©"Заметки по еврейской истории"
Июнь  2010 года

Леонид Флят

Педагог Родак Исаак Израилевич

Мае Исааковне, преданной дочери

«РОДАК Ицхок (? – после 1936), педагог. В сер. 1920-х гг. приехал из Риги в Киев, где работал в Ин-те еврейской пролетарской культуры при ВУАН (секция теории педагогики). Печатал ст. на пед. темы в журн. "Ратнбилдунг" ( Киев) и др. изд. Автор учебников по яз. идиш и лит-ре для еврейских школ: "Литератур" (для 5-го и 6-го классов, Харьков-Киев, 1932), "Шпрах" (для 5-го и 6-го классов, там же, 1932), "Граматик" (в 6 кн., там же, 1933-36), "Арбет аф шпрах" ("Работа по языку" – метод. пособие) и др.»

Эта статья из «Российской еврейской энциклопедии» (т. 2, Москва, 1995) не может не привлечь внимания читателя, разыскивающего любую информацию об еврейских научных учреждениях в Киеве советских времен. В то же время она, безусловно, огорчит его объемом своей «энциклопедичности». Нет сомнений, что в основу данной статьи положена соответствующая публикация из еврейского (идиш) – американского библиографического издания. Но не найти ответа, почему российские энциклопедисты ограничились такой скупой биографией Родака Ицхока, не воспользовавшись материалами архивов, находящихся у них, вроде бы, под боком.

Для тех же, кому недоступны архивы, существует, слава Прогрессу, Интернет. Так вот, имя педагога Исаака Родака было упомянуто в двух докладах, размещенных на одном из одесских сайтов. Сообщение историка В. Левченко, к примеру, посвящено теме «Высшее еврейское образование в советской Одессе». Но самой плодотворной Интернет-находкой, как выяснилось впоследствии, явилась для меня информация о москвичке Мае Исааковне Родак, участнице войны 1941-1945 годов и физике, научном работнике, после завершения учебы в МГУ в 1949 году. Мне повезло заочно познакомиться с Маей Исааковной, оказавшейся дочерью педагога Родака, наладить с ней переписку и получить согласие на публикацию расширенной биографии отца, в основу которой положены воспоминания и документы из архива семьи Родак. Думаю, не безынтересно отметить, что все это происходит в канун 120-й годовщины со дня рождения И.И. Родака, юбилея, чтимого еврейской традицией.

24 июня 1890 года в семье дорожного мастера из городка Кобрин Гродненской губернии Израиля Родака родился сын Исаак. С детских лет он стремился к знаниям, и родители поддерживали его в этом. В Бресте он поступил в городское училище и учился там до 1905 года. Революционные настроения той поры увлекли юного Исаака. Вместе с двумя своими товарищами он распространял в училище листовки, нелегальные брошюры, были они и зачинщиками забастовки, что, в конце концов, вынудило всех троих юношей добровольно покинуть училище. Этим Исаак Родак избежал своего исключения из учебного заведения с «волчьим билетом» и сохранил возможность продолжить учебу в будущем.

Уже в следующем, 1906 году он сдал экзамены в частное коммерческое училище Бреста, славившееся не только уровнем преподавания точных и естественных дисциплин, духом либерализма, но и отсутствием пресловутой процентной нормы для евреев. Помимо занятий Исаак уделял много времени чтению книг русских авторов, выступая затем с докладами («О нигилизме Базарова» и другие). На жизнь и учебу он подрабатывал репетиторством, но средств не хватало. В старших классах плату за его обучение берет на себя филантропическое «Общество вспомоществования нуждающимся учащимся».

После завершения учебы в коммерческом училище Исаак Родак поступает в 1910 году в пехотную часть Русской армии. Как вольноопределяющийся со средним образованием, еще не достигший призывного возраста (21 год), он имел право на сокращение срока армейской службы на 2 года, благодаря чему уже в 1911 году был демобилизован.

Исаак Израилевич сразу же приступил к учебе на экономическом факультете частного коммерческого института Киева. Такой выбор был продиктован, не в последнюю очередь, тем обстоятельством, что выпускников коммерческих училищ туда принимали без экзаменов. В июне 1914 году он женился на выпускнице естественного отделения физико-математического факультета Высших женских курсов при Варшавском университете Фане Давидовне Чвирковской. С невестой его связывала многолетняя юношеская дружба: гимназистка Фаня, учась в Бресте, квартировала в доме родителей Исаака. Медовый месяц молодожены проводили на чешском курорте Кудово (Австро-Венгерская империя). В их отдых и лечение вскоре вмешалась война. Молодоженам на время пришлось расстаться. Фане Давидовне власти разрешили вернуться к родителям. А от Исаака Родака, угрожая интернированием, потребовали перебраться на Запад, и он вынужден был некоторое время прозябать в Бельгии. Ему всё же удалось вернуться в Киев и в 1915 году завершить учебу в институте. Последний период Первой мировой войны, месяцы революции и государственного переустройства западных областей бывшей Российской империи молодая семья Родак странствовала по Польше и Литве, учительствуя в еврейских народных школах Седлеца, Варшавы, Вильно и Ковно.

В 1921 году чета Родак обосновалась в Риге. Там Исаак Израилевич преподавал в городской еврейской гимназии, читал лекции в Еврейском народном университете, преподавал идиш на Еврейских учительских курсах. Много времени он отдавал общественной работе в еврейской Централе Идише Шул Организацие (ЦИШО). Мае Исааковне знакома книга «Еврейская светская школа в Латвии» (Н.-Й., Т.-А., 1973, идиш), написанная одним из рижских педагогов Менделем Марком. В ней автор обобщил опыт работы еврейской школьной организации Латвии. Коллектив педагогов составляли люди разных политических взглядов: бундовцы, сионисты, коммунисты. Энтузиасты еврейского просвещения, все они преследовали единую цель: ввести своих учеников в мир культуры на родном для них с детства языке идиш.

История Еврейской светской школы в Риге начала свой отсчет с 1919 года. В марте 1921-го была созвана 1-я Еврейская учительская конференция. По следам этого форума и создали ЦИШО. Среди руководителей конференции, а затем и ЦИШО активностью и эрудицией выделялся А.И. Воробейчик (1893-1942?), более известный своей педагогической и литературной деятельностью в советской Одессе (1923-1941). Призванный в Красную Армию в первый месяц нацистского нападения с войны он не вернулся. Арон Воробейчик выступал на открытии конференции, а после её завершения был избран председателем ЦИШО.

 

 Родак с первым выпуском Еврейской светской школы в 1926 году.
Исаак Родак сидит во втором ряду 2-й справа. А 4-й справа - Исаак Иткин, видимо, входивший в родительский комитет.
На обороте надпись на идиш "Дер ерштер аройслоф фун дер дритер шул 1926".
Фото из семейного архива Долорес Иткиной, внучки Исаака Иткина.
 

Реферат «О принципах нового школьного строительства» предложил новичок в рижской педагогической среде Исаак Родак. Содержание доклада вызвало живой отклик участников, многие его положения были отражены в резолюциях конференции. В Исполком ЦИШО избрали А. Воробейчика, И. Родака, Бети Вольфсон, И. Берза, И. Брауна. Когда в 1923 году Арон Воробейчик эмигрировал в Советский Союз, возглавить ЦИШО доверили Исааку Родаку. Общественницей была и его жена Фаня, член 1-го комитета Рижского отделения ЦИШО.

В апреле 1926 года по случаю пятилетия ЦИШО, председателем которого к этому времени стал Мендель Марк, на юбилейном заседании в докладах И. Родака (идиш) и Фрейдберга (латышский язык) были подведены итоги деятельности организации за прошедший период. А в декабре на «Педагогической выставке» Исаак Израилевич прочел свой реферат «Подход и анализ произведений художественной литературы». Его последнее публичное выступление в Риге было приурочено к Съезду дошкольных работников. Лекция И.И. Родака называлась «Урок древнееврейского языка в начальной школе».

Супруги Родак не были членами какой-либо партии, но, сочувствуя коммунистическим идеям, с интересом следили за успехами еврейской культурной жизни в Советском Союзе и стремились туда перебраться. В свою очередь, руководители, отвечавшие за систему просвещения в СССР на языке идиш, в частности, в Украине, приглашали из-за рубежа еврейских педагогов, проявлявших лояльность к Советской власти.

И вот в 1927 году семья педагогов Родак с четырехлетней дочерью Маей поселилась в Киеве. ЦИШО, деятельности которой и Исаак Израилевич, и Фаня Давидовна отдали немало сил и времени, просуществовала ещё семь лет. С приходом в 1934 году к власти в Латвии Ульманиса она была ликвидирована. Сама же история ЦИШО Латвии, несомненно, достойна отдельного, подробного рассказа.

И.И. Родак. Киев, 1928 г.

В Киеве Исаак Израилевич начал учительствовать на Подоле в вечерней еврейской школе № 17 и параллельно читал лекции студентам еврейского факультета Музыкально-драматического института им. Лысенко. Его жена возглавила еврейский детдом, занимавший большую квартиру в доме № 13 по Терещенковской улице. Одна из комнат квартиры предназначалась директору и ее семье. А дочку определили в еврейский детсад. Хотелось бы написать «естественно», но уже в те времена далеко не все деятели еврейской советской культуры приобщали своих детей к языку идиш. (Подоспеет срок, и родители запишут Маю в первый класс еврейской школы № 33).

В 1929 году, том самом, когда Кафедра еврейской культуры ВУАН получила статут Института еврейской пролетарской культуры (ИЕПК), Исаак Израилевич Родак был принят аспирантом педагогической секции, возглавлявшейся профессором Я. Резником. В секции он был назначен бригадиром по подготовке учебников для системы еврейских школ. И это подтверждается библиографическими сведениями. В 1932 году было издано сразу несколько учебников по литературе и языку идиш, в числе составителей которых значится И. Родак. «Литература для 5 класса» подготовлена им вместе с поэтом и педагогом Абрамом Веледницким. Тот же учебник, но для 6 класса написан в содружестве с Аврамом Абчуком и Моисеем Мижирицким. А в составлении учебника «Грамматика» (часть 1, «Морфология», 5 класс; часть 2, «Синтаксис», 6-7 классы) участвовал Арон Гельбман. В активе И.И. Родака имеются также учебное пособие «Работа над языком» и несколько педагогических статей, опубликованных в журнале «Ратнбилдунг» («Советское образование»).

К лету 1932 года аспирантура Исааком Израилевичем была завершена. На свет появился следующий документ:

«Предъявитель сего тов. Родак И.И., закончивший курс аспирантуры в Научно-исследовательском Институте Еврейской Пролетарской Культуры Всеукраинской академии наук на педагогической секции, согласно распоряжению Народного комиссариата просвещения УССР от 25.IУ-1932 года № 90516/кп, командируется на постоянную лекторскую работу в Еврейский сектор Одесского института социального воспитания.

Директор Института /проф. Либерберг/

Ученый секретарь /Л. Шехтер/

Командировочное удостоверение

Обращает на себя внимание тот факт, что руководители ИЕПК не спешили выполнить приказ Наркомата: Исаака Израилевича командировали в Одессу только во второй половине октября. Видимо, лишаться ценного специалиста киевляне не желали. Но, увы…

В одесском институте И.И Родак читал студентам лекции по педагогике, а с декабря 1933 года подключился и к административной работе, выполняя по совместительству обязанности помощника директора по заочному сектору. На кафедре психологии к работе приступила и Фаня Давидовна. Но стремительно надвигался «незабываемый 1937-й». Врагов искали повсюду. Уже самим фактом своего недавнего проживания в буржуазной Латвии И. Родак становится «подозрительной персоной». В феврале 1937 года газета «Черноморська комуна» напечатала заметку со зловещим заголовком: «Доколе ворог народу Родак будэ развалюваты заочный сектор?». К счастью, публикация вызвала только административные последствия, отраженные в строке «Трудовой книжки». 15 числа того же месяца Исаак Родак по собственному желанию был освобожден от работы в заочном секторе, но продолжал какое-то время, как помнится его дочери, работать в институте лаборантом. Фане Давидовне, уволенной из института, все же удалось найти работу школьного учителя.

Но все, рано или поздно, завершается. Когда «железный» нарком Ежов свое черное дело сделал и «исчез», в стране произошёл некоторый спад массового психоза по поиску врагов народа. В судьбе четы Родак тоже наступили положительные изменения: глава семьи, как записано в его «Трудовой», с 1938/39 академического года был переведен на должность старшего преподавателя Кафедры педагогики, а Фаня Давидовна с 1940 года стала преподавателем немецкого языка в университете.

И.И. Родак. Одесса, 1940 г.

По приезде в Одессу Исаак Израилевич приступил к обобщению своего педагогического опыта. Сколько раз им изменялось название диссертационной работы в попытках не отстать от требований быстро менявшейся советской действительности, выяснить уже не удастся. Заметим попутно, что по разным причинам система еврейского образования всех ступеней в стране и в Одессе, в частности, сокращалась, как шагреневая кожа, и завершилась ликвидацией в 1939 году Еврейского сектора, как, в прочем, и секторов других нацменьшинств Одесского пединститута. Завершенная И.И. Родаком в 1940 году диссертация «Воспитание сознательной дисциплины в советской школе» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук поступила в Киевский университет.

Но… началась война с нацистской Германией, и в сторону пришлось отложить не только защиту диссертации. В конце июля Исаака Израилевича мобилизовали на рытьё окопов под Одессой, а Фаня Давидовна с дочерью-студенткой в группе университетских коллег, практически, пешком уходили на восток. В Херсоне семья воссоединилась, и уже втроем они перебрались на другой берег Днепра. К этому времени им стало ясно, что планы организованной эвакуации окончательно рухнули, и только личная инициатива поможет спастись. В октябре месяце семья Родак добралась до Башкирии. Опытных педагогов и юную студентку направили работать в среднюю школу райцентра БАССР Ермолаевка. Весной 1942 года родители проводили в армию свою дочь, а сами, бедствуя, еще год преподавали в школе. Все же им повезло отыскать ВУЗы, в которых супруги Родак трудились перед началом войны. Университет и пединститут Одессы обосновались в туркменском городке Байрам-Али, и оба педагога получили оттуда вызов на работу.

С освобождением Одессы от оккупантов началась реэвакуация предприятий, учреждений и людей. Как можно прочесть в «Воспоминаниях» историка профессора С.Я. Борового, далеко не все преподаватели одесских ВУЗов имели право на возвращение в город: возродилась идея «процентной нормы». Испытала ее на себе и чета Родак, им доверили почетную миссию «восстанавливать разрушенную войной высшую школу Донбасса», а конкретно, трудиться в учительском институте Артемовска. Но в жизни находится место и тому, что ее время от времени скрашивает. К счастью, обнаружился оригинал довоенной диссертационной работы, и в 1946 году Исаак Израилевич представляет ее к защите, а в следующем году кандидату педагогических наук Родаку И.И. присвоили звание доцента.

В 1951 году Исаак Израилевич, достигнув пенсионного возраста и почти двадцатипятилетнего трудового советского стажа, решается покинуть Украину, где борьба с «космополитами» становится для него и, особенно, Фани Давидовны невыносимой и поискать себе место в русской провинции. Им оказалась Кафедра педагогики пединститута Тамбова, на которой доцент И.И. Родак трудился еще пять лет. В декабре 1954 года Исаак Израилевич овдовел, а в 1956-м, окончательно оставив службу, переселился к дочери в Москву.

И.И. Родак Тамбов, 1954 г.

В Москве Исаак Израилевич не ушел на «заслуженный отдых», а становится внештатным сотрудником Академии педагогических наук, чтобы будоражить творческую мысль учителей и учеников московских школ. Судя по сборнику «Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам» (М., 1972 г., редактор И.Я. Лернер), в котором была напечатана статья Родака И.И. «Вопросы ученика в учебном процессе», Исаак Израилевич сотрудничал с Лабораторией дидактики гуманитарного образования. Еще раньше его статьи печатали журналы «Советская педагогика» и «Радянська школа», а в серии «Ученые – учителям» в 1969 году увидела свет брошюра «Творческая активность учащихся в процессе обучения».

Возобновил Исаак Израилевич общение и переписку со своими товарищами по работе в киевском ИЕПК Моисеем Майданским и Хаимом Лойцкером. Свел знакомство с другим еврейским филологом, москвичом Эли Фальковичем. Стал он читателем журнала «Советиш Ѓэймланд», первый номер которого вышел в 1961 году. В последние годы жизни Исаак Израилевич очень плохо видел и страдал от невозможности трудиться и читать.

Умер Исаак Израилевич Родак 28 июля 1981 года на 92-м году жизни после обширного инфаркта.

 

Редакция сердечно благодарит Долорес Иткину за любезно предоставленное фото.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 2783




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer6/Fljat1.php - to PDF file

Комментарии:

Флят Л. - Ивару Броду
Израиль - at 2010-06-13 13:45:42 EDT
Уважаемый Ивар! Спасибо за отклик и внимательное ознакомление с текстом. Ваше сообщение о встрече И.И. Родака со своими рижскими учениками достойно, по моему, отдельного рассказа, такой информацией в полной мере я не обладал. Важно и Ваше уточнение аббревиатуры Рижской организации. Буду просить редактора внести его в текст биографических заметок. Л.Ф.
Ивар Брод
Нью-Йорк, - at 2010-06-13 13:11:16 EDT

Уважаемый Леонид!
Большое спасибо Вам за статью.
Я - сын одного из учеников Исаака Израилевича в рижской еврейской гимназии, и с особым интересом прочитал об этом его рижском периоде жизни. Хорошо помню его приезд в Ригу в 70-х и встречи с бывшими учениками.
Хочу сделать небольшое уточнение. Аббревиатура названия организации, которой он одно время руководил, не ЦШО, а ЦИШО - Централе Идише Шул Организацие. Полагаю, согласитесь, что для нас эта добавленная буква в определенном смысле существенна.
Ивар