©"Заметки по еврейской истории"
август 2014 года

Михаил Бузукашвили

Юрий Окунев: "Жизнерадостное мироощущение, исполненное веры в будущее"

Юрий Окунев  человек очень разносторонний, поистине энциклопедически образованный, причем в самых разных сферах, вроде бы не связанных друг с другом. Он  ученый в области торетической радиотехники, автор научных монографий и учебных пособий по теории кодирования, модуляции и обработки сигналов, то есть в тех отраслях науки, в которых очень немногие разбираются по настоящему. Работал в Санкт-Петербурге, затем в США получил 28 патентов на изобретения, удостоен почтной награды имени Чарльза Гирша за выдающийся вклад в теорию фазовой модуляции и разработку мобильных систем радиосвязи.

И в то же время он известен как писатель-публицист, историк науки и культуры, автор книг на русском и английском языках. Многие из них неоднократно переиздавались. Среди них фундаментальная книга "Ось всемирной истории" - сборник эссе на темы еврейской истории и философии, на мой взгляд, интереснейшее. что мне доводилось читать на эту тему в последние годы.

Только что вышла в свет его новая книга "Феномен еврейской культуры"*. Это масштабное, читаемое с огромным интересом глубокое исследование  обращенное к истории и дню сегодняшнему, поразительно емкое по объему фактов, книга, очень ярко показывающая вклад евреев в мировую цивилизацию.

Корр. (Михаил Бузукашвили) Эпиграфом к вашей книге служат слова второго президента США Джона Адамса:"Я настаиваю, что евреи сделали для цивилизации человека больше, чем любая другая нация".  У  каждой нации есть, наверное, то, чем она может гордиться. Вы подчас говорите о достижениях еврейской культуры в возвышенных тонах и превосходных степенях. Означает ли это, что вы превозносите еврейскую культуру над культурами других народов?

Юрий Окунев

Юрий Окунев

Ю.О.  (Юрий Окунев) Это и простой, и непростой вопрос – как  к нему подходить, но, конечно, это вопрос болезненный.

Если ограничиться кратким ответом, то он прост ­– нет, не превозношу! Если бы я писал книгу, например, о русской культуре, то применял бы для описания творчества, скажем, Чайковского, Менделеева, Репина, Пушкина и Толстого не менее возвышенные и даже пафосные слова, чем для Мендельсона, Эйнштейна, Шагала, Галеви, и Агнона.

Если, однако, попытаться осветить болезненную сердцевину данного вопроса, то следует непременно сказать: одной из особенностей феномена еврейской культуры являются преднамеренные, постоянные попытки ее забвения или даже отрицания ее существования. Например, в лексиконе Советского Союза на протяжении значительной части его истории словосочетание «еврейская культура» просто не существовало, а малейшее погружение в эту культуру приравнивалось к проявлениям «еврейского буржуазного национализма» – напомню, что именно с такой формулировкой обвинительного заключения были расстреляны выдающиеся деятели еврейской культуры в 1952 году. Попытки отторжения еврейской культуры от мировой культуры в целом предпринимаются под разным соусом и в наши дни. Один мой знакомый, прочитав книгу еще в рукописи, сказал, что термины «еврейская культура», «еврейская музыка» и т.д. вызывают у него отрицательные ассоциации и напоминают нацистские антисемитские выпады – таков результат многовековой юдофобской пропаганды. Дело доходит до того, что некоторые евреи не желают знать свою национальную культуру, опасливо сторонятся ее – такого я, признаться, не припомню ни у одного другого народа.

В этой книге нет попыток превозносить еврейскую культуру, мои собственные оценки вообще не содержат сопоставления или противопоставления различных культур, а все оценки вклада евреев в мировую культуру базируются на высказваниях неевреев – американского президента Адамса, британского историка Джонсона, русского композитора Шостаковича, американских писателей Твена и Эмерсона, русских философов Соловьева, Бердяева, Булгакова и Федотова и многих других.

Я бы сказал, что еврейская культура  отнюдь не нуждается в «превозношении», она нуждается в правдивом, честном, непредвзятом и всестороннем описании, которое противостояло бы не другим культурам, а мноковековым юдофобским наветам, равно как и основанным на лжи попыткам забвения и стирания из памяти человечества вклада евреев в нашу цивилизацию. Именно это я и попытался сделать в книге «Феномен еврейской культуры».

Корр. А когда зарождалась еврейская культура? Понимаю, что нет таких точных данных, все это уходит корнями в глубину тысячелетий, но, и об этом вы пишете в своей книге, можно более или менее четко определить  время, когда начиналось то, что мы называем образованием.

Ю.О. Да, эта  тяга к образованию, это стремление к учебе проявились у евреев с древнейших времен, тогда, когда у других народов грамотность была привилегией лишь одиночек, принадлежащих к высшим слоям общества. Всеобщее обязательное начальное образование - подчеркиваю, всеобщее - было введено в еврейском государстве в первом веке до нашей эры во времена правления иудейской царицы Александры. Известный историк Макс Даймонт, автор книги "Евреи, бог и история" писал: "за сто лет до рождения Христа, в мире сплошной безграмотности еврейский народ в своем крохотном государстве практически решил эту проблему".

Согласно недавно опубликованному Принстонским университетом совместному исследованию двух ученых-экономистов из Италии и Израиля, невероятный экономический успех евреев во времена средневековья они объясняют всеобщей грамотностью евреев, основанной на постоянном, с детских лет, чтении Торы и Талмуда. И это происходило тогда, когда еврееям чинились всяческие препятствия, когда их притесняли как могли, не говоря уже и о такой форме преследования, как сожжение на кострах. И высокий уровень образованности евреев резко выделялся на фоне тотальной неграмотности окружающего мира.

А если говорить о гораздо более отдаленных от нас временах, то скажем так, что все образование начиналось тогда, когда возник алфавит. Уму непостижимо, как в темной глубине веков, в древности, возникла эта ошеломительная идея алфавитного письма. В книге я уделяю немало внимания этому вопросу, пишу о том, что история изобретения алфавитного письма до сих пор остается загадкой и вокруг этой загадки существует немало легенд. Если говорить коротко, то одна из наиболее достоверных версий состоит в том, что гениальный изобретатель алфавитного письма жил в середине второго тысячелетия до нашей эры, скорее всего в древнем Ханаане, говорил на семитском наречии и сочинил первый алфавит из согласных букв, называвшимися древнееврейскими словами - алеф, бейт, гимел, далет. Это было самое начало. Удивительна, возвышенна и загадочна история создания алфавитной письменности. И из всех народов, участвовавших так или иначе в создании первого в мире прото-алфавита и донесших алфавитное письмо до древних греков, сохранился в наше время на земле только еврейский народ. Все другие народы полностью исчезли, не оставили после себя значительных письменных источников, созданных с помощью того алфавита, который они принесли человечеству. И только евреи донесли до нашего времени Книгу книг, написанную буквами  еврейского алфавита, который почти неотличим от того, который был изобретен гением человека три с половиной тысячи лет тому назад.

Если говорить о Библии, то надо отметить, что в этом уникальном историческом, религиозном и культурном памятнике человечества, который  веками вдохновлял философов, писателей. художников, за все эти тысячелетия не изменилась ни одна буква. Ни в оригинале на древнееврейском языке, ни в греческом и латинском переводаъ, ни в последующих переводах на все современные европейские языки. Тексты Библии никогда не редактировались и не адаптировались. А попробуйте читать неадатированные поэмы  Гомера или оригинальные тексты Шекспира. Возьмем, например, "Слово о полку Игореве" в подлиннике. Исходный текст "Слова" был написан сплошной строкой без делений на слова. Только через шесть веков эту однострочную рукопись удалось расшифровать и разделить на 2800 осмысленных слов, но и тогда это было трудно понять, пока академик Дмитрий Лихачев не перевел текст на современный язык. А ведь все это было значительно позже Библии, в которой, повторяю, ни одна буква не изменилась на протяжении тысячелетий.

Корр. На протяжений тысячелетий евреи не имели своей государственности и единого языка. В своей книге вы приводите длинные и очень впечатляющие списки людей, евреев по национальности, настоящих гигантов мировой истории, науки, культуры. Эти люди  жили в разное время в разных странах, говорили на разных языках, в зависимиости от того, в какой стране жили. И этих стран были десятки. Вы сами пишете о том, что это затрудняет идентификацию творчества еврейских авторов, представителей еврейской  духовности и культуры из разных областей жизни. Кем был Альберт Эйнштейн? О нем пишут - немецкий ученый. Кем был Марк Шагал? О нем пишут - французский художник. Или белорусский художник.

Ю.О.  Вы здесь упомянули только некоторые имена. В своей книге я отвечаю на этот вопрос, приводя примером хорошо известных представителей еврейской культуры из четырех разных областей - науки, литературы, живописи и музыки. Четыре гигантские вершины прошлого столетия - Альберт Эйнштейн, Франц Кафка, Марк Шагал и Густав Малер. В справочной литературе принадлежность этих гениев к еврейской культуре и вообще к еврейству иногда доходила - да и сейчас доходит - до откровенного издевателства над истиной. Про величайшего физика Эйнштейна писали, что он швейцарский, немецкий или американский ученый. Или писали, что он американский физик немецкого происхождения. А у нас, в бывшем СССР в книгах об Эйнштейне ни разу не встречались слова "еврей" или "еврейский". И это не только во времена очень отдаленные, но уже ближе к нам, в годы, когда стали происходить перемены. В 80-е годы был выпущен справочник по истории физики. Краткие сведения и маленькие - с почтовую марку - портреты всех крупных физиков. И только для четырех физиков, как о них писали - величайших ученых всех времен и народов, были сделаны исключения, поместили их большие портреты. Это Галилей, Ньютон, Ломоносов и Эйнштейн. Про Галилея писали, что он выдающийся итальянский физик. Про Ньютона, что что он выдающийся английский ученый. Про Ломоносова - выдающийся русский ученый. А про Эйнштейна было написано, что он выдающийся ученый-теоретик.

Или я пишу о Кафке. Замечательный писатель, знаковая фигура в мировой литературе прошого века родился и прожил большую часть свой жизни рядом с еврейским кварталом  старой Праги, часто ходил в синагоги. К его памяти чехи относятся с большим уважением, но не считают его чешским писателем. Ведь он писал на немецком языке. Немцы не называют немецким писателем человека, всех родственников которого они уничтожили в концлагерях именно за еврейское происхождение. Называют его нередко австрийским писателем, что нелогичо. Исходят из того, что во времена Кафки до первой мировой войны Прага была частью Австро-Венгерской империи, но тогда было бы более логичным называть его австро-венгерским писателем. В конце концов некоторые биографы нашли выход - назвали его пражским писателем. Это как у нас было известное выражение - мама русская, а папа юрист. То есть понятно, кто ест папа. И ни у кого язык не повернулся назвать Кафку еврейским писателем. Я пишу о том, что творчество Кафки базировалось на глубинной, ветхозаветной принадлежности  писателя к еврейской культуре, хотя и писал он волею судьбы на немецком языке.

А о Марке Шагале в знаменитой Британской энциклопедии было написано, что он французский художник белорусского происхождения. Насчет французского возражать особо не станем, он пришел в мир евреем Мовше Сегалом, а покинул его французом Марком Шагалом. Но откуда взялось это «белорусское происхождение»? Он родился в семье еврейского грузчика в Витебской области Российской губернии. В то время Белоруссии как административно-государственного образования не существовало. В сегодняшнй Белоруссии, в которой в советские времена долгие годы отрекались от Шагала, как от прокаженного, память его чтут, открывают музеи.Сейчас в моде более сбалансированная оценка - "российский и французский художник еврейского происхождения. То есть получается, что сам он, конечно, еврей, но художник не еврейский, а напротив, одновременно и параллельно российский и французский. Какая-то абракадабра получается. А ведь  из далекого детства и до последних  полотен и фресок протянулась еврейская тема в искусстве Марка Шагала. Исследователи отмечают постоянное присутствие явных черт хасидизма в  творчестве Шагала, а в некоторых его картинах обнаружен букувальный  перевод на изобразительный язык еврейских идиом.

Густав Малер считается австрийским композитором, ибо большую часть своей жизни работал и творил в Вене. Вы заметили, что австрийскими называют всех незаурядных ученых, музыкантов, писателй, философов  еврейского происхождения, как тех, кто был убит австрийскими нацистами, так и бежавших из Австрии от преследований фашистов. Среди великих австрийцев, как о них теперь пишут, Имре Кальман, Зигмунд Фрейд, Карл Поппер, Стефан Цвейг и многие другие выдающиеся евреи, которые успели уехать из Австрии до того, как их бы отправили в газовые камеры. Вот трагическая сатистика. Более 120 тысяч австрийских евреев бежали из своей родины, а 65 тысяч, которые не успели убежать, были поголовно уничтожены. Советские войска освободили Вену 13 апреля 1945 года. Из 200 тысяч евреев до этого дня в живых остались лишь 800 человек.Тысячелетняя культура и колыбель еврейских талантов были уничтожены австрийцами  всего за несколько лет.

Сам Малер не дожил до прихода австрийских фашистов к власти, но всю жизнь страдал от антисемитизма. Когда его хотели назначить директором Венской придворной оперетты, император Франц-Йосиф спросил - но ведь он еврей. Ему объяснили, что Малер крестился, чтобы занять  место директора. Франц-Йосиф сказал - знаете, он мне больше нравится евреем. Малер играл огромную роль в мировой музыкальной культуре того времени, но антисемитизм всегда его преследовал. Он говорил о себе - "везде я чувствую себя чужим - в Австрии как чех, в Германии как австриец, и во всем мире - как еврей".

Этих четырех гигантов мировой культуры связывало осознание неотторжимой принадлежности к еврейству. И не только их этническое происхождение. Они родились и росли в разных странах, не были похожими ни по характеру, ни по роду занятий. Но их связывала коренная, фундаментальная принадлежность к еврейской культуре. Своего рода еврейская жестоковыйность в творчестве, в отстаивании своих идей, мятежного отторжения догматов и стандартных решений, яростного неприятия несправедливости и смирения перед ней.

Корр. В своей книге вы много пишете о литературе, об евреях писателях, рассказываете и о тех, без кого трудно себе представить  русскую литературу. Среди них Борис Пастернак, Самуил Маршак, Исаак Бабель, Илья Эренбург, Илья Ильф, Осип Мандельштам, братья Стругацкие и Вайнеры, Анатолий Рыбаков, Иосиф Бродский. Этот замечательный список еще долго можно продолжать. Вы много пишете и о мастерах художественного слова, которые стали классиками литературы разных стран. А кто из писателей-евреев, живущих или сравнительно недавно ушедших из жизни вошел в современную американскую литературу?

Ю.О. За сто лет было  внучке Шолом-Алейхема Белл Кауфман. В свое время большой интерес вызвала ее книга "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Бестселлером и общественным событием мирового значения стал роман Эдгара Доктороу "Рэтгаим", который талантливо перевел на русский язык Василий Аксенов. Джером Сэлинджер - сын еврея из Литвы и шотландки, принявшей иудаизм, написал всего один роман "Над пропастью во ржи", но этот роман стал выдающимся, знаковым событием мировой литературы прошлого века и имел огромный успех. Любители литературы хорошо знают Ирвина Шоу, Джозефа Хеллера, Ирвинга Стоуна, Леона Юриса, Атрура Миллера, Говарда Фаста, Сола Беллоу и других писателей, чьи имена вошли в американскую литературу.

Корр. А если говорить о писателеях, ставших классиками в разных странах, евреях в нееврейской литературе?

Ю.О. Назову только некоторые имена, ибо список огромный. Это Марсель Пруст, Андре Моруа, Морис Дрюон, Эльза Триоле, Альберто Моравиа, Станислав Ежи Лец, Станислав Лем, Примо Леви, Януш Корчак, Юлиан Тувим.

Корр. В одном интервью трудно затронуть все грани того огромного исторического и публицистического матриала, который отличает вашу книгу. Но один вопрос не могу не задать.Почему еврейская культура так светла и оптимистична, несмотря на многие века переследований и гонений?

 Ю.О.  Это замечательный вопрос, на него легко и радостно отвечать.

Однажды премьер-министр Израиля мудрая Голда Меир сказала слова, ставшие крылатым выражением-символом (Вы, как мне помнится, приводили их в одном из ваших интервью): «Израильтяне не имеют привилегии быть пессимистами». Эти слова относятся не только к израильтянам, но и ко всему еврейскому народу, равно как и к его культуре. Более того – возможно, они являются квинтэссенцией еврейской культуры, ее мотивацией и духом. Подобно многотысячелетнему загадочному выживанию еврейского народа в самых невыносимых условиях за стеной из ненависти со стороны окружающего мира, этот народ пронес через века страданий свое жизнерадостное мироощущение, исполненное веры в будущее. В книге этому удивительному свойству еврейской культуры посвящена отдельная притча, завершающая раздел «Выброшенные из кареты поднимаются». Многие философы и писатели обращали внимание на неистребимый оптимизм и жезнестойкость евреев. Например, Марк Твен писал:          «Египтяне, вавилоняне и персы поднялись, наполнили мир шумом и блеском, а затем завяли и канули в вечность; греки и римляне пошли по их стопам… Еврей видел всех, победил всех, и сейчас такой же, каким был всегда. Он не показывает ни признаков заката, ни старческого бессилия. Его таланты не поблекли, и его бодрость не изменила ему.»

Может быть, неблекнущие оптимизм, бодрость и являются одной из причин вызывающего недоумение философов многовекового выживания евреев и постоянного возрождения их культуры, подобно сказочной птице Феникс?

В любом случае хотелось бы подчеркнуть – оптимистический настрой еврейской культуры не имеет ничего общего с беcчувственным, шапкозакидательским, пьяноугарным весельем – это, скорее, «смех сквозь слезы», победа радости бытия над пережитыми страданиями. Уникальную двуслойность еврейской культуры отмечали многие исследователи. Например, Дмитрий Шостакович, восторгаясь еврейской народной музыкой, говорил:      «Еврейская народная музыка... многогранна. Она может казаться радостной и в действительности быть глубоко трагичной. Почти всегда это смех сквозь слезы. Это качество еврейской народной музыки очень близко моему представлению о том, какой должна быть музыка. Она должна всегда иметь два слоя. Евреи так долго мучались, что научились скрывать свое отчаяние».

Отмеченная Дмитрием Шостаковичем двуслойность свойственна не только еврейской музыке, но и, в неменьшей степени, еврейской живописи и литературе. Посмотрите на картины великого еврейского художника Марка Шагала – за сумасшедшим цветом, за радостным, на грани ликования, буйством красок почти всегда лежат нелегкие, полные забот и страданий проблемы жизни людей. Почему произведения великого классика еврейской литературы Шолома Алейхема не устаревают, почему мюзикл «Скрипач на крыше» по его роману не сходит со сцен и экранов, почему музыкальный театр из Токио в  ХХI веке разыгрывает на японском языке историю еврейского местечка?  – ведь есть мюзиклы с не менее выразительными интригой и музыкой! Потому, что роман Шолома Алейхема «имеет два слоя», потому что это – «смех сквозь слезы», бессмертное основание оптимизма еврейской культуры.

Нельзя не упомянуть в ответе на Ваш вопрос тот бесспорный факт, что оптимизм еврейской культуры укоренен в религиозно-этических основах Торы, призывающих к построению справедливого общества свободных и счастливых людей не на небесах, а здесь – на Земле. Говоря о еврейской культуре и философии хасидов, выдающийся еврейский философ Мартин Бубер пояснял: «Сердце хасидского учения – это стремление к жизни на основе религиозного порыва, восторженного ликования. Данная доктрина – отнюдь не оторванная от реальности теория. Она скорее теоретическое приложение к жизни хасидов».

 Биение сердца, наполненного «религиозным порывом и восторженным ликованием», вдохновляло на протяжении столетий творцов еврейской культуры. Их радостное мироощущение нашло отражение и в клезмерской музыке, и в знаменитой «Хава Нагиле», и в картинах Марка Шагала, и, наконец, в многочисленных литературных произведениях на идише и иврите.

* Все подробности о книге можно найти на вебсайте автора.

К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 4578




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer8/Buzukashvili1.php - to PDF file

Комментарии:

Владимир
Москва, Россия - at 2018-01-18 08:29:32 EDT
Миша, интересно читать тебя, как в 70-х слушать. Ты прекрасный журналист и очень хотелось бы узнать о твоей нынешней жизни. Владимир ВОЛКОВ
авигдор коен
Израиль - at 2017-09-25 18:16:36 EDT
Это интервью представляет собой звено в длиной цепи разного рода творений, доказывающих, что евреи очень умные и внесли очень много в мировую культуру, науку, далее везде. Хорошо бы договориться о терминах. Или хотя бы о том, что важнее? Например, сколько гениев ты (народ) породил за три тысячи лет или скольких твоих сынов убили за это время? Ты умеешь защищать свою землю, или тебя гоняют из одной страны в другую? Что тебе важнее -- чтобы жил твой народ, твоя страна или чечивичная похлебка? Перефразируя Твардовского не где страшней, а где жирней? Сто лет назад в США было 5млн евреев. А сколько сейчас? - Процветание народа определяется соотношеием альтруистов и эгоистов.
Исаак
ОУК ПАРК, MI, USA - at 2014-12-19 05:18:21 EDT
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТРУД, КРАЙНЕ НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЕВРЕЕВ ХХ1 века.АВТОР СОВЕРШИЛ ПОДВИГ, ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Иван Нави
Кирьят-А, Израиль - at 2014-09-17 08:40:47 EDT
"Язык, созданный человеком" - может сказать только очень верующий в атеизм, своего рода ортодоксальный атеист. Даже самое поверхностное( как у меня%-) знакомство с глубинными смыслами , заложенными в каждом значке Книги Книг, в каждом слове и гематрии(числовом значении букв и слов) привело бы этого умного, очень образованного человека к Б-ственному происхождению языка. Но, как сказал мне один бреславский раввин "Нам, ортодоксам, надо учиться у вас, евреев-атеистов несомненной вере!"
Алла Вайсман
Мюнхен, Германи& - at 2014-09-03 10:31:33 EDT
Очень умное и глубокое эссе. Вызывает гордость ощущать себя еврейкой без уничижительного отношения к другим культурам и народам.
Victor-Avrom
- at 2014-08-26 00:37:15 EDT
Борис Э.Альтшулер
Финикийцы и иудеи говорили на одном и том же языке, древнем иврите, отличавшимся в нюансах, которые доступны сегодня лишь специалистам.


Хорваты и сербы тоже на одном языке говорят, что не делает их одним народом

Финикийцы жили на всей территории Эрец Исраэль, в том числе и в Иерусалиме.
русские живут во всех штатах США, что тем не менее не отождествляет США и Россию

Для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом: у поэта Херила Самосского (V в. до н.э.) иудеи, жители Иерусалима – это финикийцы, а их язык – финикийский (ханаанский иврит); а Феофраст (372–288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями.
Невежи были всегда, но в любом случае алфавит был передан грекам примерно в 1000 году до н.э., когда Финикия была ещё весьма сильна. А ко временам Македонского от Финикии только Тир и остался, немудрено что иностранцы, не вникавшие в тонкости различия религии, считали жителей Тира евреями.

Для этого были веские основания: топонимы Сефарад или С`фарад связаны с пророчествами Авдия (Обадии) и депортациями израильтян, по-видимому, после завоеваний Ассирии
А Финикия тут с какого боку?

Эти «переселённые» на территории между Тиром и Сидоном в сегодняшнем Ливане древние иудеи и были первыми сефардами еврейской истории.
Есть ли какие археологические артефакты, подтверждающие такую гипотезу?

Очевидно и то, что древние евреи, особенно израильтяне Северного царства, достаточно долго поклонялись также языческим финикийским богам.
да, и что?

Пророк Хошеа (12:8) называет жителей Израильского царства «ханаанеями».
оскорбить, наверно, хотел?

Царь Соломон и царь Тира Хирам I Великий снаряжали морские экспедиции в Офир за золотом.
Снаряжали. А русские и американцы в космос летали.

Кого же Иисус именует псами и свиньями? Так он называет людей, не принадлежащих к народу Израиля. Зачем же он тогда вообще отправился в Финикию? Значит, города Финикии и Израиля были в той же степени еврейскими, как и города Иудеи.
Ну всё же у Маттая написано - не хотел Спаситель туда идти, но женщина-иноплеменница его уговорила.

Victor-Avrom
- at 2014-08-26 00:12:24 EDT
М.Тартаковский.

Альтшулер врёт безостановочно.


Придуривается всё-таки, я надеюсь.

Справка.
• Альфа (буква) — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Альфа_(буква)
Ββ, Бета, Ξξ, Кси. Γγ, Гамма, Οο, Омикрон ... Α, α (название: а́льфа, греч. άλφα) — первая буква греческого алфавита. В системе ... алеф, что в переводе c греческого означает «бык» и своим начертанием изображает голову быка.


У меня другая WIKI

http://ru.wikipedia.org/wiki/Альфа_(буква)
Α, α (название: а́льфа, греч. άλφα) — первая буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 1. Происходит от финикийской буквы алеф, которая в переводе означает «бык» и своим начертанием изображает голову быка — алеф, которая в переводе означает «бык» и своим начертанием изображает голову быка.

• Бета (буква) — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Бета_(буква)
Β, β (название: бе́та, греч. βήτα) — 2-я буква греческого алфавита. ... бет, что в переводе означает «дом»...


Происходит от финикийской буквы бет, что в переводе означает «дом» — бет, что в переводе означает «дом».
==============================================

PS Бык по гречески будет ВОЛ, а дом - ЭКО

Victor-Avrom
- at 2014-08-26 00:03:17 EDT
Юрий Ноткин
Загляните в ранее приведенные мной источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_alphabet


Ну да, греки заимствовали алфавит у финикийцев, это всем известно, кроме, может быть Бориса А. Но почему нельзя назвать этот алфавит ивритским, ведь первый памятник письменности - скрижали Завета, датируется самое позднее 1300 годом до н.э. По археологическим раскопкам ивритские и финикийские письмена - одного возраста (1000 год до н.э.) а алфавит там - идентичный. Так что (если, конечно, верить Торе) - финикийцы заимствовали алфавит у евреев и передали в Грецию.

Борис Э.Альтшулер
- at 2014-08-25 22:45:31 EDT
М.Тартаковский.
- at 2014-08-25 19:06:11 EDT
Борис Э.Альтшулер
- 2014-08-25 15:51:21(669)
-------------------------------------------------
Я стараюсь не замечать "комментарии" трамвайного хама и странного антисемита, который всё ещё продолжает свою эпопею бомжа со всем его колоритом и непрестанно лезет в обсуждение моих публикаций.

Борис Э.Альтшулер
- at 2014-08-25 22:20:29 EDT
Юрий Ноткин
Израиль - 2014-08-25 19:19:07(696)

Юрий Ноткин
но отсюда еще не следует происхождение греческого алфавита от ивритского.
............................................................
Victor-Avrom at 2014-08-25
Ну как же не следует?
Альфа ничего не значит на греческом, но алеф означает быка на иврите (и написание напоминает быка)
Бета - тоже ничего не значит на греческом, но бет - дом на иврите (и написание напоминает дом)...

Борис Э.Альтшулер.. территория Древнего Израиля включала, кроме Иуды и Шомрона, ещё и Финикию.
............................................................
Victor-Avrom at 2014-08-25
Израиль захватывал Финикию? Когда?
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Уважаемый Юрий,
г-н Окунев исчерпывающе ответил на ваши и остальных дискутантов вопросы, поэтому позволю себе лишь указать ещё на несколько моментов.
Финикийцы и иудеи говорили на одном и том же языке, древнем иврите, отличавшимся в нюансах, которые доступны сегодня лишь специалистам. Финикийцы жили на всей территории Эрец Исраэль, в том числе и в Иерусалиме. Для античных авторов евреи и финикийцы были одним народом: у поэта Херила Самосского (V в. до н.э.) иудеи, жители Иерусалима – это финикийцы, а их язык – финикийский (ханаанский иврит); а Феофраст (372–288 гг. до н.э.) отождествляет жителей финикийского города Тир с евреями. Для этого были веские основания: топонимы Сефарад или С`фарад связаны с пророчествами Авдия (Обадии) и депортациями израильтян, по-видимому, после завоеваний Ассирии:

«И переселённые из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты (в другой редакции перевода Царфат), а переселённые из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные». (Овадия, 1:20)

Эти «переселённые» на территории между Тиром и Сидоном в сегодняшнем Ливане древние иудеи и были первыми сефардами еврейской истории. Очевидно и то, что древние евреи, особенно израильтяне Северного царства, достаточно долго поклонялись также языческим финикийским богам. Пророк Хошеа (12:8) называет жителей Израильского царства «ханаанеями». Царь Соломон и царь Тира Хирам I Великий снаряжали морские экспедиции в Офир за золотом.
Единственной вроде бы нееврейской страной, посещённой Иисусом, были «страны Тирские и Сидонские.», где язычница, женщина-хананеянка, смиренно просила Иисуса излечить её психически больную дочь. «Но он не отвечал ей ни слова» и сказал в ответ: „нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам“... Когда его ученики вступились за неё, он прямо ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф., 15-23). Иисус говорил своим ученикам: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями…» (Матф. 7-6). Кого же Иисус именует псами и свиньями? Так он называет людей, не принадлежащих к народу Израиля. Зачем же он тогда вообще отправился в Финикию? Значит, города Финикии и Израиля были в той же степени еврейскими, как и города Иудеи.
Интересующимся предлагаю обратиться к книге Сайруса Герцля Гордона (Cyrus Herzel Gordon - «Забытые письмена». Открытие и дешифровка, Пер. с англ. Русиновой Э. С. под общей редакцией Дандамаева М. А.; послесловие Емельянова В. В. - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002, на которую обратил моё внимание Владимир Бершадский из Беер Шевы, а также поискать в интернете много похожих материалов по теме.
Курсивный буквенный шрифт даац, рац и пр. в современном варианте до сих пор в ходу у самаритян в Израиле и у берберов и чадских племён Северной Африки. Я подготовил по этой проблеме обширное исследование и надеюсь когда-нибудь увидеть его в одном из журналов Берковича и продолжить дискуссию.

Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-25 21:36:56 EDT
Ю.Окуневу. Уважаемый Юрий Бенцианович. Пожалуйста, не обессудьте, но публикации Ваших книг и статей затрагивают огромное количество тем, содержат множество утверждений, не всегда подкрепленных ссылками на источники и по моему мнению естественно предполагают широкую дискуссию.
Указанные мной статьи англоязычной википедии никак не могут иметь нацистские или советские истоки, тем более, что все истоки там скрупулезно перечислены, включая и целых четыре ссылки на взятую Вами за основу работу Robinson, Andrew, (1995). The Story of Writing: Alphabets, Hieroglyphs & Pictograms, New York: Thames & Hudson Ltd.
Естественно Вы можете основываться на известной Вам версии, Б.Э.Альтшуллер- выступать в Вашу поддержку, равно как и я могу быть с Вами не согласен. Не стоит приплетать сюда нацизм, совковость и т.п. Этот прием уже достаточно истерт, а главное к указанным мной статьям неприменим. Не сочтите за труд в них заглянуть.
В отношении «оси всемирной истории» цитируемой в эпиграфе и повторяемой в ряде мест устами С.Булгакова « Еврейство есть подлинная ось всемирной истории в том смысле, что оно в ней присутствует с самого начала до самого конца.», неважно, кто первый, важно, что С.Булгаков, по Вашему мнению «сторонник сионизма и защитник евреев», в упомянутой мной работе «Расизм и христианство» (нет места для цитирования,рекомендую прочесть) обвиняет еврейство в своем низшем вырождении,хищничестве, властолюбии, самоутверждении через посредство большевизма, попытке духовного и физического удушения,убийства России. Он утверждает там же, что германский расизм воспроизводит иудейский мессианизм, а Израиль (в широком смысле еврейства) пребудет в духовной опустошенности,доколе не обратится к Христу. Надеюсь,Вы не разделяете эти мысли полностью.
Наконец крещеный еврей А.Бланк, дед по матери В.Ленина, ничем не хуже крещеного еврея Л.Неваховича- деда по матери И.Мечникова. (Оставим их имена до крещения Израиль (Сруль) и Иехуда Лейб, соответственно, в покое)
Я за очищение памяти о вкладе евреев в мировую цивилизацию, против юдофобов всех мастей, но также против ненужных натяжек и передержек.

Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-25 19:19:07 EDT
Юрий Ноткин
но отсюда еще не следует происхождение греческого алфавита от ивритского.

Victor-Avrom at 2014-08-25
Ну как же не следует?
Альфа ничего не значит на греческом, но алеф означает быка на иврите (и написание напоминает быка)
Бета - тоже ничего не значит на греческом, но бет - дом на иврите (и написание напоминает дом)...

Борис Э.Альтшулер.. территория Древнего Израиля включала, кроме Иуды и Шомрона, ещё и Финикию.

Victor-Avrom at 2014-08-25
Израиль захватывал Финикию? Когда?
===========================================================
Ю.Ноткин Загляните в ранее приведенные мной источники:
http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_alphabet

http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Greek_alphabet#Herodotus.27_account

а также https://en.wikipedia.org/wiki/Phoenicia

и там Вы найдете версию, откуда пришли в иврит эти буквы вместе с их начальным смысловым значением. По этой же версии оттуда же ,из Финикии, они попали в древнегреческий как буквы, обозначающие только звуки, но уже не несущие смыслового значения.
Что касается Финикии, народ которой также относят к семитской группе, то из того же источника следует, что она граничила с древним Израилем, но не входила в его состав, а также отличалась радикально своей религией, более близкой к язычеству, нежели к монотеизму.

Юрий Окунев
Нью-Йорк, - at 2014-08-25 19:18:48 EDT
Уважаемый Юрий Ноткин (прошу прощения за незнание Вашего отчества),
При всем уважении к Вашим критическим замечаниям, вынужден констатировать, что они не являются справедливыми и, более того, вводят читателей в заблуждение. Последнее и побуждает меня ответить Вам публично, хотя я обычно предпочитаю обсуждать спорные вопросы в частной переписке.
1) На Ваши замечания относительно происхождения алфавитного письма уже ответил Борис Альтшулер, причем ответил обстоятельно и профессионально. Могу лишь добавить, что миф о греко-финикийском происхождении алфавита активно продвигался нацистской и советской пропагандой для сокрытия иудео-семитских корней прото-алфавита, из которого вышли и древнееврейский, и финикийский, а затем и все европейские (и не только европейские) алфавиты. Я не специалист по письменности, но почерпнул приведенные в моей книге "Феномен еврейской культуры" сведения, конечно, не из Википедии, а из замечательной книги A. Robinson «The Story of Writing» и упомянутых в ней источников, на которые, конечно же, даны ссылки.
2) Из Вашего текста следует, то я, якобы, ошибочно приписываю известное сравнение еврейства с «осью всемирной истории» С.Булгакову – это неправда! На первой странице моей книги «Ось всемирной истории» в качестве эпиграфа ко всей книге приведена соответствующая цитата из Владимира Соловьева. Как можно было не заметить этого после 3-х изданий этой книги на русском и английском – ума не приложу! Ну, а отнесение Вами выдающегося русского философа Сергея Булгакова – сторонника сионизма и искреннего защитника евреев в самые тяжелые времена Второй мировой войны – к «выдающимся антисемитам», это не просто несправедливость, это много хуже...
3) Вы пишете: «Неловко также встречать у Вас включение в число евреев Ильи Ильича Мечникова, имеющего на это не более оснований, чем Владимир Ильич Ульянов (Ленин)». Это странное утверждение опровергается легко, ибо И.И. Мечников был внуком замечательного еврейского литератора Иегуды Лейб бен Ноаха, современника Державина и Пушкина, больше известного в русской словесности как Лев Невахович, и сыном дочери Неваховича Эмилии. Таким образом, мать Ильи Ильича Мечникова была еврейкой – почему же «неловко» относить ученого к евреям?
В заключение Вы пишете, по-видимому, имея в виду мои книги: «Не нужно это все евреям.» Отзывы читателей на мои книги опровергают это мнение. А вот что действительно не нужно евреям, так это юдофобских интерпретаций еврейской культуры, равно как и основанных на лжи попыток забвения и стирания из памяти человечества огромного вклада евреев в мировую цивилизацию.

М.Тартаковский.
- at 2014-08-25 19:06:11 EDT
Борис Э.Альтшулер
- 2014-08-25 15:51:21(669)
На островах Греческого архипелага, особенно на о. Крит, встретились представители "народов моря" и там индоевропейцы познакомились с иудео-финикийской азбукой, которая позже стала основой их собственного алфавита. Территория Древнего Израиля включала, кроме Иуды и Шомрона, ещё и Финикию.
Территория Древнего Израиля включала, кроме Иуды и Шомрона, ещё и Финикию.

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
Victor-Avrom - 2014-08-25 17:27:32(679)
С кем там "представители" встретились? Есть найденные на Крите памятники письменности на семитских языках?
Израиль захватывал Финикию? Когда?
Справка.
• Альфа (буква) — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Альфа_(буква)
Ββ, Бета, Ξξ, Кси. Γγ, Гамма, Οο, Омикрон ... Α, α (название: а́льфа, греч. άλφα) — первая буква греческого алфавита. В системе ... алеф, что в переводе c греческого означает «бык» и своим начертанием изображает голову быка.
• Бета (буква) — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Бета_(буква)
Β, β (название: бе́та, греч. βήτα) — 2-я буква греческого алфавита. ... бет, что в переводе означает «дом»...

Альтшулер врёт безостановочно.

Victor-Avrom
- at 2014-08-25 17:27:32 EDT
Борис Э.Альтшулер
На островах Греческого архипелага, особенно на о. Крит, встретились представители "народов моря"

С кем там "представители" встретились?

и там индоевропейцы познакомились с иудео-финикийской азбукой, которая позже стала основой их собственного алфавита.
Есть найденные на Крите памятники письменности на семитских языках?

Это хорошо иллюстрируют находки би- и трилингвов из разных регионов Средиземноморья.
На Крите найдены древние дву и трияычные артефакты?

территория Древнего Израиля включала, кроме Иуды и Шомрона, ещё и Финикию.
Израиль захватывал Финикию? Когда?

Victor-Avrom
- at 2014-08-25 17:22:28 EDT
Юрий Ноткин
но отсюда еще не следует происхождение греческого алфавита от ивритского.


Ну как же не следует?
Альфа ничего не значит на греческом, но алеф означает быка на иврите (и написание напоминает быка)
Бета - тоже ничего не значит на греческом, но бет - дом на иврите (и написание напоминает дом)...

Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-25 17:16:05 EDT
Б.Э.Альтшуллер. Я писал, что проблема очень политизирована и в науке мы встречаемся с тем же массивным антисемитизмом, особенно с церковным, который не позволяет спокойно оценить историю проблемы и роль еврейской цивилизации.
===========================================================
С этим я полностью согласен.Кроме всего прочего,спасибо Вам за интересные комментарии.

Борис Э.Альтшулер
- at 2014-08-25 15:51:21 EDT
Юрий Ноткин
Израиль - 2014-08-25 04:38:15(601)

Я также не имею намерения оспаривать факт появления письменной Торы (Пятикнижия Моисеева) на древнем иврите со значительным опережением во времени по отношению к первым известным письменным произведениям на греческом, но отсюда еще не следует происхождение греческого алфавита от ивритского.
Для меня – не лингвиста- семитские языки предшествующие финикийскому и арамейскому, не тождествены древнему ивриту.
------------------------------------------------------------
К ним относятся, например, эблаит и, особенно, финикийский арамейский. Это отметил выдающийся американский ассиреолог и семитолог Сайрус Герцль Гордон как и его ученик и друг Кохэни. На островах Греческого архипелага, особенно на о. Крит, встретились представители "народов моря" и там индоевропейцы познакомились с иудео-финикийской азбукой, которая позже стала основой их собственного алфавита. Это хорошо иллюстрируют находки би- и трилингвов из разных регионов Средиземноморья.
Я писал, что проблема очень политизирована и в науке мы встречаемся с тем же массивным антисемитизмом, особенно с церковным, который не позволяет спокойно оценить историю проблемы и роль еврейской цивилизации. Всё это несмотря на признание факта трансфера европейской культуры из Восточного Средиземноморья. Кстати, финикийский и древний иврит очень близки во всех отношениях и лишь специалисты могут разобраться в деталях. Это не могло быть иначе в языческом монотеизме Древнего Израиля, где, например, финикиянка Изебель была женой и матерью израильских царей, а территория Древнего Израиля включала, кроме Иуды и Шомрона, ещё и Финикию.

Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-25 04:38:15 EDT
Уважаемый Борис,
Повторю, что свои утверждения и возражения против версии происхождения древнегреческого алфавита от древнееврейского я основывал на общепринятых лингвистических сведениях. Таковыми я называю доступные источники и в первую очередь:
http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_alphabet

http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Greek_alphabet#Herodotus.27_account

Приводя их здесь, я хорошо сознаю, что сам термин «wikipedia» сегодня достаточно дискредитирован, однако,заглянув в эти статьи можно увидеть, что они содержат таблицы алфавитов, включающие и столбцы, приведенные в Вашей работе, но не только. Они подкреплены также весьма и весьма многочисленными и достаточно солидными библиографическими данными.
При этом я понимаю, что определения «общедоступные» и даже «общепризнанные, не тождествены «истинные в конечной инстанции».
Я также не имею намерения оспаривать факт появления письменной Торы (Пятикнижия Моисеева) на древнем иврите со значительным опережением во времени по отношению к первым известным письменным произведениям на греческом, но отсюда еще не следует происхождение греческого алфавита от ивритского.
Для меня – не лингвиста- семитские языки предшествующие финикийскому и арамейскому, не тождествены древнему ивриту.
Опять таки я вполне допускаю, что утверждение Ю.Б.Окунева может быть основано на ином источнике, например, на Вашей упомянутой статье, но в любом случае этот источник должен быть указан.

Борис Э.Альтшулер
- at 2014-08-25 00:38:08 EDT
Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-24 03:20:12 EDT
Ю.Б.Окуневу При всем уважении к Вам,Юрий Бенцианович, нельзя не отметить, что в Ваших статьях нередко встречаются не подкрепленные ничем версии, похожие на подмену желаемым действительного.
+++
В частности относительно данного интервью не могу не согласиться с комментарием М.Тартаковского, оставленным Ю.Б без ответа. Сходство ивритских алеф, бет и гимел с греческими альфа, бета, гамма отнюдь не говорит о происхождении греческого алфавита от ивритского. В общепринятой лингвистической науке оба этих алфавита имеют общим предком алфавит финикийский.
------------------------------------------------------------

Уважаемый Юрий, позвольте вам возразить и выступить на стороне автора. Несмотря на то, что эта проблема необыкновенно политизирована и многие учёные всё ещё пытаются оспорить первенство иудеев в изобретении первого буквенного шрифта, приписывая его всевозможным иным народам, для специалистов это давно доказанная версия.
В качестве доказательств можно привести надписи в шахтах Серабит эль Хадем (Serabit el–Chadem) т. наз. Синайским шрифтом, датируемым приблизительно около 1500 г. до н. э. С этим шрифтом связаны и т. наз. протопалеcтинские из Центральной и Южной Палестины, относящиеся к периоду 1700-1200 гг. до н. э. Величие и чрезвычайное значение израильской культуры Древнего Востока - результат двух революций древности: создания универсального протоханаанского, западносемитского иврит-ханаанского языка во всех трех областях Эрец Израэль: в Иудее, Израиле и Финикии и первого в мире линейного буквенного алфавита, т. наз. иври, или иудео-финикийского, североканаанитско-финикийского, либонаа (ливанский), даац, рац, багдадского шрифта и т. д. Протоязык был поэтому зафиксирован в этом письме. Около IX-VIII-х вв. до н. э. этруски, а также пеласги и расены, упомянутые в Малой Азии, переняли и адаптировали указанное линейное письмо, а также семитское направление письма справа налево. Источники нередко идентифицируют пеласгов с филистимлянами.

В то время, когда израильтяне Ханаана и Эрец Исраэль имели уже письменную Тору, написанную первым буквенным, курсивным алфавитом мира, греки были ещё в буквальном смысле слова неграмотны. Об этом, в частности, говорят археологические находки из архаических времён на о. Крит, когда индоевропейцы вовсю использовали шрифт иври. Обозначение европейского алфавита (нем. der Alphabet) происходит от греческих букв альфа и бета, в свою очередь заимствованных из раннего иврита, где так обозначали крупный рогатый скот (алеф) и дом (бет). Также и ВСЕ остальные буквы греческого алфавита показывают параллели к ивриту – гимель и далет соответствуют гамме и дельте и т. д. - и говорят в пользу трансфера цивилизации из Ближнего Востока

Сравнительная таблица базовых азбук и шрифтов дана мною в Приложении к статье: Борис Э. Альтшулер: „О миграциях прото-ашкеназов, первобытном мышлении и словотворчестве, прародине человечества, антропосоциогенезе, индосемитской теории и неомарризме“, http://club.berkovich-zametki.com/?p=8212
Речь идёт о том, что не только альфа-бета-гамма являются порождением и эхом иудео-финикийского языка, но и вообще весь греческий алфавит, созданный намного позже Скрижалей Торы, исписанной этим руническим шрифтом Моисеем. Он является продуктом древнего трансфера культуры с Ближнего Востока. Как показывают многочисленные исследования честь изобретения принадлежит иудеям, ханаанейские финикийские мореходы выступили в качестве пропагандистов старейшего буквенного алфавита мира.

Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-24 23:41:25 EDT
Прошу прощения у всех за описку : Вместо "С.Соловьева" следует естественно читать "В.С.Соловьева" или просто "В.Соловьева"
Юрий Ноткин
Израиль - at 2014-08-24 03:20:12 EDT
Ю.Б.Окуневу При всем уважении к Вам,Юрий Бенцианович, нельзя не отметить, что в Ваших статьях нередко встречаются не подкрепленные ничем версии, похожие на подмену желаемым действительного. Относя себя, так же, как и Вы к еврейской национальности, я полагаю, что нет нужды приписывать евреям чужие заслуги, относить к евреям известных людей без должных на то оснований или приводить о евреях комплиментарные высказывания лиц, отметившихся одновременно антисемитскими высказываниями.
В частности относительно данного интервью не могу не согласиться с комментарием М.Тартаковского, оставленным Ю.Б без ответа. Сходство ивритских алеф, бет и гимел с греческими альфа, бета, гамма отнюдь не говорит о происхождении греческого алфавита от ивритского. В общепринятой лингвистической науке оба этих алфавита имеют общим предком алфавит финикийский. То, что народ финикийцы или финикеяне к настоящему моменту не сохранился этого факта не умаляют и заслуг ивриту в образовании греческого письма не добавляют, так же, как до сих пор не обнаруженный общий предок приматов и человека не свидетельствует о происхождении человека от обезьяны.
Авторство широко используемой Вами метафоры о евреях, как оси всемирной истории, принадлежит С.Соловьеву, а не его ученику С. Булгакову, упоминаемому часто Вами в комплиментарном для евреев смысле.. И дело здесь не в том, кто первый сказал «алеф». Если С.Соловьев и его последователь Н.Бердяев никак не могут быть заподозрены в грехе антисемитизма, то о С.Булгакове сказать этого полностью никак нельзя. Достаточно прочесть его книгу «Расизм и христианство», где он ,хотя и полемизирует с обергруппенфюрером СС А.Розенбергом, тем не менее сам обвиняет евреев во многих тяжких грехах. Не случайна также его дружба с другим выдающимся религиозным философом и столь же выдающимся антисемитом П.Флоренским.
Неловко также встречать у Вас включение в число евреев Ильи Ильича Мечникова, имеющего на это не более оснований, чем Владимир Ильич Ульянов (Ленин), хотя оба они в грехе антисемитизма не замечены.
Не нужно это все евреям. Куда важнее им, на мой взгляд, сохранять чувство собственного достоинства и не впадать в грех самоненавистничества.

мира алтоцкая
биверто&, орегон, сша - at 2014-08-24 01:21:23 EDT
Прочитала интервъю произвело неизгладимое впечатление ГОРЖУСЪ бытъ евреикои Болъшое спасибо Храни Нас всех БОГ Суважением мира
Ирина Хизгия
Хайфа, Израиль - at 2014-08-22 21:18:34 EDT
Горжусь, что принадлежу к национальности этих ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ.
Юрий Окунев
Нью-Йорк, - at 2014-08-20 22:38:05 EDT
Уважаемая Ирина Юцис (Монреаль, Канада),
Большой очерк о судьбе Василия Гроссмана и его выдающемся романе "Жизнь и судьба" опубликован теперь на моем сайте www.yuriokunev.com в разделе "Очерки" под названием "Гений, удушенный в подворотне". На том же сайте вы сможете найти информацию о книге "Феномен еврейской культуры" и других моих публикациях.
Спасибо вам за неизменное сопереживание!

Маркс ТАРТАКОВСКИЙ. История свидетельст&
- at 2014-08-20 16:36:49 EDT
Апологетика как жанр всегда предполагает некоторую ложь. Но не в таком обилии! Чтобы не цитировать всё подряд, приведу лишь один пример, чтобы понятно было, что имею в виду, - а грамотные внимательные читатели уже запросто дальше «пройдут мой путь за пядью пядь».
Цитирую:
«Удивительна, возвышенна и загадочна история создания алфавитной письменности. И из всех народов, участвовавших так или иначе в создании первого в мире прото-алфавита и донесших алфавитное письмо до древних греков, сохранился в наше время на земле только еврейский народ.
Все другие народы полностью исчезли, не оставили после себя значительных письменных источников, созданных с помощью того алфавита, который они принесли человечеству. И только евреи донесли до нашего времени Книгу книг, написанную буквами еврейского алфавита, который почти неотличим от того, который был изобретен гением человека три с половиной тысячи лет тому назад.
Все образование начиналось тогда, когда возник алфавит. Уму непостижимо, как в темной глубине веков, в древности, возникла эта ошеломительная идея алфавитного письма. В книге я уделяю немало внимания этому вопросу, пишу о том, что история изобретения алфавитного письма до сих пор остается загадкой и вокруг этой загадки существует немало легенд. Если говорить коротко, то одна из наиболее достоверных версий состоит в том, что гениальный изобретатель алфавитного письма жил в середине второго тысячелетия до нашей эры, скорее всего в древнем Ханаане, говорил на семитском наречии и сочинил первый алфавит из согласных букв, называвшимися древнееврейскими словами - алеф, бейт, гимел, далет. Это было самое начало.
Всеобщее обязательное начальное образование - подчеркиваю, всеобщее - было введено в еврейском государстве в первом веке до нашей эры во времена правления иудейской царицы Александры. Известный историк Макс Даймонт, автор книги "Евреи, бог и история" писал: "за сто лет до рождения Христа, в мире сплошной безграмотности еврейский народ в своем крохотном государстве практически решил эту проблему"».
Ну и т.д.

На всё вышесказанное возразить можно довольно кратко.
Алфавит, т.е. набор знаков, отражающих звуковые фонемы, создан был в XIII веке до н.э. финикийцами в Угарите.
Этот алфавит не содержал гласных фонем и в таком виде – как слоговое письмо - был воспринят ивритом. Греки, переняв алфавит у финикийцев, первыми ввели гласные буквы. И в таком виде были созданы системы письма большинства современных народов.

Это, действительно, создало условия для распространения массовой грамотности в самой Греции, где великие эпические поэмы «Илиада» (в VIII до н. э.) и несколько позже «Одиссея» были письменно зафиксированы.
Сегодня известны сотни свитков с фрагментами этих текстов. И если говорить о первых произведениях, записанных фонетическим алфавитом, нельзя не указать вышеназванные тек А если говорить о «согласных буквах, называвшимися древнееврейскими словами - алеф, бейт, гимел, далет», то следует упомянуть предшествующие им, как-то – не находите ли? - слишком похоже звучащие греческие буквы: альфа, бета, гамма, дельта... И если говорить «о мире сплошной безграмотности», то уж, конечно, Элладу, вслед затем Рим, надо бы исключить из этого «мира».
Тем более, что тогда же существовало множество других письменностей, что тоже свидетельствует не о «сплошной безграмотности». Мы ведь не посмеем считать китайцев, корейцев, японцев, даже эфиопов с их письменностью «сплошь безграмотными»...

И греки, записавшие свой доныне живой эпос алфавитом, созданном ими и распространившимся по всей планете, ничуть не исчезли, но вполне живы.

Вы можете сказать - это «не те греки». А израильтяне, собранные со всего света, - те же, что обитали во времена Эзры и эллинизированной царицы Александры?..

Всё это выводы не какой-то там антисемитской науки, но обычной – исторической.
Мне

Зинаида
Санкт-Пе, Россия, - at 2014-08-20 13:38:38 EDT
Очень интересно.Юра,поздравляю с еще одной блестящей работой.Поделилась с друзьями на фейсбук!
Моше бен Цви
- at 2014-08-20 05:09:29 EDT
Замечательное интервью!

Юрий Окунев - автор глубокой, оригинальной, основанной на серьёзном исследовании, концепции еврейской судьбы, объясняющей многое. Свойственная всем его публикациям ясность изложения, высокое качество литературного текста и глубокая серьёзность тона проявилось и в этом интервью.

Серьёзный профессионализм отличает и вопросы. Поздравление автору - и Михаилу Бузукашвили.

Леонид
Нетания, Израиль - at 2014-08-19 16:51:38 EDT
Блестяще! Огромное спасибо и это мощный стимул для всех нас, евреев и просто цивилизованных людей обратиться к истокам еврейской культуры.
Efim Zatulovsky
Afula, Israel - at 2014-08-19 16:16:41 EDT
Молодец! Умница! Ни капли национализма и гонора исключительности! И истинная любовь и гордость своим народом. Большое спасибо!
Влад
Лод, Израиль - at 2014-08-18 13:17:06 EDT
Прочитал и обрадовался тому, что можно доходчивыми словаами высказать главное. Прожил я большую жизнь, мне 90! и сколько нагромождений про евреев я испытал за жизнь. Про евреев сказано, что они дрожжи человечества. Без них было бы скучно на Земле. Евреи вечны на этом свете. Спасибо автору.
Феликс
Нес Цион, Израиль - at 2014-08-17 12:36:24 EDT
Дорогой Юра, надеюсь в следующем посещении ты порадуешь нас дорогим подарком - новой книгой.
Света, береги его, он нам очень нужен.
Феликс Пима

Professor Alexander Yabrov
Princeton, NJ, USA - at 2014-08-16 21:57:21 EDT
Yuri Okunev, undoubtedly, is an outstanding author, historian and scientist. His ode to Jewish people is an incomparable contribution into history of international culture. With our profound respect, Professor Alexander Yabrov, Rutgers, the State University of New Jersey, and Doctor Dorit Yabrov, Princeton, USA.
alexanderyabrov@yahoo.com.

Яков
Ганнове&, Германи - at 2014-08-16 19:54:34 EDT
Недавно в клубе русскоязычных соотечественников я прочитал лекцию о великих защитниках еврейского народа. В моей лекции я назвал имена, по-настоящему выдающихся людей, которые в разные эпохи, встававших на защиту моего народа. Но в моей лекции явно не хватало той сути еврейского народа, которую Вы с таким блеском раскрыли в своём замечательном эссе. Спасибо Вам превеликое, Юрий! С Вашего позволения, я использую Ваше определение в своих выступлениях.
М.Тартаковский.
- at 2014-08-16 10:24:55 EDT
Если тщательно отбирать факты, отсеивая неудобные, всё так, а не иначе.
Наум
Израиль - at 2014-08-16 07:48:47 EDT
Дорогой Юрий ! Спасибо за прекрасное содержательное и теплое интервью ! И за просветительство !
С глубоким уважением Наум Заславский .

Ирина Юцис
Монреал&, Канада - at 2014-08-16 04:31:45 EDT
Юрий Бенцианович! Огромное Вам, спасибо за жизнестойкость, творческие удачи и моё просвещение, чистого совка по образованию! Поздравляю с выходом Новой Книги! А о Василии ( Иосифе) Гроссмане, Вы, пишете? Совсем недавно прочла его эпопепию - книгу " Жизнь и судьба" и все рассказы - классическая философия 20 века!
Где можно купить Вашу эту КнигУ?
Прошу извинить за долгое молчание - боляки одолевают и внук меньшой от младшего сына " загрузил работой с ним"...А возникала у Вас мысль, что вся еврейская Культура,и люди - носители оной, чтобы земляне быстрее эволюционировали, должна бы смешаться с двуногими племенами?
С огромным уважением, Ирина Эман. Юцис.

Эдуард Бондарев
Якутск, Россия - at 2014-08-16 00:01:34 EDT
Дорогой Юрий!
Благодарю за почтовое сообщение,- иначе мог бы и не прочесть Ваше интервью.
Мой приятель Аарон Лозовский, живущий в Израиле, когда-то сказал: Математик может все. Конечно, он говорил о представителях точных наук. Ваше интервью тому подтверждение.
Здесь каждое Ваше суждение - прямое доказательство Вашего еврейства. Завидую Вашему оптимизму, ибо моя половинчатость (отец украинец, мама "юрист") иногда ввергает меня в темноту отчаяния "при виде всего, что совершается дома".
Я обязательно перешлю ссылку на интервью моим друзьям в России (это легко, ибо их очень мало) и в других странах.
Намеренно не высказываюсь о содержании этого текста, ибо написать что-либо достойное нужно время, а здесь только благодарность Вам.