©"Заметки по еврейской истории"
сентябрь  2011 года

Владимир Янкелевич

Вокруг Израиля

Нет ничего проще, чем усложнить себе жизнь
 

И прощу я всем племенам их грехи, но крови

народа моего, пролитой ими, не прощу.
 

Стремительны, как орлы, и могучи,

словно львы, были они…

Поминальная молитва Изкор

Я заранее прошу извинения за то, что, скорее всего, к моменту публикации приведенные сведения могут устареть, но что поделать, мы живем в быстро меняющемся мире.

Очередной гнусный теракт. Вся страна скорбит о погибших. Остались сироты, потерявшие отца, матери, потерявшие своих детей. Кровь их будет отомщена, но ничего не вернет погибших их семьям. Будь благословенна память.

Что же произошло

18 августа группами боевиков, проникшими с Синая, была осуществлена серия терактов, в результате которых 8 израильтян погибли и 26 получили ранения различной степени тяжести.

Сначала, около 12 часов 18 августа, трое боевиков открыли стрельбу по автобусу №392, в результате чего были ранены семь человек. Очевидцы сообщают, что стрелял египетский солдат, но форма египетской армии просто использовалась для прикрытия. Водитель автобуса Бени Белевский сумел принять решение в считанные секунды: он прибавил газ и на максимальной скорости продолжал ехать под градом пуль, чтобы оторваться от террористов. Благодаря его действиям худшего удалось избежать.

Затем в районе египетской границы у дороги, когда там проезжал патрульный джип ЦАХАЛа, сработали взрывные устройства. После этого под обстрел попал другой израильский автобус и легковой автомобиль, при этом пострадали двое детей. В результате попадания снаряда РПГ в автобус погибли люди.

Подразделения ЦАХАЛа вступили в бой с террористами. В этом бою погиб двадцати двух летний сержант бригады "Голани" Моше Нафтали. В этот же день, вечером, в районе боестолкновения погиб сотрудник антитеррористического подразделения пограничной полиции сержант Паскаль Авраами, 49 лет, cиротами остались трое детей.

Что сделано

Биньямин Нетаниягу на следующий день вечером сообщил, что люди, отдавшие приказ убить израильских граждан, уже уничтожены.

"Если террористические организации полагали, что они могут безнаказанно убивать наших граждан, они ошиблись: мы заставим их дорого заплатить", - подчеркнул премьер-министр. Он добавил, что израильская армия готова жестко ответить на любое нападение, в частности ликвидировали главаря военизированного крыла террористической группировки "Комитеты народного сопротивления" "Бригады Насера Салах ад-Дина" Камаля (Абу-Авада) Нейраба. Израильские самолеты разбомбили дома лидеров палестинских группировок, и что трое погибших - главари "Комитетов народного сопротивления". Среди ликвидированных высокопоставленный деятель КНС Халед Шаат, ведущие командиры «Бригад...» Имад Хамад и Хамад Масри, командир «Бригад Салах ад-Дин» Кемаль Нираб. В израильских спецслужбах отмечают, что Нираб был причастен к организации практически всех крупных терактов КНС против израильтян. Хамад, 40-летний житель Рафиаха был своего рода начальником генштаба «Бригад...», руководил множеством терактов и в том числе – нападением на укрепленный пункт ЦАХАЛа на границе с сектором в июне 2006 года, когда были убиты несколько солдат, а Гилад Шалит захвачен и уведен в Газу. В ЦАХАЛе подчеркивают, что Хамад был непосредственным инициатором и организатором сегодняшнего тройного теракта в районе Эйлата. 26-летний Масри из Рафиаха, несмотря на свою относительную молодость – опытный террорист. Он тоже участвовал в захвате Гилада Шалита.

Израиль недостаточно защищен со стороны Египта, возведено менее 10% забора безопасности. Участки границы возле Нетафим и Кармит остаются незащищенными, и пока ЦАХАЛ пытается контролировать ситуацию, с помощью видеокамер и радаров. Полностью "закрыть" всю территорию не удается из-за бюджетных проблем, она постоянно находится под угрозой в силу своей высокой проницаемости. Полностью возведение забора будет завершено к концу 2012 года, стена безопасности должна закрыть около 230 километров границы, но пока стена безопасности прикрывает лишь 20 км, а лишь к концу 2011 года рассчитывают завершить участок протяженностью еще в 100 километров. Важно, что с начала строительства стены безопасности количество террористов и нелегалов, пытающихся проникнуть на территорию Израиля, по сравнению с прошлым годом существенно сократилось.

Хорошо, но мало

С террором нужно бороться не только ликвидируя их верхушку после терактов или возводя заборы безопасности, этого не достаточно, сколько бы боевиков не ликвидировали, погибших израильтян это не воскресит. Необходимо бороться с ними постоянно и противодействовать террористам по всем возможным направлениям. Делать это можно и должно.

Прежде всего, все террористические структуры, вне зависимости от их идеологии и численности, имеют общие слабые места. Террористы не могут действовать в одиночку. Они обязательно контактируют друг с другом, с людьми, разделяющими их взгляды. Государствам, противодействующим террору, приходится тратить значительные ресурсы на создание системы отслеживания и анализа информации о террористах и их сообщниках, что дает возможность добиться ощутимых результатов в борьбе с ними. Кроме того во главе террористических групп стоят конкретные лидеры, которых можно арестовать или уничтожить. Это важно ещё и потому, что террористическая активность зачастую является продуктом стратегии и организационного таланта руководителей террора, поэтому захват или ликвидация лидера способны расстроить планы террористов. Протесты в БАГАЦ по поводу точечных ликвидаций должны отметаться. Кроме того нужно поддерживать борьбу за власть внутри террористических групп. Любая террористическая организация конкурирует с подобными структурами, борясь за известность, ресурсы, членов группы, деньги и прочее.

Важнейшим фактором в борьбе с терроризмом является так же и то, что ни одна страна не может считать себя достаточно защищенной, поэтому государства с разным политическим устройством вынуждены сотрудничать друг с другом в этой сфере. В частности информацию о готовящемся теракте передала израильским спецслужбам Иордания.

Определенный эффект дают экономические и политические санкции, однако во многих случаях решить проблему способна лишь военная сила. Есть такая либеральная мантра, что силового решения проблемы терроризма не существует. Однако более 50 стран так не считают и создают специальные силовые подразделения для борьбы с террором.

В Нидерландах это Bijzondere Bijstands Eenheid - специальное подразделение по содействию - антитеррористические подразделения королевского корпуса ВМФ. Во Франции это GIGN - Groupe d'Intervention de la Gendarmerie Nationale. В Австрии это антитеррористическое подразделение «Кобра». В России - группа «Альфа». В Норвегии это спецслужба Forsvarets Spesialkommando (FSK), подразделение сил норвежского Министерства обороны, которое было создано в 1981 году из-за повышенного риска террористической деятельности на нефтяных платформах в Северном море. Именно поэтому норвежский антитеррористический отряд главным образом обучен для работы на нефтяных платформах, которых в Норвегии очень много. В США это «Дельта», созданная в 1976 году для борьбы с терроризмом, а также используется для освобождения американских заложников за рубежом, и Navy SEALs (Sea Air Land - в буквальном переводе с английского - «тюлени») - силы специальных операций военно-морских сил США, предназначенные для проведения разведывательных и диверсионных операций с моря.

Израильский «Сайерет МАТКАЛ» - спецподразделение Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАГАЛЬ), известное также как «соединение 269» среди аналогичных служб мира пользуется заслуженной высокой репутацией. Эта чрезвычайно секретная военная часть подчиняется исключительно начальнику генштаба и предназначена для проведения разведывательно-диверсионных операций особого значения, военной поддержки разведки и антитеррористических акций на территории Израиля и за рубежом.

А Хамас в это время

…официально заявил, что не имеет отношения к серии террористических актов в районе Эйлата и начал арестовывает членов Исламского джихада. Хамас достаточно укрепил свою власть в Газе, сейчас бы и воспользоваться плодами власти, пожить сладко и с удовольствием, но под израильскими бомбардировками это сложно. А к власти рвутся те, кто не получил достаточную долю от властного пирога. Если эти ребята совершают теракт, то пирожки от спонсоров террора получают они, а шишки за террор – Хамас. Просто и выгодно.

Что кроме этого могло способствовать росту террористической активности? К таким факторам можно отнести боевые операции египетской армии против террористов на Синае. Египтяне не хотят мириться с бандитской вольницей, так что приходится вести силовые операции против синайских палестинских и бедуинских группировок, а им, группировкам, выгодно развязать конфликт с Израилем, тогда они смогут оказывать на Каир давление с целью прекратить антитеррористические операции на Синае перед лицом «сионистской» угрозы «общепалестинскому делу». Не исключен так же и «сирийский след» в этом теракте. Падение Асада ставит в крайне сложное положение Хизбаллу, возможно, что операция Израиля против террористов Газы – искомый повод вмешаться в конфликт и тем самым перевести стрелки на общую борьбу с Израилем, тем самым отодвинув обвинения Хизбаллы в убийстве Рафика Харири. Да и Иран может попировать на этой свадьбе.

Не трудно предсказать идеи «миротворцев» - теракт следствие строительства в поселениях и отсутствия прогресса на переговорах. Все это мы уже слышали не один раз.

 

Войны начинаются, когда вы их начинаете,

но они не останавливаются, когда вы этого захотите.

Никколо Макиавелли

Несколько дней назад ИА Walla рассказало нам, что якобы, по мнению генералов ЦАХАЛа, политические лидеры выставили Израиль слабаком и что не названный генерал заявил о том, что "политическая верхушка все остановила, и не дала нам ничего сделать", а другой не названный военачальник вроде заявил, что "Мы стали мальчиками для битья на Ближнем Востоке, скоро мы вообще превратимся в символ слабости".

Мачо всегда смотрится круче, да и успех у дам ему гарантирован. Но это хорошо смотрится в мексиканском сериале, а «неназванные генералы Цахала» гораздо лучше всех остальных знают, что война не самоцель, целью является лишь результат войны. А вот в этом вопросе хор шашкомахателей (и шапкозакидателей) как-то слабеет.

Стимул для ХАМАСа

Так какова же возможная цель наземной операции в Газе? Если цель ликвидировать режим Хамаса, то главное «спасибо» можно получить от Абу Мазена, который без усилий со своей стороны восстановит власть в мятежном секторе, что поможет ему в преддверии объявлении независимости «Фалястын». Ему это на руку, но зачем нам «таскать каштаны из огня», подставляя наших парней под огонь боевиков, для руководства ФАТХа? Есть и такая возможная цель, о которой так же упоминала израильская пресса, это взятие сектора Газы под контроль израильской военной администрации. Но взяв, что потом делать с этим взрывоопасным формированием? Все равно потом придется передавать власть этим же хамасникам, только под другим названием.

Мне представляется, что Натаниягу выбрал оптимальный вариант. Перейти к активным точечным ликвидациям лидеров террора, таким образом, чтобы Исмаил Хания чувствовал мощный стимул призвать к порядку самостийных террористов, а то придется всю оставшуюся жизнь (а сколько ее осталось?) провести в подземном бункере. Кстати, сти́мул (лат. Stimulus) это острая палка, которой погоняют скот, но годится и беспилотник, который вместо острой палки использует ракетное оружие.

Но все же, откуда ноги растут у недавних терактов? Некоторые СМИ, к примеру "Гаарец" и cursorinfo.co.il сообщают, что «В терактах возле Эйлата обнаружился явный египетский след». В качестве обоснования таких утверждений они приводят то, что атака проводилась с территории Египта, и то, что как минимум трое из ликвидированных боевиков были египетскими гражданами. И, кроме того, часть террористов были одеты в форму солдат египетской армии. На мой взгляд, это ничего не доказывает, нам известно, что террористы в нескольких терактах переодевались в одежду ортодоксальных евреев, но как-то никто не считает, что от этого появлялся в теракте еврейский след, да и терроризм давно стал международным.

О египетском следе и прочих

Египетская улица радикализовалась. Они экзальтированно, как все всегда происходит на Востоке, то хотят казни Мубарака, то войны с Израилем. Но генералы в Египте прекрасно понимают свои боевые возможности и результаты вооруженного противостояния с Израилем. Вряд ли кто из них сомневается, что это будет конец их власти, да и их капиталов заодно. Но вот улицу надо как-то ублажать, вот и идет из Египта «звук, который расходится со смыслом».

Нет, египетские генералы тут точно не при чем. Им от боевиков Хамаса нужно, в сущности, немного, чтобы они мутили воду где угодно, но только не на территории Египта, там и своих бандитов достаточно.

Но может «при чем» сам Хамас? Конечно, без них не обошлось, Но не все вяжется, максимум, чего Хамас может добиться своими провокациями, так это того, что израильская армия уничтожит в боевых действиях как сам Хамас, так и его руководителей. Вот и Жванецкий посоветовал: «Никогда не преувеличивайте глупость врагов». Правильно сказал Михал Михалыч! Не будем преувеличивать, а воспользуемся советом знаменитого римского юриста Кассиана Равилла (I в.), который рекомендовал всегда выяснять «Кому это выгодно?»

Ноги растут не от хамасников. В качестве наиболее вероятного вдохновителя терактов из-за плеча Хасана Насраллы выглядывает небритая физиономия Ахмадинеджада, который сегодня предпочитает воевать «по доверенности», перепоручая грязные дела "Исламскому джихаду". Эта террористическая организация им не плохо вооружена и, по мнению Debka, имеет около 10 тысяч ракет, главным образом "Град", что вполне ощутили в Беэр-Шеве и Ашдоде.

Восток – дело тонкое

…все тут переплетено, все связано. В тугой узел завязаны интересы Турции, Ирана, Египта, Сирии, Ливана и, как без них, Газы. Иран, в своих претензиях на региональную гегемонию, выстроил вполне логичную ось Тегеран, Дамаск, Бейрут, позволяющую ему находиться в центре событий и удобно обеспечивать всяких региональных плохишей деньгами и оружием. Из-за событий в Сирии, эта красивая схема дала трещину, нужно срочно спасать друга Асада. Только вот Турция, член НАТО, заняла в отношении Сирии вполне западную, антиасадовскую, позицию. Не то, чтобы Эрдоган так озаботился правами человека, ему Иран в качестве регионального лидера, да еще и с ядерными амбициями, совсем не нужен. Иран, конечно, переключил свои «свободные» СМИ на антитурецкую риторику, но все это не то! Не греет толпу! Реальным решением может оказаться серьезное военное столкновение с Израилем. Вот тут есть шанс сплотить «повстанцев» Ливии, «тахрирских» революционеров Египта, Хамас и Хизбаллу в едином порыве, да и сохранить Асада, просто не до него станет.

Вот Тегеран, под носом Израиля, США и Египта, и перешел к активным действиям «по доверенности», создал определенную военную угрозу Израилю. И если Хамас в одиночку угрозы Израилю не представляет, то нужно помнить про Хизбаллу, вооруженную гораздо лучше Хамаса и способную открыть второй фронт на севере. И с ними справимся, но это уже повод для вмешательства Ирана в конфликт из-за «непропорционального применения силы», да и египетское руководство окажется под серьезным давлением улицы, которая может их просто смести, если они не вступят в конфликт.

Есть задачи второго плана. Это переключить Египет с борьбы за восстановление власти Каира на Синае на борьбу за «общепалестинское» дело, что сохранит Ирану синайские пути поставки контрабанды в Газу. И, как же без этого, определенный удар по Абу Мазену, все более ориентирующегося на Саудовскую Аравию, давнего противника Ирана. В условиях военного конфликта с Израилем его обращения в ООН, что могло принести ему определенные дивиденды в арабском мире, теряют всякий смысл.

Все это «не бином Ньютона», все почти прозрачно и «все - как поет Тимур Шаов - не так суицидально, если в корень посмотреть». Египетские власти не из любви к Израилю, а ради самосохранения, должны восстановить контроль над Синаем и, тем самым, перекрыть путь иранской контрабанде. Асад стремится уцелеть, но проваливается все глубже и ломает иранскую геополитику. Друзы заставили Хизбаллу убрать ракеты с высоты 888, что так же говорит об определенной шаткости позиций Хизбаллы. Мир стремительно дрейфует, по словам Е. Сатановского, к средневзвешенной нормальности. Так что вспомним Шаова еще раз: «Улыбаться надо, братцы, не сдаваться, молодцы! Если нация в прострации, то нации – концы».

На исходе минувшей субботы, вскорости после терактов, палаточные манифестанты истошно кричали "Нет – войне, которая уничтожит протест!" Я надеюсь дожить до того времени, когда протест станет главным в нашей жизни.

«Если арабы сложат оружие сегодня, то не будет больше насилия.

Если евреи сложат оружие сегодня, то не будет больше Израиля»

Беньямин Нетаниягу

Факты вещь упрямая. Никак не хотят выстраиваться под заданную им заранее идею. Факты возможно не знают про «Новый Ближний Восток» Шимона Переса (да и не его одного) и все больше начинают демонстрировать нам старый и хорошо известный по многочисленным войнам. Несмотря на теракт на юге, обстрелы Беэр-Шевы, Ашкелона, Офакима и угрозы ХАМАСа, все же наибольшую проблему представляет Хизбалла, использующая в качестве повода для эскалации напряженности кроме «общепалестинского дела», проблемы урегулирования морских границ Израиля с Ливаном в районе перспективных газовых месторождений. И ракетный арсенал, полученный Хизбаллой от Ирана и Сирии - надо же с ним что-то делать, а не просто таскать его с места на место. Как оценить реальность воинственной риторики Хасана Насраллы, ведь не по тем же словам, что он произносит. Слова ему нужны, чтобы скрывать свои мысли, но дела говорят сами за себя.

О военной мощи Хизбаллы

Давайте попробуем разобраться. Хизбалла, опираясь на свои возросшие боевые возможности, открыто угрожает Израилю. Израиль о иранско-сирийских вливаниях в арсеналы Хизбаллы знает хорошо. Основу военного потенциала Хизбаллы составляют ракеты, которых гораздо больше, чем у большинства государств мира.

Британская "Таймс" сообщила, что Хизбалла располагает 8-10 баллистическими ракетами Скад-Д. Дальность действия этой ракеты составляет 700 км (не забудем, что расстояние от самой северной точки Ливана до Эйлата менее 600 км.) и массой боевой части в одну тонну. Боеголовка этой ракеты отделяется от корпуса на подлете к цели, что должно затруднить уничтожение ее средствами ПРО. С помощью небольших крыльев, примерно таких, как на ракете (SA-2 Guideline), можно скорректировать отклонение боеголовки, что позволит более точно наводить ее на цель. Все это делает ракету Скад-Д серьезной угрозой, но у этих ракет Хизбаллы есть и недостатки. Израильская противоракета «Хец-2» хорошо перехватывает Скад-Д. Кроме того, ракета является жидкостной, то есть для боевого применения ее нужно достаточно долго готовить, что дает возможность разведке (при габаритах ракеты: длина – 12,29 метра, диаметр - 88 сантиметров) своевременно ее обнаружить и уничтожить превентивным ударом.

Так почему же не уничтожить? Потому, что в арсеналах Хизбаллы Скад-Д представляет собой менее опасное оружие, чем ракеты М-600 (клон иранской "фатх-110"). Дальность 250 километров, высокая точность, 500-килограммовая боеголовка, твердотопливный двигатель, значительно упрощающий процедуру пуска, малые относительно "Скада" размеры, наведение на цель при помощи GPS – все это делает М-600 крайне опасной. Кроме того ракета может запускаться с мобильных пусковых установок. Данные о количестве этих ракет сильно разнятся, различные источники называют цифры от десятков до восьми сотен ракет. По данным некоторых источников, средства ПРО ЦАХАЛа перехватывают ее недостаточно эффективно. Против М-600 и других аналогичных ракет радиусом от 70 до 250 километров предназначена система “Волшебная палочка”, которую планируется вскоре принять на вооружение. Ракеты меньшей дальности призван уничтожать “Железный купол”, а большей - “Хец-2” (в дальнейшем - и находящаяся также на продвинутых этапах разработки система “Хец-3”). Так что вполне понятно, что пока еще ракетный потенциал Хизбаллы представляет значительную опасность.

Стоит также отметить, что и без М-600 в распоряжении Сирии имеются 10-ки тысяч ракет, созданных на базе «Катюш» и «Скадов» – такие употребляла «Хизбалла» во время Второй ливанской войны.

ЦАХАЛ предпринимает усилия противостоять этой угрозе демонстрируя все новые достижения ПРО. После системы «Железный купол», доказавшей свою эффективность в боевых условиях, военные продемонстрировали систему Arrow-2, предназначенную для перехвата баллистических ракет. Но всем понятно, что любая ПРО может быть преодолена с помощью массированной ракетной атаки. Не допустить такой атаки можно уничтожением ракет до их старта, но необходимо учитывать размещение их в ливанских населенных пунктах.

А что ливанцы думают по этому поводу? Хизбалла нравится им все меньше и меньше, популярность ее заметно упала, отмечены конфликты с местным населением, вступающим в противостояние с боевиками – им почему-то не хочется быть живым щитом. Падение популярности, кроме того, вызвано выдачей ордера на арест высокопоставленных руководителей Хизбаллы по обвинению в убийстве Харири. На Хизбаллу существенно влияет и неустойчивое положение «лучшего друга» Башара Асада. Сирийское население, в свою очередь, обвиняют боевиков Хизбаллы в участии в репрессивных действиях против мирного населения, жгут портреты Хасана Насраллы (видимо израильские и американские флаги не завезли).

Хизбалле нужно исправлять положение, а для этого как нельзя лучше подходит военный конфликт с Израилем. Что же для этого делается?

Как ЮНИФИЛ за мир борется

Представитель ООН в Южном Ливане Майкл Уильямс в интервью радио «Коль Исраэль» заявил, что «Хизбалла», нарушая резолюцию СБ ООН №1701 (этой резолюцией завершена Вторая Ливанская война), держит оружие и боеприпасы к югу от реки Литани. Кроме того он сообщил, что у подразделений ЮНИФИЛ нет доступа к районам Южного Ливана для проверки выполнения решения ООН. Долгое время командование миротворческого контингента ООН ЮНИФИЛ заявляло, что доказательств того, что Хизбалла концентрирует оружие на границе с Израилем, нет. Однако, когда в одном из поселков Южного Ливана произошел взрыв и возникли подозрения, что там «Хизбалла» хранила боеприпасы, то боевики Хизбаллы допустили солдат ЮНИФИЛ осмотреть место взрыва только через двое суток.

И вообще, портят жизнь солдаты ООН, смотрят куда не велено. Выдавить бы их из Ливана, тогда и проще будет концентрировать ракетные пусковые установки на стартовых позициях.

А вот и факты: в мае на юге Ливана в окрестностях Сидона на пути следования транспортного средства итальянского батальона (UNIFIL - Временные силы ООН по поддержанию мира в Ливане) взорвался фугас, пострадали шестеро солдат. А 26 июля рядом с одной из бронемашин французского батальона ЮНИФИЛ там же в районе Сидона взорвался еще один фугас. Ранения получили четверо солдат, один из них тяжелые.

Получается, что Хизбалла направила оружие против миротворческого контингента ООН? Да, именно так и получается. Именно итальянский и французский батальоны, будучи отлично профессионально подготовленными и находящимися в постоянной боевой готовности, мешают оборудовать стартовые позиции для ракет и вообще, являются головной болью для боевиков Хизбаллы. Вот и выдавливает Хизбалла подразделения ЮНИФИЛ из Южного Ливана.

«Si vis pacem, para bellum» Корнелий Непот (94 — 24 гг. до н. э.)

Но почему же именно сейчас стали мешать подразделения ЮНИФИЛ, ведь они находятся в Ливане с марта 1978 года? А все просто, годами силы ООН не мешали Хизбалле и даже пассивно содействовали, позволяя боевикам строить укреплённые позиции на границе с Израилем в непосредственной близости к наблюдательным пунктам ЮНИФИЛ. Расчет Хизбаллы прост и понятен, в этом случае ответный удар по позициям боевиков крайне сложен, можно попасть и по подразделениям ООН. Было и прямое пособничество - во время Второй Ливанской войны сайт ЮНИФИЛ публиковал детальные разведданные о расположении израильских подразделений, их перемещении, вооружении и экипировке, но информация о «Хизбалле» выглядела следующим образом: «Ракеты запущены в большом количестве из различных точек».

Изменившийся подход ЮНИФИЛ вероятнее всего отражает общую усталость Запада от мусульманского экстремизма, но для нас важно другое - нападения на миротворцев ООН - серьезнейший сигнал, не миротворцы мишень Хизбаллы, а Израиль, а миротворцы просто помеха на дороге войны. О серьезности ситуации говорит и то, что Соединенные Штаты отозвали в Вашингтон для консультаций своего посла в Бейруте вследствие взрывоопасной ситуации, создавшейся на границе Ливана с Израилем. Видимо ЦАХАЛу нужно готовиться к войне на юге и на севере. Только серьезная подготовка к войне дает шанс на мир.

Но проблемы на юге нужно рассматривать в комплексе с проблемами на севере.

 

Именно та провокация со стороны противника,

которую вы проигнорируете, окажется основной атакой.

Закон Мэрфи о войне

Однажды я слышал такой тост: «И пусть этот наступающий год будет скучным, не надо нам особых новостей, но и не надо новых проблем. Лучше поскучаем!». Видимо этот тост не дошел до адресата, и скучать нам не приходится. О коттеджах квартирах и зарплатах писали многие и много, поговорим о газе (не секторе), морской границе и новых проблемах.

О протестах и Тришке

В 1815 году Иван Андреевич Крылов рассказал нам историю про Тришку, у которого на локтях «кафтан прорвался». Так этот Тришка, не долго думая, отрезал фалды у кафтана и починил рукава. Так что такой метод решения проблем далеко не нов, патента на него не получить. Собственно говоря, примерно так видится разрешение ситуации, как протестующим группам, так и правительственным чиновникам. Идея перераспределить бюджет или денежные потоки, и все станет хорошо, ошибочна по своей сути. Это не значит, что не надо делать налоговую систему более совершенной или иначе распределять расходы бюджета, просто при перераспределении меняются протестные группы, одни удовлетворенные уходят домой, а другие, сменяя первых, начинают протестовать. Так, например, ввоз дешевого молока вызовет разорение производителей молока в Израиле. Где же выход? Как раздать «каждой сестре по серьге»?

«Как государство богатеет, и чем живет, и почему не нужно золота ему»

Выход долго искать не надо, он очевиден, и это увеличение экспорта, единственно способного дать Израилю общее повышение благосостояния народа. По объему экспорта Израиль со своим шести миллионным еврейским населением смотрится очень даже не плохо. Это экспорт алмазов, продукции хай-тека, сельскохозяйственной продукции, и, безусловно, военный экспорт, достигший в 2010 году 7,4 миллиарда долларов. Все это хорошо по сравнению с другими развитыми странами, но, к сожалению, мало для специфических условий Израиля. Потенциал роста экспорта в этих, традиционных для Израиля направлениях, ограничивается с одной стороны потребностями стран импортеров, а с другой – мировым экономическим кризисом, который далеко еще не преодолен. И вот тут, как подарок на Рош а-Шана, мы получаем бочонок меда – огромные запасы природного газа в морской экономической зоне Израиля. Эксплуатация этих месторождений даст возможность не только полностью покрыть внутренние потребности в газе и снять зависимость от египетского газа, но и зарабатывать десятки миллиардов долларов, решая внутренние задачи страны. Просто и спокойно пользоваться этой (газовой) бочкой меда вряд ли удастся, к ней готова уже ложка дегтя и не одна.

Сначала было слово (о газе)

Сначала было слово об огромных запасах газа у берегов Израиля. Компания Noble Energy устами ее генерального директора Чарльза Дэвидсона порадовала всех нас сообщением о том, что на месторождении «Левиафан» в море, в 100 км от Хайфы, есть качественный природный газ объемом, по первым оценкам, до 453 миллиардов кубометров. Это месторождение стало крупнейшим из открытых в мире за последние 10 лет. «Кроме того, добавил Чарльз Дэвидсон, это превратят Израиль в ведущего мирового экспортера газа». Ранее сообщалось, что на месторождении «Тамар» 237,9 миллиардов кубометров газа, которого хватит на 35 лет работы израильских электростанций. Да еще месторождения «Сара» и «Мира», поучаствовать в освоении которых хочет российский Газпром … Эти открытия, безусловно, коренным образом изменят ситуацию в экономике Израиля, но до этого нужно пройти, как говорил Луций Анней Сенека, «через тернии к звёздам».

О терниях

Тернии начинаются с морских границ Израиля. Важнейший документ, регулирующий вопросы морских границ, это Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, но «вот в чем вопрос» - Израиль не подписал эту конвенцию. Тому были разные причины, одна из них – вполне обоснованное недоверие к международным институтам, которые должны разрешать спорные вопросы. Все это сейчас можно оценивать так и этак, но эти оценки уже не имеют значения. Так вот, Израиль жил, не проведя де лимитизацию своих морских границ, просто задачи были другими, нужно было выживать в войнах. Сейчас, когда открыты богатые месторождения газа, вопрос о морских границах стал одним из важнейших.

Границы нужно было урегулировать с Кипром, Ливаном и Палестинской автономией, что и стали делать. В общих чертах способ определения морской границы с сопредельными государствами (территориями) можно описать так: в точке выхода к морю сухопутной границы проводится виртуальная касательная к линии побережья, и в этой точке перпендикуляр к касательной и будет морской границей. Этот метод хорошо иллюстрируется картой Министерства национальных инфраструктур по морской границе с сектором Газы.

Но иногда стороны могут провести эту касательную под несколько отличающимися углами, что отклонит морскую границу и может дать дополнительный довольно значительный участок территории, что сейчас и происходит с Ливаном.

С Кипром действуют иные механизмы. Кроме территориальных вод, это 12 морских миль от берега, есть еще и так называемые исключительные экономические зоны, которые обычно составляют 200 морских миль, где государства обладают важнейшими эксклюзивными правами, в том числе и на разведку и добычу полезных ископаемых. Так как расстояние до Кипра менее 400 миль, то границу определили двусторонним (билатеральным) соглашением, примерно на расстоянии 170 км от израильского берега. Важнейшим документом для разграничения с Кипром было соглашение о морской границе, достигнутое между Ливаном и Кипром в 2007 году, иллюстрируемое картой, опубликованной сайтом Now Lebanon

где южной точкой разграничения вод Кипра и Ливана является Точка 1 (Point 1). Соглашение, хоть и было подписано сторонами, не было ратифицировано Ливаном из-за позиции Турции, считающей незаконным любое решение, принятое без участия северного «турецкого» Кипра, но Точка 1 всех устраивала, не вызывала никаких претензий, и именно с этой точки началось разграничение между Кипром и Израилем.

Скучать не будем

С открытием газовых месторождений Точка 1 разонравилась Ливану, и они заявили, что на самом деле они всегда имели в виду Точку 23, которая находится южнее и отхватывает от экономической зоны Израиля треугольник площадью в 1100 кв. км.

Сразу заметим, что все разведанные месторождения в этот треугольник не попадают, но спорный участок является достаточно перспективным. Впрочем, независимо от перспективности, это так же вопрос и национального суверенитета.

Учитывая, что между Ливаном и Израилем нет мирного договора и не желая новой эскалации конфликта, в решении кабинета министров Израиля заявлено, что “нашей целью является определение границ строго в соответствии с нормами морского международного права”. Бейрут это заявление воспринял крайне болезненно, почему-то решил, что такая постановка вопроса является, по словам президент страны Мишеля Сулеймана, «нарушением международного права, что, по его утверждению, совершенно обычно для Израиля». Запахло серьезным конфликтом.

Без меня прошу не начинать

- закричал Хасан Насралла, и бросился в очередной раз спасать Ливан от израильской агрессии. Когда он в предыдущий раз спасал – пол Ливана оказалось в руинах, но «результат – ничто, процесс – все». Он сурово предостерег Израиль от попыток украсть ливанские ресурсы и предупредил, что готов к вооруженной атаке. Для тех, кто не в курсе, он объяснил, что "целью является не война, а стремление защитить свою землю и достоинство своего народа. Мы предостерегаем сионистов: не смейте прикасаться к нашему достоянию! Если не послушаетесь, мы применим против вас всю силу, которой обладаем. Солдаты и офицеры сионистской армии в прошлом уже изведали горечь разгрома в Ливане. Военная мощь «Хизбаллы» достигла небывалых высот, и враг об этом знает". Способность назвать свой разгром победой – всегда отличала бравых арабских вояк, так что Насралла лишь продолжает устоявшуюся традицию. Не вдаваясь в обсуждение «права на ресурсы» нужно отметить, что Хизбалла все же обладает необходимыми и достаточными возможностями для атаки на морские платформы Израиля.

Защита морских платформ

Своим можно назвать лишь то, что можешь защитить, и это относится к морским платформам в полной мере. Их необходимо защищать, и защищать очень серьезно. Естественно, что защиту любого объекта нужно начинать с анализа угроз, и, в этом смысле платформы единственны в своем роде, для них реальны угрозы с воздуха - от авиации и ракет, с моря - от военных кораблей и морских диверсионных групп, из под воды - от подводных лодок и боевых пловцов. Угрозы, вызванные естественными причинами, ураганами, землетрясениями или цунами, так же важны, но не являются темой данной статьи. Разнообразие видов угроз, сложность противостояния им и практически неограниченное количество возможных сценариев атаки делает платформы самыми легкими мишенями на земле.

Закидаем шапками?

В Израиле перед лицом угрозы газовым месторождениям шапкозакидательских настроений нет. К заявлениям Хизбаллы отнеслись достаточно серьезно, и ЦАХАЛ начал круглосуточное патрулирование беспилотными самолетами морских месторождений «Тамар» и «Левиафан». Беспилотники оборудованы аппаратурой, позволяющей вести наблюдение за районом днем и ночью независимо от погоды, давая возможность анализировать обстановку в режиме реального времени, и, в случае необходимости, создавать условия для быстрой реакции. Тем не менее, десятки отставных чиновников и офицеров Министерства обороны Израиля направили Натаниягу письмо, в котором в частности сказали, что " морские буровые установки стали стратегической целью врагов Израиля и Армии обороны Израиля, которая как и любая другая армия, не может гарантировать их полную безопасность».

«Полную гарантию может дать только страховой полис».

Остап Бендер

С чем не поспоришь, так это с тем, что «армия не может гарантировать их полную безопасность», но гарантий полной безопасности в этом мире и не существует, что бы не говорил по этому поводу Остап Бендер. Ее нет ни в охране морских объектов, ни даже в простом переходе улицы, но сделать газовые месторождения максимально защищенными - вполне реальная задача.

Безусловно, к снижению уровня угроз морским платформам Израиля ведет политическое урегулирование вопросов морской границы и активное освоение Ливаном собственных газовых месторождений. Рассчитывать на политическое урегулирование после того, как Хизбалла вошла в правительство Ливана, не приходится, а насчет освоения…, так пока Бейрут больше стремится «бороться и защищать», видимо это проще и ярче, чем просто осваивать свои месторождения.

Урегулирование это вопросы будущего, но пока, к сожалению, это будущее не наступило, решение вопроса безопасности лежит в комплексном подходе, защищающем все объекты морской инфраструктуры, как единое целое.

Комплексное решение

Комплексное решение состоит: во первых - в обеспечении безопасности с береговых объектов, обеспечивающих ПРО, ПВО, и, при необходимости, поддержку ВМФ; во вторых – наблюдении и разведке с воздуха и из космоса, и в третьих – организационными мерами и техническим оснащением систем безопасности самих платформ.

Морской барьер

Системы безопасности собственно платформы строят по многоуровневому принципу. Первый уровень безопасности – это сама платформа. На этом уровне обеспечивается защита объекта от непосредственного проникновения диверсантов. Для этого используются освещение платформы для обеспечения наблюдения службой безопасности, всевозможные электронные защитные барьеры, ограничение и контроль доступа в жизненно важные помещения, подвижные патрули. Освещение обеспечивает работу камер видеонаблюдения и видеоаналитики, и является сдерживающим фактором, делая работу диверсанта гораздо сложнее.

Второй уровень это зона безопасности соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, которая простирается на расстояние в 500 метров. Безопасность в этой зоне возможно обеспечить установкой морского барьера, защищающего прежде всего от подводных пловцов и всевозможных роботизированных подводных аппаратов. Надводная часть барьера оборудуется приборами сигнализации о попытке проникновения в защищаемую зону. Кроме того акватория должна осматриваться радаром, осуществляющим непрерывный круговой обзор, с автоматическим оповещением службы безопасности об обнаруженных угрозах и записи угроз на камеры видеонаблюдения. Существенная помощь в обеспечении безопасности обеспечивается AIS (Automatic Identification System), которой должны быть оборудованы все суда свыше 300 регистровых тон, а также все пассажирские суда. AIS работает так: каждый корабль, оснащенный такой системой, раз в 3-60 сек передает в эфир свои координаты, скорость и курс. В этом случае они будут видны на приемном устройстве на платформе в виде треугольника со стрелочкой, точно указывающего на наличие в этом месте другого корабля. Если же приближающийся объект не оборудован такой системой, то это однозначный сигнал о необходимости дополнительной проверки, возможно патрульным катером.

Для защиты платформ применяются так же видеокамеры с лазерной подсветкой, которые на сегодня способны обеспечить обнаружения человека на 1500 м и его идентификацию на 450 м., а так же тепловизионные видео камеры, позволяющих вести видеонаблюдение в самых сложных условиях на основе теплового излучения при сильном дожде, снегопаде, задымленности, тумане и т.д., когда обычные камеры не справляются с этой задачей. Эти камеры обеспечивают обнаружение человека на расстоянии 2000 м, и его идентификацию на 300 метров. Для защиты от подводных угроз применяются системы стационарных гидроакустических буев, обеспечивающих защиту от малых подводных лодок, боевых и быстроходных катеров и шлюпок из радиопрозрачных материалов.

По данным сайта www.trancons.ru современные средства гидроакустического наблюдения обеспечивают обнаружение боевого пловца на 300 метров; пловца, следующего на подводном транспортировщике - 400 метров; сверхмалой подводной лодки (самоходного подводного аппарата) -700 метров. При этом координаты определяются с точностью: по дистанции - 5 метров и по пеленгу - 2 градуса, что вполне достаточно для выдачи целеуказания оружию для поражения подобных целей.

Очень важна интеграция всех систем наблюдения в единую информационную систему, что обеспечивает полную осведомленность службы безопасности об обстановке в районе.

Бесплатного сыра не бывает

Оборудование платформ всегда решается индивидуальным проектом, зависящим от расположения платформы, глубины моря и наиболее вероятных угроз. Работа израильским ВПК по защите платформ без сомнения ведется, но публикаций на эту тему в открытой печати нет. Учитывая важность проблемы – секретность в данном вопросе достаточно понятна. Зная уровень израильских военных разработок, можем с уверенностью сказать, что техническая задача защиты платформ решается и будет решена. Тревогу вызывает планируемое сокращение военного бюджета на миллиарды шекелей для решения текущих социальных проблем, а слова Министра обороны «Мы должны вслушаться в пожелания участников протеста и ответить на них, найдя путь сохранить при этом обороноспособность", мягко говоря, вызывают сомнения.

Так замыкается круг газа и бюджета. Поэтесса Ольга Партала писала: «Замкнулся круг, и мысли каждый раз Одни и те же мучают меня»… А мысль такая: может все же нужно протестовать для ускорения освоения газовых месторождений, увеличения ассигнований в безопасность морских газовых платформ и, на этой основе, обеспечения благосостояния?

Больше оптимизма

Нельзя сказать, что ливанцы позабыли итоги Второй ливанской войны. Видимо поэтому лидер ливанских христиан Самир Геагеа заяви, что ливанская армия и без шиитских боевиков способна защитить от Израиля любые будущие нефтяные объекты, если в этом будет необходимость. Как пишет Daily Star, Геагеа обвинил "Хизбаллу в "узурпации государства". Он сказал так же, что Насралла не приставлен следить за соблюдением прав ливанского народа и переступает границу своих полномочий. Такую же позицию занял депутат парламента от партии "Будущее движение" Хади Хобейш.

ООН вроде так же стремится не дать перерасти угрозам Насраллы в полномасштабную войну и в ближайшее время должно создать комиссию по разграничению экономических зон Израиля и Ливана. Что они решат, мы увидим, но предыдущие решения особого оптимизма не вызывали.

Разработка Ливаном собственных газовых месторождений снижает вероятность терактов "Хизбаллы" в отношении израильских объектов по добыче газа, да и угрозы Хизбаллы могут быть лишь политической риторикой. Однако внутренние проблемы и количество накопленных ракет могут толкнуть Хизбаллу к необдуманным действиям. Сдерживающим фактором, кроме боевых возможностей ЦАХАЛа, является так же внутреннее сопротивление Хизбалле в Ливане и, вероятно, оперативное и справедливое решение ООН по этому пограничному конфликту. Стремление ливанцев получить доход от будущей эксплуатации своих перспективных участков морского дна может превосходить амбиции Насраллы, и тогда вполне возможно, что войны удастся избежать.

«Квартет» подключился

«Квартет» (ООН, Россия, США, ЕС) резко осудил насилие против Израиля, произошедшие 18 августа. В частности, в заявлении говорится: "Это - трусливые, заранее спланированные террористические акции. "Квартет" надеется, что причастные к планированию и проведению этих ужасных нападений скоро предстанут перед правосудием". Но без привычной мантры не обошлось: "Квартет" озабочен, но «призывает все стороны проявлять сдержанность».

Интересна позиция Испании по террористической активности на юге Израиля. Из расстрела израильского автобуса Испания сделала вывод, что пора признать палестинское государство. Об этом заявила министр иностранных дел Испании Тринидад Хименес во время своего визита в Польшу. "Мы пришли к положению, когда следующим шагом должно стать признание палестинского государства" – вот такая логика.

Иначе высказался Ален Жюппе, глава французского МИДа. Он заявил, что действия администрации ХАМАСа в борьбе с терроризмом настолько неэффективны, что "их нельзя назвать действиями» и "ничто не может оправдать террористические действия и нанесение ущерба гражданскому населению Израиля в период, когда все усилия должны быть направлены на достижение прочного мира в регионе".

Что это, неожиданное прозрение? Просто когда бомбишь Ливию, с арабами дружить сложно. Отношения Израиля и Франции очень показательны, они в наиболее яркой форме демонстрируют связь между отношением к Израилю и стремлением подружиться с мусульманским миром за счет Израиля.

Арабы – Франция – Израиль - нетрадиционная любовь втроём.

Сначала Президент Франции (назовем его Шарль, чтобы не загружать текст многими именами – Валери, Франсуа, Жак et caetera) любил Давида Бен Гуриона и не любил арабов. Но будучи приземленным французом, он от отвлекался от высокого и все больше ценил в отношениях материальную сторону. Но и любовь, конечно. И вот, во имя этой любви (Остап Ибрагимович, во имя любви, хотел тарелочку с голубой каемочкой, на которой должен был лежать миллион), так вот во имя этой любви Шарль попросил о сущей безделице, это чтобы сердечный друг Давид разгромил нехорошего Гамаля на Синае. Тот действительно вел себя как-то нехорошо - активно вдохновлял и поддерживал борьбу с французами в Алжире, да еще и препятствовал свободному судоходства по Суэцкому каналу.

Друг Шарль очень рассчитывал на участие Израиля в вытеснении египетской армии с Синая. Бен Гурион с задачей справился, но ему даже к началу Синайской кампании 1956 года, не хватало вооружения. И израильские друзья затребовали поставку 100 модернизированных танков «Супер Шерман» с новой 75-мм французской пушкой, 300 полугусеничных бронемашин, 50 танковых транспортеров, 300 трехосных грузовиков, а также 1000 ручных противотанковых гранатометов. Французы согласились, ноблесс оближ, и поставили требуемое, сократив число бронемашин до 200, а транспортеров до 20 и, кроме того, 180 легких танков АМХ-13. И Франция стала активно вооружать Израиль для войны. С апреля 1956 года в Израиль начали прибывать транспортные самолеты и суда с оружием, загруженные танками, боевыми самолетами, пушками и боеприпасами. Так в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов Франция стала основным поставщиком оружия Израилю. Своевременная поставка французских истребителей-бомбардировщиков "Мираж" позволила поддержать военный паритет на Ближнем Востоке, особенно, когда в Сирию и Египет пошли поставки оружия из Советского Союза. А что поделаешь – любовь!

Синайская кампания пошла по плану, но за Насера вступились, неожиданно подружившись, СССР и США. Боевые действия пришлось свернуть с большими имиджевыми потерями. Однако для Израиля была достигнута важная стратегическая цель - создан прочный (на тот момент) военный союз с Францией, позволивший получить почти все, что нужно было для создания ядерной программы. Так что в долгосрочном стратегическом, равно как в узко-военном плане Синайская компания была осуществлена Израилем блестяще, хотя в ближнем политическом плане это была катастрофа. Такая «катастрофа», от которой выиграли планы Израиля на приобретение реактора: это было тайное условие, за которое Перес и Бен-Гурион пошли на вовлечение страны в войну. Они совершенно четко осознавали, что любовь дело преходящее, нужен реальный пряник и министр обороны Бурже-Манори от имени французского правительства предложил Израилю этот "пряник" в виде атомного реактора. Впервые в истории (будем надеяться, что и в последний раз) одно государство согласилось поставить другому государству ядерный реактор, не ставя никаких условий безопасности и не требуя инспекций.

Как Шарль разлюбил Израиль

Но 1962 года друг Шарль сильно полюбил арабов в алжирском варианте (надо признать, что причины у него для этого были) и, как однолюб, сразу же разлюбил Израиль. Он начал активно стремиться к примирению с арабами и в мае 1960 года приказал министру иностранных дел проинформировать Израиль, что Франция прекращает поставки урана в Димону. Угроза важному оборонному проекту Израиля стала вполне реальной.

Нужно было искать подходы к другу Шарлю. И вот тогда израильтяне, сообщили Шарлю Де Голлю о подготовке на него очередного покушения. Это сработало, и, в итоге, после напряженных переговоров, все-таки удалось достичь устраивавшего Израиль варианта: было разрешено частной французской компании "Сен-Гобэн", продать техническую документацию и необходимое оборудование.

Но любовь уже растаяла, как дым. А без любви, какие уж тут поставки вооружений, и Де Голль принимает решение об эмбарго французских военных поставок прямо перед войной 1967 года, что стало для арабов дополнительным стимулом к войне.

Победа Израиля в Шестидневной войне в 1967 году привела к тому, что Франция лишь сильнее задружила с арабами и усилила эмбарго на поставку вооружений и военных технологий. Благодаря неверному Шарлю, пришлось решить две основные задачи: во-первых, наладить выпуск запасных частей для имеющихся в распоряжении ВВС самолётов, во-вторых, было необходимо разработать свой, израильский, истребитель.

Обеспечение запасными частями и комплектующими решили достаточно быстро. В рекордно короткие сроки IАI справилась с задачей, удалось уже в 1969 году передать в ВВС Израиля первый истребитель «Нешер», израильского производства. Было произведено 50 самолётов данного типа, а с 1976 года им на смену пришли истребители «Кфир». Так следствием действий «неверного Шарля» для Израиля стало принятие решения о том, авиационная техника, вооружения, системы и оборудование, необходимых для обеспечения ВВС будут производиться в Израиле. Вот так неверный Шарль стимулировал развитие авиапрома в Израиле.

Но история развода была бы неполной без рассказа о катерах «Саар».

12 катеров строились в 1965—1966 годах на французская верфи в Шербуре. Руководил этим проектом бригадный генерал Мордехй Лимон. Начала морской выучки он заложил во время службы в британском флоте, участвовал в прорыве английской блокады Палестины, в общем – боевой парень, иначе как в 1950 году в возрасте 26 лет стать командующим ВМС Израиля.

Непосредственно перед войной, 2 июня 1967 года, Шарль де Голль, (помним о любви к арабам, начавшейся в Алжире), объявил об отказе поставлять впредь Израилю «наступательное оружие» (на фоне массированных поставок оружия Египту из СССР). На катера это не распространялось, и два «Саара» поступили в Израиль осенью 1967 года. Но 26 декабря 1967 года в аэропорту Афин палестинские боевики атаковали израильский авиалайнер, в ответ на что два дня спустя израильские «коммандос» нанесли удар по бейрутскому аэропорту, и там на 13 ливанских самолетов стало меньше. Шарль де Голль нашел искомый повод и заявил, что «отныне эмбарго будет полным».

Что оставалось делать. Раз нет любви, то 4 января 1969 года, через неделю после объявления тотального эмбарго, экипажи трех построенных и остававшихся в Шербуре катеров прибыли на свои корабли, подняли израильские военно-морские флаги и без лишних вопросов и запросов вышли в море в Израиль. Все, что могли отныне французы, — так это глаз не спускать с пяти остававшихся ракетных катеров, достройка которых продолжалась на верфи. Но адмиралы Земли Обетованной тоже не дремали и в конечном итоге их просто угнали под руководством все того же Эзры Кедема — морского офицера, уже угонявшего три предыдущих ракетных катера в январе 1969 года. История угона – это захватывающий сюжет для отдельного рассказа.

Министр иностранных дел Франции Морис Шуман только вернувшийся из зарубежного вояжа и пообещавший «дружбу и поставки современного вооружения в обмен на арабскую нефть», пришел в ярость, но как пришел, так и ушел.

На кольце у царя Соломона было написано «Это пройдет», а на внутренней стороне кольца была надпись: «И это тоже пройдет».

Стимул к развитию

Все эти истории ненадежной любви послужили толчком к развитию собственного израильского ВПК. Что из этого вышло Франция увидела на авиасалоне в Ле Бурже 2011 года. Но сейчас новые времена, наследственная любовь Франции к арабам после бомбардировок Ливии несколько поутихла, и уже теперь Франция приняла решение заморозить поставки ракет Ливану и закупить у Израиля беспилотники Heron TP (компания «IAI»). Heron может находиться в воздухе и выполнять задачи более 35 часов на высоте более 12 200 метров. Длина беспилотника составляет 14 метров, размах крыльев — 26 метров. По этим показателям Heron TP ненамного уступает лайнеру Boeing 737. Недавно он совершил трансатлантический перелет – это первый в истории трансатлантический перелет, совершенный беспилотником.

Грузоподъемность Heron TP - 2 тонны. Он может нести бомбовую и ракетную нагрузку около 1 тонны, наносить удары по позициям противника, а так же вести наблюдение и разведку.

Что это, просто покупка или новый период отношений Израиль-Франция? Чтобы это ни было, введенное де Голлем 42-летнеее эмбарго на торговлю оружием с Израилем закончилось.

 

Парадокс Ближнего Востока: чтобы убедить противника отказаться от

насилия, его надо обезоружить. Но, может быть, тогда уже не надо и убеждать?

Александр Воронель

«ИДУ НА ВЫ»

Людям нравятся сказки, особенно красивые. Одну из сказок нам поведал русский историк Н. Карамзин. Он писал, что древняя летопись сохранила для нас прекрасную черту характера киевского князя Святослава – он всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: "Иду на вы!", чем во времена общего варварства соблюдал правила истинно рыцарской чести. Романтично, но в реальности во все времена было иначе, примерно так: «Киев бомбили, нам объявили, что началася война». То есть сначала бомбили, а потом объявили. Но жизнь не стоит на месте, и все это остались в книжках. Вот и думай, идет война, или идет прекрасное мирное время, где важнее коттеджа, цена на который вывела в Израиле на улицы протестные группы, ничего нет.

Кажется, что странный вопрос, «война это или мир?» Не бомбят никого – вот и значит, что мир! Но позвольте! Как это – не бомбят? Вот 12 июля из сектора Газы по Израилю выпущены две ракеты и минометный снаряд. А теракт? А ракетные обстрелы городов юга? А Гилад Шалит – пять лет находящийся в заложниках? И вот еще - ВВС ЦАХАЛа обнаружили группу палестинцев, приготовившихся выпустить ракету по Израилю. Ракетным ударом они были уничтожены. А перед этим разбомбили тоннель, прокопанный, чтобы пробираться на территорию Израиля для совершения терактов.

Война и мир (не по Толстому)

Так находимся мы в состоянии войны или нет? Во всяком случае, в СМИ об этом нет ни слова. Кто эти люди, обстреливающие города Израиля, что само по себе является военным преступлением, не меньшим, чем стрельба российской противотанковой ракетой «Корнет» по школьному автобусу? Как их только не называют. Особенно выделяется пахнувшее духами и увитое флердоранжем слово «оппоненты», которым г-жа Шаинская определила террористов. Так и видится академический зал, где мадам профессор говорит стрелку из Газы, надевшего по такому случаю галстук, - «Простите, коллега, ваш аргумент, выраженный с помощью «Корнета»...»

Вопросы «Войны» и «Мира» были более-менее ясны с древнейших времен до Второй мировой. Все шло по Клаузевицу - "Война есть продолжение политики другими средствами", но позже появился такой список наименований, что все запуталось окончательно. Тут и «Ограниченная военная операция», «Локальная война», «Побуждение к миру», «Вооружённый конфликт», который, в принципе, включает в себя любые военные действия, вплоть до мировых войн, «Война на истощение», «Военная экспедиция» - много всего, но это множество терминов затеняет главное, если нет мира, то это война.

Я придаю такое значение этому, казалось бы, простому вопросу по вполне понятной причине. Нахождение в состоянии войны влечет за собой ряд правовых последствий. Одно из них – это прекращение действия всех договоров, так как поставка ресурсов врагу в войне – предательство, а оппоненту во время мира – возможно, что и благое дело.

Асимметричные враги

Главной опасностью сегодняшнего дня являются так называемые асимметричные войны, в которых с одной стороны выступает армия, а с другой нерегулярные формирования, скрывающиеся среди гражданского населения, а иногда этим самым населением и являющиеся. Эти асимметричные ребята от нас недалеко – Хамас и Хезболла, долго искать не надо. Для того, чтобы понять вопросы войны и мира с ними, нужно ответить на два вопроса, это первый – что они хотят, какие цели ставят, и второй – что делают, к чему готовятся.

Попробуем разобраться. Начнем с заявленных целей организаций.

Ближневосточные мечты «двоюродных братьев»

С момента создания Хамаса его заявленные цели: «Любого еврея можно считать военным поселенцем, и наша обязанность - убить его» и «Освобождение всей Палестины от моря и до Иордана - наша стратегическая цель, и нет цели более святой и важной». «Сбросим Израиль в море», записано в хартии Хамаса. Эта идеология пропагандируется через телеканал «Аль-Акса» настолько жестко, что даже Франция закрыла свой спутник для этого канала из-за пропаганды расовой ненависти к евреям.

Исмаил Хания заявил, что даже если палестинское государство было создано в границах 1967 года, ХАМАС готово объявить лишь о перемирии, которые могут длиться до 20 лет, но ХАМАС никогда не признает Израиль и будет продолжать джихад вплоть до полного освобождения. В Устав же Хамаса написано, целью «нашей борьбы против евреев» - создание исламского государства в Палестине, на месте Израиля и палестинских территорий, и уничтожение Израиля. И, кроме того, - «отказ от какой-либо части Палестины значит отказ от части религии ислама».

Что до Хизбаллы, то всегда, с самого момента ее создания и по настоящее время ликвидация Государства Израиль была одной из ее основных задач. В манифесте Хизбаллы говорится, что "наша борьба закончится только тогда, когда Израиль буде уничтожен".

Как бы ни был хорош ваш план, все равно он в корне неправилен

Законы Мэрфи о войне

Если с целями организаций все более-менее ясно, то может быть реальные действия, так сказать, на местности, говорят о другом?

Вот несколько сообщений: Юваль Дискин, глава Шабака, сообщил, что у Хамаса и «Исламского джихада» имеется порядка 5000 ракет с дальностью около 40 км и несколько десятков ракет, которые могут долететь и до Гуш Дана. Недавние испытания иранской ракеты «Фаджр 5» с дальностью до 80 км поставили под удар такие города, как Тель-Авив, Петах-Тиква, Кфар-Саба и др. Кроме того ХАМАС получил около 560 ракет С-5К и «Корнет» российского производства. А бывший заместитель начальника Генштаба ЦАХАЛа Дан Харель рассказал, что иранцы наладили выпуск специальной версии 122-мм ракет, которые легко разбираются на 4 части - так их удобнее доставлять в Газу. Собрать их можно довольно быстро. Харель также указал на поставки ХАМАСу управляемых противотанковых ракет "Конкурс" российского производства и зенитных ракет SA-7.

Вполне очевидно, что Хамас не только декларирует в качестве своей цели уничтожение Израиля, но очень активно к этому готовится. Ядром военной структуры Хамаса, являются до 10 тыс. человек «Бригад Изеддина Касама», которые возглавляет Ахмед Аль-Джабри. Ахмед – человек конкретный. Он заявил, что ХАМАС не сложит оружия до тех пор, пока Израиль не уйдет со всех палестинских территорий или вообще не прекратит свое существование.

А что Хизбалла поделывает в это время? Al-Seyassah, Кувейтская газета, в обширной статье сообщила о создании, так называемых, ВВС Хизбаллы, где, в частности, написано, что Иран поставляет Хизбалле сверхзвуковой истребитель, боевой беспилотник и иранскую крылатую ракету с дальностью полета до 1000 км. Иметь истребитель мало, нужно еще уметь его использовать, но все же, может они хотят повторить подвиги камикадзе?

Давление США и арабских союзников на Сирию с целью воспрепятствовать поставке Хибалле точных систем вооружений, в частности - баллистических ракет SCUD D оказалось безрезультатным. Бывший ливанский министр Виам Ваххаб, известеный своими тесными связями с Асадом и "Хизбаллой", заявил, что "если силы НАТО вторгнутся в Сирию, по территории Израиля будет мгновенно выпущено 1.000 ракет". Вот так, не больше, не меньше – НАТО вторгнется, а 1000 ракет по Израилю. Логично.

 

Если вокруг тебя нет ничего, кроме противника – ты на войне

Законы Мэрфи о войне

Таким образом, и у Хизбаллы и у Хамаса мы видим «единство слова и дела». Объявлены цели стереть Израиль с Ближневосточной карты, и проводится планомерная подготовка к этому «Проекту». Хотим мы этого или нет, но вывод из этого можно сделать только один – идет интенсивная подготовка к боевым действиям, идеологические и материальные условия созданы и приумножаются, а граждане Израиля постепенно становятся жителями прифронтовой полосы, вне зависимости от их политических убеждений.

В таких условиях дано пора назвать вещи своими именами, прямо назвать врагов нашего государства, готовящих его уничтожение. Но не менее важно назвать и тех, кто действует в интересах наших врагов внутри Израиля не либералами, не демократами или, не дай Б-г, левыми, а назвать их тем, чем они давно являются – пособниками врага, со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями, какими бы красивыми лозунгами они не прикрывались.

Давно известно, что «Сколько ни говори халва, во рту сладко не станет». Сколько не говори «мир», в окружении врагов, «сладко» станет только при их разгроме, или (чудеса бывают) неожиданном их разоружении и изменении политических целей.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2849




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer9/VJankelevich1.php - to PDF file

Комментарии:

Соплеменник
- at 2011-09-27 11:14:39 EDT
Испания слегка меняет свою позицию:
http://www.jewish.ru/israel/hot/2011/09/news994300595.php
"Воскресное выступление министра иностранных дел Испании Тринидад Хименес на сессии Генеральной Ассамблеи ООН стало для израильтян приятным сюрпризом: глава внешнеполитического ведомства одной из самых «пропалестинских» стран Европы впервые публично признала Израиль еврейским государством, то есть национальным домом еврейского народа..."

Владимир Янкелевич - г. Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-09-13 22:13:42 EDT
Дорогой Элиэзер, я достаточно подробно написал, что для войны ненависти мало и написал, что еще надо. Пунктиром показал, что этого у Египта нет. Ваш ответ "Стою". Согласитесь, что не дело игнорировать все, что я написал, я же писал не для себя, не правда ли? Вы пишете, что "Египет, кстати, уже выиграл тем, что получил от Израиля разрешение ввести войска в Синай близко к границе". И что он выиграл? Он выиграл шанс попытаться возродить туристский бизнес на Синае, что является важнейшей составной частью бюджета Египта. Конечно прецедент неприятный, но я выигрыша, в том смысле, в котором пишете Вы, не вижу.
Элиэзер М.Рабинович
- at 2011-09-13 22:00:17 EDT
Вы же все время стоите на позиции, что ненависть может толкнуть Египет к войне.

Стою. К сожалению. Ну, не только ненависть, но и вся ситуация в комплексе в арабском мире. И если не к войне, то к разрыву отношений. Египет, кстати, уже выиграл тем, что получил от Израиля разрешение ввести войска в Синай близко к границе.

Владимир Янкелевич - г. Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-09-13 21:15:39 EDT
Дорогой Элиэзер, Вы ошибаетесь. Видимо я недостаточно четко написал. Война - это высшее напряжение сил государства (если конечно это не война Грузии и России). Для успешной войны мало ненавидеть врага, нужно еще иметь четко работающий тыл, эффективно действующую администрацию, преданную надежную армию, да много чего, Вы это и сами знаете. Когда я пишу о реальных проблемах Египта я не описываю приведенные выше общие места, предполагаю, что это и так понятно. Вы же все время стоите на позиции, что ненависть может толкнуть Египет к войне. Ну так если того, что я выше назвал у них не будет, то они проиграют ее с треском. А потом соответственно проиграют и войну на юге за воду, на чем Египет может свернуть себе шею. По Турции я Вам написал очень развернутый комментарий на Полосе.
Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2011-09-13 19:24:25 EDT
Элиэзер Меерович, вы правы, и очень даже правы. В свое время в Венеции была лучшая в Европе дипломатия, которая прекрасно прогнозировала действия европейских государей. Но вот с турками венецианские дипломаты часто промахивались, потому что не допускали, что нормальные люди могут действовать против собственных интересов. Так что да, с "... венецианской точки зрения ..." арабский мир адекватно не опишешь ...
Элиэзер М.Рабинович
- at 2011-09-13 19:07:07 EDT
Это вашв ошибка, дорогие друзья Борис да Владимир, по-марксистски недооценивать роль психологических и чисто религиозных факторов. Вы говорите, что у Египта есть масса проблем, кроме Израиля. Конечно! Но проблему популярного ухудшения отношений с Израилем куда легче решить, чем популярно накормить египтян. Фарид Закария, как-то выступая в одной из наших синагог, сказал, что в 40-х годах все ожидали, что именно арабский мир будет следующим, который скакнёт к экономическому процветанию. Почему же это не получилось? Потому, что в их цивилизации и религии действуют канцерогенные факторы, отсутствющие в Японии, Китае, всей успешной Азии.
Б.Тененбаум-В.Янкелевичу
- at 2011-09-13 18:12:24 EDT
Уважаемый коллега, позвольте к вам присоединиться. У Египта есть гигантское количество реальных проблем, внешних и внутренних, помимо надуманной проблемы с Израилем. Разгром иностранных посольств плохо сочетается с международным туризмом, а туризм давал Египту больше, чем Суэцкий Канал. Египет зависит от США с точки зрения поставок оружия и запчастей к нему - в случае его поворота в сторону радикализма появится множество проблем в египетской армии.

У турок тоже могут возникнуть проблемы при слишком резком дрейфе в сторону Востока ...

Sava- В. Янкелевичу
- at 2011-09-13 18:11:41 EDT
Уважаемый Владимир. Вы сообщаете:"Нет таких условий, при которых воюющие стороны защищены от обвинений в применении "чрезмерной силы".

Это так. Но, речь идет о том,чтобы от таких обвинений не был освобожден Хамас и ему подобные, благодаря тенденциозным усердиям ООН и других( мягко выражаясь) не благожелателей Израиля.Мне представляется, что своевременный ультиматум мог бы этому способствовать и переложить основную ответственность
за последствия войны на провокатора.
По всем канонам справедливости страна обороняющаяся от нападения врага может применять все необходимые военные средства для подавления его агрессивных действий.Помехой этому не могут быть и неизбежные жертвы мирного населения, которое террористы обычно насильственно используют в качестве живого щита.
Но, к сожалению,ООН и другие международные организации стремятся лишить Израиль права на справедливость и в одностороннем порядке не обоснованно обвиняют его в применении "чрезмерной силы".

В.Янкелевич - М.Аврутину
Натания, Израиль - at 2011-09-13 17:40:46 EDT
Уважаемый Марк,
вот несколько соображений по поводу оптимист-пессимист.
Я думаю, что не требует доказательств, что мы живем в вероятностном мире. Абсолютно точно известна пока только смерть человека в конце жизни (может что-то еще, но я не придумал). Все остальное имеет свою вероятность. Является ли оптимистом человек, который верит в положительный для него исход сражения на 70%? Он же вполне может попасть в остальные 30. Каждый проводит для себя границу допустимого риска. Если риск превышает допустимый, то человек должен искать другие решения.
Вот Элиэзер М.Рабинович пишет мне "Ну, Вы опять в оптимистах, уважаемый Владимир, а я в пессимистах". То есть это надо понимать так, что вероятность неблагоприятного исхода для Израиля превышает допустимый (для выносящего суждение) процент. В этом случае человек логичный должен принять решение, где единственно возможным смотрится срочно просить политического убежища в США или записываться на прием к австралийскому консулу для эмиграции.
Я надеюсь, что никого не обижу, сказав, что только совершенно не адекватный человек может утверждать, что уровень безопасности Израиля находится на уровне, при котором нам не о чем беспокоится.
Но когда я анализирую ситуацию, то вижу не один апокалиптический сценарий развития, а еще много других, благоприятных для нас.
Я бы предпочел получить не звание оптимиста, а взвешенную критику моего видения ситуации.
Я внимательно слежу за публикациями Евгения Яновича Сатановского. И более того, я согласен, что Египет идет к большой войне. Но вот какая война придет в Египет с высочайшей вероятностью, так это война на юге за воду. Здесь я иного выхода для Египта не вижу (я об этом писал достаточно подробно), если он ввяжется в военную конфронтацию с Израилем, то вероятность проиграть свое существование в войне за воду для него возрастает многократно. Для войны с таким сильным противником, каким является Израиль нужна сплоченная страна с авторитетным лидером, чего мы не наблюдаем в Египте и не скоро еще увидим. Провокации вроде эйлатской или штурма посольства возможны, тут большого ума не надо, но война - это совсем другое дело.
Турция - ее экономика чрезвычайно сильно завязана на внешних инвестициях, в случае дальнейшей эскалации угроз может произойти с очень большой вероятностью отток инвестиций, что вызовет экономический кризис, выведет толпы на улицу и сметет этого Эрдогана.
Я писал по многим соседним странам региона, просто не хочу повторяться.
Оценки оптимист-пессимист хороши на, к примеру скачках на ипподроме. Я надеюсь, что смог хоть в какой-то мере объяснить принцип подхода к оценке ситуации.

Б.Тененбаум-Соплеменнику
- at 2011-09-13 12:27:51 EDT
Но позавчера, с фанфарами, запустили иранский реактор.

В Ираке был один критически важный обьект: готовый к пуску реактор под Багдадом. Такая же картина была в Сирии - один реактор, который в большой тайне строили сверо-корейцы.
В Иране же такого рода обьектов несколько дюжин, они рассредоточены и размещены в туннелях, глубоко под землей. В принципе, иранскую ядерную программу можно замедлить ударами с воздуха, но остановить нельзя - на это требуется наземная операция. На что, увы, даже у США в данный момент нет ни средств, ни политической воли.

Соплеменник
- at 2011-09-13 04:26:18 EDT
Б.Тененбаум-В.Янкелевичу
- at 2011-09-12 14:30:57 EDT
...вот строявшийся Сирией ядерный реактор разнесли вдребезги, и при этом быстро, решительно, и без всяких фанфар...
===========================
Но позавчера, с фанфарами, запустили иранский реактор.
В репортаже НТВ было подчёркнуто, что российские специалисты будут трудиться там ещё длительное время.

Марк Аврутин
- at 2011-09-12 20:47:47 EDT
Элиэзер М.Рабинович - В. Янкелевичу
- at 2011-09-11 18:43:56 EDT
"Ну, Вы опять в оптимистах, уважаемый Владимир, а я в пессимистах".

Уважаемый Элиэзер, такой крупный специалист по Ближнему Востоку, как Е. Сатановский полностью разделяет ваш пессимизм. Вот что он, в частности, пишет: "...уровень безопасности Израиля опустится ниже, чем перед началом Шестидневной войны. Посмотрите на его окружение. Нынешний режим в Иордании может рухнуть, это более чем вероятно, учитывая ситуацию с колоссальными финансовыми и земельными спекуляциями семьи Ясин — родственников королевы Рании, которые вызвали серьезный демарш иорданских бедуинов. Уже сегодня главная сила в парламенте Иордании — палестинские исламисты. Если они придут к власти или если «Хамас» возьмет власть на Западном берегу — Иордания перестанет существовать. В Газе эксперимент Шарона привел к тому, к чему привел: сегодня Газа — это плацдарм Ирана, нафаршированный нацеленными на Израиль ракетами. Эксперимент Барака, выведшего из Южного Ливана израильскую армию, и неудача Ливанской кампании 2006 года привели к созданию такого же плацдарма у северной границы Израиля. Кэмп-Дэвидский договор будет разорван, любое египетское правительство через год ли, через десять лет вынуждено будет сделать это". И ещё много в таком же мрачном духе.

Б.Тененбаум-В.Янкелевичу
- at 2011-09-12 14:30:57 EDT
Владимир Янкелевич - Александру Красночарову
Натания, Израиль - Mon, 12 Sep 2011 11:35:05(CET)

Позвольте мне, дорогой друг и уважаемый коллега, к вам присоединиться. Не в обиду вашему оппоненту будь сказано (чью искренность можно понять) - при решении действовать резко всегда надо бы задать вопрос: "А что потом ?".

По-видимому, можно смести режим ХАМАСа в Газе - а что потом ? А потом у вас на руках останется невеселый выбор между отступлением - к пущему ликованию того же ХАМАСа, который будет говорить, что его доблестные бойцы отважно забодали гидру сионизма - и удержанием Газы, с ее миллионом так называемых "мирных жителей", ответственность за содержание которых падет на вас. Можно еще передать Газу Абу Мазену - то-то он вам будет благодарен ... Немедленно потребует снять блокаду, создать безопасный коридор между Газой и его Рамаллахом - и оружие из Ирана потечет через Газу уже не только туда, но и и во всю "освобождненную Палестину". Может, лучше оставить все как есть ? Пусть уж лучше будут две "освобожденные Палестины", враждующие между собой ?

И с Хизбаллой такая же история - можно затеять войну, дойти до Бейрута, и так далее. А что потом ? А потом у вас на руках будет оккупированный южный Ливан с шиитским населением и с партизанской войной без конца. Примерно как у американцев в Ираке. Зачем же воевать ? Если Хизбалла через границу уже не лезет, и ограничивается громкими словами ? У них сейчас заботы могут обнаружится на совершенно новом направлении - если в Сирии Асада доконают, и сунниты там придут к власти, им шиитский анклав у них под боком может сильно не понравиться ...

А что до упомятых Александром "... решительных действий ..." - вот строявшийся Сирией ядерный реактор разнесли вдребезги, и при этом быстро, решительно, и без всяких фанфар.

Янкелевич - Елене
Натания, Израиль - at 2011-09-12 11:53:17 EDT
Уважаемая Елена, спасибо за отзыв, но мне кажется, что мои заметки о службе на Дальнем Востоке вряд ли будут особенно интересны. Ведь когда пишутся всевозможные заметки и мемуары, то важно не рассказ о себе любимом, а то, что собираешься сообщить людям. А я пока ничего такого, что желательно рассказать, не нашел. Конечно может плохо искал, но до 120 еще есть время.
Янкеклевич - Националкосмополиту
Натания, Израиль - at 2011-09-12 11:48:05 EDT
Комментировать то, что Вы написали невозможно. Остается порадоваться, что Вы не там, где принимаются решения.
Янкелевич - sava
Натания, Израиль - at 2011-09-12 11:43:54 EDT
Уважаемый sava, Вы пишете "У меня вызывает удивление-почему, перед нанесением военного удара в ответ на террористические провокации,не предъявляется соответствующий ультиматум главарям террора, с копией в ООН.Это могло бы освободить Израиль от необходимости оправдываться в последствии от обвинений в применении "чрезмерной силы". Вся ответственность за разрушительные последствия и жертвы войны должна быть переложена на врага".
Я с Вами в некоторой степени согласен. Думаю, что есть смысл в ответ на террористические провокации подавать иски в международные суды и пр. Но с чем я абсолютно не согласен, так это с тем, что "Это могло бы освободить Израиль от необходимости оправдываться в последствии от обвинений в применении "чрезмерной силы"." Нет таких условий, при которых воюющие стороны защищены от обвинений в применении "чрезмерной силы"

Владимир Янкелевич - г. Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-09-12 11:39:19 EDT
Дорогой Элиэзер, я согласен на пари. Инициатива Ваша, так что давайте условия.
Владимир Янкелевич - Александру Красночарову
Натания, Израиль - at 2011-09-12 11:35:05 EDT
Уважаемый Александр, Вы пишете, что "ни за что нынешний министр обороны или начальник ген.штаба не решаться отдать своим подчинённым приказ об угоне катеров".
Я думаю, что то, что делается сейчас мы можем не успеть узнать, узнают наши дети. Например как вдруг неожиданно испортились суда второй флотилии в Газу, или как вдруг неожиданно в Судане неизвестным самолетом уничтожена машина с террористами, как вдруг неожиданно начали погибать иранские ядерщики или как исчез из Украины ракетчик Хизбаллы Абу Сиси. Так что я считаю, что люди работают, не стоит грустить.
Вы пишете, что "Мы мудро боимся что-то делать с Хамасом, чтобы не навредить Абу-Мазену, мудро цацкаемся с Хизбаллой, чтобы не раздражать Иран, мудро осторожничаем с Газой, чтобы сохранить отношения с Египтом, мудро закрываем глаза на египетские безобразия, набираясь от разума американского разлива". Я думаю, что Вы не точно называете причины. Хамас уцелел не из-за опасений навредить Абу-Мазену, а "с точностью до наоборот", просто никто не знает, что делать с Газой при устранении Хамаса. Мы "цацкаемся с Хизбаллой" прежде всего потому, что десятки тысяч крайне серьезных ракет нацелены на Израиль, и системы ПРО не в состоянии перехватить их все. Работы по системе ПРО "Волшебная палочка" и ракетам Хэц-3 еще не завершены. Вот Вам еще один довод, что люди знают, что делают.
Вы пишете, что "Господин Элиэзер М. Рабинович пишет: «…а мусульманский мир набирает силу и наглеет».
Скажу от себя: «Правильно делает мусульманский мир»".
Мусульманский мир этим "правильным действием" откатывает себя назад, в позапрошлый век. Это неизбежно должно привести к внутренним конфликтам, так как никакое такое правительство не даст населению того, что им надо. В этом случае неизбежно появление жестких диктатур, а диктаторам нужно есть и пить в свое удовольствие, они лучше толпы понимают свои интересы, с ними можно договариваться, так как это уже было в истории.
Нужно учесть так же и то, что на Западе постепенно начинают понимать о гибельности безбрежного либерализма, об этом говорит в том числе и рост рейтинга правых партий.

Националкосмополит
Израиль - at 2011-09-12 11:18:42 EDT
Средний Израильский офицер в звании от майора до подполковника, выйдя в отставку лет в 40 зарабатывает вместе с пенсией раз в пять больше средней заработной платы в нашей стране.
Удельный вес таких людей – не производящих материальные блага все увеличивается, и это один из важнейших факторов снижения жизненного уровня гражданского среднего класса Израиля.
О классе ниже среднего – 50% населения нашей страны я и не говорю.
Его давно опустили до такого уровня, что он даже не протестует против того ужаса, в котором живет.
Поэтому стена, которая должна была быть построена еще в 80ых начала строиться в 2001, и не построена до сих пор.
Где профессиональная эффективная армия!?
Почему Израиль не вступил в НАТО!?
Почему Израиль не вступил в Единую Европу, как советовал Бер Лускони и Саркази?!

Ответ: потому, что в этом случае нужно было бы уволить 80% офицерского корпуса, а армию сделать малочисленной, но эффективной, как армия США.
Пришлось бы уволить всю шмиру и миштару, которые так же любят производительно трудиться, как датишники и квиютники.

Договор с мировой военщиной «Они нам отсутствие межгосударственных войн – мы им 70% мирового бюджета» пора закачивать.
1% мирового ВВП во всемирном комитете борьбы с терроризмом будет достаточно, что бы его победить путем безпрерывного адресного уничтожения всех террористов, имена, биопараметры и адреса 99.9% которых известны уже сегодня.
Просто, если уничтожить всех крыс – крысолов останется без работы.
Вот он и выпускает периодически пойманных крыс для размножения.

Елена
Израиль - at 2011-09-12 01:24:06 EDT
Кроме уже названных достоинств этой высоко профессиональной статьи, хочется отметить и гуманитарную составляющую таланта автора - живое, естественное, эмоциональное звучание текста, ироничную его мудрость,прекрасно подобранные эпиграфы и строки цитат.
Повествование свободное, как солёный морской ветер (это, видимо, от основного рода занятий в прошлом бытии). Хочется то ли прочитать заметки В.Я. о службе на Дальнем Востоке, то ли увидеть его в роли министра если не обороны, то хотя бы пропаганды... (человек, занимающий этот пост ныне, почему-то не объясняет, что при слабости ЦАХАЛа - и дешевизна продуктов нас не спасёт).

sava-В. Янкелевичу
- at 2011-09-11 20:04:13 EDT
Участие международного консорциума в освоении газовых месторождений вселяет оптимизм. Надо полагать, что в его интересы входит также активное соучастие с Израилем в обеспечение надежной защиты промыслов.
То,как надо воевать с Хамасом и с другими бандформированиями знает лучше всех нас Ген. штаб и политическое руководство страны.Мы располагаем лишь предположениями и домыслами, что само по себе тоже занимательно. У меня вызывает удивление-почему, перед нанесением военного удара в ответ на террористические провокации,не предъявляется соответствующий ультиматум главарям террора, с копией в ООН.Это могло бы освободить Израиль от необходимости оправдываться в последствии от обвинений в применении "чрезмерной силы". Вся ответственность за разрушительные последствия и жертвы войны должна быть переложена на врага.

Элиэзер М.Рабинович - В. Янкелевичу
- at 2011-09-11 18:43:56 EDT
Ну, Вы опять в оптимистах, уважаемый Владимир, а я в пессимистах. Я ничего не хочу больше, чем в этом споре - проиграть.

Однако Вы знаете, что более 10 лет назад, задолго до 9-11, NY Times опубликовал моё письмо с предостережением. Если бы я тогда заключил пари с неким оптимистом, я бы сегодня точно имел то, что было бы поставлено на кон - бутылку коньяка или виски. Проиграв то, что действительно поставлено на кон и куда важнее - нашу свободу...

Александр Красночаров
Холон, Израиль - at 2011-09-11 16:53:11 EDT
Уважаемый Владимир!

Очень много интересного почерпнул из Вашей статьи. Естественно, благодарен. И всё же грустно несколько стало мне от того впечатления, которое производят решения и действия нынешнего руководства Израиля. С грустью, к примеру, подумалось мне, что ни за что нынешний министр обороны или начальник ген.штаба не решаться отдать своим подчинённым приказ об угоне катеров. Только молодой Израиль мог доверить ВВС страны 26-летнему офицеру. Сейчас судьбоносные для нас решения принимают возможно очень опытные, возможно много знающие, возможно тонко разбирающиеся ВО ВСЁМ чиновники, но мудрыми их не назовёшь, язык не повернётся. В свершениях Израиля пропали «безумные решения», сродни безумным идеям физики 20-го века ( а что она без этих идей!?), пропал эпатаж, исчез вызов,. Мы мудро боимся что-то делать с Хамасом, чтобы не навредить Абу-Мазену, мудро цацкаемся с Хизбаллой, чтобы не раздражать Иран, мудро осторожничаем с Газой, чтобы сохранить отношения с Египтом, мудро закрываем глаза на египетские безобразия, набираясь от разума американского разлива.
И вся вместе эта мудрая, взвешенная, просчитанная до нюансов политика, выглядит страусом в известной позе. И этим мы определяем ухудшающееся отношение к себе всего мира. Господин Элиэзер М. Рабинович пишет: «…а мусульманский мир набирает силу и наглеет».
Скажу от себя: «Правильно делает мусульманский мир». А почему бы и нам не сделать этого? Более того, уверен, что именно к этому мы и придём, только уж тогда совсем вынужденно со всеми недостатками убожества «заднего ума».

Владимир Янкелевич - г. Элиэзеру М. Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-09-11 15:09:56 EDT
Уважаемый Элиэзер, Вы пишете: "но Вы и сейчас не думаете о напрвленной руке Египта или определённых сил в нем? Ведь "предлогом" для разрушения стены и нападения на посольство как раз и является убийство египетских солдат. Результат: как и с Турцией, резкое снижение уровня дип. отношений".
Нет, не думаю. Египтяне разогнали свою толпу, при этом египетскими силовиками убито 3 человека, ранено более тысячи, около ста арестованы. Египтяне заявляют, что всех зачинщиков беспорядков будут судить, причем наказание будет суровым.
Турки уже говорят, что их не так поняли, не правильно перевели переводчики, что они совсем не это имели ввиду. Кроме того американцы также потребовали, чтобы Эрдоган прекратил кампанию угроз и шантажа в отношении двух членов ЕС – Греции и Кипра. И янычар вполне предсказуемо поджал хвост.
Если рассматривать эту ситуация в контексте отношений Израиля с Турцией и Египтом, то Израиль скорее всего политически выиграл. Но это пока, там посмотрим.

Элиэзер М.Рабинович
- at 2011-09-11 00:39:57 EDT
Вот видите, уважаемый Владимир, ужасно не хочется говорить "А что я говорил?", когда в результате моей правоты Израилю плохо, но Вы и сейчас не думаете о напрвленной руке Египта или определённых сил в нем? Ведь "предлогом" для разрушения стены и нападения на посольство как раз и является убийство египетских солдат. Результат: как и с Турцией, резкое снижение уровня дип. отношений.
Янкелевич - sava
Натания, Израиль - at 2011-09-10 18:35:10 EDT
Уважаемый Sava, спасибо за отзыв.
Вы пишете: "Без внешних финансовых вливаний проблему не решить. А кто, в такой сложной и не предсказуемой конфликтной ситуации, отважиться стать донором или кредитором?"
Освоение шельфовых месторождений уже осуществляется международным консорциумом во главе с американской компанией Noble Energy. И российский Газпром хочет поучаствовать. Так что доноры есть.
Вы пишете "Важно не допустить проколов политического и военного характера,имевшихся в период "Литого Свинца".", но не назвали, что конкретно Вы считаете проколом. То, что Вы пишете "Главарей агрессии следует уничтожить, или пленить и предать, как преступников, международному суду" не решает проблему. Для решения нужно либо аннексировать анклав и осуществлять там функции администрации или чтобы это взял бы на себя кто-то другой. Охотников что-то не нашлось. Именно отсутствие лидеров, способных управлять этими террористическими анклавами, и есть, по моему мнению, главная израильская проблема.

sava
- at 2011-09-09 21:13:15 EDT
Благодарю уважаемого Владимира Янкелевича за чрезвычайно интересный, содержательный и познавательный материал. В обзоре приведены мало известные широкому читателю факты и отдельные эпизоды состояния и развития политического процесса взаимоотношений Израиля с окружающем миром.
Автор обзора представляется серьезным, широко эрудированным публицистом и профессионально осведомленным в области современных технологий обеспечения средств защиты стратегически важных объектов.
Тема в отношении бесплатного сыра весьма серьезна.Возможности бюджета ограничены.Вместе с тем,выделение средств для обеспечения безопасности газовых платформ является действительно жизненно необходимой задачей.Но это неизбежно еще более обострит социально- экономический кризис.Без внешних финансовых вливаний проблему не решить. А кто, в такой сложной и не предсказуемой конфликтной ситуации, отважиться стать донором или кредитором?
Из приведенного анализа политической ситуации следует, что возможность развязывания новой широкомасштабной войны против Израиля становится все более вероятной.Есть основания надеяться , что враги Израиля будут разгромлены, но победа достанется большой кровью.Важно не допустить проколов политического и военного характера,имевшихся в период " Литого Свинца". Главарей агрессии следует уничтожить, или пленить и предать, как преступников, международному суду.

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу :)
- at 2011-09-09 01:58:06 EDT
а сейчас они очень Египту выгодны, так что я бы не стал отбрасывать такую версию.

Глубокоуважаемый коллега и дорогой друг, Элиэзер Меерович, с вашего позволения - что такое "Египет" ? В данный момент это неизвестно и в самом Египте. A обернуться - может по-всякому.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-09-09 01:36:26 EDT
Уважаемый Владимир,
Спасибо за Ваш отклик. Нет, если террористы прилетят из Германии, я не буду считать, что немцы их направили. А вот если из Турции, то буду серьёзно подозревать. За годы Мубарака было очень мало инцидентов на границе, а сейчас они очень Египту выгодны, так что я бы не стал отбрасывать такую версию.

Насчет хартии Хамаса. Вы понимаете, что у меня нет к нему особой симпатии, и в его хартии можно найти намало неприемлемого. Например, они там ссылаются на Протоколы. Но понимаете, какая вещь: у Вас высокая журналистская репутация. И у Тененбаума. Надеюсь, что и у меня - в смысле приверженности к фактам. И когдв Вы, он или я что-то ставим в кавычки, то наш читатель ожидает, что ему можно цитату из наших рук принять на веру, скажем, с 95 %-ной вероятностью (мы всё-таки можем ошибаться). Хотя здесь принято некоторое высокомерие к энциклопедиям, я весьма уважаю Википедию, еще больше Wikipedia, поражён тем, какой это успешный проект, и сам ими часто пользуюсь. Но цитировать хартию Хамаса в кавычках из Википедии, всё-таки не стоило бы, тем более что и там ссылка даётся не на первоисточник. Цитировать (ИМХО) можно только из самой хартии, вполне доступной в английском переводе:

http://www.thejerusalemfund.org/www.thejerusalemfund.org/carryover/documents/charter.html

В.Янкелевич - Э.Рабиновичу
Натания, Израиль - at 2011-09-08 23:53:36 EDT
Уважаемый Элиэзер, спасибо за Ваш отзыв.
Попробую ответить Вам по пунктам:
Вы пишете, что "израильское правительство, и наш автор так легко спускают Египту последний террористический акт, принимая версию, что виной всему Газа". Я с Вами не могу согласиться, в этом деле нет версий, все доподлинно известно, откуда террористы, как прошли, где готовились и пр. Согласитесь, что если газовские террористы совершат теракт (не дай Б-г) прилетев в Израиль из, например, Германии, то это не делает Германию ответственной за теракт.
Вы пишете, что "Из анализа морских границ и месторождений газа я не вполне понял, есть ли месторождение, которое бесспорно является израильским". На картах хорошо виден оспариваемый треугольник. Все разведанные месторождения находятся южнее его в израильской зоне. Правдв это никогда не мешало арабам предъявлять претензии.
Вы пишете, что изменение отношения де Голля к Израилю "было в значительной мере результатом его личной неприязни к Израилю, если не хотеть назвать это личным антисемитизмом". Я согласен, что де Голль был антисемитом в достаточной мере, но истинную причину изменения отношения к Израилю мы не узнаем - задавать ему вопросы несколько позновато. Я считаю, что политики уровня де Голля могут отделять личные отношения от государственных интересов (как они их понимают). Поэтому более вероятной причиной мне представляется общее изменение политики Франции по отношению к мусульманскому миру.
Вы правы, что нужно было дать ссылку на источник целей Хамаса. Вы пишете "«Сбросим Израиль в море», записано в хартии Хамаса. По крайнеё мере, последняя угроза с такой формулировке в хартии Хамаса НЕ записана, а кавычки обязывают к точности". Эта фраза взята из Випедии. Вы можете увидеть эти слова там: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%81 . Конкретно эти слова приведены в разделе "Идеология" и даны ссылки на источник. Я же не привел ссылок, считая этот факт общеизвестным, но, видимо, был не прав.
Спасибо.

В.Янкелевич - Б.Тененбауму
Натания, Израиль - at 2011-09-08 23:26:34 EDT
Борис Маркович, Вы безусловно правы, тут именно три обзора и соединить их в одной статье было ужасно трудно. Как это - в одну повозку впрячь не можно... А делал я это потому, что в один номер заметок три статьи не поставишь, а к следующему номеру будут новые.
О Турции я выслал Вам на мейл, в статье дал однозначный прогноз, чего я обычно избегаю, так как в жизни все может быть. Посмотрим, насколько я прав.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-09-08 01:31:09 EDT
Это ценная и интересная компиляция обзоров г-на Янкелевича в "Полосе", написанная, как всегда, профессионально и с глубоким знанием дела.

Несколько замечаний.

Меня удивляет, что и израильское правительство, и наш автор так легко спускают Египту последний террористический акт, принимая версию, что виной всему Газа. Вспомните, одако, насколько редки были провокации и пограничные инциденты с Египтом при Мубараке. А сейчас новое руководство ищет повода показать арабскому миру жёсткость и разорвать с Израилем дипломатические отношения - что совсем необязательно ведёт к немедленной войне. Так что может быть лучше, чем спровоцировать израильскую армию на пересечение границы? Египет просто использует людей Газы, которые и сами рады быть нужными.

Из анализа морских границ и месторождений газа я не вполне понял, есть ли месторождение, которое бесспорно является израильским.

В целом, анализ г-на Янкелевича показывает, что, к сожалению, большая война является почти неизбежностью... Переговоров нет, говорить, в общем-то, не о чем, а мусульманский мир набирает силу и наглеет.

Пара стилистических замечаний. Автор иногда смешивает серьёзность с насмешкой, и не всегда понятно, где что. Я бы не стал называть французских руковолителей собирательным именем "Шарль" (а был ли хоть один Шарль до де Голля?), а де Голль пришёл к власти только в 1959 г. - после Суэцкого кризиса. И его поворот был в значительной мере результатом его личной неприязни к Израилю, если не хотеть назвать это личным антисемитизмом.

Далее, автор приводит в кавычках и без ссылки такие слова:

С момента создания Хамаса его заявленные цели: «Любого еврея можно считать военным поселенцем, и наша обязанность - убить его» и «Освобождение всей Палестины от моря и до Иордана - наша стратегическая цель, и нет цели более святой и важной». «Сбросим Израиль в море», записано в хартии Хамаса.

По крайнеё мере, последняя угроза с такой формулировке в хартии Хамаса НЕ записана, а кавычки обязывают к точности.

Но это всё небольшие замечания к прекрасной статье.

Б.Тененбаум
- at 2011-09-08 00:24:58 EDT
Начну с придирок - в этой статье имеется материала, достаточного на три отдельных аналитических обзора. Скажем, тема "морские границы" так и просится в специальный отдельный раздел, и, по-моему, "враги, оформленные как псевдо-государства", вроде ХАМАСа и Хизбаллы - тоже вещь, заслуживающая отдельного рассмотрения. Можно добавить, что в частной переписке возникла и еще одна отдельная тема - Турция с ее ВМС - и тема эта, увы, имеет шанс стать актуальной.
В остальном - просоединяюсь к Самуилу - прекрасная работа, написанная знающим дело человеком.

Самуил
- at 2011-09-07 23:51:34 EDT
Замечательная статья! Как и прежние работы умного, глубоко знающего свой предмет и отлично владеющего пером (клавиатурой) автора. Не на все работы г-на Янкелевича я писал отзывы (просто по недостатку времени), но все их прочитал предельно внимательно, с немалой для себя пользой и удовольствием. Еще раз: великолепный аналитический обзор! Спасибо.