"...И породил Адам в подобии своём по образу своему...

Быть евреем - это труд!

Moderator: Ontario14

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: "...И породил Адам в подобии своём по образу своему...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »


Бормашенко, профессор-физик, Израиль:
"У нас в Гостевой весеннее обострение антисемитизма...
Вы про цицит, талит, тфилин, кипу и пейсы забыли???? Ничего страшного, я забыл - вы напомнили. Не это главное. Главное то, что человеку в такой экипировке под силу решить любую проблему, естественнонаучную или гуманитарно-философскую, могу смело предположить, что и ТРИЗ тоже уже давным-давно была разработана и описана в Торе. Надо только уметь расшифровать..."

Маркс Тартаковский. "Откровение ТОРЫ". (305)
"…..Элементарному здравому смыслу предстоят и другие испытания. Открывается История, согласно Торе, эпохой праотцев, каждый из которых прожил едва не тысячу лет….."
Бормашенко-Тартаковскому (311):
"Маркс Самуилович, спасибо за интереснейшее исследование".
::::::::::::::::::::

Ссылка выше — в напоминание о том, что я вникал в эту проблему. Вправе рассуждать о ней. Работа опубликована и в Израиле...

Так вот, не смешиваете ли вы близкие, но всё же разные ипостаси (уместный здесь религиозный термин) — веру во Всевышнего и — суеверие:цицит, талит, тфилин, кипу, пейсы, субботу. Верующий как личность в моих глазах вполне равнозначен атеисту. Когда-то Дмитрий Поспелов (президент советской/российской) Ассоциации искусственного интеллекта) говорил мне о том, что в его окружении есть коллеги, подозревающие, что все мы обретаемся не в реальном, а в виртуальном мире. Это не мешает им оставаться порядочными и даже просвещёнными людьми…

Сначала, как привык, о личном. В конце 60-х проживал я с юной женой и только что родившейся дочкой наконец-то в собственной кооперативной квартире в Химках-Ховрино. Счастье для меня несравненное. Но престарелые родители оставались в Киеве, в чердачной каморке с шаткой лестницей (все «удобства» внизу, во дворе). Папа (астматик) едва управлялся с уже безнадёжно больной мамой. Но на наших 15-ти кв.м. их, естественно, не прописывали. Я до того извёлся, что напрочь пропал сон и возникли что называется «глюки»: мне на улице вдруг казалось, что если повернусь на месте, или проделаю что-то иное ритуальное, то родителям — может быть! - станет как-то лучше. Вполне понимал, что это чепуха, бред, но — а вдруг?.. Так что поворачивался и проделывал… Пока не перевёз, всё-таки, стариков в Москву - и психоз напрочь пропал. Другие появились заботы.

Так вот, искренняя вера в Создателя вполне уважаема — как любое личное убеждение. "Как же Бога нет, если всё сущее создано им?.." Тогда как суеверие — отзвук первобытного (если мягко) состояния. И сознательно наживаться на этом — безнравственно.
Малинский Эдуард, Израиль: «...Хорошо известно не очень-то полезное, мягко говоря, влия-ние ультраортодоксальных кругов (соблюдение святости субботы и прочая) на экономику страны и уклад гражданского общества. Мы должны помнить историю с запретом субботнего трансфера турбины из Ашдодского порта на Хедерскую ТЭЦ, запрет на проведение в субботу даже аварийно-восстановительных работ на железной дороге: перенос этих работ на будни буквально ввергал в паралич жизнь всей страны; должны помнить и о том, как рав Лицман, эксминздрава угрожал ввести запрет на добычу углеводородов в субботу. Это счастье, что в Израиле нет металлургии, иначе могла быть запрещена субботняя вахта на мартенах и доменных печах...»

Vladimir U: »Те, кто хотя бы раз в жизни побывал в Израиле, наверняка знают, что светским израильтянам весьма не нравится то, во что ультраортодоксы стремятся превратить жизнь страны в шаббат (он же-шабес) (закрытие всего (торговых точек, кафе, кинотеатров, музеев, общественных мест отдыха и др.), перекрытие улиц не только в районах их проживания, но и в пограничных районах и т.д., прекращение всех работ (ремонт, профилактика систем безопасности) на железной дороге и автомобильных трассах. Вероятно не все знают, что, допустим, в Иерусалиме, работающие в центре города (там где туристы!) частные бизнесы (кафешки, магазинчики) платят штрафы за работу в шаббат. Платят, но не закрываются. Платят, не смотря на то, что толпы ультраортодоксов периодически пытаются с криками " "шабес, шабес" их заблокировать...
Я прожил в центре Иерусалима более 15 лет и неоднократно наблюдал подобную картину».

Так вот, всем этим и подобным озабочены тысячи и тысячи израильтян, уже четвёртый месяц выходящих с флагами на демонстрации против ортодоксального министриата, возникшего в Кнесете благодаря махинациям премьера, находящегося под следствием и прилагающего сверхусилия, чтобы выпутаться из обвинений...
И безнравственно губящего "опекаемую им страну".

«Истинная добродетель, - полагал Барух Спиноза, - есть ни что иное, как жизнь по одному только руководству разума…, ибо люди, управляемые разумом, т. е. люди, ищущие собственной пользы по руководству разума, не чувствуют влечения ни к чему, чего не желали бы другим людям, а потому они справедливы, верны и честны».

В 1656 г. - ему было тогда 24 года - Спиноза был подвергнут «великому отлучению» -«ввиду чудовищной ереси, им исповедуемой и проповедуемой, и ужасных поступков, им совершаемых»...
Было объявлено: «Будь он проклят, когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Б-г не прощает его грехов. Пусть Б-r гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Б-r вычеркнет его имя под небесами и пусть Б-г уничтожит его и выбросит из колен израильских...»
Отлучение было абсолютным. Ни один еврей не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов от него».
Позднее Спиноза писал: «Богословская ненависть – особый и жестокий вид ненависти – не ограничивается исключением отступника из духовной корпорации. Она посягает на гражданские права личности, не имеющие ничего общего с религиозными убеждениями, в том числе и на такие права, которые не отнимают и у самых закоренелых преступников».
После изгнания из еврейской общины Спиноза вынужден был покинуть Амстердам. Но жизнь изгнанника, полная лишений, не сломила его.

Спиноза, понимая сущность Бога иначе, чем ортодоксальные раввины, отнюдь не был безбожником. Идея Бога занимает центральное место в его философии. Спиноза: «Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемым».
Барух Спиноза вышел из амстердамской общины не для того, чтобы перейти в другую религию, но для того, чтобы обрести духовную свободу. Раввины в либеральной Голландии отказали ему в праве называться евреем, подвергнув анафеме - херему.
Проклятие раввинов не смогли отменить даже в 20 веке. В 1950-е гг. израильский премьер Бен-Гурион настаивал на ретроспективной отмене херема. Но раввины Амстердама не откликнулись на его предложение.

А вот мнение насчёт «антисемитской паранойи» нашего современника Мих. Хейфеца - многолетнего «узника Сиона» в Советском Союзе, научного сотрудника Центра по изучению и документации восточно-европейского еврейства при Иерусалимском университете, автора многих книг и работ о судьбах еврейства – т. е. отнюдь не чуждого еврейскому патриотизму:
«Владимир Жаботинский ясно понимал, что в еврейском мире остро не хватает личной порядочности и благородства. Религия, которая, казалось бы, должна вносить в общину мораль и совесть, отказалась от этой непосильной задачи – даже в отношения между религиозными людьми, уж тем более к нечленам общины. Иудаизм издавна допускал двойную мораль – в отношениях с евреями, с одной стороны, и с неевреями («гоим» - «народами»), с другой. Но сия двойная мораль размывала основы личностей, и аморальность неизбежно проникала в отношения с нерелигиозными евреями тоже, потом – дальше, во внутренние отношения в самих общинах. Иначе в мире не бывает: двойной счёт развращает, разлагает всё. Жаботинский возмечтал о новом кодексе личного поведения еврея, кодексе, который назвал «адар»: в буквальном переводе это примерно - «блеск славы», а в толковании Жаботинского - «величие».
Не до величия тут — довольно бы элементарной справедливости.
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: "...И породил Адам в подобии своём по образу своему...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

В. Зайдентрегер
Б. Дынин: "Определять по Торе" не означает, что в Торе есть определение "еврея"...
---------------
Если бы на Портале проводился конкурс под (условным) названием: " Фраза года", то я бы выдвинул именно эту фразу. (Впрочем, вероятно, в Торе якобы есть ещё много того, чего в ней нет. Знатоки Торы наверняка подскажут. Но одну подсказку, мне кажется, знаю даже я: нигде в Торе не написано, что нельзя есть одновременно мясное и молочная. Если я неправ - покажите мне то место в тексте.)
:::::::::::::::
Не вспомню, чтобы в Торе упоминалось и о тфилине, о кипе... Много чего намудрили на досуге раввины, чем уже столетиями морочат голову правоверным...
Когда-то я попросил соседку-цыганку тётю Параню, промышлявшую гаданием на Житнем базаре в послевоенном Киеве, погадать мне. Она долго отговаривалась - я настаивал, не понимая её упорства. Она, чтобы,наконец, отвязаться от меня, с досадой сказала:
- Та брехня всё то, Мара...
Тётя Параня, опухавшая от водянки, избиваемая мужем-алкоголиком, была куда порядочнее мудрецов-раввинов.
Сколько же на протяжение столетий отняли они времени и сил у правоверных...
Это мне кажется (я не о вере во Всевышнего - о накрученных вокруг этого суевериях), даже и не глупость, сколько откровенный цинизм. Итоги поразительные: вот сейчас 30 тысяч (!) правоверных собираются опять в Умань - ежегодное паломничество на могилу очередного светоча... Что-то не встретил я хоть где-то их впечатления о сооружённом уже в "незалежнIй" Умани грандиозного бронзового сдвоенного конного памятника (оба на конях с поднятыми саблями) Гонте и Зализняку...
Поинтересуйтесь в Википедии насчёт этих "гэроiв"!
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: "...И породил Адам в подобии своём по образу своему...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

Сколько ни наблюдаю за ходом рассуждений всех без исключений авторов гостевой и не могу понять, почему не видеть в человеке - человека, а не непременно еврея, русского, украинца, "соблюдающего", "не соблюдающего", крестившегося или атеиста и т.д. и т.п.? Не это ли наше въевшееся благодаря специфической, сугубо нацональной религии, выставляющей нас какими-то особенными, отделёнными от других, обеспечивает нам недоверие, пренебрежение, даже презрение окружающих? Не это ли приводило к жутким трагедиям, жертвам которых оказывались как раз мы, а не "эти" - другие?
"Схамэнытэсь, будьтэ люды - бо лыхо вам будэ..." (Шевченко).

Странное событие произошло в самой, пожалуй, благочестивой из католических стран Европы в 1755 г. По приговору святейшей инквизиции был казнён престарелый епископ Коимбры иезуит Габриэль Малагрида. Святейшего отца публично удавили в специальном кресле — гарротировали и сожгли при полном одобрении публики.
Отметим ещё два обстоятельства. Сожжённый каноник сам был ретивейшим инквизитором. И вот после такого торжества божьей кары святейший суд был в Португалии вообще упразднён, а орден иезуитов напрочь изгнан из страны, которая вмиг стала куда как не самой благочестивой.
«Какой репримант неожиданный!»

Theodicea (лат.) — богооправдание, понятие закреплённое Лейбницем среди мыслящей публике и заключавшейся, если не вдаваться в подробности, в идее справедливости божественной сути бытия, несмотря на существование зла. Без последнего мы бы, в сущности, не выделяли добро в ряду текущих событий, не стремились бы поступать «по божески».

Лиссабонский кошмар первым встряхнул Вольтера: «Посмеете ль сказать, скорбя о жертвах сами: Бог отомщен, их смерть предрешена грехами?» — вопросил он в тут же сочинённой поэме «На гибель Лиссабона». Неужто христианский Бог кровожаднее какого-нибудь языческого? «Злосчастный Лиссабон (самый католический город тогдашней Европы. - М.Т.) преступней был ужели, чем Лондон и Париж, что в негах закоснели»?
Итак: «Все может стать благим” – вот наше упование; “Все благо и теперь” – вот вымысел людской».

Но не мог не отметиться и благочестивейший иезуит Габриэль Малагрида, во всеуслышание заявивший: "Знай, о Лиссабон, что разрушителями наших домов, дворцов, церквей и монастырей, причиной смерти стольких людей и огня, пожравшего столько ценностей, - твои отвратительные грехи, а не кометы, звезды, пар, газы и тому подобные естественные явления"…

Это переполнило уже саму чашу страданий. И облечённый в те трагические дни полномочной властью, маркиз де Помбал, некогда сам получивший церковное воспитание, устроил процесс, обвинив Малагриду в том, что тот кощунственно утверждал, что ему известны Божьи планы, и приписывал Богу такое преступление, как гибель невинных детей...
И запылал костер, в котором сгорел благочестивейший нечестивец!..
„Раздавите гадину!» (Вольтер).
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ветеран форума
Posts: 1498
Joined: Sat Mar 08, 2008 9:19 am

Re: "...И породил Адам в подобии своём по образу своему...

Post by Маркс ТАРТАКОВСКИЙ »

BORIS
::::::::::::::::
Вы прожили явно меньше, чем я, да и жизнь следующих поколений была безопаснее и проще - и сколько же разных антисемитов встретили... Ну, и мне пришлось, но куда меньше и, в подавляющем большинстве, совершенно безобидных. Дважды женился на замечательных девушках - из антисемитских семей. Первая моя тёща прямо-таки зеленела в моём присутствии. Но дочь её меня любила - и на тёщу мне было, в общем, наплевать. Правда, скитались по углам без квартиры, но молодость и любовь всё превозмагает. Жидом обозвали проходя мимо на перекрёстке от Ленинки к ун-ту. Только что случилась 6-дневная война - быть жидом выглядело лестно. Исключали за космополитизм - но в актовом зале ни разу не было произнесено - что за еврейство. Чуть позже, в 1952-м., пьяный парень на левом берегуДнепра против Херсона нагло удивился: разве, мол, "не всех вас повыбили?" Но этого же пьяницу, тонувшего, я же спас спустя часа два - и он от стыда скрылся, даже не поблагодарив... Ну, может, ещё пару случаев. Я никогда не задавался этой проблемой. В этом, может, и "всех делов"?.
Я - маленького роста, очкастый, с типично еврейской фамилией и внешностью.
Post Reply