Григорий Эпштейн: Подвиг учителя

История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Григорий Эпштейн: Подвиг учителя

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию
Григорий Эпштейн
Подвиг учителя

Прошло более 60 лет после окончания Второй мировой войны. Самой жестокой войны за всю историю человечества. Естественно, мы помним события, которые определили ход и победу в этой войне. Мы помним Сталинград и Берлин, Ленинград и Нормандию. Мы отдаем должное генералам и солдатам-героям, партизаним и героям тыла. Но мы не можем и не должны забывать тех, кто из того страшного времени передал нам образцы удивительного гуманизма, подлинного героизма, героизма проявленного под мечом, занесенным над головой. Мы не должны забыть Анну Франк и шведского дипломата Рауля Валленберга, немецкого коммерсанта Отто Шиндлера и японского посла в Литве Тиунэ Сугихара.
Особое место на аллее «Праведников мира» в музее Яд ва-Шем принадлежит Янушу Корчаку – великому гуманисту ХХ века, педагогу, писателю, врачу.
Настоящее имя Корчака – Генрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 года в Варшаве, в обеспеченной, интеллигентной, еврейской семье. В семье преобладало влияние польской культуры и царил дух космополитизма. В детстве и юности Генрик любил польский язык, людей и природу Польши. Он и чувствовал себя поляком. Но со временем к этому чувству стало примешиваться ощущение грусти и одиночества, что послужило, вероятно, усилению его связи с народом, к которому он принадлежал по крови. Многие биографы Корчака обходят молчанием его колебания в еврейском самоощущении, ограничиваясь упоминанием его происхождения. Сам Корчак писал, что о своем еврействе услышал случайно в возрасте пяти лет от служанки-христианки, запретившей ему ставить крестик на могилке его погибшей канарейки. А сын дворника объяснил, что ему, католику, уготовано место в раю, а Генрика ждет после смерти хотя и не ад, но какое-то другое место, где царит мрак. Это представление о темном еврейском рае многие годы оставалось для него травмирующим переживанием. Спустя много лет, в дни тяжелых испытаний он приходит к сознательному и добровольному, основанному на велении совести выбору еврейской судьбы.
Отец Генрика - Юзеф Гольдшмидт был известным в Варшаве адвокатом. Гендрику исполнилось одиннадцать лет, когда тяжело заболел отец. Длительная болезнь отца в течение семи лет и его смерть лишили фактически семью средств к существованию. Семья быстро обеднела, исчезли и богатая квартира и прислуга, пришлось переселиться в бедный район. В этих условиях молодой Генрик решил, что теперь он должен содержать мать и сестру. Генрик, продолжая учиться в гимназии, одновременно работает гувернером в богатых домах и занимается репетиторством.
Психология и гуманистические взгляды сложились у Генрика еще в юности. В своем школьном дневнике он писал: «Чувствую, во мне сосредотачиваются неведомые силы, которые взметнутся снопом света, и свет этот будет светить мне до последнего вздоха. Чувствую, я близок к тому, чтобы добыть из бездны души цель и счастье».
После окончания школы Генрик поступил на медицинский факультет Варшавского университета, что и определило его дальнейший жизненный путь. Корчак писал: «Медицина открыла передо мной чудеса терапии и возможности познания тайн природы»
В это же время, еще юношей, Гендрик начинает пробовать силы в поэзии, публицистике и художественной прозе. Свои первые очерки он подписывает псевдонимом "Януш Корчак", который сохранился за ним до конца жизни. Корчак неоднократно говорил, что его литературная деятельность складывалась под влиянием русской литературы XIX века. Особое влияние на него оказало творчество Чехова.
В 1904 году после окончания университета Корчак начал работать врачом-педиатром в одной из детских больниц Варшавы. Однако, вскоре он был мобилизован для участия в русско-японской войне в качестве врача полевого госпиталя. Ежедневно сталкиваясь с неизбежными жертвами войны, Корчак еще более уверовал в гуманистический долг врача.
После войны Корчак посетил несколько европейских стран, где знакомился с работой детских больниц и домов. Он отмечал высокий уровень детских учреждений в Берлине, Париже, Лондоне, несравненно более высокий, чем уровень детских учреждений в России.
В 1905 году выходит первая повесть Корчака - "Дитя Гостиной", принесшая автору первый успех и заслуженную известность. Писательский труд становится неотъемлемой частью жизни Корчака, в одном ряду с работой в детских клиниках. Каждый день, на протяжении семи лет Корчак без устали врачует не только тела, но и души детей. Делает все возможное и невозможное, чтобы защитить малышей от одиночества и отчаяния, боли и нестерпимого унижения. Больных детей Корчак воспринимает, как «самый обездоленный класс».
В 1907 году Корчак вернулся в Варшаву и первые годы работает воспитателем в детских летних колониях, где основной контингент составляли сироты и дети из малоимущих еврейских семей. В эти же годы крепнет его решение осуществить на практике свои мысли о воспитании детей. В 1908 году Корчак вступает в благотворительную еврейскую организацию "Помощь сиротам". Вскоре он становится членом правления и руководителем маленького приюта для сирот. Благодаря Корчаку, этот приют превратился в образцовое детское учреждение и для него в 1911 году в Варшаве, на улице Крахмальная, 92 было построено новое здание. В большом доме, отданном детям, он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он ночами писал сказки для детей и книги о воспитании для взрослых.
В этом здании и открылся "Дом сирот", который просуществовал тридцать лет. В эти годы Корчак фактически отошел от медицинской практики и считал своей главной деятельностью воспитание детей. Идеи Корчака о детской психологии, о формах взаимоотношений взрослых и детей нашли отражение в книгах, написанных им в эти годы. Это «Школа жизни» (1907-08 годы), «Слава» (1913 год).
В 1914 началась Первая мировая война, и Корчак четыре года работает ординатором полевого госпиталя русской армии и снова борьба за жизнь человека.
Но Корчак уже известен не только как врач, но и как педагог. Как всегда во время войны растет число брошенных, обездоленных детей и весной 1917 Корчак откомандирован из армии для работы врачом в польских и украинских детских приютах. В Киеве он знакомится с известной польской общественницей Марией Фальской, которая в течение многих лет была соратницей и ближайшим помощником Януша Корчака.
В 1918 году Корчак возвращается в Варшаву. Здесь вместе с Фальской они организуют приют «Наш Дом», в котором нашли пристанище русские и украинские дети. Таким образом Корчак становится фактически руководителем двух приютов – «Дом сирот» и «Наш дом».
В эти годы Корчак публикует свой главный педагогический труд "Как любить ребенка" (1918). Автор рассуждает о судьбах маленького человека и проблемах детства в обществе. Корчак писал: «Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Годы войны лишь подтвердили грандиозность замыслов Корчака о коренном переосмыслении взглядов на мир детей, как личностей, не менее сложных, чем взгляды взрослых. Корчак писал:
«Государство требует от детей официального патриотизма, церковь - догматической веры, школа - беспрекословного повторения сомнительных истин, эгоизм недалеких и бесцеремонных родителей - безусловного подчинения. Результатом такого воспитания может стать лишь никчемная посредственность».
В «Доме сирот», созданном Корчаком после Первой мировой войны, было более ста детей и всего восемь человек обслуживающего персонала, включая самого директора. Причём все - даже повар и прачка - были фактически воспитателями. Это было маленькое государство детей, во главе которого стоял "Совет самоуправления". Впервые за всю историю педагогики Корчак создает в 'Доме Сирот' выборный детский сейм, товарищеский суд и судебный совет. Главными задачами детского сейма и товарищеского суда стало не принуждение, а воспитание самосознания. Превыше всего ценилась  способность размышлять, умение относиться к себе критически. Товарищеский суд в девяносто пяти случаях из ста выносил оправдательный приговор. Понять и простить - вот был девиз детского суда.
Сам Корчак имел мужество и мудрость неоднократно подавать на себя в детский суд за необоснованное подозрение, за оскорбление судьи. Для Корчака было важно внедрить в сознание детей, что и у них существует система защиты. Сознание, всегда необходимое как детям, так и взрослым.
Помимо руководства двумя детскими домами, помимо литературной деятельности, Корчак читал лекции в Институте специальной педагогики и Свободном польском университете. Кроме того он регулярно вел передачи на радио для детей и взрослых под псевдонимом «Старый доктор». Программы Корчака на польском радио были очень популярны как среди детей, так и среди взрослых. Благодаря схеме передач вопрос- совет Корчак приобретает огромную популярность среди варшавян.
Несмотря на усиление антисемитских настроений воинствующих националистов в предвоенной Польше, Корчак отказался от предложения переехать в Палестину. Он писал: "Проблема человека, его прошлого и будущего на земле, несколько затеняет для меня проблему еврея". Однако, после 1933 года во взглядах Корчака происходят заметные перемены. Он все чаще сталкивается с проявлением антисемитизма в родной Польше, интересуется судьбами своих выпускников, которые поселились в Палестине. Он получает от них приглашения и дважды посещает Святую Землю - в 1934 и в 1936 годах.
В Палестине Корчак встречается с беженцами из Германии и он понимает всю трагедию нацистских преследований, опасность, которая грозит его детям в «Доме сирот».
В 1940 немцы арестовали Корчака. Несколько месяцев он просидел в тюрьме 'Павиак', откуда его выкупили бывшие воспитанники. Огромная популярность Корчака давала ему возможность уехать из оккупированной фашистами Польши. Но Корчак возвращается в 'Дом Сирот', который уже находился на территории Варшавского гетто.
Когда стало известно, что 'Дом Сирот', в полном составе немцы собираются отправить в концлагерь, в Треблинку, бывшие коллеги, воспитанники Корчака – поляки пытались уговорить Корчака покинуть гетто. Были сделаны специальные пропуска на выход из гетто. Корчак отверг все предложения и до последнего момента оставался с детьми. Он говорил, что не сможет жить с сознанием, что покинул детей в минуту их гибели. И он оставался для того, чтобы скрывать от детей правду до последней минуты. В «Доме», по мере возможности, поддерживалась обычная жизнь. Работал товарищеский суд, издавалась детская газета, репетировали пьесу-сказку Тагора.
6 августа 1942 года. На улицы гетто вышла в последний трагический путь колонна в 200 человек- детей. Дети были аккуратно одеты в свои лучшие платья и шли ровным строем по четыре в ряд. Впереди колонны шел Януш Корчак, держа за руку маленького мальчика. За Корчаком шли восемь сотрудников, которые проработали с Корчаком в «Доме» много лет. Это было грандиозное трагическое шествие. Над колонной развивалось зеленое знамя короля Матиуша. Люди на улицах буквально застыли в изумлении. Такого еще в гетто никто не видел. Комендант в изумлении крикнул – «Что это?» и ему ответили – «Корчак с детьми». Когда дети уже были в вагонах, увозивших их в концлагерь, в Треблинку к Корчаку подошел немецкий офицер и предложил ему одному остаться. Корчак ответил «Нет» и закрыл за собой дверь...
Эта уникальная человеческая трагедия не исчезла из памяти людей. Детский дом Корчака продолжает работать и по сей день.
На месте смерти Корчака, в Треблинке стоит большой камень. На нем короткая надпись: 'Януш Корчак и дети'.
Русский писатель Александр Галич написал поэму «Кадиш», посвященную Янушу Корчаку:
Уходят из Варшавы поезда,
И скоро наш черед, как ни крути,
Ну, что ж, гори, гори моя звезда,
Гори на рукаве и на груди.
...и еще...
А на Умшлягплаце у вокзала
Гетто ждет устало – чей черед?
И гремит последняя осанна
Лаем полицая – «Дом сирот»!»
Post Reply