Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Христианство и евреи

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Post by yehudinfo »

Хотина Ирина Алексеевна
Путеводная звезда. Глава 10.
Сервер "Заграница"

Обновлено: 05/04/2008
Критические заметки на полях Библии.


ГЛАВА 10. "И ЖИЛ ИЗРАИЛЬ В ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ, В ЗЕМЛЕ ГЕСЕМ, И ВЛАДЕЛИ ОНИ ЕЮ, И ПЛОДИЛИСЬ, И ВЕСЬМА УМНОЖАЛИСЬ" (БЫТИЕ 47:27).


Отсутствие внешнего врага развалило ассидейскую коалицию, под крышей которой оказались саддукеи и фарисеи, теперь снова пошедшие каждый своей дорогой. Нам же важно понять, что это антиэллинисткое объединение, внесшее огромный вклад в победу за право свободно верить в своего Бога, дало жизнь новому направлению иудаизма - ессейству.
"Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую - саддукеи, третью - те, которые, видно, представляют особую святость, так называемые ессеи", констатирует в "Иудейской войне" Иосиф Флавий.
По одной из версий, само название "ессеи" произошло от слова "ассидеи", то есть "благочестивые" или "набожные". Что вполне логично, так как члены ессейской секты - это религиозные фанатики, которых мало интересовали общественные, политические и светские перипетии иудейской жизни - только вера в Бога. Большинство специалистом высказывает мнение, что именно такой подход обусловил их обособленное проживание общиной в пустыне у Мертвого моря.
И все же стоит подумать, почему ессеи выбрали столь непригодное для обитания место? Уход в пустыню ассидеев во время террора, устроенного греками, и военных действий можно объяснить местными природными особенностями. Например, в России в подобных ситуациях уходили в леса, во Вьетнаме или в Африке - в джунгли. Но разве нельзя было в мирное время основать поселение в более человеческих условиях? Ответ на этот вопрос как всегда следует искать в иудейской истории и психологии.
Прежде всего, вспомним, какую значимую роль сыграла пустыня в исходе евреев из Египта. Сорок долгих, мучительных лет продолжалось их странствие по безлюдной и безводной местности, где каждый день жизни зависел только от воли Бога. С одной стороны, в течение всего этого времени Бог спасал еврейский народ, посылая ему, например, манну небесную на пропитание, с другой, заставил пройти путь страшных лишений, борьбы и утрат, чтобы забыть о рабском прошлом, выковать и закалить дух, а, главное, чтобы народ этот был уверен в силе и могуществе своего Бога.
Наверняка, основатели ессейской секты, считавшие первостепенным для себя делом исполнение предписанного Богом Закона - они так и называли себя "выполняющие Закон" -- посчитали пустыню лучшим местом для духовной работы.
Но Закон, как мы уже отмечали, это не только Тора, но и книги пророков, устами которых вещал Бог. На пророков, в частности на Моисея и Илию, все время ссылается Иисус, а вслед за ним и евангелисты. Кто же они, иудейские пророки? Почему их место в иудаизме, а затем в христианстве, так высоко?
Начнем с того, что иудейские пророки -- не абстрактные, безликие языческие прорицатели, наподобие дельфийского оракула. Они -- не сомнительные предсказатели событий, коих в смутные времена предостаточно в любой стране, и Иудея не исключение. Пророчествование - не профессия этих людей, с помощью которой они добывали бы хлеб насущный, а приобретенное свойство в результате Божественного выбора. И выбор этот не нес им никаких привилегий, кроме неприятностей. Зачастую их охватывал страх от осознания той трудной и мучительной миссии, которая на них возложена, ведь Бог, как правило, не одаривал своих пророков духовной просветленностью, снизошедшей на них во время умиротворенной созерцательности. Совсем, нет. Помните знаменитые пушкинские строки о томимом духовной жаждой путнике, влачившемся иудейской пустыней, и его встречу с серафимом? Что сделал с ним посланный Богом ангел? Ослепил, оглушил, вырвал язык, вместо сердца вложил пылающие угли. Это -- гениальный стихотворный пересказ библейского сюжета о пророке Исайе, в котором вот так зримо передан охвативший человека ужас от тех задач, которые перед ним поставил Бог: ""Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей..."
Воля, Божественная воля. Чего же хотел Бог от своих пророков?
Да, да, именно этого, -- "глаголом жечь сердца людей". А это значит, открыто высказывать Его правду толпе, не боясь быть осмеянным и оплеванным ею. Указывать Его желания жрецам, не смотря на опасность быть преданным анафеме. Под угрозой смерти выступать против мерзавцев-царей, забывших, что их власть от Него.
Иудейские пророки - это всегда оппозиция власти, оппозиция, создаваемая самим Богом, потому что избранные им в качестве пророков люди, совсем не стремились проявлять себя на этом поприще. И все же покорялись Его воле, чтобы нести Божественное слово, как правило, не лицеприятное для правителей и духовенства.
Но, оставив религиозную риторику, скажем, что пророки - это, конечно же, выразители общественного мнения, будь то духовная чистота или национально-освободительное сопротивление. Спектр вопросов, поднимаемых пророками, весьма и весьма широк. Вот почему галилейский проповедник так часто делает акцент на соблюдении не только Торы, но и пророков. Вот до какой "последней черты и иоты" требует он соблюдения Закона. Ведь то и другое - в равной мере священно в иудаизме.
Иудейские пророки - это настолько феноменальное, настолько важное в еврейской истории явление, оказавшее влияние не только на веру евреев, но и на ход истории и мировоззрение всего человечества, что без понимания сути поднятых и решенных ими проблем и вопросов, нам так и останется не понятным ессейское учение. К сожалению, именно это произошло с ранними христианами, назвавшими его "новым учением".

На определенном этапе еврейской истории каждый из глашатаев Божьих изменил взгляды евреев на своего Бога, а следовательно, и взаимоотношения между Богом и избранным Им народом. Самым первым и по праву самым главным в этом ряду стоит Моисей. Значимость этой титанической фигуры в самом существовании евреев настолько велика, что переоценить ее невозможно. Он и вождь-основатель самой еврейской нации, и пророк, и законодатель. Но если бы только этим ограничивалась его роль в мировой истории, то, пожалуй, можно было бы обойтись дежурным панегириком, имеющимся в любой литературе, освещающей вопросы иудаизма и возникновения христианства.
Значение его намного глубже и шире. Дело в том, что современное человечество, само того в своем подавляющем большинстве не осознавая, строит свою жизнь по тем моральным принципам, которые были заложены этим человеком от имени Бога больше трех тысяч лет тому назад. В двадцатом веке эти принципы названы общечеловеческими. Думаю, что в двадцать первом настанет время воздать гению Моисея в полном объеме.
Конечно, сегодня можно долго рассуждать на тему того, что авторство идеи, выражать свои законы от имени бога, принадлежит совсем не Моисею. Что еще шумерские правители, а потом сменившие их аккадцы, облекали свои предписания для народа в виде божественного слова, делая, таким образом, нарушение закона проявлением неверия. Например, в самом древнем дошедшим до нас правовом кодексе Хаммурапи, вавилонского царя, правившего около XXI века до нашей эры, утверждается, что царь получил этот кодекс как дар небес от бога Мардука. Кто-то пытается доказать, что законы Моисея просто заимствованы из кодекса Хаммурапи, а заодно других древних народов, хеттского, ассирийского и ханаанского. Мол, десять заповедей не являются оригинальным творением израильтян, а поразительно созвучны эхнатоновским гимнам богу Атону.
Было бы наивно и нелепо отрицать эти факты, тем более что они четко идентифицируют корни возникновения системы ценностей израильтян, берущих свое начало в шумеро-аккадской и египетской цивилизациях. Но Тора - это не сухой кодекс законов шумеров или Хаммурапи. Это - не "Книга мертвых" египтян, кстати, не имевших письменного юридического кодекса, применимого ко всем без исключения подданным. Да и где теперь шумеры или те египтяне? Надеюсь, не нужно объяснять, что нынешние египтяне не имеют никакого отношения к древнейшей мировой цивилизации? А законы, данные Моисеем евреям, не только создали народ, пронесший их сквозь века, смерть, страдания, но и сегодня помогают идти сквозь ненависть неблагодарных невежд, построивших на них свои новые религии.
Почему так проиcходит? Да потому что Тора - это величайший скачок в будущее, и не только в наше, но и наших отдаленных потомков, где основой человеческих и межнациональных отношений станут всеобъемлющая справедливость и равенство всех перед законом.

Но давайте вернемся к Моисею.
Вчитываясь в который раз в строки Ветхого завета, повествующие о рождении и становлении Моисея, мне, как современному человеку, трудно согласиться с иудейским догматом о еврейском происхождении этого человека. По всей видимости, правы те исследователи, кто считает Моисея египетским принцем не только по воспитанию, но и по происхождению. И хотя книга "Исход" пытается доказать, что родители Моисея принадлежали к колену Леви -- "Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына" (Исход 2:1-2) - дальнейшие подробности жизнеописания великого революционера позволяют отнести историю усыновления еврейского младенца дочерью фараона к области сказаний и легенд.
А где же правда? И как отличать ее от вымысла? Рецепт достаточно прост - надо научиться восполнять намеки или пробелы библейских строчек исторической действительностью, без которой эти сюжеты так и останутся легендами.
Например, что стоит вот за этим рассказом Торы, предваряющим историю Моисея: "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]" (Исход 1:8-10)?
Много лет историки и исследователи Библии задавались вопросом, почему вдруг новый фараон превратил евреев в рабов? Что заставило его усомниться в их верности и сделать вывод о непременном выступлении сынов Израилевых против египтян на стороне гипотетического врага? Разве Иосиф, переселившаяся к нему семья, а затем их потомки не доказали свою лояльность предыдущим фараонам?
Доказали. Да только, оказывается, фараоны были совсем не те, а другие. И вот тут следует обратиться к тем величайшим историческим и археологическим находкам, которые не только подтвердили правдивость рассказа Торы, но и расставили все по своим местам. Но прежде чем приступить к необходимым разъяснениям, нужно все же определиться о каком времени повествует библейский рассказ об Иосифе. Ученые после долгих, кропотливых подсчетов, пришли к единому мнению, что история Иосифа относится примерно к семнадцатому веку до нашей эры, а еще точнее, к периоду между 1730 и 1630 годами до нашей эры.
Согласно имеющимся в египетских хрониках сведеньям, предшествующий этому период был ознаменован бурными событиями. Около 1780 года до нашей эры по всей обширной территории Египта прокатилась волна народного гнева. Восставшие крестьяне, ремесленники, солдаты и рабы вели себя как и положено всем революционеры, разграбив все и вся и захватив на какое-то время власть в стране в свои руки. Как известно, подобные социально-политические катаклизмы не проходят без последствий, значительно ослабляющих мощь государства.
И вот в результате внутренних распрь и восстаний Египет распался на две части: в одной осталась править 13-я династия, а в другой 14-я. Слабый противник всегда становится лакомым кусочком для соседей, тем более в таком бурлящем котле народов, как Месопотамия. И, непобедимая на протяжении многих веков египетская армия, не устояла против внешнего врага, коим явились пришедшие с востока ханаанские племена гиксосов.
И иудейские и христианские теологи, не желающие верить в то, что Иосиф служил не настоящему египетскому фараону, в один голос заявляют, что могучий и грозный Египет с многочисленной, прекрасно обученной армией, не мог пасть перед плохо организованными небольшими кочевыми племенами. Приписывая историю завоевания этой страны гиксосами выдумке ученых, они не берут в расчет технический прогресс, перед которым бессильна любая, даже самая замечательная армия. Египетская пехота не устояла перед новым видом военной техники - колесницей.
Египтянам понадобилось двести лет, чтобы придумать средство борьбы с колесницами. А до тех пор спорить с гиксосами, оккупировавшими Нижний Египет с дельтой Hила, было бесполезно. Поэтому правители Верхнего Египта, один из которых сидел в Фивах, а другой скрывался в Фаюмском оазисе, тоже стали их данниками.
Египетский историк Манефон, живший во времена правления Птолемея Сотера и его сына Птолемея Филадельфа, то есть во II веке до нашей эры, рассказывает, что происхождение этого племени было презренным, что они жгли египетские города, разрушали святилища богов и очень жестоко обращались с местным населением.
Да кого интересуют эти не весть откуда взявшиеся гиксосы, кем они были, "вождями пустыни" или "царями пастухов"? И какое они имеют отношение к рассказу об Иосифе? Обвинит меня в ненужных подробностях нетерпеливый читатель. И ошибется. Потому что в выяснении вопроса, кем были гиксосы, и таится ответ на многие вопросы. А были они семитами, с типичными семитскими именами, Анатер, Хиан, Якобер, о чем рассказывают надписи на скарабеях.
Видимо, эта этническая близость была настолько выражена, что упомянутый ранее Манефон, поставил между евреями и гиксосами знак равенства, решив, что после изгнания из Египта гиксосы прошли через пустыню в Сирию. Оказавшись там, построили город "в стране, называемой теперь Иудея" и назвали его Иерусалимом.
Тут следует все же пояснить, что гиксосы, будучи семитами, евреями не были. Как таковой, термин "семиты" появился лишь в XIX веке, и был введен в науку ученым Шельцером, для удобства обозначения носителей родственных между собой языков. Для восточных народов и племен было использовано имя библейского патриарха Сима. Поэтому никакой иной нагрузки, кроме лингвистической, этот термин в научной литературе не несет.
Что же касается хорошо изученной истории Иерусалима, то она не содержит никаких, даже косвенных данных, подтверждающих слова Манефона о каком-либо участии гиксосов в возникновении этого города, если не считать того, что евреи несколько веков спустя, в самом деле, сделали Иерусалим своей столицей.

В египетских текстах шестнадцатого века до нашей эры имеются упоминания о ханаанских кочевых племенах, которые "осели" в Египте. Почему такая мягкая формулировка, "осели", если речь идет о захвате страны? И почему об этом времени нет практически никаких упоминаний? Да потому что два века правления захватчиков стали для египтян национальным позором, а гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что после их свержения было уничтожено любое упоминание о периоде их власти. Все это привело к появлению в исторических хрониках непонятного современным ученым пробела с 1730 года до 1580 года до нашей эры. И только археологические находки позволили восстановить утраченную цепь событий.
Что же произошло в этот период?
Гиксосы сделали своей столицей город Аварис, расположенный в дельте Нила, и переняли всю внешнюю атрибутику фараонской власти. Естественно, они жестко подавляли любое сопротивление египтян, и как воздух нуждались в преданных людях для осуществления своего правления. Поэтому совсем не случайно в Торе присутствует рассказ о любезном приглашении фараоном в Египет одного из кочевых племен, близкого гиксосам по этническому происхождению и говорящего с ними на родственном языке. По мнению многих ученых, рассказ в 45 главе книги Бытия о переселении семейства Иакова совпадает с периодом господства гиксосов.

16. Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
17. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую;
18. и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.
19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите;
20. и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской [дам] вам.

Признаюсь, что до знакомства с фактом захвата Египта гиксосами, щедрость фараона казалась мне несколько подозрительной. Одно из двух, либо рассказ сильно ее преувеличивал, либо Иосиф оказывал фараону такие услуги, о которых можно только догадываться, а потому имел на него неограниченное влияние. Малейший пробел в истории позволяет фантазии потомков разрастись до неимоверных размеров в любом направлении.
Не знаю, как вас, а меня мало убеждало традиционное толкование этого сюжета, как благодарность фараона за совет, который дал ему в свое время Иосиф. Может быть, вы забыли, кем был Иосиф? Рабом-чужеземцем, отбывающим длительное тюремное заключение за попытку соблазнения жены египтянина. Трудно поверить, чтобы египетский фараон приблизил к себе человека столь низкого социального уровня, да еще с подмоченной репутацией, сделав его ни много, ни мало вторым лицом в государстве? "Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя". Странный фараон, не правда ли?
Истина же, конкретная истина данного эпизода, подрубая на корню фантазию от любого невежества, в том числе и религиозного, подтверждает правдивость рассказа Торы о щедрости фараона-гиксоса, весьма заинтересованного в племени Иакова.
А теперь, давайте перечитаем строки из 46 главы книги Бытия, повествующие о приезде Иакова в Египет, с учетом только что изложенных исторических фактов:

29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем...
31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне;
32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.
33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?
34 то вы скажите: [мы], рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.

Обратите внимание на 34 стих и последние слова в нем "Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец". Они -- ключ к пониманию всей ситуации, ибо дают очень четкую характеристику отношения к евреям настоящих египтян.
Смотрите, Иосиф учит братьев не только не скрывать перед фараоном своего скотоводческого ремесла, а наоборот, подчеркнуть его. Потому что для египтян они презираемый дикий кочевой народ, а для гиксосов, таких же кочевников в прошлом -- соратники, которым выделяются плодороднейшие земли Гесема в дельте Нила, недалеко от столицы. Для фараона, продолжателя древней египетской династии, такое решение неприемлемо, а для гиксоса, правящего в захваченной стране, в порядке вещей. На этом историческом фоне становится вполне объяснимой вся история с Иосифом, а главное, понятным выбор фараона, назначившего его, чужака, своим наместником.
Правда, современные теологи не видят никакого противоречия в этих словах Иосифа, мотивируя свою концепцию отсутствием прямых указаний в Танахе на правление гиксосов. "Гиксосы не появляются в библейском повествовании ни в минуты радости, когда Иосиф встречается с родными, ни в минуты скорби, когда он хоронит своего отца. Зато египтяне присутствуют, как и положено, поскольку описываемые события происходят не где-нибудь, а в Египте", пишет В. Новомирова в своей работе "Гиксосы", предлагая читателю для подкрепления своей правоты подсчитать, сколько раз в главах "Бытие" и "Исход" употреблены слова "египтяне", а сколько "гиксосы".
Не видит этот автор и никакой странности в словах Иосифа "Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец", пытаясь доказать, что в случае правления Египта гиксосами, Иосиф выдвинул бы несколько иное обоснование своему намерению получить для родни плодородные земли, нежели то, что приведено в Писании. Логически, по мнению В. Немировой, эта фраза звучала бы так: "ибо приятен для гиксосов (или как-то иначе, как гиксосы сами себя именовали) всякий пастух овец".
Спору нет, конечно, так логичнее. Но есть своя логика и в том, что Иосиф противопоставил одних египтян другим. Как есть своя логика и в том, что жрецы, записавшие этот рассказ как минимум через семь веков после описанных событий, назвали египтянами всех неевреев, потому что им было все равно, кто они, местные "аборигены" или пришлые гиксосы. И нам, пожалуй, просто повезло, что после всех многочисленных правок и редакций Писания, эта фраза Иосифа, проливающая свет на многие несуразности рассказа о нем, дошла до нас через тысячелетия в своем первозданном виде.
Известный исследователь Библии Зенон Косидовский дает следующее объяснение несовпадению исторических фактов с библейскими рассказами: "Дошедший до нас вариант библейского текста возник сравнительно поздно... Авторами окончательной редакции были жрецы. Их цель заключалась не в том, чтобы записывать историю народа, а в том, чтобы поучать. История была, по их понятиям, орудием, которым пользовался бог, чтобы изъявлять свою волю, карать и награждать. Исходя из своих религиозных и назидательных соображений, они видоизменяли традиционное историческое наследие, убирали оттуда все, что их не устраивало, и дополняли текст собственными вымыслами, подчеркивающими ту или иную религиозную идею".

С точки зрения древних евреев, передававших из поколения в поколение историю своего необыкновенного соплеменника, сделавшего головокружительную карьеру в чужой стране, конечно же, сам Бог поставил Иосифа "отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской".
Конечно же, без Проведения не обходится ни одно событие в человеческой жизни. Бог вершит свои дела на земном плане, организовывая их зачастую так, чтобы человек оказался в нужное время в нужном месте. Что при этом требуется от самого человека? Чтобы у него хорошо "варила" голова. А в том, что Иосиф неплохо соображал, нет никаких сомнений. Сейчас трудно проверить, действительно ли он попал в поле видимости фараона через виночерпия, с которым оказался в тюрьме, но так или иначе случай свел его с главой государства.
Дело в том, что для того чтобы предвидеть наступление голода в Египте, не требовалось разгадывать сны. Периодическое наступление засушливых лет, несших вместе с собой голод и болезни, являлось главной причиной многочисленных выступлений бедноты, видевшей в бунтах единственный способ чем-нибудь поживится и не умереть с голода. Заодно, как это бывало в истории не раз, летели головы правителей и вельмож. После одной из таких затянувшихся голодных революций сами гиксосы стали хозяевами Египта. Новому царю египетскому было над чем призадуматься, чтобы не оказаться сметенным очередной остервенелой толпою черни. На самом деле, не только русский бунт страшен и беспощаден.
И тут Бог сводит фараона с Иосифом, который находит гениально простое решение сложнейшей задачи. "Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской... И будет сия пища в запас для земли на семь лет голода" (Бытие 41:34-36). Не мудрено, что "нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах" (Бытие 41:45), что означает "Бог говорит: да здравствует", и назначил руководителем с огромными полномочиями по внедрению этого проекта в жизнь: "без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской" (Бытие 41:44) .
Под этим гиксосским углом становится абсолютно понятной проводимая Иосифом политика, приведшая к обнищанию и порабощению оккупированного населения. Все этапы ее подробно описаны в 47 главе книги Бытия. Конечно же, этому способствовал голод, когда "не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская".
Что делает Иосиф в данной ситуации? Сначала он продает египтянам накопленное зерно за серебро: "Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов" (Бытие 47:14). Потом скупает у египтян скот: "И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их" (Бытие 47:17).
И, наконец, обращает их в рабов.

18. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
19. для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
20. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
21. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого.

Обратите внимание, насколько четко в рассказе противопоставлены египтяне и фараон, который с помощью Иосифа использовал природное бедствие и окончательно закабалил подвластный народ.

Этот момент, а именно разорительная для египтян деятельность Иосифа, не воспринимается ни иудейскими, ни христианскими толкователями. Наоборот, его представляют благодетелем египтян, делая основной упор на строки, где говорится, что Иосиф раздал египтянам семена с предложением выплачивать фараону пятую часть урожая.
Для характерного примера приведу две цитаты. Первая принадлежит Иосифу Флавию: "Когда же бедствие прекратилось и река залила страну, так что земля начала давать урожаи по-прежнему, Иосиф стал разъезжать по всем городам и, собирая в каждом народ, возвращал ему в целости земли, которые перешли было в собственность царя... Однако, чтобы они доставляли царю пятую часть всех плодов земли, которую последний предоставлял им, хотя имел полное право распоряжаться ею как собственностью. Так как народ против ожидания стал теперь собственником земли, то его обуяла великая радость и он подчинился указанным предписаниям. Благодаря всему этому, авторитет Иосифа возрос у египтян, а еще более усилилась их любовь к царю. Обычай же отдавать пятую часть всех плодов остался и при следующих фараонах".
Так прокомментировал древний историк следующие строки 47 главы книги "Бытия". Давайте не поленимся и прочитаем сам текст Ветхого завета:

23 И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;
24 когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим.
25 Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону.
26 И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону.

Вчитайтесь внимательно. В этих строках нет и намека на возвращение земли прежним хозяевам. Наоборот, Иосиф подчеркивает, что земля принадлежит фараону, а египтяне - его рабы: "И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу".. Только на этих условиях им предлагается засевать земли, на что те унизительно соглашаются: "Да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону".
А вот отрывок из работы современной христианской проповедницы Елены Уайт "Патриархи и пророки", взявшей на себя труд разъяснения всего Ветхого завета: "Для того чтобы прокормиться во время голода, египтяне продавали фараону свой скот и земли, пока в конце концов не обрекли себя на вечное рабство. Иосиф благоразумно позаботился об их освобождении. Он разрешил им арендовать землю с уплатой пятой части от их трудов".
Радует, что автор очень близко подошел к правильной исторической интерпретации, говоря об аренде земли египтянами, хозяевами которой они еще недавно были. Но из комментария явствует, что фараон закабалил свой собственный народ, а чужак-раб, бывший заключенный, его освободил. Ерунда какая-то.
Почему в течение тысячелетий и евреи и христиане не замечают очевидных истин, нагромождая горы нелепиц и выдумок, переворачивая все с ног на голову? Да, потому что пытаются оправдать поступки Иосифа верой в правильного бога.
На самом деле Тора честно рассказывает, что Иосиф не был бескорыстен, египтяне интересовали его только в том смысле, сколько и чего с них можно было взять. И семена были розданы порабощенному населению сугубо из прагматических соображений.
Но становится ли Иосиф от этого хуже? Нет, конечно. Иосиф - человек, живший в определенных исторических условиях, испытавший цену предательства, вероломства, унижений, и, однако, не смотря ни на что сумевший справиться со всеми невзгодами, выпавшими на его долю. Более того, ему удается полностью реализовать свои способности, свой ум, и остаться при этом порядочным человеком.
Хуже ли становится при таком подходе к описанным событиям Бог Иосифа? Ни капельки. На прошедшего огонь и воду сына Иакова Он возлагает роль орудия Божьего для наказания египтян. А такому наказанию подвергаются периодически все, и отдельные люди, и целые народы. К сожалению, мало кто задается вопросом "за что", и уж совсем ничтожное количество находит правильный ответ.
Много веков спустя именно с позиций Божественного возмездия рассматривали иудейские пророки происходящую действительность, признавая иноземных захватчиков орудием Божественного Промысла, посланного еврейскому народу за грехи.
Другой вопрос, нуждается ли в наши дни Бог Иосифа в откровенной подтасовке фактов, якобы оправдывающей поступки Его адепта? Ни в коей мере, тем более что Иосиф прекрасно справился с возложенной на него миссией. Откуда такие выводы? Все из той же Торы.
Во-первых, во время голода евреи жили не тужа. Потому что "снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства" (Бытие 47: 12). Иными словами, Бог позволил евреям благоденствовать, в то время как египтяне за меру зерна превращались в рабов.
Во-вторых, после свержения и изгнания ненавистных гиксосов египтяне не поработили их соратников. Евреи не стали рабами сразу после смерти Иосифа, как трактуют этот факт все без исключения теологи, и древние, и современные, и иудеи, и христиане, не обращая никакого внимания на емкую и конкретную информацию, данную в главе "Исход": "И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та." (Исход 1:6-8).
Вы представляете, сколько должно пройти времени, чтобы ушли не просто братья Иосифа, их многочисленные дети и внуки, но "и весь род их"? Лет двести - двести пятьдесят, не меньше. Тора же, рассказывая о чрезвычайном увеличении числа евреев, предполагает еще больший срок, прежде чем "восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа" (Исход 1:8).
Как ни странно, точную цифру называет Иосиф Флавий, но, верный традиции, считающий, что в течение этого времени евреи были в рабстве: "В продолжение четырехсот лет они несли такое иго; при этом происходило нечто вроде состязания, так как египтяне преследовали цель - во что бы то ни стало извести израильтян тяжелыми работами, а последние хотели показать, что они сильнее всех этих мероприятий".
Но в тесте Писания однозначно сказано, что к моменту закабаления, среди евреев не осталось прямых потомков Иакова и Иосифа. Будь так, они бы, наверняка, возглавили движение сынов Израилевых за свое освобождение.
Упомянутая ранее Елена Уайт, придерживаясь религиозных догм, тоже не замечает этих строк, считая всему виной неблагодарность фараона: "Но время шло, и великий муж, которому столь многим был обязан египетский народ, сошел в могилу. "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа". Дело не в том, что он не знал об услугах, оказанных Иосифом его народу, но в том, что он не хотел больше считаться с этим и стремился предать их забвению".
В том то и дело, уважаемый автор, что фараон был в курсе истории своей страны, и знал "об услугах, оказанных Иосифом", хотя после гиксосской эпохи и его восшествием на престол прошло около четырехсот лет.
Да-да, на самом деле между окончанием рассказа Торы об Иосифе и началом следующего, повествующего о политике нового фараона, сделать евреев рабами, лежит временной промежуток в четыреста лет, во время которого Египет пережил очередную эпоху революций, реставраций, смены династий и даже религий.
Столица гиксосов Аварис была разрушена, и фараоны восемнадцатой династии снова обосновались в древних Фивах. А что делали в это время сыны Израилевы? Тихо и мирно пасли свой скот на ставших теперь дальней провинцией землях Гесема. Но хуже того, часть из них стали приверженцами египетских богов. Не случайно, по выходе из Египта при первой же возможности они вновь обратились к своим идолам, выплавив золотого тельца.
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Re: Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Post by yehudinfo »

Хотина Ирина Алексеевна
Путеводная звезда. Глава 11
Сервер "Заграница": http://world.lib.ru/h/hotina_i_a/hotin121.shtml

ГЛАВА 11. "И НАУЧЕН БЫЛ МОИСЕЙ ВСЕЙ МУДРОСТИ ЕГИПЕТСКОЙ,
И БЫЛ СИЛЕН В СЛОВАХ И ДЕЛАХ" (ДЕЯНИЯ 7:22)
.


Наверное, так и растворилось бы на просторах степей египетских безвестное кочевое племя, и мир бы еще долго не узнал о величайшей идее существования Единого Бога, а если бы узнал, то история эта выглядела бы совсем по-другому. Но когда речь заходит о делах Божественных, то, как не углядеть во всех поворотах и коллизиях истории Его твердую волю, проявляемую самыми разнообразными способами, в том числе и в виде возникновения ярких, сильных личностей, отголосок деятельности которых достигает потомков и через тысячи лет. При чем разобраться с каким знаком, положительным или отрицательным, проходила для современников эта деятельность бывает сложно. Вот так случилось и с тем самым племенем Иакова, для которого приход к власти третьего фараона девятнадцатой династии Рамсеса Второго обернулся настоящей трагедией.

Здесь следует отметить, евреи вынесли столько неприязни к египтянам, что в своих сказаниях об освобождении от рабства не сохранили имени ни одного фараона, чего не скажешь о правителях других народов, с которыми сводила их непростая судьба. Этим умолчанием они значительно усложнили задачу историкам, пытающимся установить даты описанных в Библии сюжетов. И все же большинство ученых склоняются к мнению, что порабощение евреев началось в тринадцатом веке до нашей эры, во времена правления Рамсеса Второго.

Чем провинилось перед ним племя мирных, безобидных кочевников? И что подвигло Рамсеса на такой жестокий шаг?

Рамсес был весьма деятельным и амбициозным правителем, но во все его планы и начинания активно вмешивались жрецы. К слову сказать, даже гиксосы вынуждены были считаться с властью жрецов, поэтому политика Иосифа не коснулась их: "Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком... и не продали земли своей" (Бытие 47:22).

Рамсес тяготился плотной жреческой опекой, целью которой было, навязать ему свою волю, как это было в случаях с предыдущими фараонами. И он нашел выход, давший ему возможность освободиться от духовенства, а заодно покрыть себя вечной славой. Он решил стать фараоном-воителем и расширить несколько сузившиеся ко времени начала его правления границы страны. Место для военной базы, откуда планировались многократные военные экспедиции, он выбрал специально подальше от столицы и от жрецов. Это была дельта Hила вместе с землей Гесем. Да, да, той самой землей Гесем, где на протяжении нескольких сотен лет мирно пасли свой скот евреи.

И вот тут евреям припомнили все, и связь с гиксосами, и службу у них, тем более что презрительное отношение к кочевникам у египтян не изменилось, а только усилилось. Для строительства городов, где помимо многотысячного войска должен был разместиться фараон с полчищем вельмож, чиновников, надсмотрщиков, и располагаться огромные склады с продовольствием и амуницией, требовалось такое же число рабочих. И Рамсес, просто напросто, обратил в рабов дикий кочевой народ, живший на землях, ставшими стратегическими. "И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов" (Исход 1: 11).

А вот как описывает эту ситуацию Елена Уайт: "Благодаря неусыпной заботе Иосифа и покровительству царя, который правил при нем, евреи быстро заселяли страну. Но они держались обособленно, не имея ничего общего с египтянами в обычаях или религии, и их увеличивающаяся численность внушала страх царю и народу, опасавшихся, как бы в случае войны они не объединились с врагами Египта. Но выселению их из страны препятствовали серьезные основания. Среди них было немало талантливых и умных людей, которые во многом содействовали процветанию государства; царь нуждался в таких работниках для возведения великолепных дворцов и храмов, поэтому он уравнял их в правах с египтянами, которые продали себя вместе со всем имуществом государству".

Вот ведь какую несуразицу можно сочинить в оправдание религиозных догматов. Оказывается, евреев превратили в рабов для того, чтобы уровнять в правах со всем населением Египта, бывшим уже в рабстве у фараона. А не отпускали из рабства этих талантливых и умных людей, потому что они гениально месили глину и лепили кирпичи, ведь именно об этой работе, как основной, подробно рассказывает Тора в главе "Исход". Обидно, что в наши дни, когда имеется доступ к колоссальному количеству исследовательской литературы, сочиняются подобные трактаты и публикуются ни где-нибудь, а на сайте "Новейшие библейские археологические открытия".

Но, возвращаясь к действительной истории и к Рамсесу в частности, скажем, что правил он долго, около семидесяти лет, из которых половину воевал. Когда же бесконечные войны истощили экономику Египта, заключил мир со своим извечным противником - хеттами, после чего задался целью увековечить свое имя в монументальном строительстве, переквалифицировавшись в фараона-строителя. В этом стремлении к гигантомании его подвигло, наверное, завершение строительства огромнейшего дворца, начатого еще его отцом.

Рамсес строил города-крепости, величественные храмы, пирамиды-гробницы, отстраивал целые острова на Ниле, для чего ему требовалось все больше и больше рабов. Для захвата невольников посылались военные экспедиции в другие страны. Его агенты скупали рабов на всех рабовладельческих рынках Ближнего Востока. Издавались жестокие законы о должниках, наказанием для которых являлось обращение в рабство.

И все же, рабство этих людей - трагедия отдельных судеб. Рабство сынов Израилевых - трагедия целого народа, уделом которого стала подневольная жизнь под постоянным страхом плетки надсмотрщика. "Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" (Исход 1:13-14).

Правда, тут присутствует один нюанс: судьбу евреев в тот период разделили и другие кочевые племена, обитавшие на окраинах плодородных египетских земель. Но только сыны Иакова не согнулись под навалившейся на них тяжестью египетского произвола, не сгинули в море жестокости и бесправия, но, оценив в дальнейшем все происшедшее с ними, поднялись на высочайший духовный уровень.

Египтяне отняли у этого народа не только имущество, землю, свободу. С особым цинизмом они решили распорядиться его будущностью, приказав умерщвлять младенцев мужского пола еще до рождения. Когда стало понятно, что повивальные бабки саботируют этот указ, "фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку" (Исход 1: 22).

Но позвольте, возмутится вдумчивый читатель, вы же только что доказывали, что Рамсес нуждался в рабах. Он должен был радоваться плодовитости племени, обеспечивающего его будущей дармовой рабочей силой. Зачем же ему понадобилось убивать еврейских младенцев? Как-то не убедительно, плохо объяснимо. Может быть, это часть придуманной легенды, объясняющей происхождение Моисея? И никакого убийства детей не было?

Скорее всего, сей трагический эпизод в истории евреев имел место. Может быть, даже явился поворотным в их сознании, и с него началось стремление евреев к свободе.

Решение Рамсеса, кажущееся парадоксальным, объясняет сама же Библия, рассказывающая о значительном увеличении евреев. Давайте, почитаем вместе. "Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та" (Исход 1:7). Их многочисленность стала так очевидна, что обратила на себя внимание Рамсеса: "Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался" (Исход 1: 9-10). "Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых" (Исход 1: 12). За отказ от убийства еврейских детей в утробе матерей "Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался" (Исход 1: 22).

Что означают эти многократные упоминания Торы об увеличении количества евреев? Какой вывод из этого можем сделать мы, образованные люди двадцать первого века?

В дни правления Рамсеса Второго в результате его нерациональной политики в, и без того густонаселенном районе дельты Нила, произошел демографический взрыв. Взрыв, не желательный ни с военной, ни с социальной точки зрения, и к которому ни фараон, ни его подданные не были готовы. Рамсес решил сократить численность народонаселения в стратегической местности не путем перевода части армии в другие провинции или за счет уменьшения численности своей бюрократии, а вот таким примитивным, жестоким способом. Ведь это же рабы, число которых можно регулировать - оставлять в живых только девочек, которые, придет время, нарожают новых рабов.

Вот в таких суровых для евреев исторических условиях, когда репрессии так и сыпались на их голову, когда жестокость египтян по отношению к ним стала нормой жизни, появился человек из семьи фараона, который не просто заступился за еврея-раба, а убил обидчика-египтянина. Ну, как тут не придумать трогательную историю о найденном в зарослях речного тростника младенце, над которым сжалилась дочь фараона и взяла к себе на воспитание, хотя знала, "это из еврейских детей" (Исход 2: 6)?

В пользу легенды говорит много фактов, и один из них состоит в поразительном сходстве библейской истории со сказаниями других древних народов о рождении своих героев, которым пришлось пройти испытания судьбы на выживание в засмоленной бочке или корзинке. Но эффект схожести пропадает при внимательном чтении, когда начинаешь осознавать, что это легенда-наоборот - не царский отпрыск, спасенный чудесным образом, попадает в бедную семью, и по прошествии многих лет восстанавливается в своих правах, становясь правителем, а совсем наоборот. И как тут не воспользоваться авторитетным мнением Фрейда, проведшего в своей статье "Моисей и монотеизм" глубокий анализ личности Моисея: "Как правило, в случае реальных героев реальной бывает бедная семья; вымышленной, приписанной - знатная. Но в случае Моисея что-то не сходится". Фрейд доказывает, что Моисей был египтянином, в котором впоследствии захотели видеть еврея.

И в самом деле, если вдуматься, что выигрывает член царской семьи в надменном кастовом египетском обществе от своей принадлежности к рабам? Ничего. Например, такое низкое происхождение, безусловно, должно было как-то отразиться на его карьере. В то время как в талмудической литературе имеется легенда, что Моисей был талантливым египетским полководцем, предводителем пехоты и колесниц. Его успехам завидовали. Как известно, раввины, жившие более двух тысяч лет назад, не создавали свои сказания на пустом месте.

Существует и другая широко распространенная легенда: во младенчестве, оказавшись на руках фараона, Моисей снял с него корону и одел себе на голову. Фараон сразу углядел в этом поступке дурное предзнаменование, по поводу чего созвал совет мудрейших. Мудрецы с готовностью подтвердили, что ребенок несет угрозу безопасности самому фараону и его дому. И в подтверждении осознанности действий маленького Моисея поставили перед ним два блюда, одно с золотом, другое - с раскаленными углями. Ребенок протянул руки к золоту, но архангел Гавриил направил ее к блюду с углями. Моисей схватил один из тлеющих угольков и сунул его в рот, чем прижег себе язык. С тех пор якобы страдал косноязычием. Традиционный вывод из этой истории: в еврейском мальчике Моисее изначально была заложена сила, позволившая ему вступить в конфронтацию с фараонами и освободить свой народ.

А что если история с короной имеет конкретную основу, то самое рациональное зерно, которое должно присутствовать в любой легенде? Тогда именно здесь следует искать ключ к разгадке всех событий, происшедших с этим человеком в дальнейшем. Дочь фараона, в самом деле, воспитывала приемного сына, от которого отказался слишком суеверный венценосный отец. И вся эта история с найденным в речном тростнике младенцем -- лишь инсценировка, позволившая спасти жизнь ребенку, и в то же время оградить его от каких-либо поползновений на престол? Тогда никакой легенды-наоборот нет. В этом усыновленном ребенке, действительно, течет кровь фараонов, но статус его значительно понижен - он всего лишь сын дочери фараона.

В этот рассказ следует внести один пикантный нюанс. Из исторических хроник известно, что Рамзес Второй был чрезвычайно плодовит, и число его детей исчислялось десятками, приближающихся к сотне. В этой ситуации занятие места наследника трона - игра в рулетку, в которой Моисею не повезло в самом начале. Случай с короной можно рассматривать, как прекрасный повод для окружения фараона убрать одного из претендентов в пользу другого.

Было ли известно самому Моисею, кто он и чей сын? Судя по всему, да. Вся его жизнь - это вызов той несправедливости, с которой ему, сыну Рамсеса Второго, приходилось сталкиваться с детства. Принц, который по воле Судьбы не будет править Египтом ни при каких условиях. И это он-то, сильный человек с железной волей и решительным характером, унаследованными от отца?

Именно характер Моисея, взрывной, буйный, с обостренным чувством несправедливости, свел его в конечном счете с евреями, когда в порыве ярости он убил надсмотрщика-египтянина, издевавшегося над беззащитным рабом-евреем,.

Но давайте не будем голословными и почитаем главу 2 книги "Исход". Начнем со стиха 10: "И вырос младенец... и он был у нее (дочери фараона) вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его".

Иудейская традиция считает, имя Моше, а именно так Моисей звучит на иврите, было дано младенцу как производное от глагола "лимшот", то есть "вытаскивать, извлекать", в данном случае, из воды. Но все дело в том, египетская принцесса вряд ли знала иврит. А если бы знала, то уж точно не воспользовалась бы этим глаголом, так как на самом деле он означает "извлекать из чрева матери".

Иосиф Флавий комментирует эти строки следующим образом: "От того, что он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил и свое имя, так как египтяне называют воду мо, а спасенных - исей. Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени". В данном случае, претензии в незнании египетского языка можно предъявить Флавию.

Дело в том, что корень "мос", означающий "дитя", в разных вариантах присутствует во многих египетских именах: Рамсес -- "дитя Ра", Тутмос -- "дитя Тота". Какому богу было посвящено имя Моше, сегодня сказать невозможно. Может быть, первая половина его стерлась от времени из-за сложности произношения на иврите? А может быть, приобщившись к новому богу, Моисей сам отказался от нее?



Но продолжим чтение следующего стиха книги "Исход": "Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его" (Исход 2: 11).

В этом месте Тора впервые сводит Моисея с евреями лицом к лицу, сразу обозначив их братьями.

Но братья-евреи что-то не спешат признать его своим, вовсе не расценив убийство египтянина как акт сочувствия им. "Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?" (Исход 2: 14), с вызовом обращается к нему один из евреев, ограждая тем самым вмешательство Моисея во внутренние дела своего племени.

Далее, боясь гнева фараона, Моисей вынужден бежать из Египта, найдя убежище в земле Мадиамской, в доме жреца местного храма. Здесь он начинает вести неспешную жизнь обычного обывателя: женится на дочери жреца, у них рождается сын. Моисей не сидит без дела, а пасет стада овец своего тестя.

И вдруг все меняется! Сначала меняются мысли Моисея - он начинает общаться с Богом. Авторы Торы утверждают, что это бог Авраама, Ицхака и Иакова.

Как? Почему? Что послужило причиной столь важных перемен в религиозной переориентации, ведь до этого Тора не рассказывала о его конфликте с египетскими богами, в послушании которым он как египтянин был воспитан? Но что еще интереснее, меняется и вся жизнь Моисея - он решает возвратиться в Египет.

Причина, поворотный пункт, после которого начинается совершенно новый этап жизни изгнанника, на самом деле, лежит на поверхности, более того, она указана в Писании: "Спустя долгое время, умер царь Египетский" (Исход 2: 23). И сразу же после этого краткого сообщения о смерти фараона, по нашей версии Рамсеса Второго, в этом же стихе, начинается рассказ о том, что Бог наконец-то обратил внимание на стоны евреев, а затем явился Моисею, убедить его взять на себя миссию по их освобождению.

С точки зрения традиционной трактовки не имеет никакого значения, при каком фараоне произошел исход евреев, поэтому на значение этих трех слов "умер царь Египетский" мало кто обращает внимания. Но фраза эта столь же кратка, сколь и информативна, если рассматривать Моисея, как сына фараона и одного из претендентов на трон. Для него смерть Рамсеса - самый благоприятный момент для предъявления своих претензий. Вот только, как?
yehudinfo
ветеран форума
Posts: 359
Joined: Fri Feb 22, 2008 1:43 pm

Re: Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Post by yehudinfo »

Хотина Ирина Алексеевна
Путеводная звезда. Глава 12.
Сервер "Заграница": http://world.lib.ru/h/hotina_i_a/hotin122.shtml

И ВОЗЗВАЛ К НЕМУ БОГ ИЗ СРЕДЫ КУСТА, И СКАЗАЛ: МОИСЕЙ! МОИСЕЙ! ОН СКАЗАЛ: ВОТ Я (Исход 2:4).


По всей видимости, долгие годы, проведенные Моисеем в доме мадиамского священника Иофора, в еврейской традиции Итро, не пропали даром. Уже упоминалось о легенде, рассказывающей о военных подвигах Моисея, из чего можно сделать вывод, что он был воспитан как воин, а не как жрец, на чем настаивают некоторые исследователи, пытаясь найти объяснения его глубоким знаниям о богах еврейских племен и о запрещенном в Египте культе бога Атона.

Фрейд, например, наперекор всем имеющимся в Торе историческим ориентирам и сделанным на их основе научным подсчетам, соотносит время жизни и деятельности Моисея к эпохе, последовавшей за смертью фараона Аменхотепа 1У, известного также под именем Эхнатон, то есть на сто пятьдесят лет раньше правления Рамсеса Второго. И выдвигает предположение, что хорошо образованный, знатный египтянин Моисей, последовательный и яростный приверженец эхнатоновского монотеизма, не смог смириться с запретом культа бога Атона, принятого после смерти фараона-еретика, и выбрал племя сынов Израилевых для приобщения их к этой египетской религии.

Гипотеза, безусловно, интересная, но абсолютно не вписывающаяся ни в сюжетную, ни в историческую канву Торы. И если трактование сюжета - процесс субъективный, то исторические вехи в Библии проставлены отчетливо. Одна из них, пожалуй, самая главная, была нами упомянута: "И поставили над ним (над народом израильским) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов" (Исход 1: 11).

Сегодня, благодаря археологическим изысканиям точно известно расположение обоих городов, построенных при Рамсесе Втором в 13 веке до нашей эры, один из которых был назван в честь самого Рамсеса и стал резиденцией последующих фараонов.

Но самое главное, ни гипотеза Фрейда, ни других исследователей Ветхого завета, не дает никаких объяснений, зачем Моисею все это было нужно? В чем состояла мотивация представителя верхушки египетского общества, характерной чертой которого было глубокое презрение к низшим слоям, встать во главе толпы рабов-иноземцев и вывести их из Египта? Фрейд считает, что "активная натура Моисея изобрела план создания новой империи, с новым народом, которому можно даровать религию".

Но позвольте, если дело только в сохранении запрещенной религии, зачем для этого подвергаться риску и возвращаться в Египет? Разве не проще было в этом случае занять место тестя - стать мадиамским жрецом и приобщить к новой вере мадиамский народ? И вернее и спокойнее. Если же дело в амбициях Моисея, который, будучи только сыном дочери фараона, не имел возможности стать правителем Египта, и выбрал для себя народ, то чем мадиаметяне хуже евреев? Тем более, что в самой Торе есть указания на теснейшую вязь этого племени с бней-Исраэль, то есть с сынами Израиля.

Любым человеком, в любой ситуации движет какой-то мотив. Например, хорошо понятна мотивация израильских жрецов, сделавших из трагической истории пребывания своего народа в рабстве и освобождение из него высокую религию, воспевающую преимущество одного мудрого, всевидящего Бога над скопищем языческих божков.

Поэтому в изложении жрецов на первом месте стоят разговоры Моисея с Богом и сюжеты о чудесах, являющих великую силу Яхве. Историческая реальность жрецам была не нужна и не интересна. Основная цель Торы в объединении евреев под сенью Единого Божественного начала. А что двигало Моисеем в его непростой ситуации?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, пробиваясь к исторической правде сквозь легенды, трансценденцию, мистику, внимательно читая саму Тору. Безусловно, такой вариант прочтения достаточно сложен, так как помимо того, что тексты были написаны в разное время, разные исторические эпохи и совершенно разными людьми, они еще к тому же подвергались неоднократным редакторским правкам.

Согласно научным исследованиям самая древняя часть Библии -- книга Бытия, повествующая о создании мира и о проживании в раю первых людей -- датируется учеными XI-IX веками до нашей эры. Более поздняя, в частности книга "Исход", восьмым веком. В VII веке до нашей эры обе части были объединены и перемешаны. Позднее эти объединенные варианты многократно переписывались и редактировались. Окончательный вариант послужил жрецам основой для создания текста, признанного в V веке до нашей эры священным.

Мы же будем рассматривать древнейший текст, ставя на первое место его историческую составляющую. Итак, Моисей живет в изгнании в доме Иофора. Период этот весьма продолжительный, о чем свидетельствует уже упомянутая нами фраза: "Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом" (Исход 2:23-24). Еще раз обратите внимание, насколько тесно связано внезапно возникшее внимание Бога к стенаниям евреев и память об установленном Им когда-то завете с фактом смерти фараона.

Далее. "И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог" (Исход 2:25).

Нас, конечно же, интересует, как Он их призрел? Тора подробно отвечает на этот вопрос, начиная повествование о диалоге между Моисеем и Богом. По мнению людей, описавших эти события, Бог сам выбрал Моисея для исполнения Его воли. "Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает" (Исход 3:1-2).

Сегодня, обладая определенными знаниями в области трансперсональной психологии, можно уверенно сказать, что выход в подсознание или бессознательное, как называл это состояние Фрейд, и уровень подключения к информационному потоку Высших сил зависит от уровня реальных знаний человека, то есть его образования, и размера очага мыслей, сформированного в сознании человека этими знаниями. Иными словами, количество мыслей человека и, что немаловажно, их качество определяет не только сам ответ с Другой стороны, но и качество ответа. Это правило работает во всех без исключения сферах деятельности человека, будь то дела религиозные, наука или художественное творчество.

Я позволю себе для примера маленькое отступление. Кому не приходилось слышать легенду о том, что свою Периодическую систему Дмитрий Иванович Менделеев увидел во сне? Биографы Менделеева утверждают, что это чистой воды выдумка. Но даже если в этом сюжете присутствует только небольшая доля истины, как в любой легенде, не следует забывать, что ученый занимался вопросами изучения химических элементов всю жизнь. Созданный им в сознании очаг мыслей привел к открытию широкого информационного канала, результатом чего явилось гениальное прозрение. Случайных открытий не бывает. Не будь Менделеев химиком, или же его знания и квалификация были бы невысокого уровня, то открытие не состоялось бы, либо не носило столь масштабного системного характера.

Исторический экскурс к истокам любого творения человеческой мысли выявит одинаковую основу: хорошее образование или детальное обучение автора, и его постоянные размышления на заданную тему.

То же самое произошло с Моисеем. Его судьбоносному разговору с Богом предшествовало длительное пребывание в доме религиозного человека - Иофора, где бывший воин, привыкший воевать и убивать, -- вспомните, он убивает надсмотрщика-египтянина не моргнув глазом, без особых проблем разбирается с пастухами, мешающими дочерям Иофора напоить овец, -- впервые сталкивается с вопросами духовности.

Многие исследователи отводят этому периоду жизни Моисея значительное место в своих трудах. И не случайно. Мадианитяне, как уже упоминалось, были чрезвычайно близки сынам Израилевым. Библия ведет их родословную от Мадиана, одного из сыновей Авраама, и его второй жены, Хеттуры, в ивритской транскрипции Ктуры. По преданию после смерти Сары Авраам женился вторично и имел от этого брака шестерых детей.

Жрец Иофор и его народ, как и другие семитские племена, поклонялись богу своему племени. На основании этого некоторые ученые выдвигают даже нелепое, на мой взгляд, предположение, что сам Моисей был мадианитянином, при этом относя рассказ Торы о его пребывании в Египте в молодые годы к вымыслу. В связи с такой трактовкой хочется задать все тот же вопрос, что же тогда заставило мадиатянина пойти в Египет? Глас Божий? Глас Божий, безусловно, был. Вот только и ему нужна земная мотивация.

Можно предположить, что Моисея, умного, сильного человека, разочаровавшегося в многочисленных египетских богах и ставшего жертвой слепого суеверия, не мог не заинтересовать принцип единобожия племени. Этот Бог не умирает и не воскресает вновь как многие египетские боги. Сфера его влияния не ограничена территориальными рамками. В то время как большинство языческих богов были, что называется, "местными". И только Бог Иакова впервые обещает своему последователю: "Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь" (Бытие 28:15). Более того, в введенье этого Бога абсолютно все - от звезд в небе до песчинки на земле. Да и сама жизнь человека, его смерть, удача или провал - все находится в Его руках, и потому Он активно вмешивается в земную жизнь когда-то сотворенных им людей.

На Моисея мог также произвести большое впечатление тот факт, что и египетские евреи, заступничество за которых явилось причиной резкого изменения его судьбы, оказывается, верят в одного бога.

Одновременно с этим в голове Моисея, наверняка, возникли аналогии с эхнатоновским культом богу Атону, с которым он, как человек, принадлежащий к высшим образованным слоям египетского общества, мог быть знаком. Такое предположение подтверждают найденные доказательства существования вплоть до XIII века до нашей эры подпольных сект Атона, куда входили "продвинутые" египтяне, которым импонировала идея единого абстрактного бога.

И все же, по-настоящему, полно, он открыл для себя мир Божественного слова и дела именно здесь, у мадианитян, когда стал прослеживать в череде событий, случившихся с ним, определенную связь, выстраиваемую Высшей силой.

Мысли по этому поводу сформировали в его сознании сильнейший очаг. Теперь любое происшествие, случавшееся с ним, рассматривалось как звено сложной цепи, ведущей к высокой цели, но известной пока только одному Богу. Под этим углом Моисей воспринял и известие о смерти отца, фараона Рамсеса Второго. Но теперь цель стала ясна и понятна -- он должен взойти на египетский престол и, как Эхнатон, сделать делом всей своей жизни пропаганду и утверждение культа одного Бога. Вот он, главный мотив всех его последующих поступков - власть! Но захват власти возможен только при наличии силы в лице верных приверженцев. Силой этой должно стать племя египетских евреев. Платой за их службу будет их свобода.

Теперь знаки, посылаемые ему Богом, он видит во всем, и уж тем более, когда у горы Хорив встречает редкое явление природы - несгораемый кустарник. "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает" (Исход 3:2-3).

Не сгорает этот вид кустарника, встречающийся и в наши дни на Синайском полуострове, по той простой причине, что выделяет летучее эфирное масло, легко воспламеняемое на солнце. Но Моисею, незнакомому с законами физики и особенностями химических реакций, чудесная "неопалимая купина" кажется естественным местом обитания Бога, к встрече с которым он уже готов. Что же касается ангела, появление которого предваряет разговор с Богом, то это, по всей видимости, поздняя вставка для лучшего восприятия сюжета верующими. Во времена Моисея не существовало понятия об ангелах, хоть чем-то похожее на современное.

"Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!" (Исход 3:4).

Вот я! "hенени". Так же отвечал Авраам. Так будут отвечать все последующие израильские пророки, когда Бог потребует от них безраздельного послушания и верности.

"И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход 3:5).

Очень своевременное предупреждение - не подходить близко к несгораемому кусту, так как некоторые разновидности этого растения выделяют не просто эфирные масла, а ядовитые вещества нарывного действия, что-то наподобие иприта. Через несколько часов на коже в местах их попадания появляются волдыри, по вскрытии которых образуются неприятного вида глубокие ожоговые раны, сопровождаемые сильнейшей болью. Ожоги со временем заживут, но на их месте останутся безобразные рубцы и шрамы.

Скорее всего, Моисей знал или слышал, какие опасные последствия для человека таит в себе встреча с этим чудом природы. Не зря в его голове возник запрет о приближении к кусту. Но столь необычные свойства растения были расценены как ограждение святости места, где пребывает бог.

Какой же чудесный образ, религиозный, духовный, художественный, подарил человечеству библейский пророк -- неопалимая купина! В ком-то он вызывает благоговейный трепет от встречи со сверхъестественным и ожиданием чуда. Для других - это символ несгибаемости духа и воли. Верующие евреи во все времена видели в нем вечное присутствие Бога и Его чудесную силу. Не прошли мимо него и христиане.

Тут мне хочется снова сделать небольшое отступление, виной которого оказалась десятилетняя девочка -- дочка моих московских знакомых. Сразу оговорюсь, люди эти мало сведущие в вопросах какой-либо религии, считают себя христианами, так как прошли обряд крещения и носят элегантные золотые крестики. Застольная беседа за новогодним столом как-то незаметно перешла на актуальную в нынешние времена тему поиска бога. История Моисея показалась мне прекрасной иллюстрацией этого состояния души, и я с энтузиазмом принялась рассказывать библейский сюжет. Как вдруг меня прервал взволнованный детский голос: "Неправда! Нам в школе совсем по-другому говорили". В этих словах слышались неподдельная обида и даже возмущение. Я опешила, пытаясь понять, что вызвало столь неожиданный протест. Увидев мое замешательство, девочка по детски, заученно, как на уроке, выпалила: "Неопалимая купина - это Святой дух, посредством которого Дева Мария зачала божьего сына Иисуса".

То ли от неожиданной интерпретации сюжета, высказанной ребенком, то ли от некой странности образа, взрослые потупили взгляд. А потом прыснули от смеха. Оказывается, каждый, не сговариваясь, начал представлять, как такой акт - зачатие через дух в горящем кусте, да к тому же ядовитом -- мог произойти.

Хотя ситуация вырисовывалась как раз наоборот - очень грустная. Поди попробуй, объясни ребенку, что проповедник, взявший на себя ответственность прививать детям основы религии, попался недобросовестный, перепутавший священные Писания с контекстом, Закон с традицией. Сознательно это делается или по невежеству, не имеет значения. То и другое в одинаковой степени нехорошо. Уж коли, решил предстать религиозным авторитетом, то будь добр сначала познакомить свою аудиторию с каноном, с первоосновой, а потом говори о традиции.

Хорошо бы еще к тому же уточнить -- ни в одном из новозаветных текстов нет указания, что неопалимая купина - место непорочного зачатия, как и другой христианской версии, что это "прообраз Девы, непорочно зачавшей, и которая, родившись на грешной земле, пребывает вечно чистою". Это всего лишь толкования, к тому же возникшие на заре христианства, когда первые приверженцы новой религии пытались любыми всевозможными способами найти в Торе намеки на предсказание новозаветных героев.

Мы не будем сейчас уточнять, удалось им это или нет. Наверное, в те далекие наивные времена образ непорочно зачавшей девы в несгораемом кусте посредством святого духа воспринимался хорошо. Но сегодня его несуразность и нелепость очевидны.

Тем же проповедникам, кто стремится подменить Писания контекстом, можно посоветовать почаще обращаться к Евангелиям и размышлять над словами самого Иисуса, как будто предвидевшего подобные ситуации и давшего однозначную оценку невежественным учителям: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" (Матфей 5:18-19).

Может быть, поэтому человечество никак не достигнет "Царствия Небесного" на земле, ибо "малейшие" правят умами людей?

Но вернемся к самому тексту и поговорим об идентичности описанных в Торе сцен встречи Авраама и Моисея с Богом - и тот и другой в это время пасли свои стада, что обращает на себя внимание многих исследователей. В их аналитических работах звучит плохо скрытый намек на слабую фантазию авторов Пятикнижия. На мой взгляд, этот повтор только подчеркивает правдивость изложения описанных событий. Уклад кочевой жизни, который вели иудейские патриархи, с длительными неспешными переходами по бескрайним безлюдным просторам пастбищ, ночевками под открытым небом, усыпанным гирляндами далеких и загадочных звезд - все это как нельзя лучше способствует размышлениям человека над вопросами самопознания. Поэтому нет ничего удивительного, что тот и другой основоположники иудаизма впервые вошли в контакт с Богом при похожих обстоятельствах.

Правду и фантазию авторов Торы, описывающих события, связанные с Моисеем, следует различать в других аспектах Пятикнижия, так как оно было написано через четыреста-пятьсот лет после выхода из Египта, когда реальный ход этой драматической истории был постепенно утрачен, и на первое место вышла мифологизация прошлого. К тому времени из сложной фигуры Моисея был создан образ вождя, посвятившего свою жизнь освобождению еврейского народа, выводу его в Ханаан и дарованию скрижалей Завета.

Но неоднозначность фигуры Моисея настолько грандиозна, что разглядеть мощь и слабость этого человека, его целеустремленность и сомнения под слоем религиозного эпоса не так уж и сложно. Давайте, продолжим чтение Торы, вникая в смысл, заложенный в каждой ее строке, но исходя из той гипотезы, что Моисей -- реальный претендент на египетский трон.

Вернемся к главе 3 книги "Исход", в которой идет диалог Моисея с Богом: "Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (Исход 3:10).

Моисей, как будет дальше сообщать Тора, по прибытии в Египет первым делом направился к еврейским старейшинам, чтобы заручиться их поддержкой. Для этого ему пришлось, наверняка, подробно рассказывать о своем общении с Богом израильских праотцов. И рассказ этот хорошо запечатлелся. Поэтому первую часть этой строки, обращение Бога "Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону", мы можем принять как слова самого Моисея. А вот принадлежность второй ее части Моисею вызывает сомнение - у него в планах нет мысли об уходе из Египта.

Я думаю, что и у евреев в то время тоже. Они хотели получить свободу, но это совсем не означает уход из тех мест, где они родились, где в течение четырех сотен лет жили их предки, о чем свидетельствует сам рассказ Торы: "Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет" (Исход 12:40). Поэтому в контексте наших рассуждений слова "выведи из Египта народ Мой" здесь и во всех последующих случаях можно расценить как редакторскую компиляцию.

Моисей пока только в начале своего пути, полный сомнений и нерешительности, не знающий с какой стороны подступиться к осуществлению своей мечты. И даже если его единственной целью было бы освобождение евреев, то на этом этапе еще рано говорить, каким образом. И следующий стих подтверждает это состояние героя.

"Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?" (Исход 3:11).

Посмотрите, сколько в этих скупых словах "кто я, чтобы мне идти к фараону" отчаянья, неуверенности! Как может он, опальный изгнанник, противостоять фараону?

"И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе" (Исход 3:12).

Безусловно, Моисей ищет поддержки у Бога. И получает ее: "И сказал Бог: Я буду с тобою". Слова же по поводу знамения - служения на горе - вне всякого сомнения, редакторская вставка. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что разговор происходит у горы Хорив. А после выхода из Египта в Торе упоминается другая гора, Синай. И мы об этом поговорим подробно в дальнейшем.

"И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им?" (Исход 3:13).

А вот это уже очень интересно!

Мы говорили, что качество ответа с Другой стороны зависит от уровня знаний человека. Из текста понятно, что Моисей не знает имя Бога египетских евреев. Не знал его, по всей видимости, и Мадиамский жрец Иофор. Почему? Потому что у древних народов было принято скрывать имена своих богов от иноплеменников, так как, согласно их представлениям, знающий имя получал власть над носящим его. В дальнейшем Моисей предпишет евреям как закон не произносить имя Бога в суе.

Какой же в этой ситуации ответ получил Моисей?
Ирина Хотина
участник форума
Posts: 2
Joined: Sat Jun 14, 2008 9:03 pm

Re: Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Post by Ирина Хотина »

Я та самая Ирина Хотина, чьи главы из книги "Путеводная звезда" были размещены на сайте. Огромная Вам благодарность за популяризацию моего труда. Мне только непонятно, почему меня записали в христианки?!
Я не религиозный человек, но глубоко верующий в Бога. Да, того самого Бога, от чьего имени Моисей дал заветы евреям. Того самого Бога, которого еврей Иисус называл свои Отцом, духовным, конечно. Как и положено верующему еврею.
Мои взгляды отличаются от религиозный иудейских. Но и не имеют никакого отношения к христианским, обусловленным плохим знанием иудаизма.
Религии придумывают люди на основании своих взглядов на те или вопросы трансценденции. А Бог существовал всегда. В своей работе я постаралась проследить путь развития еврейской мысли в понимании Бога, исходя из исторических реалий, а не религиозных догматов. Причислять меня к одной из религий просто неправильно. Цель моего труда рассказать правду о человеке, величайшем сыне своего народа, который мечтал об освобождении своей родины и приходе Мессии.
User avatar
Mapk
Модератор форума
Posts: 126
Joined: Thu Feb 21, 2008 10:29 pm

Re: Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Post by Mapk »

Ирина Хотина wrote:Я та самая Ирина Хотина, чьи главы из книги "Путеводная звезда" были размещены на сайте. Огромная Вам благодарность за популяризацию моего труда. Мне только непонятно, почему меня записали в христианки?!
Я не религиозный человек, но глубоко верующий в Бога. Да, того самого Бога, от чьего имени Моисей дал заветы евреям. Того самого Бога, которого еврей Иисус называл свои Отцом, духовным, конечно. Как и положено верующему еврею.
Мои взгляды отличаются от религиозный иудейских. Но и не имеют никакого отношения к христианским, обусловленным плохим знанием иудаизма.
Уважаемая Ирина, xристианкой Вас обозвал тот, кто ставил сюда Ваши тексты. A не могли бы Вы коротко рассказать, что отличает Вашу религию от христианства и от иудаизма?
Ирина Хотина
участник форума
Posts: 2
Joined: Sat Jun 14, 2008 9:03 pm

Re: Навстречу Песаху! Глазами израильской христианки

Post by Ирина Хотина »

В моем представлении вера в Бога и религия - это две разные вещи. Вера в Бога не подразумевает обязательное исполнение религиозных предписаний. Бог, как известно, должен быть в сердце, в душе и в голове верующего в него. Поэтому я не отношу себя ни к одной религии.
Но меня всегда интересовали истоки возникновения знаний о Боге и их трансформация. Так как три самые главные современные религии имеют один источник - иудаизм, то понятно, что без знаний его невозможно понять, что же на самом говорил Иисус в своих комментариях к Торе или Закону, как назвали ее евангелисты. И что перенял из иудаизма Магомед, сочиняя свою религию.
К сожалению, современные христиане и мусульмане, ничего не знают об истории своих религий, восполняя этот пробел ненавистью к той, без которой они бы не имели представления о Едином Боге.
Прекрасно понимая, насколько неблагодарна задача восполнения у людей пробела этих знаний, я все же взялась за труд писать об эволюции иудаизма с точки зрения исторических фактов, а не религиозных догматов. Для меня лично открытие многих фактов было весьма и весьма интересно. Думаю и надеюсь, что найдется достаточное количество людей, которые вместе со мной откроют для себя новое в понимании известных догматов иудаизма и христианства.
При этом хочу особо отметить, что ни о какой новой религии речь не идет.
Post Reply