных... Она - не для людей, которые боятся запачкать руки".

В 1964 г., когда Меир писал эти строки, мало находилось таких, кто были готовы "запачкать руки". Однако к 1970 г. члены ЛЗЕ научились не считаться с "респектабельностью". Они были готовы привлекать внимание американской общественности к проблеме советских евреев.

Они срывали выступления советских балетных трупп, выкрикивая лозунги "Свободу евреям!" и "Отпусти народ мой!" На одном концерте в Чикаго в зал бросили бомбу со слезоточивым газом - и зрителям, число которых составляло 3500 человек, пришлось покинуть помещение. А в Филадельфии во время представления кто-то выпустил в зал мышей. Люди из Лиги проводили бурные демонстрации, скандируя "Мы считаем до пяти. Ты народ наш отпусти!"

ПОСЛЕ одной демонстрации в Нью-Йорке, когда оказался заблокированным на 20 минут важный перекресток в Манхеттене, Меира арестовали. Это был не первый его арест, и я научилась не беспокоиться. Обычно к утру его отпускали под залог. Более важным было то, что арест привлек внимание СМИ. На это раз Меир выступил перед корреспондентами национального телевидения NBC. Он сказал: "25 лет назад мы потеряли шесть миллионов евреев. Мы не готовы допустить, чтобы сегодня еще три с половиной миллиона были потеряны в результате национального геноцида. Нет ни малейшего сомнения в том, что после 53 лет (замалчивания) проблему советских евреев вынесли на первые полосы газет".

Многочисленные драматические демонстрации ЛЗЕ действительно привели к тому, что эта проблема оказалась в центре внимания. В результате американская общественность выступила на защиту основных свобод для советских евреев; оказавшись под сильным нажимом, Советский Союз начал выпускать евреев из страны. Начиная с 1971 г., визы на эмиграцию получали ежегодно в среднем 22 тысячи евреев.

В те годы истеблишмент осуждал "яростные" демонстрации Лиги в поддержку советских евреев. Сегодня большинство людей понимают важную роль, которую выполняла Лига. Гленн Рихтер, директор организации "Студенты в борьбе за советское еврейство" (SSSJ), заявил: "Рабби Кахане выдвинул вопрос о советском еврействе на первое место; мы, проводя свои демонстрации, не носившие характер открытой конфронтации, не могли добиться того, чего добился он".

”Меир был прав в своих действиях в вопросах самообороны и советского еврейства. Неужели нам понадобится еще 40 лет для понимания того, что он был прав и во многих, многих других вопросах?"

(Либби Кахане, "UpFront", "Джерузалем пост", 6.06.08)

(Автор статьи Либи Кахане написала книгу "Рабби Меир Кахане: Его жизнь и мысли, Том 1, 1932-75
www.urimpublications.com
mrslkahan@yahoo.com )

Прим. переводчика: в книге (на английском языке) имеются сведения о том, что уже начат ее перевод на иврит. Автор просит писать ей, высказывая замечания и пожелания. Она дает сведения об издательстве и указывает свой телефон. - ЕМ)

Перевод Ефима Майданика.

AI&PI ISRAEL

http://aveterra.livejournal.com/467326.html
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Re: КАХАНЭ - ХАЙ!

Post by yehudinfo »

В праве на память – отказать?

http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=448

Юлиан Рапапорт, Нью-Джерси


В городах Америки сейчас проходит показ нового документального фильма «Рефьюзник» (http://www.refusenikmovie.com). В Нью Йорк на его премьеру специально приехали известный правозащитник Натан Щаранский и директор и режиссер фильма Лора Биалис.
Фильм нельзя смотреть без волнения: он заставляет вспомнить пережитые годы советского рабства и исхода из него. Замечательно, что о прошедших событиях рассказывают как документальные кадры, так и сами участники, находившиеся по обе стороны «железного занавеса». В результате, как в волшебном зеркале, перед нами воссоздается панорамная картина, которой большинство из нас тогда в бывшем Союзе не видели.

Фильм имеет и образовательное значение: даже теперь доводится встречать интеллигентных собратьев по иммиграции, которые не слышали о «самолетном деле»! Можно было бы поздравить молодого режиссера с творческой удачей (что я и сделал после просмотра), но с некоторыми оговорками.

События в фильме разворачиваются в хронологическом порядке и вроде бы претендуют на полноту охвата. Вот создано 60 лет назад еврейское государство; вот оно победило в Шестидневной войне в июне 1967 года; вот в СССР появились первые заявления на выезд в Израиль и первые отказы выпустить их из страны; вот прошумело «самолетное дело»; вот в Америке «снизу» нарастает движение протеста евреев под лозунгом «Шлах эт ами!» («Отпусти народ мой!)»; вот уже дошли в фильме и до рассказа господина Малкольма Хоэнлайна, одного из представителей американского еврейского истеблишмента, а тогда еще «зеленого» студента, до других представителей современного истеблишмента, выступивших вначале против несанкционированного ими движения.




Участники демонстрации за освобождение советских евреев, организованной
Лигой защиты евреев во главе с р. Кахане, Вашингтон, июнь 1971. Фото любезно
предоставлено Реувеном Перским (второй справа). Публикуется впервые



По мере развития событий в фильме у меня нарастало чувство недоумения, разочарования и обиды – а где же рассказ о знаменитом основоположнике и лидере движения, раввине Меире Кахане, зверски убитом арабским террористом, о созданной раввином «Лиге защиты евреев», организовывавшей многотысячные марши, демонстрации и подчас экстремальные акции протеста, прорвавшие стену молчания и равнодушия тогдашнего истеблишмента?
Даже советская пресса сообщала о деятельности р. Меира Кахане и «Лиги защиты евреев», а американский фильм и через 40 лет после тех событий молчит!




Раввин Меир Кахане, з”л, со своими сторонниками, Вашингтон, 1980-е годы



Разве не логично было бы, напоминая зрителю о заключительном массовом марше 1987 года на Вашингтон в защиту советских евреев, сказать и о самом первом таком многодневном пешеходном марше американских евреев, первом со времен Второй мировой войны, организованном р. Кахане из Пенсильвании, через штат Мэриленд - в Вашингтон.
Возможно, именно об этом вспоминает в только что опубликованном первом томе воспоминаний его жена Либи Кахане: «Я не знаю, спас ли Меир Кахане советских евреев, но он определенно вынес эту проблему на первые страницы газет» (перевод с англ. мой - Ю.Р., изд-во Urim Publication).




Пикет Лиги защиты евреев в защиту советских евреев в Нью-Йорке, угол
Лексингтон авеню и 67-й улицы, 14 января 1971. Фото любезно предоставлено
автору Реувеном Перским, эсквайром



В Америке это означало совсем немало. Без решительных действий кахановцев, усилиями лишь студентов и домохозяек не было бы и победы движения - так считают многие!
Нет в фильме упоминания и о малоизвестной роли Любавичского ребе в исходе хасидов из страны развитого социализма. Были еще и такие евреи, которые не считали для себя возможным уехать из бедствующей страны по моральным соображениям (к ним принадлежит и автор этих строк). Даже не упоминается постыдный компромисс израильского правительства, «сдавшего» советских евреев в угоду Р. Никсону. А где хотя бы упоминание о возникшем еще ранее в бывшем Союзе диссидентском движении за права человека, расшатавшем «гнилую стену» тоталитарного режима и действовавшем параллельно и частично совместно с движением отказников? «Отсиживали» эти «антисоветчики» в лагерях вместе!

Увы, НИ ОДНОГО СЛОВА об этих важных составляющих той эпохи в фильме нет. Скажут: фильм же не о диссидентах. Правильно, но существование одного движения немыслимо без другого, и когда фильм, сразу после рассказа о победе отказников, сообщает о крушении империи зла – это вводит в заблуждение неподготовленного зрителя, а в зале отдает национальной ограниченностью и местечковостью.

Я понимаю, что молодой автор фильма Лора Биалис, добросовестно над ним работавшая, не была свидетелем тех событий, могла чего-то не знать, хотя создание исторического документального фильма ко многому обязывает. Но у нее ведь были консультанты, знать обязанные. Очень трудно представить, что указанные «пробелы памяти» допущены случайно.

Скорее всего, они вызваны участием и поддержкой фильма еврейским истеблишментом, решившим присвоить себе достигнутые успехи, вопреки исторической правде и декларированной политкорректности. То есть, если нужно, можно применить и двойные стандарты. Чтобы потом фильм можно было показать на предварительном торжественном просмотре даже в UJA.

К счастью, лидирующая роль раввина Кахане в успехе движения «Let my people go!» общеизвестна и не зависит от потуг истеблишмента, мстительно избравшего его в качестве примера проявления своей «объективности» (не по этой же ли причине до сих пор томится в тюрьме Джонатан Поллард?).
Подобным игнорированием проявлено неуважение не только к наследию Меира Кахане, но и ко многим тысячам его бывших соратников. Мы, его дети, вырвавшиеся на свободу, с благодарностью помним всех, кто боролся за нашу свободу, и не позволим предать забвению его имя! Низкий поклон его памяти.

К сожалению, невольными (хочется верить) соучастниками этого искажения стали и именитые участники фильма, особенно ближайшие сподвижники Кахане, там же - и наш уважаемый Сай Фрумкин.

И вот в результате получилась парадоксальная вещь – замечательный и нужный фильм о возникшем «снизу» народном движении, сломавшем кондовые каноны истеблишмента и пробившем-таки стену молчания, противоречит принципам того самого движения, о котором рассказывает, и сделан по рецептам тех, с кем боролись его участники. Умолчание фактов происходившего по обе стороны «железного занавеса» привело к искажению исторической правды. Невольно вспоминается советская и израильская историография.
Хочется надеяться, что недочеты фильма будут устранены в его готовящейся DVD версии (автор обещала это сделать).

Не только исторические пробелы вызвали грустные переживания после просмотра фильма. Очевидно, помимо своего желания, автор создала очень современный и злободневный фильм. На это обратил внимание в своем выступлении Н.Щаранский. Как и тогда, сегодня «мэйнстрим» американских евреев – это «евреи молчания» (термин Эли Визеля, 1967), безразличные к судьбе своей исторической родины; как и тогда, еврейский истеблишмент не отвечает вызову современности и не выполняет ожидаемой от него роли лидера, предает интересы еврейского народа в угоду правителям своих стран и собственного благополучия; как и в год исхода из Египта, евреи вновь отказываются от земли Израиля и вновь, если не одумаются, будут за это наказаны.

Недавно довелось услышать, как известный еврейский общественный деятель с болью вопрошал аудиторию: «В 1967 году Всевышний дал нам победу - что мы сделали с ней? История опять повторяется! Почему евреи не учатся на собственных ошибках и на своих победах?».

Сегодня нам нужны новые лидеры - и в Израиле, и в Америке, такие, как раввин Меир Кахане, и мы пойдем за ними дорогой, ведущей к Храму. Вот какие мысли пришли в голову после просмотра американского документального исторического фильма «Рефьюзник».




Комментарии
--------------------------------------------------------------------------------


Дмитрий Якиревич (Активист еврейского движения в СССР. Прим. ЙЕХУДИнфо) | 04.07.2008 20:02

Материал интересный, в его изложении много теплоты. И критические акценты тоже оправданны. Одно замечание - даже не к автору, ибо это, к сожалению, "общее место". Нам бы давно пора оставить в покое местечко с местечковостью, которая якобы связана с национальной ограниченностью. Это был народ, от которого большинство высоколобых интеллигентов ушло. Как раз 100 лет тому назад на исторической Черновицкой конференции лучшие умы еврейства попрекали еврейскую интеллигенцию за то, что она с высоты своего европейского образования смеётся над идишем и тем самым местечком. Но, увы, тогда казалось что угроза несерьёзная: снобов было не так много. Народ сохранял свою национальную сущнсоть. Ну а сегодня мы уже стали сплошь интеллигентными, только сами не знаем, в какой нации мы интеллигентны. Так что может как раз поклониться той местечковости, до которой мы во многом не доросли? И попробовать понять то своё, великое, что мы, в отличие от интелигентов всех других наций в мире выбросили на свалку? Да ещё подхихикиваем, когда какой-нибудь пошляк-ведущий рассказывает и "показывает" по телевмзору в еврейской стране что-нибудь из антисемитского репертуарчика про "Абгама и Сагу".
Post Reply