Единственное, но - неповторимое?

В Израиле и вокруг него

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Володя из Бердянска
участник форума
Posts: 31
Joined: Sat Aug 16, 2008 10:02 am
Location: Хайфа, Израиль
Contact:

Единственное, но - неповторимое?

Post by Володя из Бердянска »

Как называет парень любимую девушку, родители – обаятельную крохотулечку? Только по имени собственному? Да нет, конечно. Ведь прекрасных слов - эпитетов у людей – предостаточно.
У некоторых народов (в том числе евреев) каждый человек может иметь несколько официальных имён.
Двух вождей в одном кресле (у нормальных) – не бывает. Мало того, если у царя помощники – тоже люди, то у Бога божков – нет, потому, что их вообще нет. Да, Его указания исполняют ангелы, люди, конкретно – все. Слово Творца – точно. Есть чёткая команда – исполняй.
По логике – нужны ли Ему, Одному, Единственному и Неповторимому, разные «официальные» нарицательные имена? И вообще – скромно ли это, не подхалимаж ли? Ведь Он ничего не требует лично себе, кроме искренней молитвы, «жертвы уст наших» [1]. Но она, вообще-то нужна нам, ибо Он всё знает раньше нас.
Все верующие любят Бога, и отсюда – справедливое наличие положительных нарицательных имен, отображающих Его отдельные качества (Всевышний, Творец, Единый и др.) А так, как этих качеств много, то и имён – предостаточно. Это естественно, когда человек обращается в личной молитве, кается, благодарит, просит; нормально, когда мы говорим и пишем о Боге. А на общем, религиозно-коллективном уровне?
По логике, источником может быть только Танах с естественным превалированием Торы. Всё остальное – придумки людские.
Имеем наиболее употребляемые Имена (эпитеты) Бога:
ЭЛОХИМ - от древнего семитского Эль переводится как «Бог». Это имя указано уже в первом стихе первой главы Торы: «Вначале сотворил Бог (ЭЛОХИМ) небо и землю». В Танахе же это имя встречается более двух тысяч раз [2]; АДОНАЙ – мой Господь, как среди людей - господин, начальник; ЭЛЬ ШАДДАЙ – Бог Всемогущий; АДОНАЙ ЦВАОТ – Господь воинств; ШАЛОМ – Мир, ШХИНА – Пребывание, и др.
По Талмуду различие имён Бога явилось следствием идеи обозначить ту сторону божественной сущности, с которой Бог проявляет себя в каждом отдельном случае: "И сказал Бог Моисею: Имя Мое ты хочешь знать? - По делам Моим Я обозначаюсь. Когда сужу людей, и называюсь Элохим, когда воюю с грешниками — Цваот, когда отношусь к ним долготерпимо - Шаддай, когда же Я милую мир свой, меня называют Господом» [3], т.е. мидраш вещает, что якобы Сам Творец одобряет сказанное.
По Рамбаму "всякий раз, когда познается одно из Его деяний, атрибут, от которого исходит это деяние, усматривается в Нем, да будет Он возвеличен, и имя, выведенное из этого деяния, применяется к Нему". Но Имя Бога, которым сотворён мир – единственно и едино, оно существовало и до сотворения мира. У Него нет и быть не может никаких нарицательных "проявлений"[4]. Все остальные имена Бога производны, они лишь указывают на Сущность.
Каббала же утверждает, что Бог открывается через Свои «сфирот» - десять наиболее явных качеств, которые являются и Его именами [5]. А, в соответствии с её книгой «Зогар», имён Творца – ровно 72 и каждое состоит из трёх букв. Оказывается, всё очень просто: берёшь из Торы три 72-х буквенных стиха [6], находящихся рядышком, и располагаешь их один над другим (в среднем ряду буквы наоборот – от конца к началу). Получается в каждом столбике – одно имя. А в совокупности они составляют единое, разделённое (на части) имя - Шем-ха Мемфораш.
Также утверждается, что ещё имеются 8, 12, 14, 22 и 42-буквенные Имена Творца [7].
А «Авраам ибн Эзра насчитывал 13 имен, выражающих 13 атрибутов Всевышнего» [8].
ЛИЧНОЕ ИМЯ БОГА. Мы встречаем имя Яхве (тетраграмматон) уже в начале второй главы книги Бытие [9] при создании неба, земли, человека, а также при жертвоприношениях Каина и Авеля [10]; оно было известно Еве [11], а также ещё до потопа при жизни Адама его сыну Шету [12]. Авраам неоднократно произносил это Имя [13], и даже при царе Содома [14]. Это имя знала жена Авраама [15], и также его раб [16], и - Лот [17], лживый дядюшка Лаван [18], Исаак, к которому явился Господь [19], язычники Авимелех, Ахузат, Пихоль [20]. Творец Сам называет Аврааму, а позже – Иакову, Своё Имя [21]; Иаков тоже обращается к Творцу и ссылается на Него [22].
А с Моисеем, которому Бог открыл своё имя, Он вообще общался, как «человек говорит со своим другом» [23]. Великий Раши, комментируя Тору [24], вещает, что Моисей убил египтянина, произнеся тетраграмматон [25], т.е. знал это Имя ещё до встречи с Творцом.
Всесильный лично отобразил 10 заповедей на скрижалях [26], в которых Его Имя повторяется неоднократно. Святая Книга надиктована Моисею Богом [27], а наш народ начинает учить деток Торе и, соответственно, грамоте, обычно с 3-4 лет. Личное Имя Бога упоминается в ней 1964 раза, а во всём Танахе 6823 раза [28].
Итак, никакого секрета в вопросе Имени Яхве не имелось, а Тора была дана евреям для того, чтобы освоить её постулаты, внедрить у себя, а затем передать – всем, всем, всем другим народам.
Однако через некоторое время наши религиозные руководители начали утаивать Его не только от людей других национальностей, но и от простых евреев.
«Причины табуирования имени были, вероятно, различны: и религиозные, и политические, и социальные. Результат - его знание стало уделом посвященных» [29].
Смысл четырёхбуквенного Имени стал тайной, передаваемой только самым лучшим ученикам раз в семь лет [30]. А, начиная с 3 в до н.э., его разрешено было произносить только Первосвященнику в праздник Йом-Киппур.
Талмуд [31] вещает, что в рай не попадёт тот, кто произносит Имя Бога соответственно его буквам. Он поясняет: «Сказал Всевышний: не так, как пишется Моё Имя, оно читается. Пишется оно Йуд-Кей-Вав-Кей, а читается Адонай». [32].
«В Святилище Имя произносилось так, как пишется, а вне святилища заменяли другим» [33].
Имеется несколько методов сокрытия. Так, например, в Имена Бог, Адонай на иврите вставляется дефис. Или Имя пишется и читается наоборот.
Настольная книга Любавических хасидов «Тания» [34] утверждает: «Гавайе есть Элохим» (Бог есть Всесильный), т.е. четырехбуквенное Имя Бога произносится как Гавайе.
А молитва Амида (Шмонэ Эсрэ) базируется на 18 повторениях имени Яхве в 29 псалме Давида. Однако при отображении на бумаге в самой молитве, как и в других, Четырёхбуквенное Имя заменено двумя буквами йуд [35].
(Следует отметить, что таковы не все сидуры, в некоторых [36] соблюдено Святое слово, отображенное в Святой Книге).
Так почему же, почему?
Если судить по словам Торы: «Не бесчестите Святого Имени Моего… Оскорбляющий Имя Бога смерти будет предан» [37], то можно сделать естественный вывод, что, в принципе, произносить Имя Бога разрешено.
Но раввины беспокоятся: «Если написать Имя полностью, то возникает опасность, что где-нибудь по неосторожности его сотрут. Поэтому мы стараемся писать эти Имена через черточку, тогда они «ненастоящие», написаны не по правилам» [38].
Считается, что мы совершенно явное сделали тайным в соответствии со следующими факторами:
1.В Торе [39] Творец однозначно сообщает Моисею: "Вот имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род". Однако Раши, великий толкователь Танаха, живший в 11 веке н.э., ссылаясь на Талмуд [40], делает заключение: слово «навеки» следует заменить на «скрывай, утаивай».
Мудрецы считают, что намек на возможность подобного прочтения содержится и в словах великого Соломона: "Все создал Он прекрасным в свое время, даже вечность вложил в их сердца, но так, чтобы дела, творимые Богом, не мог постичь человек от начала до конца" [41].
На мой взгляд, если бы это Имя нельзя было произносить, то совершенно естественно, что Творец дал бы команду Моисею не включать его в Тору.
2.Тора [42] предупреждает: «Не произноси имени Бога, Всесильного твоего, попусту, ибо не простит Бог того, кто произносит имя Его попусту».
Что значит - «попусту»? Считается, что это, в первую очередь, ложная клятва. В любом случае, если человек произносит Имя не от чистого сердца, будет наказан. Во избежание этого и решили – вообще не произносить.
Какое Имя имеется ввиду? М.б. какое-то из нарицательных? Можно с уверенностью утверждать, что - собственное, ибо в этом коротком тексте Торы оно употреблено дважды.
3.Издревле считается, что тайным именем Всесильного можно творить чудеса!
Кто знал это Имя? По мидрашам - сначала только Архангелы и другие персоны, приближенные к Творцу, затем - первая женщина, Лилит, которую якобы познал Адам [43], ставшая затем демонессой, а также различные представители темных дьявольских сил. И эти последние, по мнению многих наших мудрецов, приносят массу вреда всему человечеству. Дабы это Имя не становилось их оружием, решили доверить Его только лучшим из лучших – религиозным мудрецам, раввинам. А они используют свои знания только на добрые дела.
Само Имя силы никакой не имеет, ведь все бразды правления у Его Хозяина. А, произнося это Имя, мы обращаемся именно к Богу, от которого всё и зависит. Да и смысл этого Имени простой – есть, имеется. И Творец, на вопрос Моисея: «Как Его Имя», ответил: «Я Сущий, который пребывает вечно» [44], т.е. – был, есть, буду.
Соответствует ли перечисленным факторам Танах? Рассмотрим несколько наиболее четких мыслей со словом Яхве:
«Благодарите Господа, призывайте имя Его» и «Я - Яхве, это имя Мое» [45]. Исайя в своей книге упоминает имя Яхве 446 раз.
У пророка Иеремия Бог вещает: «Забыли имя Моё» и далее: «Яхве – имя Его» [46].
Пророк Иоиль: «Кто призовёт Имя Бога, спасён будет» [47].
Притчи: "Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен" [48].
Псалмы: «Пойте Господу, благословляйте имя Его» [49].
«Я - Господь, Я не изменяюсь» [50]. Подчеркнем, что книга пророка Малахии, состоящая всего из трёх небольших глав, замыкает Танах, и символично, что имя Яхве указано там 42 раза!
Итак, называть Творца по Его собственному Имени – приветствуется.
Подчеркнём, что в Торе каждый знак имеет своё значение, а Бог многократно указывает [51] - не прибавляйте к тому, что Я повелеваю вам, и не убавляйте от того. В еврейской традиции принято, что если дважды мысль повторяется, то она исключительно важна.
Из сказанного следует, что, изменяя имя Творца, мы нарушаем указание Торы.
Насколько корректны вообще указанные исправления?
Очень обидно, но в человеческой терминологии, когда не хотят писать оскорбительное слово, его изменяют, пропустив одну-две буквы и поставив вместо них дефис.
А чтение имени наоборот?
К примеру, ежели так прочитать имя Моисей, то получим Га-шем – одно из Имён Творца. Прекрасно. Но вот имя Лаван, по значению – белый, чистый, если читать наоборот - навал имеет значение подлый, мерзкий. Это подтверждает и Танах [52].
Может ли сказанное понравится Творцу?...
Скрывать от людей правду – некорректно, ибо Тора [53] призывает: «К правде, к правде стремись!», а мудрецы ОБЯЗАНЫ вещать нам истину. Т.е., ежели Имя помнят, но скрывают то, о чем вещает Тора, это непорядочно, и мы свершаем явный антиТорризм.
Господа мудрецы сегодняшнего дня! «Отворите врата, и да войдет народ праведный, хранящий истину» [54].
P.S. Но как правильно произносится это Слово, ведь огласовки для гласных появились относительно недавно, в Средневековье, а в Торе указаны всего лишь четыре согласных буквы?
Думаю – так, как диктуют нам правила сегодняшнего дня: Яхве или Яхва, т.к. буква «хэй», стоящая в конце слова, обычно читается, как «а». Но, если мы и в этом ошибаемся, то Господь простит, ведь Он понимает всё намного лучше нас...

Литература:
[1] пророк Осия 14:3
[2] Библейская энциклопедия Брокгауза «Имена Бога» http://enc-dic.com/enc_bible/Imena-Boga-1883.html . Михаил Ковсан «Имя в Танахе: религиозно-философский смысл и литературное значение». Иерусалим, 1996»
[3] Талмуд, Шемот раба 3, 6. Энциклопедия Брокгауза – Ефрона «Имена Божии - в Библии» http://brockhaus-efron-jewish-encyclope ... -3/070.htm
[4] Рамбам "Путеводитель растерянных», ч.1, гл.54,51
[5] Энциклопедия «Википедия». Древо жизни. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1% ... %BB%D0%B0)
[6] Исход 14:19-21
[7] Книги по Каббале. Имена Бога http://kabbalah.wikidot.com/imena-boga http://kabbalah.wikidot.com/
[8] М.Ковсан «Имя в ТАНАХе», гл.6 «Имя и имена Всевышнего». http://www.mk-tours.ru/index.php?action=article&id=3...
[9] Бытие 2:4,5,7
[10] Бытие 4:4
[11] Бытие 4:1
[12] Бытие 4:26
[13] Бытие 12:8, 13:4, 15:2, 21:33, 22:14
[14] Бытие 14:22
[15] Бытие 16:5
[16] Бытие 24:3,12,27,35,42
[17] Бытие 19:13-14
[18] Бытие 24:31
[19] Бытие 26:22,25
[20] Бытие 26:28
[21] Бытие 15:7, 28:13
[22] Бытие 32:10, 49:18
[23] Исход 6:3, 33:11
[24] Исход 2:12,14
[25] Мидраш Танхума: Шемот раба I
[26] Исход 34:28
[27] Второзаконие 1:3
[28] Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Имена Божии http://brockhaus-efron-jewish-encyclope ... -3/070.htm . Уолтер Элуэлл, Филип Камфорт «Большой Библейский словарь», стр.578, Санкт-Петербург, 2005
[29] М.Ковсан «Имя в ТАНАХе», http://www.mk-tours.ru/index.php?action=article&id=379
[30] Вавилонский Талмуд, трактат "Кидушин" 71а
[31] Трактат Сангедрин 10:1. Руслан Хазарзар «Имя Бога»
[32] Вавилонский Талмуд. Трактат Псахим 50а. Вопросы раввину. Рав Реувен Куклин «Как зовут Бога» http://toldot.ru/urava/ask/urava_5809.html
[33] Мишна, трактат Сота 7:6
[34] Тания, «Врата единства и веры», ч.2, гл.1,6, стр. 367, 386, 423, 428, ред. проф. Г.Брановер, Шамир, Иерусалим, 1998
[35] Сидур «Шма Исраэль, шмонэ эсрэ, стр. 124. Изд-во «Шамир», Иерусалим, 1999. Сидур «Врата молитвы» Амида, стр.80, Москва, изд-во «Наука», 1993 г.
[36] Сборник молитв «Ринат Исраэль» (ашкеназская версия). - Иерусалим: Издательство "Морешет", 1977. - 640 с.
Молитвенник «Труд души». Всемирный союз Прогрессивного иудаизма, Москва, издательство ЭГСИ, 2001
[37] Левит 22:32, 24:16
[38] Иудаизм и евреи. Вопросы раввину. «Почему Бог через черточку?» Отвечает Рав Овадья Климовский http://toldot.ru/urava/ask/urava_5009.html
[39] Исход 3:15
[40] Пecaxuм 50 а; Шемот раба 3
[41] "Экклезиаст 3:11". М.Ковсан «Имя в Танахе», глава 6
[42] Второзаконие 5:11, Исход 20:7
[43] Мидраши «Алфавит Бен-Сиры», «Ялкут Р’убени. Берешит.2:21; 4:8» и др.
[44] Исход 3:13,14
[45] Исайя 12:4; 42:8
[46] Иеремия 23:27, 33:2
[47] Книга пророка Иоиля 2:32
[48] Притчи 18:10
[49] Псалом 96:2
[50] Малахии 3:6
[51] Второзаконие 4:2, 5:32, 6:17, 7:11, 8:1, 8:6, 12:32, 13:1, 28:13-14, 29:28
[52] 1 книга Царств 25:25
[53] Дварим 16:20
[54] Исаия 26:2


Владимир Леви, Хайфа,
Февраль 2013
vladmir2012@012.net.il
www.levi-vs.narod.ru
Post Reply