Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Шавуот

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Шавуот

Post by Weissberg »

Шавуот – Псалом 19
Откровение Божье

В молитвеннике «Аводат Израель» псалом 19 приурочен к недельной главе «Итро», в которой помещены «Десять Заповедей» (смотри: «Недельный псалом», страница 32) По мнению Виленского Гаона этот псалом следует читать также и в Праздник Откровения – Шавуот. Псалом 19 указывает нам, что существуют две формы откровения. Раввин Гирш говорит о «двойном Божьем Откровении: в природе и в Законе»

В первой половине псалма речь идёт о Творении:
«Небеса рассказывают о славе Бога, о творчестве рук Его вещает небосвод» (строфа 2).
Как замечает раввин Гирш, для признания Творца Вселенной не понадобилось бы Откровение у горы Синай. Это признание Бога проистекало бы из наблюдения природы, в частности, из наблюдения неба. Однако, не следует впадать в ошибку идолопоклонства и не обожествлять, к примеру, солнце, которому Бог предписал определённое пространство (смотри строфу 5).

Вторая часть псалма восхваляет Божественные Законы, которые должны регулировать наши действия и возможности.
«(Но) Закон Бога совершенен, успокаивает душу, свидетельство Бога верно, делает оно мудрым и простака. Повеления Бога праведны, сердце веселят. Заповедь Бога светла, просвещает глаза. Боязнь Бога чиста, вовек она пребывает. Законы правосудия Бога – истина. Все они справедливы» (строфы 8 – 10).

В своём анализе псалма Л. Прийз заметил, что природа и Тора дополняют одна другую. Наш псалом содержит в себе требование сдерживания и обуздания природы с помощью Закона. Безграничная свобода оборачивается несвободой.
Тора Всевышнего указывает путь к свободе!



Псалом 19

/1/ Руководителю (музыкантов). Песнь Давида. /2/ Небеса рассказывают о славе Бога, о творениях рук Его вещает небосвод. /3/ День дню передает речь, ночь ночи открыва¬ет знание. /4/ Нет речи, нет слов, не слышен голос их. /5/ (Но) по всей земле проходит черта их, до окраин вселенной - слова их. Солнцу Он поставил в них шатер. /6/ Оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как богатырь, пробегая путь. /7/ От окраин небес исход его, оборот его до краев их - ничто не скрыто от теплоты его. /8/ (Но) Закон Бога совершенен, успокаивает душу, свиде¬тельство Бога верно, делает оно мудрым простака. /9/ По¬веления Бога праведны, сердце веселят; заповедь Бога светла, просвещает глаза. /10/ Боязнь Бога чиста, вовек она пребывает. Законы правосудия Бога - истина, все они справедливы, /11/ они - желаннее золота, множества чис¬того золота, слаще меда и капель сотов. /12/ Так и раб Твой осторожен с ними, ибо в соблюдении их - великая на¬града. /13/ Кто может уразуметь погрешности свои? От тайных моих (грехов) очисти меня. /14/ Также от умыш¬ленных (грехов) удержи раба Твоего, чтобы не властвова¬ли надо мной. Тогда я буду совершенен и чист (и) от мно¬жества преступлений. /15/ Да будут угодны речения уст моих и думы сердца моего Тебе, о Бог, твердыня моя и из¬бавител

Шавуот – Псалом 29
Вручение Торы

Псалом 29 мы читаем в пятницу вечером при Встрече субботы ( Каббалат Шаббат ) и при возложении Торы во время субботней утренней молитвы. В Талмуде (в разделе Сукка 55 a) написано, что этот псалом следует также читать в праздник Суккот во время первой первой половины утреннего Богослужения, В книге
«Массехет Соферим» (раздел 18,3) имеется предписание читать данный псалом в Недельный праздник - праздник Шавуот.

Хотя упомянутый псалом и не говорит непосредственно и прямо о событиях у горы Синай, наши мудрецы относят некоторые строфы этого псалма ко вручению Торы еврейскому народу. Об этом, к примеру, пишет в своем комментарии Раши. Строфа 7 псалма 29 гласит:
«Голос Бога высекает пламень огней».
Раши считает, что эта строфа говорит о словах Десяти Заповедей, с огнём и пламенем вылетающих из уст Всевышнего и запечатлевающихся на каменных Скрижалях.

Многие строфы нашего псалма исследуются в трактате «Зевазим» (116, а). Талмуд рассматривает вопрос о том, что такое услышал тесть Моше Раббейну Итро, предопределившее его переход в иудаизм?
«И услышал Итро, жрец Мидьянский, тесть Моше, обо всём, что сделал Бог для Моше и для Израеля, народа Своего (Шмот 18, 1).
Рабби Элиазар из Модаим считает, что Итро узнал о вручении Торы.
«В тот момент, когда Тора была вручена Израелитам, с одного конца света до другого прокатился сильный шум. Все народы мира почувствовали в своих дворцах землетрясение, и все присоединились к хвалебному песнопению, ибо сказано:
«Голос Бога разрешает от бремени ланей и обнажает леса, и в Храме Его всё возвещает о славе» (строфа 9). Они собрались около неподвижного Валаама и вопрошали: Что это за шум, который мы услышали? Это надвигается всемирный потоп? Ибо сказано: «Бог восседал над потопом» (строфа 10 а). И он отвечал им: « И будет восседать Бог властелином вовек» (строфа 10 б)....
Что это был за шум, который мы слышали? Он отвечал: Всевышний, будь Он благословен, имеет в Своей сокровищнице драгоценное украшение, и сейчас Он хочет подарить его своим детям. Ибо сказано; «Бог даст мощь народу Своему» (строфа 11 а) (подразумевается, что Бог вручил своему народу Тору). В ответ они все стали говорить: «Бог благословит народ свой миром» (строфа 11 б).

Псалом 29

/1/ Песнь Давида. Воздайте Богу сыны могучих, воздайте Богу славу и силу, /2/ воздайте Богу славу имени Его, поклонитесь Богу в священном благолепии! /3/ Голос Бога - над водами, Всесильный в славе Своей мечет громы, Бог - над водами многими. /4/ Голос Бога могуч, голос Бога величествен. /5/ Голос Бога сокрушает кедры, сокрушил Бог кедры Ливана, /6/ заставил Он их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирьон - подобно молодому буйволу. /7/ Голос Бога высекает пламень огней. /8/ Голос Бога сотрясает пустыню, сотрясает Бог пустыню Кадеш. 191 Голос Бога разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и в Храме Его все возвещает о славе. /10/ Бог восседал над потопом, и будет восседать Бог властелином во¬век. /11/ Бог даст мощь народу Своему, Бог благословит народ Свой миром.
Post Reply