Глава Эмор 3 ияра 5771, 7 мая 11
АКТУАЛИЯ
На шестьдесят третий год провозглашения независимости следовало бы прояснить для себя, какова та цель, к которой должно стремиться государство Израиль. Ибо сказано: «Когда нет мечты, бездействует народ» (Мишлей, 29:18). Все поколения сыновей Израиля всегда хранили мечту, которую дали им пророки. Можно сказать, что тем самым они исполняли заповедь, записанную в Торе: «Вспомните историю мира, вдумайтесь в то, что происходило с каждым и каждым поколением, (а, если забыли или не можете понять, то) спросите пророка своего – и поведает он вам, узнайте у мудрецов ваших – и расскажут вам они» (Дварим, 32:7). Одним из тех мудрецов, кто мог напомнить своему и последующим поколениям о целях и о мечте, был рав Авраам Ицхака Кук, который задолго до провозглашения государства Израиль писал: «Государства народов мира отличаются тем, что в их воздухе присутствуют великие идеалы, но они никак не проявляются ни в жизни страны, ни в жизни людей. Государство Израиль не может походить на другие страны. Оно – основа престола Всевышнего в мире, сотворенном Им. И единственное стремление государства Израиль, осознанное или неосознанное, – это сделать ясным, понятным и даже ощутимым, что Всевышний – один и имя Его одно. Если это будет достигнуто, то будет достигнуто и процветание, и благополучие людей» (Орот, 160). И нам нельзя забывать, что цель создания нашего государства – это не дать убежище евреям, страдающим от ненависти и преследований, а претворить в жизнь предсказания и мечту пророков. Праотец Авраам начал тяжелейший путь, когда ему было сказано: «Иди себе в землю, которую Я покажу тебе … и сделаю тебя народом великим… и благословятся тобой все семейства земли» (Берешит, 14). И сыновья Израиля на протяжении тысяч лет хранили эту мечту. А в наше время, когда она стала близкой и достижимой, борьба за ее претворение в жизнь становится все острее и острее. Приходится бороться не только с внешним врагом, таким как Иран, который угрожает нам атомной бомбой, но и со своими недостатками, со всем тем плохим, что мы принесли с собой из изгнания. И, хотя эта борьба не из легких, каждая наша победа на духовном фронте и в противостоянии с теми, кто нена-видит нас, приближает нас к цели. Рав Дов Бегон
Самая главная заповедь и самый строгий запрет
«И не оскверняйте имени Моего святого. И освящусь Я в среде сыновей Израиля. Я – Б-г, освящающий вас, выводящий вас из земли египетской, чтобы быть вам Б-гом» (Ваикра, 22:32). Освятить имя Всевышнего – это жить в земле Израиля полноценной жизнью, укреплять свой народ, способствовать его духовному росту. В самом деле, что может быть важнее, чем доказать всему миру, что есть Б-г, проявляющий Свою силу и Свое милосердие через избранный народ. Наши победы и достижения, которых мы добиваемся на своей земле, – доказательство существования Б-га. И одновременно – утверждение, что нет других божеств. Но если мы находимся в плену и служим своим поработителям, создавая их экономику, культуру и науку, то кажется, что нет у нас Б-га. Поэтому пророк Йоэль, прося у Всевышнего пощадить сыновей Израиля и не отправлять их в изгнание, сказал: «Не отдавай Твой удел на позор, чтобы правили в нем народы. Зачем же допускать, чтобы в среде народов говорили: «Где же их Б-г?» (Йоэль, 2:17). Когда мы в изгнании торжествуют идолопоклонники. Им кажется, что их божества правят миром, их вера истинна, а наша не состоятельна. И тогда они говорят о нас: «Есть один народ угнетенный, и само его жалкое положение свидетельствует о том, что у него нет истины» (Кузари, гл. 1). И нет большего осквернения имени Всевышнего, чем изгнание сыновей Израиля и пребывание их в чужих землях. И об этом сказал пророк: Йехезкель: «И придут они к народам, к которым придут они, и осквернят имя Мое святое, когда скажут о них: «Народ Бога это, и из земли своей вышли они» (36:20). Единственный путь исправления и искупления греха осквернения имени Всевышнего – это возвращение в землю Израиля, как сказано: «И сжалюсь Я над именем Моим святым, которое осквернили сыновья Израиля среди народов – там, куда пришли они… Не ради вас Я делаю, дом Израиля, а только ради имени Моего святого, которое вы осквернили среди народов – там, куда вы пришли. И освящу Я имя великое Свое, оскверненное среди народов. И будут знать народы, что Я – Б-г… и освящусь вами на ваших глазах. И возьму вас из народов и соберу из всех земель» (Йехезкель, 36:21-24). А пророк Йирмеяу сказал, что сам исход из стран изгнания станет доказательством могущества и единства Б-га: «Вот приходят дни, когда не будут говорить: «Жив Б-г, Который вывел сыновей Израиля из земли египетской», а (будут говорить:) «Жив Б-г, Который вывел сыновей Израиля из земли северной и из всех других земель. И верну Я их в землю, которую дал отцам их» (16:14-15). Если бы мы не начали возвращаться, то и не начали бы народы задумываться над тем, что «действительно, жив Б-г Израиля». Но, может быть, только праведникам следует возвращаться в землю отцов, а тем, кто еще «не созрел» лучше остаться за ее пределами, пока он не очистятся от греха? Но ведь нельзя в изгнании очистить свою душу, а, значит, нельзя добиться и ясности мысли! И не случайно наши мудрецы объявили, что вся земля за пределами границ святости обладает нечистотой (Шабат, 14б). А рав Авраам Ицхак Кук писал: «Мысль, направленная на поиск высокой духовности, в земле Израиля отличается чистотой и ясностью… и служит для понимания и разъяснения пророчеств… А мысль, направленная на поиск высокой духовности, в землях народов – замутнена она, и затемнена, в тени нечистоты и скверны пребывает она» (Орот Исраэль, 5). Чтобы возвеличить имя Всевышнего, от галута (стран изгнания) нужно оторваться не только физически, но и психологически. И сделать это можно только в земле Израиля. И об этом сказал пророк: «И приведу вас в землю вашу. И окроплю вас водой очищающей, и очищу от всякой скверны вашей. И от всех идолов ваших очищу вас» (Йехезкель, 36:24-25). А мудрецы Талмуда, обобщая учение пророков сказали: «Всякий, кто живет в земле Израиля (даже среди неевреев) – есть у него Б-г, а тот, кто живет за пределами земли Израиля, у него как будто нет Б-га, как сказано: «...дать вам землю Кнаан, чтобы быть вам Б-гом» (Ктубот, 110б). Как будто нет Б-га… Б-г то у него есть, да вот всякий, кто смотрит на него, думает, что нет у него Б-га. «Если бы был у него Бог, – думают идолопоклонники и атеисты, – так вывел бы Он его из чужой земли и привел бы в землю его отцов». Есть ли более сильное осквернение имени Всевышнего, чем то, когда еврей вольно или невольно становится лжесвидетелем, утверждающим самим своим пребыванием за пределами святой земли, что у него нет Б-га? Некоторые из мудрецов Талмуда придерживаются другого мнения. Они считают, что тот, кто живет за пределами земли Израиля, похож на идолопоклонника. Да нет, он не поклоняеся чужим божествам, но те, кто смотрят на него, укрепляются в своем убеждении, что их вера в идолов истинная. И когда мудрецы сказали, что живущий вне пределов святой земли похож на идолопоклонника, они опирались на слова Торы: «И разбросает вас Б-г Всесильный среди народов. И останется вас немного среди народов, куда уведет вас Б-г. И будете служить там божествам – изделиям рук человека из дерева и камня, которые не видят, не слышат, не едят и не обоняют» (Дварим, 4:27-28). Но разве народ Израиля служил истуканам из дерева и камня? Дело в том, что само пребывание в чужих странах укрепляет в людях мысль, что у нас нет Б-га или что Он оставил нас, а, следовательно, «льет воду на мельницу идолопоклонников». И тем, кто остается жить за пределами святой земли (не как посланники страны Израиля, а как граждане других государств), следует учесть, что грех осквернения имени Всевышнего искупить очень тяжело. И об этом сказано: «Если человек совершил преступления, которые Небесами наказываются отсечением души от народа, а земным судом – смертной казни, то, раскаявшись, он может рассчитывать на то, что молитва и пост в Йом Кипур защитят его, а страдания которые будут посланы ему, очистят его. Но, если человек осквернил имя Б-га, то пусть он не рассчитывает, что раскаяние защитит его, а молитва и пост в Йом Кипур очистят его от греха…» (Йома, 86а). В наше время, когда самолеты прилетают в Израиль из всех стран мира по нескольку раз в день и билеты на них можно купить в открытой продаже – разве не стоит исполнить величайшую заповедь в мире? Освятить имя Всевышнего и одновременно избежать нарушения самого строгого запрета – осквернения Его имени! Рав Зеев Мешков
Поле, конечно, твое…
После изложения законов, регламентирующих службу коэнов в Мишкане (походном Храме), вновь следуют указания для всего народа Израиля: «И говорил Ашем Моше, сказав: Говори сынам Исраэля и скажешь им: сроки Ашем, которые вы будете провозглашать провозглашениями выделенности – эти сроки Мои» (Вайикра 23, 1-2). Сроки, провозглашающие выделенность еврейского народа из всех прочих народов – это субботы и праздники. И здесь подробно описываются законы субботы, Песаха, Суккота, Шавуота, Нового года и Йом Кипура. Только посреди описаний праздничных жертвоприношений вдруг появляется строка, не имеющая к празднику никакого отношения: «А когда будете жать жатву страны вашей, не заканчивай края поля твоего, когда будешь жать его, и опавшего жатвы твоей не подбирай: для бедного и для гера оставь их: Я – Ашем, Эло’им ваш» (Вайикра 23, 22). Зачем это здесь, особенно если принять во внимание, что в праздник работать (в том числе жать) запрещено? Объяснить это можно, связав с «провозглашениями выделенности». Напомним, что в классическом, синодальном переводе слово «кадош» переводится не «выделенный», а «святой», что искажает смысл фразы. Понятно, что праздничные времена есть у всех народов, а у еврейского народа – праздники особенные, обеспечивающие выделенность. Но выделенность наша определяется еще и тем, что мы должны построить в Эрец Исраэль общество социальной справедливости, которое станет примером для народов мира. Целый комплекс заповедей направлен на решение этой задачи. Всевышний даёт всем людям равные возможности, но все люди разные по своим физическим силам, здоровью и т.д. На добычу пропитания для семьи могут повлиять трагические события, катастрофы, болезни, внезапная смерть кормильца. Поэтому Тора напоминает: «Не переведется бедный в Израиле» и задача справедливого общества – помочь бедняку и, главное, избавить его от унизительных мук голода. Поэтому на основную часть народа, которая владеет земельными наделами, накладываются особые обязательства. Во время жатвы край поля оставляют неубранным. Упавшие при жатве колоски подбирать запрещалось. Нельзя было вернуться на поле, чтобы забрать случайно забытый сноп. Все это могли забрать себе те, кто в этом нуждался. То же правило работало на уборке винограда: дочиста виноградник убирать нельзя, отдельные ягоды на лозе, мелкие и неполные гроздья и упавшее на землю тоже должно быть оставлено. Кстати, наемники, убиравшие виноград и фрукты, могли во время работы есть их без ограничения. Но этого мало. Владелец уже убранного урожая раз в три года отделял десятую его часть для распределения среди бедных, а урожай каждого седьмого года считался равно принадлежащим всем и каждый мог брать из него по потребности. Законы эти для многих израильтян действуют и сегодня, хотя у ним добавились и сети бесплатных столовых, и раздача продуктов нуждающимся по символическим ценам и многое другое. Помимо столь продуманной борьбы с голодом, Тора дает и другие указания. «Если обеднеет у тебя брат твой…» нельзя ждать, пока процесс станет необратимым, но надо сразу помочь ему, чтобы «жил с тобою брат твой». Если в семье нет денег на учебу детей, то их (и мальчиков, и девочек) учат за счёт общины. Если девушка осталась сиротой, то все расходы, связанные с её замужеством, община брала на себя. У евреев не было обычая откладывать деньги «на похороны». Достойные проводы умершего – дело общины. И множество иных социальных законов, выделявших сынов Израиля из других народов. Отметим, что возраст этого законодательства – три с половиной тысячи лет! Тысячелетия спустя, в Англии бедняков, которые просили милостыню, чтобы не умереть с голоду, казнили на виселице. В СССР не работавших отправляли в тюрьму и ссылку «за тунеядство», а в тридцатые-сороковые годы за три колоска подобранные на убранном колхозном поле или выкопанную из под снега мёрзлую картофелину давали 5 лет концлагеря… Сегодня в Израиле нет детских домов. Это не значит, что в Стране нет сирот. Есть и аварии, и теракты, в результате которых дети могут остаться без родителей, но не без помощи! Близкие и дальние родственники, соседи сделают всё необходимое. Переезд из страны в страну всегда не простое дело и государство оказывает помощь новым своим гражданам. Это и денежное пособие, и языковые курсы и различные льготы. Но не меньшую помощь оказывают просто соседи, члены общины и совсем незнакомые люди. Они помогут арендовать первую квартиру на родине, предложат мебель и предметы домашнего хозяйства, и помогут с переводом официальных документов и пригласят на встречу Субботы и на праздник, и просто поддержат морально, «чтобы жил с тобою брат твой»!
Свобода и выделенность
Среди заповедей, содержащихся в этой главе, есть и заповедь счета омера. Но описание этой заповеди в Торе выглядит довольно странно. Во-первых, как и многие другие заповеди, она дана для исполнения только в Стране Израиля: «Говори сынам Исраэля и скажешь им: когда придёте в страну, которую Я даю вам, и будете жать жатву её – и принесёте омер начатка жатвы вашей коэну» (Вайикра 23, 10). Этот омер приносится «назавтра после шабата размахнёт его коэн». Размахивание – ритуальное действие, сопровождающее принесение жертвы, но о каком шабате идет речь? Из предшествующего текста мы можем сделать вывод, что речь идет о первом праздничном дне Песаха, ибо все праздники указанные в Торе – суть модификации шабатов.Собственно с этого момента и начинается счет: «И отсчитаете вам со следующего дня после шабата, со дня принесения вами омера размахивания семь шабатов – цельными будут». Тора не говорит ничего о траурности периода счёта омера, она связывает день освобождения – Песах – с днем Выделенности, отстоящим на 50 дней от Песаха: «До следующего дня после шабата седьмого отсчитайте пятьдесят дней, и приблизите мучное приношение новое для Ашем. Из мест поселения вашего принесите хлеба размахивания – два, два исарона тонкой муки будут, квашеными будут испечены: первинки для Ашем» (Вайикра 23, 16-17). И специальные жертвы «… в самый день этот, провозглашение выделенности будет для вас, всякое ремесло работы не делайте» (Вайикра 23, 21). Но мы уже знаем из книги Шмот, что провозглашение выделенности было в день Синайского откровения и дарования Торы, когда Всевышний сказал, что народ Израиля будет для Него «народом выделенным». Итак, счет 50 дней омера от Песаха это не просто определенный срок в сельскохозяйственном календаре между жатвой ячменя и пшеницы, отмечаемый мучными приношениями на жертвенник, но это неразрывная связь между моментом физического освобождения (Песах) и провозглашением выделенности (дарование Торы, Шавуот). Одно не бывает без другого. Для освобождения народа Израиля необходимы два условия: • освобождение из под власти нееврея, т.е. уход из его страны, а не просто выход из физического рабства (произошедший в Египте за полгода до Исхода) • принятие выделенности – власти Всевышего Говорится в Пасхальной Агаде: «А если бы не вывел Всевышний нас из Египта, то и мы, и дети наши, и дети детей наших остались бы рабами у фараона в Египте». Конечно, мог появиться милосердный монарх, который дал бы евреям гражданские права, но главное в порабощении само наше пребывание в чужой стране в роли национального меньшинства. Конечно, в одном случае еврей просто боится одеть кипу на улице, в другом случае его унижает «процентная норма» или особый налог, в третьем случае он раб, а в четвертом его ведут в газовую камеру, но все эти возможности только дополнение к главной сути галута – отсутствию национальной независимости. Даже если есть евреи, которые пребывают в иллюзии комфортабельной и свободной жизни в галуте – это тоже рабство и помеха для воплощения нашего предназначения, как выделенного народа. Проповедь о том, что вся независимость еврея сосредоточена в ешивах и изучении Торы, и не важно, где это происходит, в России или Америке, Германии или Марокко лишает евреев не только физической, но и духовной свободы, ибо невозможен Шавуот без Песаха. Но есть другая опасность. Те, кто жаждут только физической свободы, довольствуются «праздником свободы» без выделенности. Но когда из сочетания «гой кадош» (народ выделеный) убирают «кадош», остается – «гой»… Сегодня предельно ясно, что те, кто отбросил понятие «народ выделенный», желая быть «народом свободным» и «народом независимым», своими руками отвергают независимость (включая физическую). Декларация «государство, как все» ставит нас в унизительную зависимость от ООН, США, Евросоюза и Лиги арабских государств. Отказ от нашего исключительного, дарованного Творцом права на Эрец Исраэль делает проблематичным само наше существование, как в Израиле, так и в диаспоре. Невозможен Песах без Шавуота! Д-р Ури Линец
|