Лев Мадорский. ЕЩЁ РАЗ О ВАГНЕРЕ

Антисемитские выступления в интернете, в прессе, в жизни

Moderator: Mapk

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. ЕЩЁ РАЗ О ВАГНЕРЕ

Post by Лев Мадорский »

Впервые познакомился с музыкой Рихарда Вагнера лет в 16-ть. На втором курсе музыкального училища им. Гнесиных. Шёл урок музыкальной литературы и преподаватель, Анна Исааковна, (имена изменены), хорошая пианистка и замечательный педагог, играла отрывки из произведений композитора ( если не ошибаюсь, увертюру «Фауст») и рассказывала о его творчестве. До этого я не был знаком с музыкой Вагнера и, она мне сразу понравилась. Да и исполнение было отличное. Неожиданно, не дожидаясь окончания игры, Виктор Шумский, 17-летний, подающий большие надежды студент по классу фортепиано, сын известного музыканта, встал, пренебрежительно махнул рукой, пробурчал что-то невнятное и, не спросив разрешения, вышел из аудитории. Анна Исааковна покраснела, смешалась и, скомкав окончание, закончила лекцию - урок.
Уход Шумского с урока не вызвал у нас особых эмоций, может быть, потому что все уже привыкли к его чудачествам. Например, незадолго до этого, выступая на концерте в большом зале института им. Гнесиных, после небольшой ошибки Виктор встал, не доиграв до конца, хлопнул крышкой рояля и ушёл со сцены.
В тот же день я подошёл к Шумскому:
-Тебе что, не понравилось, как играла Анна Исааковна?
- Это тоже, но ушёл я не потому. Ты, Лёва, не знаешь, а мне папа рассказывал. Вагнер был ужасный антисемит. Он призывал уничтожать евреев. Его музыку любил Гитлер. Для многих это не имеет значения, а для меня имеет. Думаю, что для тебя тоже.

Честно говоря, я тогда не придал особого значения словам Виктора и, позже, некоторые произведения Вагнера, особенно, симфонические (увертюра к опере «Лоэнгрин», «Валькирия», «Гибель Богов) стали моими любимыми. Прослушать до конца его знаменитые, многочасовые оперы я, музыкант и любитель классической музыки, так и не смог. Что, скорее всего, говорит не против опер, а против меня, как слушателя.
Пишу в прошедшем времени, потому что отношение к Вагнеру изменилось, когда я, впервые приехав в 92 году в Израиль, узнал об отношении к немецкому композитору израильтян и прочитал некоторые его антисемитские высказывания. Особенно, статью «Еврейство в музыке», опубликованную Вагнером в газете «Новое время» в 1850 году. Не хочу повторять эти гнусные, лживые поклёпы на евреев на еврейском сайте. Тем более, что есть множество русскоязычных антисемитских сайтов, где во всей этой грязи многие купаются с удовольствием.
Как-то разговорился на эту тему с приятелем музыкантом из Москвы, с тем же, что и у меня пятым пунктом.

- Тогда не читай Шекспира, с его «Венецианской комедией», или Гоголя, который смакует, как весело и с шуточками его герои убивают жидов, ( об этом вспоминал на сайте и Янкелевич Л.М.) или, скажем, Достоевского, написавшего о евреях много несправедливых и злобных слов. Сам знаешь, что список можно продолжать и продолжать. Неужели ты не понимаешь, что надо раз и навсегда разделить творчество и творца? Творчество, особенно, творчество гения - это послание свыше. Если злодей или даже убийца изобрёл электричество, то это не означает, что человек не может им пользоваться. Точно также, если композитор-антисемит и злодей написал прекрасную музыку, она уходит в века и с этим антисемитом и злодеем больше не пересекается.
- Выходит, по твоему, - возмущался я,- если некто ненавидит тебя или твоих близких или даже ( берём крайний вариант) убил кого-то из твоих близких, можно спокойно восхищаться его гениальными творениями?
- Не надо доводить до абсурда, - возражал приятель.- Вагнер никого не убивал. Да, ему не нравились евреи. Он, находясь в трудном финансовом положении, завидовал богатству некоторых из них. Он даже призывал к их уничтожению. Более того, Гитлер считал его своим духовным отцом и, не исключено, что некоторые высказывания Вагнера подтолкнули нацистов к «окончательному решению еврейского вопроса». Всё это так. Немецкий композитор, судя по всему, был, вообще, довольно мерзкий человек. Но, в данном случае, повторяю, это не имеет значения. Вагнер был гений. Его музыка бессмертна. Пойми ты, наконец: творчество гения в какой-то момент покидает творца и начинает своё отдельное существование. Нормальному человеку с этим трудно смириться, но именно так устроен мир и ничего тут нельзя изменить…
Наш спор с приятелем длился довольно долго, но мы, как это почти бывает в достаточно принципиальных дискуссиях (со мной согласятся те, кто смотрит, например, программу Михаила Швыдкого «Культурная революция») остались при своём мнении. Точно также происходит, как правило, и в «Гостевой» на портале Берковича. Поэтому перейду к резюме. Чтобы быть лучше понятым изложу его в трёх пунктах:
1. Не верю, что всегда рукой гения-творца, живущего на земле, водит рука великого Творца. Особенно, в случае с Вагнером. Всевышний Творец нашёл бы для передачи людям послания другую, более достойную кандидатуру.
2. Не думаю, что нормальный человек способен абстрагироваться от нормальных человеческих эмоций и воспринимать творчество, пускай, гениальное, в полном отрыве от личности самого художника-творца. Есть в этом нечто патологическое и безнравственное.
3. С сожалением, признаю, что читабельное, слушаемое и зрительное пространство, таким образом, для нас, евреев, ( наверно, не только для нас) несколько сужается. Но с этим поделать ничего нельзя. В какой-то степени примиряет с ситуацией фраза, брошенная премьер-министром Англии Бенджамином Дизраэли в полемике с неким ирландским политиком-антисемитом: « Когда предки моего достоуважаемого оппонента были дикарями на никому неизвестном острове, мои предки были священниками в храме Соломона»
Post Reply