Господин Дынин, я очень рада, что Вы читаете мои посты. Оказалось, что общих точек у нас гораздо больше, чемвиделось сначала. Простите, если я Вас где-то задела (хотя не могу сказать, что это было совсем неумышленно
).
Лева! Нет смысла на данном этапе вообще говорить о вере. Можно говорить только о Знании. Понятие слепой веры нам совершенно чуждо. В еврействе самое важное - уметь уходить от стереотипов.Если уж мы приняли, что у евреев все по-другому, так давайте поймем, что и понятие веры тоже другое. У нас это РЕЗУЛЬТАТ ЗНАНИЯ. Наша вера - это ПОСТОЯННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ ТВОРЦА. Поэтому я, к сожалению, не могу пока сказать, что у меня есть Вера. Зато у меня есть ЗНАНИЕ. Знание о том, что этот мир не создался сам по себе случайно в каком-то бульоне (так мне смутно помнится из школьного курса). Я понимаю, что такой сложный мир должен был кто-то создать, запустить. Ведь даже плохую одежду должен кто-то пошить, и самую простую вещь должен кто-то сделать. Ничего не может возникнуть само по себе, тем более мир. Понятно, что этот "кто-то" должен находиться вне системы. Тогда он принципиально отличен от всего, что есть в системе. И понятно, что я его определить и осмыслить не могу, поскольку тогда он уже снова будет внутри.
Но мне это, собственно, и не нужно. Я ведь не собираюсь творить мир, мне, дай Бог, с собой как-то .....
Вот тут Тора и приходит. Если кого-то устраивает, что он появился на свет совершенно случайно, жил бессмысленно и умер невзначай (ладно еще, если не сильно мучился при этом), это совершенно легитимно. Меня такой взгляд на вещи не устраивает совершенно. Я пытаюсь понять, для чего .... И нахожу ответ в Торе. Мало того. Там я нахожу не только ответ на вопрос "для чего", но и объяснения, КАК этого достичь (ну, и еще много чего, в принципе, абсолютно все можно найти, надо только не лениться).
Но. Кажется, в Пиркей Авот сказано:" Интеллектуально не потратился и нашел - не верь. Интеллектуально потратился и нашел - верь". Путь этот очень и очень нелегок. Он состоит из взлетов и падений, причем, чем выше взлеты, тем больнее падения. Даже Шимон бар Йохай говорил, что иногда он обнаруживает себя простым Шимоном с рынка.
Лева! Вы спрашивали о пути. Традиция говорит, что если ученик готов, учитель найдется. Как только я осознала, что, как помню себя, всегда ощущала еврейкой, но при этом совершенно не понимаю, что это такое, так мне и начали валиться на голову различные учителя. Получается, что важно ощутить у себя отсутствие знаний. В кабале это называется - получить кли (сосуд, который можно наполнить). Если человек и так уже переполнен знаниями, что же тут получить можно? Место занято.
Сначала были реформисты. ПОтом кабала Берга, потом Лайтмана. Каждый раз я получала все, что возможно, но на каком-то этапе возникал диссонанс и на голову падало что-то новое (если кто-то хочет сказать, что от частых падений на голову пострадали мои мыслительные способности, можно иначе - появлялось что-то новое).