©"Заметки по еврейской истории"
июль  2011 года

Элла Грайфер

Феномен черной кошки


Говорят: не повезет,

Если черный кот дорогу перейдет,

А пока – наоборот:

Только черному коту и не везет.

       М. Танич

Должен ли еврей понимать антисемита? Московское (да, кажется, и питерское) поколение моих родителей считало, очевидно, что нет. Во-первых, «не тронь г…о, чтобы не воняло», во-вторых, им ОЧЕНЬ хотелось верить, что это явление временное и скоро пройдет. Тем больше хотелось, чем больше реальность доказывала обратное, а понимание, как инстинктивно они предчувствовали, могло убить последнюю надежду. Когда я, в конце концов, все же заинтересовалась психологией этого весьма распространенного подвида «хомо как бы сапиенс», то быстро выяснила, что еврейские авторы, как правило, предпочитают документировать факты, а не искать причины.

Исследователи левого толка указывали, правда, на привычку всяческих власть имущих использовать в своих интересах антисемитский настрой толпы. Но использовать-то и цунами можно, как, например, Моисей при выходе из Египта, из чего вовсе не следует, что он лично сам цунами и сотворил. Государственный, церковный, партийный и т.п. антисемитизм могут произрастать лишь на психологической «подложке» антисемитизма индивидуального, дремлющего в душе если не у всех, то у многих. К тому же, те же власть имущие, в своих, естественно, интересах, от той же толпы и защищали нас, не раз  и не два.  

Отцы-основатели сионизма объявили антисемитизм разновидностью ксенофобии (прежде всего, «экономической», типа: "все теплые местечки позанимали, все открытия и изобретения сделать подсуетились, сочинили заранее, гады, все гениальное, чтобы нам не осталось ничего") не потому, что изучали, а потому что так удобнее было его инструментализировать для их великой цели. Цель эту я воистину считаю благой, но достижение ее, как показывает опыт, на антисемитизм не повлияло никак.

Экспериментально установленная повышенная логикостойкость и факторезистентность антисемитизма многих наводили на мысль о психопатии, но слишком уж массовое явление. К тому же многие антисемиты, как известно, вполне способны мыслить логически и даже испытывают в этом потребность, что проявляется в изобилии т.н. «рационализаций» - попыток подвести под антисемитские ощущения какую ни на есть вразумительную теоретическую базу. Известно, что «рационализации» плохо совмещаются не только с реальностью, но и друг с другом (типа «а чего они в наши дела лезут!» в сочетании с «да им же на проблемы наши плевать, ведут себя как гастролеры!»), но во всех непременно и несомненно присутствует общий (центральный!) компонент, а именно – страх.

Страх, возникающий естественно и регулярно там, где есть проблема, но не видно путей ее решения. Не важно даже, в чем именно она состоит: в эпидемии чумы, в проигранной войне или в экономическом кризисе, в любом случае страх как таковой вполне объясним. Необъяснима только связь между страхами и евреями, именно ее имитируют «рационализации», но белые нитки, торчащие из этих имитаций, свидетельствуют, что и сами антисемиты антисемитизма, в сущности, не понимают.

Короче – полный тупик. Осталось только отправиться на поиски каких-нибудь аналогичных явлений в психологии двуногих (не исключая и евреев). Что-то такое, чего вроде бы нормальный, здравомыслящий человек боится безо всяких к тому оснований, даже иной раз  и стесняется, стыдится своего страха, но избавиться от него не может, объяснить – тем более. Самый простой пример этого явления в окружающей действительности – ЧЕРНАЯ КОШКА. Лучше М. Щербакова не скажешь:

Над суеверьями хохочем до поры, покуда нет дурного знака,
А чуть дорогу кто-нибудь перебежал, так уж и больше не смешно.
И хоть не черная она, а голубая, и не кошка, а собака,
А все равно не по себе, а все равно не по себе, а все равно...

Вот именно «до поры» –  пока внутри тревога не гложет, а я вот лично во время операции «литой свинец» на черного кота на улице смотрела как на личного врага, хотя, клянусь, ни минуты не подозревала в пушистике арабского шпиона. Я вообще к кошкам хорошо отношусь, у моей мамы в Мытищах 12 лет черный кот жил, милейшее животное, гладить его одно удовольствие было… Слышите, слышите – вот уже в ход пошли самые типичные оправдания антисемита.  

Ну что ж, попробую заглянуть поглубже в себя: Идет операция «литой свинец», очень переживаю, но помочь, естественно, ничем не могу.  На рациональном уровне я это осознаю, на религиозном – могу молиться, если верю, что есть Кому, но есть в сознании (а может, это уже подсознание?) еще один уровень, который можно назвать «магическим». Его не надо путать с религиозным, ибо молитва – просьба к Имеющему Власть без всякой попытки узурпации этой власти. Не путать и с научно-техническим, ибо он строится на выявлении и  использовании закономерностей, не нами  придуманных. Магическое мышление вместо  Бога утверждает себя, а на место выявленных закономерностей ставит выдуманные. Чтобы создать систему «железный купол», много надо стараний, денег и времени, причем  радиус ее действия ограничен, зато изгнание с пути черного кота – средство легкое, дешевое и универсальное.

Обратите внимание: зловредность бедного животного никоим образом не предполагает его личной злонамеренности. Бывают, конечно, среди черных котов пакостники, что царапаются, кусаются, метят углы и со стола тащат что ни попадя, но бывают ведь и ангелочки с хвостиком. Эти различия роли не играют. Неизвестно даже, способен ли кот осознать, сколь весомые изменения совершает он, перебегая перед моим носом дорогу, в истории государства Израиль и всего прогрессивного человечества, а главное, КАК он  совершает это (сие ведь и для меня тайна!). Аналогичный феномен описан был странницей Феклушей в известной драме «Гроза»: «В  одной земле сидит на троне салтан  Махнут турецкий,  а  в другой салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут  они,  милая, ни  одного дела рассудить  праведно,  такой уж им предел положен».  И хотели бы они, салтаны-то эти, правильно рассудить, да предел-то положен – никуда не денешься.

Наконец, откуда я взяла, что таинственные колеса мироздания двигает своей мягкой лапой вот именно черный кот, а не голубая… нет, лучше фиолетовая собака. Именно такая псина изумила меня некогда в Ассизи неслыханной своей мастью и сожрала мои бутерброды, уповая, очевидно, на протекцию святого Франциска. К этой у меня хотя бы реальная претензия, от черных же котов во весь век кроме мурлыканья ничего не видала. И в семье ведь, вроде, на страдал никто суевериями, а вот поди ж ты… из воздуха окружающего впитала, не иначе.

Так вот, полагаю, что отношение антисемита к нам с вами, дорогие единоплеменники, целиком и полностью соответствует моему отношению к черному коту. Покуда жизнь ни шатко, ни валко течет себе своим чередом, есть, разумеется, озабоченные, но они не делают погоды. Среднестатистический представитель  "почвенной нации" об евреях, как правило, вообще не задумывается, антисемитизм его существует латентно, он зачастую и сам не подозревает об его существовании. С ним вполне можно (и нужно) общаться, заключать взаимовыгодные сделки, сотрудничать при защите общих интересов. Все можно, только осторожно, не забывая, что ступаешь по тонкому льду. Бескризисного развития в истории, как известно, не бывает. Рано или поздно образуется ситуация, в которой они окажутся растерянными и беспомощными, вот тут-то и надо готовиться к худшему, не уповая ни на то, что «мы им ничего плохого не делали» (это значения не имеет), ни на то, что зла не замышляли (а кот замышлять и вовсе неспособен), ни на то, что все «рационализации» шиты белыми нитками (не в них ведь причина).

Запомните твердо: причина не в нас, причина в них самих, и изменить ее мы можем также мало, как черный кот – повлиять на ход операции «литой свинец». Наиболее опасны не те, у кого бывали прежде с нами конфликты, или кто самым непримиримым был  вчера (например, польские или украинские националисты), а те, чья ситуация  самая безнадежная сегодня. Итогом полувекового правления левых в Европе стало банкротство, одичание и вымирание, так велико ли диво, что сегодня именно они – самые отчаянные антисемиты?

Не стоит ломать голову над опровержением очередной «рационализации» или «уступками», которыми как бы можно умилостивить врагов. Не то чтобы мы были безгрешны, но реальные наши грехи никакого отношения не имеют к магической картине мира, в которой мы, по определению, совершаем то, чего на самом деле совершить бы ни при каких условиях не смогли. Там, где в игру вступает магия, логике места нет.

Единственно разумная стратегия для черного кота – елико возможно заблаговременно убраться с дороги, а если невозможно – кусаться, царапаться и выть, выгибая спину, что враждебности, разумеется, не уменьшит, но несколько притормозит прямую агрессию. Для человека или государства,  соответственно, возможны кроме того обман, подкуп, шантаж и прочие веками освященные дипломатические приемы. Еще можно (и нужно) искать себе союзников, чьи  интересы на данном этапе по какому-то важному параметру с нашими совпадут (например, нынешняя европейская правая, которой мусульманские иммигранты – как в горле кость). Так предки наши поступали  веками, так поступали от веку и различные государства в отношениях между собой, также примерно поступают израильские политики, хотя по нынешним временам и невелик у них выбор. Не будем вдаваться в подробности, рассматривать разновидности и формы проявления антисемитизма на теоретическом, практическом, соседском и государственном уровне, равно как и оптимальные способы противостояния, это все дело наживное, если только браться за него без иллюзий.

Но с гневом и возмущением отвергают эту стратегию высоконравственные интеллектуалы. Вынь да положь им либо полную ликвидацию антисемитизма как класса, либо… согласие с антисемитами и смиренное принятие на себя вины за разбегание галактик. Не мытьем так катаньем добиться общения на равных с дорогими  коллегами из престижных университетов. Не просто успешного сотрудничества (оно без проблем налаживается в спокойные времена) и даже не уважения, в котором тоже не всегда отказывают, нет, нужно быть непременно "такими же, как все", обладать местом под солнцем не заработанным, что постоянно приходится подтверждать, а естественным, по праву рождения. Место отнюдь небезуспешной борьбы за выживание и преуспеяние (как личное так и общинное, а нынче даже и государственное) занимает заведомо безнадежная борьба против антисемитизма как такового, в которой можно только либо сломаться, либо красиво умереть.

И чтобы не вылезать всякий раз пришибленными из-под развалин очередного воздушного замка, попробуем лучше вспомнить собственное отношение к невинному пушистику и последуем мудрому совету В. Маяковского:

Идите и гладьте -

гладьте сухих и черных кошек!

 

К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2306




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer7/Grajfer2.php - to PDF file

Комментарии:

sava
- at 2011-08-06 15:17:52 EDT
К вопросу: "Государственный, церковный, партийный и т.п. антисемитизм могут произрастать лишь на психологической «подложке» антисемитизма индивидуального, дремлющего в душе если не у всех, то у многих."

Такое, полу затаенное ощущение неприязни к евреям, должно быть,свойственно многим народам мира.Гитлеру легко удалось высвободить из неглубоких тайников души своих арийских соплеменников накопленную энергию лютой ненависти к евреям.
Такое могло и может произойти с любым народом,немцы это не феномен.Сумасшедшие харизматики, подобно Гитлеру, возможны всюду и везде.
Аналогия причин антисемитизма с причудами о черном коте вполне уместна. Но есть и другие причины, природу которых трудно объяснить.

Националкосмополит
Израиль - at 2011-08-06 08:49:02 EDT
Правильно поступает Элла, ища аналог феномена антисемитизма в зоопсихологии.
Но модель – аналог вместо «черного кота» я уже предлагал и продолжаю предлагать другую, хотя тоже из зоопсихологии.
Природа так устроила, что самцы продвинутых видов животных не столько по правдышнему дерутся из-за самки, сколько манифестируют свою ненависть друг к другу, перенося ее на третий объект - бьют копытами землю, бадают какой – нибудь пень или дерево.
В результате становится понятным, кто сильнее, и ему достается самка, а тот, кто слабее отступает, но остается жив.

В мире народов таким вечным народом для манифестации на нем ненависти друг к другу соседствующих народов во имя их же сохранения Г-дь избрал евреев.
Евреи прекрасно выполняют эту роль, 3000 лет провоцируя народы всего мира на ненависть к себе, и тем самым спасая эти народы от взаимного уничтожения.

С течением времени манифестация всемирной ненависти к евреям давно уже перешла в имитационную форму.

Правда евреи не устают придумывать что- то новенькое – нон иероглифическую письменность, деньги, мамону, масонство, материализм, социализм, коммунизм, сионизм национал (социалистического, капиталистического, клерикального, светского) типов.
Но и это перестает хорошо работать.
Поэтому я придумал проект Новая Суббота – Израилизации Аврамео – Буддистской Цивилизации.
Я предлагаю каждому человеку мира по очереди практиковать четыре мировые религии и культуры кашерно - без смешения.
За это меня на религиозных сайтах этих религий называли частенько – Сатаной, Антихристом.
Даже Буддисты, у которых нет понятий добра и зла, и те на меня сильно разозлились.
Таким образом мне удалось обновить Проект - Объект Всеобщей Ненависти, который в конечном счете станет Проектом - Объектом Всеобщей Любви.

Vadim
Kafa, -, - - at 2011-07-13 09:53:05 EDT
...Но как же относиться к антисемитизму, игнорировать, сотрудничать, терпеть? Розенбаум написал цикл песен о казаках. Недавно на этом сайте была опубликована статья об антисемитизме Цветаевой. Сколько евреев бросились защищать "светлый образ великого поэта", ополчившись на автора! Ни один российский еврей, коих достаточно в коридорах российской власти и рядом, не выступил с протестом относительно антиизраильской политики России, никто, как Кикабидзе, демонстративно не покинул Россию даже когда стало известно, что русским оружием убивают израильских солдат. Что это жадность, беспринципность, доведённый до абсолюта конформизм?
Элла Буквоеду
- at 2011-07-13 08:27:24 EDT
Первое: евреи не инициировали борьбу за права негров, а просто ее поддерживали и участвовали в ней.

Поддерживать - можно, но морально. А вот участвовать в чужой борьбе - это зря.



Второе: одно дело, если Вы предпочитаете не во все рестораны ходить, а другое, если Вас в эти рестораны не пускают. Я, например, не обращаю внимания на все эти глупости типа affirmative action



А зря. Глупости вреднейшие.


Третье. Очень легко бороться против пособий "тунеядцам", когда твои старики-родители не живут на эти пособия или твоих доходов хватит, чтобы родителей этих содержать.



Твои родители - приезжие, они при всем желании не могли в Амеотке заработать себе на старость, а некоторые товарищи в Америке уже энноое поколение живут, но сроду работой рук не марали. Что, так трудно это различать? Или те, кто приехал незаконно - ну и, значит - под свою ответственность.


К сожалению, а, быть может, к счастью, жизнь куда сложнее, чем ураванение первой степени, да и палитра ее состоит не только из черного и белого.



Да, именно. Иной раз делаются ошибки, но их же надо уметь признать.

Игрек
- at 2011-07-12 22:40:57 EDT
Уважаемый Буквоед, возможно, прав с точки зрения текущего момента, но Эллина ТЧК смотрит на все совсем с другой точки зрения - с точки зрения вечности. Поэтому и результаты рассмотрения такие разные. IMHO.
А права человека, в нормативах АЛЕ и "прогрессивной" общественности - штука, как минимум, обоюдоострая и неоднозначная. Даже в текущем моменте. Может быть как дышло...

Марк Аврутин
- at 2011-07-12 22:14:00 EDT
Статья, как всегда интересная, но...
Как известно, первый антисемит Эсаф появился на свет практически одновременно (даже чуть раньше) с праотцом еврейского народа Яаковом. А поскольку еврейский народ вечен, то не исключено, что и антисемитизм - тоже. Поэтому заслуживает ли он нашего внимания? Тем более, что с появлением государства Израиль антисемитизм трансформировался в антисионизм. Целью, пусть временной, стало уничтожение не евреев (диаспоры), а государства Израиль. Но государство Израиль - форпост западной цивилизации. Помните, как со Сталинграда маятник качнулся в сторону разгрома Германии, и больше уже своего направления не менял. Так может произойти и после сдачи Израиля.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-07-12 21:48:34 EDT
Итогом полувекового правления левых в Европе стало банкротство, одичание и вымирание, так велико ли диво, что сегодня именно они – самые отчаянные антисемиты?

Одна из наших проблем - это активное, даже активнейшее учатие евреев в этом правлении и движении. Недавно какой-то антисемит даже предположил, что евреи научились извлекать выгоду из левой политики, иначе эту глупость ему не понять. Леви втянул Саркози в глупейшую войну против Кадаффи.

А вот из еврейской газеты штата Нью-Джерси, из статьи редактора от 29-го июня, об американских евреях:

"Бенедикт, кинокритик газеты "Виллэдж Войсе" (очень левая газета - Э.Р.), написала тысячу постингов её блога. В нём Бенедикт описывает свою юность в про-израильском "пузыре" еврейского лагеря и её последующее разочарование в сионизме.
Как "большинству" её еврейских друзей, ей Израиль отвратителен."

Оригинал по-английски:

Benedikt is the Village Voice film critic whose recent essay “Life After Zionist Summer Camp” launched a thousand blog posts. In it, Benedikt describes her upbringing in the pro-Israel “bubble” of a Jewish sleep-away camp and her eventual disillusionment with Zionism. Like “most” of her Jewish friends, she is “disgusted” with Israel.

Буквоед - Элле
- at 2011-07-12 21:15:33 EDT
Элла
- Tue, 12 Jul 2011 20:48:35(CET)

Попробую немного развить мысль Игрека: Есть разница между поиском союзников в борьбе за свои права (это очень разумно и правильно) и инициированием борьбы за права чужие (это глупо и опасно). Стоит ли право есть в любом ресторане обязанности брать на содержание любого тунеядца или прощать любое безобразие, потому что кто-то черный? Боюсь, что за такую цену я бы все-таки предпочла не во все рестораны ходить.


Первое: евреи не инициировали борьбу за права негров, а просто ее поддерживали и участвовали в ней.
Второе: одно дело, если Вы предпочитаете не во все рестораны ходить, а другое, если Вас в эти рестораны не пускают. Я, например, не обращаю внимания на все эти глупости типа affirmative action прежде всего потому, что моим детям в Америке не пришлось пройти через всё то, через что прошли я и мои сверстники в 1974 году, закончив и закончив с золотыми медалями лучшую школу в Кишиневе, т.к. они могли поступить туда, куда хотели, а не туда, "где принимали инвалидов пятой группы".
Третье. Очень легко бороться против пособий "тунеядцам", когда твои старики-родители не живут на эти пособия или твоих доходов хватит, чтобы родителей этих содержать. Очень легко ругать американских евреев за участие в борьбе за гражданские права, когда ты не знал об объявлениях типа White Christians only, No Jews need to apply и о целых отраслях, наглухо закрытых для евреев. К сожалению, а, быть может, к счастью, жизнь куда сложнее, чем ураванение первой степени, да и палитра ее состоит не только из черного и белого.

Элла
- at 2011-07-12 20:48:35 EDT
Попробую немного развить мысль Игрека: Есть разница между поиском союзников в борьбе за свои права (это очень разумно и правильно) и инициированием борьбы за права чужие (это глупо и опасно). Стоит ли право есть в любом ресторане обязанности брать на содержание любого тунеядца или прощать любое безобразие, потому что кто-то черный? Боюсь, что за такую цену я бы все-таки предпочла не во все рестораны ходить.
Игрек
- at 2011-07-12 19:29:09 EDT
Обе статьи Эллы в этом номере дополняют друг друга. Самуил замечательно высказал и мое мнение (и отношение к автору). Но я подумал вот о чем.
Если Теория Черной Кошки (ТЧК) верна, а думаю, что она может быть принята за основу, то в ее свете надо по-новому рассмотреть всю еврейскую историю по борьбе за социальную справедливость и толерантность ДРУГИХ народов. Помните, тот армянский анекдот: "Берегите евреев. С ними покончат, за нас возмуться". Конкретно об Америке. В США для евреев - по ТЧК - была очень сильная "подушка безопасности" - негритянская община. У которой в борьбе за ее права не было более активного и мощного сторонника, чем американские евреи. Теперь с еврейской помощью эта подушка не только убрана, но, будем говорить правду, превратилась в кирпич, нацеленный как раз в сторону белых и евреев в первую очередь. Осталась ли в США этническая группа, которая примет на себя первый удар в случае, описанным в статье (резкого ухудшения экономики, прежде всего)? Не думаю. Мексиканцы - слишком сильны и дадут сдачи любому (они сейчас временно приняли на себя удар именно черной общины, ибо выживают афро-американцев из своих экономических ниш, в том числе, криминальных и вэлферных). Азиаты возможно станут временной мишенью только в мелких, уединенных и концентрированных общинах. Все остальные общины, включая ортодоксальные еврейские в штатах вокруг Нью-Йорка, установят "Максимы" на крышах и отобьются. А либеральные, НЕ ДО КОНЦА ассимилированные евреи? Увы, им опять не повезет. Может быть, подсознательно это ощущая, они так спешат ассимилироваться ДО КОНЦА?
Мне, конечно, справедливо возразят, что евреи боролись за свои права И за права чужие. Но, может быть, хватило бы и первой половины? Не борятся ведь гомосексуалы за права индейцев. Или афро-американцы за права мексиканских эмигрантов? Только наши дорогие АЛЕ - за права всех-всех-всех. Забывая при этом, что одним из святых прав этих освобожденных и поднятых на самый верх всех и является нормальная реакция на евреев, согласно ТЧК.

Самуил
- at 2011-07-12 07:56:03 EDT
Так вот, полагаю, что отношение антисемита к нам с вами, дорогие единоплеменники, целиком и полностью соответствует моему отношению к черному коту... Рано или поздно образуется ситуация, в которой ... надо готовиться к худшему, не уповая ни на то, что «мы им ничего плохого не делали» (это значения не имеет), ни на то, что зла не замышляли (а кот замышлять и вовсе неспособен)... Запомните твердо: причина не в нас, причина в них самих, и изменить ее мы можем также мало, как черный кот – повлиять на ход операции «литой свинец».

Точно в яблочко! Всякий раз читаю очередное эссе уважаемой госпожи Грайфер, неизменно говорящей «оставь надежду всяк сюда входящий», и ощущаю... как от порыва холодного северного ветра, разгоняющего липкий паркий туман... прозрачную, спокойную ясность и четкость картинки. Без иллюзий.

Хаим
Гольдштейн, Israel - at 2011-07-11 06:26:05 EDT
Очень, очень разумно, четко и верно.
Спасибо!!

Юлий Герцман
- at 2011-07-10 20:13:56 EDT
Жестко, четко, умно.