Холокост на Швабской земле

Евреи в Германии в прошлом и настоящем

Moderator: Германец

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Лев Гавартин
участник форума
Posts: 40
Joined: Thu Mar 06, 2008 7:58 am

Холокост на Швабской земле

Post by Лев Гавартин »

Лев Гавартин
Холокост на Швабской земле

Первоисточником очерка является
Сборник в о с п о м и н а н и й
«Живая память. Вся Германия»
Издание Берлин – 2009

Коротко об авторе
Льва Александровича Гавартина можно по праву назвать летописцем еврейского Штутгарта.
Физик по специальности, талантливый инженер, исследователь по призванию, он отличается удивительной работоспособностью и ответственностью. За годы своей жизни в Штутгарте с блокнотом и фотоаппаратом он буквально исходил весь город, частый посетитель городских библиотек и архива. Результатами этого кропотливого и бескорыстного труда являются статьи и доклады о выдающихся гражданах Штутгарта еврейского происхождения, научно – краеведческие исследования, связанные с еврейскими общинами Вюртемберга. Исследовательская деятельность Л.А. Гавартина не ограничивалась только еврейской тематикой. Ему принадлежат работы о выдающихся государственных и общественных деятелях Германии, лауреатах Нобелевской премии, чьи имена запечатлены в топонимике города, о его архитектурных, исторических, природных достопримечательностях. Немало работ посвящено российским корням в истории Швабии.
Все это было бы невозможно без понимания и поддержки его жены Белы Гавартиной.


До прихода к власти нацистов был золотой век еврейской общины Швабского края – Земли Вюртемберг и её столицы Штутгарта. Ещё с времён первого раввина Штутгарта д-ра Йосефа Майера, стоявшего во главе общины сорок лет с 1834 ло 1873 года, еврейские граждане чувствовали себя очень хорошо.
При освящении Штутгартской синагоги 3 мая 1861 года свою торжественную проповедь раввин Майер закончил принесением присяги родному городу::
Тебе, любимый Штутгарт, наш Иерусалим, желаем мы благополучия.
Евреи играли выдающуюся роль в банковском деле, крупной торговле, индустриализации Штутгарта и
Некарского региона. Многие члены общины получили высшее образование и были признанными врачами, юристами, преподавателями музыкантами, артистами, художниками, архитекторами, писателями и
поэтами
Несколько Штутгартских улиц носили имена выдающихся евреев:
Альберта Эйнштейна,
Генриха Гейне,
Эдуарда Файфера – инициатора социальных реформ и мецената,
Карл Людвиг Вильгельма Цанта (до изменения фамилии – Цадик) – архитектора,
Александра Флаума – банкира и тайного коммерческого советника.
В качестве модели скульптуры молодой женщины, призванной украшать здание штутгартского ратхауза была выбрана еврейская красавица Эльза Вайль, победительница конкурса красоты в начале двадцатого века.
Земля Вюртемберг была разделена на 13 раввинских округов, в каждом из которых было по несколько синагог и кладбищ.
Перепись населения от 16. июня 1933 года дала следующие результаты:
Общее число евреев в Вюртемберге 10000, в т. ч. в Штутгарте 4490.
Уже в марте начались первые признаки Холокоста. Еврейские фирмы и праксисы получают специальное обозначение. Начались аресты еврейских граждан. Улицы с именами евреев переименовываются.
Скульптура Эльзы Вайль сброшена с пьедестала.
Группа еврейских художников, предпочитая выставлять свои работы на закрытых выставках, вступила в организованное Карлом Адлером ( о нём ниже ) осенью 1933 года «Общество штутгартских еврейских художников»
В апреле 1935 года, в связи с запрещением еврейским ученикам посещать общеобразовательные немецкие
школы, была создана штутгартская еврейская школа
В апреле 1937 года распущена сионистская организация « Бней – Брит «.
В октябре 1938 года
последняя выставка «Общества штутгартских еврейских художников».
Все Вюртембергские евреи с польскими паспортами высланы в Польшу (окт.1938).
1. ноября 1938 года выходит последний номер «Иудише Гемайндеблат».
Всегерманская погромная ночь с 9 на 10 ноября 1938 года с одновременным разрушением всех синагог и многих еврейских предприятий.
Следом 15 ноября закрыты последние еврейские предприятия.
Январь 1939 года. Начало акции «Евреи в Еврейские дома».

Т р а г и ч е с к а я а р и ф м е т и к а ш т у т г а т с к о г о Х о л о к о с т а.
Уже с 1933 года начинается всёвозрастающая эмиграция евреев, достигшая своего пика в 1938 году –
500 человек. Всего эмигрировало 2100 человек
Вершиной злодеяний нацизма является массовая депортация евреев в концентрационные лагеря смерти.
Начало положила депортация 1000 евреев в Ригу 1.декабря 1941 года.
Затем последовали депортации в лагеря смерти Избицу, Освенцим, Терезиенштат.
Всего с Северного вокзала Штутгарта в товарных вагонах было вывезено 2800 евреев Штутгарта и других мест Вюртемберга. Еврейские общины были практически полностью ликвидированы.
С в е ж а й ш а я о б щ е г е р м а н с к а я а р и ф м е т и к а
23. октября 2008 года Германия передала Израилю – в «Яд-вашем» список 600 тысяч евреев Германии,
проживавших в этой стране в период 1933 – 44 годов.
Данные 4 года готовил Федеральный архив Германии в сотрудничестве с «Яд-ва-Шем»
В нём приведены сведения об арестах, депортациях, эмиграции или гибели немецких евреев,
Люди обязаны помнить о преступлениях нацизма, чтобы не оставить никакого шанса неонацистам,
ксенофобии и антисемитизму.

Жертвами депортации, наряду с другими. стали семь штутгартских евреев, признанных после войны городскими властями в ы д а ю щ и м и с я, именами которых названы штутгартские улицы.

О т т о Х и р ш (1885 – 1941)
Строитель водных путей и руководитель еврейских организаций
.
Отто Хирш происходит из коренной штутгартской еврейской семьи.
Он родился 9 января 1885 года. Его отец Луис Хирш был владельцем крупной виноторговли. Он олицетворял собой лучшие гражданские добродетели - был честным, искренним, мыслящим, свободным от предрассудков человеком. Всю жизнь он был тесно связан с еврейской общиной. Мать Отто Хирша Елена, урождённая Райс, сердечная образованная женщина с религиозной духовностью. Круг друзей семьи состоял из евреев и христиан.

Отто получил хорошее образование. В семилетнем возрасте он поступил в элитарную Eberhard-Ludwig гимназию. В его характере рано проявились черты справедливости и скромности. Внешняя религиозность значила для него мало, хотя с религиозностью отца был тесно связан. В семнадцатилетнем возрасте выпускная работа посвящена его патриотической позиции - о национальной самобытности немцев за рубежом.
Высшее юридическое образование он начинает в Гейдельберге. Как было возможно и принято в то время, Отто переходит из университета в университет - Лейбциг, Берлин, Гренобль, Оксфорд, с совершенствованием при этом французского и английского, Тюбинген. В 1927 году Отто Хирш выдерживает свой первый государственный экзамен в области юриспруденции. Последующее образование он продолжает в Штутгарте.

Следом на год для приобретения опыта попадает в контору известнейшего адвоката Штутгарта д-ра Рихарда Райса. Имеющаяся в городском архиве характеристика Райса звучит, что Хирш относится к нечасто встречающимся молодым юристам, у которых выдающиеся теоретические знания связаны со специфической способностью обдуманно решать сложные практические вопросы. Экстраординарный спокойный темперамент и одновременно ненасытная деловитость.

Несмотря на такие положительные данные поступление Отто Хирша на работу в Штутгартский муниципалитет было не без трудностей. Вначале преимущество имел второй претендент. При обсуждении на пленуме прозвучало еврейство Хирша. Но обербургомистр отверг любые проявления антисемитизма и Хирш был выбран с минимальным количеством голосов - 18 за и 16 против.
Уже первый проект Хирша проявил великолепное знание дела и исключительное увлечение своей профессией. Через некоторое время штутгартский обербургомистр писал своему берлинскому коллеге: "В Штутгартском городском управлении до сих пор не было подобного даровитого сотрудника". Однако, через некоторое время в 1919 году был вынужден неохотно отпустить его на повышение по службе - в Министерство внутренних дел Вюртемберга с функцией совершенствования водных путей, обеспечения электроэнергией и использование водной энергии.

В ту пору правительство Земли придавало большое значение вопросам строительства канала Манхайм-Плохинген, призванного совершенствовать транспортное и хозяйственное развитие Вюртемберга, а следом и строительство канала, соединяющего Некар у Плохингена с Дунаем у Ульма. Длительные переговоры трёх Земель, лежащих на Некаре - Вюртемберг, Баден и Гессен - закончились в 1921 году созданием смешанного акционерного общества для решения всего комплекса некарских проблем с размещением его в Штутгарте. Председателем правления единогласно избран Отто Хирш.
Не обошлось и без критики в прессе Земли Баден о захвате власти Штутгартом. Был избран ещё один член правления из Карлсруэ. Заслуги в строительстве первой 113-ти километровой очереди канала Манхайм-Хайльброн были отнесены Отто Хиршу и его коллегам по правлению.

Параллельно Отто Хирш занимается общественной работой. Совместно с канштадским фабрикантом и поэтом Леопольдом Марксом и многолетним директором штутгартской консерватории Карлом Адлером по образцу Франкфурта организовывает Штутгартский еврейский учебный центр. Следом Хирш избирается руководителем еврейской общины Штутгарта.
Наступило время национал-социализма. Уже в апреле 1933 года появляется статья, обвиняющая в объевреивании фирмы Neckar AG и требующая немедленного удаления Хирша как "Großjuden". Одновременно он обвиняется в связях с международным сионизмом, незаконным накоплением капитала в министерстве и акционерном обществе, а также в фирме "Саламандр", к которой он отношения не имел - владел фирмой другой Хирш. И Отто Хирш, который всегда считал Германию своей родиной и чувствовал неразрывность связи с ней, неожиданно был от неё отторгнут.
Несколько уравновешивало то, что его еврейство сейчас придавало ему моральную силу больше, чем в юности и студенчестве.
С наступлением тяжелейшего угнетения возникла необходимость создания единого еврейского органа. 17 сентября 1933 года было основано "Германское представительство немецких евреев" Во главе представительства был поставлен Отто Хирш. Сразу же он столкнулся с противоречиями разных направлений еврейства. Но он не уклонялся от этих проблем и сознавал весь риск и опасность новой должности, надеясь на помощь коллег. Возрастающая дискриминация евреев в хозяйственной и социальной областях, исключение из духовной и культурной жизни Германии, изоляция в пока ещё невидимое гетто подстёгивало еврейское общество к действиям во всех направлениях.

Много еврейских учёных, деятелей искусств, учителей и других, находившихся на государственной или коммунальной службе, потеряли своё поле деятельности. Владельцы промышленных предприятий и разных промыслов подвергались бойкоту. Молодёжь, которая в нацистской Германии не видела никакого будущего, начала эмигрировать в Палестину или Америку. В совете и помощи нуждались тысячи евреев, видевших свою цель в эмиграции. У Представительства росло число обязанностей.
Для еврейского общества, чьи интересы оно представляло перед органами власти, организовывало многочисленные хозяйственные и благотворительные работы, для уволенных учителей, деятелей науки и культуры - новые рабочие места, создавало собственные школы и другие учебные заведения и проводило многие другие работы. Организаторский талант Отто Хирша, его дарование вести переговоры, умение обходиться с людьми, сохранение спокойствия в тяжёлых ситуациях и его юмор - всё это было, кстати, на этой должности.
Задача, стоявшая перед Представительством, была двоякой: поддержание и гарантия человеческих условий жизни немецких евреев в своём отечестве, с одновременным созданием условий для эмиграции для готовых и способных на это. Для последней цели Хирш предпринимает многочисленные выезды заграницу - Париж, Лондон, Соединённые Штаты.
По опубликованным в сентябре 1935 года Нюренбергским законам евреи были окончательно исключены из жизни немецкого общества.

И Представительство стало уделять особое внимание Палестине. В начале 1936 года Отто Хирш вместе с женой предпринимает давно запланированную поездку на Святую Землю. Он хотел на месте убедиться в возможностях эмиграции. В Хайфе он встретился с выходцем из Франкфурта-на-Майне, который настойчиво предлагал им не возвращаться в Германию. Понимая, что им грозит в Германии, Хирш вместе с женой, тем не менее, возвращается, чтобы продолжить свою работу. В 1937 году он был в первый раз арестован и содержался в Берлинском гестапо. Освободившись, он снова стал на путь спасения своих единоверцев. Вместе со своей женой они решили оставаться в стране до спасения последнего еврея.

Из 600 тысяч евреев, живших в Германии в 1933 году, эмигрировать удалось 317 тысячам во многом благодаря Обществу Отто Хирша.
В феврале 1941 года Отто Хирша снова арестовывают и направляют в Мантхаузен, где он погибает.
Когда весть о его гибели попадает заграницу, многие из спасённых им участвовали в траурных демонстрациях.
В центральном парке израильского приморского курорта Шавей-Цион, города - побратима Штутгарта, функционирует мемориал Отто Хирша.
В знак его заслуг городские организации Штутгарта, еврейская религиозная община и христианско-иудейское общество в 1985 году к столетию со дня рождения учредили медаль Отто Хирша, которой ежегодно награждается общественный деятель или деятель культуры, отличившийся в христианско-иудейском взаимодействии.
В 1958 году последовательная серия мостов над Некаром, над автомобильной магистралью и над железнодорожными путями названы Otto-Hirch-Brucken
В 1985 году у въезда на мост был установлен камень с портретом Отто Хирша и перечислением его заслуг и достоинств – и как духовного отца Некарского канала, и как главного участника спасения от гибели сотен тысяч евреев.
И камень отдавал дань памяти Хирша до начала 2007 года. Из-за начавшегося в этом районе крупного строительства, власти по согласованию с 90-летним американским сыном Отто, памятный камень перенесли на находящееся вблизи христианское кладбище. В качестве компенсации построенному в этом районе крупному зданию офисов и магазинов присваивается наименование Otto-Hirsch-Centr
Ф р и ц Э л ь з а с (1890 – 1945)
Государственный деятель
Фриц Эльзас родился в 1890 году в самостоятельном в ту пору районе Штутгарта – Канштат. На Канштатской центральной Königstraße (с 1937года – König-Karl-Straße) рядом со стоявшей в то время местной синагогой, на доме №43, в котором родился
Фриц Эльзас, установлена мемориальная доска. Он происходит из уважаемой еврейской семьи, постоянно проживавшей в Канштате с начала 19-го века. Рано умершая мать Берта Эльзас, дочь удачливого корсетного фабриканта Соломона (Зигмунда) Линдауэра. Юлиус Эльзас,отец Фрица, был совладельцем большой ткацкой фабрики, а также коммерческим советником. Он олицетворял либеральный дух в семье, который рано оказал влияние на сына. Как предприниматель, Юлиус прокладывал новые прогрессивные пути. Так, он своим работникам представляет оплачиваемый отпуск, организовывает собственную больничную кассу, фабричную библиотеку, что способствовало хорошему самочувствию и здоровью сотрудников. Отмечая его социальную активность, городское общество промышленников присваивает ему звание почётного члена.
Для Фрица Эльзаса социальные убеждения отца являлись примером и оказывали влияние всю жизнь. После абитура Фриц поступает в Мюнхенский университет для изучения права и общественно-политических наук. Дальнейшее образование он получает в Берлине и Тюбингене,где в 1912 году ему присуждается степень доктора общественно-политических наук. Он остаётся в университете для сбора материала для последующей диссертации. Одновременно он совершает поездки в ближнее зарубежье. В 1914 году публикуется его первая научная работа. К январю 1933 года список его печатных работ составляет 270 наименований.
Следующий пункт в его биографии – Штутгарт, где он поступает на службу в городской муниципалитет на вновь созданную должность руководителя Главного управления мукомольной промышленности. С этого начинается его муниципальная карьера.
Из-за своей близорукости Фриц на военную службу принят не был. Его желание послужить отечеству в качестве вольнонаёмного также не было удовлетворено. И он смог применять свои способности на службе, приобретавшей в связи с затягиванием войны всё большее значение, ибо обеспечение продовольствием всё больше регламентировалось и централизовалось К концу войны он руководит городским продовольственным управлением с восьмью отделами и двумястами работниками. Одновременно он управляет комиссией по ценам и торговле. После окончания войны он вступает во вновь организованную DDP – Германскую Демократическую Партию. В1924 году Фриц Эльзас избирается от этой партии в Ландтаг и, по свидетельству современников, оставляет там свой добрый след.
По служебной линии он становится руководителем городского правового совета со следующей сферой деятельности: торговля, промышленность, пресса, транспорт, статистика. С этой работой он справляется блестяще.
Бургомистр отдавал себе отчёт, что человека с такими способностями долго на периферии не удержать. И действительно, вскоре Эльзас переезжает в Берлин, где он совместно с Томасом Манном выпускает еженедельник с прагматическим названием «Государство это – вы».
В 1931 году Фриц Эльзас со значительным большинством голосов избирается первым бургомистром Берлина. В начале 1933 года он был нацистами отстранён как еврей, хоть и крещёный, и к тому же демократ и противник Третьего Рейха. После отставки Фриц Эльзас не возвращается в свою родную Швабию, а остаётся в Берлине. Работает консультантом по хозяйственным и валютным вопросам, а также по эмиграции. Участвовал в работе группы сопротивления. После покушения на Гитлера 20-го июня 1944 года был арестован и подвергнут пыткам. В конце декабря его переводят в концентрационный лагерь Заксенхаузен, где 4-го января 1945 года расстрелян.
В Штутгарте, родине Фрица Эльзаса, в память о своём заслуженном сыне и гражданине уже в 1946 году одна из центральных улиц названа его именем. Вскоре этому примеру последовал и Берлин. Его заслуги перед городом характеризует и изданная на базе архивных данных книга воспоминаний Фриц Эльзаса «В штутгартском Ратхаузе в 1915 –1922г.г.»
Остальные пять имён евреев – жертв нацизма, выдающихся жителей города, в память о которых названы улицы Штутгарта:
Кетхе Леовенталь (1877 в Берлине – 1942 в Избице)
Мария Лемме (1880 в Одессе – 1943 в Теезиенштат)

Клара Нейбургер (1888 в Штутгарте - 1942 в Избице)

Алиса Хаарбургер (1891 в Ройтлингене - 1941 в Риге)

Члены «Общества штутгартских еврейских художников»

Яков Холцингер (1878 в Бауреут, Бавария—1940 в Штутгарте, самоубийство) - врач

Союзные войска, освободившие Штутгарт 20-21 апреля 1945 г. обнаружили 123 еврейских жителя.

В о с с т а н о в л е н и е е в р е й с к о й о б щ и н ы Ш т у т г а р т а.
Главная заслуга в закладывании еврейства принадлежит американскому военному раввину Эскину, который, в частности, 2.июня 1945 г. провёл первое послевоенное богослужение. Следом Эскин провёл
организационное построение общины. Еврейская жизнь на периферии практически угасла и самотоятельно эти общины существовать не могли , община Штутгарга стала обслуживать весь Вюртемберг, получив официальный статус Земельной общины.
Восстановлению общины активно способствовал обербургомистр Клетт. Он был назначен в 1945 году союзной военной администрацией. В последствии. благодаря своей плодотворной деятельности, он неоднократно избирался и прослужил обербургомистром вплоть до своей смерти в 1974 году.
Он организовал возврат в Штутгарт спасшихся в Терезиенштате горожан. Ненадолго в Штутгарте осели перемещенные лица, благодаря которым в 1947 году община превысила 2000 членов. Была даже создана еврейская школа. После их отъезда школу пришлось закрыть. Число членов общины снизилось до 500, а затем колебалась в районе 600 до начала массового приезда евреев из стран СНГ,
Город Штутгарт выпустил книгу Марии Зельцер «Путь и судьба штутгартских евреев». («Weg und Schieksal der Stuttgarter Juden»). В предисловии к книге обербургомистр Клетт писал: Эта книга создана для сохранения памяти о страданиях и жертвах наших еврейских сограждан города Штутгарта. Одновременно, она служит сознанием нашей политической ответственности и уроком будущим поколениям.
Уже в своей ранней деятельности Арнульф Клетт направляет свою деятельность на воссоздание памяти о евреях и отдании дани их именам, внесшим существенный вклад в немецкую и мировую науку, искусство, историю.
Уже в 1945 году началась акция по присвоению штутгартским улицам имен выдающихся евреев. Акция активно продолжается и концу 2008 года уже около шестидесяти (60 !) улиц носят еврейские имена.
Мною составлен городской атлас этих улиц, описаны как сами улицы, так и биографии лиц, давших им имена.
Все улицы сфотографированы. Эта тема освещается в общине как лекциями, выставками, так и экскурсиями. Публикуются статьи в сетевом портале «Заметки по еврейской истории».
В городе установлено несколько памятников, связанных с Холокостом.
В 1947 году на одном из еврейских кладбищ установлен памятник жертвам Холокоста. Вюртемберга
В центре Штутгарта у Старого дворца установлен монумент жертвам национал – социализма из четырех
крупных металлических кубов. У него традиционно проводится митинг в день освобождения Освенцима.

В парке Киллесберг у сборного пункта депортации евреев установлен памятник увековечивания более
2000 человек. Традиционно у памятника проводится траурный митинг 1. декабря в память о первой депортации в Ригу 1.декабря 1941 года, на котором присутсвуют учащиеся старших классов, члены общества христианско – иудейского взаимодействия (отмечающего в эти дни свое 60-летие), члены израэлитской общины. Кантор исполняет «Эйль молей рахамим» и иногда раввин – «Кадыш».
После открытия мемориала «Штутгартский Северный вокзал» ( см. ниже ) практикуется митинг завершить переходом к нему по пути следования депортированных.

На месте сгоревшей в «Хрустальную ночь» синагоги в Канштате установлен памятный обелиск.

В девяностые годы правительством Земли были выделены города – памятники, связанные с историей
Холокоста. В Вюртемберге сохранилось 45 еврейских кладбищ, находящихся под присмотром еврейской общины и земельных властей. Многие из них включены в экспозиции мемориальных городов, достопримечательностями которых являются бывшие синагоги, несколько еврейских музеев, бывшие концентрационные лагеря.


Мемориал «Штутгартский Северный вокзал»

Северный вокзал – Nordbahnhof – сыграл свою роковую роль в деле депортации евреев из Штутгарта и ряда других мест Вюртемберга.
Устроителями акции он был признан более удобным, чем главный вокзал города, в первую

очередь, как привлекающий меньше внимания к секретной акции, да и от выбранного сборного
пункта везти ближе.
Кроме своей дьявольской цели организованная гестапо акция носила и коварный характер.

Технология её проведения была направлена на скрытие целей депортации на восток.
Была привлечена религиозная община, на которую возлагали участие в решении организационных и технических вопросов, включая извещения и большую часть финансирования.
Намеченные к депортации люди получили вызов с подробным перечнем предметов одежды, домашней утвари, включая набор слесарных инструментов, которые нужно было взять с собой.
Каждому следовало составить подробный перечень своего имущества якобы для облегчения организации его транспортирования.
С подобной подготовкой намеченная к депортации первая тысяча евреев была в конце ноября 1941 года сосредоточена на сборном пункте в парке Киллесберг и в пешем строю приведена к Северному вокзалу. Путь их лежал и мимо кирхи Мартинса. 1 декабря департационные эшелоны покинули Штутгарт и взяли курс на Ригу, куда они прибыли 4 декабря.
Подробности страшных и хорошо организованных расстрелов эссесовцами и латышскими фашистами широко освещены в литературе.
В дальнейшем Северный вокзал продолжал выполнять свои функции депортации: в Избицу, 3 рейса в Освенцим, 4 рейса в Терезиенштат, причём последний из них 12 февраля1945года.

В 1991 году на наружной стене евангелической кирхи Мартинса установлена памятная доска:
Для напоминания
Для памяти
Для предупреждения
Мимо этой кирхи многочисленные бесправные еврейские жертвы
национал-социализма сопровождались на железнодорожные пути
Северного вокзала и посылались на страдания и смерть.
На глазах евангелической Мартинсобщины они были депортированы

‘ 1 9 4 1 – 1 9 4 5

1991

В 2000 году под покровительством президента Германии в Берлине был создан «Германо –Рижский комитет» с целью увековечивания 25 тысяч немецких евреев, большинство из которых было убито в Рижском Бикерниекском лесу.
В комитет было привлечено много городов Германии, включая и Штутгарт, которые вместе с правительством Германии были источниками финансирования проекта.
ЦСЕГ и городские власти Риги поддержали проект.
30 ноября 2001 года к 60-летию начала депортации в присутствии президента Латвии мемориал был открыт.
Находящийся в центре КУБ с цитатой из Иова:
«Земля! НЕ закрой крови моей,
И да не знает покоя мой вопль»
содержит Книгу памяти с именами убитых евреев в виде капсул, привезенных из мест депортации

Построение памятных камней мемориала напоминает старое еврейское пражское кладбище с нагромождением каменных стел. Но если пражское нагромождение есть следствие еврейской религиозной традиции, запрещающей нарушать покой умерших, и при ограничении площади кладбищ применялись многие погребальные слои с перестановкой надгробий на поверхность нового слоя,то в Риге захоронение жертв слоями делалось по фашистски.
Мемориал разделён на участки с названиями всех городов, из которых была произведена депортация евреев в Ригу

Следуя примеру Риги, и в Штутгарте ещё в 2002 году создано общество «Zeihen der Erinnerung», проводившее конкурсы на проект мемориала «Северный вокзал»
И вот, 14 июня 2006 года состоялось его тожественное открытие.
На площади в 2400 кв. м рельсовые пути, с которых начиналась депортация, сохранены, покрыты гравием и окаймлены бетонной каймой. На длинной бетонной стене выгравированы имена депортированных.. Для желающих членов общины проводятся также экскурсии по мемориалу.
Профессор Вольфганг Бенц, являющийся одним из известных из ныне действующих специалистов по истории евреев Германии, говорит, что каждый памятник свидетельствует о договоренности не забывать уроков прошлого и является знаком того, что люди не утратили своей памяти.
Таким Знаком призван служить и мемориал «Штутгартский Северный вокзал».



П о е з д н а п о м и н а н и я

Акция «Поезд напоминания» (« Zug der Erinnerung «) началась. 8. ноября 2007 года, когда поезд выехал из Франкфурта на Майне. Целью акции является напомнить о 12 тысячах детей , депортированных в концентрационные лагеря и там фактически всех уничтоженных. Поезд двигается на юг и останавливается на 1-3 дня в городах, из которых дети были депортированы.
22 ноября поезд прибывает в Штутгарт. Для него на Главном железнодорожном вокзале выделен рельсовый путь 1а. На табло „Zug der Erinnerung Ankunft 10.48 Uhr“ На платформе много людей. Тут и представители властей города, духовенства, немецких граждан . чувствующих ответственность за расовые бредни фюрера, и особенно много молодёжи, обеспечивающей и музыкальное сопровождение предстоящего митинга.
В назначенное время состав медленно приближается. Его тянет паровоз тех времён с цистерной. В состав входят товарный вагон, в каких перевозили людей на смерть и несколько старых пассажирcких вагонов, в которых организована выставка.

Музыкальное введение митинга исполняет трио молодых музыкантов, в мелодии которых можно узнать еврейские мотивы.
Вступительное слово сказал руководитель штутгартского отделения железной дороги.Он отметил, что большое значение акции придаёт совместное участие бургомистра и руководителя Штутгартского городского архива, известного знатока истории города и особого специалиста по периоду национал-социализма. Всё это свидетельствует об
осознании своего долга критически рассматривать нацизм в истории своего города.. Благодарность за участие железнодорожник
выражает и пастору евангелической общины, и особенно школьникам, подготовившим свою программу, в частности, с использованием материалов инициативы «Камней напоминания»
Он упомянул и о вине железнодорожников перед жертвами и о своей обязанности проводить работу по сознательному изучению своей истории. Он сказал, что видит в акции «Поезд напоминания» также свой гражданский долг в борьбе против неонацистов.
«Итак, мы открываем выставку в основном о еврейских детях,а также пострадавших цыганах и детях борцов против национал-социализма.»
Обербургомистр в основном говорил о ситуации, когда из классов исчезали еврейские соученики и никто этого как бы не замечал, о якобы незамеченных закрытых еврейских магазинах и ,наконец, о сборе евреев в парке Киллесберг и препровождении первой
тысячи из них на Штутгартский северный вокзал 1 декабря 1941 года для отправки в Ригу

Архивариус подробно, со ссылками на книгу Марии Зельцер «Weg und Schiecksal der Stuttgarter Juden» , собравшую многие архивные материалы, рассказал по периодам историю штутгартских евреев в 1933-1945 годах.
Пастор прочитал на иврите с последующим переводом отрывок из псалма и добром отметил иудаизм, на базе которого было создано христианство.
Двое из выступавших напомнили, что подобный товарный вагон на обрывающихся
рельсах установлен в Мемориале «Яд-вашем».
Школьники показали подробную программу с использованием фотографий и Stolpersteine
депортированных еврейских детишек, которые им удалось раскрыть.

После завершения почти двухчасового митинга, начался осмотр выставки с картой движения поезда. Из Штутгарта он следует в Тюбинген, затем поворачивает на север в
сторону Саарбрюкена, Фульде, Геттингена, Ганновера, Эрфурта, Веймара, Лейпцига и
Дрездена.
В экспозиции выставки личные документы, фотографии, архивные материалы. Приведены данные о
нацистских преступниках, непосредственно ответственных за депортацию, видеозаписи с
их попытками доказать свою невиновность. Показываются также видеозаписи с воспоминаниями нескольких спасшихся малолетних узников.
Функцию напоминания о зверствах фашизма акция «Поезд напоминания « выполняет сполна.

S t o l p e r s t e i n e – к а м н и н а п о м и н а н и я о ж е р т в а х Х о л о к о с т а

Камни напоминания являются крупнейшим в мире децентрализованным памятником жертвам Холокоста.
Эта акция началась в Германии в 1993 году.
.Стоящий у истоков акции кёльнский архитектор Гюнтер Демниг запросил еврейскую общину в Кёльне, Центральный совет евреев Германии и Институт Яд – Вашем не противоречит ли иудаизму установка имен умерших на тротуаре. Запрошенные не нашли противоречия и поддержали проект Демнига. Суть проекта состоит в том, что у дома, в котором жили и подверглись депортации и уничтожению жертвы нацизма, в тротуар монтируется камень с латунной плиткой размером 10 на 10 см. На плитке указывается фамилия и имя жертвы, дата рождения и дата и место смерти.
Автор проекта сам осуществляет монтаж в разных городах. Коренастый, добродушного вида мужчина лет пятидесяти пяти, внешне простой работяга, только коричневая широкополая шляпа - намек на принадлежность к сообществу художников, с помощью дрели подготавливает место в тротуаре и монтирует туда свой бетонный кубик с металлической табличкой. Рядом – ведро с раствором, нехитрый инструмент.
Демниг говорит, что каждая жертва обретает свой камень и возвращает свое имя.
Ни один человек, ни одна судьба не должны пропасть без вести.
Он понимает, что конечно нереально уложить все миллионы камней.
Его проект носит скорее символический характер, своего рода идейный жест.
Часто возникает вопрос: почему для памятного знака используется тротуар, а не фасад здания. Ответ прост. Фасад здания часто является частной собственностью и ожидать разрешения от части потомков соседей, активно растащивших добро депортированных евреев, не приходится. Кроме того, на месте старых зданий возведены новые и Демниг объясняет, что помечается не сам дом, а место «Здесь проживал».. .
Поиск жертв нацизма осуществляется инициативными группами, включая десятки старшеклассников, на основе архивных материалов, опроса местных жителей, очевидцев, а также по заявкам родственников, главным образом, из Израиля и США. На долю этих групп видно выпадает и согласование с местными властями.
Финансирование проекта – стоимость одного камня 95евро - ведётся за счёт добровольных пожертвований частных лиц (по большей части немцев) и общественных организаций.
Первые камни в Штутгарте в 2003 году. За это время приезжающий в Штутгарт два раза в год Гюнтер Демниг установил около 300 камней, число мемориальных улиц возросло до 120. Мною составлен городской атлас с отметкой всех мемориальных улиц.
Атлас передан Гюнтеру Демнигу, в знак благодарности за который он предложил сфотографироваться с составителем.
Не все приемлют эти малые памятники жертвам Холокоста. Корреспондент «Русской Германии» Светлана Бильская увидела лишь
тротуар с камнями, закиданный мелким мусором, и собачку, деловито поднимающую лапку над камнем. Соответственно обвинила автора проекта в полудетском идеализме, непродуманности, слепоте. Она призывает к самой надёжной памяти -памяти сердца.
Достойную квалифицированную отповедь Бильской дала в той же «Русской Германии» известный учёный и писатель
Грета Ионкис.
А добрая акция Гюнтера Демнига продолжается. В последние дни на экраны вышел документальный 73 минутный фильм
„S t o l p e r s t e i n“ с портретом художника и автором проекта, и восстановившем свыше 15000 имен жертв Холокоста.

Рассматривая приведенные в статье материалы Холокоста и памяти о его жертвах следует признать, что национал - социалистический период Германии капитулировал перед послевоенным демократическим обществом.
Одним из проявлений этого являются памятные знаки, призванные свидетельствовать о договоренности не забывать уроков прошлого.




.
Post Reply