©"Заметки по еврейской истории"
ноябрь  2010 года

Владимир ПлетинскийЕвгений Беркович

                     

Десять лет спустя


От редакции «Заметок»: в израильской газете «Секрет»  31 октября 2010 года под заголовком "Проспект Берковича" опубликовано интервью, взятое главным редактором «Секрета» Владимиром Плетинским у главного редактора "Заметок по еврейской истории". Мы публикуем это интервью с любезного разрешения редакции «Секрета».

Владимир Плетинский: Наверное, среди русскоязычных пользователей интернета в Израиле, интересующихся еврейской тематикой, нет более популярного виртуального издания, чем сетевой портал «Заметки по еврейской истории» (berkovich-zametki.com). В ближайшее время главный редактор портала Евгений Беркович приезжает в Израиль. Этому его визиту посвящено интервью с моим коллегой.

1). Евгений, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к созданию самого известного русско-еврейского портала и как он развивался, постепенно включив в себя уже несколько журналов.

Если ответить коротко, то получится так: «Само выросло». Но так как читатель вряд ли поверит, то попробую пояснить немного подробнее.

Крупные проекты, будь то сетевой портал или городской сад, возникают, как правило, по плану. У кого-то рождается идея, находится заказчик, разрабатывается проект, в котором до мелочей прописана структура и функции творимого. Изыскиваются ресурсы: деньги, люди, материалы, согласуется план – и вперед! Через какое-то время заказчик может принимать работу – читатели получат новый сетевой портал, а жители города – новый сад.

Но бывает и так: без всякого задания посадит человек на пустыре деревцо, ухаживает за ним, поливает... Через какое-то время дерево вырастает, вокруг него появляются новые побеги. Человек ухаживает и за ними, чтобы случайный прохожий на росток не наступил, прокладывает удобные дорожки, ставит скамейки, беседки, разбивает цветники и, глядишь, на пустыре уже и сквер возник, люди туда потянулись, и жизнь закипела...

Наш портал возник именно так: с пустыря и одинокого деревца. Таким деревцем стала моя первая небольшая книжица «Заметки по еврейской истории», которая вышла в свет в Москве в 2000 году небольшим тиражом в 1000 экземпляров. Эти заметки я поставил в интернет, чтобы их смогли прочитать те, кому книжка не попала в руки. Так возник сайт, который я по имени моей первой книжки тоже назвал «Заметки по еврейской истории». Основное направление сайта определилось сразу – еврейская традиция, культура, история, именно эти темы объединяли заметки первой книги. С тех пор прошло уже десять лет.

Но сайт со статьями одного автора – это еще не журнал. Идея периодического издания возникла на год позже, в декабре 2001 года. К идее выпуска журнала подтолкнула сама жизнь. Дело в том, что на опубликованные заметки читатели стали отвечать письмами, стали присылать мне свои отзывы и мнения, возникли дискуссии, споры, которые я выносил в интернет, кто-то предлагал свои статьи, их я тоже ставил на сайт. Когда количество присылаемых материалов стало заметным, и возникла идея выпускать периодический журнал.

С самого начала я решил не заниматься тем, что так распространено сейчас в различных изданиях, не только в интернете: перепечаткой уже кем-то опубликованного. Вторичность предлагаемых читателю текстов была изначально исключена: зачем публиковать то, на что можно дать ссылку? Мы печатаем только оригинальные работы, присланные авторами в редакцию. Никакого пиратства, права автора – священны! И качество текстов должно отвечать самым высоким редакционным требованиям.

А дальше заработали законы обратной связи. Чем интереснее журнал, тем шире его читательская аудитория, тем больше новых авторов предлагают свои работы, что делает журнал еще интереснее, а это опять увеличивает его известность и расширяет круг читателей и так далее, пока хватает сил...

По мере роста журнала вокруг него стала складываться своеобразная «инфраструктура»: появилась площадка для обсуждения – гостевая книга, форумы, развиваются различные каталоги – авторский и тематический, отпочковываются новые издания: альманах «Еврейская Старина» и журнал «Семь искусств» (www.7iskusstv.com), создаются современные блоги читателей и авторов. Так что теперь портал «Заметки по еврейской истории» можно уподобить целому городу, что остроумно сделала одна наша читательница Маша Кац в заметке «Градостроитель», известной Вашим читателям.

2). Насколько мне известно, ваши издания – не коммерческие. Как же вы существуете?

Да, у нас нет никакого «заказчика», «инвестора» или «спонсора». Все расходы по ведению сайтов ложатся на меня. К счастью, в Германии я практически сразу нашел работу по своей основной специальности – математике и информатике ‑ в крупной научно-исследовательской компании, что дало определенную финансовую независимость.

Кроме того, есть читатели и авторы, которые готовы хоть немного материально помочь порталу, ибо ценят в нем то, что помогает людям ощущать себя евреем. Оказалось, что для многих важно верить, что «еврей – это звучит гордо!», а это один из девизов наших журналов. Есть и еще один: «Быть евреем – это труд!».

Помощь друзей журнала важна не только в прямом материальном смысле. Для нас она, прежде всего, знак того, что издания нужны людям, что наши усилия не напрасны.

Конечно, неплохо было бы иметь серьезное внешнее финансирование для развития портала, тогда можно было бы реализовать новые задумки, сделать проект еще интереснее, современнее, богаче. Но каждая медаль имеет две стороны. Внешнее финансирование редко дается «даром», обязательно придется выполнять чьи-то указания и реализовывать чьи-то цели, не всегда совпадающие с твоими намерениями. Так что «мы бедные, но гордые». Хотя нельзя сетовать на бедность, имея около полутора тысяч первоклассных авторов и десятки тысяч верных читателей. Популярный сайт становится в наше время выгодным предприятием. Поэтому мы с надеждой смотрим в будущее.

3). Наверняка ваши израильские читатели и знакомые не раз попрекали вас тем, что вы живете и творите в Германии – в стране едва не победившего все европейское еврейство Холокоста. А если не попрекали, то удивлялись... Каково это – выглядывать на улицы ставшего вам родным Ганновера и осознавать: «Немцы в городе!»?

Эта проблема мне хорошо знакома, не раз она обсуждалась и на нашем портале. Многие израильтяне, особенно выходцы из бывшего СССР, твердо убеждены, что евреи диаспоры совершают ошибку, не переезжая на Святую Землю, а евреи, живущие в Германии, по их мнению, ‑ все поголовно предатели памяти погибших в Катастрофе.

Часто говорят: «Мир – театр, а люди в нем – актеры». Те, кто с этой максимой согласен, редко относят себя к статистам, считая свою роль одной из главных. Но человек, пытающийся судить, где должны или где не должны жить евреи, замахивается на большее – он берет на себя, если продолжать сравнение с театром, роль режиссера, определяя, где должны находиться и что должны делать другие участники спектакля. Но подобный Режиссер, как известно, один и пути его неисповедимы.

Евреи диаспоры играли и играют важную роль в создании и укреплении государства Израиль. Их миссия далеко не исчерпана. И призывать разрушить один из бастионов, защищающих Израиль, по меньшей мере, недальновидно и преждевременно.

Это касается всей диаспоры, но в ней роль евреев в Германии особая. Полтора-два десятилетия назад начался необычный и очень интересный эксперимент по возрождению еврейской жизни на немецкой земле. Этому эксперименту по злой воле или недомыслию некоторых руководителей еврейских организаций не суждено, к сожалению, завершиться гладко и в полном объеме. Но даже те результаты, которые достигнуты за прошедшие годы, впечатляют и позволяют избавиться от многих вредных предрассудков и заблуждений.

Одним из таких предрассудков является мнение о будто бы врожденном немецком антисемитизме, ставшем причиной Холокоста. У Катастрофы европейского еврейства были совсем другие причины, а сведение все к якобы «генетической» ненависти немцев к евреям, во-первых, исторически некорректно, во-вторых, создает иллюзию безопасности для евреев в других регионах планеты, что может привести к потере бдительности и новой Катастрофе.

Признание всех немцев, в том числе, родившихся через два-три поколения после войны, ответственными за Холокост, сродни любимой идее Гитлера об ответственности евреев за все зло на земле. На самом деле, не бывает «народов-преступников», как не бывает и «народов-праведников».

Есть еще один немаловажный аспект – образ еврея в глазах жителей Германии и других стран. От того, каким этот образ складывается, во многом зависит и общественное мнение в мире о евреях и об Израиле. Приведу историческую аналогию.

После Первой мировой войны образ побежденной Германии был в глазах ее бывших противников крайне отрицательным. Немцев ненавидели, презирали, боялись... Как раз в начале двадцатых годов двадцатого века Альберт Эйнштейн закончил основные работы по общей теории относительности и начал серию выступлений перед широкой публикой в различных странах.

Лекции физика сделали для сближения недавно враждебных народов больше, чем все усилия дипломатов. Сам облик и манеры ученого разбивали стереотипы «тупого немца-врага».

Немецкие дипломаты сообщали в министерство иностранных дел: «Выступления господина Эйнштейна приносят авторитету Германии громадную пользу». Журналисты тогда называли Эйнштейна «Гинденбургом немецкой науки» – немцам под командованием генерала-фельдмаршала в 1914 году не удалось завоевать Париж, зато это легко сделал после войны остроумный и общительный профессор из Берлина.

Вот и нынешние иммигранты, успешно реализовавшие себя в новой Германии, делают важное дело, создавая и укрепляя в глазах европейцев позитивный образ современного еврея.

Символично, что наше знакомство с Евгением Берковичем состоялось в Берлине на конференции Всемирного конгресса русскоязычного еврейства.
Фото
В.Плетинского

4) Не могли бы Вы немного подробней рассказать о своем личном опыте? Как проходило Ваше «обретение себя» на немецкой земле?

Когда я начинал работать в крупной немецкой научно-исследовательской компании, специализировавшейся в вопросах финансовой математики и банковской информатики, то среди ее почти тысячи специалистов был первым, кто приехал в Германию из бывшего СССР. Руководство компании даже не рассматривало до меня таких кандидатов, не разбираясь, кто из них русский немец, а кто – еврей. Считалось, что хороших специалистов, удовлетворяющих требованиям компании, среди русскоговорящих быть не может. Через пару лет после того, как я стал руководителем одного научного направления, численность компании удвоилась, и специалисты из России и Украины стали не редкостью. Многие из них – дети еврейских иммигрантов девяностых годов. Мнение о специалистах из бывшего СССР в компании радикально изменилось.

Конечно, еврейская эмиграция в Германию – крайне непростое и часто противоречивое явление, отличающееся от других «волн» эмиграции. Многие из первого поколения «беженцев» оказались жертвами «сладкой жизни», которую им пытались создать немецкие власти на первых порах. Получив даром все, что нужно для сытой жизни, многие первые иммигранты и не пытались добиться, по крайней мере, того же статуса, который у них был до переезда в другую страну. Потом за эту «сладкую жизнь» приходилось платить неспокойной совестью и стыдом перед детьми за то, что их родители «сели на шею» государству.

Но уже следующее поколение с лихвой выправило все перекосы первого. Сейчас дети иммигрантов девяностых годов по образовательному уровню и месту в общественной жизни страны обогнали своих немецких сверстников, не говоря о детях других иммигрантов: турок, итальянцев и др. Именно эта молодежь определяет теперь лицо современной еврейской иммиграции в Германию. Вот живой пример.

Когда мой младший сын, окончив гимназию, поступил на математический факультет Ганноверского университета, на первых лекциях в зале не хватало мест: на первый курс было принято 450 человек. Через год это число сократилось вдвое, а к защите дипломной работы подошло только 11 человек. Четверо из них, т. е. более трети, это как раз еврейские дети, родители которых приехали в Германию в девяностые годы.

У каждого человека свой путь становления на новой земле, и эмиграция никогда не бывает легкой. Это знают новые граждане в любой стране, в том числе и в Израиле. Мне тоже пришлось преодолеть немало препятствий, чтобы получить работу в престижной фирме и, главное, закрепиться на новом месте, почувствовать себя членом команды, завоевать уважение коллег и признание руководства. Все это пришло со временем, но в начале задача казалась непосильной. Никому не пожелаю повторить этот путь.

И все же с моральной стороны мне в Германии всегда было комфортно. Интересная работа, атмосфера товарищества в коллективе, коллеги, многие из которых стали друзьями... Работа обеспечивает достойную жизнь семье, дает чувство независимости от государства, наоборот, на налоги от моей зарплаты живут, по крайней мере, три семьи, получающие социальную помощь.

Возвращаясь к проблеме «евреи и немцы», расскажу о человеке, оказавшем на меня большое влияние. Много лет назад мне посчастливилось попасть в мастерскую скульптора, художника и поэта Вадима Сидура. Это сейчас, после его смерти, слава пришла к нему, а тогда художник был в опале у властей. Друзья Сидура приводили к нему своих знакомых, кто мог хоть как-то ему помочь. И вот однажды в мастерской Сидура оказался ученый из Германии Карл Аймермахер, директор института славистики в Бохуме.

Надо сказать, что Вадим Сидур – фронтовик, прошел войну и был тяжело ранен – пуля немецкого снайпера изуродовала ему лицо. По его словам, немцев он ненавидел и готов был видеть их лишь в прицел своей винтовки. После ужаса войны, кошмара Холокоста не то, что подать руку, но и слово сказать гражданину Германии он считал для себя невозможным.

Общение с Аймермахером сломало у Сидура стереотипы, владевшие умами многих, переживших ту войну. По словам художника, как только он стал смотреть на собеседника «не через призму предвзятости и злобы», а освободившись «из самой суровой тюрьмы, находящейся внутри самого себя, разрушив стену страха и недоверия, ограждавшую ее», он почувствовал себя по-настоящему свободным человеком.

Сидур тоже понял, что представление о немце как о вечном враге евреев в чем-то симметрично нацистскому убеждению, еще в девятнадцатом веке сформулированному историком фон Трайчке: «евреи – наше несчастье». Оба суждения ложны!

Я часто вспоминаю это преображение Вадима Сидура, когда разговариваю с людьми, все еще живущими в «суровой тюрьме за стеной страха и недоверия».

5). Интерес к журналистике у вас давний? Если не ошибаюсь, вы по профессии – математик...

Да, но я бы уточнил, что «математик» не просто профессия, это и образ мыслей, и взгляд на мир, и состояние души... Математик – это, скорее, порода, нельзя быть «бывшим математиком», как нельзя быть «бывшим пуделем».

Знаменитый математик Штейнгауз когда-то сказал: если два человека берутся за незнакомое дело, математик сделает его лучше.

Не раз встречал подтверждение этой мысли. Я уже как-то упоминал в другом интервью, что прожил фактически несколько полноценных жизней. Каждая продолжалась примерно десять лет. Вначале была собственно математика, счастливое плодотворное десятилетие с 1965 по 1975 годы. Потом проектирование и внедрение больших информационных систем, генеральный конструктор отраслевого и республиканского уровня, государственные награды и премии. За этим последовал научно-производственный бизнес – директор двух своих процветающих предприятий, участие в международных выставках-ярмарках. Затем вновь финансовая математика, программирование и проектирование, но уже в немецком НИИ, в другой, так сказать, инфраструктуре. И, наконец, то, что Вы назвали «журналистикой».

Я обычно этот термин не использую, хотя как иначе назвать написание статей для газет и журналов, подготовку книг и издание собственных «средств массовой информации»? Для меня первичным все же является разработка исторических тем, распутывание сюжетов, которые создавались самым изощренным сценаристом и драматургом – историей. А когда сюжет со всеми нужными подробностями ложится на бумагу, хочется познакомить с ним читателей.

Написание собственных текстов можно сравнить с игрой музыканта на каком-то инструменте. Но иногда хочется попробовать себя и в роли дирижера. Вот тут и годится работа редактора и издателя. Ведь каждый номер журнала – это  оркестровая вещь, где голоса разных авторов дополняют и усиливают друг друга.

6). А как давно вы заинтересовались еврейской тематикой?

Еврейской тематикой я интересовался всегда. Проблема была в том, что «еврейская тема» в любом представлении была в СССР под негласным запретом. Можно было подумать, что для советской власти само слово «еврей» считалось неприличным, его старались лишний раз не произносить и не печатать. Недавно обнаружил, например, такой факт.

Жизнь великого немецкого писателя Томаса Манна неразрывно связана с еврейством: он был женат на дочери профессора-еврея Альфреда Прингсхайма Кате, евреями были его основной издатель, многие литературные друзья и враги... Еврейская тема постоянно присутствует в творчестве автора романа «Иосиф и его братья», по которому не одно поколение советских людей изучало еврейскую традицию.

Как же отразилась тема «Томас Манн и евреи» в его биографиях? Возьмем, например, одну из лучших, написанную Соломоном Аптом, самым известным переводчиком и биографом писателя. Книга издана в серии «Жизнь замечательных людей» в 1972 году. На ее 352 страницах слово «еврей» и его производные встречается всего... 4 (четыре) раза! Т. е. тема «Томас Манн и евреи» в советское время даже для Соломона Апта оказалась «непечатной».

Историю я любил всегда. Еще в Москве собрал довольно интересную библиотеку по античной, русской и еврейской истории. Писать что-то «гуманитарное» в России, честно говоря, не приходило в голову ‑ хотя писал довольно много на математические и кибернетические темы. Но заметки по еврейской истории стал писать только в Германии. И толчком послужил забавный факт: в Ганновере есть улица Берковича. Для Израиля это не удивительно, а вот в немецком городе такое название редкость.

С очерка «Человек первого часа», в котором я описал историю ганноверских Берковичей, и начались мои «Заметки по еврейской истории». Они открыли большую серию работ, посвященных героям, праведникам и другим людям во времена Холокоста. Потом они были собраны в книгу «Банальность добра. Заметки по еврейской истории двадцатого века». Книга вызвала и вызывает много споров и дискуссий, в ней совсем с непривычной стороны раскрывается история Катастрофы.

По материалам книги я написал сценарий документального фильма «Вопросы к Богу» о немцах, которые помогали евреям в годы Холокоста. Фильм был снят на московской студии документальных фильмов «Параджанов-фильм» в 2005 году.

Кроме этой темы меня в последние годы очень интересует история науки, прежде всего, математики, роль в этой истории еврейских ученых. И еще одна проблема весьма занимает меня: смятение умов, поражающее интеллектуальную элиту общества в годы исторических сдвигов, например, при установлении диктатуры. Пример Томаса Манна, допускавшего необъяснимые, казалось бы, ошибки в оценке первых шагов нацизма, весьма показателен.

Об этом и о многом другом я собираюсь рассказать во время своих выступлений в Израиле.

7). Вы приезжаете в Израиль впервые?

Во второй раз. Впервые я был в Израиле десять лет назад, и могу себе представить, какие огромные изменения произошли в стране за эти годы. Конечно, о многом я читал, видел по телевидению, слышал рассказы очевидцев. Но, как известно, лучше один раз увидеть... А еще лучше – не один раз!

8). Поскольку еженедельник «Секрет» и газета «Новости недели» – давние партнеры ваших еврейских порталов, мы вызвались быть информационными спонсорами ваших выступлений в нашей стране. Сообщите, пожалуйста, тематику, даты, время и места проведения ваших творческих встреч.

Открытых выступлений у меня запланировано три.

15 ноября в Беэр-Шеве, начало в 18:30, в клубе «Мерказ Мория», ул. Авраама Авину 91. Тема: «Неизвестный Томас Манн, или Волшебник, немцы и евреи».

17 ноября в Тель-Авиве, начало в 18:00, в Доме ученых (Доме писателей), ул. Каплан 6. Тема «Наука в тени свастики. Судьбы ученых в Третьем рейхе».

18 ноября в Иерусалиме, начало в 18:30, в Общинном центре, ул. Яффо 36. Тема: «Еврейский университет в Иерусалиме и евреи-математики из Германии».

9). Евгений, от всей души желаю вам приятных встреч на Святой Земле. И, разумеется, успеха всем вашим начинаниям!

Спасибо! Желаю того же Вашим изданиям и их читателям. Надеюсь, что среди них немало друзей и наших сетевых порталов. Так что будем и дальше дружить и помогать друг другу.


К началу страницы К оглавлению номера

Всего понравилось:0
Всего посещений: 5886




Convert this page - http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer11/Pletinsky1.php - to PDF file

Комментарии:

Акива
Кармиэль, Израиль - at 2010-11-23 05:51:21 EDT
Все три журнала под редакцией Берковича заслуживают самых высоких оценок. Выходят журналы, особенно "Заметки", с завидной периодичностью. Нет сомнения, что эта работа требует значительных затрат на проверку "рукописей", редактирование и пр.
Я обращаюсь к читателям журналов организовать каким-то образом спонсирование (сбор пожертвований, поиск спонсоров, возможно даже финансирования за счет министерства абсорбции Израиля.) Уверен это облегчит задачу издателей журналов. Спасибо.

Встреча в Кирьят Тивоне
- at 2010-11-22 00:06:00 EDT

С Марком Азовым

Ион Деген - Артуру Штильману
- at 2010-11-21 03:02:25 EDT
Дорогой Артур!
Вероятно, только блестящий музыкант с тонко чувствующей душой мог так точно уловить атмосферу встреч глубокоуважаемого Евгения Берковича со своими авторами. А меня ждала ещё одна приятность: личное знакомство с замечательным писателем, коллегой в полном смысле этого слова Еленой Минкиной. До чего же ко всему она красивая женщина!

A.SHTILMAN
New York, NY, USA - at 2010-11-21 00:05:32 EDT
Дорогой Евгений!
Ваша замечательная миссия в Израиль, как видно прошла исключительно успешно! И знаете, даже здесь ощущаешь волнение, когда Вы реально в жизни встретились с замечательными Людьми - Ионом Лазаревичем Дегеном,Хаимом Соколиным ,Еленой Минкиной и другими верными сотрудниками Ваших журналов.Дай Бог всем здоровья и творческих удач, которые практически видны в каждом выпуске журналов. Ам Исраэль Хай!

Евгений Беркович
- at 2010-11-20 15:41:13 EDT
Сердечно благодарю всех моих израильских слушателей за доброжелательное внимание и интерес к обсуждаемым темам. Особая благодарность всем, кто откликнулся комментарием к интервью. Фото из Иерусалима я недавно только получил. Вот оно:



Удачи!

Ион Деген
- at 2010-11-20 15:06:24 EDT
Виртуальное общение с Евгением Берковичем в течение нескольких лет оформило в моём сознании образ доброжелательного интеллигентного человека. Книги и статьи Евгения Берковича убедили меня в его высокой образованности, обширных знаниях и таланте публициста. Всё это давало основания предполагать, что и в своей профессии математика он на таком же уровне. Недоступно только было моему пониманию, как при его занятости на основной работе можно быть редактором ТАКИХ трёх журналов. Даже одного. На лекцию Евгения Берковича с женой мы шли подготовленные получить, кроме информации, ещё заряд положительных эмоций. Но личное общение превзошло все ожидания. Причина не только содержание и профессиональное изложение материала, но и удивительное обаяния лектора. Сердечно благодарен Редактору за помещённые в комментариях фотографии. И тут же огорчение. В Иерусалиме Евгений Беркович общался с одним из лучших авторов его журналов, с Хаимом Соколиным. А фотографии с Соколиным, к сожалению, я не увидел.
Елена Тамаркина
- at 2010-11-19 08:51:50 EDT
Дорогой Евгений!
Была счастлива увидеть Вас - и услышать Вашу лекцию.
Я успела сказать Вам буквально два слова там, на месте,
о своем впечатлении, но не могу не добавить хотя бы несколько фраз: нечасто выпадает такая удача видеть человека, в котором так гармонично сочеталось бы все - ну прямо по-чеховски!
Я от души рада тому, что слышала Вашу лекцию, замечательно проведенную - без малейших нуднот и без банальностей, видела подтверждение первоначальному впечатлению своему, вынесенному от краткого заочного общения с Вами по электронной почте по поводу публикаций моих переводов и стихов, а также из передачи с замечательной Н. Б. ("Эхо Москвы"), которую, к счастью, смотрела.
А еще я вдруг увидела сидящего там скромного и легендарного человека - Иона Дегена, о котором мы дома храним несколько газетных статей. Такой красивый и героический человек!..

Дай Бог Вам всяческих благ - всегда!

Шабат шалом.

Искренне Ваша,
Елена Тамаркина

Встреча в Иерусалиме
- at 2010-11-19 08:13:34 EDT
Редактор с авторами и читателями:


с Иосифом Бегуном;


с Леонидом Фляттом;


с Наумом Зайделем

Дина Ратнер
Иерусалим, - at 2010-11-19 07:28:33 EDT
18 ноября, Иерусалим. Тема: «Еврейский университет в Иерусалиме и евреи-математики из Германии».
Евгений Беркович – историк профессионал, говорит умно, точно, убедительно. Одним словом, заслушаешься. Давно не слышала подобного выступления.

Встреча в Тель-Авиве
- at 2010-11-18 04:00:41 EDT

Ион Деген и Евгений Беркович

Игорь Мереминский
Boston, Massachusetts, USA - at 2010-11-16 11:19:14 EDT
Евгений,
Замечательное интервью!
Хотелось бы очень вас увидеть и на американской земле, в частности в Бостоне.
С уважением - Игорь Мереминский.

Эдуард Скульский
Гиватайм, Израиль - at 2010-11-15 16:34:41 EDT
Низкий поклон Вам, дорогой Евгений! Всех благ Вам, Вашим родным и близким, Вашему благородному, грандиозному детищу.
Очень сожалею, что, как назло, 17 ноября у меня давно запланированный ответственный концерт в то же время, что и Ваша встреча в Доме писателей. Зато с большим интересом прочёл это интервью.
Благодарю за участие в моей жизни. Намереваюсь выполнить Ваше давнишнее предложение опубликовать тему "Музыка Бориса Давыдова". Благо, только-только обучился создавать видеофайлы (для иллюстрации в тексте в виде сносок). Но об этом в рабочем порядке и позже.
С глубоким уважением и восхищением - Эдуард Скульский.

Борис Э. Альтшулер
Берлин, - at 2010-11-09 20:00:58 EDT
Очень симпатичное интервью.

Не удивлюсь если Евгений Михайлович, продолжая свою экспансию обаяния, скоро выйдет на уровень мировых концернов информации. Ведь то, что он делает - это тоже информатика.

Шкоях!

Пом. модератора
- at 2010-11-08 02:07:31 EDT
Лазарь
Портланд, Орегон, - at 2010-11-07 23:40:15 EDT
Действительно. Ваш портал - удивительная и грандиозная работа по форме и содержанию.
Одно маленькое пожелание: наверное всем читателям было бы гораздо удобнее, если присылаемые комментарии так сказать "хронологически" начинались не снизу (приходится каждый раз прокручивать их вниз, к началу, порой достаточно долго, так много их бывает), а сразу за концом материала.


Пока Редактор в творческой командировке в Израиле, отвечу на технический вопрос. Комментарии как раз ставятся к статье в хронологическом порядке: сверху идут более свежие. Вот мой, например, появится перед Вашим. Как говорит шеф, удачи!

Лазарь
Портланд, Орегон, - at 2010-11-07 23:40:15 EDT
Глубоко уважаемый всеми читателями и авторами Вашего портала Евгений Михайлович!

Действительно. Ваш портал - удивительная и грандиозная работа по форме и содержанию.
Одно маленькое пожелание: наверное всем читателям было бы гораздо удобнее, если присылаемые комментарии так сказать "хронологически" начинались не снизу (приходится каждый раз прокручивать их вниз, к началу, порой достаточно долго, так много их бывает), а сразу за концом материала.
Огромное спасибо за Ваши труды. Другие, бывшие в прошлом, подобные Интернет издания давно приказали долго жить.
Читатель и почитатель Лазарь П.

Лев
Израиль - at 2010-11-07 06:29:30 EDT
Поразительно, как можно работать на производстве и вести
журнал! Это как быть полиглотом в России...Ув. Евгений желаем успехов!

Б.Тененбаум-Е.Берковичу
- at 2010-11-05 19:47:14 EDT
Глубокоуважаемый Евгений Михайлович,
Позвольте выразить вам мою самую искреннюю признательность - о жизни "новой еврейской общины" в Германии я знаю очень мало, и то, что вы пишете о новом поколении еврейских немцев (или немецких евреев), для меня поистине открытие.

Буквоед - Е.М. Берковичу
- at 2010-11-05 17:54:57 EDT
не говоря о детях других иммигрантов: турок

Евгений Михайлович! Но Вам-то уж говорить "турков" никак нельзя! На всякий случай таблица падежей:
Именительный- турок турки
Родительный- турка турок
Дательный- турку туркам
Винительный- турка турок
Творительный- турком турками
Предложный- турке турках

Рута Шац-Марьяш
Рига, Латвия - at 2010-11-05 17:35:23 EDT
Благодарю за уникальные публикации, размещённые на страницах журнала - поистине демократического!
Мне близка позиция Евгения Берковича:
Признание всех немцев, в том числе, родившихся через два-три поколения после войны, ответственными за Холокост, сродни любимой идее Гитлера об ответственности евреев за все зло на земле. На самом деле, не бывает «народов-преступников», как не бывает и «народов-праведников».

С самыми добрыми пожеланиями
Рута Шац-Марьяш

Евгений Беркович
- at 2010-11-05 07:40:11 EDT
Маша Кац
- at 2010-11-05 07:36:24 EDT
Уважаемый Евгений, спасибо, что упомянули. А вход для слушателей платный?


Спасибо и Вам, дорогая Маша. Вход на все выступления свободный.
Удачи!

Маша Кац
- at 2010-11-05 07:36:24 EDT
Уважаемый Евгений, спасибо, что упомянули. А вход для слушателей платный?
Успешной Вам поездки!