[b]Мой прадед был коhен[/b]

Евреи в разных странах (для Германии отдельный форум)

Moderator: Буквоед

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Борис Финкельштейн
участник форума
Posts: 7
Joined: Tue Dec 15, 2009 7:04 pm

[b]Мой прадед был коhен[/b]

Post by Борис Финкельштейн »

Мой прадед был коhен

За свою жизнь я неоднократно, в разной интерпретации, сталкивался с фразой: «Иван, не помнящий родства». И долгое время не осознавал, что данный ярлык может быть, с полным основанием, навешен и на меня.
Как так? Ведь я хорошо помню своих бабушек и дедушек, знаю, где они похоронены и регулярно посещаю их могилы. Я помню и знаю своих многочисленных родственников (до четвертой степени родства). Даже одно из древ от прапрадеда по бабушкиной линии начал созидать в 70-е, не перешагнув своих 25.
Но, всего-то двадцать лет назад, мог ли я (почти сорокалетний еврейский мужчина, вернувшийся в Киев из почти двадцатилетних странствий по необъятному Советскому Союзу) представить себя в роли этого самого «Ивана».
Последнее двадцатилетие, в условиях независимых стран распавшейся империи, какая-то невидимая сила направляла мои действия на поступки, совершенно алогичные с точки зрения здравого смысла и опыта предыдущих лет жизни.
А как иначе, чем чудачеством, назовешь посещение курсов иврита - не с целью подготовки к репатриации в Израиль, а по причине желания прочесть Тору в подлиннике (благо таковая досталась в наследство от верующего деда). Очень скоро я осознал свою «дремучесть» в этом вопросе. Но, зато, постижение иврита ознаменовалось удивительным выводом о генной связи времен: при чтении текстов без огласовок я умудрялся применять нужные гласные (какое-то чувство из подсознания подсказывало мне правильное звучание).
Сегодня совсем необъяснимо, что меня, конструктора машиностроителя, толкало в лоно различных еврейских организаций, как грибы выраставших на обломках былой империи. И это, отнюдь, не по причине появившейся возможности торжественных еврейских празднований, а, скорее, в жажде найти ответы на многочисленные вопросы, терзавшие меня все предыдущие годы. И, со временем, разумение, таки да, приходило. Познавалась история, традиции, и совершенно изменилось мировоззрение «отпетого» атеиста, воспитанного советской системой.
Именно с высоты сегодняшнего дня, когда весь еврейский мир задается вопросом о сущности еврейства, Всевышний (как будто в назидание) преподнес мне документальный ответ на мое личное осознание себя, как еврея.
Чудом сохранившаяся КСУБА (из 1917 года) жены родного брата моего деда, заполненная рукой киевского раввина, оглашала то, о чем ходила легенда, спрятанная за молчанием предков (граждан СССР):
«…Иосиф, сын коhена Баруха Финкельштейна…»
Когда-то, в совсем юном возрасте, мне неоднократно доводилось слышать из уст одного из своих дедов (маминого отца) в адрес папиного отца едкую фразу, венчающую завершение очередных «доминошных» баталий: «Куда нам шмуэлям до вас когенов?». Естественно, что звучало это изречение на идиш, но, по требованию любимого внука, было переведено и доходчиво разъяснено. Память воспроизвела эту фразу через много лет.
Но фраза и документ, как говорят в Одессе, это - две большие разницы.
В родне уже давно обратили внимание на странную закономерность, присущую (как мы думали) фамилии – превалирующее рождение особей мужского пола. Более того, при составлении четырех фамильных древ по линиям моих дедов и бабушек, три древа представлены обоими полами примерно в равной степени. А у Финкельштейнов от Баруха – сплошное нарушение демографического баланса. У Баруха было 8 детей. 5 сыновей и три дочери. Два первых – сыновья. У моего деда (второго ребенка и второго сына) – двое сыновей. У моего дяди – один сын. У моего отца – два сына. У меня – сын. У брата – три сына. Подобное, в значительной степени было присуще всем сыновьям Баруха. У дочерей баланс между рождением мальчиков и девочек – примерно одинаков.
Ранее, подобное можно было объяснять чем угодно - особенностью фамилии, особой силой мужского начала, сбоем биологического кода и т.д.
Последние научные исследования объясняют этот феномен наличием, так называемого, кода коhена – особого биологического гена в ДНК (отсутствующего у других людей). А в Торе Г-сподь говорит о передаче наследования по мужской линии. Подобно сегодняшнему сохранению фамилии. В то время как само еврейство (Галаха) передается по женской линии! Такое впечатление, что Всевышний направляет этот процесс!
Но, отнюдь, не гордыня переполняет меня. Скорее – грусть и желание, хотя бы в малой степени восполнить утраченное.
Странная штука история еврейского народа. Уж, какие испытания пришлись на долю моих далеких предков, но они из поколения в поколение передавали потомкам заповеди Всевышнего и право благословляющих рук.
И как произошло, что, всего-то, три последних поколения, в условиях Советского Союза, умудрились отойти от веры, традиций и языка своих предков? И, фактически, утратить духовность и свою связь с Всевышним.
Я нисколько не осуждаю своих ближайших предков, выбравших этот путь выживания. Я благодарен им за то, что они, как мараны Испании времен инквизиции, сохранили минимальные ростки, дающие возможность возродить целое.
Остались ли мы евреями? Формально, по признакам крови и графы в паспорте (кстати, в ряде стран постсоветского пространства данная графа была упразднена) – мы евреи! Но останемся «Иванами не помнящими родства», если не вспомним условия союза своего народа с Всевышним и если не возвратимся к традициям своего народа! А возврат пока возможен. Ибо, как сказал Г-сподь Моше:
«…тогда признаются они в провинности своей и в провинности отцов их, в измене их, когда изменили мне, и в том, что шли наперекор мне…и уведу их в страну врагов их, и тогда покорится непокорное сердце их, и тогда искупят они вину свою…и вспомню я союз мой с Ияковом, союз мой с Ицхаком, союз мой с Авраhамом …когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз мой с ними…и вспомню я для них союз с предками их, которых я вывел из страны египетской»
(Ваикра 26:40-46).
И, ДАЙ Г-СПОДЬ, ТЕМ, КТО СОХРАНИЛ ВЕРУ, ТРАДИЦИИ И ДУХОВНОСТЬ, ТЕРПЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ ТОЙ ЧАСТИ НАШЕГО НАРОДА, КОТОРАЯ, НЕ РОНЯЯ ВЫСОКОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ, МЕДЛЕННО (НО ВЕРНО) ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ХРАМУ!

01.06.2011 Киев Борис Финкельштейн

Приложение. Из интернета:
«И сказал Г-сподь Моше: объяви коhаним, сынам Аарона, и скажи им…»(Ваикра 20:1).Начало недельной главы Эмор посвящено запретам, налагаемым на коhенов – тех, кто избран из народа Исраэля, из колена левитов, потомков Аарона, первого Первосвященника, брата Моше. В самом определении воплощен принцип отбора: ясно, что изначально коhены составляли лишь малую часть всего народа. Основная цель их избранничества – служение Господу, ибо только они могли исполнять службу в Храме, а до его сооружения–в Храме переносном. Однако сегодня, когда уже почти две тысячи лет нет Храма, казалось бы, в лучшем случае мы могли бы лишь сохранить память о них, избранных. Тем не менее, и сегодня коhены не являются сугубо архаичным понятием. А самое удивительное состоит в том, что передававшиеся из поколение в поколение семейная и общинная традиции сохранились до нашего времени. Находки археологов свидетельствуют, что вскоре, после разрушения Храма, возникли в Эрец Исраэль поселения коhенов, однако существовали они не очень долго. А в изгнании, там-то коhены зачем? Думаю, что еще лет сто тому назад, у большинства евреев мира этот вопрос вызвал бы удивление. Как зачем? Ведь мы ежедневно молимся о возвращении в Эрец Исраэль, о возрождении Храма. Кому же служить в нем, как не коhенам? Потому-то и добавляли к имени, а с появлением у евреев фамилий и к ним, эти слова: hалеви, hакоhен. Впоследствии появились и производные: Коhен, Коган, Каганский, Кац (от коhен цедек–праведный коhен) и даже... Каганович!
«А священники-левиты (веhакоhаним hалевиим), сыновья Цадока (первосвященника), которые исполняли службу в Храме Моем, когда отступили от Меня сыновья Исраэля, они-то будут приближаться ко Мне, чтобы служить Мне, и стоять будут передо Мной, чтобы приносить в жертву Мне тук и кровь, - слово Господа Б-га!»(Иехезкэль 44:15).Пророку Иехезкэлю не дано было вернуться из изгнания, не дано было служить в отстроенном Храме. Не знаем мы и то, вернулись ли его непосредственные потомки, ведь в разрушенном Иерусалиме он потерял семью. Но мы знаем другое: Храм был отстроен и возобновлена служба в нем. Со временем, число коhенов увеличилось, и далеко не все они могли жить на предписанные приношения. Изменились условия – были приняты новые решения. Одно из них касалось коhенов, которые поселились вне Иерусалима. Они были разделены на двадцать четыре «стражи» (мишмарот), каждая из которых выполняла соответствующие функции в Храме на протяжении двух недель в году (см.: Диврей hай-амим 1 24:1-19).К слову, это один из примеров того, как, сохраняя заповеданное Торой, традиция находила соответствующие изменившимся обстоятельствам решения. Так что, тому, кто заглядывает с беспокойством в будущее, можно посоветовать не волноваться.
Память о происхождении от этого избранного рода была не только лично-семейным, но и общинным достоянием. Коhены всегда получали преимущественное (и перед самыми учеными, и перед самыми знатными - богатыми) право восхождения к чтению Торы. Были разработаны даже особые правила, регулирующие получение этого права при наличии нескольких коhенов в общине. И сегодня это право сохраняется в силе, также как произнесение благословения коhенов во время молитвы и выкуп первенца у коhена. Иными словами, все те функции, которые не зависят от существования Храма, мы сохраняли и сохраняем, передавая от отца к сыну особые священнические права и обязанности, равно как и ограничения, связанные с особым статусом. «Только ближним родственником своим: матерью своей и отцом своим, сыном своим и дочерью своей, и братом своим, И сестрою своей, девицей, близкой к нему, не бывшей замужем, можно ему оскверниться»(Ваикра 20:2-3). Первосвященнику нельзя было осквернится никем, даже отцом и матерью. И сегодня, на кладбищах в Израиле, принято выделять особые участки для коhенов: дорожки, ведущие к могилам, на них шире обычных–не менее восьми локтей (около четырех метров) шириной, что позволяет коhенам участвовать в похоронах близких и навещать их могилы.
Kоhену запрещено жениться на разведенной или прозелитке. Так что, если надумаете жениться, не удивляйтесь, что одним из первых вопросов к Вам будет связанный с установлением происхождения, и если обнаружиться, что Вы – коhен, выбор будет ограничен, даже если Вы только что узнали о своем «благородном» происхождении, от которого не вправе отказаться. Относительно недавно было проведено исследование генетического кода коhенов,в результате которого была обнаружена группа генов, характерная именно этой группе евреев, вне зависимости от их общинной принадлежности. Коhены, выходцы из самых разных стран, оказались носителями сходного генетического набора, свидетельствующего об их едином происхождении. Так что, если Вы раньше не слишком верили в способность еврейского народа сохранять память, то теперь у Вас есть существенный научный аргумент.
И все же, какова цель множества ограничений, выпавших на долю коhенов? Думаю, что ответ мы находим, читая о тех физических недостатках, которые не позволяли коhену исполнять свою службу. При этом, не исполняя обязанностей, коhен с физическим недостатком мог есть «хлеб Б-га своего из пресвятого и из святого». Из этого следует, что цель ограничений -в стремлении к физическому и(пусть не прозвучит это для нашего натруженного политкорректностью уха «оскорблением») генетическому совершенству. А совершенство духовное, о котором здесь не идет речь, оно желанно для всех евреев, не только для коhенов.
Post Reply