Лев Мадорский Еврейский Петербург

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Post Reply
Лев Мадорский
ветеран форума
Posts: 510
Joined: Mon Aug 17, 2009 8:17 pm

Лев Мадорский Еврейский Петербург

Post by Лев Мадорский »

ЕВРЕЙСКИЙ ПЕТЕРБУРГ.

Несколько лет назад опубликовал материал под таким же названием, но о Москве. Вскоре раздался звонок. Некто, представившийся: «У меня жена еврейка и я не антисемит» и, видимо, не успевший прочесть ничего кроме заголовка, задыхаясь от возмущения, бросал в трубку короткие, рубленые фразы: «Это слишком. Как Вы могли дать такое название Москве? Столице России. Нет у Вас ни стыда, ни совести» И повесил трубку. Так что не успел я объяснить «не антисемиту», что и в мыслях у меня не было объявлять Москву еврейской. Речь шла, конечно же, о евреях, связавших свою судьбу с великим, российским городом. В таком же ключе поговорим о Санкт-Петербурге...
Город, основанный Петром Первым в 1703 году, в 1732-м становится столицей России. Уже в то время среди первых жителей Петербурга были потомки Авраама. Более того, именно тогда были заложены основные направления еврейского участия в жизни города. Политического – северной столице жили в то время такие известные крещёные евреи, как вице-канцлер П.Шафиров, генерал-полицмейстер А.Дивьер, барон Ф.Аш. Экономического – достаточно вспомнить финансовых агентов царского двора З.и М. Гирш и Л.Липмана. Культурного – с определёнными оговорками можно отнести к артистам царского шута Яна д`Коста. А чуть позже, примерно, с 1772 года (после раздела Польши) – религиозного: среди первых членов еврейской общины – купцы и общественные деятели. Несколько десятков человек. Наиболее известные из них –Л.Невахович (первый русско-еврейский публицист и философ), Н. Ноткин ( видный общественный деятель), М.Элькан, Л.Элькан. Итак...
Евреи в политике. История евреев Санкт-Петербурга, как и всей России, невесёлая. В какой бы век не заглянули (18, 19 или 20-ый) - одно и то же. Гонения, преследования, всевозможные ограничения. Например, 1738 год, когда со средневековой жестокостью сожгли на костре Бороха Лейбова и флотского офицера А.Возницина. Борох склонял моряка к переходу в иудаизм. Судя по тому, что сожгли обоих, небезуспешно. Или 1949-53 г.г., когда тоже в пламени, но уже антисемитской истерии, под названием «Космополиты», сгорели (в сталинских лагерях, под пытками, от травли) выдающиеся представители еврейской интеллигенции: писатель Ю.Герман, кинорежисёр Л.Трауберг, литературовед Б. Эйхенбаум и многие другие.
И всё же в каждом столетии свои отличия. В 18 веке участие евреев в политике ограничивалось крещёными евреями. Евреи по Галахе в политической жизни СПБ не участвовали. Как? Чтобы евреи в чём-то не участвовали? Да, не участвовали. По простой причине. До 1804 года им запрещалось селиться в столице. Так что вышеуказанная еврейская община существовала незаконно. Говоря современным языком - де-факто. Только в 1804–ом году специальный Комитет, в который входили и еврейские депутаты от провинции, разрешил временное проживание в столице промышленникам, купцам и ремесленникам, принадлежавшим к иудейской вере. А с 1820 года – солдатам-кантонистам. Но гонения продолжаются. Особенно свирепствовал во время царствования Александра Третьего градоначальник П.Гессер, который строго контролировал проживание евреев в городе на Неве. Понятно, что главным направлением деятельности «избранного народа» становится, с одной стороны, борьба за равноправие, и палестинофильское движение, примкнувшее позднее к сионизму Герцля, с другой. Одни евреи надеятся на улучшение жизни на родине. Другие, как мы теперь понимаем, наиболее дальновидные, понимают, что это нереально, и призывают к эмиграции на Святую землю.
Во второй половине Х1Х- начале ХХ веков евреи становятся активными участниками не только сионистских, но и других политических движений и партий: эсеров (А.Гоц, председатель ВЦИК П.Рутенберг), меньшевиков (Ф.Дан, М.Либер, руководители Петроградского совета) и, конечно же, большевиков (Л.Троцкий, Л.Каменев, Я.Свердлов - председатель ВЦИК).
В Октябре большевики, как известно, взяли власть в свои руки, но от этого обладателям пятого пункта не стало легче. Последователи внука раввинов Карла Маркса уничтожили все другие партии и еврейское участие в политической жизни, как в Петербурге, так и по всей России, покатилось по нисходящей. Пятый пункт становится непреодолимым.
С конца шестидесятых годов именно евреи Ленинграда, как бы продолжая палестинофильские устремления Х1Х века, занимают наиболее активную позицию, пытаясь выехать в Израиль. Неэффективность этой борьбы приводит к отчаянному шагу - организации подпольной сионистской организации и попытке захвата самолёта. Несмотря на её неудачу, власти вынуждены приоткрыть ворота. Вскоре первый ручеёк (в течении 1968-83 г.г. выехало 15 тысяч человек) перерастает в Исход. По оценочным данным только из Ленинграда–Петербурга с 1989г. по настоящее время выехало 120 тысяч евреев. Причём, 30% из них - в Израиль.
Евреи в бизнесе. Не берусь объяснить почему, но факт остаётся фактом. Количество евреев, занимающихся бизнесом, купцов и предпринимателей, в том числе крупных, всегда в процентном отношении было значительно больше, чем количество лиц тех же профессий у нееврейских жителей Петербурга. Про Ленинград не говорю. Тогда, вообще, не было ни банкиров, ни предпринимателей. Все советские служащие. Среди наиболее крупных коммерсантов еврейского происхождения Г. Гинцбург (крупный банкир, имеющий, как и Ротшильд, титул барона, награждённый высшими российскими орденами), братья С.и Е. Поляковы (железнодорожные подрядчики и банкиры), Л.Розенталь (финансист и филантроп, помогавший еврейскому просвещению), М.Фридлянд и другие. В начале Х1Х века потомками Авраама были основаны крупнейшие банки Петербурга: банкирский дом И.Вивильберга, банк Гинцбергов, Санкт-Петербургский учётно-кредитный банк, директором которого был А.Зак. Значительную роль евреи традиционно играли и в издательском бизнесе. Достаточно вспомнить широко известное издательство «Брокгауз и Эфрон» или владельца издательства «Просвещение» Н.Цейтлина.
В прошлом году приятель привёз черносотенную газетку, в которой перечислялись фамилии сегодняшних петербургских евреев-предпринимателей, которые: «... власть в городе... продают и грабят Россию». Причём, как и в старые, добрые времена, если в списке встречались русские фамилии, то в скобках приводилось еврейское отчество .
Но, пожалуй, особенно важное место евреи занимали (в связи с массовой эмиграцией не решаюсь сказать - занимают) в культурной жизни Петербурга.
В кратком очерке сможем отметить лишь несколько наиболее значительных имён. В живописи - Н.Альтман (наиболее известные работы – портреты А.Ахматовой, С.Михоэлса, В.Ленина, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема), И.Пэн (учитель М.Шагала, автор полотен «Старый солдат», «Слепой музыкант»), А.Тышлер (абстракционист, театральный художник), Т. Каплан, Г.Гликман. В литературе –Л.Лунц (создатель группы «Серапионовы братья», В.Каверин, В.Инбер, А.Чаковский, С.Маршак, А.Зощенко, И.Бродский. В театре и кино - Л.Трауберг, И.Шнейдерман, С.Цимбал, А.Райкин, Е.Шварц. В науке - Л.Берг, А.Гринберг, А.Иоффе, Я.Френкель. Можно было бы назвать и много других имён.
И, наконец, еврейская религиозная жизнь Петербурга. Несмотря на ограничения в возможности для евреев жить в северной столице, несмотря на языковую и культурную ассимиляцию, Санкт-Петербург в конце Х1Х-начале ХХ веков является религиозным центром российского еврейства. В 1893 году открылась большая синагога, а в 1906 году еврейская гимназия, просуществовавшая до 1930 года. Среди наиболее известных раввинов - А.Драбкин (1844-1917г.г.), М.Айзенштадт (1870-1943), Д.Каценельбоген (1850-1930). Октябрьская революция сыграла противоречивую роль в религиозной жизни евреев Петрограда. С одной стороны евреи теперь могут свободно селиться в городе на Неве и их численность стремительно растёт: от 50 тыс. в 1917 г. до 103 тыс. в 1928 году. С другой - многочисленные религиозные и просионистские объединения Петрограда-Ленинграда подвергаются преследованиям и вовсе закрываются. Так перестают существовать крупнейшие еврейские газеты «Тогблат» и «Рассвет», Ленинградское религиозное объединение, запрещается сионистская партия. Закрывается Еврейский университет, в котором читали лекции известные раввины.
Сегодня, хотя еврейское население Санкт-Петербурга значительно уменьшилось и составляет по оценочным данным менее 50 тыс. человек, религиозная жизнь оживает. Многие молодые евреи возвращаются к иудаизму. Открыты еврейская гимназия, школы, два детских сада. Невозможно рассказать о всех выдающихся потомках Авраама, живших или живущих в Петербурге-Петрограде-Ленинграде-Петербурге. Но даже поверхностный взгляд на еврейскую историю города на Неве позволяет утверждать о правомерности неприятного для ушей антисемита сочетания, вынесенного в заголовок - Еврейский Петербург.
Post Reply