СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображения

О прекрасном

Moderator: vitakh

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1501
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображения

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Виктор Деннис Хэнсон. Умирающая культура.
::::::::::::::::::::
Искренняя и самая глубокая признательность Виктору (Бруклайн) за публикацию статьи замечательного американского социолога. Вот об этом - о разложении американской культуры - я думал и писал (довольно поверхностно - в силу незнания языка) уже четверть века. (Далее — текст «Чёрная революция»)

Ответ М. Тартаковскому.
Но тридцать лет ни слова осуждения российской культуры! И не отмечает, что критика американской культуры идет изнутри нее, а критика российской культуры сидит в тюрьме или эмигрировала.
:::::::::::::::::
Если в России дублируют мерзости, заимствованные из заокеанской культуры, то реакция - соответственная.
Этот аноним (конечно, аноним, а кто же ещё!) даёт мне повод подумать о том, что граница между БРИКСом и НАТО не только политическая, но и культурная. Это не значит, что исламская или китайская культура мне ближе западной, но традиционные ценности мне понятнее скороспелых - с непременно демократической подстилкой. Я имею в виду прежде всего важнейшую во всех отношениях, связанную с самой природой человека гендерную культуру. Как-то понятно предпочтение отдаваемое чернокожим: у меня когда-то отобрали институтское общежитие - отдали место единственному из абитуриентов - цыгану. Рассчитывали воспитать первого цыганского классика (Гелескул не счёт). Но отдавать предпочтение трансгендеру? Признавать ЛГБТ законной организацией?.. Их гнусные "парады гордости"?.. А почему не организация шизофреников? Или параноиков?.. Почему, наконец, не устроить парад нормальных мужчин - без штанов? Мы-то чем хуже?
Культура - незримая основа политики.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1501
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА: соображения, изображения, воображения

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Спор о Бродском — 3 стр.
„ПИПЛ ХАВАЕТ» (Искусство распада).

Не преувеличиваем ли мы значение для искусства всякого рода "измов" - модернизм, сюрреализм, авангардизм т.п. - как в изобразительной сфере, так и в словесной, недооценивая их роль в универсальном извращении человеческого сознания? Историю ХХ века невозможно представить без этого явления. Но знаем мы и цену прожитого нами столетия с его повсеместным нивелированием человеческой личности и
человеческой жизни как таковой.

Прожитый нами век со всеми его грандиозными достижениями в науке и технике будет тем не менее оценён потомками как глобальный откат мировой истории " к прошлому, едва ли не к варварству. Потому что магистральная дорога прогресса - от общинной особи к индивидуальной личности.
"Механизмы" мировой истории в ЕСТЕСТВЕННОМ развитии человеческой психики. И так как искусство - высшее, наиболее наглядное проявление личности, вторжение в него массового явления, пафосно именуемого "АВАНГАРДОМ", можно метафорическиуподобить внушительному удару по черепу современного человека прежде всего незрелого юнца, порой до конца дней отмеченного этой печатью. "Авангард" внедрился в современную глобальную культуру, стал частью традиции, укоренился в поколениях, что, как говорится, "чревато"...

В конце концов, известнейший "стихоложец" капитан Лебядкин из "Бесов" Достоевского тоже т.с. "типичный представитель авангарда", тогда ещё никем не признаваемым в качестве искусства.
„Жил на свете таракан,
Таракан от детства, И потом попал в стакан Полный мухоедства…“
Лоханкина пародийно продолжил Николай Олейников: „Лев рычит во мраке ночи, Кошка стонет на трубе, Жук-буржуй и жук-рабочий Гибнут в классовой борьбе...“
Понятие «авангард», к которому мы привыкли, здесь вообще неуместно, потому что ИСКУССТВО " наиболее ЕСТЕСТВЕННОЕ проявление личности, индивида... "Авангардное искусство" льстит своему потребителю " ибо, в конечном счёте, почти каждый и сам "так может". Минимум примитивной выдумки, максимум самомнения /в патологических случаях/ или обычной наглости " и нечто подобное вы сотворите сами.

Искусство воистину "пошло в массы". Исчезло различение подлинного таланта и элементарного трюкачества. Известная статья Маяковского "Как ДЕЛАТЬ стихи" била в точку. Стихи стали ДЕЛАТЬ. Художественный ИНСТИНКТ человека был низведен до уровня примитивного ремесла. Бездарного штукарства.

Результат особенно нагляден в поэтической культуре Запада: подлинное стихосложение почти вымерло. Уделом "университетских поэтов" /официальная терминология/ - жалкие верлибры, выходящие тиражом в десяток-другой экземпляров для раздачи коллегам.

Тогда как популярность фигуранта, попросту его мелькание в масс-медиа, имеет решающее значение придаёт денежную ценность любому его творению. Даже если это кучка экскрементов, выложенная им подле музейного экспоната, чем прославился наш отечественный "авангардист" Олег Кулик...

Поэт-лауреат.

Иосиф Бродский: „Блока, к примеру, я не люблю,теперь пассивно, а раньше - активно“.
Интервьер: „За что?“
Бродский: „За дурновкусие. На мой взгляд,это человек и поэт во многих проявлениях чрезвычайно пошлый".

Иосиф Бродский - явление, думаю (не настаиваю на своём мнении), скорее историческое, чем поэтическое. В философских терминах - более ноуменальное, умопостигаемое, чем феноменальное, постигаемое чувствами. В своем творчестве Бродский повторил некую удивительную тенденцию в мировом искусстве ХХ века. И в этом смысле поэзия его сравнима со знаменитейшей "Герникой" Пикассо, со знаменитым "Улиссом" Джойса и не менее знаменитым "Черным квадратом" Казимира Малевича...

С "Квадрата" и начнем. Это отнюдь не прошлое, это - современность. Парижская "Русская мысль" сообщает, что ещё в мае 2000 г. "Супрематическая композиция" Малевича была продана на аукционе "Филлипс" за 119 млн. франков (почти 19 млн. долларов). Ни Менделеев, ни Эйнштейн не мечтали и о сотой доле такой суммы за свои открытия. "Супрематическая композиция" Малевича - несколько прямоугольников,
выполненных без особого тщания... Когда-то писали: "хвостом осла", теперь пишут: "кистью гения". Казимир Малевич, оказывается, единственный из русских художников - всех времен! - работу которого можно продать на аукционе за сумму с семью нулями. В списке самых дорогих художников " во всем мире во все времена! " Малевич на 8 месте!
За минувшие четверть века стоимость его изделий возросла в разы...

Что-то знакомое проглядывает в этой судьбе. Почему-то тянет на сравнение... "Гроссмейстера встретили рукоплесканиями... Он подошел к одноглазому любителю, сидевшему за первой доской, и передвинул королевскую пешку с клетки е2 на клетку е4. Одноглазый сейчас же схватил свои уши руками и принялся думать. По рядам любителей прошелестело:
- Гроссмейстер сыграл е2-е4!..
Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов. На остальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию: перетащил королевскую пешку с е2 на е4. Один за другим любители хватались за волосы и погружались в лихорадочные размышления..."

Не так ли и мы, соприкасаясь с творением знаковой фигуры - Grossmeister'а (гения!), тут же "схватываем уши руками и принимаемся думать"? Над чем? Куда тут девается здравомыслие, обычно, в бытовых обстоятельствах, присущее нам? И не с этим ли замиранием души подходим мы к прославленному (прежде всего самим Малевичем) "Черному квадрату", который могли бы намалевать сами. Мог бы, во всяком случае, любой квалифицированный маляр, которому и в голову не пришло объявлять это произведением искусства.

Остап действовал с безошибочным расчетом на специфику массового сознания. Был представлен сногсшибательный проект превращения Васюков в Нью-Москву, своего рода Манифест. На любителей это действует неотразимо.
Малевич тоже выступал "с раздачей слонов". Когда ему заметили, что квадрат выполнен небрежно, он с неподражаемым апломбом ответил: "В квадратном холсте изображен с наибольшей выразительностью квадрат по законам нового искусства... Он не имеет ни одной параллельной линии к геометрически правильному квадрату холста и сам по себе также не повторяет параллельность линий сторон, являясь формулой закона контраста, присущего искусству вообще".

Вообще-то, ещё в 1882—1884 гг., более чем за четверть века до Казимира Малевича, французский юморист Альфонс Алле представил публике свою «монохромную живопись» - чёрные, белые, красные, жёлтые квадраты и прямоугольники. Впрочем, «чёрный квадрат» тогда же "впервые изобретён" его приятелем, тоже писателем-юмористом, Полем Бийо...
Оба справедливо воспринимали собственное штукарство как чистой воды комикование, не пытаясь как-то "глубокомысленно" дурачить публику.

Малевич не любил вспоминать, что в начале века трижды проваливался при поступлении в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Валентин Серов и Константин Коровин, преподававшие там, видели перед собой уже и не слишком молодого человека, оснащенного апломбом вместо таланта.

Великие учителя все же, наверное, ошибались. Казимир Северинович безошибочно учуял пресловутый "дух времени": "Пролетариат . творец будущего, а не наследник прошлого... Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому... Разрушать - это и значит создавать"; "Я развязал узлы мудрости, я преодолел невозможное... Взорвать, разрушить, стереть с земли старые художественные формы - как не мечтать об этом новому художнику, пролетарскому художнику, новому человеку"...

С неудержимым апломбом самоименуются т. н. "революционные течения": модернизм (от франц.- новейший), постмодернизм (наиновейший), авангардизм (от франц.- передовой), футуризм (от лат. - будущее), супрематизм (от лат.- наивысший)... Очередные "измы", передовые и передовейшие. Могла ли, кстати, такая манифестация понравиться Вождю всех народов, Фюреру тысячелетнего Рейха, любому диктатору, который при этом как бы уступает искусству часть прерогатив в области идеологии?

И вот это непризнание тоталитарной властью, к которой новаторы всякую минуту готовы были приползти на брюхе (что с бесстыдством обнажено в вышеприведенных и других подобных Манифестах), снискало им дополнительную славу - "борцов с тоталитаризмом".

Что действует и доселе. В Мюнхене местный старатель выставил у Старой ратуши на Мариенплац "Черный квадрат" в собственном исполнении и на скверном немецком объясняет почтеннейшей баварской публике (шляпы с барсучьими кисточками, пригодными для бритья, кожаные штаны до колен...), чем славен russischеs Genie Малевич, и почему "авторская копия" - выгоднейшее вложение...

Понятно, Geschaft - святое дело. Ну, а в нашей богоспасаемой отчизне уже не простаки с кисточками на шляпах вместо перьев, но искусствоведы Третьяковки в беспокойстве: знаменитое полотно (в действительности, авторская копия, поскольку оригинал осыпался еще в 20-е годы) покрывается трещинами, вот-вот в свою очередь начнет осыпаться...

Не обходится без мистики: в центре "Квадрата" трещины погуще, жиже по краям, - с чего бы это?.. Рентгеноскопия обнаруживает "знак, подобный цифре 3" на холсте под живописным слоем, - к чему бы это?.. Словом, забот полон рот.

"Ну, и что? - спросишь сам себя. - Дух веет, где хочет". Так в чем же дело? А дело ведь не в них, творцах, а в нас, публике. Как-то неохота попадать в разряд тех, о ком уже позабытый публикой поп-певец Титомир отозвался когда-то c прямотой римлянина: "Пипл хавает".

Гилберт Честертон писал: "Те, кого мы зовем интеллектуалами, делятся на два класса: одни поклоняются интеллекту, другие им пользуются. Те, кто пользуются умом, не станут поклоняться ему - они слишком хорошо его знают. Те, кто поклоняются - не пользуются, судя по тому, что они о нем говорят... Круглых дураков тянет к интеллектуальности, как кошек к огню".
Post Reply