©"Заметки по еврейской истории"
июнь  2011 года

Александр Воронель

Завет Конфуция

Обдумывая нашу сегодняшнюю ситуацию, я обнаружил поразительное коллективное явление, типичное для израильской «русской улицы». В Союзе мы были как бы заодно с прогрессивной интеллигенцией против «предрассудков» простого народа, а в Израиле мы, в общем, оказались заодно с простым народом против интеллигенции.

Я даже чувствую, как во мне просыпается болельщик израильской баскетбольной команды. А в СССР я мог бы болеть только за чехов... Как это мне удалось, наконец, слиться с простым народом?

Поверхностный взгляд шовиниста немедленно найдет объяснение: «Конечно, ведь это разные народы. Вы, евреи, были против русского народа, а здесь вы заодно с евреями». Это совершенно ложное объяснение. Израильская интеллигенция тоже состоит из евреев и, кроме того, мы никогда не были настроены против русского народа. А еврейский простой народ у многих выходцев из России часто даже вызывает ужас и неприятие. Но, к счастью, это чувство пока не приобретает политического характера.

Парадоксальная правда состоит в том, что израильская интеллигенция в некотором отношении похожа на советскую. Но рывок из СССР сильно изменил наше сознание. Мы познакомились с либеральным Западом вблизи. И мы ощутили горячее дыхание Востока непосредственно на своей коже...

Причина отчуждения интеллигенции от народа в обоих случаях одна и та же. Интеллигенция в обеих странах – неукорененная европеизированная часть народа. Она мыслит в европейских терминах, сообразуясь именно с европейскими, ориентированными на «прогресс», представлениями о жизни и справедливости, которые большинству евреев в России очень импонировали.

Чем интеллигент живет? Ученый он или писатель, артист или инженер, он своим творчеством обращен ко всему миру. И, конечно, честолюбие подталкивает его к оригинальности, порой не считающейся с рутинными взглядами и народными предрассудками. Мы там легко перенимали такой как бы естественный взгляд.

Простой же народ, повсюду заземленный, мыслит в своих местных масштабах, в пределах только реальной ситуации, сообразуясь с собственным коллективным интересом, как он его понимает, здесь и сейчас. Тут действительно важно, что речь идет о разных народах в разных ситуациях. Русский народ, которому извне ничто не угрожает, приученный своей историей к великодержавию, очень ценит свой престиж и международное значение. И готов уделить этому чувству первое место в своем сердце. Ему небезразлично, что говорят про него грузины, финны (и даже осетины), и как оценивают его значение в мировых столицах. А еврейский народ, многократно гонимый, что бы про него ни сочиняли разные «интеллектуалы» типа проф. Ш. Занда, хочет выжить при всех условиях, и как народ, и каждый сам по себе. Так что успехи баскетбольной команды для него значат не только, что наши ребята хорошо играют, но и что нас уже не сковырнешь...

Это совсем не один и тот же интерес. Конечно и простым израильтянам вовсе небезразличен их международный престиж и авторитет, но им слишком часто не до того. Перед непосредственной угрозой гибели, которая то и дело маячит перед глазами израильтянина, общие понятия «права», «законности», «невмешательства» и «доброй воли», которыми оперирует европейская и европоцентрическая элита, отступают. Перед ним, незаслоненный чрезмерным философствованием, стоит вопрос жизни и смерти. Инстинкт человека знает еще до сознания, что только жизнь – это продолжение, а смерть – это конец игры. Их нельзя поменять местами. В отличие от арифметики сумма здесь сильно зависит от перестановки мест слагаемых.

Любая ситуация, в которой участвует эта универсальная реальность – смерть – не вполне охватывается международным правом и юридической логикой. Если вначале идет смерть, то последующее торжество права уже лишено смысла (по крайней мере, для простого народа). Поэтому любая сделка или компромисс, которые включают подобный риск, для здравого смысла в наших условиях неприемлемы.

Израильским интеллектуалам почему-то такая простая мысль не дается. Может быть потому, что она выходит за пределы формальной логики, которая многим кажется достаточной для понимания? Ни международное право, ни гарантии Великих держав, ни даже «права человека» после поражения Израиля нам уже не понадобятся...

Конечно, я мог бы посвятить свою статью доказательству того, что «право» и «справедливость» тоже на нашей стороне. Это было бы не слишком трудно, и многие журналисты к сожалению, в большинстве иностранные уже неоднократно это делали. Но это было бы чисто интеллигентской уловкой.

Потому что все то, что до сих пор называлось правом и справедливостью было лишь идеализированными условиями сосуществования европейских народов (и народов, происходящих из Европы), уже захвативших и освоивших свои территории. И право, и справедливость – понятия, выработанные ими в ходе их сложной многовековой борьбы, в которой и то, и другое (а, особенно, территории) систематически корректировалось (и искажалось) с вмешательством силы. Ничего подобного, никакого «права» и никакой «справедливости» не существует для народов, которые еще не самоопределились и не успокоились, например, в Африке или на Ближнем Востоке.

Я однажды слушал объяснения гида в старинном германском замке. Кто-то из публики спросил, почему в этой области так много укрепленных замков. Гид, не задумываясь ответил: «Ну, ведь тут близко Франция, а французы известные разбойники!» Вот это и есть европейский мир, до которого нам все еще очень далеко...

Весь мир сейчас переживает именно такой момент, когда массивное вмешательство силы (теперь силы, чуждой европейских понятий) в очередной раз пытается скорректировать наши понятия и условия нашей жизни. К сожалению, это корректирование (скорее похожее на искажение) происходит так интенсивно, что от прежних принципов не остается и следа.

Тут дело не в том, что какой-нибудь сирийский диктатор требует сначала уступить ему Голаны, с которых простреливается весь Израиль, а потом начать (а, может, и не начинать!) договариваться о мире. Правящие деспоты-самозванцы и вожди террористов всего мира, пользуясь склонностью либеральных режимов решать дело миром, пытаются переобозначить и переосмыслить все слова и политические термины былого европейского мира в свою пользу. Так, строительство новых поселений и освоение пустующих земель Израилем называется палестинскими «лидерами» агрессией, а их систематический обстрел населения из «Катюш» «законным сопротивлением оккупации». Такое переобозначение необходимо слабому амбициозному агрессору, у которого нет силы победить, но достаточно наглости, чтобы напугать и что-нибудь разрушить.

Хотя я, конечно, больше всего заинтересован именно в Израиле, это варварское искажение первоначального смысла слов можно наблюдать во всем мире. Зимбабвийский диктатор Мугабе, домучивший свою страну (до него бывшую житницей Европы) до голода, упрекает США в нарушениях прав человека. Президент Ахмадинеджад, предварительно объявив своим долгом «стереть Израиль с карты мира», высылает в Газу «корабль миротворцев». Кого с кем мирить?

ООН, задуманная как инструмент достижения согласия народов, превращается в цирк, где каждый отдельный правитель, используя свое толкование слов, может безнаказанно демонстрировать пренебрежение к этому согласию. Никто не смеет публично назвать ложью речи Уго Чавеса о его «настоящей демократии»... Юмор ситуации состоит в том, что, быть может, в своем собственном понимании он и не лжет. Таков его (или его народа) уровень развития.

Во времена Конфуция Поднебесная Империя раздиралась междоусобными войнами. И, спрошенный императором, Конфуций, чтобы достичь мира, посоветовал вернуть всем словам языка их прежний, исходный смысл. Тогда скрытые намерения каждого будут ясны всем, коварство станет невозможным, и заговоры и войны прекратятся. Император оказался не в силах это сделать, и Китай окончательно пришел в упадок. Власть императоров тогда, как и сейчас, не распространялась на общеупотребительный язык и, тем более, на тайные замыслы амбициозных авантюристов.

Приобщение к европейским понятиям стран, не прошедших европейской истории, грозит абсолютным извращением смысла всех принятых до сих пор фундаментальных понятий.

Пол Пот, зверски умертвивший несколько миллионов своих соотечественников в Камбодже, перед тем окончил Сорбонну и составил свою репутацию лидера в «свободолюбивой» Парижской среде, как революционер и «борец против колониализма».

Как нам быть теперь со словом «революционер»? Сохранять ли за ним привычную положительную коннотацию?

Можно ли теперь поверить, что его «революция» имела целью народное счастье? Так ли уж страдал народ Камбоджи под гнетом французов? Куба до сих пор не может оправиться от последствий своей «освободительной» революции. Наконец, «мусульманская» революция принесла несчастье не одному Ирану – под угрозой теперь существование человечества.

Не пора ли сменить вехи?

Именно так решили после печального опыта революции 1905 г. в России несколько опомнившихся русских интеллигентов, опубликовавших знаменитый сборник «Вехи», подвергший справедливой ревизии идеологический багаж (и значения слов) бывшего российского мыслящего общества...

Оказалось, уже слишком поздно для России. Былая русская интеллигенция пошла в таксисты в разных центрах эмиграции, а, пришедшая ей на смену, советская, пережив пару десятков лет интенсивных репрессий и чисток, потеряв тысячи талантливых своих представителей, начала свою историю с самого начала. Это начало почти совпало по времени с началом израильской интеллигенции.

Новая многомиллионная русская интеллигенция (в основном, техническая и в большом проценте состоявшая из евреев) была Александром Солженицыным пренебрежительно названа «образованщиной». Он имел в виду отсутствие у новой популяции глубокой гуманитарной культуры, что, конечно, не было их виной. Изоляция от прошлого (и от заграницы) была в СССР настолько полной, что современному молодому человеку уже трудно будет поверить, что первым «самиздатом», подпольно ходившим по рукам, был совсем не Солженицын, а стихи Цветаевой и Гумилева, Ахматовой и Пастернака. Даже П.Чаадаев из ХIХ века был недоступен обыкновенному гражданину. Мне удалось прочесть его в Ленинской библиотеке только после защиты докторской диссертации, которая тогда открывала доступ к «закрытым» фондам. При этом библиотекарь сомневался, является ли моя докторская степень по физике достаточным поводом для знакомства с философом-современником Пушкина. Он успокоился, лишь услышав от меня, что «философия Чаадаева мне необходима для успешной работы в лаборатории». Т.о. стало ясно, что и сам хранитель этого «закрытого» фонда Чаадаева не читал...

Гуманитарная культура России была искусственно заморожена на уровне первой половины Х1Х в., по отношению к которому труды Карла Маркса могли казаться глобальным научным достижением. Но, возникшая в те же годы, израильская интеллигенция (очень часто с русскими корнями) вовсе не была изолирована от мира. Тем не менее, она в значительной мере следовала тем же путем, включая марксизм (правда, иногда в своеобразном сочетании с толстовством), и зачастую принимала наивную до примитивности советскую продукцию (и даже заведомую пропаганду) с искренним энтузиазмом.

...Конечно, Солженицын был несправедлив. Даже и с тем минимальным багажом, что у нее остался, советская интеллигенция – худо-бедно – сумела вооружить (и технически, и психологически) свой народ для противостояния гитлеровской агрессии. И израильская элита – до-«Веховская», революционистская, ожидавшая наступления «царства Божия» сразу после военной победы, не имевшая своей собственной философии, основывавшая свои принципы на поверхностно понятых европейских понятиях – сумела вывести Израиль, почти начисто лишенный природных ресурсов и не имевший традиции государственного существования, на заметное место в мире по многим важным показателям.

Может быть и та, и другая интеллигенции, глубоко пережив и осмыслив опыт народных революций тоже растеряли бы свой недозрелый, юношеский оптимизм. Если бы они усвоили поздний западный, скептический взгляд на человеческую природу, отнявший волю к жизни у европейских народов, они не сумели бы вынести те поистине грандиозные нагрузки, которые навалила на них судьба. Ругать их – смертный грех...

Но, чтобы жить дальше, необходимо разорвать неразрешимые порочные круги, которые образовала в нашей жизни их эклектическая идеология. Стремление к абсолютной правоте, чуть ли не к праведности, заводит наших интеллектуалов в глубокое противоречие с политической реальностью Ближнего Востока. Роковая несовместимость культур остается подводным камнем «мирного процесса» с мусульманским миром, который не растворяется в пылких речах наших писателей и демонстрациях нашей доброй воли. Непризнание этой несовместимости обрекает интеллектуала на поверхностность, которая исключает понимание действительности. Чем выше взлетает его мысль, тем дальше она от реализма.

Вот, что говорит один из ведущих писателей Израиля, профессор Хайфского университета А.Б. Иошуа: "Мы, еврейский народ, в сущности – некий андроген, в том смысле, что мы, одновременно, нация и религия... Нас в какой-то момент сделали такими, изначально и по существу дефективными... Мы, нечто самопротиворечивое в самом себе, ... дефективный андроген, никогда не могли создать для себя нормальный дом. ...Именно поэтому андроген, каким мы все являемся, вызывал и вызывает к себе такую ужасающую ненависть. ...Потому что всегда был и остается вопрос – что же это такое в действительности? Религия ли это? Или нация?"

Может ли такой взгляд составить основу для самоуважения? Может ли простой человек с незасоренными мозгами поверить, что «ужасающая ненависть» к евреям вызвана каким-то отвлеченным вопросом философского характера?

Комплекс затуманенной европейским образованием идентификации приводит и к безграничной политической левизне, и к оправдательной позиции израильской интеллигенции, в которой обнаруживается ее поразительная готовность принести интересы своего народа в жертву интересам (и даже амбициозным фантазиям) чужого.

Обращенность «ко всему миру», столь типичная для интеллектуалов вообще, провоцирует склонность к сенсационным «разоблачениям» своего общества, которые охотно подхватываются враждебной пропагандой. Так, например, профессор Бенни Моррис, в своей книге «1948. История первой арабо-израильской войны», сообщает (впрочем, неубедительно) что часть голосов, необходимых для провозглашения независимости Израиля в ООН в 1947 г., была куплена за взятки международными еврейскими организациями. Профессор сообщил эту сомнительную сплетню, ходившую в кулуарах Британского Министерства Иностранных Дел, спустя 60 лет после образования государства, населенного 6-ю млн. евреев, выдержавшего 6 войн с арабским окружением, поставив тем самым под сомнение законность его существования.

Как физик, я привык к примату реального перед условным: существование государства для меня неизмеримо более весомый факт, чем любые обоснования его легитимности. Может быть это и делает меня близким к простому народу?

Стоит ли гадать о мотивах профессора-гуманитария? Я не сомневаюсь, что проф. Моррис уже получил из-за границы несколько приглашений с лекциями.

Какие бы усилия израильская культурная элита ни предпринимала для своей реабилитации, фундаментальный факт остается неопровержимым: мы (точнее, их собственные отцы и деды) захватили эту землю для того, чтобы на ней жить, подобно всем другим народам. Как бы это ни произошло, у нас нет никаких оснований для комплекса вины. Как сказал Эрнест Ренан о древнем Израиле: «Израиль творил свое дело так, как творятся вообще все человеческие дела: путем насилия и коварства, посреди препятствий, страстей и бесчисленных преступлений». Вряд ли история образования других современных государств выглядит чище, чем история Израиля. Но и быть похожим на всех остальных людей не так уж стыдно, особенно если тебе не оставляют выбора, как это случилось в Европе с еврейским народом.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2472




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer6/Voronel1.php - to PDF file

Комментарии:

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Так что же нам делать?
- at 2012-01-20 18:32:39 EDT
Один с сайта- Fri, 20 Jan 2012 17:32:50(CET)
Поскольку г-н Тартаковский не выдержал и поместил свое "С Форума" в комментариях под статьей Э. Бормашенко, следует сделать общее замечание о месте г-на на этом сайте...

Явно, г-ну Тартаковскому не интересно высказываться без демонстрации своего высокомерия и неуважения к евреям, помнящим себя евреями не только по уже несуществующему паспорту. Но умолчание здесь компенсируется
общим приговором: "Справедливость и откровенность необычные на этом сайте" (http://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer6/Voronel1.php)

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

«Один с сайта», очень недовольный мной, делает неожиданную ссылку на статью Александра Воронеля, заканчивающуюся вот этим абзацем:

«Какие бы усилия израильская культурная элита ни предпринимала для своей реабилитации, фундаментальный факт остается неопровержимым: мы (точнее, их собственные отцы и деды) захватили эту землю для того, чтобы на ней жить, подобно всем другим народам. Как бы это ни произошло, у нас нет никаких оснований для комплекса вины. Как сказал Эрнест Ренан о древнем Израиле: «Израиль творил свое дело так, как творятся вообще все человеческие дела: путем насилия и коварства, посреди препятствий, страстей и бесчисленных преступлений». Вряд ли история образования других современных государств выглядит чище, чем история Израиля. Но и быть похожим на всех остальных людей не так уж стыдно, особенно если тебе не оставляют выбора, как это случилось в Европе с еврейским народом».

Так вот, я пишу здесь вполне в принципах, подчёркнутых А. Воронелем. Страна, где повторю ещё раз, почти 20 лет с первой же недели (кибуц Дгания) работает мой сын, прибывший туда восемнадцатилетним, спортивным, образованным, - эта страна создана «для того, чтобы жить на ней, ПОДОБНО ДРУГИМ НАРОДАМ». Имеются в виду, конечно, не арабы, не иранцы, не, упаси бог, несчастные северокорейцы. Жить так, как живут цивилизованные народы, преодолевшие века своего религиозного мракобесия.
Вот за такую жизнь для Израиля и я стою. И не отступлю.

Михаэль
Тель-авив , - at 2011-07-06 15:26:40 EDT
Я увидел имя Марк Аврутин.......ен ты -ли это Марк кто в Харькове преродавал йогу ? меня зовут Михаел и я в тель-авиве ...мой e-mail reflexolog@gmail.com
Марк Аврутин - Эллану
- at 2011-06-30 11:11:05 EDT
Эллан, Мельбурн
Австралия - at 2011-06-30 06:08:10 EDT

"Марку Аврутину. У меня создалось впечатление, что Вы неправильно поняли мою ссылку на книгу Мирона Фишера: «евреи никогда не завоёвывали чужие земли, не создавали империй,…».
Я привожу эту ссылку в качестве примера идеализации еврейской истории..."

Если считать Библию (Ветхий Завет) еврейской историей, а других источников о завоевании евреями чужих земель не существует, то следует и относиться к этому источнику как к "Завету". То есть, евреи в те времена, когда Б-г не был скрыт, действовали, исполняя Его волю. Вот только не хватило им веры (эпизод с разведчиками), зато в избытке оказалось милосердие по отношению к жестоким (не уничтожили амалекитян), из-за чего страдали и продолжают страдать по сей день.

Эллан, Мельбурн
Австралия - at 2011-06-30 06:08:10 EDT
Марку Аврутину. У меня создалось впечатление, что Вы неправильно поняли мою ссылку на книгу Мирона Фишера: «евреи никогда не завоёвывали чужие земли, не создавали империй,…».
Я привожу эту ссылку в качестве примера идеализации еврейской истории, её неверного истолкования Фишером. Я не согласен с этой точкой зрения, и согласен с позицией Вл.Воронеля по этому вопросу. То есть, евреи должны отстаивать своё государство и свои интересы. Даже если это и противоречит принципу "абсолютной справедливости". Существование Израиля для нас дороже этого принципа.

Марк Аврутин
- at 2011-06-28 13:15:25 EDT
Действительно, прекрасная статья, помимо всего прочего, ещё и своим приглашением к дискуссии, которое было услышано коллегами. Какой уж она получилась – это другой вопрос.
Готов присоединиться к уважаемому Игреку, написавшему о совпадении мыслей: «Игрек
- at 2011-06-23 20:36:45 EDT: А если эти мысли еще и совпадают с твоими собственными…».
Однако при выражении мыслей иногда большую роль играют акценты. Вот уважаемый проф. пишет: «Я не сомневаюсь, что проф. Моррис уже получил из-за границы несколько приглашений с лекциями».
А я уверен, что именно этим, в значительной степени, обусловлены и «непризнание несовместимости» двух народов, и «готовность принести интересы своего народа в жертву интересам (и даже амбициозным фантазиям) чужого».
Коллеги уже высказали своё несогласие с взглядом автора на историю возникновения Израиля даже с ссылкой автора новой книги: «Эллан, Мельбурн
Австралия - at 2011-06-07 02:49:32 EDT книга «Очерки истории евреев», Мирон Фишер. Автор уже в предисловии, что «евреи никогда не завоёвывали чужие земли, не создавали империй,…».
Я бы тоже в этом вопросе не стал опираться на мнение Ренана о древнем Израиле: «Израиль творил свое дело так, как творятся вообще все человеческие дела: путем насилия и коварства…». Вряд ли он отвергал христианские догматы, ради утверждения принципов иудаизма.
В споре Б.Тененбаума с Э.Рабиновичем о роли и ответственности интеллигенции мне ближе позиция Бориса. Вскоре после отмены крепостного права в России фактически началась крестьянская революция, которая длилась, не прекращаясь, а лишь на время затухая, вплоть до коллективизации. Большевики пошли за крестьянство, обманули его, а затем сломали, извели. Колхозники – это уже были не крестьяне, а сельхозрабочие, причем худшие из всех рабочих.

Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2011-06-07 17:35:49 EDT: «Израильская интеллигенция и евреи диаспоры глубоко травматизированы столетием не прекращающейся борьбы с арабским миром и исламом».
Приходится сожалеть о том, что вместо более глубокого понимания сути арабского миром и ислама произошло лишь травмирование. Травмированные мозги израильской интеллигенции не могут создать адекватной картины происходящего.
Закончить хочу словами уважаемого Виктора Кагана
- at 2011-06-06 23:16:51 EDT: «Ни в одной статье невозможно сказать всё во всех нюансах».
Надеюсь, что эти «нюансы» станут темами отдельных статей и самого Александра Воронеля и др. авторов

Игонт
- at 2011-06-28 10:35:11 EDT
Не предполагал, что в современном Израиле можно население разделять на интеллигенцию и простой народ. Я, думаю, что влияние на политику оказывают прежде всего сверхбогатые и богатые персоны.
А престиж интеллигенции, а точнее, интеллектуалов потерян.

Тульвит
- at 2011-06-27 20:45:54 EDT
Б.Тененбаум-Тульвиту
- at 2011-06-27 00:35:19 EDT
Тот, у кого еще нет какого-либо права, должен обратиться в орган, ведающий предоставлением такого права.

В этом органе клан "Хамасика" имеет 22 голоса...
---------------------

Государству Израиль не нужно добиваться получения права на существование, оно им уже давным-давно получено.

Что касается Эрец Исраэль, борьбу за которую ведут наши правые, то у нее с этим действительно проблемы.
Притом, даже и в том случае, если бы в ООН были представлены только демократические страны.

Б.Тененбаум-Тульвиту
- at 2011-06-27 00:35:19 EDT
Тот, у кого еще нет какого-либо права, должен обратиться в орган, ведающий предоставлением такого права.

В этом органе клан "Хамасика" имеет 22 голоса, а тетенька "Ливия" (ее сейчас неможечко трясет) занимала пост главы совета по надзору за правами человека, а есть еще расширенный клан "исламских", общим числом в 58 членов, и один из самых уважаемых из них - это дяденька "Иран". Кстати - это он и хочет вас убить. A тетенька "Ливия" вас она за человека не признает. У вас "лицо агрессора" - это такой эвфемизм "жидовской морды".
А если вы, чисто случайно, знаете кандидата на роль "полицейского", то не поделитесь ли вы таким сокровенным знанием ? Потому что никто другой о нем и не слыхивал ...

Тульвит
- at 2011-06-27 00:24:46 EDT
Б.Тененбаум-Тульвиту
- Sun, 26 Jun 2011 23:47:30(Frankfurt)/ - Mon, 27 Jun 2011 04:47:30(New York)
А полицейского в городе нет - шериф уходит на пенсию ...
Уточняю вопрос - кто даcт ВАМ право на существование?


Тот, у кого еще нет какого-либо права, должен обратиться в орган, ведающий предоставлением такого права.
Кстати, там, где Вы живете, действительно, такие порядки -если шериф уходит на пенсию, то полицейского в городе нет?
Может быть, Вы просто не в курсе?

Б.Тененбаум-Тульвиту
- at 2011-06-26 23:47:30 EDT
К вам подходит некто и говорит, что вы права на существование не имеете. Мужика этого, довольно дюжего, "Иран" зовут, и он как раз двустволку себе налаживает. А рядом плачут два гаденыша, "Хамасик", и "Хезбалласик", и говорят, что вы "... жестоки к малышам ...". А вы действительно им совсем недавно по шее наваляли за то, что они в ваших детей опасными предметами кидались ...

А дюжая тетка, "Турция", с которой у вас были приличные отношения, начинает кидаться в вашу сторону кирпичами, причем уверяет, что они сами летают, по собственной инитиативе, а она просто хочет защитить детей, по своей материнской доброте ...
А вокруг воют члены клана "Хамасика", в количестве пары дюжин - они сами сироту не кормят, и к себе не зовут - но вот вас они считают обязанным принять его как родного, вместе с еще 3-4 миллионами его собратьев ...

А сбоку стоит усталая семья пенсионеров, по фамилии "Европейское Сообщество", и говорит, что надо восстановить справедливость, и что "... к детям надо относиться гуманно ..." - при этом дядю "Ирана" семейство изо всех сил игнорирует ...

А полицейского в городе нет - шериф уходит на пенсию ...

Уточняю вопрос - кто даcт ВАМ право на существование ?

Тульвит
- at 2011-06-26 19:46:04 EDT
как может в нынешних условиях существовать государство, не имеющее на это право?


Уточняю смыcл фразы - как в нынешних условиях могло бы существовать государство, не имеющее на это право?

Б.Тененбаум
- at 2011-06-26 19:20:52 EDT
Поставим вопрос иначе - как может в нынешних условиях существовать государство, не имеющее на это право?

А кто, собственно, выдает, апробирует и сертифицирует "право на существование" ? Право это не дают - его берут. И так было всегда, "... нынешниe условия ..." тут совершенно ни при чем.

Тульвит
- at 2011-06-26 18:57:56 EDT
Борис Дынин
- Sun, 26 Jun 2011 18:14:14
существование государства Израиля для меня неизмеримо более весомый факт, чем любые обоснования его легитимности. Может быть это и меня делает близким к простому народу - евреям? Рад так думать.


А как бы Вам удалось жить в государстве, не имеющем права на существование? Хотя для Вас это не актуально. Поставим вопрос иначе - как может в нынешних условиях существовать государство, не имеющее на это право?

Борис Дынин
- at 2011-06-26 18:14:14 EDT
Мадорский
- at 2011-06-26 08:43:28 EDT
Мне особенно близка мысль о еврейском, мучительном, почти шизофреническим раздвоении личности между нацией и религией. Раздвоении, которое, по мнению израильского профессора, имеет для потомков Авраама "ужасающие" последствия и вызывает ненависть окружающих. Возможно, в этом раздвоении и есть причина нашей непростой судьбы ?
===============================================
Автор на это ответил профессору: "Может ли такой взгляд составить основу для самоуважения? Может ли простой человек с незасоренными мозгами поверить, что «ужасающая ненависть» к евреям вызвана каким-то отвлеченным вопросом философского характера?"

Хотя меня здесь и называли "философом" , я вместе с простыми людьми не могу поверить, что «ужасающая ненависть» к евреям вызвана отвлеченным вопросом философского характера.

Вместе с тем, хотя я и "философ", а не физик, кто "привык к примату реального перед условным", существование государства Израиля для меня неизмеримо более весомый факт, чем любые обоснования его легитимности. Может быть это и меня делает близким к простому народу - евреям? Рад так думать.

Мадорский
- at 2011-06-26 08:43:28 EDT
Хорошая статья. Мне особенно близка мысль о еврейском, мучительном, почти шизофреническим раздвоении личности между нацией и религией. Раздвоении, которое, по мнению израильского профессора, имеет для потомков Авраама "ужасающие" последствия и вызывает ненависть окружающих. Возможно, в этом раздвоении и есть причина нашей непростой судьбы ?
Игрек
- at 2011-06-23 20:36:45 EDT
Спасибо, предыдущему отзыву, мог бы по недостатку времени и пропустить. Как все же приятно иметь дело с людьми, которые без "размазывания каши по чистому столу" могут ясно сформулировать и четко выразить свои мысли. А если эти мысли еще и совпадают с твоими собственными, то это вообще - праздник души.
Яков
Реховот, Израиль - at 2011-06-23 07:02:46 EDT
Глубокое уважение и благодарность Александру Воронелю за блестящую статью. Как и всегда в статьях А.Воронеля поражает сочетание глубины анализа, эмоциональной насыщенности с четкостью и лаконичностью формулировок. Спасибо огромное.
fdsa
- at 2011-06-12 22:02:17 EDT
c erf 4
Леонид Карпиловский
Ашдод, Израиль - at 2011-06-11 02:30:39 EDT
Приятно чувствовать себя единомышленником столь просвещённого и мыслящего человека, как Александр Воронель (сознательно не пишу "автор статьи", следуя завету Конфуция).
Никогда не голосовал за левых, а интеллигентом не считаю себя после просмотра фильма "Зеркало" Тарковского.
Позволю себе самоцитирование:
Аргументация Израиля против территориальных уступок имеет три обоснования: (1) мы здесь 3000 лет; (2) мы единственная демократия; (3) безопасность. Выходит, если выяснится, что бабуины жили тут 4000 лет тому назад, их потомки установили вокруг 200%-ную демократию и готовы под "гадом буду!" гарантировать нам мир,то всё в порядке, можно отдавать. Чушь! Государство, его стратегические интересы не зависят от того, какой режим правит – царский, советский, фашистский, демократический, религиозный или хаос. Тем более от того, что там слышно у соседей. Государственная справедливость такова: кто проигрывает – даёт, кто выигрывает – берёт. И дорожит своим, обратное – предательство. В этом природа государства похожа на человека. Кто сказал, что люди изменились? Много ли среди нас семипалых или троеглазых?

Александр Парицкий
Модиин, Израиль - at 2011-06-10 22:54:24 EDT
Решил все-таки расширить мой тезис об интеллигенции.
Можно привести сотни и тысячи цитат видных интеллектуалов и интеллигентов, знаменитых философов, писателей, композиторов и ученых в истории (кантов, гегелей, вагнеров, несть им числа), основоположников и кумиров современной интеллектуальной мысли, которые не только не принимали, но презирали и бичевали иудаизм и еврейский народ. В чем причина этого странного отношения, отражающего полное непонимание самой сути мироустройства?
Причина в том, что изначально человечество вступило в борьбу со своим Творцом, пытаясь в течение всей истории развития своего интеллекта опровергнуть и зачеркнуть свою духовную основу и первоисточник. Человечество начиная с древних греков отвергает присутствие Бога и всеми силами борется с ним. Мы можем сказать, что столь продолжительная и упорная борьба с Богом уже есть самый весомый аргумент в Его пользу. А интеллигенция, интеллектуалы это, как известно, авангард этой борьбы. Евреи же, иудаизм несут в себе наиболее чистый и ясный пример, неопровержимый факт в пользу наличия Бога в мире. Вот почему, интеллигенция, интеллектуалы являются самыми ярыми антисемитами, а, по- сути, самыми ярыми борцами с Господом Богом. И как жаль, что среди таких вот "борцов" подвизаются и евреи типа А.Б. Иешуа.

Александр Парицкий
Модиин, Израиль - at 2011-06-09 10:05:50 EDT
Очень хорошая глубокая статья, которую приветствую. Но считаю, что понятие "интеллигенция" требует своего глубокого определения, ибо оно, как мне кажется, по определению содержит в себе все корни антисемитизма. Но это требует целой статьи ничуть не меньшей, чем данная работа. Я же хочу обратить внимание на следующую фразу автора: "Как физик, я привык к примату реального перед условным: существование государства для меня неизмеримо более весомый факт, чем любые обоснования его легитимности. Может быть это и делает меня близким к простому народу?" Дело в том, что помимо этого несомненно реального факта, существует еще более реальный факт: существование еврейского народа на протяжении 4000 лет вопреки всем историческим невзгодам. И пожалуй этот факт намного более реальней, чем существование всех остальных народов мира. Именно это бесит другие народы и в особенности их интеллектуальный авангард в лице интеллигенции.
Борис Э.Альтшулер
Берлин, - at 2011-06-07 17:35:49 EDT
Замечательная ёмкая статья Александра Воронеля. Тема этой статьи - содержание многих выступлений автора перед аудиторией.
Израильская интеллигенция и евреи диаспоры глубоко травматизированы столетием не прекращающейся борьбы с арабским миром и исламом. Борьбы политической, религиозной, военной, культурной и прочая.
Публицистическая борьба израильских СМИ, к сожалению, не всегда отличается глубиной и корректностью. Поэтому патриотические призывы некоторых посетителей Гостевой и авторов Портала не критиковать Израиль, его лидеров и политические партии, на мой взгляд, контрапродуктивны. Такая критика в любом случае должна быть позволена евреям жившим в Израиле, платившим там налоги и служившим в ЦАХАЛ. Более того, из зарубежья Израиль видится намного лучше.
Десятилетия травмы не прекращающейся борьбы за существование ПОСЛЕ Холокоста вызывает у некоторых индивидов ментальность типа "Спасайся кто может!" Это некрасиво, но у людей, у которых неожиданно нет работы, есть большие долги и ещё бОльшая депрессия, возникает идея о продаже своей идентификации. И лучше всего это делается под политическим соусом, тогда уже, наверно, не так тошнит от самого себя.
Колумнист "New York Times" David Brooks поднял в своём интервью в последнем номере журнала "Der Spiegel" важную тему победы эмоций над здравым смыслом. Над этим стоит задуматься, говоря о сегодняшней ситуации на Ближнем Востоке, в Израиле и еврейских общинах всего мира.
Важная её составляющая сегодня - это необходимоть положительных еврейские эмоций, а не только появление сухих бухгалтерских отчётов.

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2011-06-07 04:57:02 EDT
интеллигенцию второй половины 19-го века - Бакунина, Чернышевского, Базарова, Верховенского и др. Чаадаев и среди них не был своим.

Базаров все-таки, по-видимому, литературный персонаж, не правда ли ? И потом, Элиэер, весь ваш список просто перечень "предтеч Революции". Но, по-видимому, можно добавить к списку и C.M.Соловьева, убежденного государственника, и весь "куст" славянофилов Аксаковых, и даже Победоносцева - интеллигента, чрезвычайно умного человека, и даже включенного во власть на очень высоком посту ? Кем, как не интеллигентом, был С.Ю.Витте, несмотря на свое дворянство и свои министерские полномочия ? Идей, в сущности, был полный "веер" - но вот комбинация очень темного и бедного населения с очень негибкой властью действительно привела к взрыву, направленному влево.

М. ТАРТАКОВСКИЙ. Об ускорении.
- at 2011-06-07 03:02:32 EDT
М. Тартаковский. Об ускорении.
- Tuesday, June 07, 2011 at 02:59:02 (EDT)
Элиэзер М. Рабинович
- Monday, June 06, 2011 at 22:10:02 (EDT)
Но вопрос проф. Воронеля в ответ на слова Иошуа:
"Может ли простой человек с незасоренными мозгами поверить, что «ужасающая ненависть» к евреям вызвана каким-то отвлеченным вопросом философского характера?" означает невидение того, что это не вопрос философии, а вопрос активного вмешательства евреев в жизнь других народов. которое ускоряет историю, - это не отвлечённая философия, а реальная жизнь.

>>>>>>>>>>>>>>>>>MCT<<<<<<<<<<<<<<<<<

Справедливость и откровенность необычные на этом сайте:
Марк- Friday, June 03, 2011 at 08:22:41(EDT) Типичная еврейская черта - выделиться. Если все говорят "да", скажи "нет". А уж как "контора" использует таких "чудиков" - это второй вопрос. Но клевещут бескорыстно.

Прим. Вопрос как раз в том, в какую сторону "ускоряют".

Эллан, Мельбурн
Австралия - at 2011-06-07 02:49:32 EDT
Несмотря на имя автора, я,скорее всего,пропустил бы эту статью из-за её «мало обещавшего» названия.Совсем другое - «непосредственная угроза гибели», которую Израилю обещают, кажется, дольше, чем он существует. И здесь главная заслуга автора, который заявил, что из европейских понятий добра и справедливости, когда дело касается «быть или не быть»,не «сошьешь» ни шубу, ни независимое еврейское государство(в моей интерпретации).
В Мельбурне как раз сейчас вышла книга «Очерки истории евреев», автор которой одессит Мирон Фишер. Для меня эта книга интересна только заявлением автора уже в предисловии, что «евреи никогда не завоёвывали чужие земли, не создавали империй, никогда не утверждали своё господство и превосходство над другими народами…». Не беда, что потом автор вынужден всё же показать обратное. Типичная точка зрения на себя совейских евреев.
ЛиБерманизация взглядов на понятия добра и справедливости «простым народом» Израиля внушает большие надежды.
Что касается того, что «Гуманитарная культура России была искусственно заморожена на уровне первой половины Х1Х в., по отношению к которому труды Маркса могли казаться глобальным научным достижением», то здесь, видимо, опечатка. Ибо это явление как и «возникшая в те же годы, изр. интеллигенция» относятся, скорее, к 20-му веку.
Сомнительно утверждение проф. Воронеля, что «советская интеллигенция – худо-бедно – сумела вооружить (и технически, и психологически) свой народ для противостояния гитлеровской агрессии». Скорее, очень худо и очень бедно.
И ещё. Читая литературу, посвящённую ноябрьской сессии 1947, обратил внимание, как тщательно австралийские евреи "пасли" МИД Австралии Герберта Эватта, снарядив для этого в Нью-Йорк специального обозревателя, еврейского друга Эватта. Ну что ж, в любом случае "Париж стоил обедни".

Элиэзер М. Рабинович - Виктору Кагану
- at 2011-06-06 23:24:55 EDT
Ну, наверно, Вы правы.
Виктор Каган
- at 2011-06-06 23:16:51 EDT
Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-06-06 22:10:02 EDT

Прошу прощения, но мне кажется, что Ваша критика оказывается за рамками задач, которые ставил перед собой Автор. Ни в одной статье невозможно сказать всё во всех нюансах. Поставь Автор перед собой задачи коснуться того, о чём Вы говорите, это была бы другая статья - вернее, много статей, если по отдельности каждую тему ... или огромная книга, если все вместе. А в этой то, о чём, как мне кажется, Автор хотел сказать, сказано блестяще.

Элиэзер М. Рабинович - Б. Тененбауму
- at 2011-06-06 23:03:52 EDT
Я имею в виду интеллигенцию второй половины 19-го века - Бакунина, Чернышевского, Базарова, Верховенского и др. Чаадаев и среди них не был своим. Нет, Борис, не Милюкова и Набокова-старшего, нет. Но посмотрите, как и эти благороднейшие люди не сумели удержать в России демократию. И посмотрите сколько есть благороднейших людей демократического пошиба в нынешней России, а влияние их ноль (в значительной степени из-за того, что они друг с другом ссорятся).

Вы бы также могли возразить на наблюдение проф. Воронеля, что израильская левая интеллигенция похожа и слишком увлечена теоретическими идеалами: "А Бен-Цион Нетаниягу?"

Б.Тененбаум-Э.Рабиновичу
- at 2011-06-06 22:36:43 EDT
е... вроцентричность сделали эту интеллигенцию ответственной за пожар революции ...

Это Милюков или Набоков-старший отвественны за Революцию ? Может быть, все-таки массы, озверевшие в ходе Первой Мировой Войны, отвественны за нее несколько больше ? Или распавшийся порядок ? Или прогнившее до уже полной невменяемости самодержавие ? Б-г вам судья, Элиэзер - ну что вы говорите ? Знаете, много лет назад в нашей городской библиотеке выступал Наум Коржавин. В высшей степени достойный человек. И вот, прочитал он, в частности, стихи про войну в Афганистане, и сказал, что чувствует за нее свою ответственность. Знаете, это прекрасные слова - но все-таки некоторый перебор.

Элиэзер М. Рабинович
- at 2011-06-06 22:10:02 EDT
Интересная, но печальная статья. Для меня в ней главной фразой - абсолютно правильной, и на мой взгляд, - является:
"...существование государства для меня неизмеримо более весомый факт, чем любые обоснования его легитимности."

Тем не менее мне кажется, что статье как-то нехватает глубины. Многие вещи, например, рассуждения о революциях, сейчас очевидны и не новы. Тоскуя о былой русской интеллигенции, которая "пошла в таксисты", автор не говорит, что её прошлоё, её 19-ый век, её тогдашняя евроцентричность сделали эту интеллигенцию ответственной за пожар революции. Это хорошо показал Том Стоппард в недавней театральной трилогии "Берег утопии", хотя и она показалась мне тривиальной на сегодня.

И слова писателя А.Б. Иошуа о евреях как андрогене, витамине, соли - всё это уже не ново и давно было сказано. Но вопрос проф. Воронеля в ответ на слова Иошуа:
"Может ли простой человек с незасоренными мозгами поверить, что «ужасающая ненависть» к евреям вызвана каким-то отвлеченным вопросом философского характера?" означает невидение того, что это не вопрос философии, а вопрос активного вмешательства евреев в жизнь других народов. которое ускоряет историю, - это не отвлечённая философия, а реальная жизнь.

Далее, проф. Воронель, возможно, не в курсе резко изменившихся взглядов проф. Бенни Морриса за последнее десятилетие. Сейчас проф. Моррис пишет:

"Поворотным пунктом для меня стал 2000-й год... Да, я всегда голосовал за Рабочую партию или Мерец, и в 1988 г. я отказался служить на территориях и за это провёл время в тюрьме, но я всегда сомневался в намерениях палестинцев. События в Кемп-Дэвиде, и то, что произошло потом, превратило сомнение в уверенность. Когда палестинцы отвергли предложение Барака в июле 2000 г. и Клинтона в декабре, я понял, что они не желают принять разделение на два государства. Они хотят всё - и Лод, и Акко, и Яффу.
Согласно журналу "Экономист", "г-н Моррис сказал в интервью, которое потрясло его сторонников, что Израиль был прав в изгнании палестинской "пятой колонны" после того, как арабы аттаковали младенческое государство, и что количество жертв "резни" было около 800 - крохи в сравнении с резнёй, скажем, в Боснии в 90-х." Сейчас проф. Моррис считает израильских арабов бомбой, и он видит возможность их изгнания в результате новой большой войны. Как и многие, Моррис сейчас рассматривает арабо-израильский конфликт как часть глобального конфликта цивилизаций. Он понимает, что теперешнее арабское общество "не имеет никаких моральных препятствий" к борьбе с евреями.

Марк Фукс
Израиль - at 2011-06-06 21:46:22 EDT
«Ни международное право, ни гарантии Великих держав, ни даже «права человека» после поражения Израиля нам уже не понадобятся...»
Замечательная по своей логике, правоте, простоте и аргументированности статья.
Хотелось бы надеяться на то, что наши (израильские) ответственные за разъяснительную работу и дипломатическое обеспечение министерства и ведомства не проходят мимо таких блестящих образцов настоящей работы, получаемой ими в подарок.
М.Ф.

Pahan@bratva.ru
- at 2011-06-05 09:30:34 EDT
"Как физик, я привык к примату реального перед условным: существование государства для меня неизмеримо более весомый факт, чем любые обоснования его легитимности. Может быть это и делает меня близким к простому народу?"

Когда же согласно Лиги Наций/ООН государства Израиль до 1948 года еще не существовало - арабское окружение на Ближнем востоке тоже было в основном физиками, приматами т.н. реального перед т.н. условным?

//////////////////////////////////////////


"Какие бы усилия израильская культурная элита ни предпринимала для своей реабилитации, фундаментальный факт остается неопровержимым: мы (точнее, их собственные отцы и деды) захватили эту землю для того, чтобы на ней жить, подобно всем другим народам.2

Согласно Торы - Земля Израиля была дана евреям предназначена им не для того чтобы жить на ней как остальные народы, так же как и других выводили из Египта, а если и выводили, то не так, как колена Израиля.

Я. Розенфельд
Иерусалим, - at 2011-06-05 08:26:27 EDT
"Какие бы усилия израильская культурная элита ни предпринимала для своей реабилитации, фундаментальный факт остается неопровержимым: мы (точнее, их собственные отцы и деды) захватили эту землю для того, чтобы на ней жить, подобно всем другим народам. Как бы это ни произошло, у нас нет никаких оснований для комплекса вины".
Огромное спасибо автору за мудрость и умение уважать себя и свой народ! Наша алия 70-ых (включая моих родителей) постигала эти истины на собственном опыте, но та же интеллигенция алии 90--х ничего не поняла и не приняла. Сколько пришлось слышать однообразных аргументов, как долго они голосовали за Барака и даже Сарида, только бы сохранить собственные иллюзии о возможности объяснить и договориться! Вот последние пару лет настроения, кажется, изменились. Не без влияния второй Ливанской войны.

Виктор Каган
- at 2011-06-04 22:28:06 EDT
Очень сильная статья - прежде всего честной непредвзятостью к собственной истории, что требует немалого мужества.
Б.Тененбаум
- at 2011-06-04 21:44:37 EDT
Мо-моему, статья просто блестящая.
Яков
OH, - at 2011-06-04 20:45:04 EDT
Здорово, профессор Воронель!
Очень убедительно...Естественно, Германия и Италия всегда считались агрессорами, потому что их государственность образовалась на глазах "цивизованных соседей" по Европе

Элла
- at 2011-06-04 09:20:35 EDT
Как всегда, здорово, но хочется добавить, что и европейская интеллигенция своими дурацкими фантазиями своим народам роет яму, хотя их ситуация еще не столь опасна как наша.