Евреи в Стране Советов

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Valerij Komissarenko
участник форума
Posts: 3
Joined: Sun Mar 07, 2010 12:14 pm

Евреи в Стране Советов

Post by Valerij Komissarenko »

С другого берега

Эту историю мне рассказал один из при сём присутствовавших., Валентин С.
Научным руководителем атомного проекта был назначен академик Игорь Васильевич. Курчатов. Все остальные носили иные фамилии и имена – Герш Ицкович Будкер, Яков Борисович Зельдович, Виталий Лазаревич Гинзбург, Юлий Борисович Харитон и так далее и в том же духе, что дало основание именовать в кремлёвсих кругах эту группу «Израиль». Гинзбург даже среди них выделялся завидным чувством юмора и несдержанностью языка. Однажды он заявил:
- Научный потенциал Игоря Васильевича хорошо известен. Но ему будет трудно руководить нашим коллективом.
- Но почему? – заявили присутствующие.
- Он очень плохо говорит на идиш.
Герш Ицкович, хохмач, не уступавший Гинзбургу, подлил масла в огонь:
- Откуда, Виталий, ты это знаешь?
- Мы вместе были на семинаре у Абраши Иоффе, и я запомнил его слова:
- Игорь Васильевич, вы талантливый физик, лишь одно обстоятельство сильно мешает вам – вы плохо владеете идиш.
Быть может, этот эпизод Валентин С. Взял из серии «Физики шутят», но факт остаётся фактом. Сахаров А.Д. женился на Елене Боннэр из-за желания овладеть идиш только за то, что им разговаривал Лифшиц.
Теперь обратимся к широким народным массам в лице некоего колхозника-возничего. В конце 70-х я входил в бригаду шабашников, мы занимались внутренней отделкой новой школы в селе Кашперовка. Нам была придана лошадь с телегой и возничий – абсолютно гоголевский тип из «Вия». Эта транспортная единица подвозила нам цемент, плитку, отделочные материалы. В умеренных количествах возница всё это по бартеру обменивал на самогон и уже к обеду отключался. После обеда лошадь, хорошо знавшая дорогу на склад (камору), сама доставляла необходимое на стройку, обменивая часть возимого на сено и овёс в эквивалентных количествах. Однажды наш бригадир Володя Ксеник сказал мне: «Виля, тебя, кажется, когда-то выгнали из сельхоза, и ты долгое время проработал в школе, поэтому должен знать, как обращаться с животными. Поезжай на склад сам, сегодня надо получить цветную плитку для столовой. Иначе эти животные пропъют всё. Понимаешь, чем это грозит!?» Я не стал уточнять, кого имел в виду Володя, рванул под уздцы и быстрей зашагал. Но не тут-то было! Возница очухался и увязался за обозом в надежде на опохмелку. По дороге завязался интересный разговор с возницей, в который изредка вмешивалась лошадь, одобрительно пофыркивая или осуждающе попёрдывая. Невдалеке показался клуб, где отделочные работы вела конкурирующая фирма из Бердичева. Возница сказал:
- Напэвно там крутяться жыды.
- Возможно.
Лошадь фыркнула.
- Оцэ так, скажу я тоби, хлопче, жыд робыты нэ будэ.
Лошадь пёрднула.
- Я згадую, до вийны тут жыло багато жыдив. Нихто з ных нэ робыв.
- А на что они жили?
- Пошывалы упряж, на кузни, вчытелювалы, ликарямы, а так нихто нэ робыв.
Я попытался перевести разговор в другое русло
- А почему у твоего воза переднее ведущее колесо болтается?
- Та дёгтю ж нэма. Раниш його гналы жыды в кузни и колэса правылы, а зараз нэма.
- Так всэ-таки жыды шось робылы.
Возница внимательно посмотрел на меня и только сказал:
- А ты, хлопче, нэ з ных?
В отместку я не дал похмелиться ни лошади, ни вознице. Возница промолчал, а лошадь возмутилась по-своему прямо в мою жидовскую морду.
Но при чём же здесь физики к этой лирике? А при том, что в общественном сознании сложился образ еврея – учёного, врача, ремесленника т.е. абсолютного бездельника, не создающего материальных благ: зерна, угля, калош. Ну что мог думать о евреях колхозник, машинист, путеец, мент, гебешник? В Казатине у всех на слуху были имена Соломона Куперштейна – директора школы, Бориса Амигуда – учителя математики от бога, главврача Слуцкого, гинекологов Гехта и Шпицберга. Никто из них не работал, а жили лучше трудяги-возницы. По мнению широких масс это были патологические бездельники, отнимающие кусок хлеба у более достойных. А то, что из рук Куперштейна и Амигуда выходили ученики, спокойно поступавшие в самые престижные вузы страны, не в счёт. Как и не в счёт тысячи жизней, спасённых врачами-убийцами Абрамом Зиновьевичем, Шпицбергом и другими.
Перелом в общественном сознании в лучшую сторону произошёл, когда евреев стали обменивать на зерно. Хоть какая-то польза! Возникло широкое колхозное движение под лозунгом: «Довольно выращивать хлеб, давайте разводить евреев!».
Теперь завершающий штрих. За работу все члены бригады получили по 128 рублей. Общественный транспорт не ходил. До Казатина из Кашперовки было всего 17 км., и все мы решили добираться пешим порядком, т.е. предались неоправданному оптимизму. Этот переход напоминал отступление наполеоновской армии по старой Смоленской дороге наоборот. Первый редут в Белополье мы преодолели довольно легко, выпив в тамошней чайной всё, что там было заготовлено на месяц. Шанцевые укрепления в виде забегаловки «Витэрэць» в с. Аустерлиц были взяты с некоторыми потерями в личном составе. Там мы выпили весь запас коньяка, приготовленного для премирования передовиков с.х. И только два гренадёра добрели до редута «Колхозная чайная» во Францию – это были Володя и я. Как я оказался дома с червонцем в кармане, не имею ни малейшего понятия. Через несколько дней, когда я, наконец, пришёл в себя, жена спросила:
- Ты хоть помнишь, что говорил, когда тебя внесли вперёд ногами Володя Цимбалюк и Гриша Василюк?
- Нннет!
- Ты сказал: Вот вам, дети, червонец, и ни в чём себе не отказывайте. Мармеладов х..в.
С тех пор я Достоевского сильно не зауважал. Но почему я свою Виа Долороза именую Смоленской дорогой? Это я прочёл у Тарле. После прохождения наполеоновской армии там ничего не осталось в смысле выпить. Точно то же произошло на крёстном пути из Кашперовки в Казатин.
А с Володей Ксеником мы сильно поссорились. Он сказал мне: «Ты худший из жидов. Я пропил всё до копейки, а ты зажал червонец, хитрован. Недаром вас никто не любит – нет в вас широты души».
Так провалилась моя очередная попытка стать равным среди равных. Что же касается широты души, то дэ ии взяты? Хиба у нимцив?





Молчание А. Бойма
Я родился и вырос в г. Казатин – небольшом провинциальном городке на Винничине. Прожил там же почти всю свою сознательную жизнь и никогда об этом не пожалел. Помнил всегда слова своего мудрого отца: «Если ты в Балте гроссер пурец, то в Одессе ком-ком (еле-еле) а поц». Кто такой пурец я не знал, но слово гроссер придавало этому пурецу некий шарм. Поц – ну с этим словом я сталкивался достаточно часто, и это не придавало мне излишнего оптимизма, быть им даже в Одессе решительно не хотелось.

Но ближе к сути. Абсолютное большинство мужчин-евреев в Казатине – это выжившие фронтовики. Других, собствено, и не было. К ним относился и Александр Бойм, в дальнейшем именуемый просто Саша. На фронте он был тяжело контужен и очень плохо слышал. Как мы потом узнаем – не такое уж отрицательное качество для жителя бывшего СССР. Ко дню 30-летия победы Партия и Правительство (П унд П) сделали ветерану роскошный подарок – слуховой аппарат. Бедняга не знал, что с подаками от П унд П обращаться надо с большой осторожностью, ему об этом никто не сказал. Саша стал слышать. Работал он в Бердичеве, на заводе «Прогресс» и каждое утро тёплой компанией с 8-10-ю коллегами ездили в этот экзотический город. Как сказал один знакомый: «За Бердичевым для нас земли нет».

За 20 минут поездки эти парни играли по 25 - 30 партий в дурака и обменивались новостями о международной жизни. Саша молчал. Но вот подарок от П унд П сыграл с ним злую шутку. Один из игравших задал ему провокационный вопрос и Саша его расслышал. К сожалению. Визави спросил: «Саша, а ты куда пойдёшь на выборы в Верховный Совет?». На что получил адекватный ответ: «А не пошёл бы ты на хуй со своими выборами, и без меня за нерушимый блок проголосуют 99,98 процента».

Вечером усталые, но довольные пролетарии возвратились домой. Но не все. На вокзале три молодых, прилично одетых человека предложили Саше пройтись в ближайшее отделение КГБ, благо, располагалось оно в 100 метрах от вокзала. В кабинете начальник тихо, но твёрдо спросил: «Так что, жидовская морда, выборы – этот всенародный праздник, высшая точка социалистической демократии, пройдут без тебя?». Ну, и прочее и прочее.

Небольшое отступление: мы-то, провинциальные местечковые, не знали, что скоро появится ещё одна демократия – управляемая, наивно полагая: демократия – она и есть демократия, и эпитеты, вроде «соц» и «управляемая» к ней ничего не добавляют, скорее наоборот.

Дальше события развивались по спирали (бедный-бедный Гегель). Каждую субботу и воскресенье, а также в пролетарские праздники Сашу приглашали в отдел, давали в руки «Правду» и заставляли читать передовицу и пересказывать. На этот цирк собирались практически все сотрудники, а была их добрая дюжина, и заливались диким хохотом.

Но всё хорошее когда-либо заканчивается. В один прекрасный день Саша на глазах у изумлённой публики шарахнул слуховым прибором об пол (кажется, при этом кислотой от аккумулятора был повреждён костюм особо секретного сотрудника) и перестал не только слышать, но и говорить. И так до самого отъезда в Израиль. Мне он при прощании сказал: «Я и там не буду ходить на выборы. Как ты думаешь, что мне за это будет?».

P.S. Со слов старшего лейтенанта КГБ Владимира Огирчука записано верно Валерием Комиссаренко.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Евреи в Стране Советов

Post by Weissberg »

Получил большое удовлетворение от чтения обоих в высшей степени интересных и приятных рассказов. Вспомнил свою жизнь, свою работу и своих коллег, активно сотрудничавших с соответствующей службой. А таковых было подавляющее большинство. Интересно и любопытно, что сегодня самым пышным цветом процветают самые старательные во втором ремесле своём. Справедливости ради должен заметить, что среди активистов было много братьев и сестёр моих. Что было - то было... Весь вопрос в том, что есть и что будет?
Благодарю автора за доставленное удовольствие и желаю больших творческих успехов!
Post Reply