Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Ханука – Псалом 30

Еврейская традиция

Moderator: Ontario14

Forum rules
На форуме обсуждаются высказывания участников, а не их личные качества. Запрещены любые оскорбительные замечания в адрес участника или его родственников. Лучший способ защиты - не уподобляться!
Post Reply
Weissberg
активный участник
Posts: 178
Joined: Sun Mar 09, 2008 1:53 pm

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг Ханука – Псалом 30

Post by Weissberg »

Ицхак Арен, Владимир Вайсберг

Ханука - Псалом 30

Благодарность и хвала

Во многих еврейских общинах псалом 30 читают ежедневно перед молитвой «Псуке Дезимра» - отрывками из Танаха, в которых прославляется Творец. А. Берлинер пишет в этой связи, что данный псалом следует произносить только в каждый из восьми дней Хануки, как это и предписано Трактатом «Мазехет Соферим» (18, 3). Однако, в некоторых ашкеназийских молитвенниках это календарное ограничение странным и ошибочным образом опущено. Следствием и результатом этого явилось то, что в наше премя в каждый из дней Хануки псалом 30 читают во время утренней молитвы дважды.
Праздник Ханука установлен Ийегудой Маккаби и его братьями, сынами Хасмонея и потомками первосвященников, чтобы отметить очищение и освящение Иерусалимского Храма, оскверненного греками и евреями ассимилянтами (смотри: Раввин И. – М. Лау «Практика иудаизма», стр 295).

Почему псалом 30 приурочен к празднику Ханука? Понять это совсем не трудно. Уже в самом названии псалма речь идёт об освящении Храма:
«Песнь Давида при освящении Храма» (строфа 1).
Возникает, однако, вопрос о том, как и на сколько содержание псалма соответствует его названию? Раввин Ш. Р. Гирш по этому поводу замечает:
«Псалом не содержит ни одного слова о Храме, его строительстве или освящении. Речь, в основном, идёт об опыте целой жизни с излечением, спасением, испытанием и облагодетельствованием, которыми Всевышний одаривает тех, кто посвящает себя любви к Нему».
Связь между первой и последующими строфами раввин Ш. Р. Гирш видит в том, что Давид вследствие достигнутой близости к Богу принимает решение о сооружении вечного Божьего Дома. Рассказ о своём жизненном опыте Давид относит к освящению Храма.

Следует отметить, что Мидраш распространяет содержание нашего псалма на разные исторические эпохи:
«Превозношу тебя, о Бог, ибо Ты поднял меня и не дал моим врагам торжествовать надо мною. Бог, Всесильный мой! Я воззвал к Тебе и Ты исцелил меня» (строфы 2 – 3).
Мидраш разъясняет:
«Ты исцелил меня – в эпоху Хасмонея и его сыновей».
«Пойте Богу, благочестивые Его, славьте память святости Его» (строфа 5).
Мидраш относит эти слова к сыновьям Матиягу.


Псалом 30.

/1/ Песнь Давида при обновлении Храма. 121 Превозношу Тебя, о Бог, ибо Ты поднял меня и не дал моим врагам тор¬жествовать надо мною. /3/ Бог, Всесильный мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. /4/ Бог! Ты вывел из пре¬исподней душу мою, оживил меня, чтобы я не сошел в мо¬гилу. /5/ Пойте Богу, благочестивые Его, славьте память святости Его, /6/ ибо на [одно] мгновение гнев Его, благо¬воление Его на долгую жизнь: вечером водворяется плач, а на утро - ликование. /7/ И говорил я в благоденствии моем: «Не поколеблюсь вовек». /8/ По благоволению Тво¬ему, о Бог, Ты укрепил гору мою; но [когда] скрыл Ты лик Свой, был я испуган. 191 К Тебе, Бог, взывал я, Господа умолял: /10/ «Какая польза от крови моей, когда я сойду в могилу? Разве будет прах славить Тебя, разве будет он истину Твою возвещать? /11/ Услышь, о Бог, и помилуй меня! Бог, будь мне помощником! /12/ Ведь Ты обращал сетование мое в танец, снимал с меня вретище, опоясал весельем, /13/ дабы пела Тебе душа [моя], не умолкая, о Бог, Всесильный мой! Тебя буду славить вечно».
Post Reply