Зачем мы написали «Почему это должно меня волновать?»

История Холокоста. Жертвы, преступники, герои и праведники. История ВОВ.

Moderator: Ella

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
User avatar
Архивариус
Модератор форума
Posts: 1411
Joined: Thu Feb 21, 2008 5:28 am

Зачем мы написали «Почему это должно меня волновать?»

Post by Архивариус »

ЙОМ А-ШОА
Зачем мы написали «Почему это должно меня волновать?»
Жанетт Фридман

НЬЮ-МИЛФОРД, Нью-Джерси (JTA) – На школьных и библиотечных книжных полках сотни книг о Холокосте, но мой соавтор Дэвид Голд и я решили, что книги и видео, которые бьют людям по голове страшными данными об огромном числе убитых – и даже воспоминания выживших – не всегда трогают молодые сердца. Достаточно только глянуть вокруг себя, чтобы убедиться: мы терпим неудачу.
Похоже, люди не понимают, что самые главные уроки Холокоста касаются отношения людей друг к другу, того, как они принимают решения и чему они верят, читая газеты и слушая радио. Очень редко такой курс рождал у учащихся понимание, что у них должны быть ценности и что они должны нести ответственность за свои поступки.
Поэтому мы сели перед нашими компьютерами, подключились к Googletalk и вместе написали: «Почему это должно меня волновать? Уроки Холокоста» -- «живая» книга, которая все время обновляется в Интернете и в бумаге. Она предназначена для того, чтобы привлечь внимание молодых людей и заставить их задуматься о мире и своей роли в нем.
Для меня это путешествие началось 31 год назад в Тинеке, городке штата Нью-Джерси во время первого нефтяного кризиса. Я везла своих детей в детский сад и увидела свастики и антисемитские граффити на бежевой кирпичной кладке. Я была в бешенстве, но мне не кого было винить. До 1979 года относительно немного людей слышали о Холокосте, а многих это вовсе не интересовало. Будучи консультантом еврейских студентов в колледже Уильяма Паттерсона, я поняла, что хочу сделать специальную программу для студентов.
В те дни преподавание истории Холокоста было большой редкостью в школьной системе, еврейской или светской. Было очень мало материала, который можно было бы использовать в классе. Мемориальные церемонии тогда очень редко проводились на уровне штата или государства. Учителя обращались к каталогу фильмов и выбирали самый короткий фильм из тех, что им удавалось отыскать – потому что на эту тему им отводилось всего 40 минут.
Большинство останавливались на 28-минутном фильме Алана Резнайса под названием «Ночь и туман», но на обсуждение времени уже не оставалось. Нагромождение ужасов не срабатывало. Сейчас ситуация даже еще хуже – в эпоху телевидения высокой четкости: насилие, льющаяся и запекшаяся кровь высокого разрешения каждый день бьет по глазам детей и подростков, а крупнозернистые черно-белые изображения прошлого их едва ли трогают.
Когда уроки Холокоста были включены в национальную программу общественных наук, я поняла, что учащиеся получают слишком мало и слишком поздно. Их, уже настроенных на запугивание и ненависть, было очень трудно перестроить, показав им «Список Шиндлера», и ждать изменения в их поведении и ценностях. Сегодня отмечается размывание, неверная интерпретация, упрощение и, возможно, самое ужасное – использование Холокоста как средства для сбора денег и в качестве политической дубинки.
Тогда что же хорошего в изучении Холокоста, если никто об этом не беспокоится – или не знает, как беспокоиться?
В 1982 году мне уже казалось важным начинать эту программу в первом классе с Диснея «Слон Дамбо». Этот фильм можно использовать для прививки ценностей и обучения характеру, показывая, что тот, кто создан как иной, может пострадать, особенно если «хорошие» люди вокруг них ничего не делают, чтобы остановить это. Тогда мне сказали, что подобный образ мысли – профанация, но время шло, и я все больше убеждалась в своей правоте.
Чуть более трех лет назад я навестила Голда, моего старого однокурсника по бруклинскому колледжу, когда он сидел Шиву по своей матери. Мы поговорили и договорились работать вместе над выработкой нового подхода.
Угол зрения, который мы предлагаем в нашей книге «Почему это должно меня волновать?», стал результатом многолетних исследований и личного опыта. Он был консультантом по иудаике на университетском уровне; работал директором в Национальной комиссии по юношеству в Американском еврейском конгрессе; был директором-основателем Американской еврейской школы в Будапеште American Endowment School- Mesorat Avot (Традиции отцов), а также входил в комиссию Голдберга по американским евреям и спасению во время Холокоста. Что ж до меня – то я изучила много материалов, изданных для школ.
В то же время я была матерью трех подростков, которые учились в старших классах в школе Нью-Милфорда, бывшей тогда рассадником издевательств и антисемитизма. Именно там моему сыну Дану не позволено было войти в класс, потому что один из его соучеников принял решение: «Евреям вход запрещен». Дану было сказано, что он отправится в ад за убийство Иисуса и что дневник Анны Франк фальшивка. Директор школы сказал мне, что Холокост – это вопрос точки зрения, и что я имею в виду, когда говорю, что евреи не убивали Иисуса?
Пятнадцать лет спустя штат сделал изучение Холокоста обязательным, одноклассники моего сына благополучно поиздевались и над «Списком Шиндлера».
Это должно было измениться. Дэвид и я поняли, что нам надо использовать язык детей и контекст их жизни, чтобы пробиться через их цинизм. Имея в своем распоряжении новые средства коммуникации, мы хотели дотянуться до школьников, погруженных в поп-культуру и в Интернет. Итак, мы ссылаемся на сотни сайтов, которые подтверждают истинность наследия, которое выжившие в Холокосте хотят забыть. И используем культурный контекст, доступный пониманию школьников.
В худшем случае преподавание Холокоста создает презрительное отношение к евреям и антисемитизм старого образца с современным поворотом – то есть имеет эффект, диаметрально противоположный тому, который хотят выжившие. В лучшем случае результат – это заботливый, ответственный человек, который понимает, в чем истинная суть Холокоста.
В «Почему это должно меня волновать?» вкратце написано о том, как беспрецедентный Холокост сегодня вновь проявляется в геноцидах на более скромном уровне. Мы используем Бората (персонаж британского комика Саши Барона Коэна) и Боно (Пол Дэвид Хьюсон — ирландский рок-музыкант, вокалист рок-группы U2. Известен также своей гуманитарной деятельностью в Африке. Посвящен в рыцари.), проект National Geographic по составлению генетического атласа, Гарри Поттера и истории выживших в геноцидах в качестве средства достучаться до школьников, заставить их думать критически и заботиться.
Да, научные исследования и документация Холокоста должны продолжаться. Для ученых это средство создания историй, содержащих ценности, необходимые для «исправления» мира. Они дают нам возможность перевести этот материал на язык, понятный учащимся, выжившим и людям доброй воли.
Могут быть и несогласные, но мы с Дэвидом убеждены: «Больше никогда» -- лозунг не только для евреев. «Почему это должно меня волновать?» написано для того, чтобы показать именно это.
Ella
Модератор форума
Posts: 99
Joined: Mon Feb 25, 2008 6:08 am

Re: Зачем мы написали «Почему это должно меня волновать?»

Post by Ella »

На мой взгляд это все мимо кассы. Не в волнении суть, а в понимании, а вот этим современные профессиональные холокостоведы, похоже, не очень озабочены. Наоборот, еще и за честь почитают кокетничать "непостижимостью".

До молодого поколения достучаться можно, только поставив вопрос: "Чем это лично для меня опасно? Что я должен сделать, чтобы не?.." А волнение - штука факультативная.
Post Reply