Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Йом Киппур – Псалом 32

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг. Йом Киппур

Post by Weissberg »

Йом Киппур – Псалом 32

Покаяние в грехах благотворно


Десять дней между Рош Хашана и Йом Киппур, связанные с духовным обновлением и возвращением к Вере отцов (Тшува), называются «днями покаяния».

Йом Киппур — вершина и кульминация всего предшествующего периода покаяния и обновления. Служба в этот священный день длится с вечера (незадолго до захода солнца), затем прерывается на ночь, а затем продолжается с самого утра до заката. День трепета выражает самоиспытание, покаяние и устремленность к Богу. Служба в этот день полна молитвами, наполненными надеждой и верой в Божественную милость. В течение всей службы молящиеся вслух и про себя исповедуются в совершенных за предыдущий год грехах и просят прощения за них у Всевышнего.
В Йом Кипур читается Книга Ионы, которая учит нас, что тот, кто нарушит заповедь Всевышнего, нигде не сможет укрыться от Него. Кроме того, эта книга рассказывает о раскаянии жителей Ниневии, которое должно стать примером для всех нас.

Маймонид пишет об особом значении десяти дней возвращения (на иврите: Тшува): «Хотя Тшува и молитва общеприняты всегда,в любое время года, они приобретают особый смысл и значение в десять дней между Рош Гашана и Днём Искуплений, ибо воспринимаются в эти дни непосредственно и тотчас, так как сказано: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Исайя 55,6)... День Искуплений – время Тшувы для всех, для индивидуума и для сообщества. Он даёт народу Израеля полное извинение и прощение. Поэтому все должны совершить в День Искуплений Тшуву и раскаяться в своих грехах» (Хилхот Тшува, 2, 6 – 7).

В большинстве еврейских общин в преддверии и непосредственно в сам праздник Йом Киппур принято читать псалмы из книги Тегилим
В Йом Киппур: Перед молитвой «Коль нидрей»: псалмы 115-123
Перед сном: псалмы 124-132
После молитвы «Мусаф»: псалмы 133-141
После молитвы «Неила»: псалмы 142-150

Виленский Гаон приурочил к Празднику Йом Киппур псалом 32. В соответствии с молитвенником «Аводат Израель» этот пвалом читают в субботу между Рош Гашана и Днём Искуплений. Связь этого псалма с днями Тшувы очевидна. Псалмопевец на основе собственного опыта пишет о благотворном влиянии Тшувы, содержащей раскаяние в совершённых грехах: «Когда я безмолствовал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мной рукаТвоя. Свежесть моя исчезла словно в летний зной, навсегда» (строфы3-4).
Страдания привели к изменению исходных установок:
«Сообщил я Тебе о проступке моём и не скрыл вины моей, (ибо) сказал я: «Признаюсь Богу о преступлениях моих, и Ты снимешь с меня вину греха моего» (строфа 5).
Если грешник раскаялся пред Всевышним в своих деяниях, он может надеяться на прощение: «Счастлив тот, кому прощено преступление его (и) грехи отпущены» (строфа 1).

Псалмопевец апеллирует к разуму человека:
«Не будьте как конь, как мул неразумный, которого, нарядив, нужно обуздать уздою и удилами, чтобы они не приближались к тебе» (строфа 9). Человек должен верно и правильно понимать и истолковывать выпавшие на его долю страдания и выбрать правильный путь.


Псалом 32

/1/ Давида благоразумное наставление. Счастлив тот, кому прощено преступление его [и] грехи отпущены. 121 Счастлив человек, которому Бог не вменит греха, в чьем духе нет лукавства!1. /3/ Когда я безмолвствовал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, /4/ ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, словно в летний зной, навсегда. /5/ Сообщил я Тебе о проступке моем и не скрыл вины моей, [ибо] сказал я: «Признаюсь Богу о преступлениях моих, и Ты снимешь с меня вину греха моего». /6/ За это пусть молится всякий благочестивый Тебе во время подходящее, и [тогда] толь¬ко разлив многих вод не настигнет его. /7/ Ты – укрытие мое, Ты бережешь меня от бедствия, радостями избавле¬ния окружаешь меня постоянно /8/ «Вразумлю тебя, на¬ставлю тебя на путь, по которому тебе идти, советовать буду тебе, [обращу] на тебя взор Мой». /9/ Не будьте как конь, как мул неразумный, которого, нарядив, нужно обуздать уздою и удилами, чтобы они не приближались к те¬бе. /10/ Много болезней у злодея, а надеющегося на Бога - милосердие окружает его. /И/ Веселитесь о Боге и радуйтесь, праведники; воспевайте все, у кого сердце честное.




.
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Re: Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Йом Киппур – Псалом 32

Post by Weissberg »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг


Йом Киппур - Псалом 103

Бог устраняет наши прегрешения

Искупление – есть исправление проступка, вины или греха. Искупление означает также возмещение и расплату. Искупление
грехов предполагает раскаяние в совершенном деянии. В праздник Йом Киппур мы читаем соответствующую молитву.

Вначале Йом Киппур, хоть и был чисто религиозным днём, был праздником не мрачным, а приподнятым и радостным. Дочери Израиля выходили в этот день в белых одеждах и танцевали в виноградниках.
В тяжелые для нашего народа дни, после разрушения Второго Храма римскими завоевателями. в 70м году нашей эры, упразднены были танцы и другие проявления народного празднества. Йом Киппур стал днем, насыщенным напряжением и страхом ожидания Суда Господня, днем, "в который подписываются [ завершаются] книги живых и книги мертвых" (Танхума). Служба сосредоточилась в синагоге, и место жертвоприношений заняла молитва. День этот назначен для покаяния в грехах, и раскаявшемуся прощаются грехи его.
Три книги открываются в Рош ГАшана:: книга грешников, книга праведников и книга стоящих на перепутье между теми и другими. Праведникам немедленно присуждается жизнь, грешникам — смерть. Решение же судьбы всех остальных откладывается до Йом Киппур
Молитва «Видуй» (покаяние) произносилась первосвященником во времена Храма. После разрушения Храма произнесение покаянной молитвы стало обязанностью каждого еврея. Раскаяние, сопряженное с покаянием, приносит искупление, однако, мудрецы установили здесь некоторые ограничения. Йом Киппур. искупает только грехи, совершенные человеком перед Господом. Но "того, кто говорит: "Согрешу, а Йом Киппур искупит", - Йом Киппур -. не искупает". Проступки, которые совершил человек перед ближним своим, Йом Киппур. не искупает, пока согрешивший не примирится с потерпевшим.
В Талмуде говорится о почтенных мужах, которые унизили себя и шли молить о прощении у людей простых - не искушенных в Торе и мудрости. Так хазал -мудрецы превратили Йом Киппур в День прощения и примирения между человеком и его ближним и между человеком и его Творцом.
В тяжелые времена Средневековья праздник приобрел еще более мрачный характер и постепенно превратился в день печали и слез. В соответствии с этим прибавились новые обычаи и обряды, доселе неизвестные. В трудах гаонов упоминается множество вопросов об обычаях, принятых в Йом Киппур на которые гаоны отвечали, что источник этих обычаев неизвестен, и зачастую осуждали и запрещали их.,

Псалом 103, который по мнению некоторых авторов следует читать в Йом Киппур, начинается и заканчивается призывом к самому себе:
«Благослови, душа моя, имя Бога, все внутренности мои - имя святости Его» (строфа 1).
«Благословите Бога все творения Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Бога!» (строфа 22).
Псалмопевец не обращается ко Всевышнему с просьбами, он перечисляет только Его добрые дела. Где тогда точка соприкосновения рассматриваемого псалма с праздником, который определяют как «День искуплений»?

В Пятикнижии о празднике Йом Киппур написано:
«Ибо в сей день искупят вас для очищения вашего. Ото всех грехов ваших пред Богом очиститесь вы» (Ваикра 16, 30).
«И никакой работы не делайте в день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим» (Ваикра 23, 28).

Псалмопевец начинает свою хвалебную речь следующей констатацией:
«Того, кто прощает все грехи твои, исцеляет все недуги твои» (строфа 3).
Следующие строфы говорят о том, сколь милостив и снисходителен Бог к грешникам:
«Милосерден и добр Бог, долготерпелив и многомилосерден. Не вечно Он негодует и не вовек взыскивает. Не по прегрешениям нашим поступил Он с нами, не грехам нашим воздал нам» (строфы 8 – 10).

Псалмопевец следующим образом разъясняет и интерпретирует термины «очищение» и «искупление», о которых Тора говорит в вышеприведенных цитатах:
«Как далёк восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши» (строфа 12).
Прощение грехов, однако, происходит не без выполнения определённых условий. Совершение Тшувы – возвращения есть главное из них. (Смотри книгу раввина Ш. Р. Гирша «Хорев», параграф 159). Именно поэтому в молитве «18 благословений» мы произносим мольбу о прощении после просьбы о содействии в совершении Тшувы:
«Возвращение к Богу
Возврати нас, Отец наш, к Торе Твоей, и приблизь нас, Царь наш, чтобы мы служили Тебе, и верни нас, искренне раскаявшихся, пред лицо Своё. Благословен Ты, Господь, желающий (нашего) возвращения!
Просьба о прощении
Прости нас, Отец наш, ибо грешны мы. Помилуй нас, Царь наш, ибо преступны мы. Ведь Ты (всегда) милуешь и прощаешь. Благословен Ты, Господь, милосердный и всепрощающий!»




Псалом 103


/1/ [Песнь] Давида. Благослови, душа моя, Бога, все внут¬ренности мои - имя святости Его. /21 Благослови, душа моя, Бога, не забывай благодеяний Его. /3/ Того, Кто прощает все грехи твои, исцеляет все недуги твои. /4/ Того, Кто избавляет от погибели жизнь твою, окружает тебя милосердием и благостью. /5/ Того, Кто насыщает благами уста твои; обновляется, подобно орлу, юность твоя. 161 Бог творит справедливость и правосудие всем обиженным. III Он поведал пути Свои Моше, сынам Израиля - творения Свои. /8/ Милосерден и добр Бог, долготерпелив и многомилосерден. /9/ Не вечно Он негодует и не вовек взыскивает. /10/ Не по прегрешениям нашим поступил Он с нами, не по грехам нашим воздал нам. /11/ Ибо, как небеса возвышаются над землею, так превозносится милосердие Его над боящимися Его. /12/ Как далек восток от запада, так удалил Он от нас преступления наши. /13/ Как отец жалеет сынов, так жалеет Бог боящихся Его. /14/ Ибо Он знает нрав наш, помнит, что мы - прах. /15/ Дни человека подобны траве [увядающей]; как цвет полевой, так он цветет. /16/ Стоит ветру пройти по нему - и нет его, и место его уже не узнает его. /17/ Но милосердие Бога - из века в век над боящимися Его, и справедливость Его на детях детей, /18/ хранящих союз Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. /19/ Бог в небесах утвердил престол Свой, царство Его всем обладает. /20/ Благословите Бога, посланники Его, сильные богатыри, исполняющие слово Его, повинуясь голосу слова Его1. /21/ Благословите Бога, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его; /22/ благословите Бога, все творения Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Бога!
Post Reply