К истории еврейской кипы

Материалы по еврейской истории

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Ашкуз
участник форума
Posts: 4
Joined: Wed Aug 26, 2009 9:35 pm

К истории еврейской кипы

Post by Ашкуз »

Борис Э. Альтшулер

К истории еврейской кипы


Попытка культурологического и искусствоведческого анализа


Кипа или по-русски ермолка - важная составная часть одежды ортодоксальных евреев. Koħены, служившие в Храме, обязаны были носить головной убор (Шмот, 28). Кипа сигнализирует скромность и респект перед Б“гом. В принципе, мужчине запрещено более четырех локтей (около 2,40 метров) идти с не покрытой головой. Кипа необходима мужчине при молитве, посещении синагоги или на еврейских кладбищах. Некоторые ученые считают, однако, что ясного указания для ношения кипы у мужчин ни в Торе, ни в Талмуде нет, а правилом это стало в Новое время, в 16-17 вв.
Со временем кипа или ермолка стала отличительным признаком евреев, оставшихся верными законам Израиля и взявших на себя исполнение „мицвот“ – 613 заповедей и запретов.
AltshulerB_Kipa.jpg
AltshulerB_Kipa.jpg (30 KiB) Viewed 15508 times
Но почему это так? Четкого ответа на этот вопрос нет, и традиция часто отделывается раввинским анекдотом:

„Спросили у ребе: где в Торе стоит указание носить кипу?
И ребе ответил:
„Ну, это же очень просто. Ведь сказано: „И пошел Авраам.“
Теперь, можете ли вы себе представить, что Авраам ходил с не покрытой головой?“

Если мы, однако, с позиций агностики обратимся к истории религии Древнего Востока, то обнаружим культурно-исторические изображения израилитов-скифов со странными шапками на головах. Эти остроконечные шапки зафиксированы на многих древних и античных произведениях искусства: например, на эллинистском кратере (пышно оформленной монументальной греческой вазе), т.наз. Chiusi-François-Krater с изображением скифа, склонившего колено и целящегося из лука (около 530 до н.э.). Ваза эта хранится в Археологическом музее во Флоренции. Керамика была изготовлена мастером Эрготимом и раскрашена художником Клитием.
AltshulerB_Kipa7.jpg
AltshulerB_Kipa7.jpg (14.99 KiB) Viewed 15508 times
фото доисторического "небесного диск а" из Небры, Германия - из Wikipedia

Не менее впечатлительны и рельефы иранского Персеполиса из 6-5 вв. до н.э. На одном из них изображены пленные персидского царя Дария. Справа - изображение скифа-сака Скунха в остроконечной шапке. На западном рельефе парадной церемониальной лестницы с камнями из Ападаны изображены приносящие дань азиатские скифы-саки, - с конем, красивыми запястьями, подбитым мехом полушубком с длинными рукавами, с туникой и штанами для верховой езды. Опасным дистанционным оружием скифов был лук, в особенности т.наз. композитный лук. Во времена, когда средиземноморская Европа еще разгуливала в рубашках, халатах, хитонах и сандалях, скифы принесли с собой в Евразию и Европу новую рациональную культуру штанов, курток, сапогов и... обязательных остроконечных шапок. На погребальных масках скифов, раскопанных в археологических экспедициях на Алтае и хранящихся в Санкт-Петербургском Эрмитаже (показанных на выставке в швейцарском Нойшателе в 2006 г.), на некоторых артефактах запечатлены монголидные, на других - европидные черты лиц скифов. Это обстоятельство говорит в пользу древнего расового смешения, которое в конце концов привело к рождению
современной громадной, турецкой этнии [ивритская этимология слова турк – несчастный или смешанный].
AltshulerB_Kipa5.jpg
AltshulerB_Kipa5.jpg (28.97 KiB) Viewed 15508 times
раннеисторическая коническая "шапка богов" из листового золота. Avanton, Франция - из Wikipedia.

Мы можем себе представить, что некоторые европейские и, особенно, немецкие археологические артефакты могут иметь связь с доисторическими находками пролиферации семитских „народов моря“ и их предков из ближневосточного региона в Европу. Сюда надо, в первую очередь, отнести „небесную шайбу из Небры“, которая была найдена „дикими“ археологами-любителями в 1999 г. и сегодня храниться в Музее земли Саксония-Анхальт в Халле в Германии. Исследование радиоактивных изотопов свинца в находке позволило датировать их изготовление во времена бронзового периода между 2100 и 1700 до н.э. из руды шахт в Зальцбурге (Австрия). Немецкие ученые несколько спорно исходят из того, что старейшее, до сих пор найденное письменное упоминание подобных астрономических наблюдений в Древнем Вавилоне (начало второго тысячелетия до н.э.) было упомянуто где-то на тысячу лет позже. Астрономические наблюдения, однако, практиковались у шумеров и египтян намного раньше. Из этих соображений культурный обмен и трансфер культуры времен бронзового периода из Передней Азии в Европу не может быть исключен.
Последующие интересные находки были сделаны также в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц. Это „золотая шапка из Шифферштадта“ около Людвигсгафена, найденая в 1835 г. во время работ на полях. Находка из Шифферштадта, первая и старейшая из серии четырех подобных находок - конусовидных шапок из листового золота времен бронзового периода, которые в 19-м и 20-м вв. были найдены в немецких землях („Берлинская золотая шапка“, конусовидная шапка из листового золота из Эцельсдорф-Бух), а также во Франции (Cone d`Avanton). Ученые исходят из того, что шапки эти были изготовлены в период между 1400-1300 гг. до н.э., имели в позднем бронзовом периоде сакральную функцию и служили в качестве религиозных аппаратов богов или священнослужителей распостраненного тогда на Ближнем Востоке солнечного культа (культ бога Митры из Малой Азии и Ближнего Востока?). Найденные артефакты могут иметь связь с похожими находками: известной c 1692 г. короны из северо-западной Ирландии (Comerford Crown), а также из испанского атлантического побережья (короны из листового золота из Акстроки и Рианксо (Axtroki, Rianxo). Топонимика Израиля, напр. Бейт Шемеш, указывает на возможность таких культов на территории Эрец Исраэль. Мы можем сегодня исходить из того, что израильские праздники традиции Моисея (Песах, Суккот, Шавуот) праздновались в Иерусалимском Храме, - остальные праздники израильтяне отмечали в своих храмах: на горе Гризим возле Шхема, в Бейт Эль восточнее сегодняшней Рамаллы и на севере Эрец Исраэль и во владениях колена Дан.
Предполагается, что знаменитый библейский эпизод танца вокруг золотого тельца у подножья горы Синай в пустыне был частью специфического ритуала беньяминитов. Велиал/Белиал, Ваал/Баал, Вел/Бел или Вела/Бела, обычно в виде быка, упоминаются в Торе как синонимы. В старорусской литературе также прослеживается подобная этимология, например в „Велесовой книге“ (книге Велеса/Белоса?), не очень пожалованной специалистами по русистике и даже считающейся фальсификацией. Не случайно маленькое племя из колена Вениамина несло имя Бела (иврит – б`ела, т.е. у Бога). Весьма вероятно, что часть беньяминитов, оставшаяся в живых после танца вокруг золотого тельца и последовавшего за ним вооруженного конфликта c резней у подножья горы в Синайской пустыне, оставила после всего пережитого Эрец Израэль навсегда. Следы этого процесса можно найти в греческой мифологии, в саге о царе Данае (Danaos), сыне Белоса, который вместе с 50 дочерьми эмигрировал в Грецию на судне филистимлян. Его дочери, Данаиды, основали там культ богини-матери, который стал официальным культом Аркадии. Некоторые ученые говорят в этом контексте о деятельности "колонистов из Палестины" на Пелопонесе. Позднее этот культ смешался с культом греческих богинь Деметры и Артемиды.
AltshulerB_Kipa4.jpg
AltshulerB_Kipa4.jpg (81.59 KiB) Viewed 15508 times
фрагмент росписи т. наз. Chiusi-Français-кратера, пышной расписанной, эллинистской вазы, хранящайся в Археологическом музее Флоренции. Около 530 г. до н.э


Ханаанская богиня Астарта (на иврите Ашторет) мутировала в эллинистическом мире в Афродиту, Тамуз в Геракла и т.д. Сегодня исходят из того, что путешествие Гильгамеша в подземное царство в поисках своего мертвого друга Энкиду очень напоминает то Ахиллеса, призывавшего дух погибшего Патрокла. Греческий бог Адонис нес ханаанское имя адон, что означает на иврите бог, правитель или господин. Уже ученик Сократа, Платон (427-347 до н.э.), признавал влияние моделей Востока на протогреческий мир эолиев, йониев и дориев. Сегодня исходят из того, что „Илиада“ Гомера (если он действительно был автором этого эпоса) возникла в протогреческой ориентализированной среде и создана по примеру аккадско-месопотамских эпосов таких, как „Атрахазис“ (Athrahasis), „Энума элиш“ (Enuma elisch), а также „Гильгамеш". Ученые идут сегодня настолько далеко, что подозревают авторов ранних греческих эпосов, как, например, "Илиада" или "Одиссея" Гомера среди “ассирийских писцов“. Само имя Гомера звучит очень уж по-ивритски: гомер – тот, кто что-то заканчивает. Ассирийцы, однако, пользовались клинописью, а линейное буквенное письмо было привилегией депортированных израильтян.
После смерти царя Соломона в 928 г. до н.э. его трон занял сын Рехабеам. На собрании колен в Шхеме/Сихеме выяснилось, что религиозно-культовые представления и отличия северных и южных колен были на этом этапе очень уж резкими. Так, культы Астарты, Баала, Милхома и Кемоша сопровождались жертвоприношениями детей, культами плодородия, храмовой проституцией и запрещенными согласно иудейской этике половыми практиками. Абсолютистские аллюры Рехабеама („Итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами“, - Первая книга Царей 12:11) были отвергнуты старейшинами Израиля и колена разделились на два царства. В намного более маленьком южном царстве Иуда остались колена Иуда, Вениамин/Беньямин и колено Леви (13-е колено!), ответственное за Храм и не имевшее потому земельных наделов. В намного большем северном царстве Шомрон, в европейской артикуляции и вокализации Самария, - колена Реувен, Симон/Шимон, Дан, Нафтали, Гад, Асир, Иссахар, Звулун, Эфраим и Манасе/Менаше. Последние два, Эфраим и Менаше, были сыновьями Иосифа, а не Якова, но по еврейской традиции причисляются к десяти коленам. Царем намного большего Северного царства Шомрон стал Иеробеам, вернувшийся из Египта, где он до этого получал политическое убежище.
После 900 г. до н.э. сирийский царь оккупировал территорию Трансиордании, которая входила в Эрец Исраэль, а также часть территорий колен Гад, Реувен и Менаше,- и депортировал их население в Мидию/Кавказ (ивритcкая этимология слова Кавказ–„линия мечты“), иными словами, в „царство Ашкеназ“ пророка Иремии/Ирмияħу. По античной топонимике это громадный регион севернее линии соединяющей горы Тауруса с грядой Эльбруса,- в северном Иране, в верховьях Тигра и Эфрата,- позже называвшийся римлянами также Арменией. Напряженность в отношениях между обеими царствами колен Израиля достигла пика во сремя правления иудейского царя Амаcии, когда между двумя государствами вспыхнула война (798-796 до н.э.) и Иудея проиграла битву у Бейт Шемеш. Царь Амаcия попал в плен, а израильский царь Иоаш дошел до Иерусалима, пробил крепостную стену и захватил город. Впервые в Древней истории Востока царь Израиля разграбил сокровища Иерусалимского Храма и депортировал население по восточному обычаю в свою столицу Шомрон (Себастия возле Шхема). Победа Израиля над Иудеей нанесла незаживающую рану южному царству и, как следствие, активные внешнеполитические, взаимные интриги и враждебные действия обеих ивритоговорящих братских царств.
Сто сорок лет спустя после нашествия сирийцев, в 760 г. до н.э. ассирийский царь Фул (Тиглат-Паласар III) повторил похожую военную операцию, оккупировал северное царство, которое теперь обязано было платить трибут, и депортировал половину(!) населения в Галатию в северной Сирии. Враждебность обеих израилитских государств привела более десяти лет спустя к новой, далеко идущей интриге иудейского царя, когда по его наущению Тиглат-Пиласар III повторно оккупировал северную часть территории Израиля с примыкающей к нему Трансиорданией, а население депортировал в Мидию, на этот раз в армянский Кавказ, в окружности озера Ван. В 722–710 до н.э. ассирийский царь Саргон окончательно покорил Израиль, а его население депортировал снова в Мидию. Государство Израиль как таковое исчезло до 1948 г. с политической карты мира, но понятие Израиль и мечта об единстве колен осталась в исторической памяти израилитов синонимом идеального единства всех двенадцати колен Израиля и еврейской солидарности. Еврейские религиозные общины во всем мире зовутся сегодня, не понятно для непосвященных, упорно „израилитскими“. Несмотря на тысячелетнюю мечту о еврейской солидарности одним из последних изгнаний из Эрец Исраэль стало то в середине 2-го в. до н.э. (167 до н.э.), когда Маккавеи в ходе героического восстания гнали из страны инакомыслящих и иначе верующих евреев.
AltshulerB_Kipa2.jpg
AltshulerB_Kipa2.jpg (66.21 KiB) Viewed 15508 times
репродукции рельефов в Бизутуне и на Ападана-лестнице в Персеполисе, Иран, с изображением скифов. 6-5 вв. до н.э. Из книги: Schiltz, Veronique: Die Skythen und andere Steppenvölker, München 1994

Известные израильские археологи и историки религии Израэль Финкельштейн и Нил А. Сильбермэн (Israel Finkelstein und Neil A.Silberman) впечатлительно описали системы синкретизма веры древних израилитов и иудеев, c массивными элементами политеизма и пантеизма. Остроконечные шапки-шлемы стали на Востоке специальным элементом презентации восточных семитских властителей и языческих богов, так, например, ассирийского царя Санхериба/Сеннахериба или персидских царей. Позже такие остроконечные шлемообразные шапки в рамках всемирной миграции десяти колен появились и на азиатских – тюркско-монгольско-китайских и ламаистских артефактах. Очевидно, что культ языческого бога Митры, его элементы или воспоминания о нем играли в мире и в странствиях израилитов (Великая еврейско-израильская миграция) большое значение.
В Книге Судей (17:18) подчеркивается язычество колена Дан. Жена Якова, Рахиль/Рахель, принесла из дома своего отца Лавана языческих домашних божков. Подобные т.наз. терафимы имели первый царь Израиля Саул/Шауль, великий Давид и многие другие известные библейские лица. Как известно, зооморфные символы использовал и Моисей во время Исхода, когда он приказал изготовить медную змею. Этим символом пользовались в южном царстве до Вавилонского изгнания. В Древнем Израиле языческие культы были практически распостранены на всех холмах и горах, где археологи постоянно раскапывают алтари (иврит-бамот). Сакральные оргии праздновались в священных рощах (иврит-ашера) или вокруг одного единственного дерева. Обожествление небесных светил в Египте и Передней Азии нашло свое выражение в сабеизме. Тому пример пантеон небесных светил, т.наз. знаки Зодиака, где каждое из 12 колен Израиля имеет свою особую эмблему.
Мы знаем что царь Иуды Манасия/Менаше (698-642 гг. до н.э.), сын царя Езекии/Хизкии, которому при коронации было всего 12 лет и который владычествовал 55 лет, ввел в Иудее, в Иерусалимском Храме, во время своего правления языческие культы Баала, Астарты и „небесного войска“, Забаот (Zabaoth). Его внук, царь-ребенок на троне Иудеи, Осия/Иошияħy (639-609 до н.э.), стал в 7-ом в. до н.э., напротив, важнейшим реформатором иудаизма. В его царствование, в 622 г. до н.э. в Храме была найдена последняя, Пятая книга Моисея, Книга Второзакония, которая заложила основы строгой пуританской этики иудаизма и обеспечила переживание и последующий ренессанс еврейской цивилизации во время, а также после Вавилонского изгнания. Все не-яхвистские культы были устранены, а культ единого бога окончательно сосредоточен в Иерусалиме. В новую сакральную литературу были частично интегрированы северные языческие стереотипы, например, „Элохим Цваот (Забаот),“ обозначение Эль осталось в литературе ТАННАХа наряду с Элоким, имя языческого бога Таммуза стало названием месяца в еврейском календаре и еврейским мужским именем, слово баал перестало быть именем языческого бога и осталось в иврите обозначением господин или супруг, впервые начала отрицаться родственная связь между ханаанеями и иудеями и т.д.
Во второй половине 20-го в. было установлено, что персидские и малоазиатские культы бога Митры совершенно различны. Этим было подтверждено старое положение Николая Марра о яфетско-израилитской природе культа. Так, малоазиатский и римский культы, т.наз. митраизмы, показывают большие отличия по отношению к персидскому культу. В отличие от индийско-персидского оригинала Митра, бог солнца, изображается на многих малоазиатских и европейских пластиках в качестве юноши с фригийской шапкой на голове, борющимся с быком и побеждающим его. Очевидно отсюда берет свое начало архаическая иберийская традиция боя быков. Мотив этого бога с конической шапкой на голове мы находим на монументальных пластиках т.наз. „террас богов“ с гороскопом Льва, царя Антиоха I из Коммагены (69–40 до н.э.) на вершине горы Немрут Даг (гора Немрут), на юго-востоке Анатолии в сегодняшней Турции. Место это расположено в Верхней Месопотамии.
Таким образом, культ Митры, детали которого все еще покрыты строгой тайной, которую особенно обязаны были соблюдать неофиты, возможно является своеобразным прото-монотеизмом, еще до культа Эхнатона Древнего Египта. Египетский культ был описан в последней книге Зигмунда Фрейда „Моисей и монотеизм“ („Der Mann Moses und die monotheistische Religion“, 1939), где он рассматривается как предтеча жесткого еврейского монотеизма. Этот старый тезиз Фрейда сегодня мусолится во многих научных публикациях и ТВ-передачах с целью если уж не отобрать у евреев копирайт на монотеизм, то хотя бы поставить его под вопрос. Сегодня можно говорить о том, что путь к современному „обтекаемому“, абстрактному монотеизму был не всегда однозначно-прямолинейным и не всегда простым.
Центр скифской державы, Великой Скифии, находился в Крыму, -столицей был Неапель Скифский приблизительно на том месте, где сегодня располагается Симферополь. Северочерноморское побережье вплоть до устья Дуная определялось как Малая Скифия. Именно Крым и черноморское побережье были во времена Великого Переселения народов тем магнитом, который притягивал, например, готов и выталкивал в Европу сармат, снова тех же готов, гуннов, венедов и авар. Ефим Макаровский посвятил этому несколько своих работ. Еврейско-израилитское государство в Крыму на различных исторических этапах описано у него под эллинистическим названием Феодоро.
AltshulerB_Kipa8.jpg
AltshulerB_Kipa8.jpg (63.44 KiB) Viewed 15508 times
две фотографии археологического парка в Бейт Шаане, бывшей столицы скифов Скитополисе, Израиль - 2008 г. Фото автора

Имя Митры (Митридат) стояло патроном для имен многих правителей в Понтийском царстве и в элленистических монархиях, а также для имен правителей Парфянского царства и Карфагена. Митридат IV Евпатор лавировал и пактировал около половины столетия между Римской империей и парфянцами. Он мечтал быть похороненным в столице скифов Скитополисе (Бейт Шаан в Израиле), его мавзолей находится, однако, в Керчи в Крыму. Уже как римский sol invictus, сын бога и сам непобедимый бог солнца, культ Митры достиг своего апогея во времена царствования императора Коммода (Kaiser Commodus 180-192 н.э.), происходившего из ассимилированной финикийско-израилитской династии Северов. Император Константин I (Kaiser Konstantin I., 306-336 н.э.) также поклонялся Митре. Остатки культовых центров Митры, т.наз. „митреи“, раскопаны во всех уголках бывшей Римской империи, - в Германии, например, в Саарбрюккене, Трире и Гейдельберге. Таким образом, в культурно-историческом аспекте остроконечные конические шапки были около двух тысячелетий важным опознавательным элементом скифов-израилитов, их потомков и сторонников этого культа в ойкумене. Как одни из самых последних по времени скифов в Европе (12 в.) в „Повести временных лет“ упоминаются хазары: „Пришли от скифов, то есть от хазар, так называемые болгары.“ Считается, что более древняя часть этой хроники, приписываемая Нестору, была окончена до 1113 года, - года изгнания евреев из Киева, а несколько более поздняя Киевская летопись начата в 1140 г.
Мы можем долго спекулировать и дискутировать о сакральной функции странных шапок в мотивах, повторяющихся во фригийской шапке, в митре римского папы, боевых шлемах античности: например, у аламанов и намного позже у славян на Руси, в средневековых колпаках евреев, в шапках дураков, у красноармейцев времен гражданской войны, красных шапочках немецких садовых карликов и т.д. Возможно, роль этого странного головного убора лежала первоначально в вере в необыкновенную функцию остроконечной шапки как святого прибора, необходимой утвари для получения благословения непобедимого бога солнца непосредственно и исключительно в головы посвященных мужчин. Очень похожие модели шапок можно сегодня найти на Кавказе на головах курдов или грузин, а кроме того в качестве специфической высокой шапки у суфистских мистиков. В Европе и в России в различныве периоды были в ходу колпаки и клобуки. Похожие шапки встречаются на головах венгров/мадьяр, монголов, а также у тюркских народов Центральной Азии. В конце 18-го в. красный фригийский колпак стал символом Великой Французской революции. В начале 19-го в. похожая шапка появилась в качестве варианта фес вначале в Турции, а позже во всей Османской империи, в т.ч. в Cеверной Африке у берберов и арабов. Модели высоких шапок, папах, - долгое время обязательная часть офицерской униформы в Русской и Советской Армиях. В Русской армии с середины 19 в. папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, с 1875 г. - также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 г. - зимним головным убором всей армии. В Советской и Русской Армиях папаху носили зимой полковники, генералы и маршалы. Папахи в ее специфической форме – важная составная часть казачьей униформы
AltshulerB_Kipa1.jpg
AltshulerB_Kipa1.jpg (29.36 KiB) Viewed 15508 times
римская статуя из 2-го в. н.э. с изображением бога Митры побеждающего (закалывающего) быка - центральный
момент культа


Конусообразный мотив слабо повторяется сегодня или намекается в некоторых актуальных моделях еврейских кипот, слегка напоминающих древнюю форму важнейшего скифского головного убора. В абстрагированной плоской форме прото-кипы она стала обычной и обязательной в Вавилонии и Персии, где наследники израилитов более половины тысячелетия сидели на троне Персидской империи как парфянские цари. Оттуда кипа перекочевала в Европу и в Великую степь. Еврейская кипа продолжила свое победное шествие как плоская сванетская шапочка в Грузии или просто (араб. иcрайлят) как молитвенная шапочка мусульман.
В 19-ом в. народ еще емко определялся как большая группа людей одного происхождения, с общим языком и культурой, узнаваемая по одежде и вооружению и связанная правом, законами, и традицией. Еврейский народ отвечал раньше и отвечает сегодня всем этим критериям. Различия и развитие языческих культов с одной стороны, а с другой - все более становящийся „обтекаемым“ абстрактный еврейский монотеизм привели в конце концов в течение тысячелетия к созданию двух грандиозных мировых цивилизаций античности, определивших развитие человечества на смене эпох. С одной стороны древнегреческой, эллинистической - с классической философией, развитием точных наук и демократией афинского типа, а с другой - учением еврейской Торы и монотеизмом, который все сильнее определял пути выхода из жестокости, этического и нравственного языческого хаоса Древнего мира. Немецкий философ Гегель сказал в свое время, что Европа родилась в пустыне у подножия горы Синай. Позже этим путем древних израильтян шли викинги, народы Швейцарии при основании Конфедерации и англо-саксонцы, колонизировавшие с Библией в руках Новый мир. Израилитско-еврейский монотеизм и вера в единого Бога привели, несмотря на языческие рецидивы, к уникальному политическому явлению: свободному волеизъявлению и выбору свободными людьми своей политической системы и религии. Именно эта израилитско-еврейская характеристика стала в конце концов особенностью западной европейско-американской демократии и современной универсальной иудейско-христианской цивилизации. Как мы видим, в развитии этой европейской идеи наши предки-израилиты,- ашкеназы, ашкуза, ишкуза, искуза,- они же позже ашкеназийские евреи и при всем притом все еще и скифы-ашкеназы, - всегда играли большую роль Можно потому говорить о них, как о последних скифах и первых европейцах. В грандиозной панораме европейской истории и культуры ими написаны славные страницы, где найдется пару строчек и о еврейской кипе.
User avatar
Археометр
ветеран форума
Posts: 430
Joined: Wed Oct 22, 2008 8:22 pm

Re: К истории еврейской кипы

Post by Археометр »

Мне очень понравилась статья Бориса Альтшуллера. Однако для стороннего читателя некоторые вещи должны быть даны ещё отчётливее, ещё более подробно.
Поэтому Я – Владимир Бершадский – снабдил исследование Б. Альтшуллера своими археолингвистическими комменртариями.
Комментарии Владимира Бершадского идут после линии тире, заканчиваясь линией итогов
================================

Скунх
Лук
Тюрк
Лингам (см. Копыл)
Гризим
Амброзия------חמא\\
Баал (Баъл)
Раздел Израильского царства на два
Мудрость Соломона
Библейская энциклопедия
Соломон.
Разделение Страны на Израиль и Иудею
Кавказ
Кавказ
Баал (Баъл)
Митра –Даждь Бог
Июнь
Скифская держава – Великая Скифия
Феодоро – Теодоро
Скифополь-Скитополис – Бейт-Шеан
Феска
Папаха
Шапка
Кипа, кипеть, Кепи, кепка, кипа--------- כפה
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp
User avatar
Археометр
ветеран форума
Posts: 430
Joined: Wed Oct 22, 2008 8:22 pm

Re: К истории еврейской кипы

Post by Археометр »

„Спросили у ребе: где в Торе стоит указание носить кипу?
И ребе ответил:
„Ну, это же очень просто. Ведь сказано: „И пошел Авраам.“
Теперь, можете ли вы себе представить, что Авраам ходил с не покрытой головой?“
-------------------------------------------------------
Вообще во всей Евразии опростоволосить человека – означает – «лишить чести». Практически все народы Евразии, кроме японских самураев и запорожских «хохлов» {הוה עולל /хове улал//хох олль = «Божий ребёнок (божий сын, сын бога)»}, у которых головной убор заменяет специальная причёска, обязательно носят головные уборы. Рабы в Риме и Греции головных уборов не носили. Они обязаны были брить головы. С бритыми головами ходили и «рабы божьи» – жрецы Египта и Шумеро-Аккада.
=================================

Если мы, однако, с позиций агностики обратимся к истории религии Древнего Востока, то обнаружим культурно-исторические изображения израилитов-скифов со странными шапками на головах. Эти остроконечные шапки зафиксированы на многих древних и античных произведениях искусства: например, на эллинистском кратере (пышно оформленной монументальной греческой вазе), т.наз. Chiusi-François-Krater с изображением скифа, склонившего колено и целящегося из лука (около 530 до н.э.). Ваза эта хранится в Археологическом музее во Флоренции. Керамика была изготовлена мастером Эрготимом и раскрашена художником Клитием.
Не менее впечатлительны и рельефы иранского Персеполиса из 6-5 вв. до н.э. На одном из них изображены пленные персидского царя Дария. Справа - изображение скифа-сака Скунха в остроконечной шапке.
---------------------------------------------------------
Скунх
שקוניך /шеКонеха = «Тот, кто подобен богу твоему»
=============================
На западном рельефе парадной церемониальной лестницы с камнями из Ападаны изображены приносящие дань азиатские скифы-саки, - с конем, красивыми запястьями, подбитым мехом полушубком с длинными рукавами, с туникой и штанами для верховой езды. Опасным дистанционным оружием скифов был лук, в особенности т.наз. композитный лук.
User avatar
Археометр
ветеран форума
Posts: 430
Joined: Wed Oct 22, 2008 8:22 pm

Re: К истории еврейской кипы

Post by Археометр »

Лук
= арамейское לוז/ЛУЗ – искривлять, сворачивать в сторону; древнерусское в Слове о ПОЛКУ ИГОРЕВЕ – "ЛУЦ"; множ. число ЛУЦИ; того же происхождение и ЛУКА СЕДЛА, ЛУКА МОРЯ (Лукоморье – северное побережье Азовского моря), изЛУЧИна реки, Лук со стрелами.
Лучник – לוז נכה /Луз нека //луч Ника = «Искривлённый + бить, ударять, поражать»
Однако, и ивритские корни также дают нам понятия «Лука» - как его изготовления и хранения, так и боевого применения:
1. לחלח] ] – לח /лах/лух- «влажный». Лук (оружие) следует хранить, завернутым во влажные шкуры, чтобы он не рассохся; Тетиву лука натягивали во влажном состоянии, затем она подсыхала и делалась очень крепкой.
Растение «лук» - его корнеплод - почти полностью состоит из воды – на 98%
2. лук (оружие) произносился когда-то «в нос»: [лунк] – имеет соответствие в иврите לנכות /ленакот – «бить, избивать, наносить удары; ударять, стучать». Запах Лука также ударяет.
По-видимому, в древности был глагол в форме לנכה //льНка, от которого слово «лунка» - «отверстие во льду» для ловли рыбы, которую ПРОБИВАЮТ ударом ПЕШНИ – פה שנה /по шна//пеш на = «Здесь изменение»

3. Корешок «Лук» – от арамейского לוכיל /лохил//лук ил = ивр. יאכיל /яХил = «он будет съедобен», т.е. это съедобный корень. Фонетически сходен с לוח איל //луах ил = «Влажный + сила божья всевышнего (Илу)».
4. Лук – «Пивас» (турецк., фарси, казахск.)
פי באש /пи баш// пи вас = "Рот + вонять". А кто ж не знает, что лук обладает этим неприятным свойством! Понятно, что на шумерском мысленном языке слово "Лук" записывалось двумя иероглифами - "Рот + вонять", а произносилось - Пи + баш или Пи + вас

[לכד] - /лукад – «был сплочён, объединён». Лук состоит из нескольких частей дерева, рогов, которые связываются жилами животных и проклеиваются спецклеем. Луковица также состоит из многих долек, сплочённых друг с другом. /лахед – «смыкать, сплачивать» /Лакад – «захватывать, поймать; брать в плен» - это основное назначение лука – воевать, чтобы брать в плен – тетивой от лука связывали руки, а если надо и ноги пленника.
5. [לחם] – הלחם/улхам – «был припаян, сварен». «Сваривали» вместе в одну Рать и людей-лучников, самым эффективным считается единый выстрел многих лучников, когда сотни и даже тысячи стрел с жутким гудением (к стрелам привязывались специальные гуделки и свистки) взвивались в воздух, а потом отвесно падали на вражескую рать, вынужденную поднимать щиты вверх , а в это время те же лучники расстреливали их по горизонтали. В минуту хороший лучник мог выпустить до 6 стрел – эта скорострельность была достигнута только с изобретением пулемёта.
6. [לחם] /лахам – «воевал, сражался»
7. [לכלכ] - /лахлех – «пачкать» - лук ПРОКЛЕИВАЛСЯ, т.е. как бы «грязнился»
8. [לחץ ] /лахац – Давить, сжимать, чтобы хорошо проклеить лук, нажимать, чтобы натянуть тетиву. לוחץ /лохец – «давящий, тесный» - видимо, это были специальные тиски, в которые зажимался изготавливаемый лук.
9. [לכסן] - /лахсен – «Повернись! Стань боком!» - именно так и стреляют из лука! Лахсен! – т.е. «повернись так, как будто бы стреляешь из лука».
10. [לחן] /лахан – «музыка», הלחין /илхин – «напевать мелодию». У меня лично нет сомнения в том, что первые музыкальные инструменты типа Арфы – модифицированный лук, когда музыкант трогает струну-тетиву и другой рукой давит на лук, тем самым чуть изменяя высоту тона.
11. [לחש]/ лахаш – «шептать, нашёптывать». При изготовлении лука всегда шептали заклинания и наговоры.
Страшным оружием израильтян, которое они принесли в степи ЕВРазии, был композитный клееный лук, внутри которого наклеивались сухожилия быка, которые и придавали этому луку дальнобойность и способность пробивать любые доспехи на расстоянии до 100 м . Именно о сухожилиях, о необходимости относится к ним с почтением-
(это заповедь Торы! – Быт.32:
32 Поэтому и доныне дети Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова.) и, по -видимому, отдавать их в Храм.
Кипа_ Альтшуллер Б.doc
Мое дело СКАЗАТЬ правду, а не заставлять верить в неё. И если не я скажу, то кто? И если не здесь, то где?

Vladimir.b@012.net.il Евгеньевич БерШадСкий+972-527284036 - из-за границы в Израиль
052-7284036 - в Израиле
https://www.facebook.com/apxeometp
Post Reply