Лазарь Любарский: К выходу в свет книги "Собибор"

Ссылки на интересные книги, статьи, другие публикации

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Лазарь Любарский: К выходу в свет книги "Собибор"

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию автором
Лазарь Любарский

В лагере смерти Собибор "была произведена" смерть 250.000 евреев, тысячи поляков и нескольких сотен цыган!
К выходу в свет книги "Собибор. Восстание в лагере смерти".


וְהָיָה כְעֵץ שָתֶוּל עַל-פַלְגֵי מָיִם אֲשֶר פִּרְיו יִתֵן בְעִתּוׁ
ועָלֵהוּ לא יִבּול וְכל אַשֶר-יַעֲשֶה יַצְלִיחַ (תְהִלִים א 3).
И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод,
которое плод свой дает во время свое и чей лист не вянет;
и во всем, что ни сделает он преуспеет [Псалтирь (Теиллим) 1 3].
און ער וועט זיין ווי א בּוים געפֿלאַנצט בּיי בּעכן וואַסער, וואָס גיט זיין פֿרוּכט אין זיין צייט,
און זיין בּלאַט ווערט ניט פֿאַרוועלקט; אוּן אין אַלץ וואָס ער טוּט וועט ער בּאַגליקן (תְהִלִים א 3).

Лагерь смерти "Собибор" занимает особое место в истории "окончательного решения еврейского вопроса" в Европе во Второй мировой войне. Во-первых, лагерь был специально построен для этого на пустом месте и оснащен наиболее совершенными индустриально-технологическими средствами для "производства смерти"; в Собибор направлялись исключительно евреи со всех европейских стран немецко-фашистской коалиции или оккупации. Во вторых, с Собибором связана одна из самых героических страниц в истории еврейского сопротивления в годы войны, победное восстание "узников смерти", в результате которого бежали сотни заключенных и была убита большая часть находящихся в зоне эсэсовцев.
Летопись обоих явлений страдала и продолжает, по прошествии долгих десятилетий, страдать тенденциозным замалчиванием и искажением реальных исторических фактов, наносящих огромный моральный вред обществу, особенно воспитанию поколений будущего. Основные мотивы этому кроются в сущности двух государственных режимов того времени: в фашистской Германии и СССР. И хотя эти режимы канули уже в Вечность, но последствия их в отношении "Собибора" не исправлены до сих пор. Фашистская Германия была заинтересована в замалчивании физического геноцида в отношении евреев и стерла после восстания лагерь с лица земли. СССР же, проводя политику национально-культурного геноцида, не была заинтересована в популяризации чисто еврейского восстания и подвиг его руоводителя Александра Ароновича Печерского. В результате "Собибор" продолжает фигурировать как второстепенное звено в списке лагерей смерти, а легендарное восстание и его руководитель остаются почти безвестными, особенно в России.
Московское историко-литературное общество "Возвращение" выпустило в 2010 году книгу "Собибор. Восстание в лагере смерти", в которой приведены материалы всестороннего исследования обоих явлений. Это, неподверженная цензуре, документальная летопись лагеря и восстания, начиная с их предыстории, всех этапов функционирования лагеря, справками об участниках и палачах и "памяти" в мире о "Собиборе" вплоть до наших дней. Как уже отмечалось, в России, о восстании в Собиборе мало кому известно, хотя спланировал его и руководил им советский офицер Печерский. Первые публикации о немыслимо-победном восстании более чем за полтора года до окончания войны в октябре 1943 года, в глубоком гитлеровском тылу, на оккупированной территории Польши, на расстоянии 1000 км от линии фронта, появились уже в августе 1944 года в газетах "Красная звезда" (очерк Василия Гроссмана) и "Комсомольская правда". Сам Печерский откликнулся на эти корреспонденции в январе 1945 года, после "искупления своей вины кровью в штрафных-штурмовых частях", по приказу Сталина о "пленённых живьём советских граждан". Затем последовал очерк Павла Антокольского и Веньямина Каверина, лично взявших интервью у Печерского и включенный в известную "Черную книгу". Но беспощадная советская цензура в отношении публикаций материалов об евреях, изымала "неугодные фрагменты" о целенаправленном уничтожении еврейского народа, пропускала лишь информацию об уничтожении "советских людей". Это явление продолжалось вплоть до "Перестройки". Зарубежные материалы бывших узников в печати были вообще недоступны за "непроницаемым советским железным занавесом". Черная книга" в России не издана и поныне.
В Советском Союзе, за все это время увидели свет две книги, посвященные восстанию:"Возвращение нежелательно В.Томина и А.Синельникова (1964) и "Длинные тени" Михаила Лева. В первой книге, исходя из указанных ограничений, отсутствует слово "еврей" и приведены вымышленные имена, а в книге М.Лева, хотя и изданной в период перестройки, были также купюры. Составители книги "Собибор. Восстание в лагере смерти", С.С.Виленский, Г.В.Горбовицкий и Л.А.Терушкин, широко использовали колссальный материал: новые публикации, увидевшие свет в странах СНГ; зарубежные книги Юлиуса Шельвиса, Мириам Нович, Ричарда Рашке, Томаса Блатта и других авторов; документальный фильм Павла Когана и Лили ван ден Бергх; материалы из Интернета; свидетельства уцелевших узников Собибора; архивные материалы лиц и учреждений, изучавших историю восстания в Собиборе; обширные материалы писателя М.Лева, многолетнего друга Печерского. Но прежде всего была использована рукопись неизданной книги самого А. Печерского "Восстание в Собиборе". Все приведенные в книге сведения сопровождаются ссылками на соответствующий источник.
Более подробное освещенние книги не укладывается в рамки статьи. Поэтому представляется важным лишь вкратце осветить "контуры" восстания и последующей судьбы его руководителя А.А. Печерского, моего многолетнего знакомого и соседа по городу Ростов-на-Дону. История его жизни мне была знакома из личного общения с ним, имевшихся у него материалов, его обширной переписки.
По плану, кратковременности подготвки, исполнению и результатам, это уникальное восстание можно сравнить лишь с восстанием рабов в Древнем Риме под руководством "Спартака" в 73 году до нашей эры, когда 70 гладиаторов, с помощью пик, ножей и других подручных средств преодолели охрану и выбрались на свободу через кальдеру (впадину) Везувия. В абсолютно конспиративный план Печерского были полностью посвящены всего 25 исполнителей, которые поочередно завлекли в цеха своей работы в хозяйственной обслуге лагеря и ликвидировали с помощью такого же "спартаковского" оружия большую часть эсэсовских офицеров лагеря. Еще два десятка узников знали о готовящемся восстании и имели задание оборвать связь и сигнализацию, подготовить выходы для побега и обеспечить связь Печерского с исполнителями. Вся эта "работа" была совершена за один час, предшествующий вечернему проверочному построению 550 узников, после чего Печерский подал всем команду к штурму и побегу в окружающий лес, с предупреждением о прилегающем к лагерю минном поле.
Не повторяя официальные данные о погибших от последовавшего шквального пулеметного огня с вышек, подорвавшихся на минах, и других потерях, отмечу лишь, что войну пережили 62 человека: 49 из Польши, один из Чехословакии, девять из СССР, двое из Голландии, один из Франции (из книги Томаса Блатта "From the ashes of Sobibor"). За 17 месяцев функционирования лагеря было заживо уничтожено 250 тысяч евреев, 1000 поляков и несколько сотен цыган. Лагерь был ликвидирован по решению правительства Германии, следы уничтожены, закопанные трупы сожжены, земля распахана и засажена деревьями. Сегодня еще живут в мире трое узников Собибора в Израиле, двое в США, по одному в России и в Украине. После побега из лагеря, Печерский прошел остальные восемь кругов "АДА ДАНТЕ": брожжение среди врагов до выхода к партизанам Блоруссии; боец-подрывник-партизан до прихода Красной Армии; ярлык "изменника родины" от советских органов; боец смертник в штурмовом батальоне; ранение, как основание для избежания дальнейшего лишения свободы; несколько послевоеннх лет с клеймом изменника родины при неотступной слежке КГБ; новый суд по ложному уголовному обвинению в злоупотреблении по службе и оправдание; пять безработных лет во время кампании "космополитизма" вплоть до смерти Сталина в 1953 году; годы материального недостатка неквалифицированного рабочего и скудная пенсия до своей кончины 18 января 1990 года.
Таковы "контуры" пятидесяти лет жизни (сначала войны в 1941 году) Александра Ароновича Печерского, человека легендарной судьбы, всемирно известного своим беспримерным подвигом и почти неизвестном на своей родине, которая не наградила его никакой наградой (не только соразмерной его подвигу) ни при жизни ни посмертно. Единственную награду, "Медаль Сопротивления" ( The Medal of Resistance), ему присудил уже посмертно в 1995г. Мемориальный Музей Холокоста США ( United States Holocaust Memorial Museum). Такая же медаль была присуждена руководителю подполья в лагере и заместителю Печерского Леону ( Лейбу) Фельдгендлеру, убитого в апреле 1945 года членами подпольной Армии Крайовой. Обе эти медали получил участник восстания, житель США Томас ( Тойви) Блатт. Замалчивание восстания евреев в Собиборе и подвига Печерского объясняется лишь политикой государственного антисемитизма в СССР, определяемой исключительно Сталиным и реализуемой его беспрекословно послушными исполнителями. Существует мнение, что "бацилла" антисемитизма заразила Сталина еще до революции, когда он понял, что главная помеха на пути его партийного восхождения пролегает через еврейских, более влиятельных и харизматичных приближенных к Ленину (Троцкий, Свердлов, Каменев, Зиновьев...). Главным оружием Сталина в борьбе за свое единовластие и "культ личности", стала идеология "контрреволюции", "измены родины", "врагов народа". Став "наместником Бога" на земле, Сталин приступил к завершению, задуманного очевидно давно, более изощренного "решения еврейского вопроса": ликвидации всех национально-кулльтурных и просветительских надстроек (школ, театров, прессы, синагог...), изоляции от мирового еврейства, от национальных корней...при этом не допуская огласки о наличии какой-либо дискриминации евреев. Отсюда и замена слова "еврей" выражением "советский..." где шла речь о положительных качествах. Это должно было привести к полной ассимиляции евреев в течение нескольких поколений. Впоследствии, когда наступил второй этап сталинского "решения еврейского вопроса" ("кампания безродных космополитов", "Дела врачей"...) и поговаривали о переселении евреев, подобно ряда народов во время войны, и этот камуфляж был отменен. Этим обясняется и замалчивание восстания в Собиборе как "еврейское" и его еврейского лидера.
Составители книги "Собибор. Восстание в лагере смерти" и их помощники совершили огромный благородный труд во исправлении вопиющей несправедливости в отношении А.А. Печерского и его соратников по восстанию. К книге приложен документальный видео-диск, специально снятый на месте, где когда-то была "произведена смерть 250 тысяч евреев", с добавлением архивных снимков, в том числе А.А. Печерского, снятого при жизни. Над диском работала бригада во главе с Александром Марутяном.
Post Reply