Лев Мадорский. В защиту бумажной книги.

Разговоры обо всем
Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский. В защиту бумажной книги.

Post by Лев Мадорский »

В защиту бумажной книги

На день рождения мне подарили устройство для чтения электронных книг. Ничего не скажешь - удобно. Обычный книжный формат. И стоит недорого, если скачивать тексты из Интернета (в русскоязычном пространстве это пока возможно) бесплатно. Электронную книгу, как и обычную, бумажную, можно читать, уютно устроившись в кресле или на диване. А также в поезде, автобусе или в самолёте. Есть и преимущества. В одной книжке - множество разных книг. Сотни или даже тысячи. Теоретически, в ближайшем будущем, любая книга, которую ты пожелаешь. Не нужно ходить в библиотеку или в книжный магазин. Сиди, себе, и переключай. Можно также регулировать величину шрифта, при необходимости делать подсветку текста. Вспомним также, что не нужно вырубать леса для производства бумаги. Потрясающе! Невероятно! Сказке подобно! Всё так. И, тем не менее, я пока предпочитаю читать старую, добрую, бумажную. Особенно, когда речь идёт не об одноразовых книжонках, а о хороших книгах. Требующих внимания и сосредоточенности. Которые хочется перечитывать ещё и ещё раз. Почему?
Трудно объяснить. Все аргументы, в основном, на уровне ощущений и плохо поддаются словесному выражению…
Переворачивание страниц.
Странно, но это становится важным, почти ритуальным действием. В этот момент ты вступаешь с книгой в контакт, прикасаешься к ней, подпитываешься её биополем. Есть страницы, которые так увлекли и поразили, что с ними не хочется расставаться. Ты перечитываешь их, поглаживаешь, стараясь лучше понять их суть и такое ощущение, что она (эта суть) через касание перетекает в тебя. Звучит заумно, но мне кажется, что те, кто любят читать книги, понимают, что я имею в виду.
Запах.
Это опять-таки на уровне ощущений и опять-таки важно. Типографская краска, если книга недавно напечатана, запахи домашней или публичной библиотеки, какие-то странные, подчас, надуманные тобой самим, запахи старины, если книга издана давно. Без этих запахов книга многое теряет. Во всяком случае, для меня. Особенно удивительно и неповторимо пахнут антикварные книги. Впрочем, тут можно найти объяснение и в логически более аргументированном ключе. Антикварная книга – своеобразный психологический феномен. Держа ей в руках, мы понимаем, что страницы эти переворачивали люди, жившие много лет назад. Книга становится связующей ниточкой между поколениями.
Энергетика.
Хорошие, любовно изданные книги обладают своей особой энергетикой. Это не мистика и не полёт фантазии. У меня была книга мудрых мыслей и афоризмов Льва Николаевича Толстого, изданная в 1897 года. В ней Лев Николаевич собрал мысли и афоризмы, как собственные, так и, созвучные им, мысли других мыслителей. Говорю, была, потому что недавно при переезде книга куда-то затерялась. Нашёл её в Интернете, стал читать и убедился, что магическое очарование мудрых слов значительно уменьшилось. Холодный экран компьютера не способен, так как живая бумажная книга, заразить, заставить задуматься, увлечь.
Так бывает, когда одни и те же тексты (в большей степени почему-то это относится к стихам) читает любитель и хороший, профессиональный актёр. При чтении актёра создаётся особое настроение, открываются новые краски, возникают новые, ранее ускользавшие нюансы.
Книга, как память.
Эта возможность тоже теряется с уходом бумажной книги. А ведь некоторые книги, особенно, с автографом автора или с дарственной надписью мы храним всю жизнь. Так же как и книги подарочные, оформление которых имеет собственную художественную ценность. Хорошая бумажная книга это, в определённом смысле, произведение искусства и согласитесь, смотреть на неё, как на любое другое произведение искусства, значительно более интересно в оригинале, чем с экрана. Именно поэтому, мы ходим в художественные галереи. Увидеть картины Леонардо да Винчи, Репина, Левитана, других великих художников в оригинале или в репродукции это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Примерно, то же самое происходит, когда мы смотрим один и тот же спектакль, слушаем одного и того же музыканта в театре, в концертном зале или по телевизору. В телевизионной передаче по не вполне понятным причинам в значительной степени теряется эффект непосредственного, эмоционального воздействия.
Рано вносить бумажную книгу в Красную книгу.
Сказанное подводит к мысли, что слухи о приближающейся кончине бумажной книги (называют сроки от пяти до пятидесяти лет) несколько преувеличены. В электронный вариант, скорее всего, перейдут книги, если так можно выразиться, второго сорта, не представляющие большой художественной ценности. А также книги учебные, научные, научно популярные и т.п. Собственно, это уже и происходит. Делаются попытки школьные учебники перевести на небольшой, плоский экран. Когда вижу сегодняшних школьников, сгибающихся под огромными ранцами или рюкзаками, то думаю, что они- то точно этими переменами будут довольны. Бумажные книги же, на мой взгляд, ещё многие годы останутся главными и наиболее востребованными. Потому что, как точно заметил известный американский писатель Луис Менкен: « Главное, чему учит нас чтение книг,- что лишь немногие книги заслуживают прочтения».
Post Reply