ИУДАИКА В ДИССЕРТАЦИЯХ

Что бывало...

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

ИУДАИКА В ДИССЕРТАЦИЯХ

Post by Флят Леонид »

С той поры, как я начал интересоваться темой "Иудаика и наука", накопился список соискателей, защищавших в 1934-1947 гг. диссертации по еврейской истории, филологии, фольклористике. В "МАСТЕРСКОЙ" были уже опубликованы несколько заметок о защитах с более или менее полными сведениями. Информация о других заседаниях Ученых Советов или полностью отсутствует, или до сих не удалось добраться до надежных её источников. В этой теме я предполагаю собрать воедино сведения о защитах разной полноты освещения и, по возможности, пополнять каждую из них по мере поступления новых находок.

Положение о подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций в Советском Союзе было введено в 1934 году. К тому времени еще действовали три центра еврейской науки: академические (в Киеве и Минске) и аспирантура при МГПИ им. А. Бубнова. Долгие ожидания диссертаций по юдаике не предвиделись. Так оно и случилось. Тем более, что к ученым, публиковавшимся на идиш, присоединились несколько соискателей из общесоюзных научных учреждений Ленинграда и Одессы.

Источники информации на эту тему многочисленны и, как минимум, двуязычны. Тут и книги (мемуары, энциклопедии), и газетная хроника, и научные сборники, и Интернет.

1. Историки-соискатели
Боровой С.Я. (1903-1989)

Историк Саул Яковлевич Боровой защитил докторскую диссертацию по теме «Исследования по истории евреев на Украине XYI-XYIII вв.» в 1940 году. Об этом он весьма подробно повествует в своих мемуарах[1], изданных посмертно. Не желая лишать заинтригованных читателей возможности прочесть оригинал (авторитеты утверждают, что мемуары не лишены литературных достоинств), автора не стану пересказывать. Замечу лишь, что представление «хмельничины», как национально-освободительного движения, вызвало неприятие у москвичей — деятелей еврейской культуры. Но Боровой защитился успешно и стал самым молодым из историков того времени доктором наук.
Ринбург Е.М.
В начале 1941 года к Боровому обратился профессор из Москвы Т. Б. Гейликман с просьбой быть оппонентом его минского аспиранта Ринбурга. Согласившийся с просьбой Саул Яковлевич вскоре получил приглашение от ректора БелГУ на торжества по случаю 20-летия основания университета 22 июня 1941 года. На те же дни была назначена защита кандидатской диссертации Ринбургом «Положение еврейских народных масс в Белоруссии в 60–70-е гг. XIX в.». Рассказ Борового[2], не лишенный детективного элемента, излагаю конспективно. К июню 1941 года ему не удалось выкроить время для ознакомления с рукописью Ринбурга, и Саул Яковлевич попросил отсрочки защиты до осени. Но началась война, эвакуация из Одессы, тыловой Самарканд и реэвакуация в Одессу. С. Боровому не только не удалось вселиться в довоенное жилище, но и найти свои рукописи. Вскоре довоенная соседка его обрадовала: рукописи нашлись. Но это были лишь 2 тома диссертации Ринбурга, ими заложили окно чулана, из которого выпало стекло. А чудеса продолжались. В начале учебного года к профессору Боровому подошла студентка и передала ему привет от офицера Ринбурга, воинская часть которого дислоцировалась в их городке. С. Боровой в ответ просил обрадовать минчанина, что рукопись его работы сохранилась. Дальнейшие события показали, что ректор Одесского университета категорически против защиты диссертации на подобную тему во вверенном ему ВУЗе. С.Я. удалось всё же договориться с историками Киевского университета. Защита прошла успешно, но обещавший организовать билет в Одессу Ринбург исчез и на горизонте С. Борового более не возникал.

А что предлагает Интернет? Выяснилось: Е.М. Ринбург в 1946-48 гг. возглавлял Кафедру истории народов СССР в Витебском пединституте. Как сложилась его судьба с началом гонений на «космополитов» предстоит еще выяснять.

Но под рукой оказался резервный ресурс: адрес библиографического сайта «Еврейская (идиш) периодика» Национальной библиотеки в Иерусалиме, недоступный(?) ГУГЛу. «Ключевое» слово «רינבורג» привело к статье А. Кагана в газете «Эйникайт» от 9 июля 1946 года «Историческое произведение о положении евреев в черте оседлости». Забрезжила надежда получить дополнительную информацию к биографии Е.М. Ринбурга. И вот, наконец, передо мной копия этой статьи. Беглый просмотр текста новых фактов, по сравнению с рассказом Борового, не обнаружил. Но статья написана в форме рецензии и дает представление о содержании исследования Е. Ринбурга. К тому же еврейский прозаик Авром Каган был среди тех, кого в конце 1940-х годов арестовали и, обвинив в шпионаже и национализме, приговорили к 25 годам несвободы в каторжном лагере. Неким образом, статья позволяет также представить, какие государственные «секреты» раскрывал на страницах московской газеты её киевский корреспондент. Привожу перевод:
«Еврейский учёный Е. Ринбург написал исторический труд на тему: “Положение евреев в черте оседлости в 80-х годах 19-го столетия”. Эту работу Ринбург представил в киевский университет им. Тараса Шевченко, как диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Учёный совет исторического факультета киевского университета единогласно проголосовал за присвоение соискателю этого титула. Оппонентами выступали киевский историк Моисей Гершанов и доктор исторических наук Шаул Боровой из Одессы. И до Е. Ринбурга в разные времена публиковались статьи, материалы на тему черты оседлости в царской России, но полностью освещенных с марксистских позиций трудов об этой эпохе в истории евреев в России не было. Диссертация историка Ринбурга лишена этого недостатка.
К примеру, в ней дана характеристика национальной политики царизма внутри черты оседлости евреев в 80-х годах 19-го столетия. Автор приводит целый ряд материалов и событий, обнажающих реакционную суть антисемитизма, показывает действительный механизм и пружины, приводившие его в движение.

Впервые в царской России о черте оседлости упомянуто в специальном указе императрицы Екатерины II от 23 декабря 1791 г. Постепенно положение о черте оседлости евреев ужесточалось при Александре I, Николае I, Александре II, Александре III и Николае II.
Широко освещена история правового и общественного положения евреев в черте оседлости. Автор даёт точный анализ бесправного положения евреев. В этом разделе использовано много новых материалов и фактов, ранее не известных в исторической литературе. С новых позиций освещена рекрутчина Николая I. Особый интерес представляет собой исследование экономики в черте оседлости — положение еврейских ремесленников, рабочих, борьба еврейского пролетариата, подъём революционного движения среди евреев и их участие в общерусском революционном движении.
Автор показывает, каким образом реакция хотела разобщить революционное движение, используя погромы, как спасательный для себя круг. Дается вся механика подготовки погромов правительственными кругами. При этом автор не забывает также еврейскую буржуазию. Он показывает, как часть еврейской буржуазной интеллигенции из числа публицистов, чиновников, казенных раввинов объясняет народу, что погромы — это наказание божье за грехи, за выступления против правительства и т.д.
Также дана специальная глава о социальном протесте еврейских трудящихся против своих угнетателей, о возникновении первых марксистских кружков в среде евреев и др. Но, к сожалению, в диссертации мало освещена роль прогрессивной русской интеллигенции в борьбе против шовинистической политики царизма вообще, и её негативное отношение к антисемитизму, в частности.
Эта диссертация была завершена ещё до войны. Защита предполагалась в июне 1941 года. Только… автор тогда уже находился в рядах Красной Армии и сражался против фашистов. Труд Ринбурга написан по-русски. Желательно, чтобы широкие читательские круги смогли с ним познакомиться. Ибо такое сочинение, кроме своего чисто исторического значения, выполняет также и глубокую воспитательную роль.
Авром Каган».
И последнее. В обзорном труде Р. Ганелина и В. Кельнера «Проблемы историографии евреев в России» (Сб. «Евреи в России», 1994), к моему сожалению, не упомянут ни Е.М. Ринбург, ни его исследование. Но утверждать, что этого историка забыли окончательно, не приходится. Если рукопись не сгорела и не утонула, то она будет использована. «Нырнув» еще раз в Интернет, обнаружил, что в XXI веке российские историки «раскопали» диссертацию Ринбурга и дают на неё ссылки. Это сделано Т.С. Лызловой, исследовавшей жизнь евреев Смоленщины в первое 20-летие советской власти, и В.Ю. Коваленко, специалистом по региону «Ставрополье».

Цейтлин (Цетлин) М.Н. (1905–1995)
Многие мои популяризаторские опусы рождались благодаря труду историка Гринбаума А.-А. «Еврейская наука и научные учреждения в Советском Союзе». Вот какую фразу я вычитал у него (гл. 5, стр. 118): «К концу войны стало известно о возрождении киевского института, но и какой-то работы в учреждениях общего профиля. Необычной была тема истории евреев средневековой Европы, ставшая предметом кандидатской диссертации Моисея Цейтлина в Московском государственном университете в 1945 году». А в ремарке уточняется, что об этом было сообщено в газете «Эйникайт» от 16 августа 1945 г.

Прошло время, и вот передо мной небольшая по объему статья С. Шпиглгласа «Евреи в двенадцатом столетии». Что настораживает с первых строк чтения — фамилия соискателя — Цетлин(!). Ранее, ориентируясь на историка Гринбаума (или его переводчика), я пытался по ключевому слову «М. Цейтин» найти в Интернете какую-либо информацию об историке. Но кроме сведений, что Цейтин М.Н. был автором книги «Средневековый путешественник Вениамин Тудельский» («Наука», 1961), ничего более не обнаружил. Когда же выяснилось, что в фамилии историка имеются разночтения (разнописания), то Интернет предложил массу ссылок на персонажа этой главки. Наиболее интересной для меня оказалась ссылка на статью Ларисы Белой в газете «Еврейское слово», один из разделов которой кратко излагает содержание диссертации М. Цетлина. Это, полагаю, упрощает мне пересказ статьи С. Шпиглгласа и позволяет, не дублируя автора газеты «ЕС», остановиться лишь на сообщаемых С. Шпиглгласом фактах биографии соискателя и деталях защиты.
Моисею Цетлину в год защиты диссертации было 40 лет. Следовательно, родился он в 1905 году. Место рождения будущего ученого — Елисаветград (Кировоград). Глава семьи Нухим служил коммивояжёром в частной фирме, а в советское время — в разных учреждениях. Учился М.Н. Цетлин в МГУ. После окончания в 1939 году истфака он был оставлен аспирантом Кафедры «История средневековья». В момент защиты диссертации Моисей Цетлин был лектором в Московском государственном юридическом институте и одновременно занимался научными исследованиями.
Когда состоялась защита М.Н. Цетлиным диссертации «Еврейская диаспора в XII столетии в изображении Вениамина Тудельского и Петахии Регенсбургского», автор статьи не сообщает, ограничиваясь неопределённым: «Не так давно…». Зато уточняет её место — Учёный Совет истфака Московского пединститута. Научная работа М. Цетлина удостоилась высокой оценки официальных оппонентов: доктора исторических наук, профессора Н. Радцига и кандидата философских наук С. Гейликмана. К ним присоединились участвовавшие в дебатах председатель Ученого Совета истфака пединститута профессор А. Фортунатов и ученый секретарь Совета А. Эпштейн. Тема диссертации М.Н. Цетлина вызвала интерес научной общественности. На защите присутствовали известные историки: доктора исторических наук П. Смирнов, В. Бочкаров, А. Губер. Степень кандидата исторических наук соискателю М.Н. Цетлину была присуждена единогласно.
Завершая этот раздел, стоит отметить, что главный его персонаж, несмотря на серьезное историческое образование, в своей долгой творческой жизни предпочёл заниматься языками и поэзией. Никогда более не возвращался он к еврейской истории. Ни древней, ни современной.
Умер Моисей Наумович Цетлин в 1995 году. Он похоронен на Востряковском кладбище.
_____
[1] С. Боровой «Воспоминания», М.-Иерусалим, 1993, стр. 200
[2] Там же, стр. 217-222
Last edited by Флят Леонид on Wed Nov 20, 2013 9:21 pm, edited 1 time in total.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ИУДАИКА В ДИССЕРТАЦИЯХ

Post by Флят Леонид »

Историк Голмшток Л.М.
Сведения о защите им диссертации весьма скудны и требуются дальнейшие поиски.
В Еврейском музее Минска хранится обнаруженная И. Герасимовой рукопись кандидатской диссертации Л. Голмштока. Работа, посвященная революционной борьбе еврейских рабочих в Белоруссии, была защищена в 1937 году, и этот факт мог предопределить дальнейшую успешную научную деятельность ученого. Но 6 декабря того же года Л.М. Голмштока арестовали сотрудники НКВД. Из заключения он не вернулся.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ИУДАИКА В ДИССЕРТАЦИЯХ.

Post by Флят Леонид »

Фольклористика.
Два исследователя еврейского фольклора защитили диссертации в 1930-40х г.г. Если о защите М.Я. Береговским в газете ЭЙНИКАЙТ Х. Лойцкер сообщил по свежим следам (март 1944), то сведения о диссертации С.Д. Магид появились лишь через добрых 6 десятков лет в результате масштабного исследования ее творчества питерскими учеными. С биографией С.Д. Магид может познакомить специальный сборник и моя популяризаторская заметка-рецензия на статью Светозаровой Н.С.
http://club.berkovich-zametki.com/?p=6192.
Здесь же приводятся технические сведения о защитах диссертаций.
МАГИД С.Д. 1 июля 1939 года в ленинградском Институте языка и мышления им. Н.Я. Марра состоялась защита кандидатской диссертации « Баллады в еврейском фольклоре». Соискатель музыковед Софья Давидовна была сотрудницей Фонограммархива Фольклорной секции АН СССР. Официальными оппонентами выступили кандидат искусствоведения З.В. Эвальд и доктор этнографических наук Е.Г. Кагаров. Отзывами на диссертационную работу откликнулись член-корреспондент АН СССР В.М. Жирмунский, доктор филологии М.К. Азадовский и кандидат искусствоведения Е.В. Гиппиус. Защита прошла успешно. К концу того же года, 19 декабря на заседании Марровского института Магид С.Д. была присвоена ученая степень «Кандидат филологических наук».
В основу диссертации легли собственные экспедиционные записи Софьи Давидовны, из которых исследовательницей были выделены 54 образца жанра «Баллада». Еще 3 примера она смогла найти у своих предшественников. В диссертации анализировалась как общность и преемственность еврейских баллад с этим жанром в фольклоре народов Европы, так и их своеобразие. Хотя соискатель претендовала на степень кандидата в области филологии, но, являясь музыковедом, она не менее глубоко, чем тексты, в том же ключе исследовала музыку этих баллад.
БЕРЕГОВСКИЙ М.Я. Защита диссертации на тему: "Еврейская народная инструментальная музыка" состоялась в январе 1944 года на ‘заседании Ученого совета Государственной московской консерватории. Соискателю оппонировали авторитетные специалисты В.А. Белый и К.В. Квитка. В обсуждении принял участие писатель И.М. Добрушин. Работа М.Я Береговского была высоко оценена и соискателю присвоили титул кандидата искусствоведения.
Флят Леонид
активный участник
Posts: 158
Joined: Tue Feb 26, 2008 10:53 pm

Re: ИУДАИКА В ДИССЕРТАЦИЯХ

Post by Флят Леонид »

Филология.
а) Языкознание (идиш).
Из трех уже упомянутых научных центров СССР самым продуктивным в подготовке научных («остепененных») кадров оказался киевский.

СПИВАК Э.Г. (1890-1950). Эли Спивак был возведен в профессорское звание в конце 1920-х годов, когда преподавал идиш в Одессе. К 1930 году его переводят в Киев. Э. Спивак включается в работу лингвистической секции Института ЕПК АН УССР. После смерти в 1933 году Н.И. Штифа, он возглавил секцию, совмещая научные исследования с подготовкой аспирантов-филологов института. В 1936-м ИЕПК был ликвидирован, но на его обломках в АН Украины создали Кабинет еврейской литературы, языка и фольклора. Это учреждение существовало около 15 лет, и все годы его возглавлял Э. Спивак. Монографию «Новое словотворчество» (идиш), завершенную в 1937-м, он издал в 1939 году. Тогда же его избирают член-корреспондентом АН республики. Монография была представлена ученым в качестве докторской диссертации и защищена на Ученом Совете МГУ. Эти сведения приведены в статье Х. Лойцкера и М. Майданского «Исследователь языка Эли Спивак» («Советиш hэйманд», 1965). Соавторы, увы, не сообщают о том, когда состоялась защита, но упоминают фамилии официальных оппонентов. В этом качестве выступили доктора филологии Ицхак Нусинов (1889 -1950), Абрам Шапиро (1890 - 1966) и М.В. Сергиевский (1892 – 1946). В своих рецензиях они высоко оценили исследование соискателя. «Работа Спивака, - писал профессор Сергиевский, знавший идиш, – важна и интересна не только тем, кто трудится в сфере языка идиш, но филологам и лингвистам, которые изучают общие вопросы развития литературного языка…».
Анализируя ход изложения материала в статье, можно предположить, что защита состоялась еще до войны. В ином случае, это событие нашло бы отражение на страницах газеты «Эйникайт» (1942-1948). Но в библиографическом указателе такая публикация не найдена.

Кандидаты наук.
Тем, кому приходилось держать в руках «Русско-еврейский (идиш) словарь» (1984, М.), из предисловия к нему могли узнать, что все составители словаря были кандидатами филологических наук.

Лойцкер Х.Б. (1898-1970). «Словарь…» - один из немногих, но авторитетный источник, из которого можно почерпнуть сведения о научной квалификации ученого. С деталями защиты диссертации Лойцкером познакомиться не привелось. Более того, в юбилейной биографической статье («Советиш hэйманд», 1968) многолетний друг и сослуживец Хаима Лойцкера Моисей Шапиро не посчитал нужным отметить кандидатство юбиляра, хотя, наверняка, присутствовал и на защите, и в ресторане, если традиция эта тогда уже была заложена.
Хаим Лойцкер начал свою карьеру в еврейских детских домах и школах Украины. В 1926 году он поступил на учебу во 2-й МГУ (Еврейское отделение) и вскоре был привлечен профессором А. Зарецким к составлению пособий по языку идиш для учеников и учителей еврейских школ. С 1930 года в Киеве он аспирант, а затем сотрудник лингвистической секции Института ЕПК АН Украины. Одним из немногих остается сотрудником секции в Кабинете еврейской культуры, созданном после ликвидации ИЕПК в 1936 году. Защитил диссертацию Лойцкер, вероятно, в 1937 году. Среди работ, опубликованных им перед войной, своим названием привлекает внимание «Проблемы неологизмов в советской еврейской поэзии», ибо оно перекликается с названием монографии Э. Спивака, научного шефа Хаима Лойцкера. Полагаю, эта работа, более других, может претендовать на роль кандидата в диссертации. Остается надеяться, что в довоенной периодике Украины еще отыщется интересующая меня информация о деталях защиты.

Шапиро М.А. (1899-1973). Поход в науку начался с преподавания идиш и литературы в еврейских школах Украины. В 1932 году Моисей Шапиро издает (соавтор Рувим Лернер) пособие «Пиши без ошибок!», а в 1933-м он был принят аспирантом лингвистической секции ИЕПК. Активно занимаясь лексикографией и другими вопросами языкознания, к моменту разгона Института ЕПК он успевает завершить аспирантский курс и написать работу: «Грамматическая система Пешковского и формализм в еврейской грамматической литературе. (В историческом аспекте)». Автор проанализировал грамматические концепции ряда русских языковедов и показал их влияние на еврейских советских грамматиков. Критически оценил М. Шапиро работу профессора А. Зарецкого «Практическая грамматика». Это исследование автор предложил в качестве кандидатской работы и защитил ее, видимо, в 1937 году. В сокращенном виде текст диссертации был опубликован в непериодическом сборнике Кабинета ЕК «Афн шпрахфронт» /На фронте языкознания/, №3, 1939, Киев.
В дальнейшем М. Шапиро совмещал плановую работу в секции со сбором материалов для докторской диссертации «Грамматический род в идиш» и успевает опубликовать небольшую статью по этой теме в том же сборнике №3. Но начавшаяся война и ликвидация Кабинета ЕК в 1949 году перечеркнули научные амбиции Моисея Алтеровича Шапиро.

Лернер Р.Я. (1902/?/-1972). Рувим Лернер, как и его товарищи по науке, начинал свою деятельность школьным учителем языка и литературы. Вместе с М. Шапиро написал пособие по грамматике, одновременно с ним поступил в аспирантуру ИЕПК и закончил ее. Продолжил научную деятельность в Кабинете ЕК АН УССР и вскоре защитил кандидатскую диссертацию. Р. Лернер, в отличие от Лойцкера и Шапиро, не удостоился не только юбилейной заметки на страницах «Советиш hэймланд», но и краткого некролога. Не удивительно, что в «Российской еврейской энциклопедии» год его рождения – 1912. Нет в этой биографической заметке ни названия диссертации, ни времени ее защиты. Из работ, опубликованных Лернером до войны, весьма интересна, по мнению специалистов, «К истории литературного языка идиш в начале 19-го столетия /Х. Гурвиц «Открытие Америки» (по И. Кампе)/. Так историк А.-А. Гринбаум выказал даже некоторое удивление: « В лингвистике … вновь появляются и серьезные лексикографические исследования, и даже статья о тексте на идиш начала XIX века/122/». Вероятно, именно эта статья отразила тему диссертации Р. Лернера.

Майданский М.Н. (1899-1973) Из четырех составителей «Русско-еврейского (идиш) словаря» Майданский, поступив в лингвистическую секцию ИЕПК (позднее, Кабинета ЕК), не оставил и работу преподавателя языка и еврейской литературы в школах Киева до самого начала войны, пока оставались единичные десятилетки. Отличный методист, он участвовал в составлении пособий по грамматике идиш и, в частности, работал над темой «Проблемы еврейского синтаксиса». Кандидатскую диссертацию «Синтаксис простого предложения» Моисей Майданский (сообщено дочерью ученого Майей Моисеевной) защитил в 1942 году в Уфе, куда был эвакуирован в составе АН УССР. Ему была присвоена ученая степень кандидата филологии (еврейское языкознание). В послевоенные годы М. Майданский работал над докторской диссертацией, но ликвидация Кабинета ЕК в начале 1949 года, да и еврейской культурной деятельности в СССР. вообще, перечеркнули его научные планы.

В Минске обнаружен лишь один, надеюсь пока, «остепененный» языковед – Рохкинд Соня /Шпринца Львовна/(1903 – 2000). С.Л. Рохкинд прошла ускоренный курс на еврейском отделении 2-го МГУ (март 1926 – май 1928), а научную деятельность продолжила в Еврейском секторе Института Белорусской культуры (предшественник АН БССР). По данным энциклопедии (РЕЭ, Т.2), кандидатом наук она стала в 1936 году. Предположительно, диссертация была посвящена переводчикам А.С. Пушкина. Статья С. Рохкинд «К проблеме переводов Пушкина на идиш» была опубликована в журнале «Штэрн» ( №3, март 1937) и, вероятно, отражала содержание ее диссертационной работы. Объемную работу по лексикографии С. Рохкинд выполняла совместно с Г. Шкляром. И в 1940 году вышел из печати первый в СССР «Идиш – русский словарь».

Гитлиц М.М. (1895-1945). О том, что Марк(Мордкэ) Гитлиц - кандидат наук по филологии, известно не только из статьи в РЕЭ, т.1. Еще раньше этот факт был отмечен в краткой заметке американо-еврейского справочника, в основном, библиографического характера. Из этого, пожалуй, следует вывод, что в советской /еврейской/ прессе 1930-х годов о защите им диссертации сообщалось, что и было зафиксировано зарубежными энциклопедистами. По информации А. Френкеля (Петербург) в РНБ хранятся тезисы диссертации М. Гитлица «Проблемы славянского слоя в языке идиш». Другие сведения о защите (время, оппоненты и пр.) пока не известны. Но нет сомнений, что защита состоялась на заседании Ученого Совета Института языка и мышления им. Марра, сотрудником которого наш языковед являлся.
Биография М. Гитлица ещё ждет исследователя.
Post Reply