Владимир Дашевский: о книге С.Резника "Мифология ненависти"

Ссылки на интересные книги, статьи, другие публикации

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Владимир Дашевский: о книге С.Резника "Мифология ненависти"

Post by Архивариус »

Прислано в редакцию автором
Владимир Дашевский
Древние предрассудки и современный антисемитизм

(о книге С.Е.Резника "Мифология ненависти", М., 2008).



Книга писателя и историка Семёна Резника - по объему небольшая (всего 88 страниц текста!), но ёмкая по содержанию. Подзаголовок гласит: "Об антисемитизме - для всех".
Когда и почему возникли предубеждения и неприязнь к евреям? Как традиционная юдофобия, порожденная религиозной нетерпимостью, превратилась в современный антисемитизм, основанный на лженаучных социально-экономических и расовых теориях? Откуда взялся сам термин "антисемитизм"? Каково основное содержание антисемитских мифов? Как отразилось распространение этой "мифологии ненависти" не только на исторических судьбах евреев, но и целых государств, например, Германии и Советского Союза? Что пытаются вбить людям в головы антисемиты современные, особенно те, которые действуют в России?
Обо всем этом написано и еще будет написано множество книг. Автор "Мифологии ненависти" сумел интересно рассказать об этих непростых вопросах и дать на них ответ, отражающий достижения современной науки. Его книга написана действительно для всех, кто хочет разобраться в сложной, болезненной и, к сожалению, не устаревшей теме.
Прекрасно владея историческим материалом, С.Резник отнюдь не ограничивается изложением известных фактов и мнений. Он выступает как самостоятельный исследователь, умеющий отстаивать свои взгляды. Так, говоря об истоках юдофобии (возникшей еще в дохристианские времена), С.Резник критикует ряд суждений видного филолога и историка античности Соломона Лурье, автора известной работы "Антисемитизм в древнем мире" (впервые увидевшей свет в 1922 году). Книгу эту пытались использовать в своих целях антисемиты, в том числе главари "третьего Рейха" и живший в США "русский последыш нацистов Андрей Дикий”, автор по-своему классического антисемитского фолианта "Евреи в России и СССР", изданного в 1967 году и не раз переизданного в постсоветской России" (С.Е.Резник, указ.соч., стр.23).
Конечно, внимательный читатель труда Соломона Лурье поймет, что именно там на самом деле сказано. Однако, как писал сын и биограф ученого Яков Лурье (сам ставший известным историком), "публикация в 1922 году "Антисемитизма" была не просто эпатажем - книга произвела впечатление, которого явно не хотел сам автор" (Я. С. Лурье, "История одной жизни", СПб., 2004 г., стр.95). Касаясь данного сюжета, С.Резник показал, насколько острыми и злободневными являются проблемы истории антисемитизма, даже если речь идет о временах далеких.
Переходя к временам "не столь отдаленным", С.Резник умеет рассказать читателю неизвестное об известном. На страницах его книги не случайно соседствуют имена Вильгельма Марра и Карла Маркса. О немецком публицисте - антисемите Марре, пустившем в 1879 году в оборот сам термин "антисемитизм", сейчас помнят только специалисты-историки. Имя Маркса всемирно известно. Но многие ли знают, что еще в 1844 году, в статье "К еврейскому вопросу", Маркс писал: "Каков мирской культ еврея? Торгашество. Кто его мирской Бог? Деньги",- и рассуждал о "денежной власти" евреев в Европе. Приведя точные и обширные цитаты, С.Резник отмечает: "О том, что основная масса евреев жила в невероятной нищете и бесправии, подвергаясь гонениям со стороны властей, Маркс, конечно, хорошо знал. Но если факты не укладывались в его "научную" теорию, то тем хуже было для фактов" (указ.соч., стр.8). Основоположник "научного коммунизма" сам, как известно, был еврейского происхождения. Но он внес свой вклад в "социально-экономическое обоснование" антисемитизма, хотя сам этот термин "тогда еще изобретен не был". "Еврей был объявлен низменным материалистом, всегда и везде преследующим только личную выгоду" (указ.соч.,стр.9,13). На этом, однако, развитие антисемитских "теорий" не остановилось. Стараниями Е.Дюринга, Х.С. Чемберлена и им подобных идеологов расизма под антисемитизм к началу XX века были подведены "биологические" основы. "Высшей расой,- пишет С.Резник,- были признаны индоевропейцы, они же арийцы, а низшими - все остальные, включая, конечно, семитов-евреев". Теперь даже переход в христианство не мог избавить еврея от клейма порочности и неполноценности. "Не удивительно, что при таком идеологическом оснащении антисемитское движение стало приобретать организованные формы" (указ.соч.,стр.13).
В книге С.Резника убедительно показано, как "из антисемитизма вырос нацизм" (курсив С.Резника), как юдофобия и антисемитизм стали сознательно использоваться в политических целях. В ход пошли и средневековые мифы (о том, что "жиды Христа распяли", что "иудеи употребляют кровь христиан в ритуальных целях", и тому подобное), и созданные уже в современную эпоху легенды о "всемирном еврейском заговоре", о "пятой колонне" из "предателей-евреев" и т.д. Все эти измышления С.Резник тщательно анализирует, показывает их происхождение из древних суеверий, их полную несостоятельность. И, что важно отметить,- он разъясняет причины "поразительной живучести антисемитских фальшивок". Автор "Мифологии ненависти" не разделяет "типичное заблуждение рационально мыслящих интеллектуалов": мол, "достаточно доказать, продемонстрировать подложность какого-то документа, и он перестанет кого-либо интересовать" (стр.67). История антисемитских фальшивок - от знаменитых "Протоколов сионских мудрецов" до изготовленного недавно видеофильма "Россия с ножом в спине" - "показала, что это не так". "Даже твердо установленные факты, если они не укладываются в стереотипные мифологемы, часто вымываются из общественного сознания",- констатирует автор (стр.74).
С.Резник показывает, какие политические силы в XX веке и в наши дни особенно активно использовали и раздували антисемитские предрассудки. Французские реакционеры, организовавшие "дело Дрейфуса"; сторонники российского самодержавия накануне его краха; германские фашисты, развязавшие Вторую мировую войну; Сталин и его преемники, пытавшиеся спасти обреченную коммунистическую диктатуру; российские "национал-патриоты", активно возрождающие культ Сталина, а некоторые - и Гитлера; политиканы и террористы, освящающие свои преступления именем ислама и иной религии,- таковы эти силы, проявившие себя как враги свободы и демократии и ставшие барьером на пути развития современной цивилизации.
Те, кто сеет между народами национальную вражду, всегда стремились оправдать свои действия защитой интересов "своего" народа. В связи с этим автор "Мифологии ненависти" пишет: "Друзья народа", растлевающие ненавистью незащищенное сознание простых людей, и есть самые страшные его враги" (стр.88). С.Резник цитирует в своей книге Обращение к русскому обществу, составленное в 1911 году В.Г.Короленко и подписанное виднейшими деятелями русской литературы, науки, культуры того времени. Лучшие представители русской интеллигенции стали тогда на защиту рядового человека- еврея Менделя Бейлиса, которого царские власти обвинили в "ритуальном убийстве". "Те самые люди, которые стоят за бесправие собственного народа, всего настойчивее будят в нем дух вероисповедной вражды и племенной ненависти,- говорилось в Обращении. - Не уважая ни народного мнения, ни народных прав, готовые подавить их самыми суровыми мерами, - они льстят народным предрассудкам, раздувают суеверие и упорно зовут к насилиям над иноплеменными соотечественниками" (указ.соч.,стр.53-54). Надо ли говорить, насколько актуально звучат и теперь, почти через сто лет, эти слова?
Остается добавить, что талантливая книга С.Е.Резника, благодаря усилиям Московского бюро по правам человека (МБПЧ) и его директора, члена Общественной палаты Александра Брода, вышла в России двумя изданиями - в 2006 и 2008 годах. Однако общий тираж обоих изданий - только 2,5 тысячи экземпляров. В свободную продажу книга не поступала- таковы условия издательской деятельности МБПЧ. Будем надеяться, что российская общественность не оставит незамеченной эту книгу.


Владимир Дашевский,
кандидат исторических наук,
зам.председателя Московского антифашистского центра.
Post Reply