Признание присутствия Бога

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Признание присутствия Бога

Post by Weissberg »

Ицхак Арен
Перевод Юлии Вайсберг и Владимира Вайсберга
Признание присутствия Бога

Уже танаит раби Акива применял выражение «Клаль гадоль бе Тора»- фундаментальное правило Торы. Он считал заповедь «Люби ближнего, как самого себя» таким правилом. Следует, однако, понимать, что в Торе содержится далеко не одно единственное фундаментальное правило. Раби Моше Исерлес считал также важнейшм правилом Торы строфу 8 из псалма 16:
« Представляю я Бога пред собою всегда, ибо Он справа от меня, - не пошатнусь».
Раввин Шломо Ганцфрид также начинает получившее широчайшее распространение галахическое прозведение «Кицур Шулхан Арух», цитатой:
«Представляю Бога пред сбою всегда».
Он считал что это одно из важнейших правил Торы и принципиальное свойство праведников, всегда пребывающих пред Всевышним. Положение человека, его движения и его поведение различаются в зависимости от того, находится ли он наедине с собой, или предстоит пред могущественнейшим Правителем. Аналогично этому, его речи различаютя в зависимости от того, находится ли он среди родных и близких, или он советуется с Правителем. В последнем случае он следит за каждым своим движением и каждым произносимым словом. И более того, когда человек знает, что великий Правитель, благословенно будь имя Его, чья святость наполняет всю землю, стоит рядом и видит все его действия.
Итак,, почему данная строфа псалма 16 является фундаментальным правилом Торы?
Потому, что эта строка псалмопевца может исправить поведение человека, ибо если кто – то замечает присутствие Всевышнего, то его поведение автоматически поднимается на более высокую ступень.

В Синагогах для того, чтобы повысить вовлеченность, степень участия кантора, ведущего молитву, в ней (молитве), перед ним кладут многочисленные листки с текстом данной строфы, напоминающие слова этой Заповеди и в буквальном смысле слова лежат у него перед глазами.
Но о присутствии Всевышнего следует помнить не только в Доме молитвы, но везде и всегда. В разделе Талмуда Мидра сказано, что по мнению аморая Рава, и мы сегодня следуем в нашей практике этому мнению, при произнесении каждого благословения следует говорить: «Благословен будь Ты...». Это является признанием присутствия Всевышнего. Данное правило проистекает из рассматриваемой нами строфы псалма 16. Следует подчеркнуть, что в каждом благословении после обращения ко Всевышнему во втором лице мы из уважения к Нему называем Его в третьем лице.

Раввин Израиль Меир Ха Коен учит нас в своей книге «Мишна Брура» как на практике правильно исполнять Заповедь о признании присутствия Всевышнего. Он вспоминает шесть Заповедей, приведенных в сидуре «Ха Хинух». Следующие Заповеди обязательны к исполнению и, тот кто их соблюдает, будет вознаграждён.
1. Верить, что Бог является Творцом всего мира, который вывел нас из египетского плена и который дал нам Тору.
2. Верить, что кроме Него нет никакого бога.
3. Верить, что Бог творит один, без партнёров
4. Любить Всевышнего.
5. Бояться Всевышнего.
6. Не предаваться мыслям враждебным Торе и не ступать на путь разврата.
Об этом написано множество книг и в этой связи вовсе нет необходимости приводить соответствующие цитаты из Торы и соответствующие правила и заветы.

Следует, однако, упомянуть, что в разделе Талмуда Сангедрин 21б рассматриваемая строфа Псалма 16 приведена в связи со специальным предписанием еврейскому царю, который обязан написать второй свиток Торы и постоянно иметь его при себе. Раши в комментариях к рассматриваемому Псалму пишет, что царь, благодаря свитку Торы, который он изучает в каждый из дней своей жизни, постоянно видит пред собой Бога Слова «справа от меня» во второй части рассматриваемой строфы указывает на Тору, которая при передаче её еврейскому народу находилась справа от Всевышнего (смотри пятую книгу Пятикнижия Моисеева, раздел 33,2)
Мозес Маймонид приводит в своем философском произведении другую интерпретацию второй части упомянутой строфы. Он пишет в книге «Путеводитель растерянных», что псалмопевец говорит: «Я никогда не отвращаю свои мысли от Всевышнего.Он стал как-бы моей правой рукой, которую я ни на мгновение не могу оставить без внимания, благодаря чему я не паду».

В молитвеннике «Шма Колену» указано, что Псалом 16 следует читать в доме траура. Различные авторы поясняют, что в тексте Псалма есть указания на жизнь после смерти. Естественно, скорбящих утешает мысль о том, что не всегда со смертью прекращается существование усопшего. Основатель неоортодоксии раввин Ш. Р. Гирш сформулировал это следующим образом: «Для праведников смерть является утром наступающего дня». Вероятно, рассматриваемая строфа говорит об этом и потому Псалом 16 следует читать в до траура.
Псалом говорит о том, что о связи с Богом следует заботиться всегда, а значит – и в дни печали. Чтение Псалма должно помочь скорбящим справиться с их полной траура ситуацией Присутствие Бога сопровождает также и скорбящего человека, чья жизнь с её многочисленными задачами неуклонно продолжается дальше.
Post Reply