если на Берегу Моржовой Кости чудесным образом появится хирург-абориген, способный сделать пересадку головы, это все равно не будет показателем высочайшего уровня медицинского обслуживаня населения.
Любой каталог произведений искусства среднего европейского музея в сто раз больше перечня всех известных иллюстраций ко всем штучным копиям еврейских религиозных книг. Даже если считать рисунки людей с птичьими головами, исполненные неизвестными авторами, портретами действовавших лиц.
Теперь по поводу стиля христианских базилик, церквей и соборов. Я допустил неточность (правда, я сразу указал, что это приблизительная дата): крестообразная планировка здания возникла не в 12, а в 4 веке. При этом я не вдаюсь в детали внутреннего устойства, оформления и монументальной живописи.
Ваш обширный обзор стилей синагог лишь подтверждает утверждение об отсутствии общих характерных элементов единого стиля. Синагоги строились в разных стилях даже в пределах одной местности и одного времени. Во время поездок я почти всегда осматриваю местную синагогу и, если есть возможность, фотографирую. Если, например, сравнить миланскую синагогу с одной из самых старых – аугсбургской, это и снаружи, и внутри абсолютно разные здания. Ни одного общего архитектурного элемента. Миланская имеет два отдельных помещения для мужчин и женщин, аугсбургская – два уровня с разными входами в одном помещении. Аугсбургская с каменными грифонами на крыше и суровым фасадом, миланская не имеет каких-либо украшений на крыше, зато имеет великолепный цветной фасад работы итальянского архитектора, etc.
Объяснить это только преследовниями еврейских общин, которое несомненно имело место, невозможно. Как невозможно этим объяснить полное отсутствие скульпторов и даже сегодняшнее отсутствие в Ла Скала солистов из числа религиозных евреев при наличии очень неплохих теноров-канторов. Как невозможно обяснить этим сегодняшнее отсутствие религиозных евреек-балерин, etc.
Короче говоря, если не лукавить, то религия внесла в это явление очень заметный вклад.
