В РОМАНТИЧЕСКОМ УГАРЕ...

Ссылки на интересные книги, статьи, другие публикации

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

В РОМАНТИЧЕСКОМ УГАРЕ...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Uri Andres: 
Дорогой Борис, вы настоящий мастер!
Какое прерасное время Вы описали-перед решающим сражением Император встречается с противником! А какие страшные войны происходят при нашей жизни. Аттаки и вторжения даже без объявления войны. Вернуться бы в те прекрасные элегантные времена!


Наполеон Бонапарт, проигравший в конечном счёте, как и Гитлер, истребивший, как и Гитлер, цвет мужского населения Европы, – даже (в отличие от последнего) цинично сдавшийся на милость победителям, умерший в холе, остался, тем не менее, наиболее почитаемой фигурой всего 19-го столетия.

Да и припомним ли в истории другого полководца, который бы ДВАЖДЫ - в Египте и в России -ДЕЗЕРТИРОВАЛ (!!!) – сбежал от своего воинства, оставив его на погибель?..
Многие в его положении даже от отчаяния кончали с собой...

Он и в плен сдавался дважды. Первое пленение было куда как комфортабельным. Наполеону, по настоянию Александра I, был оставлен титул императора; ему был дан во владение небольшой средиземноморский остров Эльба, где он попытался заняться быстро наскучившими ему административными делами...

Наполеону дозволялось иметь не более 400 солдат; он наплевал на это ограничение.. На Эльбе в его распоряжении было едва ли не две тысячи солдат при нескольких генералах; была и артиллерийская батарея, и небольшой флот из восьми кораблей...
Всё для любезных ему игр в солдатики.

Восхищающие патриотически настроенных историков ("величие Франции" т.п.) последовавшие «сто дней императора» существенно довершили безумную жатву смерти.
Наполеон высадился с острова во французской бухте Жуан, двинулся на Париж, вновь завладел страной - и в очередных сражениях сгубил десятки тысяч доверившихся ему.

«Что значит для такого человека, как я, какой-нибудь миллион человеческих жизней?»
Совесть, как само понятие, вряд ли было ему знакомо.

Таков ГЕРОЙ цивилизованной Европы на протяжении целого столетия. Воспоминания Наполеона, изданные вскоре после его смерти в четырёх томах под названием «Мемориал Святой Елены», стали самой читаемой книгой на протяжении всего 19-го века...

Его прах (как и надгробная плита) был перенесён в середине того же века с далёкого острова в Париж и захоронен в пяти гробах (один в другом - из жести, из красного дерева, третий и четвертый — из свинца, пятый — из дерева эбенового). Гробы помещены в саркофаг из полудрагоценного красного кварцита, который был привезен в Париж из Карелии. Величественный постамент саркофага работы итальянского скульптора...

По сей час посещение усыпальницы продувшегося полководца, сгубившего в угоду собственному честолюбию цвет населения покорённых им европейских стран, входит во все обзорные экскурсии по Парижу.
Эпохальная личность – этим, вроде бы, всё сказано. Здесь уж не до бытовых подробностей...

Но, может быть, бытовые подробности – лишь для сплетен, пересудов читателей.
Нет, люди почти всегда ПОНЕВОЛЕ геройствуют, убивают и умирают в войнах. Полстолетия назад в монографии американского историка О.Вебера (а он ссылается на книгу «Моя деревня» уже забытого французского автора Роже Табо) читаем (с. 130): «В сельской Франции реальный голод исчез ( или умы уже свыклись с этим) лишь на заре XX столетия (!)... Некоторые земледельцы мечтали хотя бы перед смертью попробовать мяса...»
О бытовой культуре. «Крестьяне полагали, что чесоточные струпья и вши детям только на пользу – кровь очищают; перхоть и прыщи, сыпь, нарывы и гнойники гонят всю гадость из организма, оздоровляют тело; мыть детей – только портить: «Чем грязнее, тем лучше они растут...»

Читая французских классиков 19 века, мы порой подозреваем их в преувеличениях идиотизма и дикости крестьянской жизни в цивилизованной послереволюционной «прекрасной Франции» - в самом центре Европы. Хочется верить в идиллических пахарей Жорж Санд, в традиционных пастухов и пастушек. Действительность иная.

Крестьяне Оноре Бальзака сродни крестьянам Мопассана, жестокой книги Эмиля Золя «Земля». Земля, ассоциируемая обычно с родиной, у Золя - причина кровавых трагедий, несчастий, гибели. В романе - идиотизм и дикость деревенской жизни, пробуждающей в темных, невежественных людях самые низменные, пугающие инстинкты.

Кто-то из критиков сравнил героев французских классиков КОНЦА 19-го столетия с дикарями экваториальных джунглей. Почти так оно и было. Рекрутский набор был выходом для крестьянских парней из нищеты и убожества. Удивляться ли тому, что «они, призванные в солдаты, редко жаловались на условия службы (и на риски в случае войны. – М.Т.), поскольку жизнь в родном селе была гораздо тяжелее».
Большинство при демобилизации с неохотой расставалось с относительно сытой армейской жизнью, с возможностью пограбить, "попользоваться" женщинами т.п. и обычно не возвращались в свои семьи, соглашаясь на прозябание в городах...

Не в этом ли самые глубинные, почти неисследованные и неупоминаемые корни успехов наполеоновских «больших батальонов», популярности среди солдат их победоносного полководца?..




Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: В РОМАНТИЧЕСКОМ УГАРЕ...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

ПАМЯТИ ДМИТРИЯ БЫКОВА
Дмитрий Быков. Памяти Чехова.
"Умирать, по возможности, надо весело. Не рыдать, не считать потерь. Улыбаясь, встретить ангела-вестника, возвещающего: «Теперь», –
И уже приготовившись к долгой, медленной –
обречён и чувствует сам, – В свой последний год написать комедию под названьем «Вишнёвый сад».
Здравствуй, сад старинный с аллеей вишенною,
по весне побелевший сплошь, И облезлый барин с речью возвышенною, не нашедший своих калош.
Ах, зачем огорчаться, к чему отчаиваться? Догорать так уж догорать! Если жить веселее не получается –
будем весело умирать.
Мой последний привет последним романтикам! Их наследники – им под стать. Здравствуй, милая девушка, губки бантиком, – «Вечерами будем читать»!
И считать при свечке копейки медные — плод возвышенного труда… Ах, прощайте, добрые мои, бедные, – я и сам ухожу туда.
Это что вдали – закат или зарево? Бьёт крылами вестник конца… Только то и осталось вспомнить под
занавес, как в окно смотрел на отца…
О, прости им Господь, что годы растрачивают, что боятся глядеть вперёд… Поглядеть бы назад, да дверь заколачивают. Так, сестра моя! Наш черёд.
О, прощай, прекрасная, бесполезная, отжитая дней череда: Подошла лихорадка переотъездная – навсегда, да и только куда?
Полно прятаться в глупую, бестолковую преддорожную суету: Не из прежней жизни в некую новую, а из этой юдоли – в ту.
О, помянем, помянем мягкие, милые, полудетские их черты, О, помянем руки их неумелые и возвышенные мечты –
Эту бедную-бедным интеллигенцию, узость плеч и сиянье глаз, — И дадим им прощальную индульгенцию – напоследок. В последний раз.
И с улыбкой глянем глазами влажными, пока времени не истекло, На сады с усадьбами трехэтажными и веранд цветное стекло,
На заветный шкап и щипцы каминные… Слышен стук топора. Пора. Плачут брат с сестрою. Прощайте, милые! Здравствуй, новая жизнь! Ура!"

Давно не читал более дурацкого и подлого текста. Быков пишет быстрее, чем думает.
А думать надо бы...

"...На тумбочке у кровати догорала оплывшая свеча... Чехов лежал на боку, среди сбитых простынь, судорожно скорчившись и вытянув за край кровати шею. Все его тело содрогалось от кашля... И от каждого толчка из его широко открытого рта в синюю эмалированную плевательницу, как жидкость из опрокинутой вертикально бутыли, выхаркивалась кровь... Я назвал его по имени.
Чехов отвалился навзничь на подушки, и, обтирая платком окровавленные усы и бороду, медленно, в темноте, нащупывал меня взглядом.
И тут я — в желтом, стеариновом свете огарка — впервые увидел его глаза без пенсне. Они были большие и беспомощные, как у ребенка, с желтоватыми от желчи белками, подернутые влагой слез... Он тихо, с трудом проговорил:
— Я мешаю... вам спать... простите... голубчик...»
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: В РОМАНТИЧЕСКОМ УГАРЕ...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

БУДУЩНОСТЬ СЛОВЕСНОСТИ.
Владимир Янкелевич - Zvi Ben-Dov
"А по-моему роман ещё не закончен. Его надо шлифовать — иначе ожидать большего, чем «восторги междусобойчика» не приходится. Автор на это способен — было бы желание".
=====================
Остается один вопрос - зачем? Говорят - не пишите в стол, пишите сразу в урну. Есть смысл шлифовки, если издавать печатную книгу, но она будет лежать у меня в кладовке и тихо гнить.
Так что - действие окончено...


Век напечатанной книги, действительно, завершается - как век глиняной в эпоху папируса, и рукописной, когда изобрели наборный шрифт.
Но напечатанной появилась замена (мы ею здесь и пользуемся)...
Хуже другое. Уходит власть литературы над умами - Эпоха, исчисляемая тысячелетиями: "...читал охотно Апулея, а Цицерона не читал".
Я также охотно читал Апулея - древнеримского автора. Читают ли его мои дети, будут ли читать внуки??.
"Всё уже было" - как заявляют умники и подсчитывают количество исчерпанных сюжетов. Их, помнится, "тридцать шесть". Но любая человеческая жизнь неповторима и представляет сама по себе особый, уникальный "сюжет". И любому эгоцентричному существу, Человеку, свойственно сопоставлять своё бытие с другими жизнями. В этом относительное бессмертие Литературы.
Завершается существование "изящной словесности" - беллетристики, к которой теоретически можно отнести как Чехова (Апулея...) так и Лидии Чарской ("Ах! - вскрикнула Лизонька и упала в обморок")...
Мне кажется, современным "ловцом душ" станет тот, кто чувствует себя частицей, "камешком" великой мозаики Мировой истории. Похоже на мемуары, но содержат не в пример более объёмный опыт, накопленный современным знанием...
Ну, а нынешние возможности Всемирной Сети предоставляют немыслимую прежде свободу реализации написанного и - полагаю - его сохранения во времени.
Post Reply