ХАИМ СОКОЛИН: Корнелий Тацит об иудеях

Материалы по еврейской истории

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

ХАИМ СОКОЛИН: Корнелий Тацит об иудеях

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию автором
ХАИМ СОКОЛИН

Корнелий Тацит* об иудеях.


Источник: «ИСТОРИЯ», книга пятая.
Изд. «Наука», 1969, стр. 189 – 196.


1. Иудеи были единственным народом, отказывавшимся подчиняться Риму, и это особенно возмущало всех.

2. Из римлян Гней Помпей первым покорил Иудею и по праву
победителя вступил в иеросолимский храм. Только тогда выяснилось, что храм этот пуст, что изображений богов в нём нет и таинственность, его окружавшая, - плод нелепых фантазий.

3. Антоний поставил над иудеями царём Ирода. Когда Ирод умер, некий Симон, не дожидаясь приказаний от Цезаря, сам объявил себя царём. Правивший тогда Сирией Квинтилий Вар покарал его за это, народ был приведен в повиновение, а власть разделена между тремя сыновьями Ирода. При Тиберии в Иудее царило спокойствие. Когда же Гай Цезарь велел поставить в храме своё изображение, народ взялся за оружие.

4. Цезарь Тит по поручению Веспасиана двинулся на усмирение Иудеи. За армией Тита следовали двадцать когорт союзников, в т. ч. значительные силы арабов, особенно опасных для иудеев, так как эти два народа питали друг к другу ненависть, обычную между соседями. Во главе этих войск Тит вступил во вражеские пределы и, наконец, разбил лагерь неподалеку от Иеросолимы.

5. Основатели Иеросолимы, когда ещё только закладывали её, понимали, что резкие различия между иудеями и окружающими их народами не раз будут приводить к войнам, и потому приняли все меры, дабы город мог выдержать любую, самую долгую осаду. Недостатки в обороне города, обнаружившиеся при взятии его Помпеем, и боязнь, что случившееся может повториться, научили
иудеев многому. Во время правления Клавдия они, воспользовавшись всеобщей алчностью, за деньги приобрели себе право возводить оборонительные сооружения и стали строить стены, готовясь к войне, хотя вокруг царил мир (очень напоминает осуждение Израиля «международным сообществом» за наращивание своего военного потенциала и подготовку к войне, «хотя вокруг царит мир» - Х.С.)

6. Во главе обороны Иеросолимы стояли три человека, каждый со своей армией. Между ними царила вражда, толкавшая их на военные столкновения, интриги и даже поджоги, так что в пламени были уничтожены большие запасы зерна. И лишь когда римляне подошли к Иеросолиме, надвигающаяся война заставила жителей забыть о распрях.

7. Над городом стали появляться грозные знамения, которые народ этот, погрязший в суевериях, но не знающий религии, не умеет отводить ни с помощью жертвоприношений, ни очистительными обетами. Иудеи полагались на пророчество, записанное, как они верили, ещё в древности их жрецами в священных книгах, согласно которому как раз около этого времени Востоку предстояло якобы добиться могущества, а из Иудеи должны были выйти люди, предназначенные господствовать над миром. На самом деле, это предсказание относилось к Веспасиану и Титу, но жители толковали пророчество в свою пользу. И никакие несчастья не могли заставить их увидеть правду.

8. Всего осаждённых, считая людей обоего пола и всех возрастов, было, как сообщают, около шестисот тысяч. Оружие роздали всем, кто был в состоянии его носить, и необычно большое по отношению ко всему населению города число людей приняли участие в битве. Равное упорство владело мужчинами и женщинами, и жизнь вдали от Иеросолимы казалась им не менее страшной, чем смерть.

9. Иудеи считают богопротивным всё, что мы признаём священным, и, наоборот, всё, что у нас и других народов запрещено как преступное и безнравственное, у них разрешается. Они режут баранов, будто нарочно, чтобы оскорбить египетского бога Аммона. Убивают быков, потому что египтяне почитают бога Аписа. Они не употребляют в пищу мясо свиней, ибо животные эти подвержены
той самой болезни, что некогда поразила народ иудеев. О перенесённом ими в древние времена страшном голоде доныне напоминают соблюдаемые иудеями частые посты, а привычка их замешивать хлеб без дрожжей связана с тем, что некогда питались они наспех сорванными сухими колосьями. Они и отдыхать любят в седьмой день, как говорят, потому, что на седьмой день кончились их муки. Со временем безделье стало казаться им всё более привлекательным, и теперь они проводят в праздности каждый седьмой год. Но, несмотря на это, иудеи крепки телом и выносливы в труде.

10. Могущество этого народа держится на отвратительных и гнусных установлениях, а также на том, что они охотно помогают друг другу, зато ко всем прочим людям относятся враждебно. Они ни с кем не делят ни пищу, ни ложе, избегают чужих женщин. Они и обрезание ввели, чтобы отличать своих от всех прочих. О росте своего народа иудеи весьма заботятся. На убийство детей, родившихся после смерти отца, смотрят как на преступление («У римлян убивать и выбрасывать младенцев, родившихся после смерти отца, уродов, вообще почему-либо неугодных родителям, не считалось преступлением» - примечание редактора «Истории»). Души погибших в бою почитают бессмертными. По всем этим причинам любят детей и презирают смерть.

11. Иудеи верят в единое божественное начало, постигаемое только разумом, высшее, вечное, непреходящее, не поддающееся изображению, и считают безумцами всех, кто делает себе богов из тлена, по человеческому образу и подобию. Поэтому ни в городах у них, ни тем более в храмах нет никаких кумиров, и они не ставят статуй ни в угоду царям, ни во славу цезарей.

12. Каково бы не было происхождение всех описанных гнусных обычаев и нелепых суеверий, они сильны своей глубокой древностью. Вот против какого народа начал борьбу Цезарь Тит.

* Древнеримский историк, 1 век н .э.



Nota bene. В 1944 г. на военном параде союзников в Риме солдаты Еврейской бригады несли транспарант: «Мы в Риме с ответным визитом, цезарь Тит». И этими словами уместно завершить пятую книгу «Истории» Корнелия Тацита.

Цитаты (не вырванные из контекста) надёргал Хаим Соколин с целью обратить внимание читателя на древность предрассудков, ненависти, невежества и непонимания, а также некоторых верных наблюдений, питающих совремённый антисемитизм. В этом отношении предлагаемая подборка цитат имеет прямое отношение к его статье «Миру надоели евреи».
Post Reply