Новое для современных ортодоксов

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Алекс Гавартин
участник форума
Posts: 45
Joined: Mon Jan 24, 2011 3:09 pm

Новое для современных ортодоксов

Post by Лев Алекс Гавартин »

Новое для современных ортодоксов.

Несколько лет назад в «Заметках по еврейской истории» №8(80), апрель 2007г. была опубликована статья «Первый раввин Штутгарта». Наряду с высокой образованностью раввина Йосефа Майера, разработкой и внедрением им в общинную жизнь религиозно – педагогических произведений господствовавших в 19-м столетии реформистских тенденций, специалисты считают важной заслугой Майера то, что его реформы соответствовали контексту своего времени.
Статья оперативно вызвала осуждение активного «ортодокса советского разлива». Уже 4.мая 2007 г. в «Гостевой» в своем материале о немецких реформаторах иудаизма, в качестве примера он иронически писал: «Читайте восторженную статью в последнем номере «Заметок» об одном таком «раввине», и позволил себе взять слово раввин в кавычки, раввина, прослужившего в Штутгарте 40 лет и избранного президентом Общего совета раввинов.
О модернизации иудаизма либеральными раввинами с целью соответствия его современным условиям в разные времена написано много – см. например статью Льва Мадорского «Чи тайте молитвы и делайте добрые дела» в «Еврейской Газете» №1(101), январь 2011 года.
Новым представляется высказывание по этой проблеме ортодоксального раввина, причем раввина с мировым именем, гаона эпохи. Речь идет о Хаиме – Иосифе Фишелевиче Розине – Рогачевском раввине, Рогачевере (на идиш). Жизнь и творчество Рогачевера исследовали и описали многие ученые. Во-первых, его земляки по работе – ученые – историки Даугавпилсского педагогического университета Иосиф Штейман, Борис Волкович и Иосиф Рочко, израильский писатель Моше Амир (Блях), Ю. Флиор – автор книги о Двинске (Даугавпилсе), изданной на англиском языке в ЮАР.
И.Ф. Розин родился в 1859 году в белорусском городке Рогачев. Учился у известного раби Хаима Соловейчика и других знаменитых раввинов Белоруссии. Получил сан раввина. Когда он юношей сдавал экзамен, то у него спросили, что он знает. Он сказал: половину Талмуда. Какую половину? Любую - последовал ответ.
По приглашению общины Динабурга ( так город именовался до 1893 г., затем – Двинск, а с 1920 г. - Даугавпилс) в 1889 г. Рогачевер занял пост духовного руководителя хасидов города. Посещал он синагогу Плановер, прихожанами которой была и наша семья.
Все авторы, которые писали о Рогачевском раввине, отмечают его острый ум и феноменальную память. Его называли «Энциклопедией Талмуда» и одновременно писали, что он был обаятельнейшей личностью и оставлял незабываемое впечатление на всех, кто его видел. Во время Первой мировой войны Рогачевский раввин по решению общины был эвакуирован в Петроград и там на десять лет стал хасидским раввином Петрограда.
По определению Краткой еврейской энциклопедии (т.7) И.Розин «один из крупнейших знатоков Талмуда своего времени и прославился обширным и глубоким знанием Вавилонского и Иерусалимского Талмуда, древней и средневековой раввинистской литературы» . Рогачевер был знаменит установлением связей между казалось несовместимыми областями галахических доказательств и установлением их концептуальной основы. Для него не было отдельно взятых понятий хасидизм и ортодоксальный иудаизм. Есть основанное на Торе мировоззрение и образ жизни этим мировоззрением обусловленный.
Во время визита в Даугавпилс в декабре 1931 года Рогачевера посетил великий еврейский поэт Хаим – Нахман Бялик. По сообщению Моше Амира (Бляха), поэт так оценил раввина: «Из мозга Рогачевского раввина можно было бы сделать двух Эйнштейнов. В нем есть несравненная уникальность и к нему надо относиться как к величайшей духовной ценнос ти еврейского народа».
Разъяснение им самых сложных вопросов религиозного законодательства было признано еврейством всего мира и к нему шли запросы от раввинов разных стран. В изданных его произведениях ответы на запросы раввинов составляют 6 томов.
Рогачевера, как и всех ортодоксов Латвии, волновало религиозное воспитание детей. С целью его усиления съезд раввинов Латвии создал фонд ортодоксального воспитания (Керен Гахинух) для поддержания деятельности учебных заведений в религиозном духе.
Рогачевский гаон имел очень большую прессу. Газеты отмечали его борьбу с суевериями, средневековыми наслоениями в религии. Печать подчеркивала понимание им веяний эпохи, умение согласовывать их с суровыми нормами религиозных законов.
В 1936 году И.Ф. Розин заболел, уехал на лечение в Вену и там умер 5 марта. За честь похоронить его у себя спорили общины Австрии, Польши и Даугавпилса. Спор был решен в пользу города, где он прослужил почти 50 лет. Похороны были грандиозными. Гроб с телом покойного несли на руках через весь город и сопровождало казалось все население, включая солдат – евреев по разрешению начальника гарнизона и многих христиан. Похоронили Рогачевского гаона рядом с захоронением остатков 25 свитков Торы, пострадавших от пожара.
Впечатление от прощания с Рогачевером волнует меня по сей день
Рогачевский гаон принес мировую известность богомольному Двинску.
Post Reply