Еврейские солдаты Красной армии

История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Еврейские солдаты Красной армии

Post by Архивариус »

Московская выставка дает слово еврейским солдатам Красной армии
Анна Рудницкая


МОСКВА (JTA) – Лев Файн, еврейский солдат Красной армии, вернулся домой в Минск в 1945 году, где и нашел письмо о том, что его семья была уничтожена нацистами, и о страшных последствиях для белорусских евреев нацистской оккупации.
«Отец и дядя Файна погибли на третий день пребывания в гетто – 3 августа. Мать, Маня и Бэллочка, тетя Файна и ее дочь – 20 ноября, во вторую акцию массового уничтожения. К началу 1942 года я была единственной, оставшейся в живых», -- говорится в письме, написанном женой друга, которой чудом удалось уцелеть.
Это письмо Фейну - ему сейчас уже 95 лет и живет он в Соединенных Штатах - вошло в экспозицию солдатских писем и выдержек из их дневников времен Второй мировой войны, открывшейся на этой неделе в Москве в Центральном музее Великой отечественной войны.
Выставка, названная «Письма и воспоминания еврейских солдат Красной армии», -- часть документального проекта, авторы которого собрали свидетельства примерно 900 ветеранов войны, живущих в 10 странах, многие в Соединенных Штатах. На выставке, которая продлится один месяц, также экспонируются фотографии и видеозаписи.
«Эта война в советской истории долгое время представлялась как война небожителей и героев. Ее главными персонажами были генералы и политические лидеры, -- сказал Олег Будницкий, директор Международного исследовательского центра российского и восточноевропейского еврейства, на церемонии открытия выставки. – Пришло время дать слово рядовым участникам. Более 30 миллионов человек служили в Красной армии во время Второй мировой войны; 450.000 из них – евреи».
По оценкам демографов, около 150.000 евреев, служивших в Красной армии, погибли во время Второй мировой войны. Кроме того, погибли более 2 миллионов еврейских граждан, не служивших в армии, – что составляет более 10% советских военных потерь, хотя евреи составляли всего 2% населения.
Эта выставка - проект Архивного фонда Блаватника, некоммерческой организации, созданной Леонардом Блаватником, американским миллиардером советского происхождения. Он приехал в Москву на церемонию открытия выставки.
«Я хочу как-то документировать роль евреев в истории войны, хочу представить их не только как жертв, но и как героев, -- сказал он корреспонденту JTA. – Очень важно собрать этих свидетелей сейчас, пока эти люди живы.
На московской выставке представлена лишь небольшая часть нашего архива. Мы хотим поделиться информацией, которую собираем, с Центром еврейской истории в США и со многими другими организациями - университетами, школами, библиотеками».
Большинство из 900 интервью были взяты за пять лет дуэтом, отцом и дочерью, бывших советских граждан – координатором проекта Юлией Червинской и директором по интервью Леонидом Рейнисом. Их работа пока еще не завершена.
«У большинства людей, с которыми мы говорили, раньше никто не брал интервью, -- говорит Рейнис. – Они декламировали стихи, плакали, замолкали и говорили: ‘Прости, милый, это было так много лет назад, я не помню…’ А потом говорили мне: ‘Спасибо тем, кто тебя послал, за то, что помнят’».
Среди присутствовавших на открытии выставки был Борис Стамблер, которого в 1941 году в возрасте 16 лет отправили в Брянск. Он и его отец оба воевали и вернулись с войны.
«Когда меня интервьюировали для этой выставки, то среди прочего спросили, был ли во время войны антисемитизм, -- вспоминает Стамблер, живущий в Москве. – Я ответил, что в нашей армии служили люди почти 30 национальностей. Мы ели из одного котелка, и кровь у нас была одного цвета».
По словам Червинской, почти 99 процентов ветеранов ответили, что не испытывали антисемитизма в то время. Часто при этом они добавляли: мы чувствовали, что должны быть сильнее и смелее других, «чтобы не позволить им назвать евреев трусами».
Post Reply