ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Moderator: Ella
Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Раздел ФОРУМА "НЕ ЗАБЫТЬ РАССКАЗАТЬ", про себя называю "УСПЕТЬ РАССКАЗАТЬ".
Не один год знакомлюсь с тем, что сообщается в мемуарах, газетных статьях и интернете об еврейском учебном театральном заведении, открывшемся в сентябре 1929 года и ликвидированном в марте-апреле 1949-го. О своей учебе (1934-1938) в книге "Плечо Михоэлса" рассказывает М. Котлярова. С фактами учебы М. Штофенмахера (Гросс, Колин - сценические имена) можно было познакомиться на страницах еженедельника "КАМЕРТОН" (Т.-А.). В интернете есть интервью Э. Безверхней, выпускницы 1-го набора (1929-32), и рассказ С. Иоффе (с фото), не успевшего пройти полный курс учебы к моменту разгона театрального училища.... В интернете можно обнаружить несколько групповых фото студентов и педагогов студии (училища) разных лет. Есть фотографии этой темы и в моем скромном архиве. Хотелось бы все это собрать в одном месте. И такую возможность предоставляет, например, ПОРТАЛ БЕРКОВИЧА. Спасибо!
(Продолжение следует).
Не один год знакомлюсь с тем, что сообщается в мемуарах, газетных статьях и интернете об еврейском учебном театральном заведении, открывшемся в сентябре 1929 года и ликвидированном в марте-апреле 1949-го. О своей учебе (1934-1938) в книге "Плечо Михоэлса" рассказывает М. Котлярова. С фактами учебы М. Штофенмахера (Гросс, Колин - сценические имена) можно было познакомиться на страницах еженедельника "КАМЕРТОН" (Т.-А.). В интернете есть интервью Э. Безверхней, выпускницы 1-го набора (1929-32), и рассказ С. Иоффе (с фото), не успевшего пройти полный курс учебы к моменту разгона театрального училища.... В интернете можно обнаружить несколько групповых фото студентов и педагогов студии (училища) разных лет. Есть фотографии этой темы и в моем скромном архиве. Хотелось бы все это собрать в одном месте. И такую возможность предоставляет, например, ПОРТАЛ БЕРКОВИЧА. Спасибо!
(Продолжение следует).
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
В начале января 1929 года, как свидетельствует А.В. Зускина-Перельман театр завершив длительную и успешную гастроль по Европе, возвращается в Москву. А уже летом труппа творчески отчитывается о зарубежной поездке перед зрителями Украины. Параллельно устраиваются экзамены для молодежи, желающей играть в театре на языке идиш. Можно предположить, что пока труппа гастролировала за рубежом, в Москве не только решили создать при ГОСЕТе учебное заведение, но и выделили помещения для учебных классов и общежития. Конкретные документы составителю этого сообщения не известны.
Среди абитуриентов в Виннице оказалась студентка еврейского отделения театрального института Эльша Безверхняя, завершившая учебу на 1 курсе. Она получила приглашение осенью в Москве продолжить учебу. В одном из интервью Эльша Моисеевна перечислила имена 1-го набора.
( http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=580)
- 15 сентября 1929 года мы впервые вошли в аудиторию еврейского театрального училища - два десятка студентов первого набора. Фамилии помню, как сейчас: Роза Курц, Сарра Фабрикант, Хана Шмаенок, Ольга Гольдбурт, Пэна Рапопорт, Фися Коралли, Марк Шехтер, Яша Цыбулевский, Боря Крейчман, Мотя Рейнгольд, Абрам Пустыльник, Боря Зальцштейн, Миша Шапиро, Лева Гукайло, Хаим Гельфанд, Леня Рувинский, Айзенберг, Нана Фурен, Полонский, Шведик, Диамант, Фурер и я, Эльша Безверхняя. Сколько получается? Двадцать четыре человека? Конечно, не все из них доучились до конца, не все стали актерами ГОСЕТа, но начинали мы именно такой "командой".
Эта группа училась 3 года и, в основном, пополнила труппу московского ГОСЕТа. Их судьбами серьезно, кажется, никто не занимался. Серьезных успехов на сцене и режиссуре достиг, например, Хаим (Ефим) Гельфанд в Биробижанском ГОСЕТе, а после его ликвидации в 1949-м, он работал с труппами некоторых сибирских театров.
К огорчению, фотоматериалов, связанных с курсом-первопроходцем, обнаружить (пока-?) не удалось.
Оригинал этой фотографии хранится в фонде В.С. Цейтлина (Обл. архив, Томск). Цейтлин сам подписал это фото, так что и мероприятие известно, и время съёмки. Остаётся опознать, если повезет, позировавших в тот праздничный день.
Вглядываясь, я обнаружил, что на снимке узнаваемы не только некоторые первокурсники, но и два второкурсника.
В. Цейтлин (представитель народов Востока) в чалме расположился на переднем плане. За ним (чуть левее) Маня Карлос (идентифицирована Я.А. Нугер), тоже с 1 курса. Во 2-м ряду крайняя слева Эльша Безверхняя (2 курс). За ней стоит герой исследования Ш. Шалит "Глас его шофара" первокурсник Ицхак Каганов. Третьим от него Мотя (Макс) Рейнгольд (2 курс), чье фото можно обнаружить в интернете. Осмелюсь предположить, что еще левее, стоит юный Иосиф Штофенмахер (И. Гросс), а перед ними сидит (фрак, "бабочка") актер ГОСЕТ Михаил Штейман.
Среди абитуриентов в Виннице оказалась студентка еврейского отделения театрального института Эльша Безверхняя, завершившая учебу на 1 курсе. Она получила приглашение осенью в Москве продолжить учебу. В одном из интервью Эльша Моисеевна перечислила имена 1-го набора.
( http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=580)
- 15 сентября 1929 года мы впервые вошли в аудиторию еврейского театрального училища - два десятка студентов первого набора. Фамилии помню, как сейчас: Роза Курц, Сарра Фабрикант, Хана Шмаенок, Ольга Гольдбурт, Пэна Рапопорт, Фися Коралли, Марк Шехтер, Яша Цыбулевский, Боря Крейчман, Мотя Рейнгольд, Абрам Пустыльник, Боря Зальцштейн, Миша Шапиро, Лева Гукайло, Хаим Гельфанд, Леня Рувинский, Айзенберг, Нана Фурен, Полонский, Шведик, Диамант, Фурер и я, Эльша Безверхняя. Сколько получается? Двадцать четыре человека? Конечно, не все из них доучились до конца, не все стали актерами ГОСЕТа, но начинали мы именно такой "командой".
Эта группа училась 3 года и, в основном, пополнила труппу московского ГОСЕТа. Их судьбами серьезно, кажется, никто не занимался. Серьезных успехов на сцене и режиссуре достиг, например, Хаим (Ефим) Гельфанд в Биробижанском ГОСЕТе, а после его ликвидации в 1949-м, он работал с труппами некоторых сибирских театров.
К огорчению, фотоматериалов, связанных с курсом-первопроходцем, обнаружить (пока-?) не удалось.
Оригинал этой фотографии хранится в фонде В.С. Цейтлина (Обл. архив, Томск). Цейтлин сам подписал это фото, так что и мероприятие известно, и время съёмки. Остаётся опознать, если повезет, позировавших в тот праздничный день.
Вглядываясь, я обнаружил, что на снимке узнаваемы не только некоторые первокурсники, но и два второкурсника.
В. Цейтлин (представитель народов Востока) в чалме расположился на переднем плане. За ним (чуть левее) Маня Карлос (идентифицирована Я.А. Нугер), тоже с 1 курса. Во 2-м ряду крайняя слева Эльша Безверхняя (2 курс). За ней стоит герой исследования Ш. Шалит "Глас его шофара" первокурсник Ицхак Каганов. Третьим от него Мотя (Макс) Рейнгольд (2 курс), чье фото можно обнаружить в интернете. Осмелюсь предположить, что еще левее, стоит юный Иосиф Штофенмахер (И. Гросс), а перед ними сидит (фрак, "бабочка") актер ГОСЕТ Михаил Штейман.
Last edited by Флят Леонид on Sat Jul 05, 2014 6:55 pm, edited 2 times in total.
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
В начале сентября 1930 года в Москву из Житомира прибыл юноша 16 лет, мечтавший стать актером. Звали его Иосиф Штофенмахер. На еврейской сцене он стал известен под фамилией Гросс. А в русском театре и в кино он выступал под фамилией жены Лии Колиной - Колин. К сожалению, мне не удалось сохранить газет с рассказом Гросса-Колина. Так что подробности опускаю.
Известны несколько фотографий студентов 2 набора. Их можно найти в рассказе Ш. Шалит об И. Каганове (ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА).Привожу одну из них. Отмечу, что такое же фото хранится в фонде В.С. Цейтлина (Томский облархив). Благодаря москвичке Долорес Иткиной, с которой мы делим интерес к культуре на языке идиш, этот снимок, как и пара других, оказался в моем альбоме. В. Цейтлин этот снимок скопировал с фото, вероятно, принадлежавшего Каганову. На обороте он надписал: "Однокурсники. Весна 1931 г."
Экземпляр Каганова
Шуламит Шалит консультировали дочери С. Михоэлса. Среди студентов они назвали и тех, кто учился на курс старше (Сарра Фабрикант и Роза Курц) и учившегося на пять(!) лет позже Иосифа Шейна.
В подписи под фото назову лишь тех, кто сомнений не вызывает.
Верхний ряд (слева направо): 1. Педагог и актер Иосиф Шидло, 2. Студентка-? . 3. Студент Велвл Штейнбах, 4. Бессменный секретарь училища Ф.Е. Рубинштейн, 5. ?, 6. Преподаватель "Основ марксизма-ленинизма" и будущий директор училища М.С. Беленький., 7-9. ?
Сидящие во 2 ряду: 1. Профессор литературы И. Добрушин, 2. Директор Е. Рабинс, 3. педагог и актер С. Михоэлс, 4.режиссер и завуч училища Э. Лойтер, 5. актер и педагог(?) Я. Гертнер, 6. актер и педагог М. Гольдблат, 7. композитор Л. Пульвер, 8. музыкант А Будейский.
Нижний ряд: студенты (1-3, ?), 4. студентка Маня Карлос, 5. студентка Лиза Сукерник (Каганова), 6. студент Виктор Цейтлин, 7. студент Иосиф Гросс.
P.S. Рад, что фото заинтересовало дочь еврейских актеров Яну Нугер. Она внесла лепту в идентификацию актрисы М. Карлос, которую знала с возраста первоклассницы: тогда М. К. покинула Биробиджан и была принята в труппу УкрГОСЕТ(Киев). В качестве дополнительного козыря Яна Н. предложила ссылку на фото из книги М. Лоева "Украденная муза" (стр. 133). Это мне и позволило не дрогнувшей рукой внести соответствующую корректировку.
PSS. 12.09.14. В воспоминаниях И. Колина (Гросса), стр. 3, названы студенты 2-го набора, которые по окончании учебы в Москве, вошли в труппу БирГОСЕТа. Появилась возможность, сопоставив фото 1931 г. и фото труппы БирГОСЕТ (1937), попытаться опознать кого-нибудь из студентов. Мне кажется, что актер Яша Розенфельд и студент, стоящий в верхнем ряду 2-м справа, один и тот же человек.
Жду новых компетентных уточнений. (Л.Ф.)
Экземпляр этого фото сопровождает текст Ш. Шалит, продублированный в "Мы здесь" №375
Из этой фотокопии ясно, что это лишь часть группового снимка, оригинал которого мне не известен. Замечу только, что за плечом актера В.Л. Зускина запечатлена студентка, занимающая крайнюю левую позицию в 1 ряду предыдущего снимка, а правее студента Каганова угадывается актриса А.В. Азарх-Грановская. Фото датирую условно: не позднее весны 1933 года.
Студенты набора 1930 года в студии осваивали не только актерское мастерство.
На обратной стороне этого фото, хранящемся в Томском архиве (фонд В. Цейтлина), фондообразователь собственной рукой надписал: " Под Москвой после военных занятий. 1931".
Думаю, познакомившиеся с предыдущими фотоснимками могут опознать некоторых студентов, перешедших на 2 курс.
Нет сомнений в зорко глядящих вдаль: справа - юный И. Гросс, слева - В. Штейнбах. В центре фигуры Ицхак Каганов, на плечи которому взобрался В. Цейтлин. Других позировавших мне достоверно назвать сложно.
PS. 12.09.14. Осмелюсь утверждать, что перед И. Гроссом позирует Лиза Сукерник
Известны несколько фотографий студентов 2 набора. Их можно найти в рассказе Ш. Шалит об И. Каганове (ЕВРЕЙСКАЯ СТАРИНА).Привожу одну из них. Отмечу, что такое же фото хранится в фонде В.С. Цейтлина (Томский облархив). Благодаря москвичке Долорес Иткиной, с которой мы делим интерес к культуре на языке идиш, этот снимок, как и пара других, оказался в моем альбоме. В. Цейтлин этот снимок скопировал с фото, вероятно, принадлежавшего Каганову. На обороте он надписал: "Однокурсники. Весна 1931 г."
Экземпляр Каганова
Шуламит Шалит консультировали дочери С. Михоэлса. Среди студентов они назвали и тех, кто учился на курс старше (Сарра Фабрикант и Роза Курц) и учившегося на пять(!) лет позже Иосифа Шейна.
В подписи под фото назову лишь тех, кто сомнений не вызывает.
Верхний ряд (слева направо): 1. Педагог и актер Иосиф Шидло, 2. Студентка-? . 3. Студент Велвл Штейнбах, 4. Бессменный секретарь училища Ф.Е. Рубинштейн, 5. ?, 6. Преподаватель "Основ марксизма-ленинизма" и будущий директор училища М.С. Беленький., 7-9. ?
Сидящие во 2 ряду: 1. Профессор литературы И. Добрушин, 2. Директор Е. Рабинс, 3. педагог и актер С. Михоэлс, 4.режиссер и завуч училища Э. Лойтер, 5. актер и педагог(?) Я. Гертнер, 6. актер и педагог М. Гольдблат, 7. композитор Л. Пульвер, 8. музыкант А Будейский.
Нижний ряд: студенты (1-3, ?), 4. студентка Маня Карлос, 5. студентка Лиза Сукерник (Каганова), 6. студент Виктор Цейтлин, 7. студент Иосиф Гросс.
P.S. Рад, что фото заинтересовало дочь еврейских актеров Яну Нугер. Она внесла лепту в идентификацию актрисы М. Карлос, которую знала с возраста первоклассницы: тогда М. К. покинула Биробиджан и была принята в труппу УкрГОСЕТ(Киев). В качестве дополнительного козыря Яна Н. предложила ссылку на фото из книги М. Лоева "Украденная муза" (стр. 133). Это мне и позволило не дрогнувшей рукой внести соответствующую корректировку.
PSS. 12.09.14. В воспоминаниях И. Колина (Гросса), стр. 3, названы студенты 2-го набора, которые по окончании учебы в Москве, вошли в труппу БирГОСЕТа. Появилась возможность, сопоставив фото 1931 г. и фото труппы БирГОСЕТ (1937), попытаться опознать кого-нибудь из студентов. Мне кажется, что актер Яша Розенфельд и студент, стоящий в верхнем ряду 2-м справа, один и тот же человек.
Жду новых компетентных уточнений. (Л.Ф.)
Экземпляр этого фото сопровождает текст Ш. Шалит, продублированный в "Мы здесь" №375
Из этой фотокопии ясно, что это лишь часть группового снимка, оригинал которого мне не известен. Замечу только, что за плечом актера В.Л. Зускина запечатлена студентка, занимающая крайнюю левую позицию в 1 ряду предыдущего снимка, а правее студента Каганова угадывается актриса А.В. Азарх-Грановская. Фото датирую условно: не позднее весны 1933 года.
Студенты набора 1930 года в студии осваивали не только актерское мастерство.
На обратной стороне этого фото, хранящемся в Томском архиве (фонд В. Цейтлина), фондообразователь собственной рукой надписал: " Под Москвой после военных занятий. 1931".
Думаю, познакомившиеся с предыдущими фотоснимками могут опознать некоторых студентов, перешедших на 2 курс.
Нет сомнений в зорко глядящих вдаль: справа - юный И. Гросс, слева - В. Штейнбах. В центре фигуры Ицхак Каганов, на плечи которому взобрался В. Цейтлин. Других позировавших мне достоверно назвать сложно.
PS. 12.09.14. Осмелюсь утверждать, что перед И. Гроссом позирует Лиза Сукерник
Last edited by Флят Леонид on Thu Sep 11, 2014 10:10 pm, edited 8 times in total.
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Группа набора-1930 в 1932 году, подготовив художественную программу, отправилась на практику в межречье Биры и Биджана.
А завершив в 1933 году учебу, она в значительной своей части послужила остовом Биробиджанской студии. В 1934 году биробиджанская студия составила труппу БирГОСЕТа. Расформирована она была осенью недоброй памяти 1949 года.
Фотосвидетельство посещения Приамурья юными актерами приводится в уже упомянутом рассказе Ш. Шалит о И. Каганове.
Герой очерка Каганов - центральная фигура снимка. Узнаваем и полулежащий на авансцене В. Штейнбах.
А завершив в 1933 году учебу, она в значительной своей части послужила остовом Биробиджанской студии. В 1934 году биробиджанская студия составила труппу БирГОСЕТа. Расформирована она была осенью недоброй памяти 1949 года.
Фотосвидетельство посещения Приамурья юными актерами приводится в уже упомянутом рассказе Ш. Шалит о И. Каганове.
Герой очерка Каганов - центральная фигура снимка. Узнаваем и полулежащий на авансцене В. Штейнбах.
Last edited by Флят Леонид on Tue Jul 01, 2014 6:03 pm, edited 8 times in total.
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Набор студентов в техникум (училище) в 1931, 1932 и 1933 годах остается для меня, в значительной степени, "белым пятном".
Уже несколько лет в компьютере храню копию фото, принадлежавшего актрисе БелГОСЕТ Хане Блущинской. Копией поделилась ее дочь Лариса, жительница г. Афула.
На фото дарительница, кроме мамы и ее подруги, никого не знала. Она считала, что Хана Блущинская постигала тайны актерского мастерства в Москве с 1931 по 1935 годы. Кого же можно узнать на фото? По крайней мере, педагогов и администрацию, занимающих 2 ряд (слева направо):
1. Актриса педагог Сара Ротбаум, 2. Секретарь Ф. Рубинштейн, 3. Директор М. Беленький, актер и педагог (профессор) С. Михоэлс, завуч и режиссер Э. Лойтер, актер и педагог И. Шидло. Почти все они нам уже известны по фото 2-го набора.
Из студентов Лариса назвала свою маму Х. Блущинскую (1 ряд, 2-я справа) и ее подругу Марьямову (за спинами Михоэлса и Лойтера).
Уже несколько лет в компьютере храню копию фото, принадлежавшего актрисе БелГОСЕТ Хане Блущинской. Копией поделилась ее дочь Лариса, жительница г. Афула.
На фото дарительница, кроме мамы и ее подруги, никого не знала. Она считала, что Хана Блущинская постигала тайны актерского мастерства в Москве с 1931 по 1935 годы. Кого же можно узнать на фото? По крайней мере, педагогов и администрацию, занимающих 2 ряд (слева направо):
1. Актриса педагог Сара Ротбаум, 2. Секретарь Ф. Рубинштейн, 3. Директор М. Беленький, актер и педагог (профессор) С. Михоэлс, завуч и режиссер Э. Лойтер, актер и педагог И. Шидло. Почти все они нам уже известны по фото 2-го набора.
Из студентов Лариса назвала свою маму Х. Блущинскую (1 ряд, 2-я справа) и ее подругу Марьямову (за спинами Михоэлса и Лойтера).
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
В этом году случай привел меня к заочному знакомству с Эдуардом Меламедом, сыном выпускников театрального техникума в 1935 году. Он прислал мне скан фото, запечатлевшего родителей и их сокурсников в далеком 1935-м. Странно, но лишь сегодня я обратил внимание, что всех их можно найти на фото выпускного курса Х. Блущинской.
На фото знакомый нам по предыдущим снимкам актер ГОСЕТа И. Шидло. Эдуард Меламед указал и своих родителей: Шая Меламед стоит крайним справа (в очках), а перед ним Надежда Хаит.
На фото знакомый нам по предыдущим снимкам актер ГОСЕТа И. Шидло. Эдуард Меламед указал и своих родителей: Шая Меламед стоит крайним справа (в очках), а перед ним Надежда Хаит.
Last edited by Флят Леонид on Mon Jun 30, 2014 4:22 am, edited 1 time in total.
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Супруги Меламед играли в Крымском еврейском колхозном театре, а перед самой войной перебрались в Биробиджан. Каким-то образом актеры потеряли свои дипломы. И в 1953 году им выдали удостоверения.
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Объединение в одном месте фото из коллекции Х. Блущинской и материалы семьи Меламед позволило прояснить некоторые вопросы, связанные с курсом 3-его набора. 1. Выяснились фамилии нескольких студентов этой группы. 2. За период с 1931 по 1935 год учебное заведение (студия) получило новый статут (техникум) и перешло на четырехлетний срок подготовки актеров еврейских театров.
По неизвестной пока причине нет никаких сведений о наборе в техникум в 1932 и 1933 годах и, соответственно, о выпусках в 1936 и 1937 годах. Буду надеяться, что "белое пятно" истории этого периода прояснит кто-то из историков.
О наборе студентов в канун 1934/35 учебного года и своей учебе рассказала в книге "Плечо Михоэлса" актриса Маня Котлярова. Книгу эту я лишь мельком листал, не делал выписок и о курсе, который М. Котлярова завершила в 1938 году, приводить конкретные сведения не имею возможности. Одно замечу: выпускную фотографию курса автор в книгу не поместила.
По неизвестной пока причине нет никаких сведений о наборе в техникум в 1932 и 1933 годах и, соответственно, о выпусках в 1936 и 1937 годах. Буду надеяться, что "белое пятно" истории этого периода прояснит кто-то из историков.
О наборе студентов в канун 1934/35 учебного года и своей учебе рассказала в книге "Плечо Михоэлса" актриса Маня Котлярова. Книгу эту я лишь мельком листал, не делал выписок и о курсе, который М. Котлярова завершила в 1938 году, приводить конкретные сведения не имею возможности. Одно замечу: выпускную фотографию курса автор в книгу не поместила.
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Курс А.В. Азарх- Грановской (1935-39).
Эту фотографию читателям "Еврейского камертона"(Т.-А.) предложил Аркадий Розенберг. Его целью было прояснить судьбу папиного брата Абрама Розенберга, учившегося на артиста в Москве. Связь с ним прервалась с началом войны 1941-45 гг. Дядя Аркадия на снимке - молодой человек в очках. Больше никого из позировавших в день съемки автор заметки не знал. Интересующиеся историей еврейского театра без труда узнают А.В. Азарх. А других?
Эту фотографию читателям "Еврейского камертона"(Т.-А.) предложил Аркадий Розенберг. Его целью было прояснить судьбу папиного брата Абрама Розенберга, учившегося на артиста в Москве. Связь с ним прервалась с началом войны 1941-45 гг. Дядя Аркадия на снимке - молодой человек в очках. Больше никого из позировавших в день съемки автор заметки не знал. Интересующиеся историей еврейского театра без труда узнают А.В. Азарх. А других?
-
- активный участник
- Posts: 158
- Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm
Re: ПОДГОТОВКА АКТЕРОВ ПРИ МосГОСЕТЕ в1929-1949 гг.
Вскоре после публикации фото мой приятель Яков Добин решил побывать в Москве. Надеясь встретиться с Маней Котляровой, он, на всякий случай взял с собой копию газетной фотографии. Встреча с актрисой состоялась, и Маня Котлярова назвала всех сфотографированных. Неопытный интервьюер Я. Добин был так поражен результатом идентификации, что даже не поинтересовался какими-то подробностями. Из кратких пояснений ветерана сцены было ясно, что это студенты, но год съемки, хотя бы примерный, при консультации выяснен не был. Вот я и попробую прояснить детали.
Известно, что Александра Вениаминовна в 1933 году, расставшись со своим мужем, режиссером А. Грановским, вернулась из Европы в Москву. Потеряв в трамвайной аварии ногу, она стала преподавать сценическое мастерство в Еврейском театральном техникуме. В 1935 году ее назначают куратором группы очередного набора, и она ведет этот курс до самого выпуска (весна 1939 года). Так как Аврам Розенберг окончил училище до войны, то, пожалуй, не стоит сомневаться в том, что на фото, хотя дата съемки не известна, запечатлены первые питомцы куратора А.Я. Азарх.
Маня Котлярова не только назвала всех поименно, но и сообщила судьбу некоторых из них. Вот результат консультации:
Сидят (слева направо): Бронштейн, Маня Дулицкая (погибла на войне), А.Я. Азарх, Хана Блинчевская (труппа ГОСЕТ), Аня Хотомянская, Леонов.
Стоят: А. Розенберг (погиб в армии), Оля Гендлер, Ева Петербургская, Фира Певзнер, Борис Хасин (погиб в армии), Ева Фидельман, Мейдельман (погиб в армии), Фрида Фридман (труппа ГОСЕТ), Мотя Мельцер, Иосиф Шейн.
О курсе, который впервые курировала А.В. Азарх, она кратко вспоминает в одной из бесед с литературоведом Дувакиным. Не читавшим диалоги, вышедшие отдельной книгой, рекомендую с ними познакомиться. Вспоминала А.В., в частности, о том, как ставила с питомцами выпускной спектакль "Семья Оппенгейм". Сожаление вызывает лишь то, что Александра Азарх не назвала фамилии своих студентов.
Известно, что Александра Вениаминовна в 1933 году, расставшись со своим мужем, режиссером А. Грановским, вернулась из Европы в Москву. Потеряв в трамвайной аварии ногу, она стала преподавать сценическое мастерство в Еврейском театральном техникуме. В 1935 году ее назначают куратором группы очередного набора, и она ведет этот курс до самого выпуска (весна 1939 года). Так как Аврам Розенберг окончил училище до войны, то, пожалуй, не стоит сомневаться в том, что на фото, хотя дата съемки не известна, запечатлены первые питомцы куратора А.Я. Азарх.
Маня Котлярова не только назвала всех поименно, но и сообщила судьбу некоторых из них. Вот результат консультации:
Сидят (слева направо): Бронштейн, Маня Дулицкая (погибла на войне), А.Я. Азарх, Хана Блинчевская (труппа ГОСЕТ), Аня Хотомянская, Леонов.
Стоят: А. Розенберг (погиб в армии), Оля Гендлер, Ева Петербургская, Фира Певзнер, Борис Хасин (погиб в армии), Ева Фидельман, Мейдельман (погиб в армии), Фрида Фридман (труппа ГОСЕТ), Мотя Мельцер, Иосиф Шейн.
О курсе, который впервые курировала А.В. Азарх, она кратко вспоминает в одной из бесед с литературоведом Дувакиным. Не читавшим диалоги, вышедшие отдельной книгой, рекомендую с ними познакомиться. Вспоминала А.В., в частности, о том, как ставила с питомцами выпускной спектакль "Семья Оппенгейм". Сожаление вызывает лишь то, что Александра Азарх не назвала фамилии своих студентов.
Last edited by Флят Леонид on Fri Jul 25, 2014 7:47 am, edited 1 time in total.