КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛІТТЯ
Posted: Fri Jun 18, 2010 11:18 pm
ПЕТРОСЮК М. І. (м. Вінниця) КОРЧМА — ЯК ЕЛЕМЕНТ ГРОМАДСЬКОГО ПОБУТУ ПОДОЛЯН XIX СТОЛІТТЯ
http://museum.vn.ua/articles/etno/petro ... korch.html
Подавляющее большинство кабаков находилась в руках евреев, их арендовали сначала у помещиков, а после отмены крепостного права - у сельской общины. В договоре об аренде корчмы, который заключали община села и еврей, обуславливалась денежная сумма, которую арендатор должен каждое полугодие передавать в общественную кассу, цена водки, срок аренды корчмы.
Договор заключался в письменной форме и скреплялся подписями сторон и печатью сельского старосты. Подавляющее большинство Договоров заключались сроком на 2-3 года.
Деньги, которые община получала как арендную плату, шли на ремонт церкви, содержание сельской школы, благотворительного общества, которое функционировало при местной церкви.
Но большая часть дохода от продажи водки оставалась у еврея арендатора. Для получения максимальной прибыли трактирщик использовал все возможные средства: обсчитывал опьяневших крестьян, давал водку в обмен на вещи и продукты, явно занижая их стоимость, торговал в долг и под заклад. Иногда не гнушался корчмарь и крадеными вещами, коровой или волами, которые продавали ему воры. Богатство трактирщика нередко провоцировало разбойников напасть на корчму.
Внешний вид корчмы арендатора почти не интересовал.
М. Коцюбинский, описывая один из обычных подольских кабаков, обращает внимание на черные стены корчмы, выбитую стекло в окне, грязные столы.
Вымогательство арендатора вызвало справедливые нарекания крестьян и часто, напившись, они устраивали в корчме дебош: ломали стулья, били корчмаря. В отдельных случаях сельская община принимала решение лишить еврея аренды и назначала на его место кого-нибудь из сельских жителей, однако доход от корчмы при этом, как правило, резко уменьшался.
Контингент посетителей корчмы был довольно разнообразным.
В корчму ходили мужчины и женщины, причем здесь они пользовались абсолютно равными правами. В XIX в. посетителями корчмы все чаще становятся парни и девушки, которые раньше по свидетельству А. Свидницкого, появлялись здесь очень редко. Парни, в частности, распивали часто в корчме магарыч по поводу приема в общество юношей нового члена.
Зимой или в плохую погоду в корчме, а летом у корчмы молодежь устраивала «музыки», то есть танцы под музыку. В течение дня в корчму заходили почти все представители сельской администрации. Иногда староста с судьями (члены общественного суда) или своими подручными здесь рассматривали дела о нарушении общественного порядка, мелкое воровство, несвоевременную уплату налогов.
Подольская корчма XIX в. оставалась местом проведения некоторых праздников, например, праздники, известное под названием разгром или Русаль (росали. Отмечалось оно в первый день Петрова поста замужними женщинами. Сойдясь утром в корчме они садились «гнать шуляка»: пили водку и при этом желали друг другу, чтобы коршун не хватал цыплят, а потом, как отмечает один из исследователей праздники, «пели срамные песни, рассказывалы сальные анекдоты. Одна старалась переплюнут другую.
Мужчины в тот день в корчму не заходили, а если какой все же появлялся - женщины его раздевали и возвращали одежду только после магарыча.
Корчма была также своеобразной нотариальной конторой. Здесь оформлялись и закреплялись магарычом всевозможные договоры, соглашения. Она же исполняла роль постоялого двора, в котором могли остановиться и переночевать проезжие.
(публикация и перевод Игоря Деснера)
http://museum.vn.ua/articles/etno/petro ... korch.html
Подавляющее большинство кабаков находилась в руках евреев, их арендовали сначала у помещиков, а после отмены крепостного права - у сельской общины. В договоре об аренде корчмы, который заключали община села и еврей, обуславливалась денежная сумма, которую арендатор должен каждое полугодие передавать в общественную кассу, цена водки, срок аренды корчмы.
Договор заключался в письменной форме и скреплялся подписями сторон и печатью сельского старосты. Подавляющее большинство Договоров заключались сроком на 2-3 года.
Деньги, которые община получала как арендную плату, шли на ремонт церкви, содержание сельской школы, благотворительного общества, которое функционировало при местной церкви.
Но большая часть дохода от продажи водки оставалась у еврея арендатора. Для получения максимальной прибыли трактирщик использовал все возможные средства: обсчитывал опьяневших крестьян, давал водку в обмен на вещи и продукты, явно занижая их стоимость, торговал в долг и под заклад. Иногда не гнушался корчмарь и крадеными вещами, коровой или волами, которые продавали ему воры. Богатство трактирщика нередко провоцировало разбойников напасть на корчму.
Внешний вид корчмы арендатора почти не интересовал.
М. Коцюбинский, описывая один из обычных подольских кабаков, обращает внимание на черные стены корчмы, выбитую стекло в окне, грязные столы.
Вымогательство арендатора вызвало справедливые нарекания крестьян и часто, напившись, они устраивали в корчме дебош: ломали стулья, били корчмаря. В отдельных случаях сельская община принимала решение лишить еврея аренды и назначала на его место кого-нибудь из сельских жителей, однако доход от корчмы при этом, как правило, резко уменьшался.
Контингент посетителей корчмы был довольно разнообразным.
В корчму ходили мужчины и женщины, причем здесь они пользовались абсолютно равными правами. В XIX в. посетителями корчмы все чаще становятся парни и девушки, которые раньше по свидетельству А. Свидницкого, появлялись здесь очень редко. Парни, в частности, распивали часто в корчме магарыч по поводу приема в общество юношей нового члена.
Зимой или в плохую погоду в корчме, а летом у корчмы молодежь устраивала «музыки», то есть танцы под музыку. В течение дня в корчму заходили почти все представители сельской администрации. Иногда староста с судьями (члены общественного суда) или своими подручными здесь рассматривали дела о нарушении общественного порядка, мелкое воровство, несвоевременную уплату налогов.
Подольская корчма XIX в. оставалась местом проведения некоторых праздников, например, праздники, известное под названием разгром или Русаль (росали. Отмечалось оно в первый день Петрова поста замужними женщинами. Сойдясь утром в корчме они садились «гнать шуляка»: пили водку и при этом желали друг другу, чтобы коршун не хватал цыплят, а потом, как отмечает один из исследователей праздники, «пели срамные песни, рассказывалы сальные анекдоты. Одна старалась переплюнут другую.
Мужчины в тот день в корчму не заходили, а если какой все же появлялся - женщины его раздевали и возвращали одежду только после магарыча.
Корчма была также своеобразной нотариальной конторой. Здесь оформлялись и закреплялись магарычом всевозможные договоры, соглашения. Она же исполняла роль постоялого двора, в котором могли остановиться и переночевать проезжие.
(публикация и перевод Игоря Деснера)